Введение.
За последнее время ситуация в экономике странызначительно изменилась. Сделан окончательный шаг в сторону функциональногоуправления, что будет способствовать ликвидации таких институтов, какведомcтвенный надзор, отраслевое нормативное обеспечение, системы повышенияквалификации специалистов, роль которых крайне важна для обеспечениябезопасности производств. Ужесточились условия финансирования, средства,выделяемые из бюджета, настолько недостаточны, что отдельные округа и инспекциипо этим причинам не могут выполнять многие надзорные функции. Практическипрекратилось бюджетное финансирование научно-исследовательских работ, чтосдерживает обновление нормативной базы и разработку новых законов, повысилисьтенденции к сокращению и ликвидации на производствах специализированных служб,связанных с безопасностью, есть и другие изменения.
Все это требует от органов госгортехнадзоракорректировки действий, принятия адекватных мер, направленных на ослаблениенегативных тенденций проводимых реформ, и на совершенствование надзорнойдеятельности в этих условиях с учетом действий Правительства по реализацииПослания Президента Российской Федерации Федеральному собранию на 1997 г. и правительственнойпрограммы «Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах».[9]
1.Рост травматизма напроизводстве
Анализируя выполнение решений, принятых коллегией от18.02.97 № 2, следует отметить, что округами и инспекциями, центральнымаппаратом Госгортехнадзора России проводилась целенаправленная работа посовершенствованию надзорной, разрешительной и нормативной деятельности.Рассматривая положение с аварийностью и травматизмом на подконтрольныхобъектах, состоянием безопасности промышленных производств, можно сделатьвывод, что органы гос-гортехнадзора еще недостаточно влияют на соблюдениеправил безопасности, не проявляют должной требовательности к руководителямпредприятий, на которых неудовлетворительное состояние условий труда, высокиеаварийность и травматизм,
Несмотря на спад объемов производства, травматизм сосмертельным исходом увеличился на 21 % по сравнению с первым полугодием 1996 г. Состояниебезопасности и противоаварийной устойчивости в ор-ганизациях и на объектах,подконтрольных Госгортехнадзору России, не улучшается. За 6 мес 1997 г. по-
гибло 226 человек (против 187 человек в первом полугодии1996 г.),произошло 133 аварии — это на 31 % меньше, чем за тот же период 1996 г. Допущено 44 случаягруппового травмирования (47 — в первом полугодии 1996 г.), при которыхпострадало 143 человека, из них 52 погибли (за 6 мес 1996 г. 131 и 33 соответственно).При перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом произошло 1287инцидентов (за 6 мес 1996 г.— 1706), в том числе 849 — утечки нефтепродуктов, ядовитых, других вредных иопасных веществ.[9]
Рост травматизма со смертельным исходом допущен напроизводствах, подконтрольных Управлениям по надзору в угольной (на 42 %),химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей (на 50 %), нефтяной игазовой (на 73 %) и горнорудной промышленности (на 7 %), при эксплуатациикотлов и сосудов, работающих под давлением, на объектах газового надзора, атакже в 21 округе и инспекциях с правами округа. Особенно возрос он напредприятиях, подконтрольных Кузнецкому, Оренбургскому, Средне-Волжскому, Челябинскому,Башкирскому, Мурманскому, Сахалинскому округам.
Возросла аварийность в 15 округах ГосгортехнадзораРоссии, и особенно в Западно-Сибирском, Северо-Кавказском, Ставропольском иТюменском. Наиболее крупные аварии с групповым травмированием людей произошлина угольных шахтах в результате взрывов метана из-за грубейших нарушений правилбезопасности. На шахте «Куллярская» Челябинской обл. погибли 4 человека,«Бошняково» Сахалинской обл. пострадало 5 чел., в том числе 4 — погибли, им.Калинина пострадало 10 человек, из них один скончался. Крупные авариизарегистрированы при эксплуатации магистральных трубопроводов: на участкенефтепровода Тенгиз—Грозный из-за нарушения правил безопасности при ремонтныхработах произошел выброс нефти с загоранием (5 человек получили ожоги, 1 —погиб). На газопроводе Средняя Азия—Центр (Мострансгаз) в результате разрыватрубы и утечки газа произошел взрыв. На Нижегородских магистральныхтрубопроводах АК «Транснефтепродукт» из-за утечки сгорело 50 т бензина на площади1,5 га.Вследствие разрушения технологического трубопровода АО «Черномортранснефть»вылилось 380 т нефти с распространением на площади 1,5 га и попаданием в акваториюЧерного моря.[9]
Тенденции роста травматизма и аварийности наблюдаютсяпрактически во всех отраслях экономики. Причины такого положения — изношенныеосновные фонды; свертывание работ по реконструкции и модернизации производствиз-за недостаточности инвестиций; структурные изменения в управлениипроизводством, при которых ответственность руководителей за техническуюбезопасность значительно снижена, падение производственной и технологическойдисциплины как среди исполнителей работ, так и руководителей предприятий.Положение усугубляется социальными проблемами (это несвоевременная выплатазаработной платы, закрытие производств и др.).
