Реферат по предмету "Государство и право"


Лицензирование предприятий

Задача №1
Некимилицами было учреждено ЗАО «Специализированная депозитарная компания» с цельюосуществления деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг идепозитарной деятельности. Генеральный директор ЗАО «Специализированнаядепозитарная компания» считал, что руководимая им организация не должнаполучать лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра владельцевценных бумаг и депозитарной деятельности, поскольку в п. 1 ст. 17Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» данные видыдеятельности не названы в качестве лицензируемых. Противоположную позицию занялзаместитель генерального директора ЗАО «Специализированная депозитарнаякомпания», утверждая, что все организации, занимающиеся подобной деятельностью,имеют соответствующие лицензии, следовательно, лицензия должна быть получена.Кто прав в данном споре?
 
Решение
В данномспоре прав заместитель генерального директора ЗАО «Специализированнаядепозитарная компания», который утверждал, что все организации, занимающиесядеятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг и депозитарнойдеятельностью, имеют соответствующие лицензии, следовательно, лицензия должнабыть получена.
Общество может быть открытым илизакрытым, что отражается в его уставе и фирменном наименовании.
Акционерное общество, акции которогораспределяются только среди его учредителей или иного заранее определенногокруга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправепроводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образомпредлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.
Акционеры закрытого акционерногообщества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другимиакционерами этого общества1.
Число акционеров закрытого общества недолжно превышать пятидесяти. В случае если число акционеров закрытого обществапревысит установленный ФЗ «Об акционерных обществах» 1995 г. предел,указанное общество в течение одного года должно преобразоваться в открытое.Если число его акционеров не уменьшится до установленного данным ФЗ предела,общество подлежит ликвидации в судебном порядке2.
В случаях, предусмотренных законом обакционерных обществах, закрытое акционерное общество может быть обязанопубликовать для всеобщего сведения документы, указанные в п. 1 ст. 97ГК РФ1.
Деятельностью по ведению реестравладельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранение ипредоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценныхбумаг, которой имеют право заниматься только юридические лица.
Депозитарной деятельностью признаетсяоказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету и переходуправ на ценные бумаги, которой имеет право заниматься только юридические лица3.
Деятельность по ведению реестравладельцев ценных бумаг осуществляется в соответствии с Положением о веденииреестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденным Постановлением ФКЦБРоссии от 2 октября 1997 года №27 и Правилами ведения реестра владельцевименных ценных бумаг, а депозитарная деятельность – Постановлением ФКЦБ Россииот 16 октября 1997 г. №36 «Об утверждении положения о депозитарнойдеятельности в Российской Федерации, установлении порядка в ведения его вдействие и области применения».
Деятельность поведению реестра владельцев ценных бумаг и депозитарная деятельность подлежитлицензированию, согласно приказу Федеральной службы по финансовым рынкам от 6марта 2007 г. №07–21/пз-н «Об утверждении порядка лицензирования видовпрофессиональной деятельности на рынке ценных бумаг».
В соответствии с даннымПорядком осуществляется лицензирование и таких видов профессиональнойдеятельности на рынке ценных бумаг, как депозитарная деятельность и деятельностьпо ведению реестра владельцев ценных бумаг.
Лицензия выдается на каждый видпрофессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
На осуществление депозитарнойдеятельности выдается лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг, ана осуществление деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумагвыдается лицензия на осуществление деятельности по ведению реестра.
Лицензиат вправе совмещатьпрофессиональную деятельность на рынке ценных бумаг с иными видамидеятельности, как подлежащими лицензированию, так и не подлежащимилицензированию в соответствии с законодательством РФ.
При обращении за получением лицензиисоискателю лицензии выдается лицензия без ограничения срока действия.
Лицензия утрачивает юридическую силу: 1)истечение срока действия лицензии; 2) ликвидация лицензиата или прекращение егодеятельности в случае реорганизации (за исключением преобразования); 3)аннулирование лицензии.
За рассмотрение лицензирующим органомзаявления о выдаче лицензии, за выдачу (предоставление) лицензии, а также запереоформление бланка лицензии взимается государственная пошлина в соответствиис законодательством РФ о налогах и сборах.
Соискатель лицензии на датупредставления в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг(лицензирующий орган) документов для получения лицензии должен соответствоватьлицензионным требованиям и условиям, установленным данным Порядком.
Лицензиат обязан соблюдать лицензионныетребования и условия, предусмотренные данным Порядком.
Соискатель лицензии вправе податьдокументы в одну из саморегулируемых организаций для получения ходатайствасаморегулируемой организации о выдаче лицензии, выдаваемого в соответствии свнутренними документами саморегулируемой организации.
При наличии ходатайства саморегулируемойорганизации о выдаче лицензии документы могут быть направлены в лицензирующийорган саморегулируемой организацией, выдавшей ходатайство о выдаче лицензии всоответствии с внутренними документами саморегулируемой организации4.
Порядок лицензирования деятельности поведению реестра владельцев именных ценных бумаг установлен Постановлением Федеральнойкомиссией по рынку ценных бумаг №24 от 19 июня 1998 г. «Об утвержденииположения о лицензировании деятельности по ведению реестра владельцев именныхценных бумаг», а также ФЗ «О рынке ценных бумаг».
Что касается депозитарной деятельности, топостановление ФКЦБ России от 16 октября 1997 г. №36 «Об утвержденииположения о депозитарной деятельности в Российской Федерации, установлениипорядка в ведения его в действие и области применения» не регулирует порядок иусловия лицензирования депозитарной деятельности в Российской Федерации.Лицензирование депозитарной деятельности осуществляется в соответствии с ФЗ «Орынке ценных бумаг» и нормативными правовыми актами Федеральной комиссии порынку ценных бумаг, устанавливающими порядок и условия лицензирования, включаяограничение на совмещение депозитарной деятельности с иными видамипрофессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
Итак, вданном споре прав заместитель генерального директора, который утверждал, чтовсе организации, занимающиеся деятельностью по ведению реестра владельцевценных бумаг и депозитарной деятельностью, имеют соответствующие лицензии,следовательно, лицензия должна быть получена.
 
Задача №2
Федеральныйзакон «О лицензировании отдельных видов деятельности» в п. 1 ст. 17 определилнекую деятельность как лицензируемую. Однако на момент вступления этой нормы всилу Правительством РФ не было утверждено положение о лицензировании этого видадеятельности, также не был определен лицензирующий орган. По этому поводу междудвумя юристами коммерческой организации разгорелась дискуссия. Первый юристутверждал, что пока не принято положение о лицензировании и не определенлицензирующий орган, этим видом деятельности можно заниматься, не имеялицензии. Второй юрист говорил о том, что раз данный вид деятельности являетсялицензируемым, то его осуществление, несмотря на указанные обстоятельства,возможно только после получения лицензии. Какая из названных позицийсоответствует нормам действующего законодательства?
Решение
Ясчитаю, что нормам действующего законодательства соответствует позиция второгоюриста, который говорил о том, что раз данный вид деятельности являетсялицензируемым, то его осуществление, несмотря на указанные обстоятельства(Правительством РФ не было утверждено положение о лицензировании этого видадеятельности, также не был определен лицензирующий орган), возможно толькопосле получения лицензии.
Лицензия– специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности приобязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданноелицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Лицензируемыйвид деятельности – вид деятельности, на осуществление которого на территории РФтребуется получение лицензии в соответствии с ФЗ «О лицензированииотдельных видов деятельности» 2001 г.
Лицензирующиеорганы – федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной властисубъектов РФ, осуществляющие лицензирование в соответствии с ФЗ «Олицензировании отдельных видов деятельности» 2001 г.
В ст. 4 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» 2001 г. говорится,что к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности,осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законныминтересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурномунаследию народов Российской Федерации и регулирование которых не можетосуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
А в ст. 7 ФЗ«О лицензировании отдельных видов деятельности» 2001 г. указано, что накаждый вид деятельности, указанный в п. 1 ст. 17 данного ФЗ,предоставляется лицензия6.
Также предусмотрена юридическаяответственность за осуществление деятельности без лицензии. Вопрос юридическойответственности, применяемой к субъектам предпринимательской деятельности,действующим без лицензии, является весьма актуальным в теории и практикесоответствующих правоотношений. Поэтому необходимо рассмотреть возможныепоследствия такой деятельности с точки зрения гражданского, административного иуголовного законодательства.
1. Административная ответственность. Кодекс РФ об административных правонарушениях в ст. 14.1предусматривает ответственность за осуществление предпринимательскойдеятельности без государственной регистрации или без специального разрешения(лицензии).
Осуществление предпринимательскойдеятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение(такая лицензия) обязательно (обязательна), – влечет наложениеадминистративного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысячпятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырьяили без таковой; на должностных лиц – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей сконфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или безтаковой; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей сконфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или безтаковой7.
2. Гражданская ответственность. В соответствии со ст. 173 ГК РФ сделка, совершеннаяюридическим лицом в противоречии с целями деятельности, определенноограниченными в его учредительных документах, либо юридическим лицом, неимеющим лицензию на занятие соответствующей деятельностью, может быть признанасудом недействительной по иску этого юридического лица, его учредителя(участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор задеятельностью юридического лица, если доказано, что другая сторона в сделкезнала или заведомо должна была знать о ее незаконности1.
Вопрос о недействительности сделки,совершенной при отсутствии лицензии, может возникать и в отношениипредпринимателей-граждан. В этом случае необходимо руководствоваться ст. 173ГК РФ в порядке аналогии закона.
То есть, все сделки, заключенные предприятием(предпринимателем) при отсутствии лицензии, могут быть признаны недействительными,независимо от признания их таковыми судом, как несоответствующие требованиямзакона или иных правовых актов. Предприятие за осуществление деятельности безлицензии может быть ликвидировано в судебном порядке.
3. Уголовная ответственность. УК РФ в ст. 171 УК РФ предусмотрел ответственность за незаконноепредпринимательство.
Осуществление предпринимательскойдеятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равнопредставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридическихлиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложныесведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без специальногоразрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно,или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинилокрупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено сизвлечением дохода в крупном размере, – наказывается штрафом в размере дотрехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного доходаосужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ставосьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шестимесяцев.
2. То же деяние:
а) совершенное организованной группой;
б) сопряженное с извлечением дохода вособо крупном размере, – наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисоттысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного запериод от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет соштрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платыили иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового8.
Задача №3
ЗАО«Восток» было реорганизовано путем присоединения к нему ЗАО «Юнити». ЗАО«Юнити» обладало лицензией на занятие фармацевтической деятельностью. ЗАО«Восток» как правопреемник ЗАО «Юнити» продолжило осуществлениефармацевтической деятельности на основании лицензии последнего. В процессеосуществления проверки ЗАО «Восток» контролирующий орган установил данный факти со ссылкой на п. 1 ст. 7 Федерального закона «О лицензированииотдельных видов деятельности» посчитал невозможным осуществление деятельностина основании лицензии, выданной другой организации. Дайте оценку действиямконтролирующего органа.
Решение
В п. 1 ст. 7 «Действиелицензии» ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» указано, что накаждый вид деятельности, указанный в п. 1 ст. 17 данного ФЗ,предоставляется лицензия.
Вид деятельности, на осуществлениекоторого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензиююридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Я считаю, чтоконтролирующий орган посчитал правильно, определив невозможным осуществлениедеятельности на основании лицензии, выданной другой организации.
ЗАО «Восток»было реорганизовано путем присоединения к нему ЗАО «Юнити».
В ст. 57ГК РФ определена форма объединения юридического лица
— присоединение, когда одно или несколько юридических лиц присоединяются кдругому. При присоединении прекращается существование присоединяемогоюридического лица (или нескольких лиц), а лицо, к которому присоединяются,приобретает в дополнение к своим правам и обязанностям права и обязанностиприсоединяемого лица (присоединяемых лиц).
Приреорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другогоюридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения вединый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельностиприсоединенного юридического лица.
Таким образом, при присоединении права и обязанности реорганизованногоюридического лица переходят к присоединяемому юридическому лицу в деньсовершения в Едином государственном реестре записи о прекращении реорганизованногоюридического лица.
Действующеезаконодательство содержит запрет на переход прав, неразрывно связанных сконкретным обществом. К таким правам относится право заниматься определеннымивидами деятельности на основании лицензии9. В соответствии со ст. 7Федерального закона от 08.08.01 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельныхвидов деятельности» лицензируемый вид деятельности могут осуществлять толькополучившие лицензию юридические лица. Лицензия не может передаваться другимлицам и соответственно теряет свою юридическую силу в результате реорганизации.При реорганизации юридических лиц права и обязанности каждого из них переходятк правопреемнику в соответствии с передаточным актом6.

Списокиспользованной литературы
 
1) Гражданский кодекс Российской Федерации.Часть первая. – М.: Собрание законодательства Российской Федерации, 1994 г.
2) Федеральный закон «Об акционерныхобществах». – М.: Собрание законодательства Российской Федерации, 1995 г.
3) Федеральный закон «О рынке ценных бумаг». –М.: Собрание законодательства Российской Федерации, 1996 г.
4) Приказ №07–21/пз-н Федеральной службы пофинансовым рынкам «Об утверждении порядка лицензирования видов профессиональнойдеятельности на рынке ценных бумаг» – М.: Собрание законодательства РоссийскойФедерации, 2007 г.
5) Постановление ФКЦБ России №36 «Обутверждении положения о депозитарной деятельности в Российской Федерации,установлении порядка в ведения его в действие и области применения» – М.:Собрание законодательства Российской Федерации, 1997 г.
6) Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности». – М.: Собрание законодательства РоссийскойФедерации, 2001 г.
7) Кодекс Российской Федерации обадминистративных правонарушениях. – М.: Собрание законодательства РоссийскойФедерации, 2001 г.
8) Уголовный кодекс Российской Федерации. – М.:Собрание законодательства Российской Федерации, 1996 г.
9) И.Л. Милушина. Объединение обществ с ограниченнойответственностью. // Экономический вестник фармации. Приложение:Законодательство, учет, налоги, менеджмент, 2002 г., №9


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.