Реферат по предмету "Москвоведение"


Москва как памятник всемирного культурного и исторического наследия

История основания и развития города. На земле современного Подмосковья человек поя­вился во времена неолита, т. е. - около 3 тысяч лет до нашей эры. В период с VII в. до н. э. по VII в. н. э. на окраине современной Москвы существовало Дьяковское городище, давшее наи­менование культуре этой эпохи. Городища дьяковской культуры существовали также на бере­гу реки Сетуни, на Ленинских горах, в Нижних Котлах. В XII в. на московской земле, в том числе и на территории современного Кремля (на Боровицком холме) появляются многочисленные поселения вятичей.
Впервые в летописи Москва упоминается в 1147 году, принятом за дату основания города. Сюда, в бо­гатую княжескую вотчину, суздальский князь Юрий Долгорукий пригласил новгородского кня­зя Святослава Олеговича: «приди ко мне, брате, в Москов». Это был период феодальной раздробленности Руси, время распада прежде могучей Киевской державы, ког­да на ее отдаленной северной окраине начинал свое быстрое возвышение как столица великого княжества г. Владимир. Принято считать, что слово Москва финского либо древнеславянского происхождения. По одной из версий название города означало «каменное укрытие» и состояло из корней «моск» (на древнеславянском языке «кремень») и «ков», то есть «прятаться». В соответствии с этой версией название города впоследствии распространилось и на реку. Большинство исследователей, наоборот, указывают, что город получил своё название от реки, причём окончание «ва» они переводят как «вода», «река». Одной из причин быстрого развития Москвы было её удачное географическое расположение: на её территории сходились главные водные пути края, бывшие в то время основными путями сообщения. Однако истори­ческая заслуга Москвы заключалась в другом - она возглавила борьбу против татаро-монгольского ига. Вскоре Москва определила свой путь не только в области политики, но также в зодчестве и искусстве. Уже в начале XIV в. Москва становится сто­лицей великого княжества и быстро выдвигается как один из крупнейших русских городов. В конце XIV в. в ней насчитывалось несколько тысяч дворов, были широ­ко развиты ремесла, в том числе серебряное, оружейное, литейное дело и другие. Первоначальное укрепление Москвы – Кремль – появилось на береговом мысу при впадении реки Неглинной в Москву-реку, на территории Боровицкой проездной башни. Природные условия позволяли расширять территорию Кремля лишь в восточном направлении, и за свою историю Кремль не раз переносил восточную стену, пока она не заняла современного положения. Значительное усиление Московского княжества произошло при великом князе Иване Даниловиче, прозванном Калитой. В это время Москва становится местом пребывания русских митрополитов, престол которых ранее находился во Владимире. Это означало поддержку церковью московской объединительной политики. При Иване Калите территория Кремля значительно расширилась; его стены и башни, возведенные после пожара в 1339-1340 годах, впервые стали рубиться из дуба. Восточная стена Кремля выходила к реке Неглинной примерно в месте, где находится грот Александровского сада. В 1326 г. в Москве был заложен первый каменный Успенский собор; в 1367 году здесь «почали ставити город камен»; это был третий после Новгорода и Пскова каменный кремль во всей Северо-Восточной Руси, сразу выделивший Москву среди других городов Залесья. 