Реферат по предмету "Мировая экономика"


Анализ затрат на производство продукции

--PAGE_BREAK--2. Особенности учета производственных затрат ОАО «ЧЭМК»
2.1 Анализ хозяйственной деятельности ОАО ЧЭМК
Сравнительный аналитический баланс можно получить из исходного баланса путём сложения однородных по своему составу и экономическому содержанию статей баланса и дополнения его показателями структуры, динамики и структурной динамики. Аналитический баланс охватывает много важных показателей, характеризующих статику и динамику финансового состояния организации. Этот баланс включает показатели как горизонтального, так и вертикального анализа.

Анализ активов предприятия

От структуры активов зависит:

– эффективность работы предприятия (объём выпуска продукции, оборачиваемость, рентабельность);

– финансовое состояние предприятия (ликвидность баланса, скорость оборачиваемости);

– величина налога на имущество.

В процессе анализа необходимо выявить главные особенности состава и структуры активов и структурные сдвиги.

Из анализа актива баланса (таблица 2.1) видно, что в 2007 году по сравнению с 2005 годом. произошло увеличение валюты баланса на 239294445 руб., следовательно, предприятие развивается, осваивает новые мощности, объемы производства.

Внеоборотные активы выросли на 181825904 руб., а также увеличился их удельный вес в структуре баланса с 53,8 % до 64,5 %. Рост внеоборотных активов оценивается положительно, так как это говорит о развитии предприятия.


Таблица 2.1 – Аналитический баланс предприятия



Оборотные активы также возросли на 57468841 руб. и составляют 176336133 руб. в 2007 г. Удельный вес незначительно уменьшился с 46,2 % до 35,5 %. Снижение удельного веса оборотных активов оценивается отрицательно, так как структура активов в связи с этим становится менее ликвидная.

В структуре активов предприятия наибольший удельный вес составляют внеоборотные активы 64,5% из них 44,5% составляют основные средства.

Удельный вес средств, используемых за пределами предприятия увеличился на 22,2%. К этим средствам относят дебиторскую задолженность и финансовые вложения. Увеличение данной группы активов это положительные стороны, т. к. они более ликвидные, чем запасы и другие активы.
Таблица 2.2 – Аналитический баланс предприятия



Анализируя структуру пассива баланса видно, что наибольший удельный вес составляет собственные средства предприятия. Во всех анализируемых периодах в 2005 г. 95,5%, в 2006 г. 96% и в 2007 г. 94,2%. Это является хорошим показателем и говорит о том, что предприятие финансово независимо.

Непосредственно из аналитического баланса можно также получить представление о том, из каких источников формируются активы предприятия.

На основе анализа отчета о прибылях и убытках (табл. 2.3) выявлены следующие особенности функционирования ОАО ЧЭМК при росте себестоимости продукции на 20% выручка от продаж выросла на 14,9%, а валовая прибыль увеличилась на 9682441 руб. Сумма прибыли от продаж выросла и составила в 2007 году 6,10% прироста от уровня 2005 года. Это говорит о коренных улучшениях в деятельности предприятия.
Таблица 2.3 – Характеристика финансовых показателей предприятия

Наименование

Код строки

Абсолютные значения

Индекс роста

2005 г.

2006 г.

2007 г.

1

2

3

4

5

6

выручка (нетто) от продажи товаров

010

35413295

33987356

52871005

1,493

себестоимость проданных товаров

020

15626486

22408337

31609545

2,023

валовая прибыль

029

19786809

11579019

21261460

1,075

прибыль от продаж

050

17299582

8970144

18354293

1,061

прибыль(убыток) до налогообложения

140

18017192

9093233

14885017

0,826

налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи

150

4756298

2750692

2653453

0,558

чистая прибыль

190

13260894

6342541

12231564

0,922



Теперь проведем индексный анализ абсолютных балансовых стоимостных показателей, он показан в табл. 2.3.

Индексный анализ абсолютных балансовых стоимостных показателей демонстрирует как изменяются эти показатели в динамике и каково их изменение по сравнению с изменением валюты баланса.


Таблица 2.4 – Индексный анализ абсолютных балансовых стоимостных показателей

Наименование

Код строки

Индексы роста

2005 год

2006 год

2007 год

2

3

4

5

6

основные средства

А120

1,000

3,106

3,134

оборотные активы

А290

1,000

1,242

1,483

собственный капитал

П490

1,000

1,704

1,903

заемный капитал

П590+П690

1,000

1,505

2,502

производственные запасы

А210

1,000

1,152

1,224

денежные средства и их эквиваленты

А250+А260

1,000

1,223

0,332

долгосрочные финансовые вложения

А140

0,000

0,000

1,000

краткосрочные финансовые вложения

А250

1,000

0,271

0,339

дебиторские задолженности

А230+А240

1,000

1,456

2,119

кредиторские задолженности

П620

1,000

0,789

1,272

долгосрочные заимствования

П590

0,000

0,000

0,000

краткосрочные обязательства

П690

1,000

1,507

2,340

займы и кредиты

П610

0,000

0,000

0,000

кредиторские задолженности

П620

1,000

0,789

1,272

 

 

1,000

 

 

 

 

1,000

 

 

валюта баланса

А300; П700

1,000

1,695

1,930
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Из таблицы 2.4 видно, что темпы роста заемного капитала превышают темпы роста собственного капитала на 13%. Производственные запасы растут более высокими темпами по сравнению с денежной наличностью. Снижение темпов роста денежных средств создает проблемы с платежеспособностью предприятия. Темпы роста долгосрочных финансовых вложений превышают темпы роста краткосрочных финансовых вложений. Это говорит о том, что предприятие может испытать недостаток ликвидных средств (А1) для обеспечения наиболее срочных обязательств (П1).

Ликвидность определяется как степень покрытия долговых обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств платежного свойства.

Для определения степени ликвидности предприятия воспользуемся данными баланса, отчета о прибылях и убытках.

Для определения степени ликвидности имущества и срочности выполнения обязательств проведем группировку активов и пассивов (табл. 2.5-2.6).
Таблица 2.5 – Группировка активов по статьям ликвидности

Наименование

2005 год

2006 год

2007 год

состав, руб.

структура

состав, руб.

структура

Состав, руб.

структура

1

2

3

4

5

6

7

Наиболее ликвидные активы (А250+А260)

94749178

36,8%

115916721

26,6%

31472483

6,3%

Быстро реализуемые активы (А240)

10246225

4,0%

14926784

3,4%

21535292

4,3%

Медленно реализуемые активы (А210+А220+А230+А270)

13871889

5,4%

16823492

3,9%

123328358

24,8%

Трудно реализуемые активы (А190)

138440702

53,8%

288461733

66,1%

320266606

64,5%

Баланс (А300)

257307994

100,0%

436128730

100,0%

496602739

100,0%



Таблица 2.6 – Группировка пассивов по срочности обязательств

Группа

Наименование

2005 год

2006 год

2007 год

состав, тыс. руб.

Стуктура, %

состав, тыс. руб.

Стуктура, %

состав, тыс. руб.

Стуктура, %

1

2

3

4

5

6

7

8

П1

наиболее срочные обязательства (П620)

9572356

3,7

7549401

1,7

12178672

2,5

П2

краткосрочные обязательства (П610+П660)

1937450

0,8

9797850

2,2

14755904

3,0

П3

долгосрочные обязательства (П590+П630+П640+П650)

1773622

0,7

9040653

2,1

13347938

2,7

П4

постоянные (устойчи-вые) пассивы (П490)

245780087

95,5

418781461

96,0

467765042

94,2

БАЛАНС (П700)

259063515

100,7

445169365

102,1

508047556

102,3


По данным проведенных исследований можно сделать вывод, что у ОАО ЧЭМК имеются излишки средств для погашения обязательств предприятия. В нашем случае выполняются неравенства А1 > П1, А2 > П2, А3 > П3. В четвертой группе неравенство выполняется это свидетельствует о том, что на предприятии постоянные устойчивые пассивы превышают трудно реализуемые активы (А4

Локальная оценка проводится с использованием коэффициентов К1, К2, К3 которые характеризуют степень покрытия обязательств той или иной группы активами соответствующих групп.
Таблица 2.7 – Показатели ликвидности

показатель

числитель

знаменатель

коэффициент абсолютной ликвидности (К1)

А1

П1 + П2

коэффициент быстрой ликвидности (К2)

А1 + А2

П1 + П2

коэффициент текущей ликвидности (К3)

А1 + А2 + А3

П1 + П2

обеспеченность обязательств активами (Кобщ)

валюта баланса

обязательства



В нашем случае самый высокий ликвидности в 2007 г. 9,8. Совокупный показатель характеризует степень покрытия всех обязательств предприятия его активами, скорректированными с учетом реальности своевременного поступления денежных средств от реализации того или иного вида имущества. Для группы А2 применяется мультипликатор 0,9. Для группы А3 – 0,7. Кобщ. В 2005 г .8,58, в 2006 г. 6,24 и в 2007 г. 2,6. Предприятие способно в полном объеме отвечать по своим обязательствам.

Платёжеспособность предприятия – это его способность своевременно и в полном объёме рассчитываться по долговым обязательствам. С платёжеспособностью тесно связано понятие ликвидности баланса, так как в случае финансовых затруднений встаёт задача продажи части активов с тем, чтобы рассчитаться по долгам. Под ликвидностью понимают соответствие структуры активов по степени ликвидности структуре пассивов по срочности погашения обязательств. В таблице представлены показатели ликвидности баланса.

Для оценки платежеспособности предприятия используют следующие коэффициенты:

1) коэффициент абсолютной ликвидности — в 2005 году составил 9,714, то есть на каждый рубль краткосрочных обязательств предприятия имеется денежная наличность в сумме приблизительно 97 копеек. По нормативу должно быть 25 копеек наличности. Следовательно, на предприятии текущая платежеспособность, которая в 2006 году увеличивается на 2,241, в 2007 году этот показатель уменьшается до 2,032, но остается все ровно выше нормативного значения.

2) Коэффициент быстрой ликвидности – в 2005 году составил 10,764 т.е. каждый рубль краткосрочного долгового капитала покрывается 38 копейками оборотных средств в денежной форме. Норма 1,0 — наш показатель во всех периодах больше норматива, следовательно, предприятие обладает достаточными финансовыми возможностями для покрытия долгов. В динамике показатель снижается в третьем периоде.

Коэффициент текущий ликвидности — в 2005 году составил 120186, то есть 1 рубль краткосрочных пассивов покрывается 12 рублями 19 копейками текущих оборотных активов, что больше нормы (2,0). В динамике показатель в 2006 году увеличивается и составляет 17,777., а в 2007 году уменьшается, но превышает нормативное значение и составляет 11,384.

Коэффициент “критической” оценки — в 2005 году составил 11,351, то есть каждый рубль краткосрочных долговых обязательств покрывается 11 рублями оборотных средств без учета производственных запасов.

Экономическая рентабельность составила за 2006 году 7% и уменьшилась в 2005 году на 4%, т.е. уменьшилась прибыль, которую получало предприятие в расчете на рубль инвестированного капитала.

Финансовая рентабельность также уменьшилась за 2 года на 2,8% с 5,4% до 2,6%, это значит, что каждый рубль собственного капитала, приносивший в 2007 году 5,4 коп. прибыли стал приносить 2,6 коп. прибыли.

В общем на предприятии наблюдается снижение показателей рентабельности, что свидетельствует о слишком больших затратах, их большом удельном весе в выручке, что в свою очередь влияет на снижение прибыли.

ОАО ЧЭМК функционирует в режиме коммерческого расчета, основным принципом которого являются самоокупаемость и самофинансирование предприятия.

Самоокупаемость предприятия — это способность его в процессе осуществления реальной финансово хозяйственной деятельности покрывать текущие затраты за счет выручки от реализации продукции.

Наличие у предприятия самоокупаемости подтверждается его прибыльной и рентабельной работой. Режим самоокупаемости создает благоприятные предпосылки для самофинансирования предприятия (приложение 3).

Коэффициент самоокупаемости — 1 рубль текущих затрат на производство и реализацию продукции покрывается 2,27 рубля выручки от реализации. К 2007 г. этот показатель уменьшился до 1,67 рубля, т.е. произошло небольшое снижение прибыли. Режим самоокупаемости создает благоприятные предпосылки для самофинансирования предприятия.

Самофинансирование — это способность предприятия осуществлять свое социально-экономическое развитие с помощью собственных финансовых источников (потенциала самофинансирования).

Рентабельность процесса самофинансирования. Из каждого рубля собственного капитала 8 копеек на предприятии направляли на свое экономико-социальное развитие. К 2006 году этот показатель увеличился до 7 копеек. Потенциал самофинансирования должен использоваться на реинвестиции в реальные активы предприятия (восстановление основных и оборотных средств), дивидендные выплаты, социальное стимулирование работников предприятия (создание фонда потребления).

Инвестиционная привлекательность предприятия — это интегральная характеристика отдельных предприятий с позиции перспективного развития, объемов и перспективного сбыта продукции, эффективность использования активов, состояние платежеспособности и финансовой устойчивости.

Основными показателями инвестиционной привлекательности предприятия являются следующие показатели (табл. 2.8):
Таблица 2.8 – Оценка инвестиционной привлекательности предприятия

№ п/п

Наименование

Формула расчета

Динамика коэффициентов

2006 год

2007 год

Индекс роста

1

2

3

4

5

6

1

Коэффициент текущей ликвидности

 Оборотные активы /текущие обязательства

12,186

11,384

0,934

2

Коэффициент финансовой устойчивости

 (Собств.капитал+долгоср. Обязат-ва) / общий пассив

0,955

0,942

0,986

3

Экономическая рентабельность (ROI)

 Чистая прибыль /уставный капитал

0,070

0,030

0,428

4

Финансовая рентабельность (ROE)

 Чистая прибыль/заемный капитал

0,054

0,026

0,485

5

Коэффициент капитализации

 заемный капитал / собств. капитал

0,47

0,41

0,62

6

Коэффициент финансирования

собств. капитал / заемный капитал

2,13

2,41

1,62



1) Коэффициент текущей ликвидности – пользователями информации являются краткосрочные кредиторы. Низкий коэффициент текущей ликвидности означает слабую возможность покрытия текущих обязательств текущими активами. Чем выше коэффициент, тем выше прочность предприятия в условиях изменения. Нормальное значение показателя от 1 до 2 .

2) Экономическая рентабельность. Данный показатель помогает сделать вывод о платежеспособности предприятия. В нашем случае замечаем, что в 2007 году по сравнению с 2006 годом показатель понижается, что является негативным фактором.

3) Финансовая рентабельность. Этот коэффициент показывает эффективность использования собственного капитала и степень риска предприятия, отражающего рост данного предприятия. На основе этого показателя предприятие может прогнозировать темпы роста своей прибыли. Прослеживается отрицательная тенденция.

4) Коэффициент капитализации — показывает, сколько выручки приносит 1 рубль инвестируемого капитала, или сколько оборотов в течение года совершает инвестированный капитал. В динамике происходит понижение показателя, что свидетельствует об ухудшении оборачиваемости.

Из приведенных данных видно, что инвестиционная привлекательность ОАО ЧЭМК очень высокая. Об этом свидетельствует увеличение всех показателей.

Таким образом, по данным проведенного анализа можно сделать выводы о том, что предприятие в скором времени достигнет необходимого уровня ликвидности, положительным будет излишек собственных оборотных средств. Такое состояние гарантирует для предприятия нормальную финансовую устойчивость, стабильность и платежеспособность.
2.2 Классификация затрат для учета текущих издержек
Железнодорожный транспорт. Этот вид транспорта хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях. Железнодорожный транспорт обеспечивает возможность сравнительно быстрой доставки груза на большие расстояния. Перевозки регулярны.

Существенным преимуществом железнодорожного транспорта является сравнительно невысокая себестоимость перевозки грузов, а также наличие скидок.

К недостаткам железнодорожного транспорта следует отнести ограниченное количество перевозчиков, а также низкую возможность доставки к пунктам потребления, т. е. при отсутствии подъездных путей железнодорожный транспорт должен дополняться автомобильным.

