Реферат по предмету "Социология"


Информационные коммуникации и общество

Содержание
Введение
1.Глобальные информационные коммуникации
1.1Понятие коммуникации
1.2Информационное общество: плюсы и минусы
2.Глобализация как феномен современного развития цивилизации
Заключение

Введение
Популярный ныне термин «информационная эпоха» как никакойдругой пригоден для характеристики нашего времени. Уверены в том, что XXI векбудет в первую очередь веком информации, информационной революции.
Коммуникация, играющая одну из самых важных ролей всоциализации на протяжении всей истории существования человечества, объектомнаучного социологического интереса стала только в двадцатом веке.
Пользуясь различными методологиями, можно разделить историючеловечества на разные этапы, определяющие его развитие. Например, по школьнойпрограмме: первобытное общество, рабовладельческое, феодализм, капитализм и такдалее. Американский ученый доктор Маршалл Маклюэн, руководствуясьтехнологическим детерминизмом, предлагает деление истории на четыре эпохи: эра племенныхсообществ, эра образования, эра печатания книг и эра электронных средствкоммуникации. Маклюэн утверждает, что переход от одной эры к другой происходиттогда, когда технология коммуникации достигает определенного уровня развития.Решающими новшествами, которые (в свое время) повлияли на образ жизни человека,по мнению ученого, являются фонетический алфавит, пресса и телеграф. Сегодня жесредства массовой информации радикально изменили не только образ жизни, но исамого человека, его манеру мыслить, чувствовать, действовать.
Как показывает опыт, современную ситуацию характеризуеттакой уровень внутренней интеграции социальной системы, связанный прежде всегос развившимися к концу XX века новыми возможностями коммуникации (электронныесредства информации, Internet, телевидение, радио, спутниковая связь и т.п.),когда концепции, представления и идейно-ценностные ориентации практически смомента своего возникновения получают неограниченное распространение в массовомсознании. Тем самым именно проблема коммуникации становится одной из основныхпроблем современности.
Универсализация знаковых систем и совершенствованиетехнических средств массовой коммуникации позволяет значительно ускоритьраспространение информации, что в конечном счёте ведет к процессам внутреннейинтеграции общества в глобальном масштабе. Глобализация коммуникации — этопредельное расширение того пространства, в котором происходят различные видыобщения.
Основной из мировых, глобальных коммуникаций является Internet.
Согласно прогнозу IDC, в 2005 г. население «планетыInternet» достигнет 1 млрд. человек. Таким образом, уже сегодня данное средствораспространения информации является уникальным по охвату аудитории.Потенциально Internet способен обратить в аудиторию все население земли. Сеть,в отличие от традиционных средств связи, способна устанавливать множествовзаимосвязей между различными каналами, и можно рассматривать Интернет как«нервную систему» человечества, интерпретировать Сеть как «глобальный мозг».
Цель данной работы: дать понятие и охарактеризоватьинформационные коммуникации, а также попытаться выявить плюсы и минусы глобальнойкоммуникации.
Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав,заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы 18 страниц.

1. Глобальные информационные коммуникации
1.1 Понятие коммуникации
Понятие коммуникации имеет много различных определений.Коммуникация – это «передача информации, идей, оценок или эмоций от одногочеловека (или группы) к другому (или другим) главным образом посредствомсимволов» (Theodorson). «Под коммуникацией в широком смысле понимаются исистема, в которой осуществляется взаимодействие, и процесс взаимодействия, испособы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразнуюинформацию». (Ф.И.Шарков). «Коммуникация – социально обусловленный процесспередачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общенияпо разным каналам при помощи различных коммуникативных средств (вербальных,невербальных и других)» (В.П.Конецкая). «Под коммуникацией мы будем пониматьпроцессы перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальнуюсферы. Исторически коммуникацией было именно это: принуждение другого квыполнению того или иного действия. То есть для коммуникации существененпереход от говорения Одного к действиям Другого» (Г.Г.Почепцов).
