Реферат по предмету "Педагогика"


Формирование самоконтроля у младших школьников в процессе обучения

Курсовая работа
 
Формирование самоконтроляу младших школьников в процессе обучения

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Состояние исследований формирования самоконтроля у младших школьников в процессеобучения
1.2 Психологические особенности младших школьников
ВЫВОДЫ
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХКЛАССОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Особенности формирования самоконтроля у младших школьников
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ
 
Упоминание осамоконтроле как психическом явлении можно встретить в литературных источникахдалекого прошлого, в том числе в трудах Аристотеля, стоявшего у истоковвозникновения научной психологии. Тем не менее, очень долгое время этот феноменоставался вне научных интересов. Только на границе XIX и XX веков понятие самоконтроляначинает все чаще встречаться на страницах психологической литературы.Целенаправленные и систематические исследования самоконтроля в связи свопросами воспитания, обучения в школе начинаются в нашей стране в послевоенныйпериод, и относится к рубежу 50-60-х годов XX века. Самоконтроль вышелсегодня за пределы частного вопроса психологии, интерес как к насущной проблемек нему расширяется, требует своего решения в самых различных областяхпсихологической науки.
Актуальностьтемы. Усиление внимания к самоконтролю объясняется его принципиальной роли ворганизации психической жизни человека. Самоконтроль относится к числуобязательных признаков сознания и самосознания человека. Он выступает какусловие адекватного психического отражения человеком своего внутреннего мира иокружающей его объективной реальности. В этом качестве самоконтроль оказываетсявключенным во все формы психических явлений, присущих человеку (процессы,состояния, свойства). Многообразие механизмов самоконтроля подчиняетсяиерархическому принципу организации, в соответствии с которым они представленына различных уровнях функционирования психики: от протекания отдельныхпознавательных процессов до выбора мотивов поведения.
В связи сэтим мы определяем проблему исследования: каковы особенности формированиясамоконтроля у младших школьников. Отсюда цель нашего исследования: выявлениеособенностей формирования самоконтроля у младших школьников. Объектом нашегоисследования является процесс личностно-интеллектуального становления младшихшкольников.
Предметомнашего исследования является процесс формирования самоконтроля у младших школьников.В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: мы полагаем, что навыкисамоконтроля у младших школьников можно развивать разнообразными способами.
Задачи:
1.        Изучитьлитературу по этой теме;
2.        Исследованиеусловий, путей и средств развития навыков самоконтроля.
3.        Анализи систематизация имеющийся психолого-педагогической и научно-методическойлитературы по данной проблеме.
4.        Знакомствос передовым опытом работы учителей начальной школы по данной проблеме.
Теоретическаязначимость нашего исследования заключается в том, что нами быласистематизирована психолого-педагогическая литература по проблеме; раскрытаактуальность и значимость проблемы; изучен опыт работы.
Практическаязначимость: данный материал будет ценным для учителей начальной школы.
Данная работасостоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕАСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
 