2.Реформа надзорногоаппарата
Структурное реформирование в промышленности, переходот отраслевого к функциональному управлению не предусматривают ответственности(по вертикали управления) за техническую безопасность производств. В этойситуации ключевыми звеньями в обеспечении технической безопасности оказываютсяпредприятия, на которые ложится вся нагрузка. Отдельные министерства иведомства отошли от управления безопасностью. Ими утрачивается ряд важныхфункций, таких, как техническая политика, отраслевое нормирование,ведомственный надзор и др. В этих условиях органы надзора должны определиться:какие функции, выполнявшиеся ранее отраслевыми ведомствами, ближе к ихкомпетенции и что они могут взять на себя. Это одна из задач совершенствованиянадзора, и «мотором» в этом деле должен стать центральный аппаратГосгортехнадзора России.
3.Проблемы кадрового состава
Проводимые реформы в силу инерции не сразу дадутположительные результаты, поскольку они рассчитаны на условия, при которых ужесформировался настоящий «собственник». Задача органов госгортехнадзора найтитакие методы работы, которые позволяли бы при любых формах собственностиобеспечивать необходимую безопасность на производстве, И в этой связи важнымостается вопрос кадров, умение работать в новых (экономических и правовых)условиях. Здесь следует отметить, что округа и инспекции провели определеннуюработу по укомплектованию своего состава квалифицированными специалистами.Однако в целом укомплектованность кадрами снизилась с 95 до 92 %. Численностьпромышленно-производственного персонала сократилась за истекший период на 160чел… т.е. продолжается отток кадров. Самая низкая укомплектованность персоналав Чукотской окружной горнотехнической инспекции, Норильском,Северо-Восточном, Печорском, Якутском округах. Много вакансий в Уральском,Северо-Западном, Нижне-Волжском и Ростовском округах.
Основная причина увольнения кадров — низкая заработнаяплата. Правительством принимаются меры по повышению окладов работникамфедеральных органов. И хотя положение с бюджетом остается тяжелым, думается,что Указ Президента о повышении заработной платы будет выполнен в этом году.Частично вопросы заработной платы должны решать и за счет внутренних резервов,причем так, чтобы не появлялись проблемы с финансовыми органами. Здесь прямаявина центрального аппарата Госгортехнадзора России и в первую очередь егоруководства.
Вопрос не только в зарплате, всем следует хорошоработать с кадрами и формировать резервы. Ничего не поделаешь, происходитстарение кадрового состава. В некоторых округах лица пенсионного возрастасоставляют 20—40 %. Еще более высокий процент среди руководителей округов. Носредний возраст — не основной показатель. Хорошим инспектором, а тем болееруководителем инспекции, округа сразу не станешь после вузовской подготовки.Здесь нужен производственный опыт, высокий профессионализм, и поэтому долженнастораживать не сам возраст руководителей, а та кадровая пустота, которуюруководители иногда создают вокруг себя. Ну, а если такие руководители еще и неспособствуют плодотворной, инициативной работе коллектива (а факты такиеимеются), ответственность ложится на центральный аппарат.
Инспекторский состав за последние годы сменился на30-50 %, но должного внимания повышению квалификации специалистов в рядеокругов не уделяется. Понимая, что средств на централизованное обучение мало,надо использовать другие возможности. Основная работа с кадрами должна бытьнацелена на среднее звено — инспекторов и специалистов округов. Надо всяческиспособствовать решению вопроса о статусе инспектора, как государственногослужащего.
4. Правовые аспектынадзорной деятельности
В новых (рыночных) хозяйственных отношениях нарядус техническими проблемами в надзорной деятельности все чаще возникают ипроблемы правового характера. Актуальным стал вопрос законодательного инормативного обеспечения надзорной деятельности, для чего требуется подготовитьи принять ряд законов, регулирующих безопасность производств в различныхсферах экономики, а также и надзорную деятельность.[9]
Принят Федеральный закон «О промышленной безопасностиопасных производственных объектов». Он направлен на регулирование промышленнойбезопасности на объектах, подконтрольных Госгортехнадзору России. Основнаяцель закона — снижение вероятности возникновения аварий на опасныхпроизводственных объектах благодаря принятию мер по предупреждениюпромышленных аварий. Требования промышленной безопасности устанавливаютсязаконом для всех стадий функционирования опасного производственного объекта,начиная с его проектирования и заканчивая выводом объекта из эксплуатации. Неменее важны и такие требования закона, как проведение экспертизы промышленнойбезопасности, анализ причин аварий и их учет на промышленных объектах, допуск кработе на опасных производственных объектах лиц, имеющих соответствующуюквалификацию.
Закон устанавливает обязанности и права должностныхлиц федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного вобласти промышленной безопасности, которые распространяются как на работниковцентрального аппарата, так и работников округов и инспекций. Для введения вдействие Федерального закона «О промышленной безопасности опасныхпроизводственных объектов» разработан план его реализации, готовитсясоответствующее распоряжение Правительства. Закон предусматривает принятие Правительствомряда правовых документов. Госгортехнадзору России также предстоит разработать иутвердить ряд документов в порядке реализации этого закона. Чтобы закон началдействовать, нужна активная, целенаправленная работа, для чего следует ужесегодня определить ее направление для центрального аппарата ГосгортехнадзораРоссии, округов и инспекций.
Закон «О промышленной безопасности опасныхпроизводственных объектов» потребует также пересмотра ряда нормативных актов(правил, инструкций, положений) Госгортехнадзора России, приведения нормативнойбазы в соответствие с действующим законодательством. По состоянию на 01,07.97в системе Госгортехнадзора России и на подконтрольных ему объектах действуетболее 295 нормативных документов, утвержденных Госгортехнадзором России и признанныхв числе действующих, ранее утвержденных Госгортехнадзором СССР илиГоспроматомнадзором СССР.
В первом полугодии 1997 г. ГосгортехнадзоромРоссии утверждено и зарегистрировано 11 нормативных документов, введено вдействие 15, в том числе 7 правил безопасности, 4 методических документа, 4положения и ряд изменений к правилам. В тоже время объем представляемых на утверждение нормативно-техническихдокументов (НТД), предусмотренных планом работы на 1997 г., не выполнен(представлено и утверждено 1 1, что немногим больше половины документов).
Не обеспечили своевременное утверждение нормативовУправления по котлонадзору и надзору за подъемными сооружениями, по надзору заохраной недр и геолого-маркшейдерскому контролю, отделы по надзору вметаллургической промышленности, за предприятиями по хранению и переработкезерна. Необходимо срочно принимать меры по исправлению такого положения с тем,чтобы программу 1997 г.выполнить в полном объеме. Заместителям начальника Госгортехнадзора Россииследует установить контроль за устранением отмеченных недостатков. К основнымпричинам необеспечения своевременного утверждения НТД относятся: низкоекачество проектов НТД, представляемых разработчиком заказчику, перебои сфинансированием, затруднения при согласовании с министерствами и ведомствами,недостаточная активность и контроль за разработкой со стороны управлений иотделов Госгортехнадзора России.
Не лучше обстоит дело и с решением вопроса поизданию и введению в действие нормативных правовых актов. Здесь допускаютсянеобъяснимые затяжки со сроками издания и вводом в действие. Из утвержденных в1996 г.и первом полугодии 1997 г.28 нормативов — изданы и введены в действие 23. Отдельные правила изданытиражами 100-200 экземпляров.
В этом случае правила распространяются через основныхпользователей, а другие заинтересованные организации, граждане, учебныезаведения, библиотеки не имеют возможности приобрести их, да и о самом фактеиздания узнают с большим опозданием. Так и создается еще одна проблема: какприобрести правила, издававшиеся несколько лет тому назад?
Недостаточно используется для информации специалистовоб утвержденных нормативах журнал «Без-
опасность труда в промышленности». Надо стремитьсяк тому, чтобы как можно больше нормативных документов публиковать в журнале.Следует упорядочить обеспечение округов утверждаемыми нормативами. Задачацентрального аппарата должна состоять в том, чтобы своевременно информироватьокруга о выходе того или иного нормативного документа и по возможностинаправлять в их адрес по одному контрольному экземпляру.
Необходимо активнее работать над формированиемэлектронных версии правил и норм и параллельно в каждом округе комплектоватьфонд действующих правил и норм.
Совершенствование нормативного регулирования— важная задача надзорного органа.
Назрела необходимость пересмотреть «Положение оразработке, согласовании и пересмотре руководящих документов» и дополнить егопунктом, предусматривающим четкую организацию и регистрацию выхода из печатинормативного акта, ввода его в действие, контроль за поступлением нормативногоакта к пользователю, уточнить действующие положения, исходя из опыта последнихлет и положений принятого Закона «О промышленной безопасности опасных производственныхобъектов».
Для совершенствования нормативной базы ГосгортехнадзоромРоссии разработана и утверждена среднесрочная программа разработки(пересмотра) нормативных документов на 1997-2000 гг. Данная программапредусматривает разработку и пересмотр более ста нормативных документов, в томчисле 80 — это новые нормативы.
5.Лицензионная деятельностьГостехнадзора России
В настоящее время в министерствах составляются планына очередной год, в которых будет предусмотрена статья и на финансированиенауки. Отраслевым управлениям и отделам необходимо активнее сотрудничать ссоответствующими подразделениями Миннауки, находить понимание и поддержку с ихстороны. Надо работать с министерствами, крупными промышленными компаниями подолевому финансированию нормотворческой деятельности.
Разрешительная деятельность, осуществляемая ГосгортехнадзоромРоссии, — один из основных механизмов воздействия на предприятия, гармоничносогласующийся с рыночными отношениями в экономике. И от эффективности его использования зависит и результативностьконтрольной деятельности Госгортехнадзора России.
За период осуществления лицензионной деятельности(около 4 лет) органами госгортехнадзора выдано свыше 76 тыс. лицензий, из них6 тыс. — центральным аппаратом. Приостановлено действие 350 лицензий, аннулировано550, в основном из-за изменения организационно-правовой формы или ликвидациипредприятия. Направлено 160 уведомлений органам власти и другимзаинтересованным органам о приостановке или аннулировании лицензии. В то жевремя положение с безопасностью на предприятиях и приведенные показателисвидетельствуют о том, что еще недостаточно эффективно используется органамигосгортехнадзора такой действенный механизм регулирования, как лицензирование.
Техническое состояние производств и их готовность косуществлению лицензируемых видов деятельности зачастую оцениваются формально.Это приводит к тому, что допускаются к деятельности, связанной с повышеннойопасностью, организации, не имеющие отработанной системы управлениябезопасностью.
Важный рычаг воздействия на производства по обеспечениюпромышленной безопасности — контроль за условиями действия лицензий. Однако внастоящее время он работает крайне слабо, так как условия действия лицензииформируются по шаблону без учета специфики и состояния производства, в общихфразах, что затрудняет сам контроль. К тому же инспекторский состав этомувопросу уделяет крайне мало внимания. А он должен быть главным[9].
Имеются недостатки и в организации лицензирования.Центральный аппарат Госгортехнадзора России допускает выдачу лицензийорганизациям, не получив мнение соответствующего округа о ее деятельности. Нетдолжной согласованности и взаимодействия между отраслевыми управлениями прикомплексном рассмотрении материалов, представляемых на получение лицензии,сроки их рассмотрения неоправданно затягиваются.
Участились случаи выдачи лицензий округами на видыдеятельности, отнесенные к компетенции центрального аппарата ГосгортехнадзораРоссии (Башкирский, Иркутский, Московский городской, Ростовский, Челябинскийи другие округа). Некоторые округа (Тюменский) пытаются выдавать лицензии навиды деятельности, не предусмотренные Указом Президента и Положением о порядкевыдачи специальных разрешений (лицензий). Установленный порядок регистрации ипрохождения материалов, представленных для оформления лицензии, не позволяетконтролировать сроки рассмотрения материалов и качество оформляемых лицензий, аразработанная форма отчетности по лицензионной деятельности не обеспечиваетполучение достаточной информации от округов.