Однако в последнее десятилетие стало активно развиватьсяещё одно средство коммуникации, которое не поддаётся вышеуказанномуструктурированию. Таким средством является Internet. В настоящее время средиучёных активно обсуждается проблема соотнесения Internet и средств массовойкоммуникации, тем не менее однозначного решения она ещё не обрела. Тот факт,что Internet является одним из самых распространённых современных средствкоммуникации, ни у кого не вызывает сомнения. Массовость его распространениякак количественный показатель тоже очевидна. Однако возникает ряд вопросов, отответов на которые можно будет исходить в отнесении или неотнесении Internet кмассовым коммуникациям, являющихся видом социальной деятельности, имеющейсубъект, объект, определённую систему ценностей, лежащую в основецелеполагающей деятельности субъекта, а также определённые продуктыдеятельности, служащие целереализации субъекта. Подобный анализ Internet представляетсядовольно затруднительным, тем не менее в литературе, анализирующей деятельностьмассовых коммуникаций, время от времени высказываются позиции, относящие Internetк средствам массовых коммуникаций на основании больших объёмов циркулирующейинформации, а также относительно большой включённости массовой аудитории. Влюбом случае такая сложная и востребованная коммуникативная форма как Internet найдётсвоё место в коммуникативном пространстве и в системе исследующих этопространство наук.
Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что разрешениепроблем, возникших в социологии массовых коммуникаций, требует дальнейшейуглубленной разработки как в рамках специальной теории массовых коммуникаций,так и выведения этой проблематики на уровень общей социологии и социальнойфилософии.
1.2 Информационное общество: плюсы и минусы
Многовековая эволюция средств коммуникации содержитнемало эпохальных событий, начиная с возникновения письменности, появлениябумаги, создания печатного станка Гутенберга, распространения газет,изобретения телеграфа. Почти одновременно совершается открытие радио икиноизображения, затем создается телевизионная трубка. Вторая половина XIX векаи весь ХХ век прошли под знаком бурного прогресса в развитии средствкоммуникации.
Великий Альберт Эйнштейн говорил вскоре после Второймировой войны: человечество пережило в 1945 году атомный взрыв, но к концустолетия ему предстоит пережить не менее важный – информационный взрыв. Он иначался вскоре после этих слов, с изобретением транзисторных радиоприемников,запуском искусственных спутников Земли, началом международного телевещания.
За несколько десятилетий (если перескочить из тех лет ксегодняшнему дню) сложилась следующая картина наличия на Земле традиционныхсредств массовой информации: телевизоров в мире сегодня – более 1,5 млрд. штук,радиоприемников – более 2 млрд., ежедневных газет – более 10 тыс. названий,кинофильмов выпускается более 4 тыс. в год, суммарный тираж книг – около 10млрд. экз. Некоторые телевизионные передачи, например финальные игры первенстваЕвропы по футболу 2000г., смотрели более 7 млрд. зрителей на всех широтах, напервенстве было аккредитовано 5400 журналистов.
Созданную Тэдом Тернером программу CNN смотрят во всехстранах одновременно десятки или даже сотни миллионов людей, которыемоментально узнают обо всех событиях в мире.
В середине прошлого века родилось еще одно информационноечудо – Internet. В декабре 1969г. три компьютера в Калифорнии и один в штатеЮта были соединены друг с другом. Этот момент может считаться официальнымначалом сети, которая постепенно превратилась в Internet.
В 1989г. ученый-компьютерщик из Оксфорда Тим Бернерс-Лиизобрел новую технологию свободного доступа в Internet – World Wide Web(Всемирная Паутина).
Существует множество определений, что такое Internet –как совпадающих, так и противоречащих друг другу. Вот одно из них: «Это сложнаятранспортно-информационная система из грибовидных (дипольных) структур, шляпкакаждой из которых (собственно диполи) представляет собой мозг человека,сидящего за компьютером, в совокупности с самим компьютером, который как быявляется искусственным продолжением мозга, а ножки – например телефонная сеть,соединяющая компьютеры, или эфир, через который передаются радиоволны».[1]
Появление Internet породило массу публикаций, множествокниг. Их авторы спорят не только о технических сторонах и перспективах, но и вболее широком плане о воздействии компьютерной и информационной революции нажизнь человечества. Так, президенту корпорации «Интел» ближайшее будущеечеловечества видится следующим: более 1 миллиарда высокопроизводительныхкомпьютеров, соединенных сетями и обеспечивающие триллионы надежных контактовпо всему земному шару. Через эти сети будет осуществляться все: финансовыеоперации, образование, обмен научными открытиями и достижениями культуры,личная переписка, все заказы на продукты, билеты, сводки погоды, в общем – все.Один пример: в Великобритании в 2004 году более 20% всех продаж производилосьнепосредственно через Internet.
Меняется и образ жизни миллионов людей. В США, например,во многих средних и мелких фирмах до 90% сотрудников работают на дому,используя компьютерные терминалы. На Западе давно уже канули в Лету времена,когда говорилось о «пролетариате», о «классах» и «классовой борьбе», теперьздесь 2/3 рабочей силы заняты в информационно-сервисных секторах, и этотпроцесс продолжается.
Но не только через Internet ощущает простой человекинформационную революцию. В последние годы наиболее бурное развитие получилоуже становящееся привычным новейшее средство коммуникации – мобильные телефоны.Сегодня услугами сотовой связи пользуются более 500 млн. чел. К 2006 г. числовладельцев мобильных телефонов в мире вырастет более чем 1 млрд. чел. По мнениюаналитиков, буквально в течение первых десятилетий XXI века в развитых странахбудет охвачено сотовой связью 90% населения.
К 2010г. оборот на мировом рынке телекоммуникацийпрогнозируется на уровне 3,3 триллионов долларов.
В самое последнее время происходит еще один интереснейшийи весьма перспективный процесс – соединение мобильных телефонов с Internet.«Мобильная революция» – называют это специалисты. Она отражает доминирующуюмировую тенденцию – главным товаром становится информация, ителекоммуникационные инфраструктуры приспосабливаются к тому, чтобы максимальноспособствовать перемещению гигантских объемов информации, причем в самойудобной для потребителя форме. Соединение «мобильников» с Internet творитчудеса. В Германии, например, уже сегодня можно, находясь в движущемсяавтомобиле, вызвать на дисплей своего сотового телефона из Internet список всехближайших ресторанов и кафе, заказать себе столик и понравившиеся блюда.
Мобильные телефоны становятся неотъемлемой частьюперсонального компьютера, мобильная связь все теснее переплетается с Internet.Мобильный телефон превращается в передвижной офис.
По разным оценкам, уже через 3-4 года потенциалмобильного Internet составит более 300 млрд.долл. Его услугами будутпользоваться до 700 млн. человек.
Россия, естественно, не смогла избежать и присущихкомпьютеризации во всем мире бед, в том числе появления хакеров, компьютерныхвирусов и т.п. В августе 1998г. в МВД РФ было специально создано Управление поборьбе с преступлениями в сфере высоких технологий. Насколько это важно,подтверждает мировой опыт. Сколько уже есть примеров, когда хакеры или вирусынаносят ущерб в миллиарды долларов. В мире появляется 20-30 опасныхкомпьютерных вирусов каждую неделю.
Становление глобального информационного сообществаявляется составной частью переживаемого ныне всем человечеством процесса глобализации.И информационная революция, и глобализация в целом полезны для человечества и,главное, объективны, их невозможно отменить или остановить. Но, как и вглобализации, некоторые усматривают в информационной революции не только плюсы,но и минусы, не только блага, но и угрозы.
Так, справедливо утверждают, что блага глобальнойкоммуникации достаются пока только самым высокоразвитым нациям, так называемому«золотому миллиарду» населения Земли, а это, в свою очередь, еще большеотрывает его от остальных пяти миллиардов и особенно от самых бедных из них.Проблема использования благ информационной революции в интересах своих народов,с одной стороны, и колоссального разрыва в обеспечении информацией и средствамикоммуникации богатых и бедных наций, с другой стороны, приобретает такиемасштабы, что этим занимался даже саммит «Восьмерки». Там говорилось, чтоинформационно-коммуникационная технология «расширяет возможности, несет благавсем людям мира и объединяет их, дает возможность самовыражения и уважения другк другу. Она несет в себе огромные возможности для дальнейшего роста экономики,укрепления системы социального обеспечения стран и сплочения общества и темсамым для процветания демократии. Поэтому доступ к возможностям цифровыхтехнологий должен быть открыт для всех.