1.1 Состояние исследований формирования самоконтроля у младшихшкольников в процессе обучения
Самоконтрольявляется условием адекватной, целенаправленной, интегрированной психики.Самовоспитание и самосовершенствование личности, обучение и профессиональнаядеятельность, поведение в обществе предполагают непременную включенность в нихсамоконтроля. Самоконтроль относится к числу обязательных признаков сознания исамосознания человека. Он выступает как условие адекватного психическогоотражения человеком своего внутреннего мира и окружающей его объективнойреальности. Самоконтроль является одним из неотъемлемых компонентов процессовсамоуправления (саморегулирования) систем различной качественной природы, средикоторых человек представляет собой пример живой и высшей степени сложнойсистемы.
Человек можетвыступать в роли объекта и субъекта контроля. Как существо общественное человекна протяжении всей своей жизни является объектом контроля со стороны окружающихего людей. Под контролем общества находятся процессы обучения и воспитаниячеловека, его занятость в профессиональной деятельности, поведение в быту. Сдругой стороны, уже как субъект контроля человек сам является носителемконтрольных механизмов. При этом направленность контроля может быть различной:вовне и на себя. В первом случае объектом контроля для человека выступаютповедение и деятельность людей, характер протекания процессов в общественных,природных, технических системах. Объектом контроля для человека являются такжеего поступки и действия, присущие ему психические явления. Именно в этомслучае, когда человек контролирует собственную психическую сферу, имеем дело ссамоконтролем.
Подсамоконтролем следует понимать сознательный контроль, осуществляемый человекомнад своим поведением, мыслями, чувствами, регулирование и планирование своейдеятельности. Самоконтроль позволяет человеку сознательно изменять направлениесвоих мыслей, удерживать себя от нежелательных действий. В приведенномопределении акцентируются сознательный характер самоконтроля, его регулирующаяи планирующая функции.
По мнению Г.А.Собиевой, под самоконтролем надо понимать умение критически отнестись к своимпоступкам, действиям, чувствам и мыслям, регулировать свое поведение иуправлять им. Н.И.Кувшинов, внесший большой вклад в разработку психологическихвопросов самоконтроля в трудовой деятельности, определяет его как сознательное регулированиеи планирование деятельности на основе анализа происходящих в предмете трудаизменений, позволяющее, в конечном счете, достичь поставленной цели. А.С. Лындатрактует самоконтроль как компонент самосознания, который включает в себясамосознание и саморегулирование человеком своей деятельности и поведения. Поего мнению, действия по самоуправлению, а именно самооценка, корректирование иусовершенствование своей деятельности и поведения составляют основусамоконтроля личности. Он возражает против такого понимания самоконтроля, всодержание которого не входит активное участие личности в регулировании иисправлении своей деятельности, поведения. Эта позиция в понимании функциисамоконтроля, которой придерживается ряд исследователей, предполагает включениев нее собственно процессов планирования, управления, регулирования и коррекции.Но существует и иной взгляд по этому же вопросу. (10, с. 5).
В.В.Чебышевапод самоконтролем понимает сознательные процессы, заключающиеся в том, чтоработник, учитывая цель и план работы, следит за своими действиями и ихрезультатами, сопоставляя их с воображаемыми правильными действиями ирезультатами, и на основе этого регулирует свою деятельность. Она видитособенность непосредственной связи с регуляцией деятельности, но вместе с темне отождествляет их.
Л.Б. Ительсонсчитает недопустимым подмену самоконтроля текущим планированием ирегулированием трудового процесса вообще, так как в этом случае понятиесамоконтроля по существу растворяется в понятии самой целесообразнойдеятельности. Согласно ему, процессы планирования, регулирования икорректировки осуществляемых трудовых действий в соответствии с поставленнойпроизводственной задачей предполагают обязательное участие в них самоконтроля,который в этом случае осуществляет контрольно-оценочную функцию путемсопоставления принятого плана, выполняемых приемов, достигнутых результатов,вносимых коррективов с поставленной целью и оценки их адекватности намеченнойтрудовой задаче. Таким образом, самоконтроль включен во все этапы трудовогопроцесса, но при этом, выполняя функцию проверки, он не должен подменять собойсодержание этих этапов. (11, с. 74).
Касаясьтеоретических вопросов самовоспитания, А.Я. Арет говорит о самоконтроле как оспособности человека следить за собой, проверять себя, отдавать себе отчет освоем поведении и деятельности, квалифицируя их на основе принятых критериев. Вконтексте проблемы самовоспитания на вопросах самоконтроля останавливался иЛ.И. Рувинский. Он ограничивает функцию самоконтроля установлением отклоненияреализованной программы от заданной и внесением соответствующих корректив вплан деятельности. Иными словами, корректирование плана деятельности происходитв результате установления отклонения реализованного программы от заданного, тоесть самоконтроль способствует реализации и уточнению уже существующего плана,но вместе с тем он не подменяет собой собственно процесс планирования, которыйпротекает в соответствии с целями и мотивами личности. По мнению автора,самоконтроль является лишь функцией саморегуляции и нет оснований отождествлятьих между собой.
Исходя изэтих мнений, можно говорить о существовании другой позиции. Авторы,придерживающиеся ее не склонны излишне расширять функцию самоконтроля. Самоеобщее определение самоконтроля может быть дано с позиции функциональногоподхода к нему, в соответствии с которым что бы ни являлось объектомсамоконтроля, в какую бы сферу психических явлений ни оказался он включенным,его функция носит проверочный характер и заключается в установлении степенисовпадения меду эталоном и контролируемой составляющей.
Самое общееопределение самоконтроля может быть дано с позиции функционального подхода кнему, в соответствии с которым что бы ни являлось объектом самоконтроля, вкакую сферу психических явлений ни оказался вовлеченным, его функция носитпроверочный характер и заключается в установлении степени совпадения того, чтодолжно быть, с тем, что еще только может быть или фактически уже имеет место.(17, с. 264).
Самоконтрольнеотъемлемым образом включен во все виды деятельности человека: игровую,учебную, трудовую, научную, спортивную и др. к числу общих, не зависящих отспецифики выполняемой деятельности, принципов классификации видов самоконтроляможно отнести временной, пространственный, структурный, а также принциппроизвольности самоконтроля.
Всоответствии с временным принципом следует различать предварительный, текущий ирезультирующий виды самоконтроля.
Разделениеконтроля и самоконтроля в одном лице не носит абсолютного характера.Самоконтроль не может осуществляться без наличия того, что собственноконтролируется, проверяется. С другой стороны, самоконтроль обязательнопредполагает наличие эталона, то есть того, что должно быть. Вопрос о степенисовпадения контролируемой и эталонной составляющих решается посредствомоперации сличения. В результате ее осуществления контролируемая и эталоннаясоставляющие могут не совпасть друг с другом, и тогда на выходе самоконтроля будетиметь место сигнал рассогласования окажется равным нулю, то это будет означать,что контролируемая составляющая соответствует эталону. Сами по себеконтролируемая и эталонная составляющие, процесс сличения и оценки степени ихсовпадения формируют информационное содержание механизма самоконтроля. Сигнал свыхода самоконтроля поступает по каналу прямой связи либо в анализирующиезвенья, где с учетом его вырабатывается стратегия самоуправления, либо сразу висполнительные звенья, включенные в контур саморегулирования. Вход самоконтролявключает, по крайней мере, два канала. По одному из них поступает эталон. Подругому каналу обратной связи поступает информация от управляемого илирегулируемого объекта, то есть контролируемая составляющая. Каналы прямой иобратной связи, мозговое представительство операции сличения являютсяструктурными компонентами механизма самоконтроля. Присутствие канала обратнойсвязи придает его структуре замкнутый характер. Самоконтроль становитсяпринципиально возможным, если имеются налицо все информационные и структурныекомпоненты его состава. Соблюдение этого условия является обязательным, новсе-таки еще недостаточным, чтобы самоконтроль выполнил свою функцию. Для этогоон должен быть приведен в действие. Запуск механизма самоконтроля имеет своиособенности и находится в зависимости от разнообразных факторов. (9, с. 148).
Объектомпредварительного самоконтроля является все то, что еще не вступило в фазунепосредственного осуществления, реализации. Например, предварительной проверкес точки зрения правильности их выбора могут подвергнуться цель или программаеще только предстоящей деятельности. Трудно переоценить роль предварительногосамоконтроля для предотвращения возможных ошибочных решений, действий,неправильных поступков. Текущий самоконтроль сменяет предварительный, оннаправлен на проверку правильности промежуточных результатов.
Всоответствии с пространственным принципом контролируемая составляющая можетпоступать в операцию сличения по каналам разной модальности. В связи с этимразличают зрительный, слуховой, тактильный и другие виды самоконтроля. Впроцессе жизнедеятельности человека доминирует самоконтроль, осуществляемыйчерез внешние каналы обратной связи, по которым поступает контрольнаяинформация. Такой самоконтроль преобладает в разнообразных видах деятельности,в поведенческой практике. Например, если человек пешком или пользуетсятранспортом, он проверяет правильность своего местоположения по отношению кпредварительно намеченному им маршруту и конечному пункту следования с помощьюконтрольной информации, поступающей к нему извне характерным примеромпоступления контролируемой переменной по каналам внутренней обратной связиявляется психическая саморегуляция состояния.
Согласноструктурному принципу присущее человеку многообразие механизмов самоконтроляподчиняется иерархической организации. Механизмы самоконтроля имеют место ужена клеточном уровне жизнедеятельности человека. Саморегуляция физиологическихфункций осуществляется по гомеостатическому принципу, состоящему в поддержаниив требуемых пределах сложившихся в процессе эволюции биологических констант,или, иначе говоря, эталонов организма. Этот принцип заключается в том, что таили иная контролируемая составляющая посредством самоконтроля непрерывносличается с соответствующим биологическим эталоном, и если в результатесличения появляется сигнал рассогласования, то это оказывается толчком квосстановлению нарушенного равновесия. Самоконтроль пронизывает все психическиеявления, присущие человеку (процессы, состояния, свойства). В этом смысле можноговорить о самоконтроле за протеканием отдельного психического процесса:ощущения, восприятия, мышления и др.; о самоконтроле человека за собственнымпсихическим состоянием, например, самоконтроль эмоциональной сферы; осамоконтроле как о свойстве человека, ставшем в результате воспитания исамовоспитания чертой его характера. В деятельности пересекаются всепсихические явления и наиболее полно обнаруживают свое присутствие в нихсамоконтроль. (13, с. 156).
Всоответствии с принципом произвольности следует различать произвольный инепроизвольный виды самоконтроля. Произвольный самоконтроль предполагаетосознанный характер постановки и достижения соответствующих целей привыполнении определенного вида деятельности. Сам же процесс выполнениядеятельности, реализуемый через последовательность действий и отдельных движений,может осуществляться при участии самоконтроля, постоянная осознанность которогоуже не является обязательным условием.
Самоконтрольв психических процессах
Самоконтрольнеотъемлемым образом включен в протекание психических процессов, являясь однимиз важных условий адекватного психического отражения человеком своеговнутреннего мира и окружающей его объективной действительности.
Психическоеотражение есть одна из возможных форм отражения в живой природе. Высшей формойпсихического отражения и познания объективного мира является сознание человека.Сознание может быть как верным, так и неверным отражением действительности.Поэтому одна из главных задач теории отражения состоит в том, чтобы вскрыть,при каких условиях, с помощью каких конкретных механизмов отражательногопроцесса становится достоверным отражаемый в сознании человека объективный мир.Одним их таких условий адекватного психического отражения являетсясамоконтроль. Процесс психического отражения носит обязательно активныйхарактер, включая в себя проверку и коррекцию формируемого отражения.
В обеспеченииадекватного психического отражения самоконтролю отводится принципиальная роль.
Особенностивключения самоконтроля в протекание психических процессов:
Ощущение. Подощущением принято понимать простейший психический процесс отражения какотдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, так и внутреннихсостояний организма, возникающий при непосредственном воздействии материальныхраздражителей на органы чувств человека. Ощущения являются начальной ступеньючувственного познания. Они суть образы внешнего мира, в которых отражаетсядействительность. Адекватность отражения внешних воздействий достигалась впроцессе длительной эволюции живых организмов, в ходе которой у человекасформировалась система высоко дифференцированных органов чувств,приспособленных к отражению действующих на них специфических раздражителей.Соответствие между чувственными данными и внешним миром вырабатывалось впроцессе эволюции под постоянным контролем практики – решающего критерияадекватности наших ощущений.
Восприятие иопознание. В ряду познавательных процессов восприятие представляет собойкачественно новую ступень чувственного познания, позволяющую в отличие отощущений отражать в сознании человека не отдельные свойства раздражителя, нопредмет в целом, в совокупности его свойств. Адекватность образов восприятияреальным объектам достигается при обязательном участии самоконтроля. (13, с.121-125).
