Реферат по предмету "Экономика"


Креативный учет и балансовая политика

Ольга Алексеевна Зaббapoвa, кандидат экономическихнаук, декан факультета финансов и учета Института экономики и бизнеса, зав.кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита ГОУ ВПО «Ульяновскийгосударственный университет».
Новаясистема регулирования финансовой отчетности создала предпосылки длявозникновения нового направления деятельности бухгалтерии — «креативного»учета. С одной стороны, «креативным» может быть признан любой учетный метод, несоответствующий общепринятой практике или стандартам. В худшем его проявлении —это процесс подгонки счетов предприятия, чтобы они представляли в болеевыгодном свете его деятельность.
Впоследние десятилетия развитие бухгалтерского учета идет по линии постоянногоусложнения правил признания, оценки и отражения фактов и явлений хозяйственнойжизни. Например, международные стандарты финансовой отчетности в совокупностиизложены более чем на 1500 страницах, а число действующих общепринятыхпринципов бухгалтерского учета превысило 150 стандартов. Известно, что чемсложнее правило, тем легче его истолковать в нужном аспекте, спрятатьискажающие записи и ввести в заблуждение как аудиторов, так и пользователейфинансовой отчетности вопреки целям ее формирования. При этом информацияфинансовой отчетности, составленной согласно требованиям МСФО, может несоответствовать показателям регистров бухгалтерского учета, поскольку они, какправило, сформированы по требованиям национальных законодательств.
Вначале нынешнего века отчетливо проявился кризис бухгалтерского учета, связанныйс фальсификацией публичной финансовой отчетности, приведший к краху крупнейшихпубличных компаний.
Новаясистема регулирования бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской)отчетности создала предпосылки для применения балансовой политики, в рамкахкоторой возникло новое направление деятельности бухгалтерии — «креативный»учет.
Таккак целью составления баланса являются проверка идентичности всех активных ипассивных счетов и получение количественных данных о финансово-хозяйственнойдеятельности предприятия, то в балансовой информации нуждаются как руководствофирмы и ее собственники, так и финансовые органы государства, кредиторы (банки),инвесторы. С учетом различных потребностей на предприятии составляетсяобычнонесколько балансов: «внутренний», предназначенный для собственных нужд, и ряд«внешних» — для нужд внешних пользователей финансовой информации. Внешниебалансы и выступают, как правило, объектами реализации балансовой политики исодержат менее обстоятельную, а часто и менее достоверную информацию дляреализации тех или иных интересов компаний.
Подбалансовой политикой понимают переоформление баланса при соблюдениидействующего законодательства в области регулирования бухгалтерского учета, прикотором возможны изменения структуры капитала и размера прибыли, для того чтобыоказать влияние на основные показатели баланса. При этом баланс за один и тотже год может содержать различные модификации в обе стороны (ухудшениепоказателей для налоговых ведомств, улучшение — для банков). Эти маневры вомногом зависят от целей управления и могут меняться: например, можно улучшитьпоказатели с целью привлечения новых акционеров, если фирма нуждается вувеличении капитала, или ухудшить их, если необходимо уменьшить выплатудивидендов и увеличить размер резервируемой прибыли.
Практическивсе ученые отмечают двойственность природы «креативного» учета. С одной стороны,«креативным» может быть признан любой учетный метод, не соответствующийобщепринятой практике или предписанным стандартам и принципам, а в худшем егопроявлении — это процесс подгонки счетов предприятия, чтобы они представляли вболее выгодном свете его деятельность в глазах акционеров, инвесторов и прочихзаинтересованных сторон.
Такимобразом, балансовая политика и «креативный» учет предполагают творческий подходк формированию информации, представленной в финансовой отчетности. Различиямежду ними возникают только в части отношения к нормам гражданского права ибухгалтерского и налогового законодательства. При этом эти явления имеютдвойственный характер. С одной стороны, их характеризует учетный метод, несоответствующий общепринятой учетной практике, а с другой стороны, наблюдаетсяпроцесс подгонки показателей отчетности для того, чтобы представитьпроизводственно-хозяйственную деятельность организации в наиболее выгодномсвете.
Способыи приемы реализации балансовой политики и «креативного» учета
Косновным приемам реализации балансовой политики можно отнести:
перенесениеприбылей на более поздний срок путем задержки отражения на счетах реализацииотдельных операций, в сроки, допускаемые законодательством;
перенесениеприбылей на более ранний срок путем преждевременного отражения отдельныххозяйственных операций на счетах реализации, в сроки, допускаемыезаконодательством;
отсрочкувведения в эксплуатацию новых цехов и оборудования с целями сокращения налогана имущество организации;
быструюпродажу ненужного оборудования и реализацию резервов, если их балансоваястоимость ниже цены продажи;
ускорениеили замедление выписки счетов;
перемещениеприбыли в страны с льготным налоговым режимом;
установлениевнутренних цен и расценок;
передачуневыгодных сделок предприятиям, которые не должны публиковать своих годовыхотчетов;
созданиескрытых резервов.
