Реферат по предмету "Мировая экономика"


Особенности финансирования образовательного учреждения

--PAGE_BREAK--         Создание как новой экономики, так и адекватной ей системы образования невозможно без решающей роли государства, которое обязано заботиться в равной мере и о своем финансово-экономическом, и о своем человеческом капитале; почти во всех странах мира именно он составляет основу национального богатства, и в свою очередь, зависит прежде всего от состояния образования. К этой же цели номинально стремится и Россия.
         За последнее десятилетие в жизни страны произошли большие изменения: укореняется новый социальный строй, в основе экономики лежат своеобразные рыночные отношения, в результате чего появились новые профессии, и к старым предъявляются новые требования. [19]
         При всякой модернизации образования возникает несколько проблем.
         Первая – сохранить то положительное, что имеется в существующей системе.
         Вторая – если что-то полезное для общества было утрачено в образовании за предыдущие годы, то необходимо восстановить это.
         Третья – основная: привести систему образования в соответствии с запросами общества.
         Модернизация – это обновление и совершенствование действующей системы образования.
         В Российской Федерации образование стало обесцениваться. обществом потерян ориентир, многим не ясен истинный смысл образования.
         По мнению ректора, академика В.А. Садовничего настоящим может быть только фундаментальное образование, которое является продуктом соединения научного знания и процесса образования.
         В обществе в целом по отношению к системе образования сложилась непростая ситуация.
         Говоря о доступности образования, прослеживается возрастающее с каждым годом неравенство граждан на получение образования. В основном это обуславливается материальным благосостоянием.
         Одной из причин такого положения является тенденция «ухода» государства из сферы образования. Наиболее рельефно такая государственная политика выражается в сокращении объемов бюджетного финансирования образования.
         При разработке проекта федерального бюджета до сих пор в отношении образования действует «остаточный» принцип. Средства, предусмотренные федеральным бюджетом в последние годы не обеспечивали достаточных потребностей системы образования России. Методика расчета объемов финансирования образования не приемлема в динамично меняющейся социально-экономической обстановке. Неудовлетворительное финансирование отрасли подрывает реализацию конституционного права граждан на образование, что приводит к снижению доступности образования для значительной массы детей и росту неравенства их образовательных возможностей. Общество должно осознать, что в настоящее время кардинально изменяется значение образования, оно приобретает статус основополагающего фактора развития общества. [30]
1.     Государство должно пересмотреть свое отношение к образованию и принять согласованное на всех уровнях власти политическое решение о реализации принципа приоритетности в отношении образования.
2.      Пересмотреть принцип бюджетного финансирования образования, т.е переход на нормативное финансирование образовательных учреждений.
3.     Соблюдать принцип стимулирования развития образования при принятии федеральных законов, затрагивающих вопросы налогообложения.
4.     Ввести целевые субвенции субъектам Российской Федерации на развитие общего образования.
                   ГЛАВА II   МНОГОУРОВНЕВОЕ И МНОГОКАНАЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
2.1    Роль бюджетного финансирования для системы образования в новых экономических условиях
         Свое конкретное выражение экономическая политика получает в ежегодно утверждаемых в федеральном бюджете, бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах.
         Из федерального бюджета в настоящее время финансируется примерно 20% всех расходов на образование. Столько же – из бюджетов субъектов федерации. Основная нагрузка и ответственность за финансирование образовательных учреждений (60% расходов) лежит на местных бюджетах.
         Положение в области финансирования из федерального бюджета остается напряженным.
         В федеральном бюджете не предусмотрены в достаточной мере средства на:
1.     оплату льготного проезда учащихся.
     2. компенсационные выплаты на питание обучающихся в государственных, муниципальных учреждениях,  начального и среднего общего образования.
3. преображение различного вида расходных материалов
     В соответствии с Конституцией Российской Федерации общие вопросы воспитания и образования отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
     Обеспечение доступности и бесплатности для граждан общего образования возложено на органы местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти, и бюджеты которых в настоящее время не позволяют полностью обеспечить государственные гарантии в сфере образования.
     Указом президента Российской Федерации предусмотрены и внесены предложения по изменению порядка финансирования общеобразовательных учреждений. Решались следующие задачи:
1.     придание школе статуса государственной;
2.     обеспечение выплат заработной платы из бюджета субъекта федерации;
3.     введение нормативного финансирования;
4.     санкционирование расходов и доходов бюджетов Федеральным Казначейством.
     В условиях ограниченных финансовых возможностей страны система образования должна обеспечить эффективное использование своих финансовых ресурсов, прежде всего бюджетных. Инструментом решения этой задачи является переход на нормативное финансирование общеобразовательных учреждений. [26]
     В плане действий Правительства РФ провозглашена необходимость перехода на нормативное бюджетное финансирование общеобразовательных учреждений в расчете на одного учащегося.
     Нормативное бюджетное финансирование в расчете на одного учащегося означает, что:
— определяется величина норматива бюджетного финансирования в расчете на одного учащегося (например, 4,5 тыс. руб. в год);
— школа получает бюджетное финансирование пропорционально численности в ней учеников.
         Федеральный норматив бюджетного финансирования должен приниматься каждый год вместе с Законом «О бюджете» и обязателен к исполнению региональными и местными бюджетами. На уровне субъекта РФ принятый федеральный норматив нельзя уменьшить, его можно только увеличить.
         Сложно обеспечить наполнение норматива – этот аргумент не позволил российской системе образования перейти на нормативное бюджетное финансирование, начиная с 1992г., когда был принят Закон РФ «Об образовании».
         В Законе «Об образовании» понятие «Норматив» не определено конкретно.
         Норматив – это то, что в расчете на одного учащегося, воспитанника, обеспечивает школе столько средств, сколько нужно.
         Не все затраты школы финансируются из бюджета. Можно предложить простой выход – поделить имеющиеся бюджетные средства на школьное образование в данном году на число школьников и принять полученный результат за бюджетный норматив в расчете на одного учащегося.
         Полученный в данном году норматив в каждом последующем должен увеличиваться в определенном темпе, заведомо превышающий инфляцию.
         Финансирование становится прозрачным, начинают работать рычаги повышения эффективности.
         Бюджет на школьное образование также растет в определенном темпе, заведомо превышающем инфляцию. Тогда норматив на одного учащегося учитывает, в том числе сокращение численности учеников и может увеличиваться даже быстрее.
         Устанавливаемый темп роста норматива или бюджета в целом определяется нормативом потребностей в расчете на одного учащегося и регулярно обновляется в соответствии с растущими запросами общества, изменением образовательного стандарта. В каждом конкретном году будет известно, как сильно расходятся значения норматива потребностей и норматива бюджетного финансирования, и может ставиться задача о коррекции темпов роста бюджета или непосредственно норматива. [28]
         Финансирование школьного образования становится нормативным в расчете на одного ученика, начинается конкуренция между школами за учащихся. Чем больше в школе учащихся, тем больше бюджетных средств она получит. В большей степени это касается начального образования. Возникает ситуация «кто быстрее», какая школа в городе или в районе привлечет большее количество детей в первые классы. Как правило, большинство учащихся остается в одной и той же школе до ее окончания.
         Для школы не важно из какой семьи ученик – бедной или богатой; каждый из них принесет ей одинаковую сумму.
         За получение знаний, навыков в пределах образовательного стандарта платит бюджет. А сверх стандарта – все становится дополнительной платной услугой.    
            Необходимость установления принципов минимального бюджетного финансирования реализации образовательного стандарта общего образования обусловлена недостаточностью правовых и экономических механизмов, обеспечивающих реализацию права граждан на общедоступность, бесплатность и надлежащее качество начального, основного и среднего (полного) общего образования, установленного Конституцией РФ и Законом РФ «Об образовании».
            Практика финансирования учреждений общего образования еще не адаптирована в достаточной мере к новым экономическим условиям. Требования действующего бюджетного, гражданского и отраслевого законодательства противоречивы, что приводит к преобладанию субъективных факторов при принятии решений. [15]
            Новый механизм финансирования образовательных учреждений по нормативам в расчете на одного обучающегося должен обеспечить в первую очередь:
— прозрачность финансовых потоков на всех уровнях;
— развитие межбюджетных отношений в системе образования;
— эффективное использование средств.
         В развитие и конкретизацию положений Закона РФ «Об образовании» в проектах документов сформулированы основные принципы и порядок бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования.
         Основополагающим является принцип финансирования реализации государственного стандарта общего образования за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Это позволяет развивать межбюджетные отношения и при необходимости софинансировать реализацию образовательного стандарта путем предоставления финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и из бюджетов субъектов Российской Федерации — местным бюджетам на нормативной основе.
         Этим обусловлена необходимость установления системы взаимосвязанных государственных и местных нормативов бюджетного финансирования, разработанных по единой методике. [3]
         В проектах документов дается описание федеральных, региональных и местных нормативов, устанавливается порядок их утверждения, рамочные принципы расчета и использования нормативов в межбюджетных отношениях.
         Федеральный норматив должен являться показателем минимальной стоимости реализации государственного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося в год,
         В целях обеспечения единого методологического подхода при планировании финансовых ресурсов на реализацию государственного стандарта общего образования предлагается установить основные принципы расчета норматива бюджетного финансирования.
         Перенесение центра финансовой ответственности за систему общего образования на местные бюджеты является объективным процессом. Но значительная дифференциация регионов по уровню доходов бюджетов подрывает принципы федерализма, единого образовательного пространства, общедоступности образования. Децентрализация управления и бюджетной системы предусматривают четкое разделение финансовой ответственности между федеральным, региональным и местным уровнями.
