Реферат по предмету "Краеведение и этнография"


Развитие экологического самосознания башкир

Развитие экологическогосамосознания башкир
Отношение человека кприроде еще с древнейших времен являлось не только элементом сознания, но ибыло предметом рассмотрения в процессе формирования наиболее важного этапастановления сознания – формирования Я и неЯ в их противопоставлении и слиянии.
Начиная с полного отождествлениясебя с природой, через мифологическое сознание, рационализм и кончаясовременными взглядами как ученых, так и представителей различных движений засохранение природы, содержание экологического сознания значительно менялось.
С момента появления Homo sapiens в его сознании фиксировались явления и объектыприроды, их динамика и существующие между ними причинно-следственные связи.
В тот далекий периодвпервые появилась дифференциация в логике бытия. Человек все еще ощущал себячастью, элементом природы и переносил некоторые характеристики своегосамосознания на нее, отождествляя ее с человеком, но в то же время ончувствовал себя отличным от природы и наделял ее функциями, которых не было учеловека.
В сознании доминировало ощущениезависимости от окружающего мира как источника удовлетворения потребностей,прежде всего в питании, и как источника опасностей, угрожающих жизни человека.Слабость человека, его зависимость от природы, отразились в появлениипредставлений о добрых и злых силах природы, в их очеловечении, а динамикаприродных явлений объяснялась поступками богов, олицетворяющих природу. Это ипривело к появлению первичного экологического сознания в егомифологически-религиозной форме. Для экологического сознания очень важно, чтосуществовали боги-объекты и боги отношения.
Обожествление сил иявлений природы – характерные черты древних верований башкир. Ахмед ибн-Фадланв 922 г. писал, что башкиры верили в 12 богов. Эти боги, по представлениямдревних башкир, управляли временами года, а также дождем, ветром, людьми,жизнью и смертью. «Мы видели, — сообщает путешественник, – как одна группапоклоняется рыбам, другая – журавлям» [12, с.130-131]. Тут мы имеем дело стотемистическими взглядами. Согласно тотемистическим взглядам отдельные группылюдей родственными узами связаны с некоторыми животными и растениями. Вбашкирских сказках таковыми часто выступает медведь. Ветер, бурю, урагандревние башкиры представляли в образе страшных чудовищ, подобных змеям.
Наряду с верховнымибожествами башкиры почитали духов – хозяев природных объектов: гор, пещер, лесов,воды, долин… Таким образом, для древних башкир вся природа была одухотворенной,одушевленной. Вера в переселение души у человека через ее воплощение в деревья,птиц и животных восходит к тотемизму. Природный объект, избранный в качествеплеменного тотема, исключался из хозяйственной деятельности и использовался влишь ритуальных целях. Совершая определенные ритуальные действия, древнийчеловек стремился к преодолению границ между человеческим коллективом и миром;к установлению контакта с миром природы, от которого зависело ее благополучие. Этохарактерно не только древних башкир. Тотемизм был распространен у всех народовмира.
Тотемическую стадиюразвития прошли все народы, она оставила глубокий след в их сознании. Тотемизмбыл детством человеческой души и, в полном соответствии с эволюционным закономповторения истории рода в индивидуальном развитии, еще и сейчас угадывается вдетском влечении к животным. Элементы культур проявляются в культе животных. В башкирскихэпосах «Куныр Буга», «Акбузат», «Акхак – кола» — воспеваются домашние животные:корова, конь. В «Урал батыре» и «Акбузате» мудрый богатырский конь Акбузатпомогает людям в беде. Башкирский эпос отрицает жестокость в обращении сживотными, способствуя тем утверждению гуманизма. Священной птицей для всехбашкир был лебедь. Ведь лебеди считались потомками Хумай богиня Солнца, поэтомузапрещалось убивать этих птиц и разорять их гнезда.
Журавля почитали за то,что в одной из битв журавли своим криком обратили врагов в бегство. [20, с.119-120]
Больше всего омировоззрениях древних башкир можно судить по материалам народного эпоса,легендам и преданиям. Наибольший интерес в указанном аспекте представляетпроизведение всемирно известного башкирского эпоса «Урал батыр».
