--PAGE_BREAK--Поскольку методика имеет свои положительные и отрицательные стороны, необходимо отобрать из них такие, которые наиболее полно характеризуют деятельность банков. Для этого, прежде всего, следует установить общую для всех банков форму баланса. Правильно определенные рейтинги балансов позволяют клиентам избрать те из них, в которые можно будет без риска помещать и вкладывать свои деньги [1].
1.2. Национальный Банк Украины
Национальный Банк Украины — центральный банк страны. Он организован в 1991г. на базе бывшей Украинской республиканской конторы Госбанка СССР и ее областных управлений.
Он представляет собой систему единого банка и включает — центральный аппарат в г. Киев, Крымское республиканское управление и 24 областных управления. Управление НБУ действуют от его имени в пределах предоставленных им полномочий и функций. Они подотчетны Правлению банка. Структурным подразделением Национального банка выступает аппарат инколации. Руководящим органом Центробанка Украины являются Правление, состав которого назначается Президентом и Президиумом Верховного Совета Украины по представлению Председателя Верховного Совета сроком на 4 года. НБУ не является не зависимым, он подчинен Верховному Совету и оперативно подчинен Кабинету министров Украины. Председатель правления НБУ входит в состав кабмина. Верховный Совет ежегодно утверждает основные направления денежно-кредитной политики, а также рассматривает отчет о работе НБУ и утверждает распределение его прибыли. Практику НБУ, его оперативная деятельность по денежно-кредитному регулированию координируется, он с программой действия и практической работы кабмина Украины. Законодательство Украины предопределило построение банковской системы в соответствии с двухуровневым принципом организации.
НБУ является банком 1-го уровня. Он выполняет традиционные функции характерные для Центрального банка государства: является эмиссионным кредитным центром государства, банком-банков и банкиром — правительства. НБУ — предоставлено монопольное право на выпуск денег, в обращении Казначейство Министерства финансов Украины не имеют права эмиссии денег и осуществляет финансирование государственных расходов в пределах поступивших доходов в бюджет, а также полученных кредитов. Этим самым обозначена кредитная основа совокупного денежного оборота Украины. На НБУ возложена ответственность за создание материально-технической базы производства собственной валюты (гривны), он определяет организационно-технические основы осуществления, налично-денежного оборота:
1) правила перевозки, хранения и инкассации денежной наличности
2) правила выполнения кассовых операций банками и хозяйственными
субъектами
3) создает и управляет резервными фондами, банками
4) устанавливает степень платежеспособности денежных знаков, как расчетный Центр страны НБУ устанавливает правила проведения безналичных расчетов с хозяйствующими субъектами, а также гарантирует, расчеты между комбанками в Украине. Он представляет интересы государства в отношениях с центральными банками других стран, в международных финансовых учреждениях.
Важнейшей задачей банка выступает налаживание системы международных расчетов межбанковских и в первую очередь со странами СНГ. НБУ устанавливает правила и проводит регистрацию коммерческих банков на территории Украины. Как Банк-банков, он ведет счета коммерческих банков, устанавливает правила функционирования межбанковского кредитного рынка в Украине. НБУ организует кассовое выполнение бюджета банковской системы Украины, предоставляет кредиты правительству Украины. На него возложено выполнение операций по размещению государственных ценных бумаг, обслуживание внутреннего долга государства. Выдача кредитов правительству осуществляется согласно решения Верховного Совета Украины. НБУ запрещено финансировать дефицит государственного бюджета, кроме того, на НБУ возложено выполнение операций, связанных с функционированием валютного рынка Украины. Он, по соглашению с Кабмином Украины, устанавливает функциональный валютный курс национальных денег, создает валютные резервы организации, операции с монетарными металлами. На НБУ возложено регулирование банковских операций, связанных с обращением приватизационных ценных бумаг, установление форм депозитов, приватизационных бумаг, установление условий их учета, хранения и погашения. Основной экономической задачей банка является обеспечение стабильности национальной денежной единицы. На ее решение направлена система денежно-кредитного регулирования.
Он подотчетный Верховной Раде и независим от исполнительных и распорядительных органов государственной власти.
Основные задачи НБУ:
· Обеспечение продолжительности денежной единицы;
· Проведение денежного оборота, расчетов и валютных отношений;
· Защита интересов кредиторов и вкладчиков на основе определения правил регулирования деятельности коммерческих банков и контроля по их соблюдению;
· Содействие развитию экономики, созданию единого рынка Украины и его интеграции в мировую экономику.
В рамках резервной системы он выполняет эмиссионные, кредитные, расчетные и управленческие функции.
На НБУ лежит регулирование деятельности коммерческих банков с целью создания общих условий для функционирования коммерческих банков и введение принципов сомнительной банковской конкуренции. При этом в деятельность коммерческих банков НБУ не вмешиваются. Его регулирующие и контрольные функции направлены на поддержку стабильности денежно-кредитной системы, защиту интересов банковских кредиторов и вкладчиков. Его выдают в порядке, предвиденном Законом про банки, лицензии на проведение банковских операций, в том числе и в иностранной валюте.
Обеспечение рыночной стабильности банков — необходимое условие эффективного функционирования экономики. Банк как коммерческое предприятие, заинтересован в наиболее прибыльном вложении имеющихся крупных ресурсов. Законодательством Украины регулирование ликвидности коммерческих банков возможно по национальности, банк с применением методов экономического административного воздействия. Согласно законодательству в своей деятельности, коммерческие банки обязаны соблюдать экономические приоритеты устанавливаемые национальным банком. Решением НБУ устанавливается минимальный размер условного фонда коммерческого банка. Это регулирует количество вновь создаваемых коммерческих банков. С целью обеспечения финансовой прочности банка и защиты интересов его клиентов, НБУ определяет порядок формирования по прибыли коммерческих банков страховых и резервных фондов, предназначенных для покрытия возможных убытков, устанавливает для них следующие экономические нормативы:
· Минимальный размер уставного капитала;
· Предельное соотношение между размером собственных средств банка и суммой его активов;
· Показатели ликвидности баланса;
· Размеров обязательных резервов, которые содержатся в НБУ;
· Максимальный риск на одного заемщика;
· Максимальные размеры валютного, процентного и курсового рисков.
С целью обеспечения экономической продолжительности функционирования банковской системы, НБУ установил так же следующие экономические нормативы деятельности некоторых банков:
· Нормативы достаточности капитала коммерческого банка;
· Нормативы ликвидности баланса коммерческого банка;
· Минимальный размер обязательных резервов, которые в НБУ;
· Максимальный размер риска на одного заемщика.
При этом Нацбанк применяет нормативы как директивного характера, обязательные для исполнения всеми коммерческими банками, так и оценочные, которые используются для анализа их деятельности и финансового положения.
Достаточность капитала коммерческого банка определяется минимально доступным размером уставного капитала банка и соотношением всего его капитала и суммы активов с учетом оценки риска [2].