         В связи с этим в сфере финансирования образования особое значение приобретает введение нормативов финансирования, которое можно рассматривать в качестве гарантии реализации права граждан на получение бесплатного общего образования, как основное условие для упорядочения межбюджетных отношений в сфере образования, а также как механизм защиты образовательного учреждения в вопросах финансирования.
         В связи с этим особое значение имеет установление порядка финансирования, при котором средства поступают в учреждение единой суммой, без разбивки по направлениям расходования средств. Смета доходов и расходов образовательного учреждения формируется самим учреждением и утверждается его руководителем.
            Основные принципы и порядок бюджетного финансирования деятельности образовательных учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования. Принципы бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования:
1.     Финансирование деятельности аккредитованных образовательных учреждений в части реализации государственного стандарта общего образования осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. При необходимости на реализацию государственного стандарта общего образования предоставляется финансовая помощь из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам.
2.     Порядок бюджетного финансирования образовательных и иных услуг,
предоставляемых аккредитованными образовательными учреждениями сверх государственного стандарта общего образования, устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
3.            Бюджетное финансирование реализации государственного стандарта общего образования в аккредитованных образовательных учреждениях осуществляется на основе государственных и местных нормативов бюджетного финансирования в расчете на одного обучающегося в год.
4.           Норматив бюджетного финансирования представляет собой определенную на одного обучающегося величину финансовых средств, обеспечивающих реализацию права граждан на получение общего образования на уровне государственного стандарта общего образования.
                        Порядок бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования:
1.     В Российской Федерации устанавливается система взаимосвязанных
государственных (федеральных и региональных) и местных нормативов бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования (далее — нормативы бюджетного финансирования).
2.     Федеральные органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают федеральные нормативы бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования.
3.               Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают региональные нормативы бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования, которые не могут быть ниже соответствующих федеральных.
4.            Органы местного самоуправления устанавливают местные нормативы бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования, которые не могут быть ниже соответствующих региональных.
5.       Порядок бюджетного финансирования реализации государственного образовательного стандарта общего образования при очно-заочной (вечерней), заочной форме обучения, при семейном образовании, экстернате, а также в негосударственных общеобразовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, определяется Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом, а в части, не урегулированной федеральными нормативно-правовыми актами — субъектами Российской Федерации. [32]
    продолжение
--PAGE_BREAK--                   Федеральный норматив бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования:
1.     Федеральный норматив бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования (далее федеральный норматив) ежегодно утверждается федеральным законом «О федеральном бюджете».
2.           Федеральный норматив является показателем минимальной стоимости реализации государственного стандарта общего образования в расчете на одного обучающего в год.
3.           На основе федерального норматива рассчитывается и предоставляется финансовая помощь из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации при условии недостаточности средств в консолидированном бюджете субъекта Российской Федерации на реализацию государственного стандарта общего образования в пределах федерального норматива.
4.           В расчетную величину федерального норматива включаются текущие расходы, необходимые для реализации государственного стандарта общего образования.
5.     Методика расчета федерального норматива утверждается в порядке,
устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
                   Региональный норматив бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования:
1. Региональный норматив бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования (далее региональные нормативы) включает в себя федеральный норматив.
2. За счет средств собственных бюджетов органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать региональный норматив в размерах, превышающих федеральный норматив.
3. Региональный норматив утверждается ежегодно в порядке, определяемом органами государственной власти субъекта Российской Федерации, и является обязательным для исполнения в бюджете субъекта Российской Федерации и в соответствующих бюджетах органов местного самоуправления.
4.  На основе регионального норматива рассчитывается и предоставляется финансовая помощь из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету при условии недостаточности средств в местном бюджете на реализацию государственного стандарта общего образования в пределах регионального норматива.
                   Местный норматив бюджетного финансирования государственного стандарта общего образования:
1.     Местный норматив бюджетного финансирования государственного стандарта общего образования (далее — местный норматив) включает в себя региональный норматив.
2.     За счет средств собственных бюджетов органы местного самоуправления могут устанавливать местный норматив в размерах, превышающих региональный норматив бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования.
3.     Местный норматив утверждается ежегодно в порядке, определяемом органом местного самоуправления. [27]
                   В 2003 и 2004 годах сохраняется значительная дифференциация удельных показателей расходов на образование по регионам России. В сфере общего образования дифференциация в расходах между субъектами Российской  Федерации  снизилась до  уровня   10,9  раза  в  20      году  по сравнению с 2001, и 2002, годом, но снова увеличилась до 13,3 раза в 2003 году. Тем не менее, дифференциация расходов на одного учащегося с учетом региональных коэффициентов, отражающих удорожание     стоимости бюджетных услуг в зависимости от природно-климатических и социально-экономических факторов, неуклонно снижается в течение последних лет. В 2004году она составляет 3,95 раза, что более чем в 2 раза ниже, чем в 2001 году.  В  2001 году дифференциация  составляла 8,4  раза. Это позволяет сделать вывод о том, что несмотря на сохраняющуюся дифференциацию, видна положительная динамика выравнивания расходов на общее образование в Российской Федерации (Таблица 2).
Таблица 2
Показатели
2001
2002
2003
2004
Фактические расходы на общее образование в консолидированных бюджетах субъектов РФ в расчете на 1 учащегося
Среднее значение по субъектам РФ, тыс. руб.
8,0
10,0
10,8
12,0
Минимальное значение, тыс. руб
3,2
4,4
6,7
6,8
Максимальное значение, тыс. руб.
44,8
64,4
73,5
90,4
Уровень дифференциации
14,5
14,6
10,9
13,3
Расходы на общее образование в консолидированных бюджетах субъектов РФ в расчете на 1 учащегося с учетом региональных коэффициентов удорожания стоимости бюджетных услуг
Среднее значение по субъектам РФ, тыс. руб
4,6
7,2
10,3
9,1
Минимальное значение, тыс. руб
1,6
2,5
4,2
4,4
Максимальное значение, тыс. руб.
13,4
18,6
19,3
17,4
Уровень дифференциации
8,4
7,5
4,6
3,95
            Таким образом, за последние годы средние расходы на 1 учащегося по регионам России выросли в 1,5 раза, минимальный уровень расходов на 1 учащегося вырос на 212%. Максимальный уровень расходов на 1 учащегося также вырос, но темп его роста снизился в последние 2 года. В результате за счет более резкого повышения расходов на общее образование в регионах с низким уровнем по сравнению с регионами с высоким уровнем расходов на 1 учащегося произошло сокращение уровня дифференциации между регионами.
Следует отметить, что доля оплаты труда в местных бюджетах последние три года (с 2001по 2003) нарастала — 40,2%, 43,1% и 49,9% соответственно. Следовательно, в 2003 году в местных бюджетах оплата труда вместе с начислениями составила 67,3%, т.е. практически совпала с рациональной нормой 70% от общих расходов. Дальнейшее увеличение доли заработной платы в структуре расходов местных бюджетов нецелесообразно, т.к. может поставить под угрозу качество учебного процесса. Уровень недофинансирования учебных расходов, затрат на приобретение оборудования, текущий и капитальный ремонт не позволяет далее экономить на них, поскольку чреват резким повышением аварийности и отставанием учебного процесса от современных требований.
Оплата коммунальных услуг в структуре местных бюджетов сохраняется практически на прежнем уровне: 2001г. — 15,7%, 2002г. — 16,4%, 2003 г. 13,3%. Некоторое снижение в 2002 году нельзя пока считать устойчивой тенденцией, связанной с использованием режима экономии коммунальных расходов в результате перехода на сберегающие технологии. Этот эффект достигнут структурной сдвижкой в бюджетах в связи с принятой на федеральном уровне мерой по повышению заработной платы работникам бюджетной сферы. Повышение доли заработной платы в структуре расходов практически до половины обусловило снижение всех остальных статей.
С учетом сказанного в качестве основных направлений совершенствования оплаты труда учителей следует отметить:
— переход на нормативные принципы подушевого финансирования
при расчете субвенций из региональных бюджетов для оплаты
труда учителей в общем образовании;
-  адресные меры поддержки, стимулирующие повышение качества, снижение зон неэффективности в оплате труда,
-  переход на новую систему оплаты труда, позволяющий «отвязать» зарплату учителей от аудиторной нагрузки.
                Нормативные принципы расчета зарплаты  определены ФЗ-№123 от 07.07.03г.  «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ в части, касающейся финансирования общеобразовательных учреждений» и методическими рекомендациями к нему, утвержденными совместным письмом Минфина (№ 100208 от 07.10.03) и Минобразования (№ 20-51-28-39/20-01 от 18.09.03). Реализация закона уже началась в ряде субъектов РФ, а в 2005 году большинство регионов перешло на эту систему, что безусловно дало свои результаты. Судя по мониторингу регионов, в направлении реализации положений этого закона идет большая работа по инвентаризации, подтверждению необходимости финансирования коррекционных классов, индивидуального обучения на дому. Это приводит к повышению эффективности за счет снижения необоснованных расходов.
         К адресным мерам поддержки можно отнести стимулирование дополнительной оплаты труда за качество, внедрение инноваций в учебный процесс и т.д. за счет снижения зон неэффективности. К зонам неэффективности в финансировании оплаты труда в школьном образовании относятся:
-  заниженное соотношение учащийся/учитель;
-  заниженная доля учителей в структуре занятых в школьном образовании.
            Кардинальная мера по «отвязыванию» оплаты труда от аудиторной нагрузки предлагаемая новая штатно-окладная, система оплаты  трудаучителей взамен традиционной урочно-почасовой системы. Новая система предполагает отказ от Единой тарифной сетки, изменение норм труда и режима работы учителей с учетом выполняемых ими функций.
         Переход к оптимизации бюджетных расходов вовсе не означает их сокращение на школьное образование, а знаменует собой переход к справедливому и эффективному использованию бюджетных средств, которые общество ежегодно готово тратить на образование. [33]
 
