Реферат по предмету "Мировая экономика"


Предмет экономической теории 2

--PAGE_BREAK--   



Рис.2


Потребность — это нужда или недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности человека.

Материальные потребности— пища, одежда, жилье.

Духовные— книга, кино, образование.

Социальные— общение и соответствующие институты.

Благо — любое средство удовлетворения потребностей людей.
Таблица 1 Классификация благ
По способу предоставления блага в распоряжение потребителя:

 Вещь- осязаемый продукт природы или человеческой деятельности.
 Услуга — процесс человеческой деятельности, удовлетворяющий какую-либо потребность.

По характеру удовлетворяемой потребности:

 Материальные блага (вещи и услуги), удовлетворяющие материальные потребности или же представленные в предметной форме.
 Нематериальные блага (вещи и услуги), удовлетворяющие духовные и социальные потребности (информационные, коммуникационные, научно-исследовательские, культурные, образовательные и другие).

По редкости:

 Свободные, общедоступные блага.
 Экономические — блага, имеющиеся в ограниченном количестве.



Производственные ресурсы — это все природные, людские и созданные людьми ресурсы, которые используются для производства экономических благ. Их делят на три группы по признакам: происхождение, роль в производстве, механизм мобилизации.

Эти три группы и называют экономическими ресурсам.

Земля — все, что может быть использовано человеком в производстве в натуральном состоянии, без предварительной обработки: плодородные земли, место для строительства, лес, минеральные ресурсы.

Труд — все умственные, физические, психические, эмоциональные затраты людей в процессе производства. Показателем эффективности его использования является производительность труда, т.е. степень плодотворности целесообразной деятельности людей. Рост производительности труда проявляется: во-первых, в росте количества создаваемой в единицу времени продукции, во-вторых, в сокращении затрат всех производственных ресурсов на единицу продукции, в-третьих, в повышении роли капитала в производстве по сравнению с трудом и землей, в росте удельного веса затрат капитала в общих затратах производства.

Очевидно, что результат реализации вышеперечисленных потребностей материален, как и в случае с простыми насущными потребностями, что позволяет, на наш взгляд, отнести их к разряду материальных. Сразу можно отметить, что безграничность данных потребностей очень условна и в каждом конкретном случае определяется стоимостным эквивалентом продаваемого (сдаваемого в аренду) ресурса. Так, зарплата зависит в первую очередь от опыта и квалификации работника, величина земельной ренты определяется исходя из соотношения цены земли и ссудного процента и т. д.

Естественно, каждый человек на протяжении всей своей жизни выполняет роль потребителя экономических благ, но это не единственная и не главная его социальная роль. В любом рыночном хозяйстве существует значительная группа людей, главной жизненной потребностью которых является экономическая потребность в предпринимательской деятельности, их основная социальная роль — быть менеджерами, собственниками, акционерами, банкирами и т. п. Масштабы их экономических потребностей определяются величиной вкладываемого в их деятельность капитала (как собственного, так и привлеченного), реализация данных потребностей протекает в постоянной погоне за эффективным вложением капитала.

Ресурсы есть материальное воплощение потребностей общественного воспроизводства, и их ограниченность носит относительный характер, о ней можно рассуждать только в рамках определенного способа производства.

Становление информационного общества вносит новый аспект в данную проблематику. Важнейшим экономическим ресурсом становится сама информация, прежде всего экономическая, которая в процессе потребления не уничтожается и может многократно воспроизводиться на различных носителях, и в этом смысле является неограниченным ресурсом.

В определенной мере является неограниченным и такой экономический ресурс как рабочая сила в той мере, в какой он связан с познавательными, творческими потребностями человека, ибо стремление к познанию мира и творчеству безгранично и всегда было свойственно определенной части любого общества.

Рассмотрение ограниченности ресурсов в качестве базового постулата необходимо, на мой взгляд, в Экономиксе прежде всего для обоснования ряда понятий, связанных с предельными величинами, а также альтернативных издержек. Последнее понятие при всей своей наглядности не дает ответы на вопросы о критериях сравнения различных вариантов использования ресурсов, о том, что лежит в основе сравнения, и т. п.

Базовые постулаты Экономикса являются источником концептуального мифотворчества, поскольку

• освещают потребности и ресурсы преимущественно с точки зрения процесса потребления, не рассматривая их динамику в рамках процесса общественного воспроизводства;

• определяют и потребности и ресурсы лишь как необходимые условия процесса потребления, что значительно упрощает картину хозяйственной жизни:

• сводят все многообразие общественных потребностей к материальным потребностям, тогда как источником движения хозяйственной системы всегда выступает вся система общественных потребностей:

• абсолютизируют безграничность потребностей, тогда как она достаточно условна, так как многообразны формы реализации потребностей, их материальное воплощение, а не сами потребности; безграничны только потребности в познании, творчестве, самосовершенствовании, в информации и т.п.;

• не учитывают, что потребности всегда реализуются в рамках определенной конкретно-исторической системы хозяйства, следовательно, формы их материального воплощения ограничены рамками возможностей данного технологического способа производства;

• недооценивают, что ограниченность ресурсов всегда относительна и характеризуется достигнутым в обществе уровнем развития производительных сил, технологическим способом производства;

• игнорируют новые тенденции в современной хозяйственной жизни, а именно, что в условиях становления информационного общества сама информация является неограниченным экономическим ресурсом; кроме того, неограниченность свойственна и такому ресурсу, как познавательный, творческий труд.
Экономический выбор
Существуют разные способы использования ресурсов и разные цели, которые достигаются при их использовании. Существует также возможность перемещения ресурсов с одной сферы их применения в другую. При предположении, что объем ресурсов (труд, земля, капитал, предпринимательские способности) дан и не изменяется во времени, перемещение их из одной сферы в другую должно означать снижение объемов производства там, откуда ресурсы перемещаются, и рост производства там, куда ресурсы притекают.При неизменных объемах ресурсов выбор всегда осуществляется по принципу «что-то за что-то». При любом выборе «чего больше, чего меньше» сталкиваются с издержками производства, так как всегда что-то приобретаем, но при этом что-то тратим. Такое рассуждение приводит нас к понятию альтернативных издержек.

Альтернативныеиздержки – это издержки упущенных возможностей. Они измеряются величиной той продукции, от которой мы отказываемся с целью увеличения производства другой продукции. Рассуждения, основанные на альтернативных издержках, обращают внимание на рациональность экономического выбора. Речь идет о том, чтобы не выбрать худшего решения, если существует лучшее, т.е. приносящее больше эффекта.

Например, при применении такого же количества труда, машин и удобрений с 1 гектара земли можно получить 30 ц. пшеницы или 150 ц. картофеля. Сравнимая стоимость зерна и картофеля в рыночных ценах, производитель может легко ответить, что ему выгоднее производить 30 ц. зерна — это альтернативные издержки 150 ц. картофеля, и наоборот.

Другой пример. Денежные сбережения можно хранить дома в ожидании накопления нужной суммы, необходимой для крупной покупки. Но их можно положить в банк на долгосрочный депозит, получая на него определенный процент. Альтернативными издержками хранения денег дома является величина неполученного процента.




Тестовые задания
Теоретический вопрос. Производственные возможности. Виды экономического обмена: самообеспеченность, прямой товарообмен, рыночный обмен. Основные типы экономических систем: традиционная, командная, рыночная.

Кривая производственных возможностей отражает в каждой своей точке максимальный объем производства двух продуктов при разных их сочетаниях, которые позволяют полностью использовать ресурсы. Передвигаясь от одной альтернативы к другой, экономика переключает свои ресурсы с одного товара на другой.

Кривая производственных возможностей показывает:

а) тенденции роста альтернативных издержек производства в условиях увеличения производства одного из товаров;

б) уровень эффективности производства.

Любая точка на кривой означает состояние эффективности — это состояние экономики, при котором ресурсы распределены таким образом, что ни один участник производства не может увеличить степень удовлетворения потребностей хотя бы одного человека, не ухудшая при этом положение другого члена общества.

Кривая производственных возможностей может отражать различия в производственных возможностях разных стран.

Основные типы экономических сиситем.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :