--PAGE_BREAK--1.2 Нормативно-правовая база государственного регулирования методов и инструментов привлечения инвестиций
Перечень документов законодательной базы, регулирующих инвестиционную деятельность в Российской Федерации не столь обширен как в других государствах. Объясняется это недавним зарождением рыночной экономики в России. Рассмотрим основные нормативные акты, регулирующие инвестиционный процесс в России.
Одними из важных основополагающих нормативно-правовых актов являются: Закон РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» [4]; Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [5]; Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» [6]. В этих законах дается определение инвестициям, прописываются гарантии государства перед инвесторами, формы и методы государственного регулирования. С принятием нового Гражданского Кодекса, Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» [3], Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» [1], Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» [2] появилась уже вполне соответствующая зарубежному опыту первичная законодательная база, необходимая для поступательного формирования пока еще остающегося диковинным для большинства рядовых российских граждан сегмента рыночной экономики, как фондовый рынок.
Осуществление инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации, полученный правоприменительный опыт выявили многочисленные недостатки, пробелы в инвестиционном законодательстве РФ. Несовершенство нормативной базы, отсутствие единого доктринального и законодательного подхода по вопросам инвестиционных правоотношений являются благодатной почвой для возникновения инвестиционных споров, как между самими инвесторами, так и между государством и инвесторами. Поэтому, для того чтобы иметь правовые возможности для защиты прав и законных интересов инвесторов, необходим надлежащий механизм для решения возникающих споров [18].
Законы, регламентирующие инвестиционную деятельность, страдают серьезными недостатками. В области законотворчества часто происходит заимствование норм, применяемых в других правовых системах или в государствах с иным уровнем институционального и культурного развития.
Многие законы плохо увязаны друг с другом, содержат взаимоисключающие нормы, более того, такие нормы можно обнаружить в рамках одного закона. Практика внесения поправок в действующее законодательство не продумана и нередко для решения сиюминутной проблемы, вносятся такие изменения, которые разрушают уже существующую концепцию правового регулирования. Дестабилизирующим фактором для предпринимательской деятельности является несоответствие федерального и региональных законодательств.
В настоящее время, когда Россия начинает заявлять о себе во взаимоотношениях с другими государствами, необходимо развивать отдельное направление законотворческой деятельности — гармонизацию национального законодательства применительно к требованиям международного права. Несмотря на то, что в России законотворчество постоянно развивается, правовые риски явно превышают допустимые для цивилизованной страны размеры.
Дополнительную озабоченность вызывает у иностранных инвесторов недостаточная защита интеллектуальной собственности. Этому способствуют неисполнение существующих законов. Некоторые проблемы иностранцы могут уменьшить, организуя тесное взаимодействие с местными пользователями их технологий, создавая, например, совместные предприятия или франчайзинговые системы, хотя и здесь наблюдается слабость законодательной базы. Для решения правовых рисков необходима деятельность государственных органов. В первую очередь необходимо завершение формирования иерархической системы. Основой для этого является жесткое соблюдение законов, их приоритетности. Кроме того, нужно отказаться от практики издания актов с обратной силой, а также усилить контроль за исполнением законов и судебных решений. Только в таком случае инвестор сможет выделить некую достаточно стабильную основу в правовой среде и определить диапазон возможных изменений законодательства для разумной оценки правовых рисков [20].
Таким образом, законодательная база, регулирующая инвестиционную деятельность в Российской Федерации, представлена следующими нормативно-правовыми актами: Законом РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»; Федеральным законом от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»; Федеральным законом от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», Гражданским Кодексом, Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Федеральным законом от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» и др. Законы, регламентирующие инвестиционную деятельность, страдают серьезными недостатками. Многие законы плохо увязаны друг с другом, содержат взаимоисключающие нормы. Отсутствие законодательной базы, регулирующей отношения между регионами и центром, недостаточная разработанность механизмов страхования иностранных инвестиций, издания актов с обратной силой являются дестабилизирующим фактором развития и привлечения инвестиций в экономику страны.
2. Анализ привлечения инвестиций в экономику Республики Коми (на примере иностранных инвестиций)
Актуальность использования иностранных инвестиций в экономике страны в настоящее время очевидна. Как показывает мировой опыт, привлечение зарубежных инвестиций оказывает положительное влияние на развитие экономики принимающих стран. Мировым лидером по объемам вовлечения иностранных инвестиций остается США, заметно опережая ближайшего конкурента — Великобританию. К сожалению, Россия среди стран мира по этому показателю находится впереди лишь бывших союзных республик. В 2001- 2008 гг. социально-экономическое положение в Республике Коми и стране характеризовалось подъемом, что вызвало улучшение инвестиционного климата (см. таблицу 1). Объемы поступлений иностранного капитала в республику относительно 2000г. возросли в 17 раз и в 2008 г. составили 931,6 миллиона долларов США. По сравнению с 2007 г. они возросли в 2,4 раза. Такой значительный рост связан с существенным увеличением притока прямых инвестиций в целлюлозно-бумажное производство.
Таблица № 1. Динамика инвестиций, поступивших в Республику Коми от иностранных инвесторов, по видам (млн. долларов США)[10]
2000
2004
2005
2006
2007
2008
2009
В расчете на душу населения в 2008 г., долл.
Республика Коми
Россия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Всего инвестиций, из них:
54
72,9
159,8
321,1
389,4
931,6
904,1
967
731
Прямые
23,3
9,4
32,4
114,3
78,9
537,8
213,1
558
190
Портфельные
-
-
22,5
-
1,5
2,1
3,4
10
Прочие
30,7
72,5
104,9
206,7
309
391,8
687,6
407
531
Наиболее привлекательной формой поступления иностранных инвестиций являются прямые инвестиции, так как они вкладываются в реальные производственные активы и сопряжены с множеством положительных эффектов для региона: дополнительные рабочие места и налоговые поступления, развитие инфраструктуры, приток технологий и управленческого опыта. Поэтому видовая структура поступившего капитала считается рациональной и выгодной для принимающей страны, когда наибольшая его часть приходится на прямые инвестиции. В 2000-2004гг. доля прямых инвестиций в республике сокращалась и в 2004 г. достигла минимального значения, в последние четыре года отмечалось заметное ее увеличение с 20% в 2005 г. до 58% в 2008 году. В 2008 году поступило прямых инвестиций на 537,8 миллиона долларов США, что почти в 7 раз больше, чем в предыдущем году. Однако в 2009 г. наблюдается спад по сравнению с 2008 г. на 3 %. Как видно из таблицы № 1, в основном такое снижение происходит за счет сокращения прямых инвестиций. Основная причина такого снижения является финансово-экономический кризис в стране и мире.
Динамика структуры иностранного капитала по видам экономической деятельности имела неустойчивый характер, однако по наиболее принципиальным направлениям она существенно не менялась. Как и в прежние годы, подавляющая часть иностранных инвестиций направлялась на развитие промышленного производства, при этом наиболее привлекательны для иностранных инвесторов многие годы было нефтедобывающее производство, в последние годы — целлюлозно-бумажное производство (см. Приложение № 2). В 2008 г. на добычу полезных ископаемых приходилось 35, 2%, на транспорт и связь — 30,9%, на обрабатывающие производства — 13,2%, на деятельность с операциями с недвижимым имуществом и арендой — 5,6%. Небольшие средства поступили в лесное хозяйство, производство и распределение электроэнергии, газа и воды [19].
Средства, поступившие из-за рубежа в 2008 г., были использованы в основном по следующим направлениям (см. Приложение № 3): на приобретение машин, оборудования, инструментов (43%), на погашение кредитов банка и займов (30%), на оплату сырья и материалов (10%).
В последние годы заметный рост поступлений иностранных инвестиций наблюдался как в целом по стране, так и по Северо-Западному федеральному округу (см. таблицу № 2). Как видно из таблицы № 2, по показателю «поступление иностранных инвестиций в расчете на душу населения» Республика Коми в 2008 году находилась на 5 месте среди 11 субъектов округа и на 14 месте среди 83 регионов России. Этот показатель по Российской Федерации в 2008 г. составил 731 доллар США, по Республике Коми -967. Наибольшие объемы иностранных инвестиций в расчете на душу населения среди субъектов России, входящих в состав СЗФО, отмечены в Ненецком автономном округе и Вологодской области, наименьшие — Мурманской и Псковской областях.
Таблица № 2. Поступление иностранных инвестиций в расчете на одного жителя в 2008 г. [11]
№ п/п
Наименование региона
Иностранные инвестиции на одного жителя, долл. США
Рейтинг региона
1
Мурманская область
65
11
2
Псковская область
69
10
3
Республика Карелия
160
9
4
Калининградская область
401
8
5
Новгородская область
573
7
6
Ленинградская область
589
6
7
Республика Коми
967
5
8
Архангельская область
1233
4
9
г. Санкт-Петербург
1296
3
10
Вологодская область
3394
2
11
Ненецкий АО
32379
1
Динамика поступлений иностранных инвестиций показывает, что длительное время странам-поставщикам иностранного капитала являлись Австрия, Кипр, Люксембург. В 2008 г. в экономику Республики Коми поступило иностранных инвестиций из 21 страны мира. Список стран, являющихся крупнейшими «поставщиками» иностранного капитала в 2008 г., почти полностью совпадал со списком стран предыдущего года в нем не было Франции и появилась новая страна-экспортер — Виргинские (Британские) острова. Лидерами по-прежнему были Великобритания, Австрия и Кипр [7].
Сумма инвестиций, поступивших в экономику Коми из-за рубежа, в первом полугодии 2009 года составила 597,1 миллиона долларов США, что на 5 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. На конец июня 2009 г. накопленный организациями региона иностранный капитал (без учета кредитных организаций) составил 1,38 миллиарда долларов [17].
Из общего объема поступивших в январе-июне 2009 г. иностранных инвестиций предприятия использовали 98,8%, большая часть которых была направлена на инвестиции в основной капитал (55,6%) и на погашение кредитов банков и займов (20,1%).
Иностранные вложения от прямых инвесторов в январе-июне 2009 года были направлены в основном в организации по добыче топливно-энергетических полезных ископаемых и организации обрабатывающих производств. Общая величина прямых инвестиций в эти виды деятельности составила 102,8 миллион долларов, или 93,3% всех прямых инвестиций.
Одной из перспективных форм привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику республики является создание совместных предприятий (СП). СП — предприятия, созданные на долевой основе отечественным и зарубежным капиталом в качестве юридического лица для организации производственной научно-производственной, научно-технической и иной предпринимательской деятельностью с целью извлечения прибыли. Для СП характерны более передовая технология, высокая производительность труда, высокая фондоотдача и высокий уровень заработной платы, что оказывает положительное влияние на экономику страны или региона.
Существует несколько сфер деятельности СП — топливно-энергетический комплекс, лесная отрасль, торговля. В наиболее значимой группе СП (предприятиях топливно-энергетического комплекса), отношения партнеров можно охарактеризовать следующим образом. Главный вклад иностранного партнера осуществляется в виде финансовых средств, которые позволяют закупать технологическое оборудование, а также организовать добычу нефти в условиях нехватки собственного оборотного капитала.
Местный партнер обеспечивает доступ к ресурсам, то есть предоставляет право на эксплуатацию месторождений полезных ископаемых. Как правило, предоставление иностранным партнером кредитов или других финансовых средств тесно связано с понятием прокачки нефти. В силу ограниченных возможностей трубопроводной системы нефтедобывающие предприятия получают право на прокачку определенного количества нефти на экспорт.
Иностранные организации предоставляют кредиты нефтедобывающим предприятиям, как правило, под гарантированный объем экспорта. Правительство Республики Коми добивается повышения доли продукции некоторых СП, идущей на экспорт (прокачки). В среднем квота на прокачку составляет 30% от объема производства.
Организационная, технологическая и маркетинговая составляющая деятельности нефтяных СП обеспечиваются в большей мере российской стороной, хотя для некоторых СП характерно привлечение зарубежных технологий, а также участие зарубежного партнера в сбыте продукции.
В лесной отраслинаибольшее число СП было учреждено в 1992-1993 гг. В последующие годы в результате некоторого снижения спроса на древесину, резкого роста железнодорожных тарифов и других причин активность деятельности лесных СП резко сократилось. Лесные СП ориентированы в основном на заготовку и экспорт древесины. Иностранные партнеры таких предприятий обеспечивают финансовую технологическую поддержку, а также активно участвуют в экспорте продукции. Российская сторона предоставляет доступ к лесным ресурсам и отвечает за организационную и технологическую сферы деятельности предприятия.
Другой активной сферой деятельности СП в Республике Коми является торговля. В сфере торговли и общепита на территории республики зарегистрировано 61 СП. В данной отрасли иностранный партнер обеспечивает, как правило, финансовую поддержку СП и поставку товаров, в то время как российский партер организует сбыт товара на местном рынке [10].