В момент появления эпосалюди еще не отделяли себя от природы. Так, Урал, обращаясь к зверям и птицам,говорит:
«Вот хотя бы нас всехперебрать,
На каждый родпосмотреть». [23, с.116]
Урал совершенно неотделяет себя от животного мира и, думая об уничтожении смерти, заботится оздравии всего живого. Это реликты первоначального текста, однако, уже вархаичной вступительной части эпоса говорится о круговороте в природе, вкотором Жизнь и смерть сосуществуют, и возникает идея о бессмертии для человекапри помощи «живой воды». На протяжении своего сюжета подчеркивается особоеположение человека среди всего живущего на земле. Однако в заключительной частиутверждается, что человек – часть природы и живет согласно ее законам, чточеловеку не дано изменять законы природы.
Урал обрызгал «живойводой» землю, окрестные горы и пожелал, чтобы земля сияла вечной красотой.
«Пусть сияет [наша] земля
На зависть нашим врагам!»[23, с.190]
Тем самым, как бы завещалпотомкам беречь красоту родной земли.
Сыновья Урала, прорубивгоры, проложили русла рек на благо людям.
Таким образом, эпосутверждает, что человек не может изменять законы природы, но он можетспособствовать ее расцвету, может ее преобразовывать на благо людей.
Философские воззрениянаших предков глубоко гуманистичны, проникнуты заботой о свободе и благополучиичеловека, о его счастье, о бережном отношении к колыбели человечества – природе– земле.
Сюжеты мифического характерав этом произведении непосредственно связаны с антропоморфизмом – очеловечениемокружающего, а также попытками объяснить происхождение природных явлений.
В сказании «Урал батыр»понятие «вода-земля» получает возвышенный смысл, близкий к понятию «Роднойкрай». В эпосе поставлена проблема первоосновы мира, в качестве котороговыступает вода. Это положение академик Валеев Д.Ж. расценивает как «наивныйматериализм древних людей, их неосознанное стремление вывести все из единогоначала. Это были стихийные догадки первобытного человека о единстве мира». [7,с.4]
В 2001 г. в издательстве «Китап» вышла в свет монументальная работа Валеева Д.Ж. «История башкирскойфилософской и общественно-политической мысли». В этой работе автор утверждает,что башкирскому народу, который формировался в качестве самостоятельнойэтнополитической общности на рубеже I и II тысячелетий и создал свои социальныеинституты, принадлежат достойные внимания философские идеи. В качествеисточников по изучению мировоззрения башкир Валеев Д.Ж. использует эпическиепроизведения «Урал-батыр» и «Акбузат».
В этой работе впервые вбашкирско-гуманитарной науке в систематической форме представлена философиямифологии как компонент духовной культуры башкир и рассмотрена ее историческаяэволюция в философской и общественной мысли.
Автор указывает, что«эпические памятники являются выражением древнего общественного сознания» [8,с.45]
«…Добро в Урал-батыре –всесильное начало, растворенное во всем мироздании. Добро выступает как одно избазисных понятий нравственного сознания башкир. [5, с.55]
Выделяя антропоморфизмкак нравственную норму эпоса «Урал-батыр», Валеев Д.Ж. отмечает: «В наделенииживых существ моральными качествами люди исходили из своих представлений одобре и зле – этих первичных моральных понятиях. [8, с.142]
Такой подход, по егомнению, удовлетворял познавательные потребности людей и был предпосылкойфилософского мышления: «Не случайно, по всей видимости, мифологию называютпервобытной философией» [8, с.142]. Уподобление человеку предметов и явленийприроды представляют собой первоначальную форму мировоззрения, возникшую наранних стадиях развития человеческого общества. Антропоморфизация животных, помнению Валеева Д.Ж., с течением времени превращается в нравственное чувствогуманного отношения к ним. [5, с. 60].
Другим историческимисточником экологического сознания явился вековой опыт взаимодействия человекас природой, который частично вошел в систему религиозного сознания, а частичнообобщен в виде традиций, обычаев и примет. Отражение опыта народа в видеконкретных запретов или указаний по-разному было закреплено в различныхрелигиях. Очень сильна была конкретика в иудаизме, мусульманстве, языческихрелигиях славян. Примером конкретного запрета, ставшего элементом религиозного построения,может явиться запрещение использования свинины как пищевого продукта вмусульманстве. В общем можно говорить, что чем более локальна по происхождениюрелигия, тем больше в ней конкретных указаний экологического характера.
Неверным было бы ипреувеличение степени проникновения мусульманской религии в массовое сознание убашкир. Восприятие башкирами мусульманских морально-этических и правовых норм,культурных традиций не вытеснило из их среды доисламских обычаев и верований. Отом, что мусульманское духовенство даже в XIX в. Находилось в значительной степени во власти языческихпережитков, свидетельствует документ, относящийся к 1844 г. В нем упоминается некий башкир Султанмурат Габбясов, который на одном из йыйын – собранийбашкир заявил, что присутствующие здесь указные муллы, чиновники и другие лица«… не веруют в единого Бога и не знают своего пророка, а делают поклонениежуравлю…», [22, с.71] птице, которая была одним из древнейших башкирских родовыхсимволов.
Характеризуярелигиозно-мифические представления башкир в начале ХХ в., С.И. Руденкоподчеркивал наличие в них элементов шаманизма: «В антропоморфическихпредставлениях анималистических, в магии и колдовстве мы имеем осколки техрелигиозных представлений, с которыми жили башкиры до распространения у нихмусульманского учения». [17, с.317]
Исследования современныхэтнографов также свидетельствуют о сохранении некоторых элементов языческихкультов в повседневной жизни башкир, в частности – в приготовлении таких традиционныхблюд, как изделия из теста, замешанного на большом количестве яиц (баурсак,чак-чак). Использование яиц в больших количествах носило в древности ритуальныйхарактер, у башкир племени Мин существовал обычай перед весенней пахотой,испрашивая у неба плодородия, бросать в борозду яйца. «Яйца были исимволической наградой победителю – борцу на сабанных состязаниях (по случаюокончания посевной – сабантуй). Все это отголоски древнего культа поклоненияптице (родовыми птицами были сокол, журавль и другие). Угощение пшенной илиячменной кашей также является элементом родовых обрядов, связанных с языческимверованием. Например, чтобы вызвать дождь, башкиры минцы и уршакминцы варили наберегу реки ямгыр-буткасы (дождевую кашу), собрав по деревне пшено, молоко,масло. После обращения к небу с просьбой послать дождь и совместного угощенияостатки каши бросали в реку, входили в одежде в воду и обливали друг друга». [17,с.312-313] Экологическое сознание, отраженное в традициях, приметах, обычаях,является очень устойчивым, и в какой-то форме дошло до наших дней. Этнологиярасполагает огромным материалом, описывающим эти формы и источники их происхождения.Они достаточно полно для целей рационального ведения хозяйства отражаютконкретные экологические условия региона. Обычаи и традиции соответствуютдинамике экологической ситуации, часто связанной с изменениями годового цикла иначалом или окончанием той или иной деятельности этого цикла. О достаточновысоком уровне развития экологических архетипов и возникновении экологическихтрадиций, передаваемых из поколения в поколение, свидетельствует ежегоднопроводившийся в прошлом «экологический» праздник – Летний Нардуган, праздникмилосердия и сострадания к природе.
Это время (с 25 июня по 5июля) было периодом своеобразного «щадящего режима». Все от мала до велика,щадили природу, вели себя с величайшей осторожностью и осмотрительностью. В этовремя устанавливались строгие запреты на охоту и кровопускание как диких., таки домашних животных, запрещалась ловля рыбы, птиц, рубка деревьев, сенокос. Вэти дни природу особенно лелеяли, берегли, задабривали: в водоемы (ручейки,реки, озера) бросали цветы в надежде на хорошее, доброе, щедрое лето иблагосклонность природы [16, с.16]
Лето — пора бурногоцветения и размножения в природе, расцвет ее жизненных сил, всплеск ее могучейвнутренней энергии, и человек сознательно создавал условия для еесамопроизводства. Это действительно были дни великой гармонии и примирениячеловека с природой. Наши предки отчетливо сознавали, что регулярноеистребление природных ресурсов, животного и растительного мира грозитистощением природной кладовой и нарушает благополучие человека. Велик былдуховный и педагогический потенциал этого празднества. Летний Нардугандемонстрировал подрастающему поколению наглядные уроки нравственного,благовейного, гуманного отношения к природе, к окружающей среде обитания.Идейную основу праздника составляла мысль, что природу, в которую пришелчеловек, он должен оставить потомкам такой, какой он ее застал.
Важно подчеркнуть, чтожелание оставить след в памяти как основа экологического поведения может бытьсвязано с памятью в последующих поколениях и с памятью в самой природенезависимо от степени вовлеченности в нее человека, то есть след в природе кактаковой.
В последние годыпоявилось много работ, связывающих вопросы экологического сознания и экологическогоповедения с понятием менталитета или ментальностью этнических групп. [14, с.325]Под менталитетом обычно понимают особенности мышления, вытекающие из мировосприятияи мировоззрения и реализующиеся в особенностях поведения и деятельности.
Менталитет, ментальностьнации – это склад ума, психические особенности, отражающиеся в национальнойкультуре, обряде, мысли, отношении к окружающему миру, особенностях выбора духовныхценностей. Среди духовных ценностей ведущую роль занимают морально-нравственныеценности, определяющие формы и критерии взаимоотношений с объектами природы и ссоциальными институтами. Совокупность этих взаимоотношений составляет духовнуюкультуру нации. Такая черта национального характера, как любовь к роднойприроде и бережное отношение к ней, также берет начало в эпосе.
Рассматривая проблему взаимоотношенияменталитета и экологического сознания, следует сказать, что чем позжесформулировался менталитет современной нации, тем меньше он сказывается наотношении к экологическим вопросам.
Так, роль экологическойпроблематики в менталитете китайцев с их концепциями даосизма или буддизма,остается довольно высокой, менталитет жителей европейских стран мало отражаетфилософские проблемы экологии… Это приводит к тому, что при отсутствии внешнихнаправляющих воздействий у жителей этих стран будет сильно выражена тенденция кразвитию эгоистически-хищнического экологического сознания и экологическогоповедения.
Не надо воспитывать убуддиста уважения к живой природе. Оно уже создано менталитетом. У нашихпредков, у башкир, тоже с малых лет из поколения в поколение воспитывалосьвеликое уважение к природе.
Атангулов У.Ш., кандидатпедагогических наук, пишет: «По своим детским воспоминаниям мы можем судить,как формировалось бережное отношение башкир к природе с малых лет. Например,нам не разрешали разорять муравейники, потому что «в той жизни будешь жаждатьводы, а муравьи ни капельки не принесут». Нельзя разорять птичьи гнезда, потомучто «проклятие птиц настолько сильно, что можешь остаться без родителей».
 В военные и первыепослевоенные годы я, к примеру, не помню случая, чтобы достали бы из гнездяички и сварили. Хотя, казалось бы, ели все, что можно: съедобные травы;коренья сушили, мололи и, добавив немного муки, делали лепешки; из кореньевварили суп; мясо суслика употреблялось как деликатес (правда, не всеми), «веткидерева нельзя ломать, его дух (эй2) тебя может наказать».[2, с.94]
Сегодня особенно важноиспользовать экологический опыт башкир, которые живут тысячелетия в составеэтно-экосистемы Южного Урала. То, что современному урбанисту кажетсяневежеством и мистикой у наших прадедов было глубоко укоренено в их священныхархетипах мудростью, созерцательностью, нестяжательной умеренностью. Башкиры неохотились на непромысловых зверей и птиц, строго регулировали добычу, исходя изразумных потребностей, объективно необходимых и достаточных для поддержаниянормальной жизни. Они не трогали животных в период размножения и вскармливанияпотомства, не разоряли птичьи гнезда, не загрязняли водоем, строго следили завосстановлением травяного покрова на пастбищах и так и далее. Только это имогло сохранить ось их коллективного (общинного) бытия, походившего в самомцентре природы. Здесь – непосредственная основа возникновения у башкирскогонарода экологических установок и стереотипов.
Для башкирского народахарактерен высокий уровень развития экологического самосознания, его менталитетвыражается в высокой ответственности за первозданность природы. Башкиры создалиуникальные образцы устойчивых и саморегулирующихся агроэкосистем, изучениекоторых представляет немалый интерес для современной экологии. Традиционноеприродопользование башкир (например, разведение лошадей табунно-косячнымспособом круглый год, бурзянское бортничество) и сегодня не утратило своегозначения для разработки системы рационального использованиясельскохозяйственных земель. Опыт отношения башкир к природе как к высшейценности, отраженный в эпосе «Урал-батыр» и многочисленных народных песнях,сказаниях и сказках, обладает колоссальным воспитательным потенциалом, которыйдолжен использоваться в процессе организации экологического образования вшколе.
В изучение духовнойкультуры башкирского народа большой вклад внес выдающийся русский ученый С.Г.Рыбаков.
С.Г. Рыбаков собрал более200 башкирских песен с мелодиями, легенды, сказки, баиты, мунажаты, а такжеобразцы поверий, суеверий, пословиц, поговорок. Красоту и богатую фантазиюнародных песен С. Рыбаков рассматривает прежде всего как творческое следствиевлияния чудесной природы Урала, а на башкир он смотрел как на «детей природы».
«Прекрасна природаУральских гор, среди которых живут башкиры, — пишет С. Рыбаков в работе окурае. – Бесчисленные гряды гор, долины, лощины, ущелья бесконечной чередойсменяют друг друга и почти на каждом шагу дарят путника роскошными видами, одиндругого лучше». [17]. Живя среди такой сказочной природы, башкир находитбогатую пищу для фантазии и поэтической мечтательности и создает своизамечательные песни, сочиняет пленительную музыку, овеянную легендарным прошлыми благоухающую ароматом величественных гор, бескрайних степей и непроходимыхлесов.
Слова С. Рыбакова о том,что «по поводу почти каждой инструментальной мелодии или песни» башкирскиемузыканты и певцы «сообщали какое-нибудь сказание или легенду, так что у нихможно было бы найти большой цикл всевозможных сказаний и мифов», как бы подтверждаютправоту М.Л. Михайлова, отметившего, что «башкирскими преданиями… полнаОренбургская губерния», что нет такой реки, нет такой горы, про которую не существовалобы легенды и песни».
Прекрасный знатокдуховной культуры башкирского народа Р.Г. Игнатьев около ста лет тому назадписал, что «башкир импровизирует свои песни и мотивы, когда одинок, всего болеев дороге. Едет мимо леса – поет про лес, мимо горы – про гору, мимо реки – прореку и т.д. [15, с.244]
Рыбаков особое вниманиеуделял сохранившимся в башкирском музыкальном искусстве традиционнымзвукоподражательным песням и мелодиям. В деревне Темясово, 2-й Бурзянскойволости Орского уезда он встретил Мансура Гулубуева (Мансурку), умеющегоизображать, как поют различные птицы: лебеди, голуби и другие полевые птицы.Житель деревни Ташбулатово Магафур Каракаев играл звукоподражательно какук(кукушка), а в Орском уезде Иван Лукманов «мелодию» под названием Сынрау торна,подражающую пению каких-то особенных журавлей белого цвета». [20. С.119-120]. Извышеизложенного следует, особенность культуры, языка, самосознание обладают,если можно так сказать, «экологичностью», как бы вписались в природу, вландшафт.
Башкирские народные песнисоздавались в прошлом пастушеским, охотничьим народом под непосредственнымвоздействием природы на лоне бескрайних степей и стремительных рек, у горныхвершин и серебристых озер, на лугах, долинах, скалах. В них мы слышим и песньжуравля, и клекот орла, и кукование кукушки, и топот копыт скачущих коней.Близость к природе наблюдается не только в образах песенной поэзии, но и в типенародных музыкальных инструментов, одним из которых является курай, изготавливаемыйиз полого внутри растения, растущего только в горах Урала. Во многих своихпеснях народ опоэтизировал природу Урала, его горные вершины, реки, озера. ВБашкортостане трудно найти реки, горы, про которые не была бы сложена песня.Многие из них составляют классический репертуар песен о родной земле, в которыхвосхищение красотой природы, любование ею перерастает в чувство гордости засвою Родину. Таковы песни «Долины прекрасной Агидели», «Долины прекраснойДемы», «Круглое озеро», «санлы-узяк», «Курташ», «Туяляс» и многие другие. Народной земле и вода, и воздух, и травы исцеляют и тело, и души: у девушек,живущих на Агидели, певучи голоса, а у егетов, испивших воды родных реек, чистыпомыслы. Многочисленные песни, начинающиеся с традиционных строк «Проснувшисьутром, взглянул вокруг» или «Выйду на поляну» также полны поэтизации красотродного края.
Башкирская народная песняимела и имеет исключительное познавательное и воспитательное значение. Песнивпитали в себя вековой общественный опыт народа, его нравственную культуру ипредставления, особенности характера, жизненного уклада. Они сыграли большуюроль в становлении не только профессиональной поэтической, но и музыкальнойкультуры. Они и поныне занимают значительное место в духовной жизни народа.
С конца XVI в. регион стал объектом активных миграцийи крестьянского заселения. Взаимодействие пришлых в Башкирию народов с природойво многом зависело от накопленного в прошлом культурного опыта, от степениоткрытости их культуры и способности к восприятию в новых экологическихусловиях уже адаптированных местным населением форм культуры. Взаимодействие сприродой каждого этноса имеет свои особенности. Они восходят к их собственнымкультурным истокам, традициям. Освоенные территории стали источником получениясырьевых ресурсов и местом их первичной обработки. Мех и древесина, минералы идрагоценные металлы стали в огромных количествах выводиться из Башкирии, чтопривело к значительному изменению и опустошению мест их добычи, образованию экологическихниш и распаду прежних экологических связей. Удовлетворение растущихпотребностей стало своеобразным фетишем общества, что и привело к формированию агрессивно-хищнической формы экологического сознания, особенно коллективного.Агрессивно-хищническое коллективное экологическое сознание доминировало вплотьдо начала ХХ в. Оно не вызывало особых опасений, хотя у наиболее прозорливыхпредставителей общество уже появились довольно мрачные прогнозы.
Однако у большей части обществаагрессивно-хищническая форма экологического сознания благодаря тому обстоятельству,что рост потребления еще компенсировался известными и вновь открываемыми впроцессе развития науки резервами, т.е. существовало представление о неисчерпаемостиприродных ресурсов. Для экологического сознания этого периода особенно тойчасти общества, которая занималась эксплуатацией природных богатств, применимовысказывание за два столетия до этого выражения маркизы де Помпадур – «посленас хоть потоп». [14, с.41].
Значимость экологическогопространства и его качества для жизни этноса со всей очевидностью сталапроявляться, когда сама эта проблема стала суровой, нередко трагическойреальностью.
Судьба башкирскогонарода, доведенного царизмом до грани нищеты, вызывала сочувствие и тревогумногих русских пиателей: А.П. Чехова, С.Т. Аксакова, Л.Н. Толстого, Ф.Д.Нефедова, Н.А. Крашенинникова, Г.И. Успенского, Н.В. Ремезова и др.
Аксакова сильно тревожилопроисходившее уже в то время истребление башкирских земель. Еще в юношескихстихах он воспевал изумительную природу Башкирии – ее красивые горы, необъятный«простор степей» и «мрак лесов», «прелестные прозрачные озера». А встихотворении «Послание в деревню» явственно звучит тревога за сохранность экологическойсреды:
И люди набегут толпами,
Твое приволье полюбя…
И не узнаешь ты себя
Под их нечистыми руками!
Сомнут луга, порубят лес,
Взмутят и воды – ликнебес! [1, с.674]
К концу XIX в. природные богатства Башкирии быливарварски ограблены, народ голодал и нищал. Мамин-Сибиряк Д.Н. писал обашкиркой природе тех лет: «Дорога шла на юго-запад, пересекая волнистуюравнину, в глубине которой красиво громоздились горы. Картину портило полноеотсутствие леса. А когда-то здесь был настоящий вековой башкирский «урман»,т.е. непроходимый лес. Но в «некоторое время» он был безжалостно истреблен напотребности открытых еще в «казенное время» золотых промыслов, знаменитых посвоим богатствам даже в летописях Урала. Остатки вековых башкирских боров былиокончательно истреблены самым безжалостным образом частнымизолотопромышленниками».[9, с.17]
Первичным толчком длярегулирования природных условий было уменьшение площади лесов в результате их неограниченнойэксплуатации и использования древесины в качестве топлива, особенно в металлургическомпроизводстве. Вырубка леса привела к осушению рек, нестабильности водногорежима. В свою очередь, металлургическое производство было тесно связано спотреблением воды, хотя выраженной опасности антропогенного загрязнения рек ещене наблюдалось – это стало «достоянием» ХХ в. [14, с.41-42]
Отметим большую рольвведения в экологическое сознание элемента необходимости защиты лесов и рек, иэто объясняется тем, что их экологическая динамика наиболее чутка к массовомувторжению. Изменения происходили буквально на глазах одного поколения.
Опасные изменения произошлии происходят в бассейне Белой. Разрушительные экологические сдвиги на ЮжномУрале в целом общественность еще в полной мере не осознала. Однако последствияпроисшедших изменений уже сказались на способах хозяйствования и образе жизнинаселения Южного Урала, прежде всего юго-восточных и горных башкир, для которыхэта уникальная природная зона в течение многих столетий была экологическойнишей. Упадок лесных занятий, исчезновение многих кустарных промыслов, кризистрадиционного пчеловодства, снижение эффективности скотоводства, повышеннаямиграция, разрушение традиционной культуры – таковы результаты вторжения«цивилизации» на Южный Урал. Кажется, становится ясным, что сверх концентрация вПриуралье нефтехимических и химических производств, а в Зауралье –металлургических и горнообогатительных предприятий, чрезмерные вырубки леса,вспашка пастбищной целины подорвали традиционный уклад жизни юго-восточных игорных башкир, нанесли огромный ущерб башкирскому пчеловодству, животноводству,другим отраслям традиционного хозяйства, угрожают нормальному функционированиюэтноса во многих частях этнической территории.
Примеры, показывающие идоказывающие зависимость жизни этнического общества от состояния природы можно,естественно, продолжить. В то же время, надо подчеркнуть, что жизнь и состояниесамой природы зависели и зависят от этноса, его культуры. Культура любогонарода является основой формирования в общественном сознании экологическойориентации. У башкирского и русского, татарского и марийского крестьянина быловеками воспитано мудрое, бережное отношение к природе. В народном фольклореземля, вода, дерево, растение овеяны мифами, им поклонялись, приносили жертвы,оберегали. Это и было выражением единства общества и природы. Посредником вэтом единстве была культура, духовное сознание человека. А практику сохраненияприроды, приумножения ее ресурсов поддерживало многообразие хозяйственныхзанятий, многоукладность собственности и социальных структур, святость семьи,неразрывная преемственность поколений и понимание единства жизни и природы. Ослабла,разрушилась, исчезла органическая взаимосвязь между природой и обществом,природой и человеком. Оставленная без «присмотра» экологическая ниша сталакрайне уязвимой перед лицом стихийно развивающихся промышленности, НТП,урбанизации и утратившей свои духовные ценности культурой.
Где же выход? Вустранении пучка кризисов – экономического, социального, национального, экологического.В этноэкологическом аспекте здесь вырисовываются две задачи:
а) необходимо устранитьпричины (прежде всего социально-экономические, в формах собственности, вспособах хозяйствования и т.д.), отдаляющие человека от природы, питающие в немравнодушие к природе;
б) во всех ступенях нашейсистемы образования воспитывать цивилизованное экологическое мышление.Устранить из всех сфер воспитания и культуры рецидивы теории о независимостичеловека от природы, тем более – господства человека над природой. [13, с. 144]
Эти цели возможноосуществить только на основе освобождения творческого, интеллектуальнопотенциала общества, этнических обществ и, главное, самого человека длясвободного саморазвития на основе подлинного фундамента народовластия. В первуюочередь, в восстановлении, развитии, обогащении нуждается тот могучий фактор,который находится между человеком и природой. Это культура, образование, наукаво всем их разнообразии и духовной содержательности. Необходимо идею гармониичеловека, этноса, общества и природы в ясной форме довести до каждого ребенка. [13,с.145]
Воспитание через природу– основа не только педагогической системы многих выдающихся педагогов прошлогои современности, но и философов, деятелей культуры и искусства. Большоевнимание проблемам воспитании через природу уделял народный поэт БашкортостанаМустай Карим. В его произведениях природа служит не просто фоном, на которомразворачиваются события, а является активным нравственным субъектомповествования, давая героям свои безмолвные и бесценные уроки.
По словам М. Карима,земля «всегда нуждалась в добром покровительстве». Писатель не скрывал, чтоего, сына Земли, волнуют экологические проблемы, и выражал свое искреннеесожаление в связи с тем, что люди, «сами того не желая, могут лишить себяжизни, если будут так по-варварски относиться к Природе». Потрясающие понравственному восприятию слова о земле сказаны великим башкирским поэтом вследующих строках:
Чернозем благодатный наш–
Хоть возьми да на хлебнамажь!
Как чиста земля!.. О, негрешно ли
По выстраданной чистотеступать?
Свое отношение к роднойприроде, боль и сострадание выражены в его словах: «Все осушаем сами!Истребляем! Губим! Заметив дичь, — палим из ружья. Увидим лес – рубим подкорень! Цветок встретим – срываем! Нужно, не нужно. Лес – древесина, медведи –мясо, цветок — украшение. Не ждем милости от природы и не милуем ее. Землюматерью называем, но сколько мук она терпит от нас — «детей своих».
По справедливомузамечанию дважды Героя Советского Союза М. Гареева, «…мудры законы приходы, исама она могуча и всесильна. Но ведь и она, вечная, нуждается в помощи бренногочеловека. Давая ему пищу, тепло, сам воздух, давая, она ждет его благодарнойподдержки, его заботы. И когда человек бессилен помочь природе, он мучитсямуками родителя, бессильного помочь хворому ребенку. А это страшные муки – язнаю». [9, с.17]
Таким образом, проблемысохранения природы, ее защиты от хищнического потребления, регулирования еепроцессов, проблемы природы как гигантского духовного пласта культуры имеютдлительную историю, исчисляемую тысячелетиями. А экологическое сознание былонеотъемлемым атрибутом сознания на всех, начиная с самых ранних этапах развитиячеловечества, изменялось и развивалось параллельно развитию общества и отражалоизменения природы и климата, связанные как с геологической историей, так и сантропогенным воздействием компоненты экологического сознания сохранялись напротяжении всей истории человечества, но менялись их значимость и соотношение.В философском осмыслении взаимоотношений человека с природой – предосноваобретения индивидом экологического сознания. Задача формирования у каждогочеловека экологической культуры, нравственного отношения к природе, чувстваличной ответственности за состояние окружающей среды имеет сегодня жизненноважные значения.

Список использованнойлитературы
1.   Аксаков С.Т.Собрание сочинений. В 4 т. Т.3. / С.Т. Аксаков – М., 1956. – С. 674.
2.   Атангулов У.Ш.Башкирский героический эпос – памятник духовной культуры народа: учеб. пособие/ У.Ш Атангулов. – Сибай, 2001. – 123 с.
3.   В глуши Башкирии.Рассказы, очерки и наброски из башкирской жизни. – Екатеринбург, 1901. – С.65.
4.   Д.Ж. История башкирскойфилософской и общественно- политической мысли / Д.Ж. Валеев. – Уфа: Китап,2001.
5.   Валеев Д.Ж.Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее / Д.Ж. Валеев. –Уфа: Башк. кн. изд-во, 1989.
6.   Валеев Д.Ж.Особенности отражения действительности в башкирском эпосе «Акбузат» / Д.Ж. Валеев// Фольклор народов РСФСР. – Вып.1. – Уфа, 1974.
7.   Валеев Д.Ж.Отражение социальных норм в кубаире «Урал батыр» / Д.Ж. Валеев // Фольклорнародов РСФСР. – Вып.5. – Уфа, 1978.
8.   Валеев Д.Ж.Элементы философского видения мира в эпическом памятнике «Урал-батыр» / Д.Ж. Валеев//Фольклор народов РСФСР. – Вып.2.- Уфа,1975.
9.   Валеев И. Воспитаниеприродой / И. Валеев // Табигат. – 2006. -№1. – С.17.
10. Игнатьев Р.Г.Башкир Салават Юлаев, пугачевский бригадир, певец и импровизатор / Р.Г.Игнатьев// Башкирия в русской литературе. – Т.2. – 1989. – С.82
11. Игнатьев Р.Г.Народные приметы и поверья в Уфимской губернии / Р.Г.Игнатьев // Справочнаякнига Уфимской губернии. – Уфа, 1883. – С. LIV.
12. Ковалевский А.П.Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг / А.П. Ковалевский– Харьков, 1956. –С.130-131.
13. Кузеев Р.Г. Этноси культура в долинах Агидели / Р.Г. Кузеев // Живая память. – Уфа, 199. –С.136-144.
14. Медведев В.И. Экологическоесознание: учеб. пособие / В.И Медведев, А.А. Алдашева. – 2-е изд., доп. – М.:Логос, 2001.
15. Письмо МихайловаМ.Л. к Н.В. Шелгунову от 25 февраля 1857 года из Уральска // Башкирия в русскойлитературе. – Т.1. – 1989. – С.244.
16. Рахматуллина З.Я.Воспитательный потенциал экологического образования / З.Я. Рахматуллина //Табигат. –2006. — №1. – С.14-15
17.  Руденко С.И.Башкиры. Опыт этнологической монографии. Ч.2. Быт башкир / С.И. Руденко – СПб.,1912. – С.317.
18. Рыбаков С.Г. Курай,башкирский музыкальный инструмент / С.Г. Рыбаков. — СПб,1896.
19. Рыбаков С.Г.Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта /С.Г. Рыбаков.
20. Рыбаков С.Г. Опоэтическом творчестве уральских мусульман / С.Г. Рыбаков. — 1895. — С.119-120.
21. Рыбаков С.Г.Собрание сочинений. Т.3. / С.Г. Рыбаков. — 1956. — С.674.
22. Сулейманова Р.Ахмед ибн-Фадлан о веровании башкир / Р. Сулейманова // История края и судьбылюдей. – Уфа, 1994. – С.71.
23. Урал- батыр. Башкирскийнародный эпос. – Уфа: Китап, 2005. – 296 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.