Реферат по предмету "Менеджмент (Теория управления и организации)"


Социально-психологическая характеристика менеджера в сфере экономики, банковского дела

ФИНАНСОВАЯАКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ
Кафедрасоциально-политических наук
РЕФЕРАТ
Подисциплине «Психология и педагогика»
натему
«Социально-психологическаяхарактеристика менеджера в сфере экономики, банковского дела»
                                                          студенткиIкурса
         института Налогов и налогообложения
                                                                                
                                                                              
                                                                              
                                  Москва-2004

ВСТУПЛЕНИЕ
Управленческая деятельность,как  и любая иная деятельность, может характеризоватьсяразличным уровнем ее качественных параметров, выполняться с большей или меньшейэффективностью. Это определяется многими факторами, но в первую очередь зависитот тех личностных и профессиональных качеств руководителя, необходимость вкоторых определяется содержанием и характером управленческой деятельности.Иными словами, главными факторами ее эффективности выступают специфическиеуправленческие способности. Не только эффективность, но даже сама возможностьреализации управленческих функций зависит от того, обладает или нет человек такого рода способностями. Всвязи с этим понятие способностей играет особую роль при изученииуправленческой деятельности. Способности – это индивидуально-психологическиеособенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления какой-либодеятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми длянее знаниями, умениями и навыками. Способности характеризуются 2 основнымиаспектами – качественным и количественным. Рассматриваемые со стороны ихкачественных особенностей, способности выступают как сложный комплекспсихологических свойств человека, обеспечивающих успешность деятельности.Количественная характеристика способностей предполагает определенные меры их выраженности,развития. В структуре способностей принято разделять две их основные категории– общие и специальные способности первые определяют успешность выполнения неодной, а многих видов деятельности; к ним, например, относится интеллект.Вторые являются деятельностно-специфическими  и определяют эффективность выполнениякакого-либо конкретного вида деятельности. Способности формируются иразвиваются в деятельности на основе задатков. Это морфологические и  функциональные особенности нервной системы иорганизма в целом, которые выступают в качестве природных предпосылок дляразвития способностей. Еще одним общим положением психологии особенностейявляется выделение трех качественно различных уровней их представленности– собственно способностей, одаренности (таланта) и гениальности. В теорииспособностей очень важен, но еще не решен вопрос о степени наследуемости,врожденности способностей. Хотя, безусловно, способности развиваются, преждевсего, под влиянием освоения деятельности, факторов внешней среды. Наконец,способности – это не изолированные образования, а неотъемлемые свойстваличности, взаимодействующие со всеми иными личностными качествами и определяемыеими. Они, влияя на характер формирования личностных качеств и личности в целом,сами испытывают на себе воздействия со стороны формирующейся личности. Развитиеспособностей и личности – двуединый процесс. Это как бы «промежуточное» звеномежду двумя основополагающими психологическими критериями – деятельностью иличностью. Их нерасторжимая связь обуславливает и трудности изучения собственноуправленческих способностей. Любая управленческая деятельность имеет три «измерения»:1)собственно деятельностное, связанное с организациейи управлением какой-либо системой;2)кадровое, связанное с управлением людьми, сорганизацией межличностных взаимодействий;3)производственно-технологическое,связанное с организацией технологического процесса, с его оперативнымуправлением. Эффективность управления определяется тем, насколько руководительспособен обеспечивать 3 этих очень разных «измерений»и согласовывать их междусобой. Первое требует развитых общеуправленческих навыкови способностей, умений эффективно сорганизовать совместную деятельность. Второе требует наличия качественно иныхспособностей, обеспечивающих эффективную организацию и управление людьми.Третье предполагает наличие собственно профессиональных качеств руководителя –его специальных способностей. Вопрос об управленческих способностях частообсуждается в связи с проблемой общей структуры личности руководителя. Чтобылучше в этом разобраться отметим ряд категорий, управленческих качеств:1)категория основных характеристик личности управленца(менеджерскиехарактеристики) 2)категория собственно управленческих способностей, котораяподразделяется на две группы – общеуправленческиеспособности, которые определяют эффективность данного типа деятельности вцелом, и частные управленческие способности, которые обеспечивают решениечастных задач управления. Эти категории выделяются по деятельностно-функциональномукритерию (по тому, какие свойства психики и качества личности требуются длядеятельности) и по структурно-психологическому критерию (согласно ему различаютпроявления общих и специальных способностей).