2.2    Санкционирование расходов и доходов бюджетов разных уровней     Федеральным казначейством
         В настоящее время Федеральный закон от 28 декабря 2004г. №182-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в связи с образованием Федерального казначейства включил в статью 166 Бюджетного кодекса РФ раздел, устанавливающий бюджетные полномочия Федерального казначейства.
         Органы Федерального казначейства играют значительную роль в проведении бюджетной реформы. Они не только учитывают доходы бюджетов всех уровней, но и контролируют использование бюджетных средств бюджетополучателями.
Полномочия органов Федерального казначейства.
         Согласно статье 219 Бюджетного кодекса РФ санкционирование расходов бюджетов состоит из следующих этапов:
1.     Доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учредителям.
2.     Доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств.
3.     Подтверждение и выверка исполнения денежных средств.
         Именно на этих этапах органы Федерального казначейства проводят предварительный и текущий контроль.
         Федеральное казначейство подтверждает денежное обязательство Федерального бюджета и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов федерального бюджета в рамках выделенных получателям бюджетных средств лимита бюджетного обязательства.
         Конкретный вариант санкционирования определяется в соглашении, заключаемом между органом Федерального казначейства и финансовым органным субъекта РФ (местной администрации). О заключении такого соглашения сказано в пункте 3.1 Порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства от 22 марта 2005 года №1н.
Санкционирование расходов Федерального бюджета.
         Органы Федерального казначейства санкционируют исключительно денежные обязательства федеральных бюджетных учреждений, что определено в статье 251 Бюджетного кодекса РФ.
         Если бюджетное учреждение представило платежные документы на оплату денежных обязательств, органы Федерального казначейства проверяют эти документы, а также документы, подтверждающие выполнение работ (оказанию услуг) или поставку товаров и услуг согласно договору (пункт 49 инструкции №142н).
         В платежных документах проверяется:
-  правильно ли они оформлены;
— соответствуют ли подписи образцам подписей в карточке получателя средств;
— правильно ли указаны  банковские реквизиты органа Федерального казначейства;
-  соответствуют ли показатели бюджетной классификации РФ, указанные в платежном поручении, содержанию операции;
— не превышают ли суммы, указанные в платежном поручении, остаток лимита бюджетных обязательств, и объемы финансирования, отраженные на лицевом счете получателя средств.
         В соответствии с пунктом 56 инструкции №142н, при оплате денежных обязательств получатель средств обязан представить в орган Федерального казначейства договор на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, а также документы, подтверждающие поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг. [32]
         Договор может быть заключен в любой предусмотренной для совершения сделок форме, если законом для договоров данного вида не установлено определенная форма.
         Авансирование поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг получатель средств производит согласно условиям договора и в соответствии с законодательством РФ (пункт 56 инструкции 142н).
         В пункте 37 Постановления Правительства РФ от 22 февраля 2006г. №101 «О мерах по реализации Федерального закона о Федеральном бюджете на 2006 год» установлены размеры авансов для Федеральных бюджетных учреждений;
— 100% от суммы договора – по договорам о предоставлении услуг связи, об обучении на курсах повышения квалификации, приобретении печатных изданий, горюче-смазочных материалов, путевок на санаторно-курортное лечение, по договорам о приобретении технически сложного научного и учебного оборудования.
— 30% от суммы договора – по остальным договорам.
         После проверки документы, служащие основанием платежа, возвращаются получателю средств. Затем операция отражается на лицевом счете клиента.
Санкционирование расходов региональных и местных бюджетов.
         Орган исполнительной власти субъекта РФ или местная администрация могут выбрать один из двух вариантов кассового обслуживания лицевых счетов своих бюджетов.
1.     Лицевой счет открывается финансовому органу соответствующего бюджета. Орган Федерального казначейства обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджета субъекта РФ (местного бюджета) по поручению финансового органа, но не санкционирует выплаты из бюджета.
2.     Лицевые счета для учета операций по кассовым выплатам из бюджета открываются администраторам, главным распорядителям или получателям средств соответствующего бюджета в соответствии с соглашением об осуществлении органами Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета субъекта РФ (местного бюджета) в условиях кассового обслуживания или исполнения бюджета (соглашения).
         Соглашение заключается между финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования) и органом Федерального казначейства. Данный документ оказывает огромное влияние на процедуру кассового обслуживания бюджетополучателей. [34]
         Если в соглашении указано, что орган Федерального казначейства санкционирует расходы бюджетополучателей, то последние будут обязаны представлять в казначейство документы, подтверждающие принятые ими денежные обязательства, которые подлежат оплате за счет средств бюджета субъекта (местного бюджета).
         Если за казначейством данная функция в Соглашении не закреплена, то подтверждающие документы необходимо будет предоставлять либо в финансовый орган, либо главному распорядителю средств соответствующего бюджета.
         Как организовать документооборот в этой ситуации, устанавливает орган исполнительной власти своим правовым актом. Но в любом случае бюджетополучатель должен предъявить документы, подтверждающие что он принял денежные обязательства.
         В Соглашении может быть указано, что орган Федерального казначейства учитывает обязательства бюджетных образовательных учреждений. Эти учреждения должны будут представлять ему документы для постановки на учет по договорам. Документы представляются в порядке, который установлен для Федеральных бюджетополучателей приказом Минфина России от 13 августа 1999г. №55н «Об утверждении Правил учета территориальными органами Федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств Федерального бюджета».
    продолжение
--PAGE_BREAK--         Помимо Соглашения должен быть утвержден регламент о порядке и условиях обмена информацией между органами Федерального казначейства и финансовыми органами при кассовом обслуживании. Данное требование установлено пунктом 1.5 Порядка №1н. [35]
        
2.3     Внебюджетные источники финансирования общеобразовательных учреждений
     В условиях реформирования образования и неустойчивости экономической ситуации в России важное значение приобретает стабильность финансового обеспечения образовательного процесса в образовательных учреждениях.
     Система образования все больше включает в себя рыночные формы организации работы. Бюджетные средства крайне ограничены и не всегда доступны, поэтому образовательные учреждения осваивают новую для себя задачу – удовлетворение потребностей общества в дополнительных образовательных услугах. Выявление и учет запросов различных категорий заказчиков становится обязательным условием деятельности образовательных организаций.
     Для большинства школ система многоканального и многоуровневого финансирования стала действующей моделью и иного пути они не предполагают.
     В данной модели  (см. Таблицу 1), помимо разного уровня бюджетных средств образовательных учреждений становятся внебюджетные доходы.
     Внебюджетные средства – это все средства, получаемые образовательным учреждением от выполнения работ, оказания услуг, реализации продукции на договорном гражданско-правового характера и иные поступления, кроме бюджетного финансирования, средства, возмещающие расходы по созданию товарной услуги – образовательной деятельности.
     Многоканальное и многоуровневое финансирование образовательных учреждений.                                                       
                                                                                         Таблица 3
Бюджетное
Внебюджетное
Текущие расходы
нормативное финансирование текущих расходов образовательного учреждения
Капитальные расходы программно-целевое финансирование:
— финансирование расходов по выполнению федеральной, городской или муниципальной программы развития;
— целевое финансирование эксперимента или инновации
Благотворительные взносы
— юридических лиц:
— физических лиц
Благотворительные гранты от иностранных организаций и фондов
Деятельность, связанная с образовательным процессом
— организация дополнительных образовательных услуг;
— организация учебно-производств. деятельности
Деятельность, не связанная с образовательным процессом
— аренда;
— торговое и посреднические операции;
— операции с банковскими вкладами и ценными бумагами;
— производство товаров и услуг.
     Любая образовательная организация имеет право привлекать и зарабатывать внебюджетные средства, закрепленное Гражданским Кодексом РФ ст. 120 и Законами РФ «О некоммерческих организациях» и «Об образовании».
     Образовательное учреждение может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно и создано. Главное, чтобы школа, занимаясь предпринимательской деятельностью, не отклонялась от выполнения основной деятельности, направляла полученный доход полностью на выполнение уставных целей.
     В соответствии с Федеральным Законом от 13 января 1996г. №12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений  в Закон РФ «об образовании» (ст. 41), помимо бюджетного финансирования образовательных учреждений на основе государственных и местных нормативов, образовательные учреждения, независимо от их организационно-правовой формы, вправе привлекать в порядке, установленном законодательством РФ, дополнительные финансовые средства. Такими средствами являются:
— доходы, полученные за счет оказания дополнительных платных образовательных услуг;
— добровольные пожертвования и целевые взносы физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц;
— доходы, полученные образовательным учреждением от предпринимательской деятельности, предусмотренной его уставом.
         В соответствии с Законом РФ «Об образовании (ст. 4б) государственные и муниципальные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные услуги.
Дополнительные услуги осуществляются за счет внебюджетных средств:
— средств родителей (законных представителей):
— спонсорских средств:
— сторонних организаций:
— частных лиц.
         Платные образовательные услуги, их оказания и доходы от них выполняют дефицит государственных ресурсов, предоставляемых школе. Привлечение внебюджетных источников не влечет за собой снижение размеров финансирования образовательного учреждения на основе нормативов бюджетного финансирования, выделяемых на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения. [7]
         Механизм привлечения внебюджетных средств в образовательное учреждение.
         Необходимо выбрать вид внебюджетной деятельности и государственного/муниципального образовательного учреждения, т.е. того, что не финансируется из бюджета, что делается сверх государственного/муниципального заказа на комплекс бесплатных образовательных услуг, определяемых каждому конкретному образовательному учреждению Учредителем.
         Деятельность  по привлечению и использованию внебюджетных средств подразделяется на основную и прочую.
         Основная деятельность заключается в:
— реализации одной или нескольких образовательных программ, содержании, воспитании обучающихся;
— осуществление научно-методической деятельности, являющейся неотъемлемой частью образовательной деятельности;
— обеспечении и обслуживании образовательного процесса.
         Прочая деятельность заключается в осуществлении иной разрешенной деятельности, приносящей доходы и не относящейся к указанным видам основной деятельности.
         Виды основной деятельности, позволяющей получить внебюджетные средства:
         Образовательные услуги:
— обучение по дополнительным образовательным программам (за пределами государственных образовательных стандартов):
— тестирование школьников;
— репетиторство;
— обучение на курсах по отдельным дисциплинам;
— дополнительное образование, включая кружки, секции, клубы;
— прочие образовательные услуги.
         Научно-методическая деятельность:
— создание и передача научной (научно-методической) продукции, объектов интеллектуальной собственности;
— выполнение научно-исследовательских работ на конкурсной основе, включая гранты.
         Деятельность по обеспечению образовательного процесса:
— учебно-производственная деятельность, реализуемая учебными и учебно-производственными мастерскими, предприятиями и подразделениями общественного питания, предприятиями по оказанию услуг;
— предоставление услуг библиотек, транспорта, спортивных сооружений, вычислительной техники, оргтехники;
— предоставление информационно-коммуникационных услуг в рамках основной деятельности;
— проведение культурных, спортивно-оздоровительных мероприятий и выставок:
— предоставление ресурсов образовательного учреждения – помещений, оборудования, земельных участков, юридического адреса – в аренду, пользования;
— взносы юридических и физических лиц – благотворительные и попечительские, целевые благотворительные и другие, а также пожертвования, подарки и т.п. [31]
         Образовательным учреждением выбираются те виды внебюджетной деятельности, для осуществления которых имеются потенциальные возможности.
         Основными факторами, определяющими направления и эффективность внебюджетной деятельности образовательного учреждения, являются характеристики его потенциальных возможностей для осуществления различных видов такой деятельности – учебной, научной и иной.
         К таким факторам относятся:
         Научно-методический потенциал, который влияет на привлечение средств посредством договоров на выполнение учебно-методических разработок, научных исследований, грантов.
         Внутренняя нормативная база. Наличие полной и отработанной базы в образовательном учреждении обеспечивает развитие разнообразных видов внебюджетной деятельности, минимализацию  финансовых и материальных потерь, сокращение организационного периода внебюджетной деятельности в связи с ясным пониманием последовательности и порядка действий, «прозрачность» отношений по поводу внебюджетной деятельности и места каждого работника в ней.
         Общая политика по отношению к вне бюджетной деятельности. Для успешного осуществления внебюджетной деятельности должна быть создана максимально благоприятная обстановка, сформулированы  и объявлены принципы политики в этой области, такие как: заинтересованность каждого сотрудника в увеличении объемов внебюджетных средств и их эффективном использовании; стабильность принятого порядка финансовых отношений между руководством и педагогическим коллективом; единство политики по отношению ко всем видам деятельности.
         Наличие лицензии и её параметров является необходимым условием для осуществления большинства внебюджетной деятельности.
         Так же, это определяет ряд важнейших количественных и качественных ограничений: предельный контингент обучающихся и, соответственно, потенциальные объемы набора в учебные группы, виды учебной деятельности, по которым осуществляется образовательная деятельности.
         Территориальное  размещение образовательного учреждения  определяет внешние условия его работы. К ним относятся: демографическая ситуация, обширность рынка труда для выпускников, уровень благосостояния населения, состояния экономики региона и её специализация, вектор потребности экономики в образовательных услугах, структура образования в регионе, социальная мобильность населения, наличие сложившихся связей с другими регионами в сфере образования, наличие других конкурирующих образовательных учреждений. [19]
         Наличие необходимого учебного оборудования определяет возможность качественного осуществления образовательной деятельности, использования новых методик преподавания.
         Информационные ресурсы создают условия для поддержки современных образовательных технологий (в том числе дистанционного обучения), реализации дополнительных образовательных услуг, оказание услуг по использованию Интернета. Они являются фундаментом для разработки и реализации программных продуктов, без данных информационных систем, в том числе коммерческих, создают возможности решения организационных и управленческих задач на современном уровне.
         Библиотечный фонд дает возможность оказывать услуги по пользованию своими фондами, ксерокопированию, поддержке широкого спектра образовательных услуг.
         Помещения создают условия для наращивания платного контингента в соответствии с лицензионными требованиями. Наличие площадей определяет возможность сдачи их в аренду.
         Наличие достаточного числа преподавательского и учебно-вспомогательного персонала соответствующей квалификации дает возможность увеличения видов и объема платных дополнительных образовательных услуг.
         Методическая база является источником получения прямых доходов от реализации методических материалов, создает возможность расширения спектра и повышения качества образовательных услуг, способствует росту привлекательности учебного заведения.
         Имидж образовательного учреждения и сотрудничество с выпускниками. Уровень общественного признания, известные выпускники способствуют созданию эффективно работающих попечительских советов, рекламе учебного заведения, привлечению заказов, спонсорских средств и пожертвований. 
         В наше время рейтинг образования достаточно высок. После некоторого спада популярности образование вновь становится безусловной ценностью. Результаты социологического исследования показывают: при любом уровне семейного бюджета значительная часть его тратится на обучение детей. Причем не на приобретение учебников или спортивной формы, а именно на пользование образовательными услугами. Образование, спектр умений и навыков, которыми овладевает ребенок, родители начинают рассматривать как базу для успешной карьеры в будущем.
         В данное время, ни школа, ни детский сад не смогут работать успешно, даже если у руководителя есть прекрасные идеи, но нет предпринимательских способностей.
         Определившись с видом внебюджетной деятельности, необходимо решить: кто конкретно, по какой методике и учебной программе будет создавать образовательные услуги? Необходимо выбрать технологию образования, позволяющую удовлетворить индивидуально сформированный заказ. Получается тот же конечный продукт, что и при бюджетной деятельности, но уже иная форма и размер подачи.
         Технический уровень решения тесно взаимосвязан с экономическим – нужно не просто определить процесс создания образовательной продукции, а сделать это при наименьших затратах и высочайшем качестве.
         Еще одна проблема на кого рассчитаны оказываемые услуги. Решение этой проблемы определяет успех дела. Главное – не создание образовательной продукции, а продажа ее платежеспособным заказчикам. Необходимо выявить социальный запрос, объем услуг и довести их до конкретного покупателя. Школа, как и любая организация, продает в определенной форме и объеме товарную услугу. Это общая «экономическая политика», хотя и относительно новая для системы образования. [28]
2.4  Механизм привлечения дополнительных источников    финансирования учреждений общего образования.
         Бюджетное финансирование российского образования невелико, для многих школ его хватает только для выплаты заработной платы учителям и решения самых неотложных материально-технических проблем. Однако финансовая основа деятельности школы может не исчерпываться финансированием из бюджета. Родители обучающихся, различные юридические лица хотят оказать помощь школе. В разговорной речи лиц, оказывающих помощь школе, называют спонсорами. Но с юридической точки зрения под спонсорством понимается осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) определенного имущественного вклада в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах. Спонсорский вклад признается платой за рекламу (ст. 19 Федерального закона «О рекламе» от 18 июля 1995г №108-ФЗ). С юридической точки зрения это пожертвование – безвозмездная помощь, а неспонсорство.
         Согласно ст. 41.8 Закона РФ «Об образовании», школа имеет право привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые, в том числе валютные, средства за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических или юридических лиц, в том числе иностранных граждан или иностранных юридических лиц. При этом привлечение дополнительных средств не влечет за собой снижение размеров финансирования школы за счет учредителя.
         Граждане и организации, желающие на безвозмездной основе помочь школе материально, оформляют договор пожертвования, заключенный в письменной форме.
         Пожертвование, согласно ст. 582.1 ГКРФ, представляет собой дарение вещи или права в общеполезных целях. Договор пожертвования является особым видом договора дарения, по которому одна сторона безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне вещь в собственность или имущественное право (требования) к себе или к третьему лицу в общеполезных целях.
         Основным признаком пожертвования, отличающим его от дарения, является общеполезная цель пожертвования  (например, капитальный ремонт), так и приносящие пользу отдельным направлениям деятельности школы.
         Пожертвование школе может содержать конкретное условие использование имущества по определяемому жертвователем, а может и не содержать такого условия. В последнем случае имущество используется школой в соответствии с его назначением (ст.582.3 Гражданского Кодекса РФ) в целях осуществления образовательного процесса, а куда конкретно направить полученное имущество, решает администрация школы самостоятельно. Пожертвование может осуществляться как путем непосредственной передачи имущества, в том числе символической передачи, или вручения правоустанавливающих документов, так и путем обещания передать имущество в будущем.
    продолжение
--PAGE_BREAK--         На принятие пожертвования не требуется чьего – либо разрешения или согласия (ни учредителя школы, ни любых государственных или муниципальных органов).
         Денежные средства, имущество и иные объекты собственности, полученные в форме пожертвования, являются собственностью школы (ст. 39.7 Закона РФ «Об образовании») и не подлежат налогообложению (ст. 40.3 РФ «Об образовании», ст. 251.2 Налогового кодекса РФ).  [15]
         Гражданский кодекс РФ (ст.574) допускает совершение пожертвования в устной форме путем непосредственной передачи движимого имущества, если жертвователями являются физические лица, а также в случаях, когда пожертвование осуществляет юридическое лицо, но сумма пожертвования не превышает пяти минимальных размеров оплаты труда. Во всех других случаях, в том числе при обещании пожертвования, необходима письменная форма договора пожертвования, иначе он будет считаться не действительным. Пожертвование недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.
         Школа, принимая пожертвования, для которого жертвователь установил определенное назначение использования, должна вести обособленный учет всех операций по использованию этого имущества. Это требуется для того, чтобы в случае необходимости подтвердить использование имущества по назначению.
         Если использование имущества по указанному жертвователем назначению невозможно, использовать его по-иному назначению можно лишь с согласия жертвователя, а в случае смерти гражданина – жертвователя или ликвидации юридического лица – жертвователя, порядок использования имущества определяется судом (ст. 582.4 Гражданского Кодекса РФ).
         Если школа использует имущество по назначению, то жертвователь, его наследники или иные правопреемники имеют право требовать отмены пожертвования в судебном порядке.
         Принимая пожертвование, школа, как правило, направляет дарителю благодарственное письмо.
         В государственных и муниципальных школах деятельность по привлечению внебюджетных средств и контролю за их использованием осуществляет попечительский совет, который согласно ст. 35.2 Закона Российской Федерации «Об образовании» является одной из форм самоуправления образовательного учреждения. Вместе с тем действует Указ Президента РФ от 31 августа 1999г. № 1134 «О дополнительных мерах по поддержки общеобразовательных учреждений в Российской Федерации» и принятое в соответствии с ним постановление Правительства РФ от 10 декабря 1999г. № 1379 «Об утверждении Примерного положения о попечительском совете общеобразовательного учреждения». Названные акты не обязывают школу создавать попечительские советы, лишь считают их создание необходимым для установления общественного контроля за использованием целевых взносов и добровольных пожертвований юридических и физических лиц на нужды общеобразовательных учреждений. Но  данное положение Указа не соответствует Гражданскому кодексу РФ, так как для осуществления контрольных функций попечительскому совету необходимо получить от жертвователя соответствующие полномочия. Это возможно, если попечительский совет обладает правами юридического лица. Оставаясь органом самоуправления школы, попечительский совет либо подменяет, либо дублирует функции совета школы. [27]
         Выходам из ситуации является создание некоммерческой         организации, которая бы аккумулировала материальные средства (принимала вклады физических и юридических лиц, желающих безвозмездно помочь школе) передавала их школе на строго определенные цели и контролировала их использование. Тогда непосредственным жертвователям будут не граждане и юридические лица, а некоммерческая организация, которая сможет на профессиональном уровне осуществлять внебюджетную поддержку школу и контролировать расходование средств. Такая некоммерческая организация может быть создана в форме общественной организации или благотворительного фонда.
         Цели и принципы деятельности Попечительского совета.
         Основными целями создания и деятельности Попечительского совета являются обеспечение оптимальных условий для развития научных и творческих способностей учащихся, а также:
         —   создание условий для развития творческой активности педагогического коллектива школы, направленной на выявление и развитие способностей личности, эффективной реализации ее творческого, интеллектуального и физического потенциала;
         — содействие в работе по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;
         -  оказание помощи учреждению в проведении оздоровительных мероприятий;
         -  содействие в укреплении материально-технической базы, благоустройстве помещений и территорий, оборудовании лечебных кабинетов, организации работы подсобного хозяйства;
         -  содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития образовательного учреждения;
         -  оказывает образовательному учреждению различного рода помощь нематериального характера (интеллектуального, правового, культурного, информационного);
         -  содействует развитию международных связей образовательного учреждения, взаимодействию с организациями, осуществляющими деятельность в сфере образовательных и информационных технологий.
         Деятельность Попечительского совета основывается на принципах добровольности, равноправия, гласности, самоуправления и законности.
         Основными направлениями и предметом деятельности является:  
         1. Оказание всесторонней, в том числе и благотворительной, помощи учащимся, педагогическому и обслуживающему персоналу.
— создание самостоятельно или совместно с российскими и зарубежными партнерами школ бизнеса, иных объединений и товариществ;
— защита прав и законных интересов учащихся и педагогов;
— осуществление производственной деятельности, связанной с образовательной;
— иные виды деятельности, не запрещенные законом.
         2.  Участвует в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренных законодательством РФ.
         3. Вносит предложения в органы государственной власти по вопросам уставной деятельности.
         4. Проводит конференции, совещания, собрания, семинары по обсуждению проблем развития и применения законодательства России в области семейного права.
         5. Организует проведение досуга детей, создает и организует работу клубов, секций по интересам, проводит дни отдыха и вечера учащихся и педагогов.
         6. Работает со средствами массовой информации.
Попечительский совет может иметь в своей собственности земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности Попечительского совета в соответствии  с настоящим Уставом.
         Высшим руководящим органом является конференция Попечительского совета. Конференция Попечительского совета созывается не реже одного раза в год. Внеочередные конференции могут созываться по инициативе и требованию не менее одной трети общего числа членов Совета. Для принятия решений на конференции должно присутствовать не менее половины членов Попечительского совета.
         Попечительский совет может быть ликвидирован  или реорганизован по решению  конференции Попечительского совета, в порядке, определяемом законодательством. Также Попечительский совет может быть ликвидирован в судебном порядке по основаниям, предусмотренным законом. [11]
                            ГЛАВА III   ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 4 г. САТКИ
3.1    Общая характеристика МОУ сош №4
1. Муниципальное общеобразовательное учреждение школа №4 (далее «Школа») учреждена распоряжением Комитета образования и Администрации г. Сатки, Челябинской области от 8.06.95 №307-9 является муниципальным гражданским некоммерческим средним образовательным учреждением.
         После издания акта о создании Школы функции ее учредителя выполняет в пределах делегированных полномочий Комитет образования г. Сатки и Саткинского района.
2.  Основным предметом деятельности школы является реализация образовательных программ начального, общего, основного общего и среднего (полного общего образования).
         Деятельность школы направлена на:
— формирование общей культуры обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ;
— достижение обучающимися соответствующего образовательного уровня;
— адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
— создание основы для осознанного усвоения и последующего освоения профессиональных образовательных программ выпускниками школы.
3.  В своей деятельности Школа руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании» и другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Типовым положением об общеобразовательным учреждении, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием Челябинской области, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности, также настоящим Уставом и локальными правовыми актами Школы.
4.  Школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями образовательных программ трех ступеней образования:
         I ступень – начальное общее образование (3-4 года);
         II ступень – основное  общее образование (5 лет);
         III ступень – среднее (полное) общее образование (2 года).
         На 2005-2006 учебный год численность обучающихся в общеобразовательной школе №4 составляет 983 человека. Численность учеников I-ой ступени составляет 360 человек.
         Содержание общего образования в Школе определяется программами, разработанными, утвержденными и реализуемыми Школой самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов.
         Количество классов в школе зависит от количества обучающихся и условий, созданных для осуществления образовательного процесса с учетом санитарных норм. Наполняемость классов и групп продленного дня в количестве 25-30 обучающихся.
         В школе созданы 3 класса компенсирующего обучения, а также коррекционные классы для обучающихся с отклонениями в развитии. [30]
3.2     Права и обязанности муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №4
         Школа является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, сметой расходов, отвечает по своим обязательствам, находящимися в ее распоряжении денежными средствами и имуществом, принадлежащими Школе на праве собственности. Школа, как юридическое лицо, имеет расчетный и другие счета в учреждении банка. От своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права.
         Учредитель не несет ответственность по обязательствам Школы в случаях и пределах, установленным гражданским законодательством. Школа не несет ответственности по обязательствам Учредителя и созданных им юридических лиц.
         Отношения между Учредителем и Школой определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством РФ.
1.  Право на ведение образовательной деятельности  и льготы, установленные законодательством РФ возникают у Школы с момента выдачи ей лицензии.
Права Школы на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государственного герба РФ возникают с момента её государственной аккредитации.
2.  На бесплатной для обучающихся основе Школа 4 оказывает следующие дополнительные услуги;
а) индивидуальные консультации по предметам в рамках вариативной части учебного плана;
б) Изучение новых предметов в рамках вариативной части учебного плана (хореография, музыка и т.д.).
         Школа также оказывает на договорной основе обучающимся платные дополнительные услуги:
а) проводит репетиторство с обучающимися;
б) организовывает курсы по подготовке к поступлению в высшие и средние профессиональные учреждения;
в) создает кружки;
— по обучению игре на музыкальных инструментах;
— танцам;
— по обучению живописи, графике;
— по обучению шахматам.
г) организовывает группы для обучения детей с отклонениями в развитии;
д) открывает спортивные и физкультурные секции. [33]
     