Вотечественной психологии утвердилось понимание восприятия как системысаморегулирования с присущим ей механизмом обратной связи, позволяющим активноподстраиваться к особенностям отражаемого объекта. Применительно к различнымсенсорным модальностям самоконтроль оказывается включенным в процессформирования адекватного перцептивного образа. Исследованиями установлено, чтов процессе зрительного восприятия участвуют контролирующие движения глаза, спомощью которых обеспечивается возможность проверить правильность формируемогозрительного образа по отношению к воспринимаемому предмету. Проявляется это вповторных возвращениях глаза к уже осмотренным участкам предмета. Приосязательном восприятии формирование адекватного образа ощупываемого предметапроисходит тоже при активно выраженном самоконтроле, который в данном случаеосуществляется благодаря взаимодействию пальцев, последовательно движущихсядруг за другом, и их возвратным движениям к уже пройденным элементам контура.
К одной изформ нарушения зрительных восприятий является так называемые обманы чувств ввиде иллюзий и галлюцинаций. Под галлюцинациями принято понимать ложныевосприятия, возникающие при отсутствии реальных явлений внешнего мира, которыемогли бы их вызывать.
Мышление.Высшей формой рационального познания объективного мира является мышление,посредством которого в сознании человека отражается сама сущность окружающихего вещей, закономерность связей и отношений между предметами и явлениямидействительности. Как и в случае чувственного познания, практическая деятельностьчеловека остается основным и конечным критерием истинности мышления. Мышлениесоотносит, сопоставляет каждую мысль, возникающую в процессе мышления, сзадачей, на разрешение которой направлен мыслительный процесс, и ее условиями.Совершающиеся таким образом проверка, критика, контроль характеризуют мышлениекак сознательный процесс. В качестве одной из фаз мыслительного процессавыступает контроль или проверка гипотез, возникающих по ходу этого процесса.
Самоконтрольмыслительного процесса не только помогает сосредоточиться собственно напредмете размышления, как бы защищая его от побочных, мешающих воздействий, нои обеспечивает правильное, адекватное его протекание поставленной задаче.
В решении техили иных задач наиболее ярко проявляются психологические аспекты человеческогомышления. Плодотворным можно считать подход к изучению мыслительнойдеятельности как саморегулируемого процесса. Операция сличения предполагаемых иреально достигнутых результатов с выдвигаемыми гипотезами является ключевой вмеханизме саморегуляции мыслительной деятельности. Довольно распространенопонимание самоконтроля только как одного из этапов мыслительного процесса. Какправило, ему отводится роль, когда решается вопрос о правильности полученногоконечного результата. Сличение как акт самоконтроля представлено на всех этапахрешения мыслительной задачи, включая постановку проблемы, формирование гипотезыи ее последовательную конкретизацию в ходе решения задачи при этом гипотезапредставляет собой как бы промежуточный эталон, правильность которого либоподтверждается, либо ставится под сомнение после сличения с ним реальнополученного результата.(13, с. 258-259)
Память.Непременным условием целесообразной деятельности человека является его память. Спомощью механизма самоконтроля обеспечивается правильность протеканиямнемических процессов. В процесс активного припоминания ранее запечатленного материаланеизбежно входит сличение результатов поиска (выполняющих роль контролируемыхпеременных) с исходным материалом, позволяющее субъекту либо прератитьдальнейший поиск, либо отвергнуть всплывающие следы как неадекватные и сновапродолжить поиск, чтобы все-таки найти правильное решение. Самоконтрольявляется условием безошибочного протекания и другого мнемического процесса –запоминания.
Организованнаяработа памяти имеет место при обязательном участии в ней самоконтроля, но в тоже время ее нормальное функционирование создает предпосылки для включениясамоконтроля и в протекание других психических процессов. Жизненный опытчеловека фиксируется в памяти в виде следов, которые затем актуализируются и поступаютна вход механизмов самоконтроля как эталонные составляющие.
В памятичеловека хранится также сведения и о том, каким способом может быть осуществленсамоконтроль в том или ином случае.
Речь. Воснове процесса общения, управления человеком своим поведением в обществе лежитречевая деятельность. В сложную организацию речевой деятельности вовлеченыразличные виды механизмов самоконтроля: слуховой, зрительный, кинестетический идр.
Внимание. Вкаком же соотношении находятся процессы внимания и самоконтроля? Первооткрывателемих общности является французский философ-материалист первой половины 18 века Ж.Ламетри.в его сочинениях есть несколько мест, имеющих отношение к этому вопросу. В широкоизвестном произведении Ж.Ламетри пишет: «Когда о ком-нибудь говорят, что у негонедостаток рассудка при сильно развитом воображении, слишком предоставленноесамому себе и почти всегда занятое созерцанием себя в зеркале собственныхощущений, недостаточно усвоило себе привычку исследовать их с надлежащимвниманием, что оно проникнуто гораздо глубже впечатлениями и образами, чем ихистинностью или сходством. Несомненно, деятельность воображения отличаетсятакой живостью, что если не вмешивается внимание – этот ключ и источник всехнаук, — оно ограничивается беглым и поверхностным взглядом на предметы…напротив, если с детства приучить воображение к самообузданию, не давая емууноситься на своих сильных крыльях… если приучить его останавливать изадерживать представления, чтобы всесторонне исследовать предмет, товоображение, способное к составлению суждений, при помощи последних сумеетохватить наибольшее количество предметов» (13, с. 276).
Указания натесную взаимосвязь этих понятий в современных исследованияхнейрофизиологических механизмов внимания. А.Р.Лурия считает, что сложнейшаяформа произвольного внимания есть в то же время и высшая форма самоконтролячеловека, проявляющаяся в его возможности самостоятельно контролироватьсобственное поведение и свою деятельность.
В пользуопределенной общности внимания и самоконтроля могут быть привлеченыдополнительные аргументы, если обратиться к методам количественной оценкивыраженности свойств внимания. Он позволяет оценивать надежностьфункционирования механизма самоконтроля, включенного в перцептивнуюдеятельность.
Воля.Особенности волевой сферы человека проявляются в процессах психическогосамоуправления и саморегулирования. Многие психологи отмечают тесную связьсамоконтроля с волевыми качествами, а именно с целеустремленностью,дисциплинированностью, самообладанием, настойчивостью и др. в процессесамовоспитания и воля и самоконтроль могут выступать по отношению друг к другув качестве объекта воздействия, то есть как формирование волевых навыков икачеств протекает под неослабным контролем сознания, так и воспитаниепотребности, а также умений в самоконтролировании нуждается в поддержке состороны волевых усилий.
Говоря охарактере человека, мы обычно ориентируемся на какие-то его наиболее типичные,устойчивые свойства. Зная черты характера, можно предсказывать наиболеевероятные формы поведения человека в различных жизненных ситуациях. Одной изтаких черт является самоконтроль.
1.2 Психологическиеособенности младших школьников
 
Младшийшкольный возраст — период впитывания, накопления знаний, период усвоения попреимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функцииблагоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивоеподчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность,наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. (14, с.127) У младших школьников каждая из отмеченных особенностей выступает, главнымобразом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данноговозраста.
С поступлениемв школу изменяется весь строй жизни ребенка, меняется режим, складываютсяопределенные отношения с окружающими людьми, прежде всего с учителем.
В этомвозрасте дети с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями инавыками. Им хочется учиться правильно и красиво писать, читать, считать. Покаони только вбирают, впитывают знания. И этому очень способствуютвосприимчивость и впечатлительность младшего школьника.(9, с. 123).
Школьныйпериод имеет принципиальное значение для социального созревания человека, длястановления его как личности. С этим этапом онтогенеза связаны и наиболеехарактерные моменты в формировании самоконтроля.
Развитиесамоконтроля в учебной деятельности у младших школьников подчиняетсяопределенным закономерностям. В начале в школе овладение самоконтролемвыступает для детей как самостоятельная форма деятельности, внешняя поотношению к основной задаче. И только постепенно, благодаря многократным ипостоянным упражнениям в его осуществлении, самоконтроль превращается внеобходимый элемент учебной деятельности, включенный в процесс ее выполнения.
Установка насамоконтроль, наличие образца, с которым соотносится выполняемая учебнаядеятельность, а также умение осуществлять процесс соотнесения – все этосохраняет свое значение в качестве обязательных условий формированиясамоконтроля.
В настоящеевремя на первый план выдвигается развивающая функция обучения, способствующаястановлению личности младшего школьника и обеспечивающая раскрытие егоиндивидуальных способностей.
В младшемшкольником возрасте формирование основных качеств личности и психическихпроцессов происходит в рамках учебной деятельности по самоизменению ребенка.Поэтому закономерно стремление учителя начальных классов к культивированию удетей способности к самостоятельной организации и регуляции деятельности,прежде всего, учебной.
Психологиуказывают, самоорганизация и саморегуляция учения обеспечиваются контрольнойчастью учебной деятельности и именно с формирования самоконтроля рациональноначинать процесс постепенной передачи учащимся элементов деятельности длясамостоятельного осуществления.
Изучению ролисамоконтроля в учебной деятельности посвящено много психологическихисследований. Действие самоконтроля рассматривается как необходимое условие успешностиобучения (Н.И.Гуткина), подчеркивается его значение для предупрежденияпсихологических перегрузок, повышенной утомляемости (Т.В.Апухтина,Л.В.Федорова). В методической литературе также акцентируется внимание нанеобходимости развития самоконтроля при обучении младших школьников,разрабатываются специфические приемы самоконтроля при формированиивычислительных, орфографических, коммуникативно-речевых умений на материалеизучения конкретных тем. (8, с. 203).
Учениквладеет самоконтролем, если умеет сознательно подчинять свои действия заданномукомплексу требований (правилу); изменять (сохранять) состав действий, определяясубъективные трудности; сличать действия с образцом, заданным через системуусловий или материально.
Наблюденияпоказали, что проблемы становления указанного комплекса умений возникают принерационально организованной на уроках, авторитарным илиберально-попустительском стиле общения с детьми учителей и родителей.
Уже с первогокласса дети начинают овладевать самоконтролем «учебного поведения»: как надовходить в класс; правильно сидеть и вставать из-за парты; поднимать руку, еслиесть вопрос; собирать портфель, не забывая все необходимое для занятий в школе.Затем требования учителя переносятся на развитие самоконтроля собственно в учебнойдеятельности, например, соблюдение необходимых правил правописания(выдерживание наклона и необходимого расстояния при написании букв).
Если в первомклассе самоконтроль осуществляется преимущественно по образцу, то свозрастанием требований к учебной деятельности его формы усложняются истановятся все более независимыми от внешней опоры. В третьем классе ученикприучается к самоконтролю уже на основе приобретенного им запаса знаний.Самоконтроль у первоклассников, особенно в начале учебного года, занимаетнезначительное место. Ученики плохо понимают его роль, предпочитают емуконтроль со стороны взрослых. Однако в третьем классе их отношение ксамоконтролю заметно изменяется: они овладевают определенными приемами егоосуществления и обнаруживают понимание его значения как средства предупрежденияошибок, лучшего усвоения учебного материала. На эффективность такого переходаопределяющее влияние оказывает характер мотивации. Ученик начинает болееуверенно, и главное, самостоятельно контролировать собственные действия, еслиучителю удалось воспитать в нем правильное понимание самоконтроля какнеобходимого условия успешности учебной деятельности.
В задачупедагога входит постепенное расширение сферы самоконтроля у детей, формированиеу них разнообразных приемов его осуществления. Ценным методическим приемом вэтом плане является предоставление детям возможности упражняться в проверкеработ своих одноклассников. Таким образом, на практике подтвердилось одно изусловий эффективного формирования самоконтроля, на которое обращалось вниманиев более ранних работах по детской психологии: « Надо приучить детей, чтобы ониставили друг другу вопросы и делали взаимную проверку всему ими усвоенному вовремя урока».
Развитиесамоконтроля в учебной деятельности у младших школьников подчиняетсяопределенным закономерностям. В начале обучения в школе овладение самоконтролемвыступает для детей как самостоятельная форма деятельности, внешняя поотношению к основной задаче. И только постепенно, благодаря многократным ипостоянным упражнениям в его осуществлении, самоконтроль превращается внеобходимый элемент учебной деятельности, включенный в процесс его выполнения.Только во втором, но особенно в третьем классе, самоконтроль детей начинает всеболее заметно проявляется как «составная часть» учебной деятельности. Именно сэтого момента можно говорить о том, что самоконтроль вошел в привычку и дажепревратился в черту характера.
Пониманиесущности различий в самоконтроле дает возможность учителю применятьиндивидуальный подход к его воспитанию у детей.
Еще в началевторого класса школьники, как правило, не обнаруживают потребности всамоконтроле при овладении данным предметом. Контроль за правильностьюсобственных действий предполагает овладение учащимся специальными приемами и способамиосуществления самоконтроля. В качестве обязательного условия самоконтролявыступает наличие у учащихся необходимого запаса знаний и умений пользоватьсяими. Самоконтроль формируется медленнее, чем приобретаются знания. На третьемгоду обучения у школьников начинает все заметнее проявляться тенденцияподвергать самоконтролю не только результаты учебной деятельности, но ипроверять свои действия в самом процессе ее выполнения. Показ образца(эталона), по которому ученик мог бы осуществлять самоконтроль, является ещеодним обязательным условием формирования самоконтроля на первоначальных этапах.Чем меньше возраст учащегося, тем больше он нуждается в показе емусоответствующего образца здесь важно отметить, что динамика формированиясамоконтроля оказывается неразрывно связанной с изменением характераиспользуемого образца-эталона. Однако наличие только одного образца, то естьобеспечение эталонной составляющей в механизме самоконтроля, еще недостаточнодля реализации последнего. Нужно побуждение к осуществлению самоконтроля. Нопоскольку младшие школьники еще плохо осознают роль самоконтроля в решении поставленныхперед ними задач, то необходим систематический и последовательный контроль заучащимися со стороны учителей, родителей и всего коллектива. (6, с. 178).
Контрольизвне является тем обязательным условием, соблюдение которого создаетнеобходимую основу для формирования самоконтроля. Но только этого недостаточно,нужно еще знать, как воспользоваться этим образцом, то есть уметьпроконтролировать себя. В конечном счете, очень важно, чтобы самоконтроль сталпривычкой, и не только применительно к учебной деятельности и выработкепервоначальных трудовых навыков, но и за своим поведением.
На начальномэтапе усвоения правил школьного поведения у подавляющего большинства учащихсяотсутствует потребность в произвольном самоконтроле своих действий, и онпроявляется, как правило, только под воздействием учителя. Это отсутствиенавыков по осуществлению самоконтроля, внутреннего побуждения к постоянномуконтролированию собственных действий, поступков. Устранить эти причины можноследующими мерами: вычленение самоконтроля в поведении как специальногодействия, четкого формулирования учителем правил поведения и задания учащимся установкина самоконтроль, обеспечении детей средствами наглядной фиксации результатовконтролируемых ими актов поведения и подключении детей к взаимному контролю.
К концумладшего школьного возраста у детей постепенно развивается способность кволевой регуляции собственного поведения, умение контролировать свои поступки ив целом подчинять их принятым правилам. Чтобы младшие школьники научилисьпроизвольно управлять своим поведением, необходимо систематически учить детейсамостоятельно ставить цели своей деятельности, настойчиво добиваться их достиженияи контролировать себя в этом процессе.

ВЫВОДЫ
 
Самоконтроль является важным умением для осуществления управленияпроцессом своего учения, психолого-педагогическая сущность которого состоит вумении соотнести полученный результат с поставленной целью. Это анализ своихдействий с тем, чтобы установить правильность их выполнения, это сличение собразцом или желаемым результатом.
Младшийшкольный возраст – очень ответственный период школьного детства, отполноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желанияи умение учиться, уверенность в своих силах. У учеников должна быть заложенапривычка контролировать свои действия с самых первых шагов обучения
Развитиесамоконтроля в учебной деятельности у младших школьников подчиняетсяопределенным закономерностям. В начале обучения в школе овладение самоконтролемвыступает для детей как самостоятельная форма деятельности, внешняя поотношению к основной задаче. И только постепенно, благодаря многократным ипостоянным упражнениям в его осуществлении, самоконтроль превращается внеобходимый элемент учебной деятельности, включенный в процесс его выполнения.Только во втором, но особенно в третьем классе, самоконтроль детей начинает всеболее заметно проявляется как «составная часть» учебной деятельности. Именно сэтого момента можно говорить о том, что самоконтроль вошел в привычку и даже превратилсяв черту характера.

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТАРАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХШКОЛЬНИКОВ
 
2.1 Особенности формирования самоконтроля у младших
школьников
 
Е.С.Рубинский в качестве путей обучения школьников самоконтролю предлагает«наглядный контроль со стороны учителя, взаимоконтроль учащихся и на этойоснове — самоконтроль каждого ученика. « С этим нельзя не согласиться, однакотолько это этих путей недостаточно. Необходимо на уроках по каждому учебномупредмету специально обучать учащихся конкретным приемам самоконтроля, формируя одновременноее как общее учебное умение.
В нашейИвановской средней школе четыре учителя начальных классов. Я наблюдала ипроводила исследования по своей проблеме. Цель ее – выявить практику, методическиеприемы, с помощью которых учителя осуществляют самоконтроль на уроках. И яувидела, что учителя постепенно все больше и больше применяют на своих урокахразнообразные формируют см на уроках. И я увидела, что учителя постепенно всебольше и больше применяют на своих уроках разнообразные формы самоконтроля.
Лучше всего,когда формирование и развитие умений самоконтроля на уроках проводится в работевсех учителей. Самоконтроль проявляется во всей учебно-познавательной деятельностиучеников. Однако для обучения школьников этому умению важно выделять такие задания,где он проявляется более ярко. Так, формированию навыков самоконтроля взначительной степени помогают задания, связанные с обоснованием ответа,доказательствами.
Одним изэффективных приемов формирования самоконтроля является взаимопроверка, так какмногие учащиеся начальной школы более внимательно относятся к проверке работ своиходноклассников, чем проверке собственных.
Дети, объединенныев пары, могут обмениваться тетрадями, для того, чтобы проверить самостоятельновыполненную каждым их них работу. Например, ученикам, сидящим за одной партой,предлагается одна карточка, на которой даны 2 задачи и 2 задания:
1)        Решитезадачи (сидящий слева 1 задачу, а сидящий справа решит
2-ую).
2)        Проверьтерешение задачи друг у друга и сделайте вывод о
правильностирешения ваших задач.
3)        Каждыйученик решает свою задачу, затем они сверяют полученный результат с ответом,предложенным учителем. Это позволяет детям убедиться в правильности выполнениязаданий. В такой ситуации ученик ставит себя Яна место учителя, у негоформируются ответственное отношение к выполнению контроля.
А также воттакие на вид очень простые, элементарные задания влияют на формированиесамоконтроля. Это – минутки чистописания, то есть повторное написание той жебуквы. Оно дает заметное улучшение каллиграфии. Особенно важно научить детейкомментировать свое письмо при выполнении упражнений. При комментированиидостигается более высокий уровень самоконтроля, так как ученик не простофиксирует, а объясняет правописание с помощью правил. Комментирование — это видупражнения, включающий объясняющее рассуждение в процессе записи слов,предложений.
Чаще всегоучителя используют такие приемы. Например: после написания словарного диктантадается ученикам задание проверить самостоятельно и поставить себе оценку. Этосамоконтроль на основе объявленных критериев. Также целесообразно использоватьследующие задания для формирования самоконтроля: дается задание на урокематематики. После самостоятельного решения задача получает контрольную карточкус записью полного решения задачи. Проверяя себя, ученик сравнивает сове решениес образцом, предложенным в карточке. В случае, если решение не совпадает собразцом, ученик возвращается к условию задачи, еще раз внимательно анализируетего, ищет ошибку в своих рассуждениях.
Также науроках математики учащимся, затрудняющимся в выборе арифметических действий,которыми решается задача, вместе ус условием задачи педагог дает карточки, накоторых записана схема решения задачи. В схему может быть введены и другие данные.
Схематическийобразец решения задания на карточке помогает ученику спланировать последовательностьсвоих действий по ходу решения задачи, способствует формированию самоконтроля.
Эффективно использоватьприемы формирования самоконтроля и на уроках чтения. Например, ученикипрочитали текст и отвечают на вопросы. Потом учитель задает такой вопрос:«Ученики, на все вопросы ответили?». Услышав этот вопрос ученики начинаютанализировать.
На уроках русскогоязыка для выработки навыков самоконтроля проводится диктант «Проверь себя», этосамый продуктивный вид работы, который приучает школьника задумываться надграмотностью своего письма, помогает видеть трудности.
Также привыработке навыков самоконтроля важно применить такой прием — составлениевопросов для самоконтроля. Учащиеся составляют для себя вопросы, а потомучитель дает задание отвечать на эти вопросы и ставить себе оценки.
После контрольныхи самостоятельных работ можно проводить такую работу – прогнозирование своейбудущей оценки, то есть ученики анализируют свои работы и говорят свои будущиеоценки.
Важныйрезультат дает и анализ оценки. После урока или после контрольной работы детисами или учитель анализирует оценки.
Восуществлении детьми самоконтроля большую роль играют опорные схемы, а такжеразработанные педагогом совместно с учениками алгоритм тех или иных сложныхучебных действий.
Опорныесхемы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляютсяони в виде таблиц, карточек, чертежа, рисунка, наборного полотна. Они должны непременноподключаться к работе. В этом случае они помогают учителю лучше учить, а детямконтролировать себя.
В изученииопыта работы при помощи анализа педагогической литературы установленыразнообразные приемы развития самоконтроля. Учителям начальных классовнеобходимо специально обучать ребят приемам самоконтроля. Это дает нампредупредить ошибки, разнообразить уроки, развивать самостоятельность и многиекачества учащихся.

ВЫВОДЫ
 
Обучениесамоконтролю является одной из важнейших задач, стоящих перед учителемначальной школы. Как научить младшего школьника контролировать свои действия? Этовопрос задает себе каждый учитель. Как показывает практика, учителя сельскихшкол не очень уделяют внимание развитию самоконтроля у своих учеников. У детейзачастую возникают затруднения, так как навыки контроля у большинства плохоразвиты, либо вовсе отсутствуют.
На начальномэтапе усвоения правил школьного поведения у подавляющего большинства учащихсяотсутствует потребность в произвольном самоконтроле своих действий, и онпроявляется, как правило, только под воздействием учителя. Это отсутствие навыковпо осуществлению самоконтроля, внутреннего побуждения к постоянномуконтролированию собственных действий, поступков. Устранить эти причины можноследующими мерами: вычленение самоконтроля в поведении как специальногодействия, четкого формулирования учителем правил поведения и задания учащимся установкина самоконтроль, обеспечении детей средствами наглядной фиксации результатовконтролируемых ими актов поведения и подключении детей к взаимному контролю

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общееразвитие самосознания человека продолжается в течение всей его жизни, но, темне менее, человек по окончании обучения должен обладать хорошо сформированным идостаточно устойчивым самоконтролем, обеспечивающим адекватное психическоеотражение внутреннего мира и объективной реальности, социально одобренноеповедение в различных сферах общественной жизни. Такой самоконтроль,опирающийся на знание нравственных, эстетических и правовых норм, выработанныхчеловечеством на протяжении своей истории, не возникает вдруг, а являетсярезультатом предшествующего воспитания и самовоспитания личности. Исследованиемпроблем самоконтроля занимались такие ученые-психологи как В.Г.Афанасьев,Ю.А.Тихомиров, М.И. Боришевский, Л.Б. Ительсон, Г.С. Никифиров и другие.
Самоконтроль является важным умением для осуществления управленияпроцессом своего учения, психолого-педагогическая сущность которого состоит вумении соотнести полученный результат с поставленной целью. Это анализ своихдействий с тем, чтобы установить правильность их выполнения, это сличение с образцомили желаемым результатом.
Самоконтроль– одно из главных условий успешного обучения учащихся. Развитие самоконтроля вучебной деятельности у младших школьников подчиняется определеннымзакономерностям. В начале обучения в школе овладение самоконтролем выступаетдля детей как самостоятельная форма деятельности, внешняя по отношению косновной задаче. И только постепенно, благодаря многократным и постояннымупражнениям в его осуществлении, самоконтроль превращается в необходимыйэлемент учебной деятельности, включенный в процесс его выполнения.
Самоконтроль играет большую роль нетолько в обучении, но и в формировании разносторонне развитой личности.
Поэтому формированиесамоконтроля у младших школьников занимает важное место в воспитании и обучениядетей.
Изучая этутему, можем сказать, что выдвинутая гипотеза о том, что навыки самоконтроля умладших школьников можно развивать разнообразными способами, подтвердилась. Благодаря определенному алгоритмудействий, путем опросов и методик, их анализов и корректировки можно добитьсяопределенных результатов. Цель исследования достигнута.
Даннаякурсовая работа не ставит точку в решении этой проблемы, так как требуетсядальнейшая разработка вопросов формирования самоконтроля у младших школьников.

ЛИТЕРАТУРА
 
1.    Богданова О.С., ПетроваВ.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. – 3-е изд, дораб. –М.: Просвещение, 1986. – 192 с.
2.    Возрастная педагогическаяпсихология: хрестоматия / сост. И.В. Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. –М.: Академия, 1999. – 320 с.
3.    Возрастная ипедагогическая психология: учеб. пособие / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик,Н.Ф.Прокина и др.; под. ред. М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.
4.   Возрастнаяи педагогическая психология: тексты / сост.и коммент. Шуаре Марта О. – М.:изд-во Моск.ун-та, 1992. – 272 с.
5.   ЗеньковскийВ.В. Психология детства. – М.: Академия,1996. – 346 с.
6.   КовальчукЯ.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. – М., 1985.
7.   КулагинаИ.Ю. Возрастная психология. – М., 2003. – 464 с.
8.    Маклаков А.Г. Общаяпсихология: учебник. – СПб.: Питер, 2000. – 592 с.
9.    Мир детства. Младшийшкольник / под. ред. А.Г. Хрипковой; отв.ред. В.В.Давыдов. – 2-е изд. – М.:Педагогика, 1988. – 272 с.
10.  Мухина В.С. Возрастнаяпсихология. – М., 2000. – 456 с.
11.  Мухина В.С. Детскаяпсихология / под. ред. Л.А. Венгера. – М., 1985.
12.  Немов. А.С. Психология. –М., 1995. – 496 с.
13.  Никифоров Г.С.Самоконтроль человека. – Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1989. – 192 с.
14.  Общая психология: курслекций / сост. Е.И.Рогов. – М.: Владос, 2003. – 448 с.
15.  Психология: учебник /под. ред. А.А.Крылова. – М.: Проспект, 2001. – 584 с.
16.  Рабочая книга школьногопсихолога / И.В. Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др; под.ред.И.В.Дубровиной. М.: Просвещение, 1991. – 303 с.
17.  Рубинштейн С.Л. Основыобщей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
18.  Тухман И.В. Развитиесамоконтроля в учебной деятельности младших школьников// Нач. школа. – 2005. — № 2. – С.20-
19.  Фридман Л.М., КулагинаИ.Ю. Психологический справочник учителя. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.:Совершенство, 1998. – 432 с.
20.  Шаповаленко И.В.Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2004. – 349с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат АВС - метод учета затрат и калькулирования
Реферат Л.С. Выготский и Т. Бауэр. Сравнение представлений о восприятии и его развитии
Реферат Ферраро-Флорентийский собор и Флорентийская уния. История "Филиокве"
Реферат Cols=2 gutter=79> часть VII властелин вечности египет-2 глава 40 остались ли в египте еще какие-нибудь секреты?
Реферат Поволжский экономический район 2
Реферат Клонирование 2
Реферат Изготовление и сборка оконных блоков
Реферат Организационно-функциональная структура Национальной системы стандартизации
Реферат Учет и анализ финансовых результатов деятельности предприятия общественного питания
Реферат Методологія науково-педагогічного дослідження
Реферат Франція економіко-географічна характеристика країни
Реферат СССР в послевоенный период (1945-1953)
Реферат Конспект по "Капиталу" К. Маркса 1 том
Реферат Земельная рента как экономическая категория
Реферат Macbeth Essay Research Paper In Macbeth I