Рассмотримтехнические приемы ведения балансовой политики. К наиболее распространеннымотносятся:
поглощение(компенсирование) статей актива и пассива путем неправильного зачета требованийи обязательств. Такого рода искажения бухгалтерского баланса чаще всеговстречаются по счетам 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты спокупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» идр.;
дроблениестатей, размеры которых стремятся уменьшить, на части и присоединение этихчастей к другим статьям. Данный прием может, к примеру, использоваться с цельюсокращения наличных денежных средств в кассе на отчетную дату, если лимитнарушен. Сумма превышения может быть присоединена к статье актива «Прочиедебиторы», либо «Прочие оборотные активы», показатель которой не принимаетучастия в расчете коэффициентов ликвидности;
внесениеизменений в состав сегментов деятельности, представленных в финансовойотчетности;
использованиеопераций с аффилированными лицами для вуалирования собственных отчетныхпоказателей ( вуалирование — умышленное искажение отдельных статей актива илипассива, не оказывающее влияния на величину валюты баланса, с целью улучшенияили ухудшения финансового положения организации);
использованиепроцедур реорганизации (слияние, разделение и т.д.) для регулирования данныхфинансовой отчетности;
представлениедействительных обязательств в качестве условных и наоборот, в зависимости отпоставленных целей вуалирования.
Проведениев жизнь балансовой политики реализуется в рамках гражданского, бухгалтерского иналогового законодательств, но приэтом следует учитывать, что любое занижениеприбыли в один период ведет к ее увеличению в дальнейшем. Преднамеренноезавышение показателей и валюты баланса, наоборот, ведет к их снижению впоследующие годы.
ВXX в. выявилась нездоровая тенденция крупных компаний к повышению их биржевойстоимости, необоснованной выплате повышенных дивидендов, завышению чистойприбыли. Это стало возможно в результате «креативного» подхода к ведениюбухгалтерского учета и составлению отчетности. Границы между балансовойполитикой и «креативным» учетом достаточно размыты, но при этом последний можетпривести к обману и введению в заблуждение внешних и внутренних пользователейфинансовой отчетности.
Кнаиболее распространенным приемам креативного учета можно отнести следующие:
отнесениерасходов не на те счета учета, которые определены законодательством.
операциипо продаже одного и того же товара между компаниями.
Например,корпорация А «продала» фирме В любой товар за 20 млн. долл. На следующий деньуже фирма В «продала» компании А тот же товар за те же самые 20 млн. долл. Врезультате объемы продаж каждого из участников «сделки», согласно бухгалтерскойотчетности, увеличились на 20 млн. долл. Такое увеличение объемов продажспособствовало «разогреву» имиджа компаний. Соответственно, рос курс акцийкомпаний, а на бирже возникал повышенный спрос на соответствующие корпоративныеценные бумаги.
Бартерныесделки по обмену услуг на акции, программное обеспечение и иные технологии, которыепроводятся не по рыночным, а по «договорным» ценам, приводят к заведомомуискажению показателей доходов и прибылей данных компаний.
Забалансовоефинансирование, источники которого не отражаются в балансе, позволяетискусственно улучшать структуру капитала, что в свою очередь позволяетпривлекать дополнительное финансирование по более низкой цене.
Схемазабалансового финансирования предполагает образование двумя или несколькимифирмами партнерства или совместного предприятия, деятельность которых неотражается в балансах или иных финансовых документах ни одного из основателей.В зависимости от финансовой ситуации в материнских компаниях они могут либо«накачивать» совместные бизнес-структуры ресурсами для создания скрытых отакционеров забалансовых резервов, либо, напротив, использовать партнерства либосовместные предприятия для улучшения показателей продаж и доходов за счетосуществления реальных или мифических торговых операций.
Некорректнаяпереоценка объектов основных средств и иных активов приводит к искажению данныхоб имуществе предприятия, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшенияв зависимости от преследуемых целей.
Этии другие нарушения способствуют раздуванию «на бумаге» объемов продаж, доходови рыночной стоимости предприятий. При этом руководители могут реализовыватьследующие цели:
улучшитьперспективы развития компаний;
добитьсялюбыми способами высокой рыночной стоимости компании с целью пополнитьсобственные доходы путем реализации компенсационных программ, основанных наисполнении опционов и получении доходов от владения акциями.
Вряде случаев применение «креативных» методов учета и составления отчетностиявляется одним из доказательств недобросовестных действий руководства, которыев рыночной экономике преследуются в административном и уголовном порядке, таккак массовое применение таких методов учета оказывает негативное воздействие наосновные индикаторы экономического роста страны. Например, усилиями«креативных» бухгалтеров США в 1996—2000 гг. среднегодовые темпы ростапроизводительности труда в этой стране были не более 1, 75% (а не 3, 2 или 2, 5%,как считалось ранее). Соответствующему негативному влиянию подвергалась идинамика роста ВВП.
Однакоследует признать, что развитие бухгалтерского учета идет по пути усложненияправил признания активов и обязательств, оценки и отражения фактов и явленийхозяйственной жизни. Следовательно, чем сложнее правила, тем легче ихистолковать в нужном аспекте, спрятать искажающие записи и ввести в заблуждениекак аудиторов, так и пользователей финансовой отчетности. Поэтому одним изнаправлений борьбы с фальсификацией финансовой отчетности, наряду сужесточением мер ответственности, должно стать упрощение правил финансовогоучета и сокращение их до разумно необходимого объема.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.elitarium.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.