Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Формирование учетной политики для целей бухгалтерского учета и её использование в организациях оптовой торговли (на примере ООО "Компания "Квантум")

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему:
«Формированиеучетной политики для целей бухгалтерского учета и её использование ворганизациях оптовой торговли (на примере ООО «Компания «Квантум»)»
 

Содержание
 
Введение
1. Нормативное регулирование учетной политики
1.1 Значение учетной политики в организации учета
1.2 Общие правила и принципы формирования учетной политики
1.3 Методика формирования учетной политики в организации
2. Формирование учетной политики в организациях оптовойторговли
2.1 Краткая экономическая характеристика организации
2.2 Особенности организационно-технического аспектаформирования учетной политики на предприятиях оптовой торговли
2.3 Особенности методической организации формирования учетнойполитики на предприятиях оптовой торговли
3. Практический опыт разработки учетной политики
3.1 Разработка учетной политики для целей прогнозированиядеятельности организации (в целях бухгалтерского учета)
Заключение
Список используемых источников
Приложения

Введение
Учетная политика является одним изосновных документов, устанавливающих правила ведения в организациибухгалтерского и налогового учета.
Выбор и реализация рациональной,экономически обоснованной учетной политики позволяет оказывать влияние наэффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов,ускорить оборачиваемость элементов капитала, получить дополнительные внутренниеисточники финансирования капитальных вложений и оборотных активов, улучшитьдивидендную политику, привлечь внешние ресурсы для расширения деятельности.
Ценность учетной политики признаетсяи судебными органами.
При организации учетного процесса ипри формировании налоговой базы по отдельным налогам организация сталкивается сцелым рядом сложностей и проблем.
Иногда это связано с заключением такназываемых сложных сделок, таких как цессия, факторинг, доверительноеуправление имуществом.
Проблемы возникают из-за неточностейи коллизий в нормативной базе, регулирующей бухгалтерский и налоговый учет. Сэтим борется законодатель, регулярно пересматривая нормативные документы. В последнеевремя каждый год принимается по несколько федеральных законов, вносящихизменения в Налоговый кодекс. Также регулярно обновляются и положения побухгалтерскому учету. Хотя, конечно, неточностей в нормативной базе все равноосталось достаточно много.
А вот третья причина возникновениясложностей — это совершенно разные подходы к одним и тем же, в общем-то типовымоперациям в системах бухгалтерского учета, налогового учета для целей налога наприбыль и в системе налогового учета для НДС. Эти три системы учета зачастуюиспользуют одинаковые термины, но содержание, заложенное в этих терминах, можетразличаться.
О наличии трех систем учетанеобходимо помнить при разработке учетной политики. Каждая из учетных политикрешает свои задачи. Бухгалтерская учетная политика решает задачу организацииучетного процесса на предприятии. Налоговые учетные политики решают задачуправильности формирования налоговой базы.
Целями данной работы являются :
· Сближениеналогового и бухгалтерского учетов
· Минимизацияналогообложения в организации
· Использованиеданных финансового учета для рационального и оптимального планирования будущейдеятельности организации.
учетная политика оптовая торговля

1. Нормативное регулирование учетной политики
 
1.1 Значение учетной политики в организации учета
На современном этапе развития российской системы учета зачастуюруководство организаций, от бизнесменов до бухгалтеров, не понимает значение ивозможностей учетной политики, воспринимает ее исключительно как второстепеннуюобязанность, продиктованную требованиями законодательства и вместо того, чтобысоздавать ее с учетом интересов фирмы, используют стандартные формулировкиприказа. Вместе с тем учетная политика является важнейшим информативнымисточником, посредством которого организация может сама определять правила игрыв правоотношениях с заинтересованными лицами и обеспечить высокий уровеньорганизации учета и системы внутреннего контроля в процессе осуществления своейдеятельности. Поэтому в данном параграфе автор представленной работы попытаетсяпредъявить веские причины необходимости и важности такого документа как приказоб учетной политике.
В соответствии с требованиями п. 3 ст. 5 Закона № 129-ФЗ и п. 3 ПБУ1/2008 все организации независимо от организационно-правовой формы должныформировать учетную политику в целях бухгалтерского учета. При этом учетнаяполитика трактуется как совокупность способов ведения бухгалтерского учета –первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итоговогообобщения фактов хозяйственной деятельности.
Также учетная политика утверждается для целей налогообложения, чтопредусмотрено нормами п. 12 ст. 167 и ст. 313 НК РФ. Однако налоговоезаконодательство не дает расшифровку термина «учетная политика».
Невыполнениетребований, закрепленных в учетной политике организации, может повлечь за собойкак административную, так и налоговую ответственность.
Так статьей15.11 Кодекса об административных правонарушениях установлены штрафы надолжностных лиц за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета ипредставления бухгалтерской отчетности в размере от двух до трех тысяч рублей.
Заметим, что в соответствии со ст. 7 Закона № 129-ФЗ должностным лицом,ответственным за формирование учетной политики, является главный бухгалтер, асогласно ст. 6 этого же закона и ст. 167 НК РФ именно подпись руководителяделает приказ об учетной политике руководством к действию.
В свою очередь,налоговое законодательство предусматривает санкции за грубое нарушениеорганизацией правил учета доходов и (или) расходов, которые колеблются вдиапазоне от 5 000 рублей до 10% от суммы неуплаченного налога ( но не менее 15000 рублей) (ст. 120 НК РФ).
Необходимость разработки и утверждения учетной политики связана свариантностью учетного процесса: по ряду позиций организация самостоятельнопринимает решения, то есть осуществляет выбор, исходя из возможных вариантов,заложенных в действующей нормативной базе.
В положениях по бухгалтерскому учетуи других документах вариантность решения может быть явной. В частности этокасается п. 16 ПБУ 5/01: «При отпуске материально-производственных запасов (кроме товаров, учитываемых попродажной стоимости) впроизводство и ином выбытии их оценка производится одним из следующих способов:
по себестоимости каждой единицы;
по средней себестоимости;
по себестоимости первых по времени приобретения материально- производственныхзапасов (способ ФИФО)».
Организациям также может быть предоставлено право выбора из допустимыхвариантов не в столь явной форме. Чаще всего это встречается, когда существуетальтернатива, т. е. предполагаемых вариантов всего два. При этом используютсясловосочетания «организация вправе», «организации могут» и т. п. Примером можетслужить п. 11 ПБУ 19/02, которым установлено: «В случае несущественностивеличины затрат (кроме сумм, уплаченных в соответствии с договором продавцу),на приобретение таких финансовых вложений, как ценные бумаги, по сравнению ссуммой, уплачиваемой в соответствии с договором продавцу, такие затратыорганизация вправе признавать прочими расходами организации…». Применительно кданному пункту, если организация решает воспользоваться предоставленным ейправом, она должна сделать соответствующую оговорку в учетной политике.
Бывают ситуации, когда по конкретному вопросу в нормативных документах неустановлен метод ведения учета, тогда предприятие разрабатывает этот способ наоснове действующих законодательных норм. Однако при этом существует риск, чтоспециалисты фирмы недостаточно полно изучат действующую нормативную базу ипропустят норму, которая регулирует соответствующий вопрос. В этом случае, еслисамостоятельно выработанный компанией способ ведения учета отличается отобщеустановленного, соответствующее положение учетной политики будет признанонеправомерным.
Следствием многовариантных предписаний действующего нормативногорегулирования является возможность один и тот же факт хозяйственной жизнипредставить то как прибыльную, то как убыточную операцию. А это значит, что,выбирая какой-либо из предложенных законодательством сценариев действия, можнолегальным способом минимизировать величину налогооблагаемой прибыли иодновременно максимизировать бухгалтерскую прибыль. В результате финансовоеположение организации отражается в ее бухгалтерской отчетности в соответствии синтересами компании и ее собственников, а бюджет получает налоги в пределахнормативных требований, но по легально разрешенному минимуму.
Также значение приказа об учетной политике проявляется в том, что напрактике грамотная подготовка и использование этого документа помогаеткомпаниям успешно отстаивать свою позицию в налоговых спорах и судебныхразбирательствах.
Кроме того, организациям рекомендуется закреплять в учетной политикевопросы, по которым в законодательстве существуют противоречия, данный шагвпоследствии может служить веским аргументом при защите интересов фирмы.
1.2 Общие правила и принципы формирования учетной политики
В соответствии с пунктом 9 ПБУ 1/2008 вновь созданная организацияоформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерскойотчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. При этомзакрепленные в учетной политике способы ведения бухгалтерского учетаприменяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениямиорганизации, включая выделенные на отдельный баланс.
В налоговом законодательстве срок утверждения приказа по учетной политикедля целей налогообложения вновь созданными предприятиями установлен только вглаве 21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость», а именно: не позднее окончанияпервого налогового периода. При этом для целей исчисления НДС налоговый периодустанавливается как квартал, а по налогу на прибыль – календарный год.Положения утвержденного приказа применяются со дня создания фирмы и такжеобязательны для ее обособленных подразделений.
В учетной политике для целей бухгалтерского учета устанавливается порядоквзаимодействия организации с ее территориально обособленными подразделениями. Вчастности, в рабочем плане счетов следует выделить счета и субсчета,необходимые для отражения в учете операций по внутрихозяйственным расчетам,определить порядок и сроки представления в головную организацию первичныхучетных документов, регистров учета и отчетности, оформленных филиалами(представительствами).
Налогоплательщики, имеющие обособленные подразделения, для исчислениядоли прибыли, приходящейся на эти подразделения, должны определить в учетнойполитике один из возможных показателей, используемых при расчете. Таковымимогут быть среднесписочная численность работников или расходы на оплату труда(п. 2 ст. 288 НК РФ).
Если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений натерритории одного субъекта Российской Федерации, то распределение прибыли покаждому из этих подразделений может не производиться. Следовательно, реализацияданного права требует внесения дополнений в учетную политику.
Организации, относящиеся к категории субъектов малогопредпринимательства, должны учитывать, что этот факт дает дополнительныевозможности в выборе учетных методик. В частности, они имеют право не применятьнормы ПБУ 11/2008 и ПБУ 12/2000, утвердив данный момент в учетной политике.
Закон № 129-ФЗосвободил организации, переведенные на упрощенную систему налогообложения, отобязанности вести бухгалтерский учет, кроме учета основных средств инематериальных активов (п. 3 ст. 4 Закона № 129-ФЗ). Тем самым возникает вопросв необходимости формирования учетной политики подобными организациями.
Обратим внимание, Минфин России неоднократно указывал на то, чтоорганизации, которые перешли на УСН, но выплачивают дивиденды участникам илираспределяют между ними полученную прибыль, должны вести бухучет и формироватьфинансовую отчетность.
Это связано с тем, что определение чистой прибыли осуществляется всоответствии с типовым Планом счетов и инструкцией по его применению. Исходя изэтого положения, можно говорить о том, что предприятиям, перешедшим на УСН,следует утверждать приказ об учетной политике.
Если касаться организаций, переведенных на уплату ЕНВД, то они всоответствии с действующим законодательством не освобождаются от ведения учета,а значит и от формирования учетной политики.
При разработке учетных положений необходимо основываться на десятипринципах бухгалтерского учета, которые под названием допущений и требованийзакреплены в ПБУ 1/2008. Рассмотрим сначала допущения.
1. Имущественная обособленность. В соответствии с этим допущением активыи обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательствсобственников этой организации и активов и обязательств других организаций.Данный факт важен для определения величины собственных средств организации и еёфинансовой устойчивости по данным бухгалтерской отчетности. Поэтому отступлениеот данного правила требует обязательного документального подтверждения ираскрытия в соответствующих отчетных формах (например, это касается отражения вучете имущества, полученного на правах лизинга).
2. Непрерывность деятельности. Организация будет продолжать своюдеятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидацииили существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будутпогашаться в установленном порядке. Если при подготовке бухгалтерскойотчетности существует значительная неопределенность в применении данногодопущения, организация обязана указать на этот момент и однозначно описать, счем это связано.
3. Последовательность учетнойполитики означает, что изначально выбранные и закрепленные в приказеметодологические приемы ведения учета применяются последовательно от одногоотчетного года к другому. Это связано с тем, что в противном случае изменениеучетной политики сделает бухгалтерские данные несопоставимыми и непригоднымидля анализа в динамике развития предприятия. Однако на практике постоянствоположений учетной политики является невыполнимым требованием и поэтомусопоставимость достигается с помощью так называемого ретроспективного способа.Этот способ предполагает составление бухгалтерской отчетности таким образом,как если бы учетная политика применялась с начала возникновения фактовфинансово-хозяйственной деятельности, в учете которых произошли изменения.
4. Временная определенность фактовхозяйственной деятельности. В соответствии с этим принципом факты хозяйственнойжизни относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимоот фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных сэтими фактами. В случае если организация является субъектом малогопредпринимательства, она имеет право отступить от исполнения данного допущения,т. е. применять кассовый метод учета. Реализация этого права в обязательномпорядке должна быть закреплена в учетной политике.
Теперь перейдем к рассмотрениютребований бухгалтерского учета.
5. Требование полноты отражения вбухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности, т. е. тех фактов,которые в соответствии с предписаниями нормативных документов подлежатотражению. Поэтому, например, не требуется фиксировать в финансовом учете такогофакта хозяйственной жизни как заключение договора поставки.
6. Требование своевременностиотражения фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете ибухгалтерской отчетности. Для исполнения данного требования на фирме необходимообеспечить высокий уровень организации системы документооборота и обработки информации.
7. Требование осмотрительности(большая готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств,чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов).Например, реализация данного принципа проявляется в создании резервов посомнительным долгам, гарантийным обязательствам и др.
8. Требование приоритета содержанияперед формой (отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственнойдеятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономическогосодержания фактов и условий хозяйствования). Данное требование вызываетнеобходимость в профессиональном суждении бухгалтера, т. е. умениисамостоятельно принимать решения независимо от каких-либо внешних факторов.
9. Требование непротиворечивости(тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетамсинтетического учета на последний календарный день каждого месяца).
10. Требование рациональности (рациональное ведение бухгалтерского учета,исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации). Данныйпринцип предполагает, что затраты на ведение бухгалтерского учета не должныпревышать пользы от использования его данных.
Принимая во внимание имеющуюсяпреемственность в организации бухгалтерского и налогового учета, можно сказать,что фирма при формировании налоговой учетной политики основывается на тех жепринципах, что и бухгалтерская учетная политика, но с учетом требованийзаконодательства о налогах и сборах. Например, если информация бухгалтерскогоучета достаточна для ведения учета в целях налогообложения, тогда рациональноне затрачивать лишние средства на введение дополнительных регистров.
Нормативное регулированиебухгалтерского учета предполагает, что фирма не издает каждый год новый приказоб учетной политике, а распорядительным документом организации вносит измененияв его положения. Тем не менее, на практике предприятия предпочитаютпереиздавать Приказ по причине частых изменений в законодательстве РФ, чтопозволяет целостно видеть все элементы учетной политики.
Изменять учетную политику можно в случаях:
— изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актовпо бухгалтерскому учету;
— существенного изменения условий деятельности (реорганизация, смена собственника,изменение вида деятельности и т.п.);
— разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;при этом новый способ способствует повышению достоверности данных или снижениютрудоемкости не в ущерб качеству информации.
Изменение учетной политикипроизводится с начала финансового года, если иное не обуславливается причиной такого изменения, с целью обеспечения сопоставимостиданных бухгалтерского учета (п. 4 ст. 6 Закона № 129-ФЗ и п. 12 ПБУ 1/98).Однако бывают исключения из правил. Это касается ситуаций, когда отдельныенормативные акты в результате длительной процедуры их согласования иутверждения публикуются уже после наступления нового финансового года, хотясодержат указания о вступлении их в силу с 1 января указанного финансовогогода. Возникает коллизия – учетная политика, предполагаемая к применению внаступившем году, уже сформирована и утверждена в установленном порядке,согласно законодательству внесение изменений допускаются только по завершениинаступившего года, одновременно вновь утвержденный нормативный акт требует егоисполнения в текущем году.
Примером такой ситуации может служитьПоложение по бухгалтерскому учету 18/02, утвержденное Минфином России от19.11.02 г., зарегистрированное в Минюсте России 31.12.02 г. и соответственноопубликованное только в 2003 году. В таких случаях организация может поступитьпо формальному признаку и применять до завершения текущего финансового годаучетную политику, утвержденную в установленном порядке до его начала. Тогдабухгалтерская отчетность организации будет сформирована без учета требованийуже действующего нормативного документа. Это может привести к тому, чтопоказатели отчетности не будут сопоставимы с аналогичными показателями другихорганизаций, а это в свою очередь, может повлиять на финансовое положение фирмы(потенциальные инвесторы или партнеры не смогут получить достовернуюинформацию, необходимую им для принятия решений). Поэтому в такой ситуации всеже рационально внести изменения в учетную политику в течение отчетного года.
/>В процессе деятельности у организациимогут возникнуть ситуации, когда какие-либо нормы отражения хозяйственныхопераций первоначально не были установлены в учетной политике, появились новыеучастки бухгалтерского учета или новые виды деятельности. Например, это можетбыть связано с приобретением нематериальных активов, которые не имели месторанее в учете организации. В этом случае предприятие имеет право дополнитьучетную политику в течение отчетного года.
Таким образом, при формировании учетной политики компании не следуетраскрывать в ней вопросы бухгалтерского учета, которые не возникают на данномэтапе деятельности организации. Такой подход облегчит в дальнейшем какие-либовнесения в учетную политику и позволит избежать риска того, что организацияустановит правила, которые впоследствии, когда будет осуществленасоответствующая операция, будут ей невыгодны или неудобны применительно креальной ситуации. Данным советом целесообразно руководствоваться и приразработке учетной политики в целях налогообложения.
По статье 313 НК РФ корректировка учетной политики по налогу на прибыльвозможна в двух случаях. При изменении законодательства о налогах и сборах илипри изменении применяемых методов учета. Соответственно воспользоватьсяобновленной учетной политикой можно с момента вступления в силу законодательныхпоправок или с начала нового налогового периода. Заметим, что при исчисленииналога на прибыль по отдельным показателям выбранный способ должениспользоваться в течение как минимум два налоговых периода. Например, в течениедвух лет нельзя менять способ распределения прямых расходов (ст.319 НК РФ).
Также глава 25 НК РФ обязывает налогоплательщика определять и отражать вучетной политике принципы и порядок отражения новых видов деятельности, приэтом дата начала их действия не устанавливается.
В соответствии с требованиями нормативных документов в областибухгалтерского учета акционерные общества открытого типа, страховые компании идругие организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность, должныраскрывать в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности принятые приразработке учетной политики существенные способы ведения бухучета (п. 3 и 11ПБУ 1/2008).
При этом существенными признаются способы ведения учета, без знания оприменении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетностиневозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средствили финансовых результатов деятельности организации. Нужно также иметь в виду,что в настоящее время существенной является сумма, отношение которой к общемуитогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее пяти процентов(Приказ Минфина №67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»). При этомконкретная величина «количественного порога» существенности определяется вучетной политике организации.
Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетностиинформации об учетной политике по конкретным вопросам устанавливаютсясоответствующими положениями по бухгалтерскому учету.
Например, раскрываются способы амортизации основных средств, нематериальныхактивов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производстваи готовой продукции, порядок признания выручки. А не являются существеннымиположениями учетной политики ее организационно-технические аспекты, то естьрабочий план счетов, формы первичных документов, порядок проведенияинвентаризации имущества и обязательств, правила документооборота.
Так как, изменяя учетную политику, мы нарушаем допущениепоследовательности ее применения, объявлению в пояснительной записке подлежат:
1.  наличие изменений в учетной политикена год, следующий за отчетным;
2.  информация об изменениях, которыеоказали или способны оказать существенное влияние на финансовое положениефирмы:
— причины изменений;
— содержание изменения учетнойполитики;
— порядок отражения последствийизменения учетной политики в бухгалтерской отчетности;
— суммы корректировок, связанных сизменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности закаждый из представленных отчетных периодов;
— сумму соответствующейкорректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным вбухгалтерской отчетности, — до той степени, до которой это практическивозможно.
Если изменение учетной политикиобусловлено применением нормативного правового акта впервые или изменениемнормативного правового акта, раскрытию также подлежит факт отраженияпоследствий изменения учетной политики в соответствии с порядком,предусмотренным этим актом.
Раскрытие налоговой учетной политики в бухгалтерской отчетности непредусмотрено законодательством о налогах и сборах. Более того, согласно ст.313 НК РФ содержание данных налогового учета признается налоговой тайной, заразглашение которой лица, получившие доступ к такой информации, несутответственность в соответствии с действующим законодательством.
1.3 Методика формирования учетной политики в организации
Учетная политика включает в себя 2составляющие:
— организационно-техническую,предусматривающую выбор способа организации учетной работы, выбор техники и формыведения учета;
— методическую, предусматривающуюотбор учетных методик применительно к специфике деятельности организации.
Исходя из подобной структуры учетнойполитики рассмотрим подробнее процесс ее формирования.
Организационно-технический аспект
По этой составляющей при разработкеучетной политики организация отражает следующие элементы:
1) организацияучетной службы;
2) рабочий плансчетов;
3) форма веденияучета;
4) формы первичныхучетных документов;
5) системавнутреннего контроля;
6) инвентаризацияактивов и обязательств организации;
7) графикдокументооборота.
Остановимся на каждом пункте более подробно.
Организация учетной службы
Руководителю организации ст. 6 Закона №129-ФЗ предоставлено право выбораодного из следующих вариантов организации бухгалтерского учета:
· учредитьбухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главнымбухгалтером (данное положение относится в основном к крупным и средниморганизациям);
· ввести в штатдолжность бухгалтера (рекомендуется для субъектов малого предпринимательства);
· передать надоговорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии(например, для холдингов – передача ведения бухгалтерских дел дочернихпредприятий головной организации), специализированной организации илибухгалтеру-специалисту (характерно для небольших предприятий, для которыхнецелесообразно иметь в штате бухгалтерскую службу или бухгалтера);
· вестибухгалтерский учет лично.
При этом выбор подкрепляется ссылками на Положение о бухгалтерской службе,должностные инструкции, договор гражданско-правового характера.
Если в организации бухгалтерия выделена в отдельную службу, то в учетнойполитике также следует отразить ее структурное строение.
Наличие в организационной структуре предприятия обособленныхподразделений вызывает необходимость определения степени централизации учетногопроцесса.
При централизованной форме все аспекты бухгалтерского учета сосредоточеныв единой бухгалтерии организации. Такое ее построение дает возможностьорганизовать четкое разделение труда сотрудников бухгалтерии и обеспечитьконтроль со стороны данной учетной службы за всеми производственными,коммерческими и иными процессами на предприятии.
Однако нередко предприятия имеют в своей структуре сеть обособленныхподразделений (филиалов), различных как по объемам деятельности, так и посвоему производственному профилю. В этом случае может быть принято решение одецентрализации учета с созданием бухгалтерских служб в каждом подразделенииорганизации.
Необходимо определиться и по ведению налогового учета. Если для еговедения будет создана специальная группа (подразделение), то уточняется порядокее взаимодействия с бухгалтерской службой.
Рабочий план счетов
Этот документ разрабатывается на основе типового Плана счетов и инструкциипо его применению и оформляется в виде отдельного приложения к приказу обучетной политике.
В рабочем плане счетов закрепляются наименования и номера синтетическихсчетов, которые организация предполагает использовать для учета хозяйственныхопераций. При этом в необходимых случаях допускается введение нетиповыхсинтетических счетов с использованием свободных номеров, но только посогласованию с Минфином РФ.
Исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа,контроля и отчетности, фирма также определяет перечень применяемых субсчетов(при необходимости объединяя, исключая или добавляя новые субсчета) и полнуюноменклатуру аналитических счетов с их кодовыми обозначениями.
При разработке рабочего плана счетов организация учитывает спецификусвоей деятельности (промышленное производство, сельское хозяйство, торговля ит.д.), принадлежность к сфере малого предпринимательства и действующее налоговоезаконодательство для облегчения определения налоговой базы по различнымналогам.
Форма ведения учета
Для того чтобы систематизировать и накапливать информацию, содержащуюся впринятых к учету первичных документах, и отражать ее на счетах учета и вотчетности, предприятиями ведутся регистры бухучета, которые создают основуформы бухгалтерского учета. Под формой бухгалтерского учета принято пониматьопределенное сочетание построения и взаимосвязи регистров, а также порядок испособы регистрации и группировки в них учетной информации. На практикеполучили распространение несколько форм ведения учета – журнально-ордерная,мемориально-ордерная, «Журнал-Главная», упрощенная и автоматизированная учетныесистемы.
При журнально-ордерной форме учетные данные систематизируются вспециальных регистрах – журналах-ордерах, которые ведутся по кредиту бухгалтерскихсчетов, и вспомогательных к ним ведомостях, составленных по дебету счетов.
Мемориально-ордерная форма предполагает составление мемориальных ордеров,которые отражаются в регистрационном журнале, а затем в Главной книге.
«Журнал-Главная» позволяет совмещать хронологическую и систематическуюрегистрацию мемориальных ордеров, т. е. она заменяет и регистрационный журнал,и Главную книгу.
Субъекты малого предпринимательства могут осуществлять учет по упрощеннойсистеме (не относится к упрощенной системе налогообложения), предусмотреннойдля них Типовыми рекомендациями.
На сегодняшний день во многих организациях бухгалтерский учет ведетсякомпьютерным способом с применением специализированной программы (1С, Парус,БЭСТ, и другие).
Применение учетных регистров предусмотрено и в налоговомзаконодательстве. В целях налогообложения разрешается использовать регистрыбухучета. Если же в них содержится недостаточно информации для определенияналоговой базы, то налогоплательщик вправе дополнять применяемые регистрыбухучета необходимыми реквизитами. Либо в соответствии со ст. 313 и 314 НК РФорганизация самостоятельно формирует регистры налогового учета.
Формы первичных учетных документов
В случае если предприятие осуществляет хозяйственные операции, по которымне предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также в случаеприменения форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности (в первуюочередь, это актуально для организаций, имеющих сложную внутреннюю структуру иразветвленную сеть филиалов), ему необходимо составить и утвердить приложениямик учетной политике такие формы. При этом первичные документы должны содержатьряд обязательных реквизитов, предусмотренных в Законе № 129-ФЗ: наименованиедокумента, дата составления документа, наименование организации, от именикоторой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерителихозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, наименованиедолжностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильностьее оформления, личные подписи указанных лиц.
Нельзя забывать и о том, что законодательство, разрешая вводитьдополнительные реквизиты в унифицированные формы (кроме форм по учету кассовыхопераций), не предусматривает удаления «лишних» из них («Порядок примененияунифицированных форм первичной учетной документации» — ПостановлениеГоскомстата России от 24.03.1999 №20). Этот момент важен, поскольку на практикене раз возникали споры с налоговыми органами на тему соответствия документатребованиям законодательства, а, значит, и принятия его к учету.
В соответствии с Федеральным Законом о применении контрольно-кассовойтехники организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлятьналичные денежные расчеты и расчеты с использованием платежных карт безприменения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи бланковстрогой отчетности. Следовательно, в учетной политике необходимо определитьперечень бланков строгой отчетности, используемых в организации, и порядок ихучета.
Также заметим, что формы внешней бухгалтерской отчетности, которыеутверждены приказом Минфина России N 67н, носят рекомендательный характер.Поэтому организация может применять их, а может разработать на основеминфиновских образцов собственные формы отчетности. Решение о примененииотчетных форм, рекомендованных главным финансовым ведомством, закрепляется вучетной политике. А если предприятие разрабатывает свои формы, то ониутверждаются в составе приложений.
Согласно нормам Закона «О коммерческой тайне» фирма оформляет Переченьдокументов с грифом «коммерческая тайна» и лиц, допущенных к работе с этимидокументами.
Также к учетной политике прилагается перечень лиц, имеющих право подписипервичных документов (п. 3 ст. 9 Закона №129-ФЗ).
Исходя из требований НК РФ, учет на предприятии ведется на основаниипервичных документов и других документов, подтверждающих полученныеналогоплательщиком доходы и расходы (ст. 248, 252, 313).
В соответствии со ст. 17 Закона № 129-ФЗ организации обязаны хранитьпервичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскуюотчетность не менее пяти лет. А в целях исчисления налогов общий срок, втечение которого налогоплательщик должен обеспечивать сохранность документов,подтверждающих полученные доходы и произведенные расходы, составляет четырегода (ст. 23 НК РФ).
Система внутреннего контроля
В соответствии сФПСАД №8 система внутреннего контроля – это «совокупность организационных мер,методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качествесредств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственнойдеятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления ипредотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовкидостоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности».
При постановкевнутреннего контроля руководству фирмы следует исходить из принципа:организационно-техническая сложность контроля и затраты на его осуществлениедолжны компенсироваться реально приносимой им пользой.
Система внутреннего контроля включает в себя контрольную среду, котораясостоит из таких элементов: наличие и особенности работы ревизионной комиссии(ревизора), службы внутреннего аудита; порядок осуществления внутреннегоуправленческого учета и подготовки отчетности для внутренних целей; порядокподготовки бухгалтерской отчетности для внешних пользователей; распределениеответственности и полномочий и др.
Средства внутрихозяйственного контроля содействуют достижению следующихцелей:
1) осуществление хозяйственных операций по общему или специальномуразрешению руководства;
2) учет всех операций своевременно и в соответствии с принятой учетнойполитикой;
3) возможность доступа к активам и записям только по разрешениюруководства;
4) осуществление расходов организации и использование прибыли с учетомустановленных ограничений;
5) регулярное сопоставление учтенных активов с активами, имеющимися вналичии, т. е. проведение инвентаризации.
Инвентаризация активов и обязательств организации
В соответствии со ст. 12 Закона № 129-ФЗ инвентаризация в обязательномпорядке проводится перед составлением годовой бухгалтерской отчетности(инвентаризация ОС может производиться один раз в три года, а библиотечныхфондов – один раз в пять лет), при смене материально-ответственных лиц, привыявлении фактов хищения, злоупотребления, порчи имущества, при реорганизацииили ликвидации организации, при передаче имущества в аренду (продаже), в случаестихийного бедствия и т.д. При этом фирма имеет право организовать идополнительные инвентаризации. В учетной политике необходимо отразитьколичество плановых инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения,перечень имущества и обязательств, проверяемых в ходе каждой из них.
График документооборота
Организации, руководствуюсь Положением о документах и документообороте вбухгалтерском учете, самостоятельно формируют график документооборота, которыйможет быть представлен в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке иобработке документов, выполняемых всеми исполнителями с указанием ихвзаимосвязи и сроков реализации этих работ (табл. 1).
Пример графика документооборота


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Особливості гормонально метаболічного гомеостазу у хворих на цукровий діабет 2 типу із симптоматичними
Реферат Государственная социальная политика и социальная защита граждан
Реферат Государственная политика в области труда и заработной платы
Реферат Государственная политика в сфере социальной защиты населения
Реферат Создание информационно-справочной подсистемы САПР конструкторско-технологического назначения 2
Реферат Гражданское право 2 Формы сделки.
Реферат Финансовый механизм и его основные элементы
Реферат Госы по гражданскому праву
Реферат Роль экспорта древесины в экономике ресурсной колонии
Реферат Государственно-правовые концепции М Олсона
Реферат Гражданско правовое положение несовершеннолетних граждан в Российс
Реферат Государственное управление основные понятия, система управления, ее признаки, принципы организа
Реферат Государственная регистрация недвижимости 2
Реферат Госслужащие и их роль в государственном управлении Республики Белар
Реферат Государственная служба 9