Для планирования, учета и анализа затраты на производство и реализацию объединяются в однородные группы по следующим признакам:

— по экономическим элементам;

— по типу связи с конкретными видами продукции (прямые и косвенные затраты);

— по калькуляционным статьям;

— в зависимости от объемов производства продукции (условно-постоянные и переменные);

— по центрам затрат.

Для конкретных аналитических целей затраты могут группироваться также по характеру участия в создании продукции и времени отнесения к различным периодам.

Затраты на производство и реализацию продукции по железнодорожному цеху в целом группируются в соответствии с признаком их экономического содержания по следующим элементам:

— материальные затраты;

— затраты на оплату труда;

— единый социальный налог;

— амортизационные отчисления;

— прочие затраты.

По типу связи с конкретными видами продукции, затраты подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые затраты — непосредственно относятся к процессу производства и реализации конкретного вида продукции.

Косвенные затраты — связаны с производством всех видов продукции; они относятся на конкретный вид продукции методом распределения пропорционально принятому показателю.

Группировка затрат по калькуляционным статьям осуществляется по признаку — «на что произведены затраты»

Каждая статья представляет назначение определенного вида затрат в хозяйственном процессе, образующем себестоимость услуг.

В калькуляциях затраты относятся на каждый вид (группу) услуг непосредственно или путем распределения с учетом специфики формирования затрат на производство и реализацию продукции.

Рекомендуется при группировке по статьям калькуляции выделение затрат, связанных непосредственно с производством конкретных видов услуг, которые могут быть прямо включены в себестоимость.

Группировка затрат по статьям используется для составления плановых и отчетных калькуляций себестоимости услуг.

Перечень калькуляционных статей затрат и их состав отражаются в его учетной политике.

Конкретизация калькуляционных статей и их состав приведены в методических рекомендациях по переделам и видам производств.

В железнодорожном цехе, т.е. во вспомогательном подразделении вместо калькуляции составляются сметы затрат.

Выбирая способы транспортировки грузов, логистик должен оценивать издержки. Обеспечить соответствие оплаты затратам на оказание услуг призваны тарифы, которые позволяют судить о сравнительных преимуществах того или иного вида транспорта в данном конкретном случае.

Переменные и постоянные затраты при транспортировке грузов. Издержки, связанные с транспортировкой грузов, можно разделить на издержки, изменяющиеся в зависимости от объема услуг и перевозок (переменные затраты), а также издержки, не зависящие от этих параметров (условно-постоянные затраты). Конечно, для продолжительного периода времени все издержки будут переменными.

Вместе с тем жесткая граница между условно-постоянными и переменными затратами не существует, поскольку важные различия в отношении издержек касаются отдельных видов транспорта.

Железнодорожный транспорт как средство перевозки грузов отличается высокими условно-постоянными и относительно низкими переменными издержками. Обработка грузов, станционное хозяйство, вагоны и тепловозы требуют высоких конечных затрат (40-60 % общих транспортных издержек). Содержание и амортизация железных дорог, оборудования, станций, административные расходы также добавляются к уровню фиксированных затрат. Поэтому увеличение объема отправлений позволяет получить более низкие единичные издержки.

Затраты на железнодорожный рейс или переменные, обычно включают зарплату рейсовых бригад, расходы на топливо и техническое обслуживание. Эти затраты изменяются пропорционально расстоянию и объемам перевозки грузов. Обычно переменные расходы на железнодорожные перевозки составляют от 1/3 до 1/2 затрат. Взаимодействие высоких условно-постоянных издержек с относительно низкими переменными создают условия для заметной экономии затрат. При распределении условно-постоянных затрат на больший объем или увеличенную длину пробега, снижаются единичные затраты.

По признаку отношения к объему производства затраты подразделяются на переменные и условно-постоянные.

Переменные затраты изменяются пропорционально изменению показателя объема производства, оставаясь неизменными по отношению к единице продукции.

Условно-постоянные затраты остаются неизменными при изменении объема услуг до достижения им критической величины, за рамками которой возможен их скачкообразный рост. Удельное значение этих затрат на единицу услуг не изменяется в соответствии с изменением объема производства.

Примерная структура условно-постоянных и переменных затрат в разрезе калькуляционных статей приведена в таблице 1.

По месту возникновения затрат (центрам затрат) — специально выделяемым единицам учета затрат, которые представляют собой производственные участки или организационные подразделения, производящие конкретную услугу.
Таблица 2.9 – Структура условно-постоянных и переменных затрат (в разрезе калькуляционных статей)

Наименование калькуляционных статей

Примерная доля затрат, %

постоянных

переменных

Технологическое топливо

Энергетические затраты

Вспомогательные материалы и запчасти Оплата труда и единый социальный налог Ремонт и содержание основных средств Амортизационные отчисления Прочие расходы цеха

0

100

100

100

100

100

100

100

0

0

0

0

0

0



Таким образом, рассматривая данные приведенные в таблице 2.9 можно сделать вывод, об распределении структуры постоянных и переменных затрат.

Статья «Технологическое топливо» относится к переменным затратам, т.к. расходуется на производственные нужды.

Статья «Энергетические затраты» в постоянной части энергоресурсы расходуются на отопление и другие хозяйственные нужды цеха.

Статья «Вспомогательные материалы и запчасти» вся доля приходится на постоянные затраты, т.к. в них учитывается стоимость материалов, используемых для содержания основных средств и обеспечение технологического процесса.

Статья «Оплата труда и единый социальный налог» состоящая из постоянных затрат. В этой статье учитывают заработную плату с отчислениями производственных рабочих, обслуживающих производство и заработную плату с отчислениями руководителей, специалистов и служащих.

Позиция «Ремонт и содержание основных средств» обобщает затраты на все виды ремонтов машин, оборудования, транспортных средств и иных основных фондов (текущий, капитальный), а также расходы на содержание основных средств, поддержание (техническое обслуживание)

производственного оборудования в работоспособном состоянии в период между ремонтами.

Работы по поддержанию оборудования в работоспособном состоянии, как-то: крепление, проверка, регулировка и т.п. оборудования, относятся к работам по содержанию основных средств.

Они включают в себя стоимость соответствующих работ и услуг, выполняемых сторонними организациями.

По позиции «Амортизационные отчисления» отражается сумма амортизационных отчислений, исчисляемая исходя из восстановительной стоимости используемых в производстве основных средств.

Статья «Прочие расходы цеха» учитывает расходы по обслуживанию цеха, неучтенные ни в одной из вышеуказанных статей затрат.
    продолжение
--PAGE_BREAK--2.3 Расчет и анализ сметы производственных затрат цеха ЖДТ
Существенным моментом управления деятельностью предприятия является контроль за соблюдением сметных (плановых) значений затрат на производство продукции. В процессе контроля необходимо проанализировать структуру затрат и выявить их отклонения от имеющихся данных за предыдущий аналогичный период значений по экономическим элементам. При этом проверяется соблюдение смет, плановых калькуляций по видам расходов, характеризующим их экономическое содержание. Использование аналитических процедур в контроле за изменениями затрат по экономическим элементам помогает определить основные направления поиска резервов снижения себестоимости продукции, выявить возникающие в процессе производства отклонения фактических расходов от нормативных (плановых).

Смета затрат на производство и реализацию продукции определяет все расходы основных, вспомогательных и обслуживающих производств, связанных с выпуском и реализацией продукции.

Смета не включает внутренний оборот, т.е. не учитывает стоимость продукции собственного производства, потребляемой внутри предприятия на производственные и хозяйственные нужды.

Смета составляется в целом по железнодорожному цеху на учетный период (месяц, квартал, год) на основе калькуляций себестоимости продукции и смет отдельных структурных подразделений, входящих в состав предприятия, по элементам затрат.

Фактическое снижение себестоимости реализованных услуг анализируется в ценах, действовавших в отчетном году, и в среднегодовых ценах предыдущего года с выделением материальных затрат на производство. В результате такой оценки устанавливается степень снижения (или роста) уровня затрат на рубль товарного выпуска продукции.

Приведенные в таблице 10 показатели характеризуют рост затрат на производство единицы продукции в 2007 году по сравнению с 2006 годом (+4,89%). Но их рост опережает увеличение фактического выпуска продукции.
Таблица 2.10 – Оценка динамики затрат на оказанные услуги

Показатели

2006 год

2007 год

Отклонение

1. Фактическая стоимость осуществленных услуг, тыс. руб.

112706

473754

361048

2. Фактически произведенные работы (перевозки, погрузка-выгрузка), тыс. руб.

68894

312774

243880

3.Затраты на рубль производимых услуг, коп.

61,13

66,02

4,89

4. Снижение (увеличение) затрат на рубль производимых услуг в отчетном году в % к предыдущему году

х

+8,00

х



Далее целесообразно проанализировать, как повлияли на затраты на 1 руб. продукции изменения отдельных компонентов затрат: материалоемкости, зарплатоемкости, фондоемкости.

В смете затрат находят отражение все затраты, связанные с деятельностью предприятия. Отнесение тех или иных затрат на себестоимость услуг регламентируется соответствующими нормативными документами. Анализ затрат на оказание услуг по элементам необходим для управления как самими затратами, так и финансами предприятия, поскольку потребность в оборотных средствах зависит от объема и структуры производственных затрат.

При анализе затрат необходимо иметь в виду, что отклонения фактической сметы от плана (предыдущего года) зависят от изменения: объема производства, цен, тарифов и самих затрат. Поэтому при анализе затрат прежде всего изучаются не абсолютные отклонения, а структура затрат и их динамика, сопоставляется удельный вес отдельных статей сметы затрат за ряд периодов. Анализ по смете затрат констатирует факт отклонения, но не позволяет установить причины и место возникновения отклонений. Анализ сметы затрат помогает найти направление поиска резервов, выяснить наиболее затратоемкие статьи, виды затрат, на которые следует обратить внимание. Группировка затрат по элементам позволяет определить затраты на 1 руб. объема продукции, работ в целом и по элементам (табл. 2.10).

Анализ затрат проводится путем сравнения удельных весов фактических затрат по экономическим элементам отчетного года с аналогичными показателями предыдущего года и позволяет изучить структуру затрат на производство и реализацию продукции.

Из проведенного горизонтального анализа по оценке динамики затрат на оказание услуг (табл. 2.10): фактическая себестоимость товарной продукции за 2007 г. составила 312771 т. руб., за 2006 г. себестоимость произведенной продукции составила 68894 тыс. руб., что говорит о значительном увеличении объема работ цеха ЖДТ в 2007 году.

Увеличение затрат произошло в основном за счет увеличения объемов производства и изменения затрат по статьям. Наибольший удельный вес занимают материальные затраты (в 2005 году — 84,9%). За анализируемый период наблюдается их увеличение (+219757 тыс. руб.). По остальным статьям также наблюдается увеличение расходов, но в структуре доля затрат на оплаты труда снижается на 2,3%.
Таблица 2.11 – Анализ затрат на 1 руб. продукции в разрезе сметы затрат на оказываемые услуги

Показатели

Ед. изм.

Сумма, тыс.руб.

Удельный вес в затратах, %

Отклонения

2006

2007

2006

2007

1

2

3

4

5

6

7

1. Материальные затраты

Тыс. руб.

45 784

265 541

67

87

219 757

2. Затраты на оплату труда

Тыс. руб.

4795

14760

7

5

9 965

3. Отчисления на соц. нужды

Тыс. руб.

1246

3837

2

1

2591

4. Амортизация основных фондов

Тыс. руб.

16000

15000

23

5

-1 000

5. Прочие затраты

Тыс. руб.

488

5576

1

2

5 088

6. Себестоимость производимых работ

Тыс. руб.

68313

304714

100

100

236401

7. Объем производимых работ

Тыс. руб.

112706

473754

-

-

361 048

8.Затраты на 1 руб. производимых работ (6:7)

Руб.

61,13

66,02

-

-

4,893

9.Материалоемкость работ (1:7)

Руб.

2,46

1,78

 

 

-0,678

10. Фондоемкость работ (4:7)

Коп.

0,14

0,03

-

-

-0,110

11.Зарплатоемкость работ ([2+3]:7)

Руб.

0,059

0,056

-

-

-0,002

12. Удельный вес в общих затратах на 1 руб. производимых работ:

 

 

 

 

 

 

— Материальных затрат (9:8*100%)

 

4,03

2,70

 

 

-1,325

— Амортизации (10:8*100%)

%

0,23

0,05

-

-

-0,184

— Зарплаты (11:8*100%)

%

0,10

0,09

-

-

-0,011
    продолжение
--PAGE_BREAK--


--PAGE_BREAK--


На основании проведенных расчетов видно, что на конец года цех ЖДО показал снижение затрат на при осуществлении своей по сравнению с плановыми затратами в сумме 19806950 руб. и составил всего 14199220 руб. Экономия в сумме 5607730 произошла за счет:

Снижения основной заработной платы производственных рабочих, это было связано с внедрением нового оборудования, которое позволило автоматизировать некоторые виды работ по цеху, что и определило снижение заработной платы.

Снижение амортизации в цехе на 34596 руб. произошло в связи с тем, что некоторая часть используемого оборудования находится давно в эксплуатации и была полностью самортизирована. Этим же объясняется увеличение расходов на текущий ремонт оборудования и запчасти.

Снижение затрат на содержание основных средств обусловлено введением нового оборудования, обеспечивающего снижение затрат на дизтопливо, бензин, а также его текущее содержание. Этим же обусловлено увеличение затрат на содержание цехового персонала, так как при введении новых основных средств, цеху потребовалось большее количество высокопрофессиональных сотрудников, способных обеспечивать работу нововведений, в связи с этим цеху пришлось повысить заработную плату.

Благодаря данным факторам цех ЖДО смог снизить цеховые расходы на 5703973 руб. но при этом произошло некоторое увеличение цеховых распределяемых расходов на 247853 руб. Причиной увеличения цеховых распределяемых расходов стало в основном увеличение содержания цехового персонала. Это было связано с увеличением текущих затрат на ремонт непосредственно цеха, его переоборудование, а также в связи с нововведением основных средств, которые в первое время (во время обкатки) требуют большего внимания. Но несмотря на это в целом цех сработал неплохо снижение затрат не повлияло на снижение работоспособности цеха, что является положительным фактором в работе цеха.
2.5 Расчет и анализ статей калькуляции по СПВ
Оперативным планом устанавливается сложившееся положение поездной и грузовой работы на путях станции и завода, наличия груженных и порожних вагонов, а также количество вагонов под грузовыми операциями:

— размеры выполнения сдвоенных грузовых операций;

— задание на подачу порожних полувагонов, платформ и крытых вагонов;

-специальные задания.

Исходными данными для составления оперативного плана по погрузке выгрузке работы станции «Челябинск-Южный» РЖД служит:

— план перевозок;

— предварительная информация о подходе поездов и грузов;

— график движения и план формирования поездов;

— суточные и сменные задания, полученные станцией от отделения дороги.

Сменный план работы железнодорожного подъездного пути цеха СПВ должен содержать задание на погрузку и выгрузку по каждому фронту завода и субклиентов с указанием количества вагонов и рода грузов, срока подачи вагонов и окончания грузовых операций.

Подача вагонов РЖД для погрузки грузов осуществляется по плану перевозок железнодорожного цеха.

При отсутствии суточных заявок железнодорожный цех за не подачу вагонов ответственности не несет, в этом случае ответственность за не выполнение плана перевозок возлагается на цеха и отделы завода.

При отсутствии продукции к отгрузке цеха и отделы обязаны подать железнодорожному цеху письменный отказ на сутки или смену не позднее, чем за 4 часа до наступления смены или суток. При несвоевременной подаче письменного отказа от порожних вагонов, простой вагонов, подготавливаемых к подаче железнодорожным цехом, относится на цеха завода.

Погрузка и отправление продукции завода в вагонах парка РЖД производится в строгом соответствии с утвержденным месячным планом погрузки и полученными разрешениями РЖД на погрузку сверх плана и вне плана.

Погрузка вагонов, не предусмотренных месячным планом перевозок в вагонах парка РЖД, без разрешения управления железной дороги категорически запрещается.

Железнодорожный цех совместно с цехами отправителями обязаны обеспечить равномерность и ритмичность погрузки в течение месяца.

Для востребования недогрузов по плану перевозок, железнодорожный цех, по согласованию с цехами завода может увеличить подачу вагонов под погрузку.

Железнодорожный цех обязан подавать под погрузку вагоны, исправные в техническом и коммерческом отношении, годные для перевозки данного груза.

Пригодность подвижного состава для перевозки данного груза в коммерческом отношении определяется ответственными за транспорт в цехах завода.

Технические нормы загрузки вагонов местного парка устанавливаются местными техническими условиями, совместно с цехами-отправителями, исходя из необходимости максимального использования грузоподъемности и вместимости вагонов и обеспечения сохранности грузов, с учетом рациональных методов их подготовки к перевозке и размещению в вагоне.

Цеха и отделы завода обязаны загружать вагоны не ниже их технических норм.

Количество тонн загрузки вагонов определяется расчетным путем, по стандарту или взвешиванием на вагонных весах при загрузке их до полной вместимости.

Для определения объемов производства по скользящему планированию используются контрольные цифры квартальных и месячных бюджетов.

План производства формируется на основании плана продаж с учетом оптимальной загрузки производственных мощностей и остатков на складах готовой продукции.

Для организации календарного планирования производства на основании клиентских и прогнозных (нулевых) заказов:

— коммерческий отдел производит включение клиентских и прогнозных (нулевых) заказов с учетом наличия готовой продукции на складе и возможностей производства.

— на основании включенных коммерческим отделом клиентских и прогнозных (нулевых) заказов производственный отдел формирует производственные заказы.

Изменения в ранее утвержденный месячный график производства возможно только по указанию директора по производству.

На основании сформированных производственных заказов производственный отдел формирует график производства на месяц.

Между учетом затрат и калькулированием себестоимости услуг существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость. Это проявляется, с одной стороны, в том, что основанием для исчисления себестоимости услуги являются данные бухгалтерского учета затрат на производство, с другой стороны, учет затрат организуется с такой детализацией, какая необходима для калькулирования, контроля и управления себестоимостью.

Калькулирование состоит из ряда последовательных расчетов, преследующих своей целью локализацию затрат, учтенных по статьям калькуляции, которые относятся к производству, его структурных подразделений, и исчисления себестоимости услуг.

При всех различиях и технике учета затрат и калькулирования себестоимости услуг в целом они базируются, с экономической точки зрения, на последовательной реализации принципа «затраты-выпуск-результат». Оба процесса направлены на решение задач управления себестоимостью -определение эффективности производства, контроль за использованием всех видов ресурсов, изыскание резервов их экономии. Их взаимосвязь также проявляется в том, что выбор объектов учета затрат осуществляется в увязке с выбором объектов калькулирования и калькуляционных единиц.

Объектами калькулирования служат услуги по перевозки и погрузки-выгрузки грузов.

Передел отвечающий за погрузочно-разгрузочные работы в нем учитывается услуга по погрузке-выгрузке и состоит из следующих показателей:

— погрузка-выгрузка грузов, которые прибывают на завод;

— погрузка-выгрузка грузов по внутризаводским перевозкам (т.е. когда груз перемещается из цеха в цех, поэтому задействуют нашу услугу);

— погрузка-выгрузка для клиентов (при этом расчет себестоимости производится по дополнительной калькуляции, а не расценивается по плановой).

Как показали расчет по калькуляции затрат в СПВ фактические затраты в данном цехе по сравнению с плановыми увеличились на 612713 руб. и составили 4657882 руб. это было вызвано следующими факторами:

В цехе произошло увеличение уровня заработной платы производственных рабочих, что вызвало увеличение расходов не единый социальный налог и в сумме эти затраты увеличились на 512780 руб. данный факт был вызван значительным перевыполнением плана и увеличением рабочего времени.

Также в цехе произошло увеличение амортизации на 1548 руб., это было связано со списанием не полностью самортизированных средств.

Снижение затрат на содержание основных средств обусловлено введением нового оборудования, обеспечивающего снижение затрат на дизтопливо, а также его текущее содержание. При этом была увеличена заработная плата персоналу обслуживающему данные новые основные средства.

Основной статьей в затратах СПВ явился текущий ремонт, это объясняется тем, что в цехе большое количество основных средств, которые работают в течении продолжительного времени, и требуют значительных расходов на ремонт.




3. Анализ затрат предприятия на производство услуг
3.1 Анализ прямых затрат
Как правило, наибольший удельный вес в себестоимости перевозок и погрузки-выгрузки товаров в цехе ЖДТ занимают затраты на сырье и материалы. Общая сумма затрат по этой статье зависит от объема производства продукции, ее структуры и изменения удельных затрат на отдельные виды работ.

Удельные материальные затраты на отдельные виды работ в свою очередь зависят от количества (массы) расходованных материалов на тысячу тонн перевозимой продукции и средней цены единицы материалов.

В состав прямых материальных затрат железнодорожного цеха относится дизельное топливо.

Этот материал отпускают в производство в строгом соответствии с действующими нормами расхода и оформляют его требованиями и накладными.

Даже тогда, когда решение о нормировании затрат принято организацией, остается вопрос о том, какими должны быть эти нормативы. Должны ли они отражать максимально возможную эффективность производства или реально достижимую в имеющихся условиях результативность?

Пожалуй, можно выделить две категории нормативов — идеальные и реально достижимые.

Идеальные нормативы отражают максимально возможную эффективность использования ресурсов, т.е. описывают затраты, которые могли бы иметь место в идеальном производственном процессе.

Реально достижимые нормативы отражают высокий уровень эффективности, достижимый при существующих в настоящий момент на данном предприятии уровнях развития техники и технологии. В отличие от идеальных нормативов, реальные нормативы включают технологические потери ресурсов, однако не следует думать, что они избыточны — реально достижимые нормативы также разрабатываются исходя из высокой производственной эффективности.

Расход дизельного топлива зависит от таких факторов как, вес поднимаемого или перемещаемого груза, технического состояния крана или локомотива, климатических условий, условий эксплуатации, регулировки топливной аппаратуры и настройки основных рабочих узлов.

Рассмотрим на конкретном примере.

Удельный расход топлива для дизелей ЯМЗ-236Д установленных на железнодорожных кранах рассчитывается следующим образом:

— во время работы железнодорожного крана в течение смены происходит постоянное изменение режимов по мощности, поэтому при расчетах расхода дизельного топлива мощность работы крана принимается за 30%. (т.е. при работе крана включение механизмов происходит попеременно, в пределах 27-36% от номинальной мощности дизеля, по мощности включаемых механизмов).

— исходные данные по расходу дизельного топлива берутся с технической характеристики дизелей типа ЯМЗ.

Под расходом материала в производстве понимают их непосредственное потребление в процессе производства.

По истечении месяца кладовщик, т.е. материально ответственное лицо за хранение и выдачу этого материала составляет отчет о расходе материала, где указывает нормативный и фактический расход материала.

В практике работы железнодорожного цеха возможно использование неполного нормативного учета. Неполный вариант осуществляется только по нормативам прямых затрат, что, конечно, облегчает установление нормативов в дальнейшие расчеты. Кроме того, наиболее информативными с точки зрения управленческих решений являются именно отклонения прямых затрат и поэтому такой вариант в большинстве случаев будет оптимальным.

С одной стороны, высокие нормативы стимулируют сотрудников к повышению производительности труда, а с другой — могут вызвать разочарование из-за очевидной невозможности их выполнить. В отдельных случаях излишне жесткие нормативы могут стать тормозом на пути продвижения продукции на рынок.

Производственные нормы расхода дизельного топлива устанавливаются на один год и пересматриваются при условии, если были изменения в применяемой технике и технологии в данном периоде.

Следует отметить, что нормативы, наилучшим образом способствующие мотивации сотрудников, не всегда хороши для целей учета и планирования. Например, при составлении бюджетов следует опираться на реально достижимые нормативы, поскольку только они обеспечивают баланс между потреблением ресурсов в системе и производстве.

В составе затрат на электроэнергию отражается стоимость покупной электроэнергии, расходуемой на передвижение поездов с электрической тягой и электросекций, на технологические (электроплавку, электросварку, электролиз и т.д.), энергетические, осветительные и другие производственные и хозяйственные цели цеха.

Затраты на топливо и энергию определяют исходя из норм их расхода на один локомотив. При этом в сумму расхода топлива включаются стоимость его по учетным ценам и соответствующая доля транспортно-заготовительных расходов.

По статье «Заработная плата производственных рабочих» планируют и учитывают основную и дополнительную заработную плату производственных рабочих и инженерно-технических работников, непосредственно связанных с выработкой продукции. В состав основной заработной платы производственных рабочих включают: оплату операций и работ по сдельным нормам и расценкам, а также повременную оплату труда; доплаты по сдельно — и повременно-премиальным системам оплаты труда, районным коэффициентам и др.; доплату к основным сдельным расценкам в связи с отступлением от нормальных условий производства.

Для отнесения суммы заработной платы и отчислений органам социального страхования на объекты калькуляции составляют разработочную таблицу (машинограмму) распределения заработной платы на основании первичных документов по учету выработки и расчетно-платежных ведомостей.

Основная заработная плата производственных рабочих включается в себестоимость отдельных видов продукции или однородных ее видов прямым путем. Ту часть заработной платы, которую невозможно прямым путем отнести на себестоимость отдельных изделий, распределяют косвенно-пропорционально сметной ставке этих расходов на единицу продукции.

Дополнительную заработную плату производственных рабочих и отчисления на социальные нужды с заработной платы производственных рабочих распределяют между видами продукции пропорционально основной заработной плате производственных рабочих.

В соответствии с действующими положениями всю сумму начисленной заработной платы производственных рабочих разделяют на две части: заработная плата по нормам и отклонения от норм. Отклонения от норм выявляют, как правило, методом документирования. Его сущность заключается в том, что заработная плата в пределах норм начисляется рабочим по принятым документам. Начисление заработной платы сверх норм осуществляется по специально выписанным документам — листкам на доплату, нарядам на выполнение работ, не предусмотренных технологией, листкам учета простоев, нарядам на исправление брака. Отклонения по заработной плате рабочих, оплачиваемых повременно, выявляют при распределении начисленных сумм пропорционально нормативным ставкам сопоставлением фактически начисленной заработной платы с нормативной суммой.

Для контроля за отклонениями по заработной плате целесообразно по пятидневкам и декадам составлять ведомость (машинограмму) на отклонения. В подлежащем машинограммы указывают причины отклонений (неисправность и несоответствие оборудования; замена сырья и. материалов; отсутствие и неисправность инструментов и приспособлений; выполнение операций, не предусмотренных технологическим процессом; исправление брака и др.), а в сказуемом — виновников (инициаторов) отклонений. В организациях, как правило, используют отраслевую номенклатуру причин и виновников отклонений.

Проведем анализ прямых материальных затрат.

Общая сумма материальных затрат в целом по цеху зависит от объема производства (ОП), его структуры (Уд) и изменения удельных материальных на отдельную услугу (УМЗ). Уровень последних, в свою очередь, может измениться из-за объема производства (УР) и средней стоимости материальных ресурсов (Ц).

Анализ целесообразно начинать с изучения факторов изменения материальных затрат для чего используется следующая факторная модель:
УМЗ = ∑(УР*Ц).
Расчет влияния данных факторов произведем способом цепной подстановки.

Метод цепной подстановки имеет тот недостаток, что его результаты зависят от последовательности определения влияния факторов – влияние последнего фактора завышается, поэтому влияние качественного принято определять последним.
УМЗ0= ∑(УР0*Ц0)

УМЗ0= (516 тн. * 18017,78 руб.) = 9297,17 тыс. руб.

УМЗусл = ∑(УР1 * Ц0)

УМЗусл = (498 тн. * 18017,78 руб.) = 8972,85 тыс. руб.

ΛУМЗур = УМЗусл – УМЗ0

ΛУМЗур = 8972,85 тыс. руб. – 9297,17 тыс. руб. = -324,32 тыс. руб.
За счет снижения количества дизельного топлива уровень материальных затрат уменьшился на 324,32 тыс. руб.
УМЗ1 = ∑(УР1 * Ц1)

УМЗ1 = (498 тн. * 14156,63 руб.) = 7050 тыс. руб.

ΛУМЗц = УМЗ1 — УМЗусл

УМЗ1 = 7050 тыс. руб. – 8972,85 тыс. руб. = -1922,85 тыс. руб.
За счет уменьшения цены на дизельное топливо уровень материальных затрат снизился на 1922,85 тыс. руб.

Проверка:


ΛУМЗц = УМЗ1 – УМЗ0


ΛУМЗобщ = 7050 тыс. руб. – 9297,17 тыс. руб. = -2247,17 тыс. руб.

ΛУМЗ = Λ УМЗУр + УМЗц

ΛУМЗ = -324,32 тыс.руб. + (-1922,85 тыс. руб.) = -2247,17 тыс. руб.
Таблица 3.1 – Расчет влияния факторов на сумму прямых материальных затрат

вид материала

расход материала, тн.

цена за 1 тн., руб.

материальные затраты, тыс. руб.

изменение материальных затрат, руб.

t0

t1

t0

t1

t0

УМЗусл

t1

общее

в том числе за счет

норм расхода

цены

дизельное топливо

516

498

18017,78

14156,63

9297,17

8972,85

7050,00

-2247,32

-324,32

-1922,85


Данные таблицы 3.1 позволяют установить, из-за чего изменились материальные затраты на объем производства. В рассматриваемом примере они возросли в основном за счет роста цен на ресурсы.

Уменьшение затрат материалов достигается за счет снижения норм их расхода. На величину издержек существенное влияние оказывает изменение цен на материалы. При их увеличении издержки возрастают, а при снижении – уменьшаются.

Прямые трудовые затраты оказывают большое влияние на формирование уровня себестоимости услуги. Поэтому анализ динамики зарплаты, ее доли в себестоимости, факторов, определяющих ее величину, и поиск резервов экономии средств по данной статье затрат имеют большое значение.

Общая сумма прямой зарплаты зависит от объема производства, его структуры и уровня затрат на услуги.

Факторная модель суммы прямой заработной платы.
УЗП = Тф * Ч,
Где Тф – удельная трудоемкость, руб.;

Ч – отработанное время (часы).

Расчет произведем способом абсолютных разниц.


ΛУЗПТф= ΛТф* Ч


ΛУЗПТф (по перевозке) = (30,98 руб. – 38,04 руб.) * 1104 ч. = — 7794,2 руб.

ΛУЗПТф (по погрузке-выгрузке) = (19,05 руб. – 21,08) * 560 ч. = -1136,8 руб.

ΛУЗПч = Λ Тф1 * Λ Ч


ΛУЗПч (по перевозке) = 30,98 руб. * (1090 ч. — 1104 ч.) = — 433,72 руб.

ΛУЗПч (по погрузке-выгрузке) = 19,05 руб. * (480 ч. — 560 ч.) = — 1524 руб.

Проверка:

ΛУЗП (по перевозке) = Λ УЗПТф + Λ УЗПч

ΛУЗП (по перевозке) = -7794,2 руб. + (-433,72 руб.) = -8227,96 руб.

ΛУЗП (по погрузке-выгрузке) = -1136,8 руб. + (1524 руб.) = -2660,8 руб.
Таблица 3.2 – Расчет влияния стоимости услуг на заработную плату

вид услуг

удельная трудоемкость, руб.

отработанное время, ч.

заработная плата, руб.

изменение, руб.

t0

t1

t0

t1

t0

t1

общее

в том числе за счет

трудоемкости

отработанного времени

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

перевозка

38,04

30,98

1104

1090

41996,16

33768,20

-8227,96

-7794,24

-433,72

погрузка-выгрузка

21,08

19,05

560

480

11804,80

9144,00

-2660,80

-1136,80

-1524,00



Полученные данные показывают, что заработная плата по обеим услугам снизилась исключительно из-за текучести кадров.

Рассмотренные методы оценки влияния технико-экономических факторов на снижение издержек цеха могут использоваться как при анализе, так и при планировании себестоимости услуги на предстоящий период.

Снижение издержек производства в настоящее время обеспечивается в основном под влиянием внутрипроизводственных факторов.

Значительное снижение издержек производства достигается в результате применения прогрессивных методов организации производства.

Много времени уделяют экономисты таким резервам снижения издержек, как изменение классификации, учета и калькуляции затрат. Например, более четкое выделение затрат на управление, подготовку производства, реализацию достижений научно-технического прогресса, в том числе повышения объема производства продукции.
    продолжение
--PAGE_BREAK--3.2 Анализ косвенных затрат
Косвенные затраты в себестоимости продукции представлены следующими комплексными статьями: расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные и общехозяйственные расходы, коммерческие расходы. Анализ этих расходов производится путем сравнения фактической их величины на рубль товарной продукции в динамике за 5-10 лет, а также с плановым уровнем отчетного периода. Такое сопоставление показывает, как изменилась их доля в стоимости товарной продукции в динамике и по сравнению с планом, и какая наблюдается тенденция — роста или снижения. В процессе последующего анализа выясняют причины, вызвавшие абсолютное и относительное изменение затрат. По своему составу это комплексные статьи и состоят они, как правило, из нескольких элементов затрат.

Расходы по содержанию и. эксплуатации машин и оборудования включают амортизацию машин и технологического оборудования, затраты по их содержанию, затраты по эксплуатации, расходы по внутризаводскому перемещению грузов, износ МБП и др. Некоторые виды затрат (к примеру амортизация) не зависят от объема производства продукции и являются условно-постоянными. Другие полностью или частично зависят от его изменения и являются условно-переменными. Степень их зависимости от объема производства продукции устанавливается с помощью коэффициентов, величина которых определяется опытным путем, или с помощью корреляционного анализа по большой совокупности данных об объеме выпуска продукции и сумме этих затрат.

Общая сумма амортизации зависит от количества машин и оборудования, их структуры, стоимости и норм амортизации. Стоимость оборудования может измениться за счет приобретения более дорогих машин и их переоценки в связи с инфляцией. Нормы амортизации изменяются довольно редко и только по решению правительства.

Сумма амортизации, отнесенная на конкретный вид продукции, кроме перечисленных факторов, зависит еще от изменения суммы прямых затрат, являющихся базой ее распределения. Удельная амортизация на единицу продукции зависит и от объема производства продукции. Чем больше продукции выпущено на данных производственных мощностях, тем меньше амортизации и других постоянных затрат приходится на единицу продукции.

Эксплуатационные расходы, зависят от количества эксплуатируемых объектов, времени их работы и удельных расходов на одну тысячу тонн перевозки.

Затраты на капитальный, текущий и профилактический ремонт зависят от объема ремонтных работ, их сложности, степени изношенности основных фондов, стоимости запасных частей и ремонтных материалов, экономного их использования.

Расходы на внутреннее перемещение грузов зависят от вида транспортных средств, полноты их использования, степени выполнения производственной программы, экономного использования средств на содержание и эксплуатацию подвижного состава.

На сумму износа МБП влияют объем производства продукции и уровень расходов на одно изделие, который в свою очередь зависит от того, насколько рационально и экономно используются инструменты, малоценный инвентарь, налажен ли действенный контроль за их сохранностью и исправностью.

Коммерческие расходы включают затраты по отгрузке продукции покупателям: погрузочно-разгрузочные работы, доставка и т. д.

Расходы по доставке товаров зависят от расстояния перевозки, веса перевезенного груза, транспортных тарифов за перевозку грузов, вида транспортных средств.

Расходы по погрузке и выгрузке могут изменяться в связи с изменением веса отгруженной продукции и расценок за погрузку и выгрузку одной тонны продукции.

Расходы на тару и упаковочные материалы зависят от их количества и стоимости. Количество в свою очередь связано с объемом отгруженной продукции и нормой расхода упаковочных материалов на единицу продукции.

Экономия на упаковочных материалах не всегда желательна, так как красивая, эстетичная, привлекательная упаковка — один из факторов повышения спроса на продукцию и увеличение затрат по этой статье окупается увеличением объема продаж. То же можно сказать и о затратах на рекламу, изучение рынков сбыта и другие маркетинговые расходы.

В заключение анализа косвенных затрат подсчитываются резервы возможного их сокращения и разрабатываются конкретные рекомендации по их освоению.

Проведем анализ косвенных затрат по статьям калькуляции:
Таблица 3.3 – Смета по статьям косвенных затрат

Статьи затрат

2006г., тыс.руб

2007г., тыс.руб

удельный вес, %

Отклонение 2007г. – 2006г.

2006

2007

тыс.

руб

%

Капитальный ремонт

11753

10613

38,69

33,54

-1140

-10%

Топливо (энергоресурсы)

2702

3012

8,89

9,52

310

11%

Инвентарь и сменное оборудование

50

109

0,16

0,34

59

118%

Текущий ремонт

4871

5426

16,03

17,15

555

11%

Содержание основных средств

3709

3916

12,21

12,38

207

6%

Амортизация основных фондов

648

472

2,13

1,49

99

14%

Работа транспортных цехов

730

829

2,40

2,62

99

14%

Охрана труда

490

325

1,61

1,03

-165

-34%

Зарплата аппарата управления с отчислениями

4371

4945

14,39

15,63

574

13%

Выслуга лет с отчислениями

755

912

2,49

2,88

157

21%

Прочие затраты

302

1080

0,99

3,41

778

258%

Сумма затрат

30381

31639

100,00

100,00



4%



Как показали расчеты (таблица 3.3) сумма косвенных затрат в цехе ЖДТ на конец 2007 года выросла по сравнению с 2006 годом на 4%, определим за счет каких факторов произошел прирост суммы косвенных затрат.

Основным источником формирования затрат в цехе является капитальный ремонт основных средств. Его удельный вес в сумме общих затрат составил 38,69% по состоянию на 2006 год, и 33,54% к концу 2007 года. Данная статья затрат является наиболее объемной, это связано с некачественным отношением персонала к оборудованию, несвоевременное обнаружение мелких поломок и дефектов. И хотя на конец 2007 года затраты на данную статью снизились на 10% все же следует изыскивать дополнительные пути снижения капитального ремонта, это может быть достигнуто за счет увеличения выплат премий персоналу, обслуживающему работу основных средств.

Также в 2007 году снизилась сумма затрат на охрану труда, для данного цеха это мероприятие является нецелесообразным, так как работа в цехе является травмоопасной, и снижение затрат на охрану труда может негативно повлиять на деятельность рабочего персонала.

Основные статьи затрат к концу 2007 года увеличились. Основным источником увеличения затрат явились прочие затраты, которые увеличились на 258% по независящим от цеха причинам.

Увеличение таких статей как амортизация основных фондов и содержание основных средств произошло за счет увеличения количества основных средств.

Также выросли показатели по заработной плате: увеличение статьи затрат по выслуге лет говорит о том, что в персонал цеха работает на своем рабочем месте в течении продолжительного времени, следовательно цех не испытывает большой текучести кадров.

В целом затраты по цеху возросли незначительно (4%), учитывая то, что на предприятии увеличилась сумма основных средств, данный факт увеличения затрат можно не рассматривать как отрицательный. Но все же для снижения косвенных затрат цеху необходимо принимать все усилия по снижению капитального ремонта основных средств.
3.3 Направления снижения себестоимости затрат на примере ОАО «ЧЭМК»
Финансовый результат (прибыль или убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и затратами на ее производство и реализацию.

Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступлений денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности (без сумм налога на добавленную стоимость, акцизов, экспортных пошлин и иных обязательных платежей.

Увеличение объема производства при неизменной стоимости материальных и трудовых ресурсов может быть обеспечено только в результате снижения себестоимости. Наиболее важным источником ее снижения является рост производительности труда. Так в результате трудоемкости экономия обеспечивается путем уменьшения затрат на оплату труда с учетом дополнительной заработной платы и отчислений на социальное страхование в расчете на единицу продукции, определяется также экономия на амортизационные отчисления вследствие улучшения использования времени работы оборудования, экономия на условно-постоянные расходы.

Снижение трудоемкости продукции, рост производительности труда можно достигнуть следующими способами:

-     совершенствование средств труда (внедрение прогрессивной техники, повышения доли современного оборудования), предметов труда (внедрение прогрессивных видов сырья, материалов);

-     улучшения использования сырья и материалов;

-     процессов внедрения прогрессивной технологиями, механизация и автоматизация производства.

Внедрение более производительного оборудования обеспечивает экономию заработной платы (живого труда). Повышение производительности труда заключается в том, что доля живого труда уменьшается, а доля прошлого труда увеличивается, но увеличивается так, что, следовательно, количество живого труда уменьшается больше, чем увеличивается количество прошлого труда.

В целом на предприятии затраты на оказание транспортных услуг возросли по сравнению с плановыми затратами. Темпы роста затрат на оказание услуг превышают темпы роста стоимости произведенных перевозок. Это указывает на то, что рост затрат на оказание услуг происходил на фоне повышения удельных расходов ресурсов производства и интенсивных сдвигов в составе объемов перевозок.

Наибольшее влияние на увеличение затрат, в разрезе калькуляционных статей, оказало увеличение материальных затрат, в частности:

— увеличение используемых материалов на текущий ремонт основных средств (рост составил по сравнению с плановыми затратами 27,1%),

— увеличение цеховых распределяемых расходов, в основном, за счет текущего ремонта (рост по сравнению с плановыми затратами на 21,4%).

Основные направления экономии:

— снижение материалоемкости перевозок за счет внедрения новых, более экономичных видов транспорта; применения ресурсосберегающей техники и технологии, малоотходной технологии, использования прогрессивных видов материалов, устраненияпотерь при хранении и транспортировке материалов, ужесточения контроля за сбережением материалов, ликвидации брака и потерь материалов;

— возможная экономия затрат по оплате труда, включаемых в состав себестоимости перевозок. Рассматривая резервы по этому блоку, следует исходить из целевой направленности:

— на разумное увеличение дохода, приходящегося на одного работника, и правильное соотношение фонда оплаты труда и других выплат и льгот;

— снижение и ликвидацию непроизводительных выплат;

— на нормальное соотношение роста дохода работника и соответствующего прироста объема, повышения качества и потребительских свойств продукции.

Целевая направленность анализа заключается в том, что необходимо выделить неоправданные суммы перерасхода, т.е. перерасход по оплате, не сопровождаемый дополнительным ростом объема грузоперевозок или повышением ее качества, и непроизводительные расходы, которые связаны с теми или иными нарушениями (оплата простоев, оплата отклонений от технологического процесса, дополнительная оплата сверхурочных часов).

анализ резервов возможного снижения накладных расходов, который ведется по каждой группе накладных расходов: общехозяйственным, коммерческим. Целевая направленность анализа: выявление необоснованных перерасходов и возможные пути их снижения; возможная ликвидация непроизводительных выплат (штрафов, пеней, неустоек, потерь и порчи).

Все это позволяет подойти к вопросу обоснованного планирования снижения затрат и изменения прибыли на новый планируемый период.

Возможные пути роста прибыли цеха ЖДТ:

— снижения себестоимости грузоперевозок;

— роста объема оказанных транспортных услуг;

— повышения качества услуг;

— снижения внереализационных потерь и убытков;

— ликвидации убыточности и малорентабельности грузоперевозок.

Резервы можно реализовать путем совершенствования конструкции, технологии, модернизации и ввода нового оборудования, совершенствования организации труда, производства и управления.


Заключение
Важнейшим внутренним фактором роста прибыли выступает себестоимость. Снижение себестоимости обеспечивает увеличение прибыли, формирует цену на услуги, обеспечивая необходимый уровень рентабельности.

Следовательно, прогнозируемый уровень себестоимости должен быть не только ниже рыночных цен на подобную продукцию, работы, услуги, но и обеспечить при этом должный уровень доходности.

В настоящее время учет затрат на производство и калькулирования себестоимости услуг занимают значительное место в общей системе бзосгалтерского учета.

Этот учет имеет целью обеспечить администрацию цеха информацией для контроля за производственной деятельностью и принятия решений по результатам этой деятельности. Данная информация позволяет оперативно управлять процессом производства. Все это говорит об актуальности правильной постановки учета затрат на производство.

Существуют различные группировки затрат, входящих в состав издержек: по виду производства, по месту возникновения затрат, по виду затрат. Последняя группировка затрат наиболее распространена. В соответствии с ней существуют два метода классификации затрат: по экономическим элементам и по статьям расходов (составление сметы). Классификация затрат по экономическим элементам дает возможность знать структуру себестоимости и позволяет проводить целенаправленную политику по улучшению экономики предприятия. Однако, на основе сметного разреза нельзя определить конкретное направление и место использования затрат. Для этого используется классификация по статьям расхода.

В результате проведённой работы можно сделать следующие выводы: методика учёта затрат на производство, применяемая в железнодорожном цехе в целом не противоречит правилам ведения бухгалтерского учёта.

Выявление резервов снижения себестоимости должно опираться на комплексный технико-экономический анализ работы цеха. Необходимо изз^ение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей и основных фондов, материалов, рабочей силы.

Себестоимость услуг находится во взаимосвязи с показателями эффективности производства. Она отражает большую часть стоимости услуг и зависит от изменения условий производства и реализации продукции. Существенное влияние на уровень затрат оказывают технико-экономические факторы производства. Это влияние проявляется в зависимости от изменений в технике, технологии, организации производства, и от величины затрат на ее производство. Анализ затрат, как правило, проводится систематически в течение года в целях выявления внутрипроизводственных резервов их снижения.

Для анализа уровня и динамики изменения стоимости услуг используется ряд показателей. К ним относятся: смета затрат на производство, себестоимость услуги, снижение себестоимости.

Смета затрат на производство — это наиболее общий показатель, который отражает всю сумму расходов предприятия по его производственной деятельности в разрезе экономических элементов. В ней отражены: прямые и косвенные затраты.

В данной дипломной работе рассмотрены теоретические основы учёта затрат на производство, особенности производственного учета на предприятии, анализ затрат, которые необходимы для эффективного управления.

Анализ, выполняя одну из основных управленческих функций, входит в управляющую подсистему, и не достаточное его функционирование в этом звене приводит к снижению эффективности системы управления себестоимости в целом.

Основными задачами анализа себестоимости услуг является:

— выявления резервов снижения затрат на производство;

— объективная оценка выполнения плана по себестоимости и ее изменения относительно прошлых отчетных периодов, а также соблюдения действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплин;

обеспечение центров ответственности по затратам необходимой аналитической информации для оперативного управления формированием себестоимости услуг;

— содействие выработки оптимальной величины плановых затрат, плановых и нормативных калькуляций на отдельные изделия и виды услуг.

Характер этих задач свидетельствует о большой практической значимости анализа себестоимости в хозяйственной деятельности цеха.

В целях снижения затрат на ОАО «ЧЭМК» железнодорожный цех предлагаются следующие рекомендации по их снижению:

1) увеличение объемов производства и снижение постоянных расходов;

2) уменьшать расходы на содержание основных средств, оборудования, ремонт, его эксплуатацию;

3) замены части используемых подрядных организаций своими ремонтными службами, что позволило бы значительно сократить расходы на ремонт оборудования;

4) повышение качества продукции путем внедрение новой техники.

Из всего вышесказанного следует однозначный вывод, что проблема издержек очень актуальна на сегодняшний день.

В заключении можно сказать, что, несомненно, каждый руководитель должен стремиться к сокращению издержек производства, снижению себестоимости услуг. При стабильной цене на оказываемую услугу сокращение издержек приводит к росту прибыли, приходящейся в конечном итоге на единицу продукции. И пусть каждое подразделение стремиться использовать такой производственный процесс, при котором заданный объем производства будет обеспечиваться с наименьшими затратами.


Список использованной литературы
1.                 Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» от 21.11.96г. № 129-ФЗ.

2.                 Положение о дополнительном премировании машинистов тепловозов ЖДЦ (старших). Утверждено генеральным директором ОАО «ЧЭМК» от 01.02.2002г.

3.                 Положение о дополнительном премировании машинистов кранов железнодорожных (старших). Утверждено генеральным директором ОАО «ЧЭМК» от 01.02.2002г.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :