[ИИБ1] 1. Введение.
Рыночная экономика предполагаетстановление и развитие предприятий различных организационно — правовых форм,основанных на разных видах частной собственности, появление новых собственников- как отдельных граждан, так и трудовых коллективов предприятий. Появился такойвид экономической деятельности, как предпринимательство — это хозяйственнаядеятельность, т.е. деятельность, связанная с производством и реализациейпродукции, выполнением работ, оказанием услуг или же продажей товаров, необходимыхпотребителю. Она имеет регулярный характер и отличается, во-первых, свободой ввыборе направлений и методов деятельности, самостоятельностью в принятиирешений (разумеется, в рамках законов и нравственных норм), во-вторых,ответственностью за принимаемые решения и их последствия. В-третьих, этот виддеятельности не исключает риска, убытков и банкротств. Наконец,предпринимательство четко ориентировано на получение прибыли, чем в условияхразвитой конкуренции достигается и удовлетворение общественных потребностей.Это важнейшая предпосылка и причина заинтересованности в результатах финансово- хозяйственной деятельности. Реализация этого принципа на деле зависит нетолько от предоставленной предприятиям самостоятельности и необходимостифинансировать свои расходы без государственной поддержки, но и от той долиприбыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налогов.Кроме того, необходимо создать такую экономическую среду, в условиях которойвыгодно производить товары, получать прибыль, снижать издержки.
Под финансированием предприятияпонимают привлечение необходимого для приобретения основных и оборотных фондовпредприятия капитала, иными словами, покрытие потребности в капитале. [1] см. списоклитературы
2.Финансы предприятия.
2.1. Основыорганизации финансов предприятий.
В соответствии с Законом “Опредприятиях и предпринимательской деятельности в РСФСР” от 25 декабря 1990г.предприятие — это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный дляведения хозяйственной деятельности,которая осуществляется в целях извлечения прибыли и удовлетворения общественныхпотребностей.
Как правило, предприятие выступаетюридическим лицом, что определяется совокупностью признаков: обособленностьюимущества, ответственностью по обязательствам этим имуществом, наличиемрасчетного счета в банке, выступлением от своего имени. Обособленностьимущества выражается наличием самостоятельного бухгалтерского баланса, на которомчислится имущество предприятия.
Финансовые отношения предприятиявозникают тогда, когда на денежной основе происходит формирование собственныхсредств предприятия, его доходов, привлечение заемных источниковфинансирования хозяйственной деятельности, распределение доходов,образующихся в результате этой деятельности, их использование на целиразвития предприятия.
Организация хозяйственнойдеятельности требует соответствующего финансового обеспечения, т. е.первоначального капитала, который образуется из вкладов учредителейпредприятия и принимает форму уставногокапитала. Это важнейший источник формирования имущества любого предприятия.Конкретные способы образования уставного капитала зависят от организационно — правовой формы предприятия.
При создании предприятия уставнойкапитал направляется на приобретениеосновных фондов и формирование оборотных средств в размерах, необходимых дляведения нормальной производственно — хозяйственной деятельности, вкладываетсяв приобретение лицензий, патентов, ноу-хау, использование которых являетсяважным доходообразующим фактором. Таким образом, первоначальный капиталинвестируется в производство, в процессе которого создается стоимость,выражаемая ценой реализованной продукции. После реализации продукции онапринимает денежную форму — форму выручки от реализации произведенных товаров,которая поступает на расчетный счет предприятия.
Выручка — это еще не доход, ноисточник возмещения затраченных на производство продукции средств иформирования денежных фондов и финансовых резервов предприятия. В результатеиспользования выручки из нее выделяются качественно разные составные частисозданной стоимости.
Прежде всего это связано сформированием амортизационного фонда, который образуется в виде амортизационныхотчислений после того, как износ основных производственных фондов инематериальных активов примет денежную форму. Обязательным условием образованияамортизационного фонда является продажа произведенных товаров потребителю ипоступление выручки.
