Реферат по предмету "Менеджмент (Теория управления и организации)"


Теоритические основы и сущность предпринимательской деятельности и малого бизнеса в развитии экономики Республики Беларусь

белорусский государственный университет
экономический факультет
кафедра менеджмента
 
 
 
 
ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МАЛОГО БИЗНЕСА В РАЗВИТИИ ЭКНОМИКИ СТРАНЫ
 
 
Курсовая работа
 
 
 
 
 
Студента 2 курса дневного отделения
первого высшего образования
специальность “Менеджмент”
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
минск 2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
 
 1. Предпринимательство и малый бизнес, роль и место в развитии экономики  
1.1 Теоритические основы и сущность предпринимательства.
1.2 основные виды предпринимательской деятельности и его организационно правовые формы.
1.3 место малого бизнеса в классификации субъектов хозяйств.
 
 2. МЕСТО МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫХ СТРАН.
2.1 МЕСТО И РОЛЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В США.
2.2 СУЩНОСТЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СТРАНАХ ЕВРОППЫ.
 
 
3. Развитие малого бизнеса в Беларуси. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
 
3.1     СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РБ.
3.2 АНАЛИЗ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ
3.3 УСПЕШНОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ПУТЬ ПРЕОДАЛЕНИЯ КРИЗИСА.
  
         
 
Введение
 
В наши дни, актуальность выбранной мною темы очевидна, так как  рыночной экономики без малого бизнеса не бывает. В системе экономических и социальных отношений большинства государств, малое предпринимательство выполняет сегодня важнейшие функции. В сфере малого бизнеса производится основная часть валового внутреннего продукта, обеспечивается занятость большинства работающего населения. Малое предпринимательство содействует развитию научно-технического прогресса, создавая более половины всех инноваций. Наконец, благодаря ему возник и приобрел свой современный вид так называемый «средний класс» — важнейший фактор социально-политической стабильности современного общества. Следовательно, изучение теории и практики современного бизнеса необходимо. Интерес к бизнесу естествен и оправдан. На наших глазах создаётся экономическая основа общества, появляются люди, стремящиеся сделать собственное дело, желающие не приспосабливаться к новым условиям, а жить в них, проявлять инициативу, выражать себя в свободной трудовой деятельности.
Рыночные преобразования, их темпы и успех в значительной степени зависят от решения проблем, которые связаны с развитием предпринимательской деятельности, определяющей в современном мире наиболее важные экономические процессы и тенденции.
Цель работы –  исследовать основы предпринимательской деятельности, как сегмент экономики, изучить структуру, раскрыть сущность малого бизнеса в целом, выявить преимущества, предпринимательства в развитии экономики.  
Задачи, были определены следующие:
Осветить роль и место предпринимательства в развитии общества;
Рассмотреть развитие малого бизнеса в промышленно развитых странах;
Проанализировать развитие малого бизнеса в Республике Беларусь;
 
 
1. Предпринимательство и малый бизнес, роль и место в развитии экономики
 
1.1 Теоритические основы и сущность предпринимательства.
 
В соответствии со ст.1 Гражданского Кодекса Республики Беларусь,  «Предпринимательство   — самостоятельная, инициативная  деятельность граждан, направленная на получение прибыли  или личного  дохода и  осуществляемая  от  своего имени, на  свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени  и   под  имущественную   ответственность  юридического   лица (предприятия). Предпринимательская деятельность  может осуществляться  в  виде индивидуальной  трудовой   деятельности,   а   также   в   различных организационно-правовых формах предприятий (юридических лиц).» [1].
Предпринимательство часто отождествляется с понятием бизнес.
Понятие «бизнес» (англ. business) впервые употребил ирландец по происхождению английский банкир и удачливый денежный игрок эпохи первых финансовых пирамид, экономист-теоретик, предшественник маржиналистов Ричард Кантильон (1680-1734), который сделал первую попытку систематически изложить экономическую теорию в своей единственной книге «Очерк о природе торговли» (издана в 1755). В этой работе он выделил три основных класса общества:
земельные собственники, наемные работники, предприниматели
Р. Кантильон охарактеризовал предпринимателя как человека, действующего в условиях риска. Он разработал первую концепцию предпринимательства, которую используют практически все экономисты.
Рассмотрим схему предпринимательской деятельности, и дадим пояснения о предпринимательских действиях при преобразовании ресурсов в конечный продукт.
 
В осуществлении бизнеса участвуют три ведущих действующих лица:
непосредственно предприниматель;
те, кто снабжает его ресурсами предпринимательской деятельности в виде факторов предпринимательства, собственники этих факторов;
лица, приобретающие продукт предпринимательства в виде товаров, услуг и информации.
Общая схема предпринимательства выглядит следующим образом. Предприниматель приобретает за имеющиеся у него или привлекаемые деньги MFнеобходимые ему для осуществления предпринимательских процессов средства, факторы Fв виде природных и трудовых ресурсов, средств производства. Затем эти ресурсы преобразуются в продукты Р, которые необходимы потребителям. Продукция продается покупателям, а предприниматель в итоге получает денежную выручку МР, куда входит и его прибыль. Предприниматель прилагает значительные усилия, чтобы эта прибыль была получена, то есть, чтобы сумма вырученных от продажи продукции денег МР была выше денежных затрат MF. Это базовое условие прибыльности, успешности бизнеса.
Логически формула схемы предпринимательства можно представить так:
/>,                                         (1.1)
при этом  /> 
Для точности картины, учитывая расходы ресурсов, необходимо помнить о налогах и вынужденных платежах, которые следует вносить в государственную казну. Эти затраты можно приплюсовать к MF, хотя они и не связаны непосредственно с приобретением факторов предпринимательства. Налоги следует рассматривать как оплату предпринимателем права на осуществление своей деятельности и отчасти плату за пользование «бесплатными» природными ресурсами, которые общество предоставляет предпринимателю. Налоги – это и плата за государственные услуги по управлению бизнесом.
 
 
1.2 основные виды предпринимательской деятельности и его организационно правовые формы.
 
Предпринимательство может быть как частным, так и госу­дарственным и осуществляется как в индивидуальной, так в коллективной форме.
Государственное предпринимательство осуществляется юри­дическим лицом, т.е. организацией, которая имеет в собствен­ности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обо­собленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные пра­ва, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Государственное предпринимательство осуществляется ли­бо полностью государственными предприятиями, либо органи­зациями со значительной степенью государственного участия (в капитале и управлении).
Государственные структуры являются равноправными парт­нерами других участников рыночных отношений, если они не­посредственно выходят на рынок с деловыми предложениями: предоставление правительственных заказов предприятиям, оп­ределение цен, состава и объема льгот при выполнении специ­альных работ.
Государство в современной рыночной экономике — это и предприниматель, и крупный инвестор, и организатор НИОКР, и потребитель конечной продукции. Оно непосредственно участ­вует в производстве, распределении, обмене и потреблении то­варов и услуг. Таким образом, государство выступает как круп­ный хозяйствующий субъект, непосредственно участвует в ры­ночной экономике.
Частное предпринимательство— это экономическая систе­ма, где хозяйственной деятельностью занимаются независимые физические лица или фирмы при минимальном вмешательстве государства.
Частным предпринимательством могут заниматься как от­дельные граждане, так и коллективы (предприятия, фирмы).
Фирма — это обобщенное название, используемое по отно­шению ко всем (или почти ко всем) организациям бизнеса. Фирмы бывают разные — от гигантских корпораций типа «Дженерал моторс» с многомиллиардным объемом выпуска и сотнями тысяч работников до мелких лавочек, где со всеми де­лами справляется один хозяин, а дневная выручка не превыша­ет нескольких десятков долларов.
Любая предпринимательская деятельность осуще­ствляется в рамках определенной организационной формы.
Под организационно-правовой формой предпринимательства следует понимать совокупность имущественных и организационных отличий, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, их ответст­венности друг перед другом и контрагентами .
Выбор формы предпринимательства зависит от личных пристра­стий и вкусов, но главным образом определяется объективными усло­виями — сферой деятельности, наличием денежных средств, плюсами и минусами своих предприятий. Причем выбор той или иной органи­зационно-правовой формы предпринимательства будет оказывать оп­ределенное влияние на осуществление предпринимательской функ­ции собственником или управляющим предприятием.
К основным критериям, которые определяют органи­зационно-правовую форму предпринимательской деятельности, мож­но отнести:
соответствие предпринимательской структуры требованиям за­конодательства в отношении организационно-правовой формы для отдельных видов деятельности;
количество собственников (участников, акционеров);
способ формирования капитала (личного, акционерного, паево­го), наличие, размер и порядок формирования уставного фонда;
ответственность собственника (учредителей) за деятельность юридического лица, в том числе и имущественная;
структуру органов управления и принципы принятия управленческих решений (собственником, учредителем, собранием пайщиков или учредителей);
форму распределения прибыли (личный доход, дивиденд, выплаты по паю).
Любое лицо или группа лиц (коллектив), обладающие определен­ными правами и обязанностями и создающие материальные блага или оказывающие определенные услуги, являются субъектом хозяйствования (хозяйствующим субъектом). К субъектам предпринимательства относятся индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Индивидуальный предприниматель — это инди­вид, проявляющий инициативу, имеющий способности и желание производить нужную обществу продукцию (выполнять работы, ока­зывать услуги).
Юридическими  лицами признаются организации, ко­торые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оператив­ном управлении обособленное имущество, несут самостоятельную ответственность по своим обязательствам, могут от своего имени при­обретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцами и ответчиками в суде. Для юридического лица характерны следующие признаки: организа­ционное единство, которое подтверждается наличием устава и госу­дарственной регистрации юридического лица; имущественная обо­собленность, которая подтверждается наличием самостоятельного ба­ланса; участие в гражданско-правовых отношениях от своего имени, что обусловливает самостоятельную гражданско-правовую ответст­венность и дает возможность быть истцом и ответчиком в суде.
В организации предпринимательской деятельности особое место принадлежит юридическим лицам, т. е. коллективным субъектам, осуществляющим хозяйственные операции. Несмотря на различие за­конодательств каждой страны, мировая практика свидетельствует о наличии устоявшихся и проверенных опытом форм деловой активно­сти. Каждая форма предполагает определенную структуру взаимо­действия партнеров и размер предприятия.
Гражданским Кодексом Республики Беларусь допускается созда­ние объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.
 
1.3 место малого бизнеса в классификации субъектов хозяйств.
 
Рис. 1.1 Классификация субъектов хозяйствования в Республике Беларусь
 
 
/>
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государ­ственной поддержке малого предпринимательства в Республи­ке Беларусь» к субъектам малого предпринимательства — юри­дическим лицам — относятся предприятия и организации со среднесписочной численностью работников:
-  в промышленности и на транспорте — до 100 человек;
-  сельском хозяйстве и научно-производственной сфере — до 60 человек;
— строительстве и оптовой торговле — до 50 человек;
— других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торгов­ли — до 30 человек;
— других отраслях непроизводственной сферы — до 25 че­ловек
 
Наиболее важным при классификации предприятий в условиях рыночной экономики является организационно-правовой признак.
Несмотря на большое значение малого бизнеса для экономики, его становление и развитие сопряжено с определенными трудностями и недостатками. Главная проблема в малом бизнесе – это нехватка первоначального капитала и трудности с его привлечением со стороны в процессе деятельности. Значительная часть малых фирм должна ориентироваться  в основном на собственные средства. Таким образом, представляется важным в следующем подразделе работы рассмотреть формы и источники финансирования предпринимательской деятельности.
Для занятия предпринимательской деятельностью предприниматели вправе привлекать не более трех физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, в том числе заключаемым с юридическими лицами.
Самой главной поправкой в законодательство, которая очень негативно отразилась на предпринимательстве в РБ. “С 1 января 2008 г. деятельность индивидуальных предпринимателей может осуществляться только с привлечением членов семьи и близких родственников (супруг, родители, дети, внуки, родные братья и сестры, дед, бабка, усыновители и усыновленные)”
 
2. МЕСТО МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫХ СТРАН.
 
2.1 МЕСТО И РОЛЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В США
 
Малое предпринимательство играет исключительно важную роль в экономической и социальной жизни промышленно развитых стран, где на его долю приходится до 70% валового национального продукта.
В США, к категории малых относят предприятия с числом занятых до 500 чел., подобные фирмы составляют 99% всех американских компаний.
Основная масса приходится на мельчайшие предприятия: в 87% всех фирм работает не более 20 чел., в 80% — менее 10 чел.
В начале 1989 г. общее число американских фирм по данным налоговой инспекции достигало 19 047 тыс. (без сельского хозяйства), из которых 3 978 тыс. представляли собой корпорации, 1 831 тыс. — партнерства и 13 238 тыс. — фирмы, находящиеся в единоличном владении. Из них всего 7 тыс. фирм классифицировались как крупные с числом занятых свыше 10 тыс. чел.
Ныне в США функционирует более 15 млн. малых предприятий, которые производят около 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора.
В отдельных сферах американской экономики малые предприятия доминируют.
Отрасль
Доля в валовом продукте
частного сектора, %
 
Численность занятых
 млн. чел.
Оптовая торговля
86
4.4
Розничная торговля
55
10.1
Сфера услуг
81
12,0
Финансовая деятельность
60
3.2
Строительство
80
4,3
Обрабатывающая
21
8,0
                                      Доля малого бизнеса в валовом продукте частного сектора США и численность занятых
 
Особо важную роль малый бизнес играет в решении проблем занятости: в 80-е гг. 80% всех новых рабочих мест были созданы мелкими фирмами. Более 100 млн. американцев прямо или косвенно зарабатывают средства к существованию благодаря малому предпринимательству. Государство же получает миллиардные суммы доходов в виде налогов на прибыль мелких фирм.
Следует помнить, что развитие малого бизнеса тесно связано с отраслевой спецификой и экономическими механизмами, действующими в той или иной стране. Поэтому при оперировании цифровыми показателями и сравнении опыта промышленно развитых стран с формированием малых предприятий в России надо учитывать различия в уровнях развития институциональной и производственной инфраструктур, в отраслевой структуре национального хозяйства, т.е. социокультурные особенности. В США к сфере услуг относят не только сервис и торговлю, но также консалтинг, образование, информационное обеспечение, финансовую деятельность. При этом взаимоотношения сфер производства и обслуживания оказываются настолько тесными, что провести четкую грань между ними удается не всегда.
Бурное развитие малого бизнеса в торговле и сфере услуг связано, прежде всего, с низкой начальной капиталоемкостью начинаний. Так, предпринимателю, решившему открыть небольшой магазинчик, будет достаточно стартового капитала в несколько тысяч долларов и не потребу


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.