8 сентября 1380 г. под предводительством князя Дмитрия Ивановича, прозванного Донским за победу на берегах Дона над армией хана Мамая, русскими войсками была одержана победа на Куликовом поле. Она упрочила значение Москвы как общерусского центра и подняла самосознание русского народа. Прежние дубовые кремлевские стены в то время сменились белокаменными с такими же башнями. На главной площади Москвы возвышалась колокольня с городскими часами, установленными и 1404 году. Вблизи находились «златоверхие» терема Дмитрия Донского. Центр города был окружен посадами и слободами. Наиболее ранняя городская застройка вне стен Кремля расположилась с восточной стороны от него, на месте будущего Китай-города, и именовалась в XV веке Великим посадом. Москва имела вид характерно русского средневекового города; её основные улицы складывались в направлении главных дорог, связывавших столицу княжества с главными городами Руси. Эти улицы вели к проездным башням Кремля. Основная масса городской застройки была деревянной. В Китай-городе, в отличие от боярского Кремля, господствовало купечество. Точное время возникновения этого посада за восточной кремлёвской стеной неизвестно, но начиная с половины XIV века Китай-город часто встречается в летописях. В 1365 году во время большого пожара посад весь сгорел, а через три года его поджигали сами москвичи, боясь литовского приступа. В 1370 году посад сжигал Ольгерд, в 1382 году – Тохтамыш, а в 1390 году в Китай-городе снова «невелико тысящ дворов сгоре». Такое обилие пожаров привело к тому, что в Китай-город сокращённо стали именовать Пожаром. В 1394 году возникла мысль укрепить этот посад на случай вражеских нашествий; было начато, но не завершилось устроение вокруг посада рва. Через столетие такая задача была поставлена вновь, и 20 мая 1534 года мать Ивана Грозного княгиня Елена приказала обнести посад рвом и земляным валом «по тому месту, где мыслил ставить великий князь Василий Иванович». Этот вал москвичи возводили целый год; на его вершине по обычаю для усиления средств обороны они установили крытый помост. Летопись указывает, что «нарекоша граду имя Китай», не давая более никаких объяснений. Исследователи не пришли к единой точке зрения относительно происхождения названия Китай-города. Возможно, он назван в честь Китай-городка Подольского воеводства, откуда родом строительница вала княгиня Елена; высказываются также мнения о связи с именем города древнерусского слова «кита» - плетённая из хвороста или соломы верёвка, и рязанского слова «Китай» - прозвища живших здесь торговцев. Поскольку китайгородский вал показался Елене недостаточно надёжной защитой посада, в 1535 году по её инициативе Петрок Малый приступил к сооружению позади китайгородского рва и вала каменной стены. Эта вторая московская крепость сооружалась в течение двух лет на средства добровольных пожертвований княгини Елены и москвичей и окончена в 1538 году. Предназначенные для отражения первого и потому наиболее яростного натиска врага, китайгородские стены строились с приспособлениями для обороны. К примеру, в стенах были пробиты узкие бойницы. В последующие века стены посада видоизменились: в них пробивались новые ворота, часть стен разрушали и застраивали лавками и частными домами. В начале XIX века большую стену собирались разрушить, но Александр I отказался уничтожить этот памятник старины. После Наполеона китайгородская стена была обновлена с намерением приблизить её внешний вид к кремлёвской стене. В то время на Китайгородской стене появились не существовавшие ранее шатровые завершения кремлёвского типа на Владимирских, Ильицких и Варварских воротах, переделана облицовка некоторых башен, по спуску от Владимирских ворот к свердловской площади расставлены кремлёвские зубцы; часть стены в 6 сажен была разрушена для постройки Третьяковского проезда.
Китайгородская стена XVI века начиналась и заканчивалась у угловых башен Кремля – Беклемишевской и Собакиной, опоясывая площадь более 50 десятин. Теперь она начинается у Москворецкого моста и оканчивается на площади Революции (бывшей Воскресенской). В зодчестве ранней Москвы происходили общие для искусства того периода процессы, отражавшие самобытность русской истории. Виды искусства помимо архитектуры, например скульптура, в Москве почти отсутствовали, а живопись имела лишь религиозное содержание.
На рубеже XIV-XV в.в. в Москве строится ряд белокаменных храмов, в архитектуре которых впервые четко проявился отход от архитектурных традиций Владимира. В Кремле строится храм Рождества (1395, частично сохранился в составе Большого Кремлевского дворца), Спасский собор (1410) в Андрониковом монастыре, в Звенигоро­де - Успенский собор на Городке 1399) и собор в Саввино-Сторожевском монастыре (1405), Троицкий собор (1422-1423) в Троице-Сергиевой лавре. Названные выше храмы возведены в традициях владимиро-суздальского зодчества и тождественны его храмам по материалу, но не сохраняют детали их фасадов. Новизна композиции раннемосковских памятников образуется стремительным вертикальным нарастанием архитектурных масс, что особенно заметно в архитектуре Андроникова мо­настыря. Москва выдвигает на первый план суровость внешнего облика своих ранних храмов, отражающих напряженную эпоху формирования новой русской государственности. Куликовская битва оказала влияние и на литературу: появляются «Слово о Мамаевом побоище», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», идейное содержание которых перекликается с народным эпосом и мотивами более ранних литературных сочинений, таких как «Слово о полку Игореве». В них поэтизируются реальные герои Куликовской битвы. В это время в Москве создаются также летописные своды, выходящие по содержанию «за пределы княжества». Общие успехи развития Московской Руси на рубеже XIV-XV столетий обусловили расцвет живописи и прикладного искусства. Русская живопись этого периода выдвинула гениального художника Андрея Рублева (1360/70-1427/30), произведения которого отличаются выразительностью, гармонией чистых красок и изысканностью линий. Лаконизм в трактовке образов и суровость изображаемых лиц, обусловленные византийскими канонами, Рублев смягчал присущими русскому человеку чертами, указывающими на его духовную красоту и нравственные силы. В числе наиболее известных произведений Рублёва его иконы «Троица» и «Спас из Звенигорода». Другим крупнейшим художником рубежа XIV-XV веков является Феофан Грек, написавший икону Донской богоматери и выполнивший многочисленные работы в Кремле. Высокого расцвета в раннемосковский период достигло искусство миниатюры, представленное Евангелием Антониева-Сийского монастыря (1339 г.) и золотым складнем, исполненным мастером Амвросием в технике скани в 1450 году. В конце XV - начале XVI столетия Москва является столицей централизованного государства и одним из крупнейших городов Европы. «Отчину свою Великий Новгород» Иван III походами 1471-1477 годов привёл под «высокую руку» Москвы, что означало утрату самостоятельности одним из последних феодальных центров. В 1480 году подходившие к Москве татары под предводительством хана Ахмета уже не осмелились перейти в наступление на русские войска. Этот факт получил название Стояние на Угре и знаменовал фактическое падение татаро-монгольского ига. Новое политическое положение Москвы повлекло крупнейшую за всю историю Кремля его перестройку. Реконструкция началась с постройки нового главного храма Московской Руси - Успенского собора. Для этого Иван III пригласил из Италии группу архитекторов во главе с Аристотелем Фиораванти. До начала работ Фиораванти был направлен во Владимир изучать архитектуру Успенского собора как московского прототипа. В 1475-1479 годы на месте древнего храма в Кремле возводится величественный храм Успения, сохранившийся до наших дней. В 1487-1489 годах псковскими мастерами был возведён Благовещенский собор как придворный великокняжеский храм, а в 1508 году - Архангельский собор как усыпальница московских великих князей. Взамен прежнего деревянного дворца Иван III начиная с 1487 года строит представительный каменный дворец, в состав помещений которого входила большая парадная палата (1491), названная Грановитой. Возведением соборов и Грановитой палаты по существу был создан новый величественный ансамбль центра Кремля, его основной площади, соответствовавший масштабом и представительностью облика новому значению Москвы. В 1485-1495 годах на южной, речной стороне Кремля началась проводившаяся участками перестройка его стен. В 1508-1516 годах вдоль во­сточной, «сухопутной» стены, выходящей сейчас на Красную площадь, был устроен ров, и территория Кремля превратилась в окруженный водой остров. Русская живопись конца XV в. отмечена творчеством художника Дионисия и его сыновей Владимира и Феодосия. Диони­сий писал иконы для Успенского собора Кремля; его известнейшими работами являются иконы «Шестоднев» и «Митрополит Алексий с житием» (обе находятся в Государственной Третьяковской галерее). В XVI столетии, в 1585-1593 годах, под руководством Фёдора Коня были возведены стены и башни Белого города. Стены имели протяжённость свыше 9 километров и проходили по линии современного Бульварного кольца; из 27 боевых башен Белого города 10 были проездными, то есть стояли на пересечении стен с главными подводившими к Кремлю улицами. В их числе Покровские ворота, Кропоткинские (прежде Пречистенские) и Мясницкие ворота. В целом стены и ворота Белого города не сохранились, поскольку в XVIII веке они были снесены. В1591-1592 годах очень быстро была построена третья линия столичных укреплений протяжённостью свыше 15 километров. Она включала более 50 башен и охватывала кольцом территорию площадью около 2 тысяч гекта­ров. Этот Земляной вал, или Деревянный город, за быстроту возведения москвичи назвали Скородомом. Его стены пролегали по линии современного 16-ти-километрового Садового кольца, впервые включая под свою защиту значительную часть Замоскворечья. Планировка Москвы после возведения второго (Бе­лый город) и третьего (Скородом) поясов укреплений получила чётко выраженную радиально-кольцевую структуру. Она выступает одной из особенностей древнерусского градостроительствa. Другой такой особенностью является т. н. «раскрытость» характе­ра застройки города в отличие от традиций западно­европейского средневекового градостроительства. В городах Европы дома вплотную при­мыкали друг к другу и обычно имели лишь один «лицевой» фасад; храмы распола­гались на тесно застроенных жилыми зданиями городских площадях. Всё это препятствовало открытому обзору строений, которые поэтому вос­принимались лишь фрагментарно. В зодчестве Москвы, наоборот, здания строились на уместном удалении одно от другого и поэтому воспринимались целостно. Третьей особенностью московского культурного наследия стало то, что древнерусскому искусству были неизвестны скульптурные монументы, возводимые в странах За­падной Европы в честь крупнейших исторических со­бытий. Эту роль выполняли на Руси храмы. Храмами-памятниками в Москве являются церковь Покрова в Рубцове (1619), возведенная в память осво­бождения столицы от иностранной интервенции нача­ла XVII века, и церковь Всех Святых «на Кулишках», заложенная, по преданию, при Дмитрии Донском в па­мять победы на Куликовом поле.
Также древняя Русь дала миру архитектурную форму шатра, придающую строению эффект устрем­лённости ввысь. В 1561 году на Никольской улице было построено здание Печатного двора, где в марте 1564 года Иван Федоров со своим помощником Петром Мстиславцем выпустил первую русскую датирован­ную печатную книгу «Апостол». Расцвет русской литературы способствовал стано­влению искусства русской миниатюры, представленного в т. ч. «Лицевым летописным сводом», содержащим свыше 10 тысяч листов, украшенных более чем 16 тысячами исполненных акварелью миниатюр.
Успехи внешней и внутренней политики Москвы в XVI в. нашли своё отражение в русской живописи. Большой интерес в этой связи представляет икона «Церковь Воинствующая» (Государственная Третья­ковская галерея), символически изображающая взятие Казани русскими войсками под предводительством царя Ивана IV и небесных сил. Замысел этой огромной иконы сводится к прославле­нию царской власти и утверждению Москвы как «третьего Рима». Новизна прозвучала и в монументальной живописи того времени; например, росписи Золотой палаты вели­кокняжеского дворца содержали неизвестные до того времени аллегорические изображения, характеризующие каче­ства «идеального» царя. В иконописи мастера обращали большее внимание на внеш­ние живописные эффекты; в конце века в рус­ской иконописи складывается строганов­ская школа. Для неё характерен «художественный аристокра­тизм», проявляющийся в тщательности прописывания изображений и обильном применении позолоты. Выдающимся мастером этого направления был Прокопий Чирин. В XVI столетии в Москве высокого совер­шенства достигает резьба по дереву, представленная, например, в исполнении цар­ского места Ивана Грозного в Успенском соборе Кремля. Резное и украшенное сусальным золотом, оно имеет изображения, символизирующие идею преемственности власти русского царя от Византийской империи. Сохранившиеся московские ювелирные изделия этого времени отличаются изысканностью художест­венной формы. В их числе золотые подвески-цаты, сделанные по указу Ивана Грозного для иконы «Троица» А. Рублева, покрытые тончайшим золотым орнаментом и украшенные крупными драгоценными камнями. Семнадцатое столетие было тяжелым для всей страны Смутным временем, сопровождающимся иностранной интервен­цией вплоть до 1612 года. В это время сформировался всероссийский рынок, и Москва стала крупнейшим городом Европы с населением до 200 тысяч жителей. Столица занимала территорию в пределах современного Садового кольца и продол­жала расти за пределы укреплений Скородома. Застрой­ка велась вдоль основных выходивших из Москвы дорог в слободах, получивших в XVII веке наименование «новых». В XVII веке большее внимание обращалось на внешнюю линию защиты Москвы, и внутренние кремлевские укрепления утратили своё оборони­тельное значение. Сожжённые интервентами в 1611 году деревянные стены Скородома в 1630-х годах были восстановлены с возведением бо­лее мощного земляного вала со рвами. Башни Кремля были дополнены ярусными шат­ровыми завершениями. Важное значение приобрели монастыри-кре­пости, защищавшие главные подводившие к Кремлю улицы. Первое кольцо укреплённых монастырей образовывали Ивановский, Сретенский, Рождественский, Высо­ко-Петровский, Страстной, Никитский и Зачатьевский монастыри. Они располагались на пересечениях ради­альных улиц со стенами Белого города. Второе, более отдаленное от Кремля кольцо образовывали Новоде­вичий, Донской, Данилов, Симонов, Новоспасский и другие монастыри. Заложенные в предшествую­щие века, в XVII веке они стали дополняться многочисленными ка­менными сооружениями, в т. ч. живописными стенами. В конце XVII века в Москве расцвёл стиль так назы­ваемого московского барокко, которое именуется иногда нарышкинским, поскольку родственники Петра I Нарышкины возвели много сооружений в этом стиле. В этом стиле исполнены Теремной дворец в Кремле (40-е гг. XVII в.), храмы Рождества в Путинках (1649-1652), Троицы в Останкине (1678- 1692), Грузинской божьей матери в Никитниках (1631-1634), Успения в Гончарах (1654), Николы в Пыжах (1657-1670). Среди сохранившихся в Москве памятников московского барокко каменные жилые дома Троекуровых (1696) и Волковых (конец XVII в.), а также Новодевичий мо­настырь (конец века), Крутицкий теремок (1693), храм Покрова в Филях (1693-1694), Знамения на Шереметевом дворе (1690-е гг.), Троицы в Троицкое-Лыкове (1698-1704), Воскресения в Кадашах (1657, перестроена в 1687-1713 гг.). Семнадцатое столетие вошло в историю искусства Москвы зарождением реализма, прозвучав­шем вместо канонов церковной иконографии, что было обусловлено общим процессом «обмирщения» рус­ской культуры XVII века. Московская Оружейная палата в XVII веке становится крупнейшим художественным центром страны, где во второй половине века складывается школа основоположника русского реа­лизма Симона Федоровича Ушакова. Известнейшим произведением Ушакова является икона «Великий архиерей» (1657, Государственный Исторический му­зей). Живопись Москвы в это время утрачивает черты величавого спокойствия и строгости, что особенно заметно в семейном портрете Никитниковых (1652-1658 г.г.) портрете М. В. Скопина-Шуйского (около 1610 г., Государственная Третьяковская галерея). Широкое развитие в рамках реалистического направления получает искусство книж­ной иллюстрации, представленное в книге «Корень российских государей» («Титулярнике») и «Книге о избра­нии . на царство . Михаила Федоровича». В названной области работали С. Ушаков, А. Трухменский, В. Андреев и другие. В первой четверти восемнадцатого столетия Москва оставалась крупнейшим центром промышленности и торговли и продолжала разрастаться территориально. Её застройка в целом оставалась деревянной. Кремль по-прежнему служил центром города, однако утратил прежнее значение царской резиденции. Пётр I предпочитал Кремлю, с которым у него были связаны тяжёлые воспоминания детства, село Преображенское и Немецкую слободу, откуда он впоследствии переехал в новую столицу на Неве. В скромный дворец Петра в Преображенском стали съезжаться приближённые царя и знать, начавшая застраивать своими домами улицы, ведущие от Кремля к Преображенскому, и ближайшие берега Яузы. Главными улицами Москвы в XVIII веке становятся Мясницкая, Покровка и Басманная. В начале века заметно расширяется деятельность московского Печатного двора, и 2 января 1703 года выходит в свет первый номер печатной русской газеты «Ведомости», в редактировании которой участвовал Петр I. На Красной площади была открыта первая русская библиотека. Московское барокко в это время утрачивает прежнее влияние. Такие памятники, как Меншикова башня (1704-1707, архитектор И. Зарудный), церкви Иоанна Воина (1709-1713) на Якиманке и Петра и Павла (1705-1717) на Новой Басманной выполнены уже в виде сплава старого и нового архитектурного направлений. Это свойственно также крупнейшему общественному сооружению того времени - Арсеналу (1702-1736) в Кремле. В первой четверти XVIII в. испытывала становление светская живопись, представленная именами И.Никитина, Л. Бунина, братьев Алексея и Ивана Зубовых.
Москва продолжала разрастаться, и в 1752 году была утверждена её новая граница, образовавшая так называемый Камер-Коллежский вал. Во второй половине XVIII века на смену богатому декоративностью барокко выступил стиль классицизма, в период которого в Москве творили В. И. Баженов и М. Ф. Казаков.
Первый из мастеров знаменит своим «Пашковым домом» (1784-1786), являющимся в настоящее время одним из зданий Государственной библиотеки имени Ленина. Второй считается создателем характерно московского стиля классицизма, отличающегося от петербургского стиля большей живописностью композиций и мягкостью их линий. Казаковым построены здание Московского университета (1786-1793, после пожара 1812 г. перестроено Д. Жилярди), дома Демидовых (1780-е гг.) Губиных (1790-е гг.) и Барышниковых (1797-1802). История отечественного зодчества обязана этому мастеру появлением ротондального типа храма, воплотившегося в церкви Филиппа Митрополита (1777-1788), Вознесения на Гороховом поле (1790-1703) и Косьмы и Дамиана (1791-1803). С Москвой связаны также имена выдающихся скульпторов рубежа XVIII – XIX веков: Ф. И. Шубина, Ф. Г. Гордеева и И. П. Мартоса, последний из которых выполнил памятник Минину и Пожарскому. Начало девятнадцатого столетия ознаменовалось для Москвы нашествием армии Наполео­на. Изгнание французов из России вызвало огромный подъём национального са­мосознания, обусловившего новый расцвет многих видов искусства. По проекту О. Бове - А. Михайлова был возведён Большой театр (1821-1824; в 1853 г здание горело и восстановлено архитектором А. Кавосом); в память освобождения Москвы от армии Наполеона было возведено здание Mанежа (1817, инженер А. Бетанкур, 1824-1825, архитектор О. Бове). На 6epeгy Яузы под руководством архитектор Д. Жилярди возводит дом-усадьбу Усачёвых - Найденовых, он же строит дома Луниных на Никитском бульваре, С. С. Гагарина на Поварской улице и усадьбу Кузьминки. Во второй половине XIX века Москва вступает на путь бурного капиталистического развития и в значительной степени утрачивает облик города русского классицизма. Появляются новые архитектурные типы зданий общественного назначения: вокзалы, музейные здания, банки и т. д. В это время в Москве возводятся Казанский вокзал (1912-1926, архитектор А. В. Щусев), Киевский вокзал (1914-1917, архитектор И. И. Рерберг), Музей изящных искусств (сейчас Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина; 1898-1912, архитектор Р. И. Клейн). В 1956-1962 г.г. была построена Московская кольцевая автомобильная дорога, с 1960 года ставшая новой границей города. В начале 1980-х годов Москва вышла за пределы этой автодороги, которая в ряде мест стала внутригородской автомагистралью. В декабре 1966 года, во время празднования 25-летия разгрома фашистских войск под Москвой, у древней кремлёвской стены в Александровском саду были погребены останки Неизвестного солдата, павшего смертью храбрых при защите столицы. До того времени прах воина покоился на 40-ом километре от Москвы по Ленинградскому шоссе – на рубеже, где осенью 1941 года шли ожесточённые бои. Могила Неизвестного солдата проектировалась архитекторами Д. Бурдиным, В. Климовым и Ю. Рабаевым. Над местом захоронения солдата в центре расположена большая площадка с надгробной плитой и пятью ступенями из красного гранита. На плите начертано: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен». В основание площадки вмонтирован бронзовый светильник в форме пятиконечной звезды; в её центре горит огонь Вечной славы. Слева от могилы – гранитное сооружение в виде усечённой пирамиды (пилон) с надписью: «1941 павшим за Родину 1945». Справа расположен ряд мемориальных блоков, под плитами которых находятся капсулы со священной землёй городов-героев. Здесь хранится земля с Пискарёвского кладбища, где похоронены защитники Ленинграда, с братских могил Киева, волгоградского Мамаева кургана, из Одессы, Бреста, Минска, Керчи, Новороссийска и Тулы. Надгробие могилы покрыто боевым красным знаменем, отлитым из нестареющей меди. Из неё же выполнены солдатская каска и лавровая ветвь – символ народной почести герою. Самым значительным московским памятником, возведённым в честь победы в Великой Отечественной войне, является Мемориал Победы. Его открытие состоялось 9 мая 1995 года, но проектировался он задолго до этого: ещё 23 февраля 1958 года на Поклонной горе был установлен памятный гранитный знак с надписью: «Здесь будет сооружён памятник Победы советского народа в Великой Отечественной войне». В 1970-80-х годах за счёт проведённых субботников и личных пожертвований граждан на строительство памятника было собрано 194 млн. рублей; для строительства был выделен участок земли в 135 гектаров. Строительство мемориала осуществлялось под руководством Ю. М. Лужкова. В состав композиции вошли: главный монумент Победы высотой 142 метра (автор З. Церетели); Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 годов площадью 33992 кв. м. с примыкающей картинной галереей площадью 3550 кв. м. Парк Победы на территории 135 га; храм Святого Великомученика Георгия Победоносца, освящённый 6 мая 1995 года (архитектор А. Полянский, художественное оформление З. Церетели); выставки под открытым небом – военной техники и вооружения, боевой техники ВМФ, и прочее. В Парке Победы установлены памятники «Защитникам земли Российской» (скульптор А. Бичугов), «Всем павшим» (скульптор В. Зноба) и памятный знак «Здесь будет сооружён памятник павшим защитникам Москвы». Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 годов расположен в центре Парка Победы. Вводный зал музея украшает мраморная лестница, в конце которой помещены Щит и Меч Победы работы Златоустовских мастеров. Рядом установлены бюсты маршала СССР Г. К. Жукова, генералиссимуса А. В. Суворова и генерал-фельдмаршала М. И. Кутузова. Мемориальная часть музея представлена залом Славы высотой 25 метров и диаметром 50 метров. На мраморных стенах этого зала размещены фамилии, имена и отчества Героев Советского Союза, удостоенных этого звания за подвиги в годы Великой Отечественной войны. В центре зала стоит скульптура «Солдат Победы» высотой 10 метров (автор В. И. Зноба). Под куполом зала находятся барельефы городов-героев, выше – венок славы, а свод купола увенчан орденом «Победа». В трёх гвардейских залах музея экспонируются реликвии военных лет. Глубокое впечатление оставляет зал Памяти со скульптурой «Скорбящая мать» (скульптор Л. Кербель). В книгах памяти помещены имена погибших во время Великой Отечественной войны. На наружной стороне рассмотренного зала указаны номера и почётные наименования воинских соединений Красной Армии; вокруг зала находятся также 6 диорам крупнейших сражений Великой Отечественной войны. Упомянутые диорамы выполнены мастерами батальной живописи студии имени М. Б. Грекова и занимают площадь 1500 кв. м. Поскольку богатый архив кинофотодокументов музея позволяет демонстрировать экскурсантам военные будни день за днём, этот цикл кинохроники получил название «День Войны».
Помимо Мемориала Победы и Могилы Неизвестного солдата в Москве имеются другие возведённые в честь событий Великой Отечественной войны памятники, в числе которых монумент «Защитникам Москвы», расположенный на 40-ом километре Ленинградского шоссе.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.