Банки обязаны поддерживать постоянное соответствие между объемами привлечения и размещения ресурсов с учетом срока кредитных операций.
При несоблюдении коммерческим банком установленных экономических нормативов и требований ликвидности баланса НБУ имеет право:
· Увеличить размер средств банка, которые находятся в НБУ;
· Ставить вопросы перед основателями банка про проведение мероприятий по оздоровлению финансового положения банка и в необходимых случаях его реорганизации или ликвидации.
Установленные НБУ правила регулирования деятельности коммерческих и кооперативных банков включают порядок формирования коммерческими банками фонда регулирования кредитными ресурсами банковской системы Украины. В целях дальнейшего развития экономических способов управления кредитной системой, повышения эффективности использования кредитных ресурсов, концентрации их на решение приоритетных общественно-государственных программ и задач НБУ создать этот фонд за счет части привлеченной банками ресурсов и депозитов.
Депонирование способов может быть осуществлено частично или полностью в форме вложений в облигации Государственной внутренней ссуды Украины.
Размер средств, которые подлежат депонированию, банк рассчитывает, исходя из остатков использованных средств на 1-е число каждого месяца.
На сегодняшний день НБУ предоставляет давно большие кредиты правительству и в результате несвоевременной выплаты долгов. Долг правительства НБУ составляет 11055 млн. грн. НБУ может выдавать краткосрочные кредиты так же коммерческим и кооперативным банкам за счет существующих в его распоряжении кредитных ресурсов рамках установленного лимита кредитования. Решение вопроса о выдаче кредита принимается на основе анализа финансового положения коммерческого банка, перспектив погашения кредита, с учетом фактического формирования собственных ресурсов и притягивание банком средств на расчетные, текущие, депозитные и другие счета предприятий, организаций и кооперативов и размещения ресурсов.
Кредитование совершается на основе договоров, в которых предусматриваются взаимные обязательства и экономическая ответственность сторон, срок и размеры ссуды, обязанности НБУ по своевременной выдаче кредита, порядок его выдачи и погашения, процентная ставка, условия ее изменения, обязанности коммерческого банка по заставе и своевременному погашению кредита, содержание информации, которая предоставляется НБУ для проверки обеспечения кредита. В таком договоре могут содержаться и другие условия по соглашению сторон.
В качестве обеспечения кредитов могли приниматься гарантии получателя, которые разместятся соответственными денежными и материальными ресурсами, свободными от заставы. Процентные ставки по кредитам, которые предоставляются коммерческим, кооперативным банкам Национальным Банком Украины, утверждающиеся Управлением НБУ.[3,56-59]
Сегодня НБУ имеет корреспондентские отношения с 30-ю иностранными банками. Политика НБУ направленная на постепенную либерализацию валютного рынка Украины, начала давать положительные результаты. Необходимо сказать, что только объем торговли по 3-м валютам (доллары, евро, рубли) в первые месяцы этого года увеличился в 3 раза, по сравнению с прошлым годом. За последние годы НБУ сумел взять под контроль ситуацию на денежно-кредитном рынке Украины. НБУ, придерживаясь монетарной политики, смог вывести Украину из гиперинфляции 1993 г., когда и уровень был выше 10.000 %. В 1994г. снизил уровень инфляции к 401 %, 1995г. — 182 % и уже к денежной реформе уровень инфляции был 79% В данное время, уровень инфляции не превышает 12%, а в 2004 году составил 7,8%.[13] Учётная ставка НБУ при этом за годы его существования колебалась в самых разных пределах, в 2004 она составляла 7,6 % годовых. Подробно она рассматривается в приложении 3. НБУ продвинулся в реализации всех декларированных направлений своей деятельностью, хотя и существуют " белые пятна", но в этом нельзя обвинить только Центральный банк.[1,105-114]
1.3. КОММЕРЧЕСКИЕ Банки
Развитие банков и товарного производства и исторические обращения происходило параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства. Коммерческим банком является учреждение, осуществляющее на договорных условиях кредитно-расчетное и иное банковское обслуживание юридических лиц и граждан путем совершения операций и оказания услуг, предусмотренных Законами Украины. Коммерческие банки относятся к особенной категории деловых предприятий, которые получили название финансовых посредников. Они привлекают капиталы, сбережения населения и другие денежные средства, что освобождаются в процессе хозяйственной деятельности, и предоставляют их во временное пользование другим экономическим агентам, которые нуждаются в дополнительном капитале. Банки создают новые требования и обязательства, что становится товаром на денежном рынке. Так, принимая вклады клиентов, коммерческий банк создает новое обязательство — депозит, а выдавая ссуду — новое требование к заемщику. Этот процесс образования новых обязательств составляет сущность финансового посредничества. Эта трансформация позволяет преодолеть трудности прямого контакта сберегателей и заемщиков, возникающие из-за несовпадения необходимых сумм, что предлагаются, и их терминов, прибыльности, и т.п.
Создание коммерческих банков и других кредитных учреждений на паевых или акционерных началах осуществляется с целью аккумуляции временно свободных денежных средств предприятий, организаций и учреждений и их рационального использования на нужды развития отрасли, подотрасли народного хозяйства, группы предприятий или региона.
Учредителями, акционерами (участниками) коммерческих банков могут быть юридические лица и граждане, за исключением народных депутатов всех уровней и их исполнительных органов, политических организаций и специализированных общественных фондов. Установлено, что доля каждого из учредителей, акционеров (участников) не должна превышать 35 процентов размера уставного капитала. Необходимо иметь в виду, что при создании иностранных банков и банков с участием иностранного капитала один из иностранных учредителей обязательно должен быть банком. На практике перечень учредителей весьма широк.
Среди них — министерства, ведомства, другие органы государственного управления, банки, объединения, предприятия, организации, учреждения, союзы (объединения) кооперативов, кооперативы, общественные организации. При этом не поддерживается инициатива создания отраслевых банков.
Учредители, акционеры вступают в банк на добровольных началах. Общее руководство деятельностью коммерческих банков осуществляют собрания пайщиков, акционеров и советы банков, избираемые из их представителей. Управляют текущей деятельностью правления, образуемые советами банков. Уставами банков обычно предусматривается, что члены правления не могут быть одновременно членами Совета. Собрание, Совет и Правление Банка должны руководствоваться законодательством Украины, действующими экономическими нормативами и правилами совершения денежно-расчетных операций.
продолжение
--PAGE_BREAK--Коммерческие банки действуют на основании лицензий на совершение банковских операций, получаемых от центрального банка. Если речь идет о получении лицензии банком с участием иностранного капитала, иностранным банком или филиалом банка другой страны, то необходимо представить некоторые легализованные в установленном порядке документы. НБУ для обеспечения всем коммерческим банкам равных конкурентных условий имеет полномочия предъявлять дополнительные требования к учредителям иностранных банков и банков с участием иностранного капитала относительно минимального и максимального размеров их уставного капитала. [15]
Термин «коммерческий банк» возник на ранних этапах развития банковского дела, когда банки обслуживали в большей мере торговлю (commerce), товарообмен и платежи. Основной клиентурой были торговцы. Банки кредитовали транспортировку, сохранения и другие операции, которые были связаны с товарообменом. С развитием промышленного производства возникли операции по краткосрочному кредитованию, возникновению запасов сырья и готовых продуктов, выплате зарплаты и т.д. сроки кредитов постепенно увеличивались, часть банковских ресурсов начала использоваться для вложений в основной капитал, ценные бумаги. Иначе говоря, термин «коммерческий банк» утратил свое значение. От понятия «деловой» характер банка, до его ориентации на обслуживание всех видов хозяйственных агентов, от рода их деятельности.
Сегодня коммерческий банк может предложить клиенту до 200 видов различных банковский продуктов и услуг. Широкая диверсификация операций разрешает банкам сохранять клиентов и оставаться рентабельными даже при очень неблагоприятной хозяйственной конъюнктуре. Следует учитывать, что далеко не все банковские операции ежедневно присутствуют и используются в практике конкретного банковского учреждения (например, международные или трастовые операции). Но есть определенная база, без которой банк не может существовать и нормально функционировать. К таким операциям, которые конструируют банк, относятся:
• прием депозитов;
• прием денежных платежей;
• выдача кредитов.
Систематическое выполнение обозначенных функций и образовывает тот фундамент, на котором зиждется робота банка. И хотя проделывание каждого вида операций сосредоточено в специальных отделах банка и выполняется определенной командой сотрудников, они переплетаются между собой. Так, банки владеют уникальной возможностью создавать условия платежа, что используется в хозяйстве для организации товарного обращения и расчетов. Имеется в виду открытие и ведение чековых и других расчетов, что служит основой для безналичного оборота. Хозяйство не может существовать и развиваться без хорошо отрегулированной системы денежных расчетов. Отсюда большое значение банков как организаторов этих расчетов.
Создание платежных условий тесно связано с депозитной функцией кредитования клиентов банка. Депозит может возникать в двух случаях: в результате внесения клиентом денег в банк или же в процессе банковского кредитования. Эти операции по-разному отражаются на величине денежной массы в стране. Если клиент внес деньги до требования, то они из наличных перешли в безналичные. Общая сумма денег в хозяйстве не изменилась. Если деньги зачислены на депозит, то общая сумма количества денег в государстве увеличивается, потому что банк своей операцией создал новые платежные средства. Обратное действие — уничтожение, которое происходит при снятии клиентом имеющихся со счета и при списании денег с депозита для погашения кредитов. Возможность коммерческих банков увеличивать и уменьшать депозиты и денежную массу широко используется, центральны банком, что через систему обязательных резервов управляет динамикой кредитов.
Вторая просторная функциональная сфера деятельности банков — посредничество в кредите. Коммерческие банки, как уже говорилось, являются посредником между хозяйственными единицами, которые накапливают и нуждаются в денежных средствах. Они предоставляют владельцам свободных капиталов удобную форму сбережения денег в виде разнообразных депозитов, которые обеспечивают целостность денежных средств и удовлетворяют потребность клиента в ликвидности. Для многих клиентов такая форма сбережения денег более приемлема, чем вложение в облигации или акции. Банковский кредит — это тоже очень удобная и во многих случаях неизменная форма финансовых услуг, которая позволяет учитывать нужды конкретного заемщика и приспосабливать к ним условия получения ссуды (в отличие от рынка ценных бумаг, где сроки и другие условия ссуды стандартизованы).
Кроме выполнения базовых функций, банк предлагает клиентам огромное количество других финансовых услуг. Например, банк осуществляет разного рода доверительные операции для корпораций и частных лиц, связанных с передачей имущества в управление банка на доверительной основе, покупкой для клиента ценных бумаг, управлением недвижимостью, выполнением гарантийных функций по облигационным выпускам.[15,45]
Коммерческие банки классифицируются по ряду признаков. В зависимости от формы собственности они подразделяются на частные и государственные. По форме организации среди частных банков преобладают акционерные в виде обществ открытого или закрытого типов.
Акции банков, созданных в виде акционерных обществ открытого типа, распространяются путем свободной продажи юридическим и физическим лицам. Акционерными обществами закрытого типа, а также паевыми банками в виде обществ с ограниченной ответственностью являются преимущественно коммерческие банки в первые годы их существования. Акции банков в виде акционерных обществ закрытого типа выкупаются, как правило, их учредителями. Более гибкой структурой являются банки в виде обществ с ограниченной ответственностью. Количество их пайщиков может пополняться с соответствующей регистрацией в Национальном банке Украины.
Коммерческие банки в зависимости от круга выполняемых операций бывают универсальными и специализированными. В настоящее время в Украине все коммерческие банки стремятся быть универсальными, хотя далеко не все они выполняют весь спектр банковских операций. Специализированных банков пока нет. Но отдельные банки уже начали создавать специализированные филиалы (инвестиционные и депозитные).
В зависимости от территории деятельности коммерческие банки подразделяются на международные, республиканские и региональные. Международные банки создаются с участием иностранного капитала и могут иметь филиалы в других странах. В Украине они только начинают появляться (Первый украинский международный банк, Диамена-банк и другие). К республиканским коммерческим банкам относятся банк «Украина» АК, Проминвестбанк Украины, Укрсоцбанк, Эксимбанк Украины и Сбербанк Украины, имеющие разветвленную сеть отделений и филиалов по всей территории Украины. Большинство же коммерческих банков являются региональными. Они обслуживают клиентов определенной области, города, района или же региона. В зависимости от организационной структуры, наряду с многофилиальными банками, существуют бесфилиальные банки. Многие из них работают успешно, хотя конкурировать им с большими банками все трудней.[12]
2. ВАЛЮТНЫЙ И ФИНАНСОВЫЙ РЫНКИ УКРАИНЫ
2.1. Рынок финансовых ресурсов в Украине
В переходный период (от жесткой административной системы управления экономикой к рыночному хозяйству) банковская система решила не только свои «внутренние» проблемы, но и способствовала реформированию экономики в целом.
Во-первых, она обеспечила экономически оправданное (в кратко- и долгосрочном планах) распределение финансовых ресурсов, стимулировать, а не подавлять конкурентные отношения, приватизацию, перестройку, ценообразования и ценовых пропорций.
Во-вторых, банковский сектор поддерживал в достаточно стабильном состоянии денежно-кредитную систему, в том числе создавая препятствие бесконтрольному наращиванию дефицита бюджета и раскручиванию гиперинфляционных процессов. Одно из необходимых (но иногда и недостаточных) условий для этого — независимость Национального банка во взаимоотношениях с Правительством.
В-третьих, банки создали условия для открытия экономики, обеспечивая обслуживание международного движения товаров, прямых и «портфельных» инвестиций, рабочей силы, способствовать переходу к конвертированности национальной валюты.
В-четвертых, банкирство, согласно назначению, не только обеспечивало финансовую дисциплину, но и учить клиентуру (население, предприятия, государство) считать деньги, что в результате приводит к умению экономически мыслить, развивая предприимчивость у субъектов национальной экономики.
2.1.1. ПРЕДПОСЫЛКИ ЖИЗНЕННОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
Общеизвестно, что, в отличие от товаро-производительного сектора экономики, денежно-кредитная сфера является более мобильной по своей природе. Расходы и время на создание нового продукта в ней значительно меньше, чем, например, в промышленности, где решающую роль играют качество и структура основного капитала, сложности в изменении технологий, сформированные корпоративные связи. В этом видится один из аргументов в пользу опережающего темпов реформирования кредитно-финансовой системы, банковского сектора и, как следствие, использование его в качестве «локомотива» трансформирования экономики. Расширение предложения услуг клиентуре (как предприятиям, так и населению) со стороны финансовых институтов должно способствовать формированию денежного рынка и рынка капиталов, облегчению приватизации, оптимизации системы распределения и использования ресурсов, изменению ценовых пропорций в экономике.
Очевидно, что более динамичный и направленный ход реформ в денежно-кредитной сфере позволял бы всей экономике преодолевать переходный период менее болезненно. Инфляционные следствия дефицита бюджета, иждивенческое отношение государственных предприятий к кредитным ресурсам могли бы быть менее драматичными, если бы заранее, до либерализации цен, осуществился переход взаимоотношений между Национальным банком и Правительством на качественно новые начала — оформление кредитов Правительству ценными бумагами, проведение более определенной структурной политики.
Устойчивость денежной системы зависит от общих условий макроэкономического равновесия между накоплением и инвестиционным спросом и от механизма перелива капиталов, обеспечивающих целостность хозяйственной системы. Кроме того, падение покупательной способности денег связано с возникновений в экономике устойчивых монополистических связей. Таким образом, инфляция имеет, прежде всего, не денежный, а финансово-воспроизводственный и производственный характер. Поэтому борьба с ней должна осуществляться путем общего оздоровления экономики, практического создания новой экономической среды.
2.1.2. Тесная взаимосвязь банковского капитала с промышленным Иная проблема — неоправданно тесная привязка банковского капитала к промышленному. Около 4/5 уставных фондов действующих коммерческих банков сформировано на средства госпредприятий. Стремление последних создать «карманные» банки вполне понятно. Интересы учредителей состоят не только в получении дохода на вложенный капитал, но и в намерениях повысить качество и оперативность в банковском обслуживании самих основателей. Нельзя не учитывать то, что иных «свободных средств», а потому и источников формирования уставного капитала для вновь создаваемых банков в государственной экономике просто не существует. Но подобного рода «участие» госпредприятий не редко приводит к потере банками самостоятельности, заинтересованности в работе с независимой клиентурой. Система «особенных» отношений с клиентом-учредителем, естественно, не способствует добросовестной организации банковской практики, позволяет использовать преференцированный доступ к ресурсам банка.
2.1.3 Меры Нацбанка по перестройке платежной системы Главной проблемой банковской системы Украины в начале 90-х гг. было преодоление галопирующей инфляции и стабилизация национальной денежной единицы — купоно-карбованца. Очевидно, что в таких условиях исключительно монетарными факторами преодолеть инфляцию невозможно, то есть стабилизация денежной системы невозможна без стабилизации экономики, а последнее зависит от стабильной национальной валюты. В этом состояла сложность проведения денежной (гривневой) реформы.
Макроэкономическая ситуация в народном хозяйстве Украины, сложившаяся в конце 1993 г., может быть охарактеризована, как гипер-стагфляция, когда значительное падение производства сочетается с инфляцией, среднемесячные темпы которой в 1993 г. составляли 42%. В то же время Национальный банк проводит политику на сдерживание денежной массы, рост которой в среднем за месяц на тот же период составлял 27%. Некоторое улучшение ситуации наблюдалось в ноябре 1993 г., когда факт отсутствия кредитной эмиссии был наиболее весомым, что стало реальным шагом в плане оздоровления ситуации в экономике Украины.
Национальный банк Украины принимает неотложные меры по перестройке платежной системы, которые можно разделить на технологические (внедрение электронных платежей), институционные (создание региональных клиринговых расчетных центров), организационно-экономические (сертификация коммерческих банков, что повысит их ответственность за организацию расчетов, включая дисциплину платежей, а также будет способствовать созданию конкурентной среды). При этом Правительство со своей стороны должно обеспечить меры по максимальному ускорению разграничения финансов предприятий и государства, внедрить реальный механизм банкротства, ускорить процесс акционирования хозяйственных единиц, находящихся в собственности государства. Чем медленнее будут внедряться эти процессы, тем дольше нам придется обращаться к экстраординарным мерам — взаимозачетам с их кредитно-эмиссионным подкреплением.
2.1.4. Внедрение цивилизованных платежных средств в Украине — вексель. Одним из значительных проектов, призванных преодолеть часть проблем в области внутренних расчетов, являлось внедрение Национальным банком Украины новой системы межбанковских расчетов в Украине с использованием электронных платежей. Основным инструментом новой системы межбанковских расчетов являлось создание сети расчетных палат, которые будут осуществлять региональные и межрегиональные расчеты. На сегодня эта система апробирована в Волынской, Житомирской, Закарпатской, Львовской, Полтавской, Одесской, Сумской, Тернопольской, Харьковской, Черниговской областях и в Севастополе. Она продемонстрировала ускорение расчета в несколько раз, то есть день в день. Этой системой пользуются до 80% банков. Центральная расчетная палата работает в двух режимах — с документальным подтверждением (внутригородские расчеты) и без документального подтверждения (междугородные расчеты) с использованием электронной почты.
С 1 января 1994 г. осуществлялся переход к такому механизму учета, согласно которому сальдо на корреспондентских счетах должно совпадать, как по учету на корреспондентских счетах должно совпадать как по учету Национального банка Украины, так и самих банков с точностью до карбованца. Это стало возможным при переходе на систему межбанковских электронных расчетов, при которой момент платежа и его квитовка осуществляется почти одновременно. То есть исчезает условия, согласно которым банки могли пользоваться расхождением в учетах себе на пользу, что квалифицировалось одним из существенных источников инфляции. Мы приближаемся к условиям работы цивилизованных банков, для которых состояние корсчета, общая сумма на нем — эта та и только та сумма, в пределах какой они могут работать.
С целью совершенствования функционирования новой системы межбанковских расчетов внедряются современные международные технологии и стандарты, которые должны привести к постепенному вхождению банковской системы Украины в мировую банковскую систему. Коммерческие банки Украины, например, получили возможность пользоваться одной из самых распространенных в мире системой электронных платежей SWIFT.
Реформа расчетно-платежной системы невозможна без внедрения в Украине цивилизованных платежных средств. В мировой практике основным представителем таких средств является вексель. Применение векселей в хозяйственном обороте Украины необходимо для усовершенствования денежно-кредитного механизма и повышения его эффективности, так как они являются рычагами, способными воздействовать на укрепление и стабилизацию денежно-кредитной системы, платежной дисциплины, ускорение обращения оборотных средств и улучшение ликвидности коммерческих банков. Роль векселя в торгово-экономическом обороте имеет большое значение, поскольку он — наиболее гарантированное средство требования оплаты и перевода денег из одной местности в другую.
продолжение
--PAGE_BREAK--Вексель применяется в предусмотренных хозяйственными договорами случаях, а также как средство воздействия поставщика на нарушителя платежной дисциплины. Вексель позволяет в обусловленный с продавцом срок получать платежи и оформлять взаимные обязательства между предприятиями. Важным его преимуществом является возможность получения до наступления срока платежа акцепта плательщика по месту его нахождения или, если это надежный клиент, и акцепта банка. Гарантия платежа по векселю может быть обеспечена полностью или частично в часть вексельной суммы через аваль, который также может предоставляться банком. Поскольку авалист отвечает так же, как и тот, за кого он дал аваль, это является еще одной гарантией платежа.
Все перечисленные преимущества векселя указывают на необходимость быстрейшего внедрения в хозяйственный оборот и развертывания в банках операций с векселями, поскольку они имеют значительно лучшие инвестиционные качества в сравнении, например, с депозитными сертификатами (а тем более с депозитами) благодаря более высокой ликвидности и возможности использования в качестве средства платежа. В данных условиях наиболее привлекательными будут краткосрочные операции с векселями. Необходимость векселей возникает при временном избытке свободных финансовых средств.
Важным противоинфляционным средством может стать дисконтная политика государства, а именно совокупность мероприятий, при помощи которых Национальный банк регулирует учетный процент, а через него — вексельный курс, размер процентных ставок по выдаваемых коммерческими банками ссудах, а следовательно, размер ставок по депозитам. Дисконтная политика распространяется на наиболее важные факторы жизни государства: денежное обращение, внешнюю торговлю, предпринимательскую прибыль, уровень цен. Между тем, главным средством воздействия на эти факторы является изменение размера учетного процента по краткосрочным обязательствам.
Поскольку вексель можно одновременно использовать как средство платежа и накопления, применение векселей в условиях возрастания взаимных неплатежей (в том числе и межгосударственных) и инфляции становится особенно актуальным. Вексель может значительно ускорить систему межгосударственных расчетов. Это обусловлено значительным развитием векселей в странах СНГ, где они уже продемонстрировали хорошую приспособленность к отрицательным явлениям экономического положения.
Для обеспечения режима наибольшего благоприятствования использованию векселей, ускорения оборота вложенных в них средств, Национальным банком Украины был разработан ряд нормативных документов, регулирующих порядок проведения коммерческими банками операций с векселями, в том числе и их использования для оплаты экспортной пошлины по давальческому сырью, правила изготовления и использования вексельных бланков.
2.1.5. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В УКРАИНЕ
Развитие рынка ценных бумаг в нашей стране оценивается крайне неоднозначно. В широком спектре мыслей по этому поводу существуют официальные и неофициальные, оптимистические и пессимистические, обоснованные и необоснованные оценки.
В условиях экономики переходного периода, которая характеризуется неразвитостью отношений собственности, формирование эффективной структуры рынка ценных бумаг является очень сложным заданием.
В целом недостаточное развитие рынка ценных бумаг в Украине зависит от таких объективных и субъективных причин:
· Отсутствие логически законченной законодательной базы и депозитной системы;
· Несоответствие отдельных элементов отечественного фондового рынка стандартам Международной организации по стандартизации (ISO);
· Проблема перерегистрации и предоставления гарантий относительно доставки ценных бумаг;
· Отсутствие механизма «поставки против платежа», вследствие чего львиную долю соглашений совершаются на условиях предоплаты или доставки;
· Нереализованность достойной мерой на практике функций Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку;
· Незначительные объемы продажи ценных бумаг на фондовых и валютных биржах;
· Неразвитость рынка;
· Отсутствие соответствующей инфраструктуры;
· Неопределенность правового обеспечения механизмов дотирования ценных бумаг, т.е. отсутствие нормальной системы ценообразования;
· Отсутствие запрета на спекуляции на разных курсах ценных бумаг одной эмиссии в разных регионах;
· Неопределенность статуса биржевого контракта как документа, который ослабевает правовые основы для учета и переоформления прав собственности в реестрах и депозитариях;
· Отсутствие стандартов и технического обеспечения сообщений про заключенную сделку между торговыми системами и другими институтами рынка в режиме, который не превышает Т+5 (режим, при котором деньги в обмен на ценные бумаги реально должны быть предоставлены сторонами на 5-й день после ее заключения).
Вот почему пока месть остается мечтой интеграция Украины в международный рынок ценных бумаг.
Формирование отечественного рынка ценных бумаг находится под влиянием многих факторов: уровень инфляции, размер эмиссии и срок погашения ценных бумаг; величина платежеспособного спроса инвесторов; значение учетной ставки НБУ; величина прибыльности отдельных инструментов к украинским ценным бумагам; уровень государственного контроля за деятельностью на национальном фондовом рынке отечественных и иностранных инвесторов, быстрота и легкость перехода прав собственности на ценные бумаги, качество системы расчетов соглашений по ценным бумагам; уровень подготовки профессиональных участников фондового рынка; присутствие необходимой инфраструктуры; надежность защиты прав инвесторов и т.д.
Как отмечают эксперты, Украина в развитии фондового рынка идет путем России, где также действует внебиржевой рынок. Одна из причин этого- нежелание или неспособность многих украинских компаний придерживаться правил открытой отчетности, необходимой для работы на бирже, а также разделение биржевого рынка.
Отечественный рынок ценных бумаг еще только развивается, обеспечивая размещение государственных ценных бумаг для погашения дефицита государственного бюджета.
Украина имеет значительный потенциал привлечения больших потоков капитала, но здесь она вступает в глобальную конкуренцию со странами Центральной и Восточной Европы, Азии и Северной Америкой. В Украину только начали пробиваться ручейки иностранного капитала в виде стратегического участия, а не как обычные портфельные инвестиции, их принесли западные фонды венчурного капитала, а не нужные нам инвесторы со средним уровнем дохода, которые уверенны в долгосрочности своих вкладов. Результатом этого есть то, что украинский рынок акций все еще остается за рамками новых рынков Центральной и Восточной Европы. По оценкам экспертов, украинские акции до сих пор воспринимаются иностранными инвестиционными институциями как экзотические и составляют незначительную часть их портфелей. Это является следствием того, что до последнего времени не выставлено для продаж акций перворазрядных предприятий. Кроме того, не хватает безопасного совершения операций на фондовом рынке, недорогой и надежной регистрации, сохранности трансакций.
Это свидетельствует о том, что Украина еще не создала достаточных условий доверия как для наших, отечественных, так и для иностранных инвесторов, когда инвестиционные возможности соединяются с ясной и надежной структурой рынка ценных бумаг [9].
2.2. Валютный рынок Украины
Совокупность различных валютных операций образует валютный рынок, являющийся неотъемлемой частью всего рыночного механизма. Он, как и всякий другой рынок, представляет собой единство предложения и спроса на товар и уравновешивающей их цены. Но, вместе с тем, это рынок сугубо специфичный, ибо объектом купли-продажи является не обычный товар, а иностранная валюта. Валютный рынок представляет собой механизм, обеспечивающий обмен национальных валют на иностранные, т.е. включает в себя всю совокупность операций по обмену одной валюты на другую. Поэтому, валютный рынок приобретает важную роль в системе внешнеэкономических отношений любой страны. Он позволяет протекать процессу интегрирования национальной экономики в мировую и выполняет ряд функций.
В современной экономической литературе встречаются различные трактовки понятия валютного рынка. До сих пор продолжаются дискуссии по кругу охватываемых валютным рынком операций. Например, одни исследователи дают следующее определение валютному рынку: «Валютный рынок представляет собой сферу экономических отношений, проявляющихся при купле-продаже валютных ценностей, т.е. иностранных денежных знаков, ценных бумаг в иностранной валюте, а также операций, связанных с инвестированием капитала в иностранной валюте». Таким образом, по их мнению, валютный рынок охватывает довольно широкий круг операций, в число которых входят также и операции по инвестированию иностранного капитала. По мнению других ученых-экономистов, в сферу валютного рынка входят также и операции по кредитованию в валюте, а также привлечение депозитов в иностранной валюте. Третьи считают, что валютный рынок возникает только в сфере обмена национальных денег на иностранные. Чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо рассмотреть все три вышеизложенные точки зрения с позиции характера принадлежности данных операций к валютному сектору экономики.
На первый взгляд, правомерность отнесения операций по инвестированию в иностранной валюте и валютному кредитованию к кругу валютных операций не вызывает сомнений. Однако если посмотреть с позиций сущности данных экономических категорий, то можно заметить несколько иной характер данных операций, отличающийся от понятия валютных операций. Казалось бы, капитал, выраженный в иностранной валюте, попадая на внутренний рынок с целью инвестирования, как минимум два раза должен попасть в сферу влияния валютного рынка — первый раз, когда идет реализация иностранного капитала в национальную валюту, потом, когда происходит репатриация полученной в результате деятельности гривневой прибыли. Вместе с тем, между этими двумя появлениями на валютном рынке, данные денежные средства надолго исчезают из поля зрения валютного рынка, поскольку основной их целью является инвестирование и получение коммерческой прибыли. В этом и состоит главное отличие иностранных инвестиций от валютных операций купли-продажи — цель иностранного инвестирования выражается в конечном итоге в получении прибыли, но не в сфере обменных операций, а в сфере предпринимательской деятельности. Таким образом, инвестирование по своей экономической сущности не является объектом для изучения операций на валютном рынке.
Рассуждая аналогичным образом, из круга валютных операций, совершаемых на валютном рынке, нужно также исключить и кредиты, выдаваемые в иностранной валюте, а также депозиты, привлекаемые в иностранных денежных единицах. Характер получения доходов по этим финансовым инструментам позволяет отнести валютные кредиты к рынку межбанковских кредитов, а валютные депозиты — к соответствующему рынку привлеченных ресурсов. Главным источником получения доходов по валютным кредитам и валютным депозитам в стабильной экономике считаются получаемые по ним проценты, а курсовые разницы, возникающие в процессе движения валютных курсов, считаются лишь побочным доходом (или убытком). Наша экономика в этой части отличается противоположной особенностью, т.е. не является стабильной, а значит, валютные кредиты и депозиты пользуются большим спросом как раз из-за возможности получать дополнительную прибыль на курсовой разнице.
3. ПРОБЛЕМЫ И РАЗВИТИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ УКРАИНЫ
Денежно-кредитная система имеет жизненно-важное значение для экономики страны, она служит объектом тщательного надзора и регулирования, как со стороны Национального банка Украины, так и со стороны высших органов государственной власти и управления. Надзор за коммерческими банками и регулирование их деятельности преследует главным образом две цели: обеспечение устойчивости и предотвращение банкротства банков; ограничение концентрации капитала в руках немногих банков с целью недопущения монопольного контроля над денежным рынком.
Обязательными для каждого коммерческого банка являются следующие экономические нормативы, устанавливаемые Национальным банком Украины:
· платежеспособность банка;
· показатели ликвидности баланса;
· максимальный размер риска на одного заемщика;
· размер обязательных резервов, размещаемых в Нацбанке Украины.
Для того чтобы постоянно наращивать свой уставный фонд, коммерческие банки, прежде всего, проводят такую политику в области дивидендов, которая способствует повышению рыночной цены акций. Это позволяет продать значительную часть акций новых выпусков по высокому рыночному курсу, а значит, получить значительную курсовую разницу, используемую банками в условиях гиперинфляции, прежде всего на индексацию акций предыдущих выпусков. На прирост уставного фонда банка может использоваться нераспределенная прибыль банка, а также по желанию акционеров причитающиеся им дивиденды.
Уставный фонд банка имеет очень большое значение при возникновении крупных непредвиденных потерь или экстраординарных расходов (массовые неплатежи клиентов по ссудам и процентам). В таких случаях на покрытие убытка может быть использована часть уставного фонда банка, то есть этот фонд выполняет роль своего рода страхового фонда.
Платежеспособность банка это достаточность его собственных средств для защиты интересов вкладчиков или других кредиторов банка. Она определяется как соотношение между собственными средствами банка и его активами умноженное на 10. Это соотношение не должно быть менее 8 %. Чтобы добиться высокой платежеспособности, банк должен постоянно следить за качеством своих активов. Для этого, прежде всего, следует добиваться ликвидации или уменьшения статей с высоким коэффициентом риска. Обычно банк считается платежеспособным до тех пор, пока не затронут его уставный фонд для покрытия убытков.
Ликвидность банка это его способность своевременно погасить свои финансовые обязательства за счет имеющихся у него наличных денежных средств, продажи активов или мобилизации ресурсов из других источников (привлечения депозитов, получения межбанковского кредита и др.). Банк обязан постоянно следить за своей ликвидностью, чтобы не ставить под сомнение свою платежеспособность.
К обязательствам банка при расчете показателей текущей, краткосрочной и общей ликвидности относятся средства на расчетных, текущих и депозитных счетах и в кредиторской задолженности, а также суммы гарантий и поручительств, предоставленных банком. Сумма риска на одного заемщика превышающая 10% собственных средств банка считается большим кредитом. Суммарный остаток задолженности по всем большим кредитам, с учетом забалансовых обязательств (гарантий и поручительств) не должен превышать 8-ми кратного размера собственных средств банка. Если сумма всех больших кредитов превышает 8-ми кратный размер собственных средств не более чем на 50%, то требования к платежеспособности удваиваются, а если превышают более чем на 50% утраиваются (то есть значение показателя платежеспособности должно быть не ниже 24%).[10]
продолжение
--PAGE_BREAK--Вернувшись к проблемам сегодняшнего дня, можно отметить, что значение гривны, как платежного средства, в преддверии рынка серьезно поколеблено. Развитие так называемого, внутреннего бартера, все более активное проникновение в оборот иностранной валюты, широкое распространение всевозможных платежных суррогатов привели к разбалансированию денежной системы.
Происходит резкое увеличение доходов населения, не подкрепленное соответствующим повышением объемов производства товаров и платных услуг. Здесь сказывается влияние как субъективных, так и объективных факторов — прежде всего реализация социальной программы. Серьезное влияние оказывает и становление рыночных отношений, что для нашей экономики, основанной на тоталитарных принципах, оказалось, в известной степени неприемлемым. Не срабатывают экономические меры, ограничивающие чрезмерное наполнение каналов обращения наличными деньгами.
С созданием сотен коммерческих и кооперативных банков, многие из которых стали осуществлять кассовое обслуживание клиентуры, положение обострилось. В кассах коммерческих банков стали оседать выпущенные в обращение деньги. Вот как складывалась ситуация в 1991 году. За I полугодие остатки денег у населения по сравнению с тем же периодом 1990 года увеличились в 1.6 раза, тогда как размер оборотной кассы коммерческих банков по сравнению с началом года возрос в 14 раз. Подобное «замораживание» банками денежных средств, изъятие их из хозяйственного оборота свидетельствуют о несовершенстве действующего банковского механизма, приводящего к сокращению доходной базы предприятий и самих банков.
Вот почему были необходимы безотлагательные меры, направленные на обеспечение стабилизации банковского дела. Первые шаги сделаны. Создана двухуровневая банковская система – Национальный банк Украины в едином комплексе с широкой сетью коммерческих и кооперативных банков, а также специальных кредитных учреждений. В период становления рыночных инфраструктур приоритетное развитие получили коммерческие банки. И это естественно, поскольку такие формирования рыночного типа, как акционерные общества, ассоциации, концерны могут нормально функционировать, только опираясь на развернутую сеть новых кредитных институтов. Сейчас их насчитывается уже более трех тысяч.
Коммерческие банки уже наладили достаточно развитые стабильные партнерские отношения с государственными, кооперативными и общественными организациями. В то же время пока не сложились должные контакты с арендаторами, фермерами, гражданами, занятыми индивидуальной трудовой деятельностью. Именно в этой сфере должно принадлежать приоритетное право малым банкам, которых среди коммерческих сейчас большинство. Каковы преимущества создаваемого банковского механизма? В области кредитования практически не существует ограничений в использовании заемных средств. Это — предоставление ссуд на инновационные мероприятия, создание производственного потенциала, то есть сооружение и реконструкция предприятий, цехов, внедрение передовой техники и технологий, организация выпуска всевозможных товаров и изделий. С помощью банковского кредита могут быть успешно проведены приватизация и разгосударствление собственности, операции с ценными бумагами.[13]
Следует отметить, что в данный момент существуют проблемы в деятельности коммерческих банков в условиях криминальной экономики Украины. Прежде всего, это связано с объективными причинами финансовых трудностей в банковской системе, которые возникают из общего источника экономики страны нехватки соответствующего опыта и соответственно подготовки специалистов для функционирования в условиях рыночных реформ. Вместе с этим, в значительной степени финансовые проблемы банков связаны факторами, в том числе слишком рискованной кредитной политикой их руководителей в погоне за высокими доходами, не высчитанными затратами на развитие финансов без подъема ее потенциальной доходности и другие. Ключевым фактором устойчивости и конкурентоспособности банковской системы в рыночной экономике, есть наличие собственного капитала, банки, уставные фонды, которые формируются в денежной форме, несут максимальные убытки от обесценивания национальной валюты. Так в период массового создания новых комбанков (1992г. — 1993г.) общий уставной фонд банковской системы вырос в 350 раз тогда, когда в долларовом исчислении (по рыночному курсу) за эти 2 года упал: $42.000.000 — на начало 1992г., $75.000.000 — на конец 1992г; $36.500.000 — на конец 1993г. За последние 1,5 года уставные фонды коммерческих банков в долларовом исчислении увеличились в 54 раза, как свидетельствует аналитическая информация, на период максимальной инфляции попадают значительные расходы банковского капитала. Сейчас этот показатель составляет 1971000 тыс. дол [ REF _Ref136913107 \r \h \* MERGEFORMAT 14].
Вторым серьезным фактором влияющим на ликвидность и платежеспособность банков, есть проблема несвоевременного возвращения займов, увеличения бюджетной, кредитной задолженности. Без введения кардинальных изменений, которые касается исправления данной ситуации с возвращением кредитов, увеличивается угроза потери ликвидности банковской системы Украины. На конец 1996г. общая сумма задолженности по простроченным кредитам, которая подлежит возвращению коммерческим банкам НБУ составила 24млн. грн. что составляет 11% от общей сумму задолженности по кредитам НБУ.
Как известно, существует две группы банков: государственные (Сбербанк, Эксимбанк), бывшие государственные, специализированные, сейчас корпоратизированные (Проминвестбанк, Укрсоцбанк, «Украина») и банки новой волны зарегистрированные в период 1989-1997гг. Некоторые из созданных за этот период банков образованы при участии иностранного капитала. Эта тенденция наблюдается не только в Украине, но и в других странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Это видно из Таблицы 2.
Таблица 2. Доля активов иностранных банков в совокупных банковских активах стан ЦВЕ и Балтии в 1995–2000 годах, % [ REF _Ref136915628 \r \h \* MERGEFORMAT 21].
Кроме того, интересен для сравнения в Рамках стран ЦВЕ и Украины показатель объёма депозитов на душу населения. Он характеризует как развитие банковской системы страны, так и уровень развития экономики в целом. Эти показатели представлены в таблице 3. Такую же характеристику могут давать и показатели отношения кредитов частному сектору к ВВП, которые показаны в Приложении 4.
Таблица 3. Депозиты на душу населения в странах ЦВЕ и Украине.[ REF _Ref136917844 \r \h \* MERGEFORMAT 20]
Десять лет назад государственные банки занимали 100% банковского сектора, и сегодня они связаны с государством (4 из них являются уполномоченными по обслуживанию бюджета), что приносит им не столько доходы, сколько убытки, в связи с необходимостью кредитовать нерентабельные проекты правительства по его социально — политическим, а не экономическим причинам. Не скрывая ни от кого можно сказать, что сегодня на рынке трудно всем, в том числе и банкам, прибыльность которых в среднем 1996г. упала более чем на 25%, а прибыльность капитала более чем на 36%. В 1996г. деньги зарабатывать было труднее, даже в сравнении с 1995г. Существует еще одна проблема уплаты дивидендов. Чем ниже доходность капитала, тем ниже дивиденды акционеров — закон рынка. В тоже время, чем больше уставной фонд, тем на общее количество акций делится прибыль, тем ниже дивиденды акционеров. С одной стороны банки на протяжении нескольких лет находятся в тисках требований Верховного Совета и НБУ, а с другой стороны имеются сложные проблемы, с акционерами которые постоянно вкладывают средства.
Таким образом, мы видим, что банки играют большую роль в экономике. Поэтому именно с налаживанием нормальной банковской системы нужно начинать выход с кризисного положения, которое сложилось в стране. В нынешнее время, в связи с недостатком квалифицированных кадров и повальным ростом количества коммерческих банков, в эту сферу идут мало подготовленные сотрудники, которые не имеют специального образования. Это приводит к неудовлетворительной работе банков, их стремлению просто быстрее заработать деньги. Необходимо упорядочить работу банков, увеличить контроль за их деятельностью, и только после этого можно переходить к оздоровлению экономики.
Заключение Банки существуют большую часть истории человечества в разных формах: ростовщический организации существовали ещё в финикийских государствах. Сейчас построение современной и эффективной банковской системы – задача любой экономический политики любого государства. А для Украины эта задача является одной из первоочередных.
Основной функцией банка является оперирование и преумножение денежных средств, обеспечение работы кредитной системы. Основным координирующим органом для банковской системы Украины является Национальный Банк Украины, выполняющий ряд управленческо-контрольных функций.
В связи с рассмотрением банковской системы не может не возникнуть вопрос о валютном и финансовом рынке, как основной сфере действия банков. Деньги во всех их формах – это основной объект действий банковской системы. Рынок ценных бумаг – это важная составляющая функционирования как экономики в целом, так и банковской системы в отдельности, поэтому этому вопросу уделено такое внимание. Ценные бумаги – основное средство, которое на некотором этапе может заменять функции денег.
Денежно кредитная система является одной из первооснов деятельности современных банков: она составляет определённую часть их функций и играет важную роль в развитии экономики молодого государства Украина.
Необходимым условием эффективного функционирования экономики является обеспечение рыночной стабильности банков. Банк как коммерческое предприятие, заинтересован в наиболее прибыльном вложении имеющихся крупных ресурсов.
В данной работе рассматривается банковская система Украины, определяется сущность, функции и структура банков и, в том числе, НБУ и коммерческих банков, даётся определение валютному рынку и раскрываются его основные принципы. Кроме того, даётся развёрнутое описание проблем и развития банковской системы Украины, определяется её роль в экономике государства. Как видно из приводимых в работе данных, Украина в значительной степени отстаёт от стран ЦВЕ в развитии банковской системы, равно как и экономики в целом. Это обусловлен более тяжёлыми обстоятельствами, с которыми столкнулось наше государства на пути становления национальной экономической системы. Кроме того, из этих данных также видно, что как и в странах ЦВЕ, в банковской системе нашей страны наблюдается сильное влияние иностранного капитала.
В заключении приводится ряд необходимых мер по оптимизации работы банковской системы Украины.
В условиях построения рыночной экономики в сфере денежно-кредитной политики НБУ в пределах своих полномочий будет принимать меры, направленные на создание основ долгосрочных перспектив роста реального производства, высокой занятости и стабильности цен.
Как и во всех сферах экономики нашей страны, в банковской системе возникает множество проблем на данном этапе. Эти проблемы прежде всего, связаны с незавершённостью формирования законодательства относительно этого экономического субъекта, а так же с отсутствием некоторых рыночных механизмов регулирования его деятельности, или их несовершенстве.
Таким образом, задачи работы выполнены, а цели достигнуты.
список источников информации
1. Банківська справа України: теорія і практика становлення /в 2 т./ Нац. банк України та ін. –Суми: ВВП «Мрія-1» ЛТД: Ініціатива,1999
2. Банківська справа: Навч. посіб. / Р.І. Тиркало, І.С. Гуцая, Т.І. Андрушків; за ред. Р.І. Тиркало. –Тернопіль: Карт- бланш,2001. -314 с.
3. Банківська справа, Центральний банк і грошово- кредитна політика [Підр.для студентів вищ. навч. закл.]. –К.: АВТ: ТАС- Комерцбанк,2004. -528 с.
4. «Банки Украины: вчера, сегодня, завтра» Финансовая Украина — 22.04.97,18-19 стр.
5. Гансли Теренс Социальная политика и социальное обеспечение рыночной экономики / Пер. с англ. –К.: Основы,1996.-234 с.
6. Закон Украины «О банках и банковской деятельности» от 7 декабря 2000 р. №2121-III
7. Закон України «Про Національній банк України» від 20 травня 1999 р. №679- XIV
8. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика, Пер. 14-о англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 2004. -972 с.
9. Мельникова В.И. Макроэкономика: Учеб. пособ. / Нац. аэрокосм. ун-т им. Жуковского «Харк. авиац. ин-т», Нац банк Укр., Укр. акад. банк. дела. Харк. филиал- 2-е изд., дополн.- К.: Профессионал,2004.-395 с.
10. Н. Шелудько Актуальные проблемы банковского кредитования инвестиций в Украине. — // Экономика Украины, №7, 2005. – с. 36-42
11. Савенко І.Л. Міжнародна економіка: Навч. посіб.; Нац. банк. України, Львів. банк. ін-т. –Львів: ЛБІ НБУ,2003. -197 с.; табл.
12. Спицин И.О., Спицин Я.О. Маркетинг в банке, М.: “Тарнекс”, 1993. -368 с.
13. С. Тігіпко Конкурентноспроможна банківська система: можливості досягнення та забезпечення в Україні. — // Банківська справа, №2, 2005. –с. 63-70
14. Статистичний щорічник України за 2002 рік. За редакцією О.Г. Осауленка. – К.:”Консультант”, 2003. – 664 с.
продолжение
--PAGE_BREAK--15. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк. Управление и операции, — М: 1999. -395 с.
16. Экономика Украины, 2006 г. №1, №2
17. Юрий И.С., Бескид И.М. Бюджетная система Украины: Учеб.пособ. –К.: НИОС,2000. -400 с.
18. Ющенко В. «Банковская система Украины в рыночной экономике» //«Экономика Украины» № 3 1994 г.
19. Focarielli D. The pattern of foreign entry in th financial markets of emerging countries, 2003, www.bis.org.
20. IMF’s International Financial Statistics.
21. Naaborg I., Scholtens B., De Haan J., Bol H., De Haas R., How Important Are Foreign Banks In The Financial Development Of European Transition Countries? “Journal of Emerging Market France” 2004, Vol.3 №2, р. 120
22. “The Banker”, July 2004. p. 168
23. http:// www.bank.gov.ua/
24. http:// www.ssmsc.gov.ua/
25. http:// www.expertsoft.com.ua/
ПРИЛОЖЕНИЕ
Распределение банков на группы по средним активам
продолжение
--PAGE_BREAK--