Поскольку материальную основусоздаваемого товара составляют сырье, материалы, покупные комплектующиеизделия и полуфабрикаты, их стоимость наряду с другими материальными затратами,износом основных производственных фондов, заработной платой работников составляютиздержки предприятия по производству продукции, принимающие форму себестоимости.До поступления выручки эти издержки финансируются за счет оборотных средствпредприятия, которые не расходуются, а авансируются в производство. Послепоступления выручки от реализации товаров оборотные средства восстанавливаются,а понесенные предприятием издержки по производству продукции возмещаются.
Обособление издержек в видесебестоимости дает возможность сопоставить полученную от реализациипродукции выручку и произведенные затраты. Смысл инвестирования средств впроизводство продукции состоит в получении чистого дохода, и если выручкапревышает себестоимость, то предприятие получает его в виде прибыли.
Прибыль и амортизационныеотчисления являются результатом кругооборота средств, вложенных в производство,и относятся к собственным финансовым ресурсам предприятия, которыми онираспоряжаются самостоятельно. Оптимальное использование амортизационныхотчислений и прибыли по целевому назначению позволяет возобновить производство продукции на расширенной основе.
Назначение амортизационныхотчислений — обеспечивать воспроизводство основных производственных фондов инематериальных активов. В отличие отамортизационных отчислений прибыль не остается полностью в распоряжениипредприятия, ее значительная часть в виде налогов поступает в бюджет, чтоопределяет еще одну сферу финансовых отношений, которые возникают междупредприятием и государством по поводу распределения созданного чистого дохода.
Прибыль, остающаяся в распоряжениипредприятия — это многоцелевой источник финансирования его потребностей, ноосновные направления ее использования можно определить как накопление ипотребление. Пропорции распределения прибыли на накопление и потреблениеопределяют перспективы развития предприятия.
Амортизационные отчисления и частьприбыли, направляемая на накопление, составляют денежные ресурсы предприятия,используемые на его производственное и научно — техническое развитие,формирование финансовых активов — приобретение ценных бумаг, вклады в уставнойкапитал других предприятий и т. п. Другая часть прибыли, используемая нанакопление, направляется на социальное развитие предприятия. Часть прибылииспользуется на потребление, в результате чего возникают финансовые отношениямежду предприятием и лицами, как занятыми, так и не занятыми на предприятии.
В современных условияххозяйствования распределение и использование амортизационных отчислений иприбыли на предприятиях не всегда сопровождается созданием обособленныхденежных фондов. Амортизационный фонд как таковой не формируется, а решение вопроса о распределении прибылив фонды специального назначения оставлено в компетенции предприятия, но этоне меняет сущности распределительных процессов, отражающих использованиефинансовых ресурсов предприятия.
Поскольку финансы предприятия как отношения являютсячастью экономических отношений, возникающих в процессе хозяйственной деятельности,принципы их организации определяются основами хозяйственной деятельностипредприятий. Исходя их этого, принципы организации финансов можносформулировать следующим образом: самостоятельность в области финансовойдеятельности, самофинансирование, заинтересованность в итогах финансово — хозяйственной деятельности, ответственность за ее результаты, контроль зафинансово — хозяйственной деятельностью предприятия.
Самофинансирование — обязательноеусловие успешной хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночнойэкономики. Этот принцип базируется на полной окупаемости затрат по производствупродукции и расширению производственно — технической базы предприятия, онозначает, что каждое предприятие покрывает свои текущие и капитальные затратыза счет собственных источников. При временной недостаточности в средствахпотребность в них может обеспечиваться за счет краткосрочных ссуд банка икоммерческого кредита, если речь идет о текущих затратах, и долгосрочныхбанковских кредитов, используемых на капитальные вложения.
Хозяйственная деятельностьпредприятия неразрывно связана с его финансовой деятельностью. Предприятиесамостоятельно финансирует все направления своих расходов в соответствии спроизводственными планами, распоряжается имеющимися финансовыми ресурсами,вкладывая их в производство продукции в целях получении прибыли.
Финансовые ресурсы предприятия,направляемые на его развитие, формируются за счет:
амортизационныхотчислений;
прибыли,получаемой от всех видов хозяйственной и финансовой деятельности;
дополнительныхпаевых взносов участников в товариществах;
средств,получаемых от выпуска облигаций;
средств,мобилизуемых с помощью выпуска и размещения акций в акционерных обществахоткрытого и закрытого типов;
долгосрочногокредита банка и других кредиторов (кроме облигационных займов);
другихзаконных источников (например, добровольных безвозмездных взносов предприятий,организаций, граждан).
Принцип самофинансирования пока неможет быть обеспечен на предприятиях, выпускающих необходимую потребителюпродукцию с высокими затратами на ее производство и не обеспечивающихдостаточный уровень рентабельности по разным объективным причинам. К ним относятсяпредприятия жилищно — коммунального хозяйства, пассажирского транспорта,сельскохозяйственные и другие предприятия, получающие ассигнование из бюджета.То же характерно и для предприятий оборонного значения, хозяйственнаядеятельность которых не может считаться предпринимательской и финансируется засчет средств, полученных от реализации продукции. [1]
2.2.Планирование финансов.
2.2.1. Понятиепланирования.
Финансовое планирование — этопланирование всех его доходов и направлений расходования денежных средств дляобеспечения развития предприятия. Финансовое планирование осуществляетсяпосредством составления финансовых планов разного содержания и назначения взависимости от задач и объектов планирования.
Исходя из этого финансовые планыможно разделить на перспективные, текущие и оперативные.
Примером сочетания перспективного итекущего планирования является бизнес-план, который принято разрабатывать в развитыхкапиталистических странах при создании нового предприятия или обоснованиипроизводства новых видов продукции. Он составляется на период от трех до пятилет, поскольку плановые разработки на более длительные периоды не могут бытьдостоверными.
Бизнес-план не является толькофинансовым планом, он необходим для разработки стратегии финансирования ипривлечения конкретного инвестора на определенных условиях к участию в созданиинового предприятия или финансированию новой производственной программы.
Составление бизнес-плана,несомненно, способствует внутреннему управлению предприятием, так как онразрабатывается на основе постановки целей, способов их практическогоосуществления, увязки финансовых, материальных и трудовых ресурсов.Профессиональное составление бизнес-плана позволяет сохранить средстваинвесторов и снижает вероятность банкротства. [1]
Руководство предприятия все времянаходится перед необходимостью выбора. Оно должно осуществлять выбороптимальной цены реализации, принимать решения в области кредитной и инвестиционной политики и много другое.
Необходимо добиться такогоположения, чтобы вся деятельность предприятия в комплексе была бы рентабельна иобеспечивала бы денежные поступления в объеме, удовлетворяющем заинтересованныев результатах работы предприятия группы лиц (владельцев, кредиторов и пр.).Описание ожидаемых результатов экономической деятельности в будущий периодимеет место при составлении бюджетов (планов) предприятия.
Как правило, различаюткраткосрочное и долгосрочное планирование. Значение некоторых из принимаемыхрешений распространяется на очень долгую перспективу. Это относится, например,к решениям в таких областях, как приобретение элементов основного капитала,кадровая политика, определение ассортимента выпускаемой продукции. Такиерешение определяют деятельность предприятия на много лет вперед и должны бытьотражены в долгосрочных планах (бюджетах), где степень детализованности обычнобывает довольно невысока. Долгосрочные планы должны представлять собой своегорода рамочную конструкцию, составнымиэлементами которой являются краткосрочные планы.
В основном на предприятияхиспользуется краткосрочное планирование и имеют дело с плановым периодом,равным одному году. Это объясняется тем, что за период такой протяженности, какможно предположить, происходят все типичные для жизни предприятия события,поскольку за этот срок выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. По временигодовой бюджет (план) можно разделить на месячные или квартальные бюджеты(планы).
Невозможно выработать общиеправила, устанавливающие степень детализации бюджета. В первую очередь оназависит от того, насколько высок уровень надежности составляемых расчетов.Кроме того, на каждом конкретном предприятии необходимо оценить степеньнеобходимой детализации бюджетов для обеспечения координации отдельныхзапланированных действий. [3]
2.2.2. Цели планирования.