В итоге выделяют 3 основныекатегории качеств, которые являются либо непосредственно управленческимиспособностями, либо влияют на успешность управленческой деятельности.
1.    
Менеджерские характеристики,строго говоря, — это те свойства индивида, которые выступают в функцииспособностей, но не являются ими. Вместе с тем их влияние и на успешностьуправленческой деятельности, и на саму возможность её осуществления, и напредпочтение личностью этой деятельности в качестве своего профессиональноговыбора (склонность к ней), чрезвычайно велико. Абстрагироваться от них наоснове сугубо академического критерия нецелесообразно или даже не допустимо.Основными менеджерскими характеристиками являются следующие.1.1.                   .
Первый фактор – возрастной.В целом отсутствует какая либо прямая и однозначная связь между ним иуспешностью деятельности. Однако возрастной фактор, несомненно, очень важен дляее выполнения. Во-первых, показана связь между ним и иерархическим уровнемруководителей. Обычно наиболее крупные руководящие посты (особенно в японскомменеджменте) занимают люди очень зрелого или даже преклонного возраста. Во-вторых, функцией возраста являетсябогатство профессионального опята, а следовательно, и возможности эффективногоосуществления управленческой деятельности. В-третьих, пропорционально возрасту(хотя и не автоматически) происходит карьеровое продвижение(см. рис.1).в-четвертых, от возраста зависит соотношение продуктивных и репродуктивныхметодов управления: вторые, как правило, усиливаются, а первые – наоборот.В-пятых, имеет место и возрастная динамика предпочитаемых стилей руководства –в основном, в сторону их ужесточения. Если отмечать наиболее общую тенденциюдинамики эффективности управленческой деятельности  в зависимости от возраста, то оан будет позитивной (за исключением наиболее старшихвозрастных групп руководителей).
Следующий фактор – фактор полатакже оказывает определенное влияние как на качество, так и – особенно – насферу профессионально-управленческих предпочтений личности. Следуетподчеркнуть, что современная психология управления – это, в основном,«психология мужчин-руководителей», хотя и женщина-руководитель привлекает в последнеевремя все большее внимание исследователей. Основной вывод, сделанный изсравнительного исследования женщин-руководителей и мужчин-руководителей,состоит в следующем. В целом для руководителей-мужчин характерно лучшее решениеодних задач управления, а для женщин – других. Однако в общем случаемужчины-руководители все же имеют преимущества. Более того, некоторые важныедля управления личностные качества (такие, например, как доминантность,агрессивность, активность)являются факторами, «сцепленными с полом». Крометого, социальные и ролевые стереотипы воспитания также влияют на большуюуспешность выполнения управленческих функций мужчинами.
Фактор культурно-образовательногоуровня. В отличие от первых двух характеризуется прямой позитивной связью сэффективностью управленческой деятельности. более того, часто он являетсянеобходимым условием для того, чтобы человек вообще мог занять какой-либоруководящий пост(хотя не всегда, последствия чего, однако, подтверждают егозначимость).
Фактор социально-экономическогостатуса. Он не обусловлен содержанием управленческой  деятельности, нот на практике, какпоказывают исследования, оказывает сильное влияние на ее успешность, а вособенности – на шансы занять тот или иной руководящий пост, продвинуться по«управленческой вертикали». Как отметил в этой связи  Ф. Фидлер, «…один из наиболее надежныхспособов стать президентом компании – родиться в семье, которая владееткомпанией».1.2. Личностныекачества.
Личностные качестваобуславливают успешность управленческой деятельности  и выступают тем самым в функции способностей.Наиболее известной, содержащей характеристики этих качеств, является работа Р.Стогдилла, в которой обобщены данные более чем 3500 исследований. В результатеим выделены следующие главные менеджерские качества: доминантность, уверенностьв себе, стрессоустойчивость, эмоциональная стабильность, креативность,стремление к достижениям, предприимчивость, ответственность, надежность ввыполнении заданий, независимость, общительность.
Доминантность (дословно– господство, преобладание, влияние) – черта личности, состоящая в способностии потребности оказывать влияние на других людей и подчинять их своей воле. Онаявляется личностной основой для реализации главного механизма регуляцииуправленческая деятельность -  механизмавластных отношений в ней. показано, что при наличии достаточно жесткихдоминантных отношений руководителя и подчиненных последние реализуют свой«рабочий потенциал» на 60-65%. Доминантность является предпосылкой  авторитарного стиля руководства. Опытныйруководители с выраженной доминантностью стремятся, однако, сочетатьавторитарные методы с демократическими и партисипативными, что способствует ещебольшему вовлечению «рабочего потенциала» подчиненных; в этом случае невозникает «реактивного усиления» власти подчиненных» на «власть руководителя»,о чем было сказано выше».
Уверенность руководителяв себе как следующее важное личностное качество оказывает позитивное влияние науправленческая деятельность по двум основным направлениям. Во-первых, онаявляется стабилизатором личных усилий – индивидуальной деятельностируководителя, придавая ей своеобразный стержень и препятствуя внешним возмущающимдействиям. Наоборот, ее недостаток ведет к поведению, характерному для так называемыхруководителей-флюгеров, чутко и чрезмерно гибко реагирующих на внешние влияния.Их реакции, однако, столь «гибки», что теряется самостоятельная линия поведения.В конечном итоге, это проистекает из-за аморфности собственной профессиональнойпозиции, неуверенности в ее правомерности и, главное, в своих возможностях поеё реализации.
Во-вторых, подчиненные, какправило, очень хорошо чувствуют состояние руководителя. В силу механизмовидентификации, переноса, эмпатии они воспроизводят поведенческие установкируководителя в своей деятельности. Если они негативны, то это сразу жемногократно откликается в деятельности многих людей, выступая своеобразнымрезонатором напряженности, неуверенности (что, в свою очередь, сказывается наобщем организационном функционировании).
Три следующие чертыэффективного менеджера – эмоциональная стабильность, стрессоустойчивость икреативность. В эмоциональной стабильности надо отметить следующее. Она важнане только для обеспечения надежной индивидуальной деятельности руководителя. Впсихологии описан механизм возникновения отраженных состояний, когда состояние,развивающееся у одного из членов группы, в особенности – у ее лидера, индуцируетсяна других членов группы  — как осознано,так и, в основном, неосознанно. Следовательно, и негативные состояния,возникающие у руководителя в связи с его низкой эмоциональной стабильностью,могут многократно отражаться в состояниях подчиненных. Они при этом такжемногократно усиливаются. Тем самым возникают предпосылки для сниженияэффективности всей совместной деятельности группы. 
Стремление к достижениям ипредприимчивость тесно взаимосвязаны и находятся в причинно-следственныхотношениях. Будучи причиной и фактором предприимчивости, стремление кдостижениям (как личным, так и профессиональным базируется на одной изфундаментальных потребностей – мотивации достижения. Данная потребность всестороннеописана в  концепции мотивации достиженияД. МакКлелланда, который выявил, в частности, ряд характерных особенностей,присущих людям с высоким уровнем её развития.
Во-первых, несклонностьподвергать себя чрезмерному риску, умение ставить перед собой достаточновзвешенные, умеренные цели; эти люди стремятся к тому, чтобы риск былконтролируем и прогнозируем. Вместе с тем они отнюдь не избегают риска как такового,отчетливо понимая, что риск – неотъемлемое условие достижений и полностью безрисковоеповедение  не приводит к ощутимымдостижениям, которые для них стоят на первом плане. Во-вторых, они предпочитаюттакие ситуации, в которых ответственность за их преодоление лежит лично на них,а успех при этом зависит, в основном, от личных усилий способностей. Инымисловами, они предпочитают те ситуации, в которых они находятся в позиции«хозяина» своего поведения. Такое поведение удовлетворяет еще одну присущую импотребность – потребность в самодетерминации. В-третьих, эти люди не только неизбегают обратной связи, информирующей их о результатах своего поведения (чтоприсуще очень многим людям), а наоборот – позитивно относятся к ней и стремятсяполучить как можно более полную и объективную информацию о результатах своего поведения.Эта информация рассматривается ими как средство, на основе которого можно инужно корректировать свое поведение с целью придания ему большей эффективностии достижения более высоких результатов.
Ответственность и надежностьв выполнении заданий также взаимосвязаны и взаимообусловлены. Надежность взначительной мере тождественна умению «держать слово», добиваться такихрезультатов деятельности и так строить ее, чтобы обеспечить реализацию принятыхна себя обязательств. Без этого, разумеется, управленческая деятельность невозможна, а отношение к руководителю, даже если оно было исходно позитивным, быстроменяет свой знак  — как со стороныподчиненных, так и со стороны других руководителей.