3.3  Финансово-хозяйственная деятельность средней общеобразовательной школы №4
За Школой Учредитель закрепляет имущество, принадлежащее Учредителю на праве собственности. Объекты собственности, закрепленные Учредителем за Школой, находятся в её оперативном управлении с момента передачи имущества. Школа владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ней Учредителем на праве оперативного  управления имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с уставными целями деятельности, назначением имущества и договором между Школой и Учредителем.
         Школа с согласия Учредителя-собственника вправе сдать в аренду закрепленное за ней имущество в соответствии с действующим законодательством. Средства, полученные Школой в качестве арендной платы, используются на обеспечении и развитие образовательного процесса в Школе.
         Деятельность Школы финансируется ее Учредителем в соответствии с договором между ними. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Школы являются:
— собственные средства Учредителя;
— бюджетные и внебюджетные средства;
— имущество, переданное Школе собственником или уполномоченным им органом;
— средства родителей (законных представителей), полученные за предоставления обучающимся дополнительных платных образовательных услуг;
— добровольные пожертвования физических и юридических лиц;
— кредиты банков и других кредиторов.
         Привлечение Школой дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров ее финансирования из бюджета Учредителя.
         Школа самостоятельно распоряжается финансовыми средствами, устанавливает работникам ставки заработной платы (должностные оклады) на основе единой тарифной сетки в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями и на основе решения аттестационной комиссии;  определяет виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера в пределах средств, направляемых на оплату труда, а также структуру управления деятельностью Школы, штатное расписание, распределение должностных обязанностей. [26]
         Школа осуществляет самостоятельную хозяйственную деятельность и распоряжается доходами от этой деятельности. С согласия Учредителя – собственника использует закрепленные за ней финансовые средства и объекты собственности в осуществляемой ею деятельности, связанной с получением дохода. Учредитель-собственник получает часть дохода от использования закрепленных за Школой объектов собственности в размере, определенном договором между Учредителем и Школой.
         Доход от платных дополнительных образовательных услуг за вычетом доли Учредителя реинвестируется в Школу, в том числе на увеличение расходов на заработную плату.
         Право собственности на денежные средства, имущество и объекты собственности принадлежат Школе, переданные ей физическими и юридическими лицами в форме дара, пожертвования, а также на доходы от собственной деятельности и приобретенные на эти доходы объекты собственности. Школа самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается этой собственностью и учитывает ее на отдельном балансе.
         В рамках реализации закона о разграничении бюджетных полномочий, финансирование общеобразовательной школы разделено бюджетами: бюджетом субъекта и местным бюджетом. На областной бюджет возложены обязанности по обеспечению образовательных программ (зарплата с начислениями и учебные расходы).
         Принятие областного закона позволило сформировать бюджет образовательного учреждения на основе единого подхода к определению субвенций, обеспечить прозрачность прохождения финансовых потоков, а также создать стимул к эффективному использованию бюджетных средств.
         Ежегодно бюджет выделяет Школе денежные средства на те или иные расходы, которые отображены в смете (см. Приложение). Основываясь на штатное расписание и сметы бюджетных ассигнований на 2004 – 2005 гг. и 2005 – 2006 учебный год можно проанализировать поступление финансовых средств.
         Сравнительный анализ смет бюджетных ассигнований показал, что на заработную плату поступление денежных средств увеличилось почти вдвое, что позволило руководителю Школы использовать дополнительные средства на премирование и поощрение учителей.
    продолжение
--PAGE_BREAK--         Существенно увеличилась оплата за проверку тетрадей, классное руководство. Расходы на услуги по содержанию имущества возросли на 93 тыс. рублей. Появилась возможность использования финансовых средств на текущий и капитальный ремонт здания.
         Наряду с бесплатным питанием для малоимущих семей, детей инвалидов и сирот, бюджет выделил денежные средства в размере 442 тыс. рублей на бесплатный завтрак для всех учащихся школы стоимостью 3,45 руб.
Сравнительная таблица поступления финансовых средств МОУ сош №4
                                                                                                  Таблица №4
Наименование показателей
финансовые средства (тыс.руб)
2004-2005гг
2005-2006
заработная плата
 