Цели планирования могут бытьразличны на разных предприятиях. Функциям планирования может придаваться разноезначение в зависимости от вида и величины предприятия.
Бюджет как экономический прогноз. Руководство любогопредприятия независимо от его вида и величины обязано знать, какие задания вобласти экономической деятельности оно может запланировать на следующий период.Как указывалось в предыдущем параграфе, группы заинтересованных вдеятельности предприятия лиц предъявляютопределенные минимальные требования к результатам его работы. К тому же припланировании некоторых видов деятельности необходимо знать, какие экономическиересурсы требуются для выполнения поставленных задач. Это относится, например, кпланированию в области привлечения капитала (приобретения кредитов, увеличениеакционерного капитала и т.п.) и определения объема инвестиций.
Бюджет как основа для контроля. Помере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрироватьфактические результаты деятельнсоти предприятия. Сравнивая фактическиепоказатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетныйконтроль. В этом смысле основное внимание уделяется показателям, которыеотклоняются от плановых, и анализируются причины этих отклонений. Таким образомпополняется информация обо всех сторонах деятельности предприятия. Бюджетныйконтроль позволяет, например, выяснить, что в каких-либо областях деятельностипредприятия намеченные планы выполняются неудовлетворительно. Но можно,разумеется, предположить и такую ситуацию, когда окажется, что сам бюджет былсоставлен на основе нереалистичных исходных положений. В обоих случаяхруководство заинтересовано в получении информации об этом, с тем чтобыпредпринять необходимые действия, т.е. изменить способ выполнения планов илиревизовать положения, на которых основывается бюджет.
Бюджет как средство координации.Бюджет представляет собой выраженную в стоимостных показателях программудействий (план) в области производства, закупок сырья или товара, реализациипроизведенной продукции и т.д. В программе действий должна быть обеспеченавременная и функциональная координация (согласование) отдельных мероприятий.Рентабельность сбыта зависит, например, от величины ожидаемой цены поставщика иусловий производства; количество выпускаемой продукции — от ожидаемого объемареализации; величина отпускной цены — от того, каких объемов закупок сырья иматериалов требует программа производства и реализации; и т.д.
Бюджет как основа для постановкизадачи. Разрабатывая бюджет на следующий период, необходимо принимать решениязаблаговременно, до начала деятельности в этот период. В таком случаесуществует большая вероятность того, что разработчикам плана хватит времен длявыдвижения и анализа альтернативных предложений, чем в той ситуации, когдарешение принимается в самый последний момент.
Бюджет как средство делегированияполномочий. Одобрение руководством предприятия бюджета (плана) подразделения служит сигналом того, что вдальнейшем оперативные решения принимаются на уровне этого подразделения(децентрализованно), если они не выходят за установленные бюджетом рамки. Еслиже бюджеты на уровне подразделений не разрабатываются, руководство предприятиявряд ли будет в такой степени склонно к децентрализации процесса принятияоперативных решений. [3]
2.2.3. Организацияпланирования.
Организация планирования зависит отвеличины предприятия. На очень мелких предприятиях не существует разделенияуправленческих функций в собственном смысле этого слова, и руководители имеютвозможность самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятияхработа по составлению бюджетов (планов) должна производиться децентрализованно.Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольшийопыт в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства ит.д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются предложения относительно техдействий, которые было бы целесообразно предпринять в будущем.
Как показано п.2.2.2, бюджетыподразделений разрабатываются не изолированно друг от друга. При расчете,например, плановых показателей реализации, а значит и величины покрытиянеобходимо знать условия производства и запланированные отпускные цены. Чтобыобеспечить действенную систему координации, на многих предприятияхразрабатывается инструкция по составлению бюджетов, в которой содержитсяповременной план, а также распределение обязанностей и ответственности при расчете бюджетныхпоказателей.
В литературе о планировании напредприятиях обычно различают две схемы организации работ по составлениюбюджетов (планов): по методу break-down (сверху-вниз) и по методу build-up(снизу-вверх). По методу break-downработа по составлению бюджетов начинается “сверху”, т.е. руководствопредприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели поприбыли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мерепродвижения на более низкие уровни структуры предприятия, форме включаются в планы подразделений. Пометоду build-up поступают наоборот. Например, расчет показателей реализацииначинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отделареализации предприятия сводит эти показатели в единый бюджет (план), который впоследствии может войти составной частью в общий бюджет (план) предприятия.
Методы break-down и build-upпредставляют две противоположные тенденции. На практике не целесообразноиспользовать только один из этих методов. Планирование и составление бюджетовпредставляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлятькоординацию бюджетов различных подразделений. [3]
2.2.4. Процесспланирования.
Предприятие должно осуществлятьпланирование и контроль в двух основных экономических областях. Речь идет оприбыльности (рентабельности) его работы и финансовом положении. Поэтому бюджет(план) по прибыли и финансовый план (бюджет) являются центральными элементамивнутрифирменного планирования. [3]
Планирование потребности воборотном капитале. На предприятии необходимо проводить планированиеиспользование как основного, так иоборотного капитала. Важным фактором планирования использования оборотногокапитала является планирование времени поступления дохода и расхода. Наличиеоборотного капитала предприятия должно покрывать расходы со времени началапроизводства до оплаты продукта потребителем.
Планирование потребностей восновном капитале. По мере развития предприятия станки изнашиваются, изменяетсятехнология, требуются новые здания, оборудование, компьютеры. Часто срокиприобретения основного капитала достаточно велики.
Это означает, что важно включитьфинансовое планирование в процесс стратегического планирования предприятия.Если предприятие хочет завоевать новые рынки и расширить производство продукта,оно должно позаботиться о потребности в капитале в процессе формированиядолгосрочных планов по маркетингу и основных исследований по производственнымметодам.
Планирование источников дохода.Известно много источников фондов предприятия, включая доход от продажипродукции, инвестиции ее собственников, а также займа. Задача прежде всегосостоит в нахождении лучшего источника для каждой потребности и именно в то время, когда возникает такая потребность.
Качественное планирование заключаетсяв том, чтобы получать необходимые фонды не только вовремя, но и по самой низкойцене. Для этого нужно найти банк, который может их предоставить в настоящеевремя, соотнести источник фондов с целью, для которой они будут использоваться,сбалансировать различные источники, так как нельзя полагаться лишь набанковские займы, только на выпуск акций или поступлений с доходов. Вчастности, нужно правильно выбрать время: продавать акции, когда рынок акцийпроцветает, не брать взаймы, когда учетные ставки высоки и т.д. [4]
2.3. Управление финансами.
2.3.1. Управление активами.
Существуют следующие основныенаправлен расходования фондов большинства предприятий: закупка сырья, деталей,запасов, зарплата рабочим и служащим, процент, плата по счетам за коммунальныеуслуги, налоги.
Увеличение активов. Наличныеденьги, выручка от реализации, запасы, оборудование, здания, земля — все этоактивы. Любое увеличение активов означает использование фондов.
Уменьшение пассивов. Пассивпредприятия включает все, что оно должно другим: банковские займы, выплатапоставщикам и налоги. Фонды, получаемые предприятием, могут пойти на уменьшение пассива, например, возвратбанковских займов.
Платежи собственникам. В частныхпредприятиях и товариществах все, что осталось после увеличения активов иуменьшения пассивов, принадлежит владельцам. В корпорациях капитал, которыйпредприятие не используют на себя, выплачивается владельцам в видедивидендов.[4]
2.3.2. Управление текущими активами.
Под текущими активами понимаютсяактивы, которые предприятие может держать в пределах года.
Цикл оборотного капитала. Текущиеактивы используются в качестве оборотного капитала. Фонды, используемые вкачестве оборотного капитала, проходят определенный цикл. Ликвидные активыиспользуются для покупки исходных материалов, которые превращают в готовуюпродукцию; продукция продается в кредит, создавая счета дебиторов; счетадебитора оплачиваются и инкассируются, превращаясь в ликвидные активы.
Эффективное использованиеоборотного капитала. Любые фонды, не используемые для нужд оборотного капитала,могут быть направлены на оплату пассивов. Кроме того, они могут использоватьсядля приобретения основного капитала или выплачены в виде доходов владельцам.Один из способов экономии оборотного капитала заключается в совершенствованииуправления материально-техническими ресурсами (запасами) посредством:
— планирования закупок необходимыхматериалов;
— введения жестких производственныхсистем;
— использования современныхскладов;
— совершенствования прогнозированияспроса;
— быстрой доставки.
Второй путь сокращения потребности в оборотномкапитале состоит в уменьшении счетов дебиторов путем ужесточения кредиткойполитики, в оценке ненужных фондов, которые могли бы быть использованы длядругих целей, в оценке счетов, предъявляемых к оплате.
Третий путь сокращения издержекоборотного капитала заключается в лучшем использовании наличных денег. Побанковским счетам, на которых фирмы держат свои ликвидные активы, процент неуплачивается. Однако другие ликвидные активы (краткосрочные государственныеценные бумаги, депозитные сертификаты, разновидность единовременного займа,называемая перекупочным соглашением) приносят доход в виде процентов.[4]
2.3.3. Управлениеосновными активами.
К основным активам относятся те,которые фирма использует больше года. Они включают основной капитал и природныересурсы. Одной из обязанностей финансистов является выбор вариантаиспользования имеющихся фондов: на приобретение основного капитала илиувеличение текущих активов, или сокращение пассива, или на уплатусобственникам. При принятии решения необходимо сравнить стоимость новогокапитала с дополнительной стоимостью или с размерами сокращения расходов, ккоторому приведет его использование.
Решение о приобретении основногокапитала складывается в процессе составления сметы капиталовложений и ихокупаемости. Это сложный процесс, поскольку “плюсы” добавочных основных активовобычно проявляются по прошествии нескольких лет.
То обстоятельство, что главным дляфинансистов является основной капитал, не должно отвлекать их от необходимостиэффективного управления недвижимостью. [4]
2.4. Анализ финансового состоянияпредприятия.
2.4.1. Задачи анализа и данные, используемые
прианализе.
Финансовое состояние предприятиянеобходимо анализировать с позиций икраткосрочной, и долгосрочной перспектив, так как критерии его оценки могутбыть различны, состояние финансовпредприятия характеризуется размещением его средств и источников ихформирования, анализ финансового состояния проводится с целью установить,насколько эффективно используются финансовые ресурсы, находящиеся враспоряжении предприятия. Финансовую эффективность работы предприятияотражают: обеспеченность собственными оборотными средствами и их сохранность,состояние нормируемых запасов товарно-материальных ценностей, состояние и динамикадебиторской и кредиторской задолженности, оборачиваемость оборотных средств,материальное обеспечение банковских кредитов, платежеспособность.
Устойчивое финансовое положениепредприятия зависит прежде всего от улучшения таких качественных показателей,как — производительность труда, рентабельность производства, фондоотдача, атакже выполнения плана по прибыли. Рациональному размещению средств предприятияспособствует правильная организация материально-технического обеспеченияпроизводства, оперативная деятельность по ускорению денежного оборота. Поэтомуанализ финансового состояния производится на завершающей стадии анализафинансово-хозяйственной деятельности. В то же время финансовые затрудненияпредприятия, отсутствие средств для своевременных расчетов могут повлиять настабильность поставок, нарушить ритм материально-технического снабжения. Всвязи с этим анализ финансового состояния предприятия и анализ других сторонего деятельности должны взаимно дополнять друг друга.
Задачами анализа является общаяоценка финансового анализа, проверка расходования средств по целевомуназначению, выявление причин финансовых затруднений, возможностей улучшенияиспользования финансовых ресурсов, ускорения оборота средств и укрепленияфинансового положения.
В связи с различным функциональнымназначением и особенностями использования в планировании и учете средствапредприятия подразделяются на основные и оборотные.
К основным относятся средствастоимостью не менее 500 т.р. за единицу независимо от срока службы, а так жесо сроком службы не менее одного года, независимо от их стоимости. Основныесредства функционируют в течение ряда лет, не меняя формы. Их стоимостьотносится на затраты производства в течениевсего срока их эксплуатации. К оборотным относятся средства предприятия,обеспечивающие создание производственных запасов и авансирование затрат впроцессе производства и реализации продукции. Наряду с запасами сырья иматериалов они включают незавершенное строительство, готовую продукцию до еереализации, денежные средства и дебиторскую задолженность.
Главным фактором, определяющимфинансовое положение предприятия является состояние его оборотных средств.Оборотными средствами называются денежные ресурсы, необходимые для созданияпроизводственных запасов, авансирования затрат для обеспечения непрерывностипроцесса производства и реализации продукции. По методам планирования ониделятся на нормируемые и ненормируемые.
Нормируемыми называют оборотныесредства, по которым устанавливается норматив минимальных запасов, необходимыхдля производства и реализации продукции. Ненормируемыми называются оборотныесредства, по которым нормативы не устанавливаются (денежные средства, расчеты спокупателями за отгруженную продукцию, различные расчеты с организациями илицами, недостачи и т.п.).
Оборотные средства, обслуживающиепроизводство, включая материалы, топливо, малоценные предметы, тару, запасныечасти называются средствами в сфере производства. В них сосредоточена основнаячасть оборотных средств предприятия. Оборотные средства в сфере обращенияпредназначены для бесперебойного процесса реализации продукции, своевременногосовершения расчетов и состоят из готовой продукции, товаров отгруженных, денежныхсредств и средств в расчетах. Источники формирования оборотных средств делятсяна собственные и заемные. Собственные и приравненные к ним средства выделяютсяна покрытие запасов и расходов будущих периодов в минимальных размерах ипостоянно находятся в распоряжении предприятия. Заемные оборотные средстваиспользуются для покрытия сезонных затрат и запасов и временных потребностей всредствах, связанных, например, с перевыполнением производственных заданий.
Основной источник данных дляанализа финансовой деятельности предприятия — отчетный бухгалтерский баланс,приложения к балансу. Движение уставного фонда и другие отчетные формы, которыедетализируют содержание его отдельных статей и позволяют исследовать факторы,повлиявшие на финансовые показатели. Кроме того, привлеченные данныефинансового плана, показывают сроки образования дебиторской и кредиторскойзадолженности и д.р.
Бухгалтерский баланс характеризуетсостав, размещение и назначение средств предприятия на определенную дату.Баланс имеет форму таблицы, состоит из двух частей — актива и пассива. Вактиве показывают состав, размещение ииспользование средств, сгруппированных в зависимости от их функциональной ролив хозяйстве.
Группировка экономически однородныхстатей баланса увязана с источниками их образования. Анализ баланса заключаетсяв раскрытии внутренней связи и взаимозависимости отдельных разделов актива ипассива баланса.
Раздел I актива “Основные средства (фонды) ивнеоборотные активы” отражает основные и отвлеченные средства предприятия. Вактиве баланса основные средства (фонды) отражаются по первоначальной стоимостис одновременным отражением их износа в пассиве баланса. К отвлеченнымотносятся средства, изъятые из хозяйственного оборота предприятия (платежи изприбыли в бюджет, уплата банку процентов за кредит, перечисление средстввышестоящей организации), отчисления в фонды. В этом же разделе отражаютсяубытки.
Раздел II актива “Нормируемыеоборотные средства” отражает не только фактические остатки, но и установленныенормативы по всей группе средств. Поэтому данный раздел баланса содержит четыреграфы показателей: нормативы и фактические остатки на начало и конец отчетногопериода.
Раздел I пассива “Источникисобственных и приравненных к нимсредств” включает уставной фонд, износ основных средств, безвозвратноефинансирование и прибыль. В заключительном балансе безвозвратное финансированиеприсоединяется к уставному фонду.
К источникам, приравненным ксобственным, относятся устойчивые пассивы — привлеченные предприятием средства,имеющие постоянный (устойчивый) характер. Здесь же отражаются средства, изъятыеу предприяти