На территории Республики Коми реализуются и планируются к реализации следующие крупные инвестиционные проекты:
1.«Межрегиональный мега-проект «Ямал-Европа»;
2.«Строительство железнодорожной магистрали «Соликамск-Гайны-Сыктывкар-Карпогоры-Архангельск» (проект «Белкомур»);
3.«Строительство автомобильной дороги «Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар с подъездами к городам Воркута и Салехард»;
4.«Строительство автомобильных дорог: «Айкино-Кослан», «Ухта-Троицко-Печорск», «Сыктывкар-Кудымкар-Пермь»;
5.«Строительство нового аэропорта в г.Сыктывкаре»;
6. «Ярегский горно-химический комплекс мощностью 650 тыс. тонн в год по добыче и переработке руды»;
7.«Первая очередь Комплекса по подготовке и переработке нефти и газа производительностью 1 млн. тонн сырой нефти»;
8. «Разработка Усинского нефтяного месторождения»;
9.«Разработка Щельяюрского нефтяного месторождения»;
10.«Разработка Возейского нефтяного месторождения»;
11«Разработка Ярегского нефтяного месторождения»;
12.«Разработка Средне-Макарихинского нефтяного месторождения»;
13.«Разработка Сейдинского месторождения угля»;
14.«Разработка донной части Воркутского месторождения»;
15.«Создание лесопромышленного комплекса в Троицко-Печорском районе Республики Коми»;
16.«Развитие и реконструкция комбината ОАО «Монди СЛПК» (проект СТЕП) [16].
Таким образом, в период с 2000-2008 гг. привлечение иностранных инвестиций в Республику Коми имело положительные тенденции. Объемы поступлений иностранного капитала в республику относительно 2000г. возросли в 17 раз и в 2008 г. составили 931,6 миллиона долларов США. Такой значительный рост связан с существенным увеличением притока прямых инвестиций в целлюлозно-бумажное производство. В 2008 г. на добычу полезных ископаемых приходилось 35,2%, на транспорт и связь — 30,9%, на обрабатывающие производства — 13,2%, на деятельность с операциями с недвижимым имуществом и арендой — 5,6%. По показателю «поступление иностранных инвестиций в расчете на душу населения» Республика Коми в 2008 году находилась на 5 месте среди 11 субъектов округа и на 14 месте среди 83 регионов России. Основными странами-поставщиками иностранных инвестиций в Республику Коми остаются Великобритания, Кипр, Австрия. Однако влияние финансово-экономического кризиса в 2009 г. привело к спаду в привлечении иностранного капитала в Республику Коми по сравнению с 2008 г. на 3 %. В основном такое снижение происходит за счет сокращения прямых инвестиций. По многим индикаторам финансово-экономический кризис негативно повлиял на инвестиционный климат Республики Коми. Это обуславливает необходимость в совершенствовании методов и инструментов привлечения инвестиций.
продолжение
--PAGE_BREAK--3. Проблемы и пути совершенствования методов и инструментов привлечения инвестиций
Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного «голода» в стране в условиях кризиса. Проанализировав методы и инструменты привлечения инвестиций, инвестиционный климат в Республике Коми можно выявить следующие проблемы, характерные как для Республики Коми, так и для России в целом.
1. Несовершенство федерального и регионального законодательства об инвестициях. Законы, регламентирующие инвестиционную деятельность, страдают серьезными недостатками. Многие законы плохо увязаны друг с другом, содержат взаимоисключающие нормы. Отсутствие законодательной базы, регулирующей отношения между регионами и центром, недостаточная разработанность механизмов страхования иностранных инвестиций, издания актов с обратной силой являются дестабилизирующим фактором развития и привлечения инвестиций в экономику страны. В настоящее время приняты основные законодательные акты, регулирующие отечественные инвестиции. Хуже обстоит дело с законодательным обеспечением иностранных инвестиций, хотя и здесь на основе не только законов, но и президентских, правительственных и ведомственных нормативных актов удалось решить ряд проблем, существенно тормозивших приток иностранного капитала. Примером может служить решение проблемы вывоза за границу соответствующей части прибыли, дивидендов, процентов, принадлежащих иностранным собственникам [18].
2. Одной из немаловажных проблем является наличие у многих крупных компаний, в основном занятых экспортом природных ресурсов, крупных денежных средств, направленных не на развитие российской экономики, а уходящих за рубеж.
Следует отметить, что современная российская деловая среда обладает венчурной направленностью, что неблагоприятно сказывается на привлечении инвестиций в реальную экономику. Располагая мощным инвестиционным потенциалом и соответствующими ресурсами, российская экономика не дает реальных гарантий инвесторам на вложенный капитал. Кроме того, инвестиционные ресурсы распределяются между регионами крайне неравномерно, в основном концентрируясь в крупных мегаполисах и богатых природными ресурсами регионах. Остальные регионы и большая часть перерабатывающих отраслей России не имеют возможности использовать инвестиционный потенциал [11].
3. Слабая инвестиционная деятельность банков в РФ в сфере долгосрочного кредитования капитальных вложений. Возможнымиусловиями активизации этой деятельности могут быть:
- дальнейшее снижение учетной ставки Центрального банка России;
- уменьшение доходности государственных ценных бумаг;
расширение долгосрочной ресурсной базы коммерческих банков за счет вовлечения в хозяйственный оборот сбережений физических лиц; стабилизация ситуации на межбанковском кредитном рынке; укрепление внутренней финансовой устойчивости и платежеспособности коммерческих банков;
- разработка и внедрение системы эффективного управления инвестиционным кредитованием в банках; развитие лизинговых схем кредитования поставок оборудования, рассматриваемых как один из способов решения проблемы залога, то есть обеспечения кредита; расширение межбанковского кредитования крупномасштабных инвестиционных проектов; развитие системы гарантий по инвестиционным кредитам, включая и совершенствование механизма предоставления государственных гарантий коммерческим банкам, которые принимают участие в кредитовании приоритетных для государства проектов и программ [20].
4. Недостаточная разработанность механизмов страхования инвестиций, особенно иностранных.
5. Недостаточное развитие инфраструктурного обеспечения инвестиционной деятельности регионов в условиях кризиса. Развитие инфраструктуры инвестиционной деятельности Республики Коми должно рассматриваться с учетом специфики северных условий, высоких рисков, связанных с суровыми природно-климатическими условиями, относительно более высокими издержками в большинстве секторов экономики, важностью северных территорий с позиции перспектив стратегического развития России. Основой экономики Республики Коми являются природно-эксплуатирующие предприятия с долей государственного капитала, которые остро нуждаются в крупных долгосрочных инвестициях, которые проблематично привлечь в условиях финансового кризиса. В связи с этим, значительное внимание должно быть уделено вопросам совершенствования корпоративного управления, как одного из компонентов институциональной инфраструктуры, обеспечения экономической безопасности и использования инструментов фондового рынка для снижения рисков и привлечения инвестиций.
Состояние инвестиционной деятельности требует анализа потенциала ресурсов, имеющихся в республике для создания и развития инфраструктуры поддержки инвестиционной деятельности, активизации взаимодействия государственной власти, науки и бизнеса при формировании инновационной системы Республики Коми [22,260].
В целях потепления инвестиционного климата в северном регионе и в Республике Коми необходимо предпринять шаги по созданию инфраструктуры обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов, предусматривающие мероприятия по совершенствованию корпоративного управления и защиты прав собственности (предотвращение и пресечение неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком, обеспечение информационной прозрачности рынка, предотвращение и пресечение рейдерских захватов, повышение ответственности членов органов управления компаний). В целях развития финансового рынка необходимо разработать механизмы, обеспечивающие содействие повышению доверия населения к инструментам рынка ценных бумаг и создание условий для привлечения средств населения в качестве инвестиционных ресурсов; обеспечение информационной безопасности и прозрачности на рынке ценных бумаг для укрепления доверия со стороны потенциальных инвесторов; обеспечение государственной информационной поддержки инвестиционных процессов на фондовом рынке [11].
В настоящее время важно реализовывать новые подходы к привлечению инвестиций. В какой-то мере ряд таких подходов уже используется на практике в последние годы. К ним в первую очередь относятся повышение роли амортизационных отчислений как мощного источника финансирования капиталовложений и размещение централизованных (из федерального бюджета) инвестиционных ресурсов на конкурсных началах (при этом вводится обязательная сертификация проектов, которая призвана удостоверить их качество и поднять к ним доверие иностранных инвесторов).
Приоритетное направление — содействовать созданию негосударственных научно-технических фирм, субъектами которых могут быть отдельные ученые и предприниматели, промышленные и коммерческие предприятия, ищущие эффективные сферы вложения капитала. Предстоит решить вопрос об акционировании, продаже или передаче частному капиталу научно-технических организаций, исследования которых не вошли в состав приоритетных программ и в отношении которых прекращается или уже прекратилось государственное финансирование. Необходимым направлением научно-технической политики становится изменение механизмов финансирования и налоговой политики в сфере науки, обеспечивающих определенные права собственности на результаты исследований на всех стадиях научно-исследовательского цикла: от исследований до производства товаров и услуг [16].
Требуется система льгот для стимулирования инвестиций, в том числе зарубежных. Путем финансовых, налоговых льгот, госзаказов необходимо содействовать становлению системы венчурного (рискового) финансирования приоритетных НИОКР. Целесообразно разработать систему привлечения малого бизнеса, средств населения на реализацию инновационно-инвестиционных программ. Такая система могла бы привлечь вклады валютных средств населения в надежные банки под государственную гарантию с тем, чтобы их использовать в венчурных проектах, с обязательным страхованием рисков.
Существуют разные формы сотрудничества с иностранными партнерами и привлечения иностранных ресурсов. Среди них можно назвать:
1. Международную кооперацию производства, сопровождающая передачей технологии, а иногда и созданием совместной собственности.
2. Получение зарубежных кредитов.
3. Получение иностранного оборудования на основе лизинга.
4. Получение кредитов на компенсационной основе.
5. Привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий с различной долей иностранного участия, в том числе путем продажи иностранным инвестором акций.
6. Создание предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу.
7. Сотрудничество с иностранными компаниями в развитии производства на базе договора (контракта) без создания юридического лица.
8. Привлечение иностранного капитала на основе концессий или договора о разделе продукции.
9. Создание свободных экономических зон, направленных на более активное привлечение иностранных капиталов на определенной территории [22].
Все приведенные формы привлечения иностранных инвестиций носят долгосрочный стратегический характер. Они способны при правильной постановке дела помочь России в решении проблем структурных отраслевых и межотраслевых изменений экономики страны с меньшими инвестиционными (особенно инвалютными) затратами, в значительно более короткие сроки, чем это удалось бы сделать, опираясь только на финансовые ресурсы страны. Они могут содействовать ускорению сокращения технологического разрыва с ведущими индустриальными странами.
Усматривая в этих формах сотрудничества позитивный шанс решения стратегических задач по стабилизации и подъему российской экономики, необходимо подчеркнуть, что все они, долгосрочные акции, подвержены воздействию инфляции политической неустойчивости и экономической дезорганизации в большей мере, чем одномоментные торговые, биржевые и иные текущие операции.
Сотрудничество в 1-4-й формах не связано с привлечением иностранного капитала в предпринимательской форме. Международная кооперация может быть вообще не связана с привлечением финансовых средств из-за рубежа, но она часто позволяет привлечь зарубежную технологию, а иногда и поставки некоторых видов оборудования, которые потом будут оплачены поставками комплектующих. Кооперация позволяет российским компаниям сохранить полностью свой контроль над предприятиями и в то же время быть эффектным способом выхода на мировой рынок. Только в отдельных случаях кооперация может сопровождаться созданием совместной собственности, например при передаче иностранному партнерству пакета акций в качестве оплаты за передачу лицензий и «ноу-хау» на новую технологию, при создании совместного производства.
Политика стимулирования инвесторов в развитых и развивающихся странах различается весьма существенно.
В практике стимулирования инвесторов промышленно развитых стран преобладают финансовые средства, а для развивающихся государств и стран с переходной экономикой — фискальные и налоговые средства стимулирования; чаще всего используются льготные таможенные пошлины на импортируемое производственное оборудование (что в промышленно развитых странах является малоэффективной мерой в силу невысоких ставок пошлин на большинство видов промышленного оборудования), уменьшение ставок корпоративного налога на прибыль, предоставление налоговых каникул.
Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой при реализации государственной политики стимулирования привлечения инвестиций исходят из налоговых стимулов. Цель таких мер состоит в том, что эти страны хотят содействовать экономической реструктуризации, экономическому росту, используя приток внешних и внутренних ресурсов.
Наиболее часто встречающиеся методы стимулирования инвесторов:
- налоговые каникулы;
- инвестиционные скидки;
- налоговый кредит;
- ускоренная амортизация;
- инвестиционные субсидии;
- льготы косвенного налогообложения, в частности сниженные ставки таможенных пошлин [16].
Инвестиционные скидки и налоговый кредит по сравнению с налоговыми каникулами обладают преимуществами, поскольку являются более действенными инструментами для привлечения капитала в той или иной желательной форме.
Наиболее проста и эффективна система налогового кредита. Если сумма налогового кредита, предоставляемого квалифицированному предприятию, определена, то она перечисляется на специальный налоговый счет. Компания, получившая такую льготу, будет считаться обычным налогоплательщиком, отличие такой компании состоит в том, что ответственность за налогообложение доходов будет оплачиваться за счет кредитов, возвращаемых с налогового счета, пока сальдо баланса доводится до нуля. После этого налоговый счет закрывается на определенный период, а неиспользованные суммы налогового кредита разрешается использовать.
Налоговый кредит — это вычет из налога на прибыль части инвестиционных расходов компании, возможно, с условием использования этого кредита для последующих капиталовложений.
Система инвестиционных скидок применяется в форме сниженных налоговых ставок аналогично практике налогового кредита и имеет адекватный эффект. Различие заключается в том, что корпоративный налог имеет несколько ставок, предоставляемую же сумму инвестиционной скидки стоит определить не в абсолютном выражении, а в форме налоговой ставки, в которой предоставляется скидка. В противном случае сумма предоставляемого налогового кредита не будет зависеть от ставки налога.
Инвестиционная скидка может иметь форму скидки на истощение недр, предоставление которой ведет к уменьшению налогообложения прибыли добывающей индустрии.
Еще одна разновидность инвестиционных скидок — уменьшение корпоративного налога на половину разницы между расходами на НИОКР текущего года и средними затратами на научные исследования двух предшествующих периодов, но с учетом роста цен.
При ускоренной амортизации большая часть прибыли, чем при обычной амортизации, попадает в издержки производства и освобождается от налогообложения.
По сравнению с другими методами налоговых стимулов для привлечения инвестиций ускоренная амортизация имеет два преимущества:
— обходится дешевле, чем доходы, от которых отказались ранее, что частично покрывалось стоимостью последних лет действия активов;
- если ускоренная амортизация предоставлена на временной основе, то она может стимулировать на краткосрочный период рост капиталовложений, так как инвесторы, вероятно, вложат капитал, чтобы получить эффект в будущем. Инвестиционные субсидии являются разновидностью инвестиционных скидок или налоговых кредитов, но их предоставление является проблематичным, так как имеет риск для бюджета (бюджетная эффективность таких субсидий может быть отрицательной).
Стимулирование косвенных налогов осуществляется в форме исключения из-под обложения НДС сырья и капиталоемких товаров, а также введения системы условно беспошлинного ввоза [10].
Особое место среди средств стимулирования иностранных инвесторов занимают свободные экономические зоны, которые представляют собой зоны с особым юридическим и экономическим статусом, создающим благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций на основе ряда льгот.
Таким образом, возрождение инвестиционного потенциала связано с формированием эффективного рынка капиталов и созданием механизмов, обеспечивающих мобилизацию ресурсов и их наиболее эффективное размещение, с расширением налоговой базы, образованием конкурентоспособного финансового сектора, системы государственных институтов страхования и гарантирования инвестиций, организацией банков развития с государственным участием, специализирующихся на инвестировании реального сектора, рынка корпоративных ценных бумаг, развитием коммерческих банков, финансовых, инвестиционных компаний и паевых инвестиционных фондов, выполнением требований законодательной базы применительно к инвестиционной деятельности, содействием в создании и расширении совместных предприятий, свободных экономических зон.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного «голода» в стране в условиях кризиса.
Под методом финансирования инвестиционного проекта понимают способ привлечения инвестиционных ресурсов в целях обеспечения финансовой реализуемости проекта. Основными методами финансирования инвестиционных проектов являются: самофинансирование, акционирование, а также иные формы долевого финансирования; кредитное финансирование (инвестиционные кредиты банков, выпуск облигаций); финансовую аренду (лизинг); бюджетное финансирование; смешанное финансирование (на основе различных комбинаций этих способов); проектное финансирование.
Источники привлечения инвестиций представляют собой денежные средства, используемые в качестве инвестиционных ресурсов. Их подразделяют на внутренние (собственный капитал) и внешние (привлеченный и заемный капитал).
Спектр инструментов инвестирования на мировом рынке чрезвычайно широк. Наиболее широко распространены такие инструменты, как акции и облигации, фьючерсы, опционы, депозитарные расписки, жилищные сертификаты. Законодательная база, регулирующая инвестиционную деятельность в Российской Федерации, представлена следующими нормативно-правовыми актами: Законом РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»; Федеральным законом от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»; Федеральным законом от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», Гражданским Кодексом, Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Федеральным законом от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» и др. Законы, регламентирующие инвестиционную деятельность, страдают серьезными недостатками. Многие законы плохо увязаны друг с другом, содержат взаимоисключающие нормы. Отсутствие законодательной базы, регулирующей отношения между регионами и центром, недостаточная разработанность механизмов страхования иностранных инвестиций, издания актов с обратной силой являются дестабилизирующим фактором развития и привлечения инвестиций в экономику страны.