3520
6728
3208
начисления на оплату труда
1260
1682
422
услуги по содержанию имущества
127
220
93
бесплатное питание
127
382
255
бесплатное питание 3,45

442

         Однако существуют и «минусы». Это связано с тем, что расчет субвенций осуществляется, как правило, финансовыми органами, а не управлением образования, что приводит к уменьшению степени влияния муниципальных органов управления образованием на процесс формирования бюджетных учреждений, а значит и на образовательный и воспитательный процесс в целом. Уменьшилась информированность о финансировании образования на уровне областных и муниципальных отраслевых ведомств. Теперь вся финансовая инициатива находится у финансистов, которые не всегда учитывают интересы отрасли. Таким образом, муниципальные отделы образования имеют слабое влияние на способ определения образовательных субвенций, а, финансисты, используя опыт и методику расчета, могут использовать имеющийся алгоритм, который приведет к прямому уменьшению финансирования, к недочету более качественного, а значит и более дорогого образования.
         Одновременно применяются  коэффициенты удорожания по ступеням обучения применения образовательных программ. В районе продолжается дальнейшая отработка механизма нормативного финансирования в образовании с целью исключения рисков для общеобразовательных учреждений (особенно это касается малокомплектных школ). [27]
         3.4   Анализ работы программы развития МОУ сош №4 на 2005-2008 гг.
         Основным разработчиком Программы является Администрация и педагогический коллектив МОУ сош №4.
         Цель программы: Обновление образовательного пространства школы за счет системных и модульных преобразований учебно-воспитательного процесса и управленческой деятельности на основе:
— создания условий для появления внутренних побуждений к учению и дальнейшего саморазвития своей мотивированной сферы;
— обеспечение роста профессиональной компетентности учителей школы как условия реализации целей формирования устойчивой мотивации к учению;
— стимулирования творческой активности учащихся и педагогов;
— активизация связей школы с родителями, учреждениями и организациями целей воспитания, обучения и финансовой поддержки школы.
         Задачи:
1.     создание управленческих условий для эффективной деятельности всех подсистем школы.
2.     создание условий для освоения и внедрения в педагогическую практику новых педагогических технологий, обновление содержания образования.
3.     развитие информатизации школьного образовательного пространства.
4.     осуществление поддержки лучших учителей и одаренных учащихся
5.     обеспечение демократизации управления школой
6.     обеспечение широких общественных связей при реализации Программы развития школы.
     Контроль за исполнением Программы осуществляет Комитет образования г. Сатки.
         Программа развития Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №4 на 2006-2008 годы направлена на создание условий обеспечения качественного школьного образования на основе модернизации системы образования МОУ сош №4.
         Программа разработана в соответствии с:
1.     Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года.
2.     Приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации.
3.     Национальным проектом «Образование».
Кадровый потенциал
     В 2005-2006г. в школе работают 56 учителей, из них 7 учителей, имеющих почетные звания. В 2003-2004 учебном году в школу пришло 7 молодых специалистов, которые не имели квалифицированные категории. На настоящее время практически все прошли квалификационные испытания и получили вторую квалификационную категорию.
     В структуре методической работы школы важная роль отведена творческим группам и проблемным лабораториям, которые должны помочь в создании системно-познавательной среды и для педагогов и в организации методической работы в школе. Поставлены задачи повышения уровня педагогических знаний учителей:
— изучение и использование в их профессиональной деятельности современных педагогических технологий, методик, приемов и способов успешного обучения и воспитания;
— повышение уровня педагогического мастерства, в том числе педагогической технике;
— поддержка педагогов, разрабатывающих и реализующих авторские программы, курсы, пособия.
         Изучив и проанализировав работу, выяснилось, что отдельные учителя и творческие группы познакомились, освоили и внедрили в педагогическую практику новые технологии обучения, однако этот процесс не стал массовым. Поэтому:
1.     Важнейшей задачей для педагогического коллектива является освоение новых педагогических технологий и внедрение их в практику преподавания большинством учителей школы.
2.     Необходимо создать банк данных по одаренным и заинтересованным в образовании детям.
3.     Разработать индивидуальные стратегии обучения
Эффективность и действенность управления в МОУ сош №4
         Система управления школой является одним из важнейших факторов, и способных влиять на эффективность педагогических процессов и определяющим результативность работы школы.
         Для выявления эффективности управления школой была использована методика В.И. Зверевой. Оценка управленческой деятельности производилась с использованием бальных оценок. Если показатель, характеризующий деятельность проявляется всегда, то он оценивался в 4 балла, часто в – 3, редко – 2, никогда – 0 баллов. На основе этого рассчитывается коэффициент эффективности – Кэ по каждому виду управленческой деятельности, так и по всей деятельности в целом путем использования следующей формулы:
         Кэ =  фактическое количество баллов / максимальное количество баллов  • 100%
         Если Кэ управленческой деятельности составляет:
         100% — 75% — деятельность оптимальна
         74% — 50% — деятельность осуществляется на допустимом уровне
         49% — 25% — уровень деятельности критический
         ниже 24% — уровень деятельности недопустимый.
         Рассмотрев все необходимые параметры для определения уровня деятельности общая оценка эффективности управления школой составила 76%.
         Основная проблема, которой занимается школа – формирование мотивов учения.
1.     Мотивация является особо важным и специфическим компонентом учебной деятельности, через реализацию и посредством которого возможно формирование учебной деятельности школьников в целом.
2.     Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых.
3.     Систематический контроль за учебной деятельностью и его результаты используются для формирования ответственности и принятия корректирующих решений.
Анализ результатов работы. Городские дела.
         В течении нескольких лет ученики школы участвуют как в школьных, так и в городских мероприятиях и даже приносят призовые места.
         Организация мероприятий и вознаграждение победителей осуществляется школой совместно с Администрацией г. Сатки и саткинского района.

Мероприятие
2003-2004
2004-2005
тыс. руб
1.
Городской турнир игры «Что? Где? Когда?»
Три I места
Три I места
18,5
2.
Настольный теннис
I место
I место

3.
Шахматы

II место
16,0
4.
КВН
II место
I место

5.
Журналина
II место
I место

6.
Лыжные гонки
2/8
1/8

7.
Волейбол
III место
II место

8.
Хоккей
IΥ место
I место
4,0
9.
Конкурс газет 60 лет Победы

II место

10.
Фестиваль «Театральная Весна»
I место
I место
7,0
11.
Конкурс «Одиссея разума»
I место
I место
6,5
12.
Городская спартакиада
I место
II место
9,0
13.
Районный турнир по футболу
I место
I место
11,5
14.
Конкурс «Юный пожарный»

III место

15.
Издательство школьной газеты «Пеликан»

I место

        
         Именно это направление принесло школе заслуженную славу творческой школы.  Реализация творческих способностей ребенка – это та важнейшая задача, которую решают руководители кружков.
Финансово-экономическое обеспечение образовательного процесса
         МОУ сош №4 использует бюджетные средства в соответствии с нормативами и находится в составе Централизованной бухгалтерии Комитета образования. Наряду с бюджетными средствами школа привлекает средства от платных образовательных услуг, организованных по двум  направлениям.
1.     образовательные услуги, предоставляемые филиалом начальной школы, находящейся в отдельно стоящем здании.
2.     образовательные услуги коррекционного и развивающего характера.
     Попечительский совет и родительский комитет школы активно участвует в привлечении средств спонсоров для награждения лауреатов и номинантов школьной премии «Звездный дождь».
     Основная проблема – это финансово-экономическое обеспечение текущего ремонта и содержания здания. Необходимо продолжить работу Попечительского совета и родительской общественности на решение этих проблем.
Материально-техническое обеспечение образовательного учреждения.
Залы, кабинеты, мебель, оборудование, техника
Кол-во
Оптимальное состояние
Допустимое состояние
Критическое состояние
Спортивный зал
1
+
Стадион
+
Актовый зал
Совмещенный столовой
отдельный
1
1
+
+
Мастерские
2
+
+
Кабинеты
русского языка
математики
химии
физики
инстранного языка
начальных классов
обслуживающего труда
5
4
1
1
4
13
2
+
+
+
+
+
+
+
столовая
1
+
мебель
Приобретено за 5 лет 8 класс комплектов
плеер, магнитофон
10
+
видеомагнитофон
2
+
телевизор
5
+
музыкальный центр
4
+
кинопроектор, кинокамера
1
+
цифровая аппаратура
2
+
ксерокс
2
+
компьютерный класс
2
+
+
хореографический зал
1
+
медицинский кабинет
3
+
театр «Одиссея»
3
+
    
     Средняя общеобразовательная школа №4 была открыта в 1966 г. Здание каменное, капитальный ремонт системы отопления произведен в 2001г.
     В отдельно стоящем здании располагаются 4 класса начальной школы, которые работают полный рабочий день.
     За последние 3 года финансирования школы значительно улучшилось: был проведен капитальный ремонт системы отопления в филиале начальной школы (450 тыс. руб.), спортивного зала (180 тыс. руб.), замена оконных рам в столовой (100 тыс. руб.), замена дверных блоков второго этажа (156 тыс. руб.), приобретено технологическое оборудование в столовую: холодильная камера, электроплиты, жарочный шкаф, витрина с системой охлаждения, спортивный инвентарь на сумму 40 тыс. руб. За счет областных субвенций приобретено в кабинет физики на 115 тыс. руб. Значительно улучшилось снабжение спортинвентарем (баскетбольные мячи, маты, коньки).
     Итого на обновление здания и приобретение материальных ценностей было израсходовано 1041 тыс. руб. 60% от общей суммы составило доход от платных дополнительных услуг.
     Дополнительными платными услугами в основном занимается филиал начальной школы №4. Доход от их деятельности составляет 58% от всех видов дополнительных платных услуг. 20% денежных средств идет на дополнительную оплату учителям, остальной процент – на развитие школы и образовательного процесса.
Наличие и виды платных образовательных услуг, размер платы за дополнительные образовательные задачи (на 1-го обучающегося, руб.)
2002-2003
2003-2004
2004-2005
2005-2006
Школа полного дня с элементами индивидуального обучения и развития — филиал начальной школы
200
300
400
450
Коррекционные занятия на 1 ученика за 1 курс в месяц – 8 часов (руб)
80
100
120
150
Курсы по подготовке к поступлению в ВУЗы на 1 ученика за 1 курс в месяц – 8 часов
80
100
120
150
 
Финансово-экономическое обеспечение школы
        

Наименование мероприятия
Исполнители
2005-2006
2006-2007
2007-2008
1
Использование бюджетных средств по смете
Администрация школы КО
По смете
По смете
По смете
2
Развитие платных образовательных услуг
-образовательные услуги по индивидуальному и в малых группах развитию и воспитанию филиала начальной школы
Администрация школы
Попечительский совет
По смете внебюджетных средств
По смете внебюджетных средств
По смете внебюджетных средств
3
Образовательные услуги
Корректирующие курсы
Курсы подготовки ЕГЭ
Администрация школы
По смете
По смете
По смете
4
Привлечение спонсорских средств для вручения школьной премии «Звездный дождь»
Совет премии
По смете
По смете
По смете
        
         Все финансово-экономическое обеспечение школы осуществляется согласно всем требованиям по сметам бюджетных и внебюджетных расходов.
         В связи с переходом на профильное обучение в средней школе остро встает вопрос об оборудовании физической лаборатории, заменой компьютерного класса, модернизации имеющихся компьютеров, обеспечение учебниками и учебными пособиями школы, школьного компонента учебного плана. Реализовать программные мероприятия по направлении «Поддержка одаренных детей». Направить усилия Попечительского совета и родительской ответственности на решение проблем финансирования на текущий ремонт и содержания здания филиала МОУ сош №4.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :