--PAGE_BREAK--За последнее время было проведено много исследований по оценке экономического потенциала лесов Сибири. Многие авторы приходят к выводу, что основные проблемы лесного сектора связаны именно с институциональным устройством.
Более того, современная институциональная среда не стимулирует устойчивое функционирование лесного комплекса. Большинство проблем периода перехода к рыночной экономике, описанные зарубежными и российскими учеными, относятся к несоответствию институциональной среды особенностям рыночного регулирования в России, причем как в «докризисный» (1998 года) период (Полтерович 1999, Петров 1998, Carlsson, Olsson et al. 1998, Gaddy and Ickes 1998), так и в настоящее время (например, Ярошенко 2007, Битков 2007 и др.).
Измерения отношения к институциональному устройству и его изменениям – задача сложная, поскольку институциональные изменения обычно носят качественный характер. Для измерения величин качественного характера, таких отношение к существующим «правилам игры» надо либо обращаться к методам качественного анализа, либо прибегать к методам преобразования качественных данных в количественные. Одной из возможностей представляется группировка субъектов с похожими убеждениями и отношениями к институциональному устройству, неформальным правилам и выделение типологий. В силу нечеткой слабоформализуемой природы данных по институциональному устройству и изменениям для анализа данных необходима предварительная их обработка или применение методов анализа, которые бы учитывали этот нечеткий характер информации.
Институциональное устройство и институциональные изменения в лесном комплексе тесно связаны с лесной политикой. Она представляет собой совокупность институтов, регулирующих экономические, экологические и социальные последствия лесопользования, которые включают и вопросы собственности, и управления. Чтобы стимулировать эффективное предпринимательство в лесном секторе, требуется целая система мер, что является неотъемлемой частью национальной и региональной лесной политики и это (как один из аспектов) предполагает необходимость проведения тщательного институционального анализа.
Поэтому изучение влияния институционального устройства (и как основной его части — лесной политики) на эффективность работы предприятий лесного комплекса является актуальным. Особенно актуальным и важным изучение этого вопроса является в настоящее время для оценки последствий «внедрения» нового Лесного кодекса, принятия очень важных решений в области лесного экспорта, а также в условиях разразившегося кризиса.
Не менее важным аспектом, во многом определяющим эффективность функционирования действующих предприятий, их модернизацию и создание новых производств, является объективная оценка экономических условий. Под этим мы понимаем как количественную оценку экономически доступных лесных ресурсов, так и возможности рентабельной их переработки и реализации лесопродукции на внутреннем и внешнем рынке. Такая комплексная количественная оценка экономических условий функционирования лесных предприятий возможна лишь с использованием экономико-математического инструментария.
1. Современная институциональная среда (включающая и неформальные правила взаимодействия) и проводимые реформы не стимулируют устойчивое и эффективное функционирование предприятий лесного комплекса в малолесных районах. Исследование показало существенный рост транзакционных издержек из-за противоречивости и неполноты проводимой лесной политики, а также позволило дать рейтинговую оценку факторов, влияющих на инвестиционную активность предпринимательства в лесном секторе.
Чтобы повысить эффективность лесного комплекса, требуется целая система мер, что является неотъемлемой частью региональной лесной политики, и это (как один из аспектов) предполагает необходимость проведения тщательного институционального анализа. Желательно выяснить не только, как и какие институты регулируют реальное поведение экономических субъектов лесопользования на данной территории, но и спрогнозировать их реакцию на нововведения.
Измерения характеристик институциональной среды и их изменений – задача сложная, поскольку количественные данные по институциональным изменениям обычно отсутствуют. Институциональные изменения обычно связывают с реорганизацией институциональных структур, формальных и неформальных правил, прав собственности, индивидуальным выбором, предпочтениями.
Методы многомерного анализа обычно представляют действенный количественный инструмент исследования социально-экономических процессов, описываемых большим числом характеристик. К ним относятся кластерный анализ, таксономия, факторный анализ.
Для измерения величин качественного характера, таких как предпочтения и убеждения или отношение к существующим «правилам игры» может применяться не каждый статистический метод. Для ситуации, когда отсутствуют какие-либо количественные данные приходиться либо обращаться к методам качественного анализа либо прибегать к методам преобразования качественных данных в количественные.
На основе формальных и неформальных правил складываются соответствующие практики повседневного действия. Коррекция формальных и неформальных правил существующего институционального устройства является основой институциональных изменений. В силу отсутствия количественных данных, измерение институциональных изменений предлагается проводить с помощью статистических методов оценки качественной информации. В исследовании используются методы институционального анализа, основанного на теории и методике IAD (Institutional analysis development framework).
Методика IAD является тщательно протестированным инструментом институционального анализа. Этот инструмент является совместимым с рядом теорий, таких как теория конституционного выбора, теория игр, транзакционных издержек и других. Структура IAD детально описывается в Ostrom, а здесь будут приведены только основные ее моменты.
Арена действия, (лесной сектор), состоит из двух групп: ситуации действия, включающей в себя участников, позиции, действия, информацию, и актеров, у которых есть преимущественные права, способности информационной обработки и т.д. [Ostrom, 1995].
Структура IAD предназначена для понимания арены действий, и базируется на трех «факторах»: атрибутах физического мира, атрибутах общества и правилах пользования. Все вместе, они составляют комплексный набор связей, который можно исследовать в качестве модели взаимодействий. Таким образом, предполагается, что физические атрибуты, такие как структура и количество лесов, разными способами оказывают воздействие на лесной сектор — нашу арену действий. Подобным образом будет воздействовать на деятельность лесного сектора ряд атрибутов, таких как уровень образования людей, их мастерство, обычаи и нормы.
Таким образом, институциональная среда предоставляет нам возможность понять социальный и политический порядок, т.е. выяснить, каким образом и с какой целью различные участники организуют свои связи с лесным сектором. Все вместе, эти виды деятельности генерируют специфичные результаты, и посредством применения ряда оценочных критериев, таких как экономическая эффективность, финансовая эквивалентность можно оценить эти результаты.
Аналитической службой ИТС Lesprom Network[3] в июле-августе 2008 года было проведено исследование в форме анкетирования по двум спискам вопросов. Целью исследования являлся сравнительный анализ оценок инвестиционной привлекательности лесной промышленности России лесопромышленными и инвестиционными компаниями. В опросе приняли участие более 60 представителей лесопромышленных компаний, аналитиков и экспертов консалтинговых, инвестиционных компаний, в основном, представляющих лесной сектор многолесных районов и «центральных» органов. Наше аналогичное исследование проводилось среди инвесторов и лесопромышленников и представителей Администраций Новосибирской и Кемеровской областей, отвечающих за лесное хозяйство. Интервью и структурированные опросы проводились в течении II-го и III-го кварталов 2008 года).
Ниже представлены сравнительные данные обоих исследований – индексом G отмечены «глобальные» данные ИТС Lesprom Network, а индексом L результаты наших интервью (при необходимости, они скорректированы под структуру опроса G). Исследование представляет собой обобщение интегральных оценок, включающих в себя не только оценку существующей ситуации в отрасли, но и прогноз на следующий год. Следует только отметить, что респонденты в своих ответах еще не учитывали возможные последствия общемирового финансового кризиса 2008 года для предпринимательской деятельности в лесном секторе России.
Конец 2007 года и первая половина текущего года были достаточно оптимистичными для инвестиционной деятельности в лесной отрасли — 65% опрошенных (G) компаний за последний год увеличили объем капитальных инвестиций в основные фонды. При этом почти поровну эти инвестиции распределились между увеличением объемов производства, обновлением производственных мощностей и запуском производства новой продукции.
Обратимся к событиям прошедшим за последний год и к изменениям в институциональном устройстве, существенно повлиявшим на функционирование лесного комплекса. Причем приведем сравнение оценок (табл. 1), данных крупными лесопромышленниками и потенциальными инвесторами на российском уровне (G), а также предпринимателями и специалистами малолесных сибирских регионов (L).
Лесопромышленники считают, что увеличение экспортных пошлин оказало наибольшее влияние на деятельность компаний за прошедший год. На втором месте по значимости оказался рост тарифов на топливо и энергоносители. Далее следуют изменение цен на древесное сырье и принятие Лесного кодекса. Практически не повлияло на деятельность компаний снижение ликвидности на международном финансовом рынке и переподчинение Рослесхоза Минсельхозу.
Представители инвестиционных компаний наиболее значимыми для лесного комплекса за прошедший год считали увеличение экспортных пошлин, изменение цен на древесное сырье, принятие Лесного кодекса. Смена руководства Рослесхоза и укрепление рубля повлияли на деятельность лесопромышленных компаний в меньшей степени.
Таблица 1. Наиболее значимые события для функционирования лесного комплекса в прошедшем году, отмеченные респондентами.
(G)
(L)
Лесопромышленники
Инвесторы
Увеличение пошлин на экспорт необработанной древесины
44%
58%
32%
Рост тарифов на топливо и энергоносители
42%
17%
54%
Изменение цен на древесное сырье
38%
42%
44%
Принятие нового Лесного кодекса
31%
25%
32%
Укрепление рубля и девальвация доллара
21%
8%
15%
Положение «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов»
19%
25%
10%
Снижение ликвидности на финансовом рынке
17%
11%
5%
Переподчинение Рослесхоза Минсельхозу
10%
8%
18%
Рост тарифов на топливо и энергоносители – основной фактор, негативно повлиявший на деятельность лесопромышленных компаний за исследуемый период. Далее следуют изменение цен на сырье, снижение ликвидности на международном финансовом рынке.
Увеличение экспортных пошлин на необработанную древесину оказало положительное влияние на деятельность лесопромышленных компаний. Положительно было оценено значение нового Лесного кодекса и принятие положения «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов».
Оценка значимости факторов, влиявших на деятельность лесопромышленных компаний в конце 2007 – начале 2008 года и сдерживающих приток инвестиций в отрасль, представителями лесного комплекса приведена в таблице 2. Коррупция, по мнению инвесторов – основной фактор, сдерживающий приток инвестиций. При этом практически половина представителей лесопромышленных компаний говорит об усложнении условий по привлечению заемного капитала за последний год.
Несмотря на многие заявления в СМИ о необходимости и эффективности развития целлюлозно-бумажной промышленности, среди предпринимателей нет устойчивого мнения о привлекательности этого сектора. Наиболее привлекательным для лесопромышленных компаний в текущем периоде (несмотря на неоднозначную конъюнктуру на рынке) остаются сегменты пиломатериалов и лесозаготовки.
Таблица 2. Факторы, сдерживающие приток инвестиций в лесную отрасль и приводящие к увеличению транзакционных издержек
G
L
Коррупция
62%
51%
Неразвитость инфраструктуры
42%
48%
Высокая стоимость заемного капитала
25%
35%
Низкая рентабельность бизнеса
17%
12%
Недостаточно развитое законодательство
17%
8%
Высокая стоимость энергоресурсов
11%
12%
Высокая стоимость древесного сырья
0%
9%
2. Информация об институциональном устройстве и изменениях носит нечеткий, слабоструктурированный характер. Применяемые методические подходы должны учитывать эту особенность данных. Q-методология является адекватным инструментом для измерения динамики институциональных изменений и их последствий. Полученные на ее основе группировки предпринимателей по их отношению к институциональному устройству и, в особенности, к проводимым реформам и ситуации на рынке, позволяет проводить целенаправленную поддержку предпринимательства.
Так как в основе институциональных изменений лежат изменения мотиваций, то измерению будут подвергаться субъективные предпочтения. Именно поэтому была выбрана Q-методология, в которой идет классификация не просто влияющих признаков, а объяснение именно субъективного поведения. Модификация факторного анализа, Q-методология, в некоторых случаях более приемлема, чем все остальные методы. В Q-методологии, происходит классификация не просто влияющих признаков, а объяснение предпочтений субъективного поведения, она имеет хорошо отлаженный механизм работы с нечеткими качественными данными, группируя предпочтения и получая соответствующие типологии. Выбор Q-методологии был обусловлен тем, что этот аппарат работает с адекватным нашим исследованиям типом данных и позволяет получить неочевидные, интересные результаты, а также более подходит для изучения проблем такого типа (понимание ролей или конфликтов, изменения социально-экономической политики), так как она позволяет получить более глубокое понимание проблемы субъективно для каждого участника.
Особенная роль Q-методологии заключается в возможности определить, как субъекты с похожими взглядами воспринимают и относятся к некоторой проблеме или вопросу. Q-методология используется для анализа данных, собранных для небольшого числа участников — располагая не очень большим количеством данных возможен детальный анализ и объяснимые результаты.
Q–методология использовалась в исследовании для изучения отношений руководителей предприятий к проблемам лесного сектора[4]. Множество утверждений полученных из интервью с менеджерами лесопромышленных предприятий было проанализировано с помощью программного обеспечения Q-методологии (PQMethod). По умолчанию программа выделяет 8 факторов, которые потом анализируются на значимость. В результате три фактора, уровень объяснённой вариации которых больше 10%, были рассмотрены как основные объясняющие факторы (несут в себе определяющее восприятие респондентами институциональных проблем лесного комплекса) и определяют «идеального» представителя типа.
Каждый из опрошенных участников может принадлежать более чем к одному типу, что является более естественным и приближенным к реальности. То есть представители каждого типа разделяют характеристики идеального представителя, и чем больше индивидуальные факторные нагрузки – тем ближе каждый представитель к своему идеальному типу. Было выделено три типа, основанных на трех факторах и представленных в виде «идеальных» типов менеджеров-предпринимателей.
Тип 1 — ”Постсоветский предприниматель”
По видам собственности, в этом типе есть и частные предприятия и приватизированные, но доля государственных предприятий велика. Поиск рынка и недостаток средств более важная проблема, чем транспорт и технологии. Этот тип наиболее типичный в современной экономической ситуации, но и наименее инициативный.
продолжение
--PAGE_BREAK--