Мы ясно осознаем, что процесс глобализации и быстрыетемпы развития информационной технологии порождают различные опасения. Намнеобходимо принять соответствующие меры с тем, чтобы внести успокоение в умылюдей. Действуя согласованно, мы сможем максимально увеличить выгоды отинформационной технологии и обеспечить, чтобы они стали доступны для тех,возможности которых в этом плане пока ограничены».
Помимо информационного разрыва между богатыми и беднымистранами, многие обращают внимание и на другие существующие в этой областиопасности.
Так, говорят и о том, что поскольку основныминаполнителями Internet, CNN, международного телевидения в целом, да ибольшинства других СМИ является США, то интернационализация информациипредставляет собой главным образом попытку окончательной американизации всейдуховной жизни человечества.
Правы и те, кто указывает на такие «побочные продукты»глобализации, как нивелирование национальных культур и стирание национальнойаутентичности, более свободное распространение вредной информации, культа денеги насилия, организованной преступности, наркобизнеса. Все эти и другиепроявления глобализации требуют дальнейшего изучения.
Тем не менее одно несомненно: XXI век будет векомглобализации во всех сферах жизни – в экономике, торговле, финансах, науке итехнике и, конечно, в информации, причем информационная революция будетважнейшим компонентом и двигателем этого процесса.
Процесс объединения человечества в глобальном масштабе доконца не продуман и не ясен. Свободный поток информации, тотальнаядемократизация и открытые границы — все это, конечно, чрезвычайно заманчиво,однако ни у кого нет представления о том, что же, в конце концов, произойдет врезультате образования всемирной деревни.
Некоторые ученые считают, что идея глобализациинедопонята, а угрозы ее сильно преувеличены, поскольку создание объединенного медиавовсе не обязательно должно привести к объединению общества. Есть и другаяточка зрения, суть которой заключается в том, что глобальное общество неизбежнои постоянно будет иметь дело с опасностью возможной дезинтеграции различных подобществ.
Процесс глобализации (если рассматривать его без учетаполитической и финансово-олигархической составляющих) является знаком нового времени.Это еще одна попытка интегрировать культуры, утвердить единые правила длялюдей, живущих в едином, не разделенном границами обществе, создать единую системувербальной коммуникации, единый мир. Более того, процесс этот уже идет, набираяускорение вне зависимости от нашего к нему отношения.
Таким образом, появление и глобальное распространениеInternet означает новое (необъятное) расширение круга участников общения.«Internet» — это особая технологическая среда, которая позволяет использоватьвсе существовавшие ранее символические системы и обеспечивает доступ к любойинформации, которую можно зафиксировать с их помощью. Internet глобализирует:он претендует на все и пытается «склеиться» со всеми областями человеческойактивности. Тем самым подготавливается величайший в истории человека переворот:формируется новая социальная структура современного общества, в которойчеловечество впервые обретает статус реального, а не номинального,потенциального (как это было до сих пор) субъекта истории.

2. Глобализация как феномен современного развитияцивилизации
Иллюзия гармонии нового миропорядка в результатеразрушения коммунистических режимов в 90-х годах XX века не могла долгопросуществовать.
Очевидно, что в контексте глубинного противоречиясовременной цивилизации, противоречия между процессами глобализации иинтеграции общественных процессов, с одной стороны, и стремлением к сохранениюкультурной идентичности, этноконфессиональной целостности, индивидуализацииличностного начала, «парадигма гармоничного мира» оказалась слишком оторваннойот реальности, «чтобы быть полезным ориентиром в мире».
Очевидно, что изменения, происходящие в современномсоциальном пространстве не могут не оказать существенного влияния на содержаниеи направленность коммуникативных процессов. Воздействие общественных измененийи новые информационные технологии «связаны не столько с расширяющимисявозможностями накопления и переработки информации» как это представлялосьранее, сколько «с новыми формами коммуникации».
Единое информационно-коммуникативное пространствосовременного мира, создаваемое такими завоеваниями цивилизации, как глобальнаясистема Internet, средства связи и передвижения огромных масс людей, должно,казалось бы, по многим объективным признакам усиливать естественное стремлениелюдей к объединению, гармонизации человеческих отношений, выработке новыхподходов к решению социальных и экономических проблем, стоящих передчеловечеством. В действительности же многополярность современного миропорядка «вывернула»новые проблемы, ориентированные, прежде всего, на культурно-коммуникативнуюсферу социальной реальности. Идеи диалога культур, этноконфессиональногоконсенсуса, толерантности и т.д. возникли в ответ на резко обозначившуюсяпотребность в необходимости «снятия» противостояния государств, политик, религий,культур и всего того многообразия противоречий, присутствующих в настоящеевремя и присутствовавших в человеческом сообществе на протяжении тысячелетийего существования.
Глобализация как феномен современного развитияцивилизации характеризует переход к новому мировому порядку, новой системеотношений, в корне меняющей веками складывающуюся упорядоченность общения междулюдьми. Установление нового миропорядка оказалось процессом очень сложным икрайне противоречивым. Наиболее глубокие противоречия и вызванные ими изменениякоснулись коммуникативной сферы современной социальной реальности.
К противоречиям, оказавшим наибольшее влияние на коренныеизменения в области коммуникативного взаимодействия, мы относим следующие.Во-первых, это противоречие между глобализацией и интеграцией общественныхпроцессов, с одной стороны, а, с другой, — индивидуализацией человека,намечающимися тенденциями демассификации средств и систем информации, аследовательно демассификации личности и культуры
Преодоление негативных сторон глобализации затрудненотем, что сфера духа человека не имеет предметно-вещественного, непосредственновоспринимаемого выражения. Они скрыты в психологии людей и проявляются лишь всфере прежде всего повседневного общения, а также в поисках той ниши социальнойи духовной защищенности, в которой не чувствовалось бы щемящего душуодиночества, страха перед неизвестностью завтрашнего дня. Атомизированнаяличность наедине с экраном зрелищного шоу, виртуально приобщаясь к событиямжизни героев увиденного, ощущает себя таким же сильным, достигающим успеховжизненного благополучия и т.д. В соприкосновении же с реальностью он становитсяодним из многих, пытающихся завоевать свое место под солнцем, непонимаемымдругими и непонимающим других, одиноким, озлобленным человеком.
Глобализация информационных процессов привела к тому, чтопод влиянием средств массовой информации мир становится «глобальным театром»,где каждому приготовлена своя роль, определяемая слуховизуальной культурой,которая по своей природе носит мозаичный характер.
Переворот в сознании современного человека произошел вочень короткие сроки, по времени совпадавшие с переходом в новый век, в новоетысячелетие. Проснувшись однажды, мы все поняли, что мы стали иными. Но чтосамое сложное в этом процессе, так это то, что произошел разрыв поколений. Иэто не только компьютеризация, повлиявшая на мировосприятие современногочеловека, создающая новый тип мышления. Происходит изменение информационногополя под влиянием сформировавшейся глобальной информационной системы.
В условиях крайне сложных процессов реформированияроссийской действительности, когда прежний образ жизни и духовно-нравственныеустановки разрушены, а новые еще не сформированы, социальные последствиярассматриваемых противоречий, вызванных процессами глобализации кратноусиливают эффект воздействия аномии на массовое сознание и поведение людей.Затянувшийся системный кризис в нашей стране сопровождается ослаблениемправовой и моральной регуляции поведения людей, падением влияния семьи на молодыепоколения. В этих условиях широкое распространение получает такой типкоммуникативного поведения, в котором преобладают стихийные бунтарскиенастроения всеобщего разрушения.
Опираясь на современные исследования следует выделитьследующие особенности развития коммуникационных процессов в условияхстановления новых цивилизационных отношений, начиная со второй половиныдвадцатого века. Во-первых, противоречия постиндустриальной цивилизации явилисьпричиной формирования совершенно нового типа коммуникативного взаимодействия,обеспечиваемого огромным количеством коммуникативных средств и посредников.
Во-вторых, информационная революция второй половины XXвека вызвала к жизни не только увеличение во все нарастающих размерах доли СМИ,Internet, сотовой и спутниковой связи и т.д. в обеспечениеинформационно-коммуникативного взаимодействия между людьми, но и изменила ихобраз жизни, социальные механизмы, обеспечивающие функционированиекоммуникативного пространства населения планеты.
В-третьих, развитие средств массовой информации,раскрывающее широкие возможности воздействия (вплоть до манипулирования) намассовое сознание, включает страны мира в неизбежную глобализациюинформационных процессов. Безграничный выбор возможностей удовлетворения самыхразнообразных потребностей, неиссякаемые доступные всем источники развлеченийявились причиной углубления такого пагубного для развития культуры явления, каканомия.
В-четвертых, доступность практически любой информациисамым широким слоям населения (было бы желание) способствует формированию всамосознании человека своего собственного образа, выровненного (уравненного) ввозможностях со всеми.
В-пятых, одним из ведущих признаков нового формирующегосяобщества является быстротечность, фрагментарность, отмечаемых в сферемежличностных коммуникаций, а также в сфере потребления и услуг. Но ониоказывают наибольшее влияние на современного человека. Современноекоммуникативное поле (поле взаимодействия людей) характеризуется высокоймобильностью не только человека, но и социальных систем и социальныхинститутов, сокращением времени, отводимом на межличностное длительное общение,появлением новых информационно-коммуникативных технологий, способствующихсокращению времени связей между людьми. Принцип разнообразия ворвался в родственные,семейные, дружеские отношения, когда каждый участник коммуникативной ситуациивзаимозаменяем, так как все более теряет свою функциональную и личностнуюнеповторимость, становясь усредненным человеком массы.

Заключение
Историческая тенденция развития массовой коммуникациисостоит, прежде всего в том, что постоянно множатся каналы распространенияинформации (с XVII-XVIII вв. — в основном, технические). При этом каждое новоеСМИ не отменяет прошлые средства коммуникации и информации, а занимает своюнишу в определенном историческом пространстве-времени и изменяет характер иконфигурацию информационно-коммуникационной среды.
С точки зрения своих социально-технологическиххарактеристик Internet — это место (виртуальное) и способ (современный), где(киберпространство) и как (в оцифрованном виде) соединяются (конвергируются)прежние типы и формы коммуникации.
В Internet неизмеримо повышается скорость и дешевизнараспространения информации (в 700 раз быстрее и 335 раз дешевле, чем по почте),бесконечно раздвигаются границы предоставления информации, повсеместнораспространяется плюрализм информации и т.д. Таким образом, Всемирная паутинаявляется уникальным средством объединения всех и каждого в «одну замкнутуюсистему» (Т. де Шарден). Интернационализация современного мира выступаетодновременно как его «интернетизация» и «сетизация».
Для Интернета характерен эффект замещенного общения,который оборачивается, с одной стороны, необыкновенной свободой общения, сдругой — его хаотичностью.
Надо специально отметить, что большинство социальныхконфликтов вокруг Глобальной сети разворачивается по поводу природнойнеподконтрольности и безнадзорности Интернета. Поэтому анонимность общения воВсемирной паутине можно рассматривать как глубинную (метафизическую) черту данногосоциального явления, где гипертекстуальность (распыленность текста повиртуальному пространству) соединяется с гиперавторством (распыленностьавторства по Сети). В интернет-пространстве межличностное общение приобретаетвсеобщий характер, но осуществляется, в основном, в безличной форме.
Таким образом, анализ общения в Internet нагляднодемонстрирует противоречивость прорастания Сети в социальную структуруобщества. Эта противоречивость может и не носить однозначно положительного илиотрицательного оттенка. Это хорошо видно на примере эволюции традиционных СМИ.
Дигитализация (перевод всех СМИ в цифровую форму) иконвергенция (посредством специальной электронной приставки через Internet можночитать газеты, слушать радио и т.д.) сопровождается не только глобализацией иинтеграцией СМИ, но одновременно — их специализацией и демассификацией.
Учитывая, что Internet только набирает темпы своегоразвития, окончательные итоги анализа социальных последствий прорастанияВсемирной паутины в социальную ткань подводить рано.

Список использованной литературы
1.        Акчурин И.А. Виртуальные миры и человеческое познание // Концепциявиртуальных миров и научное познание. СПб.: 2000
2.        Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире. М.: 2002.
3.        Соколов А.В. Общая социальная коммуникация. С-П.: 2002.
4.        Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. М.: 2002.
5.        Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. М.: 2002.
6.        Шарков Ф.И., Родионов А.А. Социология массовой коммуникации М.: 2002.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.