Задание
Проанализировать использование рабочего времени водителя по данным индивидуальной фотографии рабочего дня, рассчитать дневной заработок водителя, установить нормы простоя автомобиля под погрузкой и разгрузкой.
Исходные данные:
Задание 1.1 Вариант 4 Элементы затрат Текущее время, ч.мин Пришел на работу 7.58 Осматривает автомобиль 8.01 Запускает двигатель 8.04 Проходит медосмотр 8.10 Получает путевой лист 8.14 Движется на склад 8.28 Ожидает погрузку 8.30 Погрузка 8.44 Движется к объекту 9.22 Разгрузка 9.42 Простаивает из-за поломки 10.38 Движется на склад 10.48 Погрузка 11.02 Движется к объекту 11.42 Ожидает разгрузку 11.45 Разгрузка 12.00 Движется на склад 12.31 Обедает 13.16 Движется на склад 13.22 Погрузка 13.41 Маневрирование 13.44 Движется к объекту 14.24 Разгрузка 14.40 Движется на склад 15.17 Ожидает погрузку 15.20 Погрузка 15.34 Движется к объекту 15.44 Ремонтирует автомобиль 16.18 Движется к объекту 16.47 Ожидает разгрузку 16.52 Разгрузка 17.08 Оформляет документы 17.18 Движется на АТП 17.36 Сдает путевой лист 17.42 Ставит автомобиль на стоянку 17.46
Нормативы времени простоя под погрузкой и разгрузкой на одну ездку tп-р =30 мин.
Задание 1.2 Вариант 9
Класс водителя 2, марка автомобиля УАЗ-452Д
Задание 2 Вариант 4
Хронометраж операций погрузки и разгрузки(п – погрузка, р — разгрузка).
Номер наблюдений
Продолжительность
операций, мин П Р 1 8 7 2 6 7 3 8 8 4 6 8 5 6 7 6 5 7 7 4 8 8 8 8 9 5 8 10 8 7 11 6 7 12 8 7 13 8 8 14 6 8 15 4 6 16 8 4 17 7 4 18 5 5 19 5 8 20 8 8 21 8 7 22 8 7 23 8 8 24 6 8 25 6 8 26 8 6 27 8 6 28 8 5 29 7 7 30 6 7 31 7 8 32 7 8 33 5 7 Тип производства КС С Характер работы Р М
МС-
мелкосерийное производство
С – серийное производство
Р – ручная работа
М – машинная работа
Реферат
Цель работы: приобретение навыков обработки данных хронометражных наблюдений, материалов фотографии рабочего дня, начисления заработной платы, анализа использования рабочего времени.
Данная курсовая работа состоит из двух частей:
Часть 1. Анализ использования рабочего времени водителя по данным индивидуальной фотографии рабочего дня и расчет дневного заработка водителя.
Часть 2. Установление нормы времени простоя автомобиля под погрузкой и разгрузкой.
В курсовой работе содержится 6 таблиц
Часть 1. Анализ использования рабочего времени водителя по данным индивидуальной фотографии рабочего дня и расчет дневного заработка водителя
1.1 Обработка фотографии рабочего дня
1.1.1 Индексация затрат рабочего времени и продолжительность затрат рабочего времени.
Продолжительность каждого наблюдения определяется путем вычитания текущего времени предыдущего наблюдения из текущего времени данного наблюдения.
Для того чтобы проиндексировать затраты рабочего времени и продолжительность затрат рабочего времени по каждому элементу нужно совместить наблюдательный лист фотографии рабочего дня с таблицей 1.
Таблица 1 Индекс и содержания затрат рабочего времени
Элементы затрат
рабочего времени Индекс Содержание Подготовительно-заключительная работа ПЗ Получение, оформление, сдача путевого листа, осмотр автомобиля, другие контрольные работы, заправка, мойка, постановка на стоянку Основная работа ОР Время, связанное с выполнением работы: движение автомобиля с грузом и без груза
Простои:
Технологически необходимые
По организационно техническим причинам
Отдых и естественные надобности
Нарушение трудовой дисциплины
ПР
ОТП
ОЕ
ПН
Простои под погрузкой- разгрузкой, посадка и высадка пассажиров.
Отсутствие работы, поломка и ремонт автомобиля в пути
Перерывы для отдыха в целях поддержания работоспособности, время затрачиваемое на личную гигиену, естественные надобности
Посторонние разговоры, опоздания, преждевременный уход с работы
Вспомогательная работа ВР Оформление товарно- транспортных документов, заправка в пути, маневрирование. Непроизводительная работа НР Ожидание погрузки и разгрузки, взвешивание, случайные работы
Индексация затрат рабочего времени и расчет продолжительности затрат рабочего времени по каждому элементу представлена в таблице 2.
Таблица 2. Исходные данные и первичная обработка Элементы затрат Текущее время, ч.мин t индекс Пришел на работу 7.58
Осматривает автомобиль 8.01 3 ПЗ Запускает двигатель 8.04 3 ПЗ Проходит медосмотр 8.10 6 ПЗ Получает путевой лист 8.14 4 ПЗ Движется на склад 8.28 14 ОР Ожидает погрузку 8.30 2 НР Погрузка 8.44 14 ПР Движется к объекту 9.22 38 ОР Разгрузка 9.42 20 ПР Простаивает из-за поломки 10.38 56 ОТП Движется на склад 10.48 10 ОР Погрузка 11.02 14 ПР Движется к объекту 11.42 40 ОР Ожидает разгрузку 11.45 3 НР Разгрузка 12.00 15 ПР Движется на склад 12.31 31 ОР Обедает 13.16 45
Движется на склад 13.22 6 ОР Погрузка 13.41 19 ПР Маневрирование 13.44 3 ВР Движется к объекту 14.24 40 ОР Разгрузка 14.40 16 ПР Движется на склад 15.17 37 ОР Ожидает погрузку 15.20 3 НР Погрузка 15.34 14 ПР Движется к объекту 15.44 10 ОР Ремонтирует автомобиль 16.18 34 ОТП Движется к объекту 16.47 29 ОР Ожидает разгрузку 16.52 5 НР Разгрузка 17.08 16 ПР Оформляет документы 17.18 10 ВР Движется на АТП 17.36 18 ОР Сдает путевой лист 17.42 6 ПЗ Ставит автомобиль на стоянку 17.46 4 ПЗ
1.1.2 Определение суммарных затрат времени по каждому элементу.
Тi – суммарная продолжительность затрат по i-элементу, мин
а) Подготовительно – заключительная работа
Тпз =3+3+6+4+6+4 =26(мин)
б) Основная работа
Тор = 14+38+10+40+31+6+40+37+10+29+18 =273(мин)
в) Вспомогательная работа
Твр= 3+10 =13(мин)
г) Простои технологически необходимые
Тпр = 14+20+14+15+19+16+14+16 =128(мин)
д) Непроизводительная работа
Тнр = 2+3+3+5 =13(мин)
е) Простои по организационно – техническим причинам
Тотп = 56+34 =90(мин)
1.1.3 Расчет относительной величины каждого элемента в процентах от общей продолжительности рабочего дня.
Процент к общему времени наблюдений определяется по формуле:
?i= Тi /Тобщ. 100%,
где
Тi – суммарная продолжительность затрат по i-элементу, мин
Тобщ – общее время наблюдений, мин
Общее время наблюдений определяется как разница между окончанием и началом работы за вычетом перерыва на обед.
Окончание работы 17.46 = 1066 мин
Начало работы 7.58 = 478 мин
Обед 45 мин
Тобщ = 1066– 478 – 45 = 543(мин)
а) Подготовительно – заключительная работа
? пз= Тпз / Тобщ.100% = 26/ 543? 100% =4,79%
б) Основная работа
? ор= Тор / Тобщ.100% = 273/543? 100% = 50,28%
в) Вспомогательная работа
? вр= Твр / Тобщ.100% = 13/ 543. 100% = 2,39%
г) Простои технологически необходимые
? пр= Тпр / Тобщ.100% = 128/543. 100% = 23,57%
д) Непроизводительная работа
? нр= Тнр / Тобщ.100% = 13/543. 100% = 2,39%
е) Простои по организационно – техническим причинам
? нр= Топт / Тобщ.100% = 90/543. 100% = 16,57%
Суммарная продолжительность по одноименным затратам и процент к общему времени наблюдений представлены в таблице 3.
Таблица 3 Сводка одноименных затрат рабочего времени. Наименование затрат рабочего времени Индекс Суммарная продолжительность минут Процент к общему времени Подготовительно – заключительная работа ПЗ 26 4,79% Основная работа ОР 273 50,28% Вспомогательная работа ВР 13 2,39% Простои технологически – необходимые ПР 128 23,57% Непроизводственная работа НР 13 2,39% Простои по организационно – техническим причинам ОТП 90 16,57%
Итого
543 100 %
Определение коэффициента использования рабочего времени
Коэффициент использования рабочего времени
Ки = Тп / Тсм,
где
Тсм – продолжительность смены ( общее время наблюдений)
Тсм = 543(мин)
Тп – сумма затрат рабочего времени по полезным элементам, мин
К полезным элементам относятся затраты времени, необходимые для выполнения работы:
а) Оперативная работа = основная работа + вспомогательная работа
273 + 13 = 286(мин)
б) Простои под погрузкой и разгрузкой автомобиля в пределах норматива.
Норматив времени простоя под погрузкой и разгрузкой на одну ездку tпр = 30 мин.
Значит за 4 ездки, которые совершает водитель, простои под погрузку и разгрузку не должны превышать 120 мин. В данной работе простои под погрузку и разгрузку занимают 128 мин, поэтому для расчета принимаем значение равное 120 мин.
в) Подготовительно — заключительная работа в пределах норматива.
Норматив равен 0,38 ч на одну смену, т.е. 23 мин за смену, что не соответствует нашему случаю, поэтому берем 23
Тп = 286 + 120 + 23 = 429 (мин).
Значит коэффициент использования рабочего времени равен
Ки = 429 / 543 = 0,79 %
Установка причин потерь и непроизводительных затрат. Мероприятия по улучшению использования рабочего времени
Из наблюдательного листа фотографии рабочего дня водителя видно, что потери времени происходят из-за:
продолжительного оформления, сдачи путевого листа
больших затрат времени на погрузку и разгрузку, а так же на их ожидание
потеря времени из – за ремонта автомобиля, простаивания по причине поломки
Мероприятия по улучшению использования рабочего времени:
Наладить работу диспетчерской (установка четкого внутреннего распорядка, компьютеризация рабочих мест диспетчеров), чтобы сократить время на оформление, сдачу путевого листа.
В пунктах погрузки, разгрузки использовать специальные погрузо-разгрузочные средства, ускоряющие процесс. Установить четкий план погрузо-разгрузочных работ, чтобы сократить до минимума время ожидания погрузки и разгрузки.
Мойку автомобилей должны делать специально выделенные рабочие.
Расчет возможного повышения производительности труда
Возможное повышение производительности труда:
? ПТ =[ Кву / (1 – Кву )]. 100%,
где
Кву – возможное улучшение использования рабочего времени
Кву = (Т/пз + Т/пр + Т/отп+ Тнр ) / Тсм,
где
Т/пз – время подготовительно-заключительной работы
Т/пз = 3 мин.
Т/пр – время простоя под погрузкой и разгрузкой, подлежащее сокращению
Т/пр = 8 мин
Т/отп — время простоя по организационно техническим причинам
Т/отп=5,7 (т.к. условия выполнения работы нормальные)
Тнр — время непроизводительной работы
Тнр = 13
Тогда
Кву = (3+8+5.7+13) / 543 = 29.7/ 543 = 0,05
Следовательно,
? ПТ =[ 0,05 / (1 – 0,05 )]. 100% =5,26%
1.2 Определение дневного заработка водителя
Часовая тарифная ставка в соответствии с группой и грузоподъемностью автомобиля составляет счас = 63 коп. (Данные 2002 года).
Тогда минутная тарифная ставка
смин = счас / 60 =63 / 60 =1,05 коп
Проиндексировав, мы получим современную тарифную ставку
смин • Ки, где Ки – коэффициент индексации Ки =61,6.
Тогда современная тарифная ставка равна
смин = 1,05 • 61,6 = 64,68 коп = 0,647 руб.
Следовательно, тарифная зарплата равна
смин • Траб, где Траб – общее время работы
Траб = 543 мин
Значит, тарифная зарплата равна
0,647 • 543 =351,32 руб.
Доплата за классность.
Время работы на линии
Тлин = Тсм – Тпз = 543– 26 = 517 мин
Тарифная ставка водителя 3-его класса за работу на линии равна
Тлин • смин = 517• 0,647= 334,5 руб.
Тогда доплата за классность равна (10%)
0,1 • 334,5 = 33,45 руб.
Доплата за ненормированный рабочий день.
Доплата за ненормированный рабочий день может быть до 30% от тарифной ставки. В нашем случае доплата составит 20%.
0,2 • 334,5= 66,9 руб.
Премия за выполнения задания.
Премии за выполнения задания могут устанавливаться в пределах 40 – 100% от тарифа. В нашем случае премия составит 60%.
0,6 • 334,5= 200,7 руб.
Общий заработок.
Общий заработок = тарифная зарплата + доплаты + премия
351,32+ 33,45 + 66,9+200,7 =652,37 руб.
Районный коэффициент и выслуга лет.
Доплаты по районному коэффициенту и за выслугу лет (в процентах от общего заработка) для г. Хабаровска в сумме составляют 50%.
0,5 • 652,37= 326,185 руб.
Тогда дневной заработок водителя составляет общий заработок + доплаты по районному коэффициенту и за выслугу лет.
652,37 + 326,185= 978,555 руб.
Часть 2. Установление нормы времени простоя автомобиля под погрузкой и разгрузкой
Расчет коэффициента устойчивости хронометражного ряда.
Ряд хронометражных наблюдений считается устойчивым, если рассчитанный для него коэффициент устойчивости Куст меньше или равен нормативному коэффициенту устойчивости:
Куст = tmax / tmin ,
где tmax – продолжительность максимального замера
tmin – продолжительность минимального замера.
Если условие не выполняется, то ряд необходимо откорректировать путем исключения из него наиболее резко отличающихся замеров tmax или tmin. При этом общее число замеров не должно быть меньше необходимого.
А) хронометражный ряд погрузки.
Тип производства — крупносерийное производство
Характер работы — ручная работа
Для данных условий нормативный коэффициент устойчивости равен Куст норм =2,0 Необходимое количество замеров равно 12.
Куст = tmax / tmin = 8 / 4 = 2? Куст = Куст норм,
Ряд удовлетворяет требованиям, то есть ряд устойчивый.
Б) хронометражный ряд разгрузки
Таблица 4. Хронометраж операций разгрузки № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 t 7 7 8 8 7 7 8 8 8 7 7 7 8 8 6 4
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 4 5 8 8 7 7 8 8 8 6 6 5 7 7 8 8 7
Тип производства — серийное
Характер работы — машинная работа.
Для данных условий нормативный коэффициент устойчивости Куст норм =1,2 Необходимое число замеров 6.
Куст = tmax / tmin = 8 /4= 2? Куст нормуст
Ряд не удовлетворяет требованиям, то есть ряд неустойчивый, убираем
по одному наблюдению, пока ряд не станет устойчивым.
Куст = 7/6= 1.17
Куст норм >Куст
Ряд удовлетворяет требованиям, то есть ряд устойчивый.
Таблица 5. Обработка данных хронометражного ряда.
Наименование
операций
Продолжительность
наблюдений Суммарная продолжительность уст. хр.ряда Количество учитываемых наблюдений Нормальная продолжительность
Куст фактический
Куст нормативный Погрузка
8
6
8
6
6
5
4
8
5
8
6
8
8
6
4
8
7
5
5
8
8
8
8
6
6
8
8
8
7
6
7
7
5
221
33
6,7
2,0
2,0 Разгрузка
7
7
7
7
7
7
7
6
7
7
6
6
7
7
102
15
6.8
1.17
1.2
2.2 Определение нормы времени простоя автомобиля под погрузкой и разгрузкой
Норма штучного времени простоя под погрузкой и разгрузкой определяется по формуле:
tшт = tоп • ( 1 + х / 100 ) ,
где
tоп – полезное оперативное время на погрузку и разгрузку, мин
х – время обслуживания рабочего места и на отдых и личные надобности, % от оперативного времени.
tоп = tср,
где
tср – средняя арифметическая величина устойчивого хронометражного ряда.
А) норма времени простоя под погрузкой
tоп = tср =221 / 33 =6,7 (мин)
х = 5 % ( т.к. условия выполнения работы нормальные)
Тогда
tшт = tоп • ( 1 + х / 100 ) = 6,7• (1 + 5 / 100 ) = 7,05 мин
Б) норма времени простоя под разгрузкой
tоп = tср =102 /1 5 =6.8 (мин)
х = 5 % ( т.к. условия выполнения работы нормальные)
Тогда
tшт = tоп • ( 1 + х / 100 ) = 6.8 • (1 + 5 / 100 ) = 7.14 мин
Литература
Александров Л. А. Техническое нормирование труда на автомобильном транспорте: Учебник для учащихся автотрансп. техникумов. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Транспорт. 1986. – 207 с.
2.Нормирование труда водителей: Методические и задания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономика труда и управление персоналом» для студентов специальности 240100 «Организация перевозок и управление на транспорте» / Сост. Е.Е. Диденко. – Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. техн. ун-та, 2002. – 12с.