Реферат по предмету "Менеджмент (Теория управления и организации)"


Факторы, симптомы и причины кризисов на предприятии

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
(ИНЭП)Реферат
по предмету «Антикризисное управление»на тему
«Факторы, симптомы и причины кризисов на предприятии».
                                                   Студентки  Жанкевич Н.А.
                                               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                         Москва2006 г.
Содержание.
                                                                                            Стр.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………3-4
ГЛАВА 1.    Возникновениекризисов на предприятии……………5
              1.1.Понятие кризисов и причины их возникновения…..5-7
              1.2.Симптомы и факторы кризисов……………………..8-9
ГЛАВА 2.    Последствиякризисов и антикризисные меры…...9-11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….......12
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………..….13
ВВЕДЕНИЕ.
Вступление экономики Россиив рыночные отношения, открытие отечественного рынка для товаровзарубежных предприятий постави­ли большинство российских организаций всложное финансовое и эко­номическое положение. Результатом этогоявились рост неплатежес­пособности и последующее банкротство организаций.
В мире не было ни одной организации,кото­рая в той или иной мере в своейпроизводственно-хозяйственной дея­тельности не испытала на себе кризисныеявления, экономические и финансовые проблемы, нередко приводящие кбанкротству. Особая острота проявилась и проявляется в России всилу определенных осо­бенностей перехода ее экономики на рыночныеотношения. В связи с этим перед руководством организаций,органами государственной и муниципальной власти встают задачипредотвратить кризисные явле­ния и обеспечить устойчивое положениеорганизаций, ибо банкрот­ство одних организаций часто вызываетухудшение финансового со­стояния (платежеспособности) многих других,порождая так называе­мый эффект домино.
Решение задач попредотвращению кризисных явлений или смяг­чения их влияния нарезультаты деятельности организаций возмож­но с помощью системы мер,именуемой в России — «антикризисное управле­ние».
Основной целью антикризисного управленияорганизацией должно быть обеспечение в течение длительногопериода ее конкурентного преимущества (или равновесия на рынке), котороепозволит за счет реализации продукции получать достаточно денежных средств для оплатывсех обязательств, сохранения надежной финансовой устойчи­востии дальнейшего развития производства.
Наиболее подробно в своейработе хочу рассмотреть факторы, симптомы и причины кризисов на предприятии.А также определить некоторые пути их решения.
Кризисным явлениямподвержены организации любых форм собственности (государственные, акционерные,частные и т. д.), вида деятельности и крупности. В связи с этим проблема управления организациями в такихусловиях для России весьма актуальна.
Целью контрольной работы являетсяраскрыть понятие кризисов,  причины ихвозникновения, симптомы и факторы кризисов, а также  последствия кризисов для  предприятия
ГЛАВА 1.    Возникновение кризисов на предприятии.
1.1.        Понятие кризисов и причины ихвозникновения.
Кризис — это крайнее обострениевнутрипроизводственных и соци­ально-экономическихотношений, а также отношений организации с внешнеэкономической средой.
Кризисные ситуации могут возникать налюбой стадии деятельнос­ти организации как в период становления иразвития, так и в период стабилизации и расширения производства и,наконец, при начале спада и т. п.
Мировая рыночная экономикане знает примеров организаций, ко­торых когда-либо некоснулись кризисные ситуации в той или иной мере.
Очень важными в решениипроблем управления являются следую­щие вопросы: в какиепериоды развития организации может возникнуть в ней и получитьразвитие кризис; насколько опасность возникновения кризиса определяетсярискованным изменением самой организации и как это может быть связано сразвитием экономической среды, в кото­рой функционирует рассматриваемаяорганизация.
Практика показывает, что кризисы отражаютсобственные рит­мы развития каждойотдельной организации, подчас не совпадаю­щие с ритмами общественного развития или развития других орга­низаций. Каждая организация имеет свой потенциалразвития и ус­ловия его осуществления,при этом она подчиняется законо­мерностямциклического развития всей социально-экономической системы. Поэтому на организацию постоянновоздействуют как внешние факторы,определяемые воздействием общих циклов эко­номики, так и внутренние, зависящие от собственных циклов и кри­зисного развития.
Кризисные ситуации преждевсего выражаются в колебаниях объе­ма производства и сбытапродукции, роста кредиторской задолженнос­ти поставщикам, банкам,налоговым органам, в дефиците оборотных средств и т. п., так какименно эти причины служат предпосылкой появ­ления состояниянеплатежеспособности организации.
До банкротства организации проходят рядстадий состояния от эпи­зодической (временной) неспособности выполнять в полномобъеме и своевременно свои обязательства до длительной, отдлительной до хро­нической неспособности, от хронической до кризисного ибезнадежно­го состояния, т. е. полного финансовогобанкротства. 
Причина кризиса — событияили явления, вследствие которых по­являются симптомы и далеефакторы кризиса.
Например, в организации причинами могутбыть финансово-эконо­мические просчеты, общее положениеэкономики, низкая квалифика­ция персонала, недостатки системымотивирования.
С точкизрения воздействия на организацию причины возникно­вения кризиса в ней можноклассифицировать на внешние и внут­ренние.Внешние определяют воздействие среды, в которой сущест­вует организация, а возникновение внутреннихпричин зависит от си­туации в самойорганизации. К внутренним факторам относятся:
— управленческие: высокий уровеньпредпринимательского риска, недостаточное знание коньюктуры рынка,неэффективный финансовый менеджмент, отсутствие гибкости управления и т.д.;
— производственные: устаревшие и изношенныеосновные фонды, низкая производительность труда, высокая материалоемкость,высокие энергозатраты;
— рыночные: низкая конкурентноспособность,зависимость от узкого круга поставщиков и покупателей.
         Внешниепричины определяются состоянием экономики (рост инфляции,нестабильность налоговой системы, рост безработицы, снижение уровня доходовнаселения), деятельностью государства, состоянием от­расли,к которой относится рассматриваемая организация, а также воздействиемстихии. А также влияние оказывают рыночные факторы: снижение емкостивнутреннего рынка, усиление монополизма на рынке, нестабильность валютногорынка.
         Таккак внешние факторы характеризуют экономическую обстановку, вкоторой функционирует организация и от которой она не может не зависеть.Если экономика находится в состоянии системного кризиса, этоотражается на функционировании отдельной организации, причем длякаждой по-разному. Все зависит от вида собственности организа­ции, вида еедеятельности и от экономического и профессионального потенциала.При этом следует иметь в виду, что каждая организация по-разномуреагирует на соотношение влияющих на ее состояние внут­реннихи внешних факторов. Так, при возникновении системного кри­зиса ряд организациймгновенно разрушается, другие изо всех сил со­противляютсякризисным явлениям, третьи находят разные возмож­ности использоватьвлияние внешних факторов во благо себе, может быть, временно, вхаосе общих кризисных явлений.
     Это может объясняться многими причинами, среди которыхесть и антикризисныйпотенциал, профессиональное управление, повышен­ная экономическая активность, но при этом нельзясбрасывать со сче­тов стечение обстоятельств и удачные рискованные решения.
Однако возможно и такоеположение, при котором даже при весьма благоприятной внешнейэкономической обстановке орга­низация входит в глубокий кризис. В этом случае причинами,ско­рее всего, могут быть внутренние факторыразвития.
К проблеме возникновения кризисовв организации следует подхо­дить с системных позиций. Любаяорганизация является целостной си­стемой, она состоит из взаимосвязанныхэлементов, частей, компонен­тов и пр. При этом развитие организации, даже приее количественном росте, не изменяет общих характеристик еецелостности, если, конеч­но, не происходит ее разрушения.
         Чтобы иметь возможность своевременнозапускать программы ан­тикризисногоуправления, необходимо различать факторы, симптомы и причины кризиса.
1.2.        Симптомы и факторы кризисов.
Симптомы проявляются в показателях и,что очень важно, в тен­денцияхих изменения, отражающих функционирование и развитие организации.Так, анализ показателей производительности труда, эф­фективностидеятельности, фондоотдачи, энерговооруженности про­изводства,финансового состояния или таких, как текучесть персонала, дисциплина,удовлетворенность трудом, конфликтность и др., могут характеризоватьположение производственной организации относи­тельно наступлениякризиса.
При этом величина и динамикапоказателей могут оцениваться и относительно установленной рекомендуемойвеличины (допуски из­менений), и относительно их значений впоследовательные промежут­ки времени.
Симптомом кризисного развития может быть, например, несо­ответствиепоказателей закономерным соотношениям либо резкие снижения показателей вопределенные временные интервалы. Од­нако невсегда симптомы ухудшения состояния организации приво­дят к ее кризису. Симптом — это только внешнеепроявление начала «болезни» организации, но к самой «болезни» — кризисуприводят причины его возникновения.Именно причины лежат в основе возникновениясимптомов, а потом и факторов, свидетельствующих о наступлении кризиса.
Система в процессе своейжизнедеятельности может находиться либо в устойчивом, либо внеустойчивом состоянии.
Различаютстатическую и динамическую устойчивость.
Факторы, влияющие на устойчивостьсистемы, могут быть внеш­ними и внутренними. Если устойчивость восновном диктуется вне­шними факторами, то ее принято называтьвнешней, если внутренни­ми факторами, то внутренней.
В условиях централизованногоуправления экономикой устойчи­вость производственно-экономическихструктур достигалась, как пра­вило, за счет воздействия внешнихуправляющих решений, т. е. любые или почти любые дестабилизационныепроцессы гасились извне. При­чем механизмы приведения системы встабильное или квазистабиль­ное состояние могли быть самымиразными: это и дополнительная эко­номическая поддержка, изамена директора, и корректировка планов, и административнаяреорганизация производства, и др. В этом случае устойчивостьдеятельности организации достигалась управлением из­вне,и кризис не наступал.
Это не значит, что проблема устойчивостине существовала. Она просто перемещалась на отраслевой,региональный и государственный уровни и всегда решалась сверху.
Все производимые ранее реформы касалисьпрежде всего более вы­соких уровней, т. е. государственных(региональных) и отраслевых. Достаточно привести факты организациисовнархозов, укрупнения (ра­зукрупнения) министерств, внедрениягенеральных схем управления. В настоящее время в условиях конкуренции проблемаустойчивости организации стоит перед каждой организацией.
Для того чтобы распознатькризис, необходимо своевременно обнаружить симптомы,определить факторы, свидетельствующие о воз­можности наступлениякризиса, и выявить его причины. Средствами обнаружения возможностинаступления кризисной ситуации в орга­низации служат интуиция иопыт, анализ и диагностика состояния. Их следует применять на всехэтапах существования организации, ибо возможна ситуация, прикоторой она может войти в глубокий кризис на пике своего развития илипри весьма благоприятной внешней эко­номической обстановке.
ГЛАВА 2.    Последствия кризисов и антикризисные меры.
При наступлении кризисныхситуаций необходимо иметь резер­вы для их преодоления, атакже владеть системой управления для осуществления деятельностиорганизации в условиях наступившего кризиса.
Результатынаступившего кризиса могут быть различными.
Правильно организованныйменеджмент может ослабить влияние кризиса и добитьсявосстановления жизнеспособности организации в целях ее сохранения.Может произойти обновление организации при сохранении собственников ируководителей или реструктуризация организации (слияние,разделение, присоединение, выделение). При других условиях кризис можетпривести к полной ликвидации органи­зации или к сменесобственника и перестройке процесса функциони­рования организации.
Однако следует иметь в виду,что кризис в организации не обяза­тельно приводит к негативнымпоследствиям.
Возможные последствия наступления кризисногосостояния организации:
1.     Позитивные:
— Ослабление кризиса;
— Финансовое;
— оздоровление органиэвации (преодоление кризисного состояния);
— Сохранение организации как юридическоголица;
— Реструктуризация(преобразование) организации.
2. Негативные:
— Усиление кризиса
— Переход к новому кризису
— Ликвидация организации (распродажа имущества организации]
  — Смена собственника
Важную рол в деле разрешения кризисныхситуаций в организаци­ях должно взять насебя государство.
В России государственныморганом, проводящим политику ан­тикризисного регулирования,является Федеральная служба по фи­нансовому оздоровлению(ФСФО). Эта служба должна выполнять сле­дующие основные функции:
— проводить анализ финансового состояния организаций, имею­щихпризнаки несостоятельности, подготавливать рекомендации
по их устранению;
— формировать положения и критерии оценки платежеспособно­стиорганизаций;
-учитыватьнеплатежеспособные  организации вспециальном
реестре;
— выступать представителем собственника государственного пред­приятия,участвовать в проведении процедур банкротства орга­низаций,предусмотренных законом;
— анализировать деятельность арбитражных управляющих и рас­сматриватьжалобы на их действия;
— проводить анализ деятельности саморегулируемых организаций арбитражныхуправляющих.
Многие предприятия России находятся втой или иной стадии кри­зисного финансового состояния, это в первую очередьсвязано с тем, что экономика страны пока еще только выходит из системного эконо­мическогокризиса.
В любой организации естьопасность появления кризисной ситуации, даже когда кризис близко ненаблюдается, поскольку деятельность орга­низации (в производственной,финансовой, инвестиционной сферах) все­гда связана с рисками(предпринимательскими, финансовыми, процент­ными, экономическими и т.п.). Это определяется тем, что организация существует всоциально-экономической системе, которая развивается циклично,по спирали, ибо изменяются люди и их потребности, интере­сыобщества, техника и технология, появляются новые продукты.
Исходя из этого проявление кризисных ситуацийв организации требует принятия руководством (собственниками)радикальных мер, чтобы сохранить себя в рынке, так как в противном случаеорганиза­цию ждет ликвидация.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В результатепроведенного исследования  были выполненыпоставленные цели контрольной работы.
Былирассмотрены этапы возникновения кризисов: причины, симптомы, факторы.
Кризисы могутиметь как отрицательное, так и положительное значение для организации. Но несмотряна это всегда должны быть в запасе резервы для борьбы с отрицательнымипоследствиями кризисов.
А также выявлено, что в основе антикризисногоуправления долж­нолежать управление на базе постоянного мониторингадеятельности организациис целью своевременного диагностирования причин ухуд­шения финансового состояния иопределения путей его восстановле­ния, обеспечения существующей рентабельности деятельности, а так­жеэкономического роста и развития организации. Для этого в любой организации нужен менеджер, основнаяфункция которого — обеспе­читьжизнедеятельность организации, устранять влияние и внутрен­ние «помехи», принимать нетрадиционные решения, т. е.осуществ­лятьантикризисное управление.
        
БИБЛИОГРАФИЯ.
1.     Баринов В.А. Антикризисноеуправление: учебник для вузов. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. – 264 с.
2.     Грязнова А.Г. Антикризисныйменеджмент. Учебник. – М.: Тандем, ЭКМОС, — 2000. – 292 с.
3.     Жарковская Е.П., Бродский Б.Е.Антикризисное управление: учебник – 3-е издание, исп. И доп. – М.: Омега-Л,2006. – 356 с.
4.     Коротков Э.М. Антикризисноеуправление: учебник.- М.: ИНФРА- М, 2001. – 324 с.
5.     Родионова Н.В. Антикризисныйменеджмент: учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 223 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 1. в разделе III. Трудовые отношения: в пункте «В сфере оплаты труда»
Реферат Гидродинамические аварии 2
Реферат Биореакторы (ферментаторы)
Реферат Философия любви 10
Реферат Суд присяжних як організаційна форма змагального кримінального судочинства
Реферат Trip Report Essay Research Paper Trip ReportSummaryThis
Реферат Механизация и автоматизация обработки информации по учету основных средств на предприятии
Реферат «Я лучшей доли не искал…»
Реферат Artemis Essay Research Paper ArtemisArtemis was born
Реферат Юридическая ответственность физических лиц за нарушение прав и свобод других граждан
Реферат Проектирование участка цеха по производству листов с заданными габаритными размерами из сплава
Реферат А. Л. Кудрин 1-ый Вице-президент мгф
Реферат Акционерное Общество «Стройсервис»
Реферат Ремонт бульдозера ДЗ-116В Ремонтируемый узел - мультипликатор
Реферат Kafka And Reality Of Change Essay Research