В период с 2000-2008 гг. привлечение иностранных инвестиций в Республику Коми имело положительные тенденции. Объемы поступлений иностранного капитала в республику относительно 2000г. возросли в 17 раз и в 2008 г. составили 931,6 миллиона долларов США. Такой значительный рост связан с существенным увеличением притока прямых инвестиций в целлюлозно-бумажное производство. В 2008 г. на добычу полезных ископаемых приходилось 35,2%, на транспорт и связь — 30,9%, на обрабатывающие производства — 13,2%, на деятельность с операциями с недвижимым имуществом и арендой — 5,6%. По показателю «поступление иностранных инвестиций в расчете на душу населения» Республика Коми в 2008 году находилась на 5 месте среди 11 субъектов округа и на 14 месте среди 83 регионов России. Основными странами-поставщиками иностранных инвестиций в Республику Коми остаются Великобритания, Кипр, Австрия. Однако, несмотря на многочисленные крупномасштабные инвестиционные проекты, влияние финансово-экономического кризиса в 2009 г. привело к спаду в привлечении иностранного капитала в Республику Коми по сравнению с 2008 г. на 3 %. В основном такое снижение происходит за счет сокращения прямых инвестиций. По многим индикаторам финансово-экономический кризис негативно повлиял на инвестиционный климат Республики Коми. Это обуславливает необходимость в совершенствовании методов и инструментов привлечения инвестиций. Проанализировав методы и инструменты привлечения инвестиций, инвестиционный климат в Республике Коми можно выявить следующие проблемы, характерные как для Республики Коми, так и для России в целом. Это несовершенство федерального и регионального законодательства об инвестициях; наличие у многих крупных компаний, в основном занятых экспортом природных ресурсов, крупных денежных средств, направленных не на развитие российской экономики, а уходящих за рубеж; крайне неравномерное распределение инвестиционных ресурсов между регионами РФ; слабая инвестиционная деятельность банков в РФ в сфере долгосрочного кредитования капитальных вложений; недостаточная разработанность механизмов страхования инвестиций, особенно иностранных; недостаточное развитие инфраструктурного обеспечения инвестиционной деятельности регионов в условиях кризиса.
Для стимулирования иностранных инвесторов можно использовать следующие методы: налоговые каникулы; инвестиционные скидки; налоговый кредит; ускоренная амортизация; инвестиционные субсидии; льготы косвенного налогообложения, в частности сниженные ставки таможенных пошлин. Совершенствование методов привлечения инвестиций связано с формированием эффективного рынка капиталов и созданием механизмов, обеспечивающих мобилизацию ресурсов и их наиболее эффективное размещение, с расширением налоговой базы, образованием конкурентоспособного финансового сектора, системы государственных институтов страхования и гарантирования инвестиций, организацией банков развития с государственным участием, специализирующихся на инвестировании реального сектора, рынка корпоративных ценных бумаг, развитием коммерческих банков, финансовых, инвестиционных компаний и паевых инвестиционных фондов, международной кооперации производства, выполнением требований законодательной базы применительно к инвестиционной деятельности, содействием в создании и расширении совместных предприятий, свободных экономических зон, получение иностранного оборудования на основе лизинга.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. О рынке ценных бумаг [Электронный ресурс]: федер.закон: [от 22.04.1996 № 39-ФЗ]//СПС Консультант плюс.
2. О финансовой аренде (лизинге) [Электронный ресурс]: федер.закон: [от 29.10.1998 № 164-ФЗ]//СПС Консультант плюс.
3. Об акционерных обществах [Электронный ресурс]: федер.закон: [от 26.12.1995 № 208-ФЗ]//СПС Консультант плюс.
4. Об инвестиционной деятельности в РСФСР [Электронный ресурс]: Закон РСФСР: [от 26.06.1991 № 1488-1]//СПС Консультант плюс.
5. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений [Электронный ресурс]: федер.закон: [от 25.02.1999 № 39-ФЗ]//СПС Консультант плюс.
6.Об иностранных инвестициях в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер.закон: [от 09.07.1999 № 160-ФЗ]//СПС Консультант плюс.
продолжение
--PAGE_BREAK--