Реферат по предмету "Мировая экономика"


Современные тенденции развития малого предпринимательства

--PAGE_BREAK--по 1994 годы – их количество возросло с 25 тысяч до 35 тысяч, а объем займов достиг по оценке 6 миллиардов долларов. При этом такая тенденция имеет место, несмотря на рост банковского процента за кредит, достигшего в последние годы 2-3 % годовых[21].

В США практикуются различные формы поощрения малого бизнеса. Так, например, в 1994 г. малые предприятия получили 61,2 миллиардов долларов от общей суммы 200,4 миллиардов долларов в товарах и сервисах, купленных правительством. Кроме того, малые фирмы получили в том же году напрямую 39,2 миллиардов долларов[22].

Следует отметить большие достижения малых фирм США в области новаторства. Так, в нынешнем веке малыми фирмами США были созданы: самолет, оптический прибор, персональный компьютер, мягкие контактные линзы, прибор «искусственное сердце» и многое другое. По данным многочисленных исследований малые фирмы производят в два раза больше новинок, приходящихся на одного работника, чем крупные фирмы. В технологической индустрии почти 25 % имеют численность до 500 работников, а 70 % – до 20 человек. Ныне в США законодательно предусмотрено выделение определенной суммы денег из средств федерального бюджета на исследования и разработки малыми фирмами с высокой технологией, которые предназначены на исследовательские работы.

Развитию малого бизнеса в США во многом способствует заметная поддержка государства. В конгрессе США этими проблемами заняты два комитета, а все государственные структуры, причастные к поддержке малого бизнеса, насчитывают 4,5 тысяч служащих. Во главе стоят администрация малого бизнеса, в аппарате которой 1100 сотрудников. В каждом штате имеются региональные отделения по 30-40 человек.
1.4 Необходимость и формы государственной поддержки малого предпринимательства



Государственная поддержка малого предпринимательства как в России, так и в развитых зарубежных странах

Практика государственного содействия немонополистическому сектору экономики развитых стран показывает, что правительственный выбор основных направлений этого содействия происходит на основе исследований данного круга проблем. Поэтому важнейшая задача органов власти определить приоритетные направления развития малого бизнеса. В России к таким направлениям относится:


§        производство и переработка сельскохозяйственной продукции;

§        производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления;

§        лекарственных препаратов и медицинской техники;

§        оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;

§        строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения[23].

Соответственно, одним из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.

Как считает А. Семёнов, важным инструментом государственного содействия малым предприятиям в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое[24].

Достаточно широкое развитие получили организуемые государственными органами и частными предприятиями специальные службы по оказанию различных консультационных услуг малым компаниям.
Особая система государственной поддержки существует для предприятий, занимающихся научно-исследовательскими работами. Главное место в этой системе занимают финансовая помощь и информационное обеспечение исследовательских работ.

Экономист В. Новиков считает, что сейчас, при корректировании многими политическими партиями и движениями своих программ в них можно заметить меняющееся отношение к малому бизнесу. Так из всех программ можно выделить главные общие идеи:

ü     Приоритетное развитие малого предпринимательства – не самоцель, а одно из основных условий экономического и социального возрождения России.

ü     Массовое широкомасштабное развитие малого предпринимательства позволит предоставить работу миллионам граждан, высвобождающихся из государственных и приватизированных предприятий.

ü     Реализация мероприятий по обеспечению производственной и инновационной поддержки малых предприятии позволит создать значительное количество новых малых предприятий.

ü     Малое предприятие, играющее все большую роль в региональных социально-экономических процессах, учитывает своеобразие каждого региона, формирует значительную долю доходной базы бюджета и является решающим фактором экономической стабилизации через создание местных потребительских рынков и новых рабочих мест[25].

Если не вдаваться в подробности, то сегодня выделяют четыре основных направления для решения проблем малого бизнеса.

Первое– поменять психологию власти к малому бизнесу. Отойти от мнения, что малый бизнес не платит налоги и находится в серой экономике.

Второе– реформирование и упрощение налогообложения. При сегодняшней системе, когда отнимается львиная доля дохода, предприятия вынуждены уклоняться от налогов.

В-третьих –сделать прозрачными и внести ясность в акты купли-продажи имущества. И, наконец, решить вопрос с землей, иначе аграрная Россия будет питаться импортом.

Четвертое– стимулировать инвестиции населения, которое уже не доверяет ни банкам, ни государству, в малый бизнес. А это, по некоторым оценкам, заставить работать от 20 до 40 миллиардов долларов, хранящимся под подушками и матрасами[26].

Россия должна жить по принципу, что государство обслуживает потребности и запросы общества, а не наоборот.

Во всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства. Для этого созданы специальные государственные организации, выражающие и защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением намеченных правительственных программ. Государственная поддержка малого предпринимательства опирается на законодательную правовую и финансовую базу, а также на организационно-методическую систему и систему различных исследований[27].

В странах с развитой рыночной экономикой государственная поддержка предпринимательства опирается на соответствующее законодательство. Получили распространение две формы государственной поддержки:

ü                 законодательное установление долгосрочных программ развития малого предпринимательства;

ü                 включение малого предпринимательства составной частью в государственные экономические и социальные программы.

В США малое предпринимательство институционально организован и интегрирован в государственные структуры через специальные комитеты Конгресса, Администрацию по делам малого предпринимательства, систему региональных ассоциаций, инкубаторов малого предпринимательства. В Японии регулирующая роль государства отражена в законах об основах политики по отношению к малым и средним предприятиям, содействии их модернизации, руководстве их деятельностью; в Законе о Центральном кооперативном банке для торговли и промышленности и ряде других. В Великобритании законодательно принят ряд программ, в частности, программа расширения бизнеса, предусматривающая меры по налоговой поддержке малого предпринимательства, и Программа гарантированного проекта, облегчающая малым фирмам доступ к банковским кредитам[28].

Правовые основы малого предпринимательства в Российской Федерации

Малый бизнес в России как самостоятельное социально-экономическое явление существует уже свыше 10 лет. Действующие законодательные и нормативно-правовые акты направлены на государственную поддержку малых предприятий с целью создания благоприятных условий для их функционирования, в первую очередь предоставления льгот по налогообложению. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.91 г. Г 406 «0 мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР», были определены критерии отнесения предприятий к категориям малых, предусмотрена возможность установления определенных налоговых льгот, а также создания фондов финансовой поддержки за счет бюджетных средств.

В соответствии с законом РСФСР «0 конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Правительство РФ в апреле 1993 г. приняло постановление об образовании фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции (с декабря 1995 г. года он был переименован в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства).

А в июне 1995 г. был принят федеральный закон государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации, определивший общие положения поддержки малых предприятий, формы и методы государственного стимулирования, а также регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

Указом Президента РФ в июне 1995 г. был образован Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства. В апреле 1994 г. Правительством РФ одобрена целевая Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в России на 1994-1995 гг.[29].

В ней были определены основные направления, цели и приоритеты в данной области, включая совершенствование законодательства, развитие системы финансово-кредитной поддержки, информационное и консультационное обеспечение малых предприятий, содействие в реализации контрактов для обеспечения государственных нужд и др.

В 1996 г. Государственной думой была утверждена вторая Федеральная программа государственной поддержки предпринимательства на 1996-1997гг.

По мнению А. Ф. Ноздрачева, остается надеяться, что действующий с 01.01.99г. Налоговый Кодекс РФ, в содержании которого нет особых приоритетов для малого и среднего предпринимательства, не будет препятствовать дальнейшему развитию малого бизнеса в России[30].


Глава 2. Особенности развития малого предпринимательства в России



2.1 Проблемы развития малого предпринимательства в России
К настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП (малых предприятий) приходится 84 %. Малые предприятия, располагая 3,4 % стоимости основных средств экономики России и 14 % числа занятых, производят 12 % ВВП (валовый внутренний продукт) и дают 25 % всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства[31].

Что же конкретно мешает малому предпринимательству нормально развиваться?

Проблемы малого бизнеса можно разделить на следующие группы:

1) Организационные, связанные с юридическим оформлением и регистрацией, открытием счета в банке.

2) Материально-техническое обеспечение: нехватка производственных помещений и оборудования, низкая квалификация персонала; низкая правовая защищенность деятельности.

3) Финансовые (инвестиционные) проблемы и проблемы капитализации сбережений индивидуальной ликвидности: затруднения в легализации капитала для регистрации предприятия, проблема формирования стартового капитала, установление связей с поставщиками.

4) Кредитная необеспеченность.

Сами представители малых предприятий распределяют по важности свои проблемы следующим образом.

§        Недостатки налоговой системы;

§        Отсутствие оборотных средств;

§        Низкий платежеспособный спрос населения;

§        Высокая арендная плата;

§        Экономическая политика государства;

§        Недоступность кредитов;

§        Дороговизна сырьевых ресурсов;

§        Слабое развитие внутреннего рынка;

§        Высокие тарифы на перевозки;

§        Отсутствие производственных площадей;

О. А. Шестопёров считает, что для нормальной деятельности бизнеса необходимо обеспечить оптимальное сочетание интересов государства, потребителей и субъектов предпринимательства. А для этого следует ввести упорядоченную и эффективную нормативно-правовую базу малого предпринимательства, которая будет стимулировать развитие бизнеса и создавать благоприятные условия для тех, кто готов начать и продолжить свое дело[32].

Важно, чтобы государственная политика поставила надежный заслон непрекращающемуся разрастанию административных барьеров на пути деловой активности малого бизнеса. Нужно снизить регулирование экономики, но не в том смысле, что нужно меньше уделять ему внимания, а ликвидировать «постоянную готовность чиновников отрегулировать любой бизнес в режиме ручной настройки».

Проблемы возникают из-за того, что права чиновника четко не оговорены и не ограничены по отношению к предпринимателям. А вопрос прав предпринимателей и обязанностей чиновника законодательно не урегулирован. Возьмем классический пример, когда неверные действия чиновника довели предпринимателя до банкротства. Никакой суд не сможет в таком случае заставить чиновничью структуру и тем более самого чиновника восстановить убытки предпринимателя. Такая система должна быть ликвидирована. Чиновник должен знать, что он несет всю полноту ответственности за нарушение законных интересов предпринимателя.

Упрощению жизни предпринимателей также будет способствовать упрощение процесса регистрации: регистрация должна осуществляться в одном регистрационном ведомстве и срок ее должен быть ограничен (например, десятью днями). Целый ряд функций по регистрации, лицензированию, контролю (сейчас монополизированных государством) должен перейти в совместное ведение, а некоторые из них – в исключительное ведение общественных организаций предприятий. То есть требует решения проблема перераспределения функций в системе жизнеобеспечения малого бизнеса.

Г. Клейнер считает, что в настоящее время в ряде субъектов Российской Федерации уже действуют специальные комиссии, решением которых предприятиям разрешается выводить производственные мощности «в резерв» с соответствующим освобождением от уплаты налогов на имущество. Тем самым создаются реальные стимулы к передаче мощностей крупных предприятий в малый бизнес. Представляется целесообразным не выставлять часть государственной собственности на аукционах на продажу, а сдавать малым предприятиям на конкурсной основе в долгосрочную аренду (лизинг), при этом приоритет должен принадлежать предпринимательским структурам в регионах с благоприятным предпринимательским климатом. Частные лизинговые компании оказали бы реальную помощь малому предпринимательству, но эта деятельность сейчас требует слишком большого начального капитала. Направление государственных средств для обеспечения стартового капитала лизинговых компаний один из путей решения этой проблемы[33].

Кроме того, как один из вариантов санации крупных предприятий, приватизируемых или радикально реорганизуемых по причине их банкротства, должна быть предусмотрена возможность их преобразования в систему (объединение) малых предприятий.

Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджментской неопытностью и профессиональной некомпетентностью собственников малых предприятий, поэтому подготовка кадров имеет большое значение для предприятий.

В связи с поддержкой свободной конкуренции не стоит забывать о необходимости усовершенствования государственной антимонопольной политики и регулирования сферы деятельности естественных монополий.

В качестве основного фактора, препятствующего нормальной работе малых торговых организаций, подавляющее число предпринимателей отмечают высокие налоги.

По мнению А. Ф. Ноздрачева, необходимо разработать систему налогообложения так, чтобы она стимулировала предприятия производить продукцию. Исходя из интересов развития малого предпринимательства, в процессе пересмотра и обновления указанных законодательных норм следует сосредоточить внимание не на отдельных видах налогов, пошлин, лицензионных и аналогичных запретов и ограничений, а на ряде общих положений, ликвидирующих сегодняшний законодательный произвол. Освобождение же от налогов, налоговые льготы отдельным МП создают им незаслуженные конкурентные преимущества, противоречащие конституционным положениям о развитии конкуренции и свободе экономической деятельности. Кроме того, этот механизм не освобождает частных товаропроизводителей от вмешательства государства, а ставит их в еще большую зависимость[34].

Созданию равных экономических условий мешает также деятельность субъектов РФ, особенно органов местного самоуправления, которые пытаются устанавливать произвольные налоги.

Произвол со стороны фискальных органов создал для налогоплательщиков неравные условия: с крупными предприятиями устанавливаются особые отношения, заключаются соглашения о графике и объеме уплачиваемых налогов, а с малыми и средними не церемонятся, доводя процветающие фирмы в один прием до полного разорения.

По мнению М. В. Романовского, в России действует принудительное ценообразование: налоги, стоимость коммунальных услуг, арендная плата, колебания курса валют приблизительно на 40 % определяют стоимость товаров и услуг, цены конкурентов, оптовые цены поставщиков и колебания спроса – на 46,5 %[35].

Опрос представителей малого предпринимательства выявил влияние различных факторов на уровень ценовой реализации товаров и услуг (в прцентах к числу респондентов):

Ø     затраты на производство и реализацию – 15,3

Ø     цены конкурентов – 16,5

Ø     спрос со стороны покупателей – 15,4

Ø     коммунальные тарифы – 5,2

Ø     арендная плата – 8,1

Ø     оптовые цены поставщиков – 14,6

Ø     налоги – 10,2

Ø     изменение курса валют – 14,7

Следовательно, в экономике существуют огромные ценовые накрутки из-за внешних факторов, хотя при этом, прибыль предприятия может быть равной нулю. Это снижает платежеспособный покупательный спрос населения, для решения этой проблемы нужно стараться снизить влияние экзогенных факторов, например, снизить опять же налоги. В направлении совершенствования налоговой системы уже ведется работа. Но результаты нельзя оценить однозначно.

М.В. Романовскому представляется принципиально важным установить в качестве общих принципов налогового законодательства положения, согласно которым, во-первых, не допускается дифференциация налогов с целью ограничения или стимулирования отдельных видов деятельности и, во-вторых, запрещается установление чрезмерно обременительных налогов, исключающих получение налогоплательщиком доходов от своей деятельности, сдерживающих экономически оправданный оборот товаров, услуг и капиталов[36].

Особое внимание необходимо уделить проблеме кредитования малого предпринимательства. Специфические особенности предприятий малого бизнеса, а именно высокая степень риска и неустойчивость на рынке, делают его непривлекательным для кредиторов. Кредитная необеспеченность вынуждает уходить в тень или оформлять низкую рентабельность для прикрытия подпольного бизнеса. Кредитов нет, поэтому малые предприятия обращаются к теневому капиталу. Банки отказываются работать с малыми предприятиями, не входящими в контролирующий их банк корпорацию: чужим малым предприятиям предлагаются неприемлемые условия. Этот процесс обостряется в период учреждения малого предприятия, выхода на рынок и при макроэкономических кризисах, поэтому необходимо усилить поддержку в этом направлении.

В. Новиков считает, что интересы малого бизнеса и коммерческих банков расходятся. У предприятий нет необходимых залоговых возможностей, развитых систем гарантий для работы с коммерческими банками. Тем более этого нет на начальном этапе работы конкретного предприятия, когда кредиты ему необходимы для стартового капитала. Кроме того, сами коммерческие банки в России имеют существенные недостатки: неустойчивость, спекулятивный и корпоративно-политизированный характер их стратегий. Поэтому взаимодействие отсутствует[37]. Это хорошо иллюстрирует данная таблица.
Таблица. №1. Малые предприятия, пользовавшиеся в 2002г. теми или иными кредитными источниками (в процентах к числу респондентов)



Проблема также заключается в непонимании и неправильном использовании малым бизнесом кредитов: успешные предприятия не берут кредиты, часто замедляя этим темпы роста, а неуспешные – берут, и этим ухудшают свое положение из-за усугубления проблем финансовой неустойчивости.

Кредитные союзы – это сегодня единственный финансовый институт, решающий проблему доступа к кредиту для большинства малых предприятий. По мнению А. И. Муравьёв, в условиях, когда доверие россиян к отечественной банковской системе в целом и отдельным кредитным организациям подорвано, создание и поддержка этих альтернативных систем сбережения и накопления чрезвычайно важно и актуально. Тем более что уже более 50 лет в ряде развитых стран мира подобные структуры функционируют весьма успешно[38].

Нельзя забывать и о создании определенных условий для самостоятельного завоевания рыночных ниш МП. Это особенно важно, когда речь идет о МП, действующих в сфере высоких технологий. Государственная поддержка должна быть ориентирована именно на такие предприятия и фирмы, поскольку они располагают значительным инновационным потенциалом и имеют реальные возможности наращивания объемов экспорта, прежде всего нетрадиционного.

Идея создания технопарковых и инкубационных структур получила заслуженное признание во всем мире. Их важная роль в ускорении научно-технического прогресса, совершенствовании структуры производства, повышении уровня занятости и благосостояния населения была в последние годы неоднократно подтверждена мировой практикой. Именно поэтому в России ввиду незрелости предпринимательства и падения инновационных стимулов следует уделить особое внимание разработке законодательных актов, регламентирующих деятельность технопарков, а также разработке национальной программы в области инновационной политики с учетом конверсии[39].

С. Кугунеев считает, в России фондовый рынок не достаточно развит, поэтому наши венчурные фирмы предпочитают подавать часть компании кредитору. Малой фирме часто просто невозможно найти отечественного кредитора, т. к. высокая экономическая нестабильность в стране совсем отбивает у них охоту идти на большой риск, связанный с венчурным инвестированием[40]. Чаще всего кредиторами выступают иностранные фирмы, но и с ними тоже проблема: по сравнению с ситуацией на Западе сроки инвестиций у нас намного длиннее, что, конечно, невыгодно.

Шестопёров считает, что при разработке государственной поддержки для малого промышленного бизнеса необходимо разделить предприятия на группы в зависимости от перспектив развития. Первая группа – должна включать наукоемкие отрасли с диверсифицированным производством, требующим высококвалифицированную рабочую силу (точное машиностроение, радиоэлектроника, приборостроение, микробиология, медицинская промышленность, промышленность строительных материалов, деревообрабатывающая и полиграфическая промышленность, пищевая промышленность); вторая – те отрасли, в которых возможности для развития малого предпринимательства ограничены в силу технологических особенностей (тяжелое, энергетическое, транспортное машиностроение, химическая промышленность); третья – те отрасли, в которых вообще нет перспектив развития для малого бизнеса (ТЭК). Так как у предприятий разных групп первостепенные проблемы могут отличаться, дифференцированный подход к их поддержке может оказаться более эффективным[41].



2.2 Перспективы развития малого предпринимательства в Российской
Федерации
По последним данным Госкомстата России, на 1 октября 2000 г. количество зарегистрированных малых предприятий (МП) в России составило 875,5 тысяч или 27 % общего числа предприятий и организаций, учитываемых Единым государственным регистром предприятий и организаций. В 1999 г. доля товаров, работ и услуг, произведенных малыми предприятиями, в ВВП (валовом внутреннем продукте) России достигла 9,5 %.Численность индивидуальных предпринимателей на начало 2000 г. находилась на уровне 4 миллионов человек. По оценкам, на доходы от малого предпринимательства живут 20 % россиян.

Таблица №2. Уровень развития малого и среднего предпринимательства в некоторых странах[42]

Страны

Количество малых и средних предприятий (тысяч)

Количество малых и средних предприятий на 10 тысяч жителей

Занято на малых предприятиях (миллионов человек)

Доля малых и средних предприятий в общей численности занятых (%)

Доля малых и средних предприятий в ВВП (% оценочно)

Великобритания

2630

460

13,6

49

50-53

Германия

2290

370

18,5

46

50-52

Италия

3920

680

16,8

73

57-60

Франция

1980

350

15,2

54

55-62

Страны ЕС

15770

450

68,0

72

63-67

США

19300

742

70,2

54

50-52

Япония

6450

496

39,5

78

52-55

Россия

875

57

7,5

15

9-10



Однако нынешние масштабы развития малого бизнеса в России остаются весьма скромными, особенно в сравнении со странами с развитой рыночной экономикой: наша страна далеко отстает от них по ниже перечисленным показателям. (Таблица №2.)

Подобное сопоставление свидетельствует о том, что Россия находится в самом начале пути формирования сектора малого предпринимательства.

И все же согласно имеющимся статистическим данным малый бизнес постепенно выходит из кризиса.

Косвенно об этом свидетельствуют два факта: во-первых, количество зарегистрированных МП (малых предприятий) сократилось, а во-вторых, увеличились налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства (единый налог для субъектов малого предпринимательства, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности; единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности). Так, за январь-сентябрь 2000 года по сравнению с аналогичным периодом 1999 года поступления единого налога для субъектов малого предпринимательства, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, возросли в 1,5раза (с учетом ИПЦ). Такое увеличение, правда, может быть обусловлено переходом ряда субъектов малого предпринимательства на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности в 2000 года[43].

Вклад малых предприятий в оздоровление экономики сегодня явно недостаточен. Поэтому развитие малого предпринимательства нуждается в разносторонней государственной поддержке.

По мнению А. Семёнова, с этой целью созданы ассоциации малых предприятий, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, Всемирная ассамблея мелких и средних предприятий, различные фонды развития и поддержки малого бизнеса. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого предпринимательства озабочены своими собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают. Малые предприятия нуждаются также в информационном облуживании, подготовке кадров, в льготном банковском кредите и другой помощи[44].

Развитие малых предпринимательских форм происходит сейчас в основном посреднической сфере и отраслях, не требующих значительных капитальных вложений – торговле, общественном питании, строительстве гражданских объектов, мелком ремонте технике и машин, сельском хозяйстве. Между тем такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшеств и информации, не осваивается. С одной стороны это обусловлено и не достаточным вниманием к данным проблемам государственных структур управления, отсутствие правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно-технического бизнеса, с другой – монополией государственных научно исследовательских институтов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной сферы[45].

Лига кредитных союзов прошла регистрацию еще в 1995 году. Но до сих пор кредитные союзы функционируют на основании Гражданского кодекса. Соответствующий закон дважды проходил парламент и дважды президент Российской Федерации накладывал на него вето. Закон давно ожидается, вокруг него поломано немало копий. Надежной статистики о развитии кредитных союзов пока, естественно, тоже нет. Они могут не столько составить конкуренцию коммерческим банкам, сколько стать привлекательными партнерами с позиции увеличения собственного капитала. С социальной точки зрения идея весьма конструктивна.

Финансирование федеральных и региональных программ поддержки малого предпринимательства за 1997-2001 годы; как было отмечено выше, остается одним из слабых звеньев государственной политики в этой сфере. По информационно-технологическому, инфраструктурному направлениям в области финансирования малого бизнеса следует использовать опыт Москвы. Здесь принято решение выделять на финансирование программ не фиксированную жестко сумму, а определенный процент от бюджета города (0,5%).

Система правового и ресурсного обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства в ее сложившемся виде стала тормозом на пути развития сектора малого предпринимательства, консервируя его стагнацию и «застревание» в большинстве регионов (за исключением лидеров) на фазе «растянутого» старта. По мнению О. Орлова, правительству Российской Федерации и Центральному банку России не удается в условиях высокого уровня инфляции и высоких рисков развернуть в сторону малого бизнеса систему Сбербанка России и коммерческих банков[46]. Тем самым проблема упрощения доступа малых предприятий к финансово-кредитным инвестиционным ресурсам фактически не решается. Развитие же системы государственных фондов тормозит принятый Бюджетный кодекс.

Разработанный Минэкономразвития Российской Федерации с участием предпринимательской общественности пакет законов по дебюрократизации малого предпринимательства может сыграть свою положительную роль в сохранении «съедаемых» коррупцией и рэкетом части финансовых ресурсов МП (оборотных средств) и в них перераспределение и развитие данного сектора. Это – необходимое, но не достаточное условие. Главное – снижение уровня общей и скрытой инфляции, оптимизация структуры малого бизнеса в пользу малой стройиндустрии, производственно-инновационного комплекса, обеспечивающие прорывной рост.

Перед государственными органами, предпринимательской общественностью частным капиталом стояла чрезвычайно ответственная задача – обеспечить в кратчайшие сроки (2002-2005 годы) прорыв в развитии российского малого бизнеса. Это означает, прежде всего, создание примерно одного миллиона новых рабочих мест (140-150 тысяч малых предприятий) в малой стройиндустрии, производственно-инновационном комплексе.

Необходимо полностью освободить от налогов 40 тысяч малых инновационных предприятий, есть так называемый «офицерский» малый бизнес и те предприятия, которые созданы инвалидами.

Целесообразно ввести пониженные на 30-50% ставки налога на прибыль для МП (малых предприятий) строительного комплекса по всей «цепочке» – от карьеров до ремонта строительства дорог, социальных производственных объектов, в том числе и в самом малом бизнесе.

Необходимо возложить на Министерство Экономики Российской Федерации разработку основ политики государственной поддержки малого предпринимательства, а координацию деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти и формирование инфраструктуры малого предпринимательства.

Как показало время, малое предпринимательство постепенно (хотя и не настолько быстро, как предполагалось) начинает занимать определенное место в хозяйстве страны. По состоянию на 1 января 2001г. в России действовало 868 тыс. малых предприятий (по сравнению с их количеством на 1 января 2000г. прирост составил лишь 6,9 тыс. малых предприятий, или 0,8 %). Вместе с тем следует отметить стабильный рост числа предприятий в таких отраслях, как здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение (на 39,8 % – в 2000г., на 12,1 % – в 2001г.), операции с недвижимым имуществом (на 19,9 % и на 26,8 % соответственно), торговля и общественное питание (на 3,8 % и на 3,6 %). Продолжало сокращаться число малых предприятий, работающих в отрасли «наука и научное обслуживание» (на 6,2 % и на 11,4 %)[47].

Отраслевая структура малого предпринимательства постепенно меняется в сторону увеличения доли предприятий торговли и общественного питания и уменьшения доли строительных организаций, предприятий, занимающихся общей коммерческой деятельностью по обеспечению функционирования рынка, наукой и научным обслуживанием.

В 2000 г. малыми предприятиями было произведено продукции, работ, услуг по всем видам деятельности на 261,9млрд. рублей, это по оценке, составило около 7 % выпуска продукции, работ и услуг всех отраслей экономики России, занимающихся производством товаров и оказывающих рыночные услуги. Объем произведенной малыми предприятиями продукции в фактических ценах уменьшился по сравнению с 1997г. на 13,6 %. По основному виду деятельности предприятий было произведено продукции, работ, услуг на 231,8млрд. рублей, три четверти этого объема приходится на валовой доход предприятий торговли и общественного питания (26, 1 %), выпуск промышленной продукции (24,2 %) и объем произведенных строительных работ (26,1 %)[48].

Инвестиции малых предприятий в основной капитал в 2000 году составили 22,5 млрд. рублей, или 5,6 % всех инвестиций на развитие экономики и социальной сферы России. По сравнению с 1999 годом в сопоставимых ценах они уменьшились на 3,5 %. В 2000 г. произошли изменения в отраслевой структуре инвестиций. В большинстве экономических районов имеет место несоответствие долей объемов прибылей и платежей. Действие указанных факторов снижает объем поступлений в доходную часть бюджетов всех уровней[49].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подведя итоги работы, можно сделать следующие выводы:

Ø                Малый бизнес обладает своими преимуществами и недостатками. Эти экономические особенности делают его перспективным в одних отраслях, например, наукоемких и тех, где требуется высококвалифицированная рабочая сила (это такие отрасли, как точное машиностроение, радиоэлектроника, приборостроение, микробиология, медицинская промышленность, промышленность строительных материалов, деревообрабатывающая и полиграфическая промышленность, пищевая промышленность) и неперспективным в других (ТЭК, т. к. в этой отрасли просто выгоднее монополии), что необходимо учесть при выработке стратегии его развития.

Ø                Малый бизнес оказывает большое влияние на экономику, создает такие экономические условия, без которых немыслима высокая эффективность рынка. По степени его развитости судят о гибкости экономики. В развитых странах доля малого бизнеса велика, в среднем 70 %, в нашей стране этот показатель находится на гораздо более низком уровне около 30 %.

Ø                Малое предпринимательство с помощью ценовой и неценовой конкуренции способствует стабилизации цен, научно-техническому прогрессу, улучшению качества продукции. Кроме того, оно создают значительное количество рабочих мест, снижая безработицу.

В России после перестройки малый бизнес начал активно развиваться. По мере его развития менялись стратегии бизнеса. Если сначала основной проблемой малого предпринимательства было выживание, то теперь оно решает проблемы более высокого ранга.

Основными проблемами малого бизнеса являются:

v               Несовершенство налоговой системы: слишком высокие налоги снижают стимулы к действию и повышают стимулы к переходу в теневую экономику.

v               Административные барьеры: сложность регистрации, юридического оформления. Проблемы возникают и из-за того, что права чиновника четко не оговорены и не ограничены по отношению к предпринимателям, а вопрос прав предпринимателей и обязанностей чиновника законодательно не урегулирован.

v               Нехватка производственных помещений и оборудования, причем эта проблема усугубляется недостатком лизинговых компаний.

v               Нехватка кредитов, в результате чего возникает теневое кредитование.

Непривлекательным для кредиторов малый бизнес делают его специфические особенности, а именно высокая степень риска и неустойчивость на рынке. Отсутствие квалифицированных кадров, низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей. А также отмечается отрицательное влияние на малые предприятия таких явлений, как:

ü     Недостаток четкого правового регулирования любых взаимоотношений в бизнесе.

ü     Нестабильная экономическая обстановка, невозможность свободного ценообразования, т. е. цена продукции в меньшей степени определяется издержками производства, чем внешними факторами.

ü     Слабость действия механизма государственной поддержки, который направлен на предоставление помощи только определенному кругу организаций. Этот механизм формирует зависимость предприятии от государства.

При разработке механизмов поддержки малого предпринимательства важно:

1)     Не приводить в противоречие интересы государства и малого бизнеса.

2)     Способствовать установлению кооперационных связей малого и крупного бизнеса.

3)     Особое внимание уделить проблемам венчурного бизнеса.
Осуществлять поддержку, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

4)     Усовершенствовать законодательство.

Развитие малого предпринимательства – важная экономическая и политическая проблема. Необходима целостная системная методология развития малого предпринимательства. И дело совсем не в бюджете и даже не в налогах, дело в свободе, в правах, в отношениях государства к малому бизнесу.


Список литературы

1) Агеев А. И. Предпринимательство: культура и развитие / А. И. Агеев. – М., 2002. – С. 6-7.

2) Баненов, Ю. К. Малое предпринимательство / Ю. К. Баненов, А. Ю. Баненов. – М., 1999. – 456 с.

3) Береснёва, А. В. Роль малого бизнеса в развитии экономики / А. В. Береснёва. – 2005. – 540 с.

4) Бухвальд, Е. Российская модель взаимодействия малого и крупного бизнеса / Е. Бухвальд, А. Виленский // Вопросы экономики. – 1999. – № 12. – С. 66-78. ¶

5) Виленский, А. Этапы развития малого предпринимательства в России / А. Виленский // Вопросы экономики. – 1996. – С. 84-92.

6) Грибов, В. Д. Основы бизнеса: учебное пособие / В. Д. Грибов. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 160 с.

7) Клейнер, Г. Эволюция и реформирование промышленных предприятий: десять лет спустя / Г. Клейнер // Вопросы экономики. – 2000. – № 5. – С. 56-68.

8) Кугунеев, С. 4 этапа русского венчура / С. Кугунеев // Эксперт. – 2001. – № 3. – С. 63-72.

9) Лапуста, М. Г., Малое предпринимательство / М.Г. Лапуста, Ю.Л. Старостин. – М.: Инфра, 1998. – 220 с.

10) Лиухто, К. Влияние размера, возраста и отраслевой принадлежности предприятия на его эффективность / К. Лиухто // Вопросы экономики. –2000. – № 1. – С. 87-96.

11) Муравьёв А. И. Малый бизнес: экономика, организация, финансы /  А. И. Муравьёв. – М., 1999. – 608 с.

12) Мустафин, А. Т. О распределении фирм по размерам / А. Т. Мустафин, А. К. Кантарбаева // Экономика и математические методы. – 2000. – С. 105-112.

13) Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая – 4-е издание. – М.: «Ось – 89», 2000.

14) Ноздрачев, А. Ф. Применение законодательства о малом предпринимательстве / А. Ф. Ноздрачев, Е. А. Павлодский. – М.: Менатеп-Информ, 1992. – 232 с.

15) Новиков, В. Малое предпринимательство и банки: пути расходятся / В. Новиков, Ф. Шереги // Российский экономический журнал. – 1999. – № 9-10. – С. 104-115.

16) Орлов, О. Малое предпринимательство в России: развитие или стагнация / О. Орлов // Вопросы экономики. – 2001. – № 10. – С. 96-109.

17) Пашинцева Н. И. Малое предпринимательство в России / Н. И. Пашинцева // Статистический сборник. – М., 2005. – С. 56.

18) Романов А. Н. Экономика предприятия: учебник для вузов / А. Н. Романов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 450 с.

19) Романовский, М. В. Налоги и налогообложение: учебник для вузов / М. В. Романовский. – СП-б.: Питер, 2006. – 496 с.

20) Сафронов, Н. А. Экономика предприятия: учебник для вузов / Н. А. Сафронов. – М.: «Юристъ», 1998. – 618 с

21) Семёнов, А. Социальные приоритеты поддержки малого предпринимательства / А. Семенов, Д. Агеев // Экономист. – 2000. – № 10. – С. 47-56.

22) Федеральный закон от 14 июня 1995 г. 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

23) Шестопёров, О. А. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России / О. А. Шестоперов // Экономические новости. – 2001. – № 4. – С. 65-83.¶
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.