Наряду с этим существуютбольшие индивидуальные различия в мере принятия ответственности. Болеераспространена  субъективная тенденция куходу от ответственности. Однако в ряде случаев ответственность  может восприниматься и как субъективновоспринимаемое явление, и тогда говорят о своеобразной потребности вответственности. Она, в свою очередь, тесно связана с мотивацией достижения ивысоким развитием потребности в самодетерминации своего поведения. Позицияруководителя в системе управления требует высокой степени развития этихпотребностей, что и делает указанные личностные качествапрофессионально-значимыми.
Независимость личности.В процессе управления неизбежно возникают разные точки зрения, столкновениеиндивидуальных позиций, интересов, мнений. Кроме того, руководитель испытываетпостоянное «давление сверху» — со стороны вышестоящих инстанций. Сели он необладает достаточно устойчивыми и сильными внутренними ресурсами, способнымипротивостоять этим «верховым» и «низовым» давлениям, если он конформен, то управлениеприобретает черты хаотичности, а стиль управления трансформируется в попустительский.Давая на первых порах некоторые иллюзорные выгоды (например, «теплые» отношенияв коллективе, хорошая репутация в глазах вышестоящего руководства), такаяпозиция очень негативна в средне- и долгосрочной перспективе. Наоборот, именнонезависимые, так называемые «неудобные» руководители могут вначале трудно приниматьсяколлективом и вступать в конфликты с вышестоящими инстанциями. Но в конечномитоге они добиваются значительно больших результатов.
Общительность, являясь оченьважной сама по себе, выступает, однако, и аспектом более общего личностногокачества – социабельности. Это способность, состоящая в умении строитьмежличностные отношения, а также в потребности к установлению широких социальныхконтактов. Она имеет многочисленные проявления, начиная от позитивноговосприятия контактов как таковых и кончая искусством строить межличностные и профессиональные  отношения, эффективно влиять на других.Важность этой способности для руководителя определяется тем, что она лежит воснове коммуникативной иорганизационной функций. Они являются основными во всей структуреуправленческой деятельности.
Рассмотренные качества ихарактеристики, являясь безусловно важными для обеспечения эффективностиуправленческая деятельность, в тоже время не исчерпывают собой всего перечнякачеств и способностей, необходимых для нее. в теории управления существуетмножество такого рода перечней, более или менее подробно описывающих состав менеджерскиххарактеристик и качеств. Так, например, в одном из исследований приводитсяследующий набор таких качеств:
А. концептуальныеспособности и стандарты поведения
1.    
2.    
3.    
4.    
Б. Личностные качества
5.    
6.    
7.    
8.    
9.    
10.                      
11.                      
Можно видеть, что в этом (ипрактически во всех иных – аналогичных перечнях) синтезированы очень различныеособенности руководителя. Все они объединены, однако, общим критерием – ихсодействием достижению высокой эффективности управленческой деятельности.поэтому часто личностные качества и иные свойства менеджера, отвечающие данномукритерию, принято определять понятием факторов эффективности управленческой деятельности. один из возможных вариантов совокупности таких факторов включает в себяследующие основные требования:
умение создавать результаты;желание много работать для их достижения;
желание и способность нестиответственность за порученное задание и принимать рискованные решения;
готовность начинать процессыизменений, управлять ими и использовать в интересах организации;
готовность использовать открытыйспособ управления, приветствующий сотрудничество;
искусство принимать быстрыерешения;
способность сосредотачиватьсяна настоящем и будущем;
способность видеть изменения,происходящие как внутри организации, так и вне её, и использовать их;
готовность к близкимсоциальными взаимоотношениям;
готовность к общемуруководству;
творческий подход к своейработе;
постоянноесамосовершенствование и хорошая общая психическая и физическая форма;
умение правильно использоватьсвое время;
готовность к мотивированию себяи персонала;
готовность работать во главехорошо подготовленного профессионального персонала;
готовность к политическомуруководству;
международный кругозор.
Лаконичную, но скореесимволическую характеристику требований к менеджеру содержит  одно из правил американского менеджмента =-правило «7М». Согласно ему, менеджер должен обладать способностями, позволяющимиему отвечать за семь «М»: men(люди), methods(методы), money (деньги),machines (машины), materials (материалы), marketing (сбыт), management (управление).1.    
Вторая категория управленческихспособностей включает две подгруппы способностей. Первая – общеуправленческиеспособности, необходимость которых обусловлена содержанием управленческаядеятельность как типа профессиональной деятельности: ее специфическимиусловиями и требованиями, системой ее основных – административных функций,«субъект-субъектным» принципом ее организации. Вторая – способности более локальногохарактера, обусловленные той или иной основной управленческой функцией.
Способности первой группынаиболее полно были раскрыты известным отечественным психологом Л. И. Уманским;его работа взята здесь за основу рассмотрения общеуправленческих способностей.По его мнению, основными среди них выступают следующие(они обозначаются им какобщеорганизационные способности).2.    Общеорганизаторскиеспособности.2.1.Общеуправленческиеспособности.
Психологическаяизбирательность проявляется в нескольких основных личностных и поведенческихиндикаторах. Ими являются: 1)повторяющиеся факты быстрого и точного, а частоневербализованного, неосознанного отражения психологических особенностей состояниядругих людей; 2) сопереживание человеком того, что переживают, чувствуютдругие, своего рода эмоциональная синхронность; 3)высокая чувствительность ивосприимчивость к описанию психологических качеств других людей; 4) возможностьбыстро и адекватно характеризовать психологические особенности людей, меткостьи краткость словесных их «фотографий»; 5) преимущественный выбор психологическихобъектов из многих других, одновременно действующих на человека иизбирательность общительности; 6) избирательно-психологическая память инаблюдательность, ярко проявляющиеся и проверяющиеся в наблюдении, беседах, врешении организаторских задач; 7)склонность к психологическому анализу,объяснению поведения других людей и своего собственного; 8) способностьмысленно поставить себя в психологическую ситуацию другого человека.
Практический психологическийум имеет, по Л. И. Уманскому следующие проявления: 1) адекватноераспределение обязанностей коллективной деятельности с учетом индивидуальныхособенностей людей; 2) быстрая ориентация в ситуациях, требующих практическогоприменения знаний людей; 3) находчивость в применении психологического состояния,настроения людей к данным условиям жизни и деятельности; 4) способность вызыватьстимулирующие мотивы деятельности, найти пути с способы заинтересовать людейделом; 5) учет взаимоотношений, личных симпатий и антипатий, психологическихразличий людей при группировке их для выполнения коллективной деятельности; 6)высокая степень обучаемости при формировании организаторских знаний, навыков иумений; 7) тенденция решать практические вопросы сквозь призму наличных людскихвозможностей.
Психологический такт проявляетсяв: 1) чувстве меры и граней во взаимоотношениях и взаимодействии с людьми; 2)речевой адаптации к разным людям, отсутствии «речевого шаблона» и грубогоприспособленчества, речевой находчивости при первом знакомстве;3)индивидуализация  общения с людьми взависимости от их устойчивых индивидуально-психологических особенностей; 4)чувстве ситуации; 5) учете внешних обстоятельств, влияющих на взаимоотношенияиндивид  друг с другом; 6) чуткости,внимательности, участливости в отношениях к людям; 7) простоте, естественностив общении, способности оставаться самим собой в отношениях с людьми, отсутствиинаигранности в поведении; 8) чувстве справедливости, объективности подхода кподчиненным, способности показать и доказать эту объективность.
Общественная энергичность имеетследующие показатели: 1) эмоциональное речевое воздействие проявляется вразличных эмоциональных формах речи – в акцентном членении фразы, интонации,ударениях, паузах; 2) волевое побуждение проявляется в речевой, мимической ипантомимической формах;  3) способностьвоздействовать на других своим отношением к людям, делам, событиям, способностьпередать это отношение; 4) логическая убедительность воздействия словом иделом, способность показать причинную связь явлений, доказать логическую последовательностьв речевой и практически-деятельной формах; 5) практически-деятельная формавоздействия проявляется в том, что организатор сам показывает, как выполнитьдел, которое он поручает другим; 6) уверенность в своих силах, большая вера вдело, в возможность его осуществления оптимизм, бодрость духа; 7) способностьправильно и быстро выбрать момент решающего воздействия, пойти на риск.
Требовательность выражаетсяв следующем: 1)смелость предъявления требований; 2) постоянство предъявлениятребований; 3) гибкость их предъявления в зависимости от конкретной обстановки;4) самостоятельность требований; 5) категоричность требований; 6) разнообразиеформ их выражения; 7) индивидуализация требований в зависимости отпсихологических особенностей людей.
Критичность  имеет следующие индикаторы: 1)критическая наблюдательность как умение увидеть и выделить недостатки; 2)самостоятельность критичности; 3) легкость критического анализа; 4) логичностьи аргументированность критики; 5) прямота и смелость критичности; 6) глубина исущественность критических замечаний; 7) постоянство критических высказываний;8) доброжелательность критики.
Склонность к организаторскойдеятельности находит выражение в: 1) спонтанном самостоятельном включениив организаторскую деятельность; 2) принятии на себя роли организатора иответственности за работу других людей; 3)потребности в осуществленииорганизаторской деятельности; 4) естественности включения в это деятельность;5) неутомимости в организаторской работе; 6)эмоционально-положительномсамочувствии при ее выполнении, способности увидеть необходимость  в организаторской деятельности в обстоятельствах  , зримо ее не требующих.
Эти общеорганизаторскиеспособности дополняются и конкретизируются более локальными способностями, которыеобуславливают более эффективное выполнение отдельных управленческих функций. 2.2.Локальные способности.
Соответственно их составопределяется на основе системы базовых функций управления. Основными из нихявляются следующие способности.
Способность к целеполаганию включает2 основных аспекта. Во-первых, это способность к формулировке, генерированиюцелей управляемой системы как таковых; определению приоритетов целей; выделениюнаиболее существенных из них. Во-вторых, это способность к формулировке целейперед подчиненными, которая обеспечивала бы принятие этих целей ими.
Способность кпрогнозированию состоит в умении руководителя «заглянуть в будущее»,предугадать развитие событий и в результате такого прогноза строить все управление не по типу пассивной стратегии, ана основе утверждающей стратегии. Часто подчеркивается, что это важнейшаяспособность руководителя.
Способность к планированию каксвоих действий, так и действий подчиненных, а также организации в целом,являясь  одним из основных условий управленческойдеятельности, имеет синтетическое строение и должна быть понята как эффектконвергенции многих иных способностей – как когнитивных, так и личностных.
Способность к принятиюуправленческих решений. Следует отметить, что поскольку сама функция принятияуправленческих решений является основополагающей для управленческойдеятельности, то именно данная способность обычно также рассматривается как критическиважная для нее. Отличительной ее особенностью является то, что она практически некомпенсируема со стороны другихспособностей.
Коммуникативные способности обеспечиваютэффективную реализацию аналогичной управленческой функции, а в психологическомплане базируется на таких личностных качествах, как социабельность,общительность  , эмпатичность, экспрессивность,рефлексность, а также на сформированности умений межличностного взаимодействияи организации «коммуникативного пространства» в управляемой системе.
Мотивирующие способностипроявляются в том, что различные руководители обладают далеко не одинаковымипотенциалами «ведущего», увлекающего группу и вдохновляющего на достижениеобщих целей. Подобно способности к планированию мотивирующие способности представляют собой интегративные образования,включающие широкий спектр более частных способностей – от простого, частонеосознаваемого «заражения» своими замыслами до способности к развернутому аргументированному убеждению в ихперспективности. Сюда же относится и степень овладения руководителем всемарсеналом мотивационных средств воздействия на подчиненных, знания имособенностей мотивационной сферы как таковой и способов ее «подключения».
Способности контроля. Спсихологической точки зрения их содержание не исчерпывается адекватной оценкойрезультатов  деятельности подчиненных иследующими за ней поощрительными или «карательными» санкциями. Главное в них –это умение сопоставить результат  синдивидуальными возможностями исполнителя; определить меру реализации им вдеятельности своего истинного потенциала, а также выбрать наиболееприемлемый  именно для егоиндивидуальности способ контроля и поощрения. Это способность использоватьконтроль не как самоцель, а как средство для повышения эффективности индивидуальнойдеятельности подчиненных, а в итоге – всего организационного функционирования.
Наконец, необходимо отметить иеще две – также интегративные способности, хотя и не имеющие четкогоопределения, но крайне важные с практической точки зрения и рассматриваемыеобычно как вполне самостоятельные. Первая лежит в основе реализации кадровыхфункций управления и обычно – метафорически – обозначается как «способностьразбираться в людях», способность подбирать кадры. Вторая обеспечивает реализациюсистемы производственно-технологических функций управления и обозначается чащевсего понятием профессиональной компетентности руководителя.  3.    
Третья категория управленческихспособностей, в отличие от первых двух, выделяется не пофункционально-деятельностному, а по структурно-психологическому критерию. Онаотражает принятое в психологии разделение способностей на общие и специальные.При этом необходимо учитывать, что понятие специальных способностейрассматривается в двух планах. Традиционно под ними понимается способность ккакому-либо виду деятельности (тогда как общие – это способности, необходимыедля многих или для всех видов деятельности). Однако специальные способностисоотносятся также с индивидуальной мерой сформированности отдельных«психических деятельностей», т. е. с мерой развития основных психическихпроцессов. В этом случае принято говорить, например, о мнемических,мыслительных, перцептивных способностях.         3.1.Общие способности
К числу общих способностей,значимо влияющих на успешность управленческой деятельности, должны бытьотнесены проанализированные в соответствующих разделах интеллект, креативность,обучаемость, рефлексивность, активность, саморегуляция. Все присущие имзакономерности влияния на управленческую деятельность  одновременно дают и характеристику интеллекта,креативности, рефлексивности и т. д. Как общих способностей руководителя. Однойиз наиболее интересных особенностей влияния общих способностей науправленческую деятельность является специфическая – криволинейная зависимостьее эффективности от меры развития этих способностей. В отношении интеллекта,рефлексивности и креативности, как было показано, этот факт является экспериментальнодоказанным. в плане способности к обучаемости данные пока не получены. Вместес тем и здесь ситуация должна быть аналогичной. Слишком слабая обучаемость повполне понятным причинам является негативным фактором управленческой деятельности. Однако и слишком высокая обучаемость, по-видимому, не будет благоприятствоватьэффективности управления. Во-первых, в связи с ней будут усиливаться репродуктивные,т. е. основанные на стремлении к обогащению профессионального опыта и егоиспользования стратегии управленческой деятельности. Они хотя и обеспечивают еевысокую надежность, нов отличие от продуктивного стиля управления не даютмаксимальных результатов. Во-вторых, слишком высокая обучаемостьявляется, как показано, предпосылкой для склонности к «постоянномуэкспериментированию», стремлению немедленно апробировать то, чему научился. Этоповышает рискованность деятельности и снижает ее качественные показатели.
 В отличие от общих способностей, специальныеспособности связаны с успешностью управленческой деятельностью прямойзависимостью. Чем выше уровень их развития, тем выше и показатели эффективностидеятельности (конечно, при прочих равных условиях). Так, например, связь уровняразвития мнемонических процессов с параметрами управленческой деятельности  , безусловно, является прямой и сильной. Идолговременная память (как психологическая основа профессионального опыта), иоперативная память (как основа реализации функций оперативного управления)являются объективными условиями успешности деятельности руководителя. Столь жеочевидна и непосредственна – прямая связь мыслительных способностей с успешностьюуправленческая деятельность. аналогичную роль играют по существу и все иныеспециальные способности – перцептивные, волевые аттенционные (развитиепроцессов внимания), имажинативные (развитие процессов воображения).
Руководителю лучше обладать«средним практическим мышлением», чем высокоразвитым, но абстрактнымтеоретическим мышлением. И уж тем более ему необходимо обладать не «острым иразвитым восприятием», а развитым с


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Депозитная политика коммерческого банака на примере АО Народный Сберегательный банк Казахстана
Реферат Особливості перебігу вагітності пологів та післяпологового періоду та корекція ускладнень у жінок
Реферат Испанский «вектор» европейской политики (июль-август 1936 г.): рождение политики «невмешательства»
Реферат Норма уголовного права понятие виды структура
Реферат Региональная модель системы социальной защиты населения на примере
Реферат Как пройти через мембрану?
Реферат Семья в римском частном праве
Реферат The War Of 1812 Essay Research Paper
Реферат Українські мотиви в творчості І Ю Рєпіна
Реферат Экономико-статистический анализ себестоимости продукции растениеводства
Реферат Теория электрической тяги
Реферат N 1331, в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 августа 2005 г
Реферат Бесправие Банка России как следствие неурегулированности его статуса
Реферат Камнерезное дело на Алтае. Горная Колывань
Реферат Сочинение по картине В.Г. Перова Тройка