С уходом министерств от управления отраслями измениласьситуация с разработкой, постановкой на серийное производство, закупкой поимпорту оборудования для подконтрольных производств, что привело к усилениюнегативных моментов в этом вопросе.
Медленнее идет обновление выпускаемого отечественнымипроизводителями оборудования, приближение его к аналогам ведущих зарубежныхфирм, сокращаются сроки и программы испытаний, а иногда они вообще невыполнимы из-за отказа предприятий проводить их на своих производствах вследствиефинансовых затруднений. Слабо участвуют в освоении оборудования для опасныхпроизводств предприятия оборонного комплекса. Увеличились закупки оборудованияу иностранных фирм, нередко приобретается морально устаревшая продукция, неотвечающая российским нормам безопасности. В этих условиях рольГосгортехнадзора России должна возрастать. Необходимо упорядочить разрешительнуюдеятельность, привести ее к единству требований, обеспечить централизованныйучет и регистрацию выданных разрешений, использовать для этого единые бланки.
Становление сертификации также требует определенныхкорректив в разрешительной деятельности, особенно во взаимодействии сГосстандартом, министерствами и ведомствами, с учетом положений, изложенных вЗаконе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Второй год ведется работа по внедрению процедурыдекларирования безопасности для организаций, имеющих опасные промышленныеобъекты. Цель декларации — заставить собственника, руководителя организацииоценить имеющиеся опасности, риск их проявления, составить сценарии развитиявозможных аварий и их последствий, сопоставить имеющиеся меры защиты ипротиводействия с необходимыми и определить план действий по снижению опасностиобъектов.
Согласно совместному приказу Госгортехнадзора Россиии МЧС России (от 04.04.96 № 222/59) утвержден «Перечень промышленных объектов,подлежащих декларированию в 1997 году». В него включены 210 предприятий, в томчисле различных отраслей химии — 50, нефтебазы — 44, аммиачно-холодильные установки— 46, водоканалы со складами хлора — 56, шламонакопители отходов — 14.[7]
В первом полугодии 1997 г. в ГосгортехнадзорРоссии поступило только шесть деклараций, из них одна без экспертногозаключения (направлена на экспертизу в Центр «Хлорбезопасность»). Низкаяактивность подачи деклараций отмечалась и а 1996 г. Видимо, управленияи округа работают недостаточно настойчиво в этом направлении. Есть и другиепричины, а именно — финансовые трудности предприятий, заключающиеся в том, чтопри размещении заказа на разработку декларации безопасности вспециализированной организации необходимо внести предоплату за ее разработку,что не всегда представляется возможным. Несовершенна и методическая база опорядке разработки деклараций безопасности и их экспертизы. Это подтверждает ианализ содержания поступающих деклараций и качество экспертных заключений.Пути решения проблем, связанных с декларированием безопасности производств,видятся в приложении совместно с МЧС России усилий, направленных насовершенствование методической базы, и во внедрении механизма, стимулирующегопредприятия к декларированию производств. К этой работе следует подключиться иНТЦ «Промышленная безопасность», надо изыскивать средства в министерствах, напредприятиях.
6.Проблемы безопасности наопасных работах
Один из важных вопросов безопасного ведения работ —сохранность взрывчатых материалов. На сегодняшний день это политическая,социальная проблема. Несмотря на продолжающееся в 1997 г. сокращение объемоввзрывных работ, положение дел с сохранностью взрывчатых материалов напромышленных предприятиях имеет четкую тенденцию к ухудшению. Выявлено 36случаев утрат против 34 в 1996 г. Вместе с тем количество утраченных взрывчатых веществвозросло почти в 3 раза (с 2943 до 8606 кг), электродетонаторов икапсюлей-детонаторов — почти на 27% (с 274 до 432 шт.), а детонирующих иогнепроводных шнуров — более чем в 130 раз (4057 м против 31 м). Имели место 29 хищений.Причем похищены 141 кг
ВВ, 423 детонатора, 306 м детонирующих иогнепроводных шнуров.
Утраты взрывчатых материалов — следствие неудовлетворительногоуправления взрывными работами на предприятиях, отсутствие должнойпрофилактической работы, снижение квалификации и дисциплины руководителей иисполнителей взрывных работ. В последние годы округа ослабили внимание к этомунаправлению надзорной деятельности. Инспектора стали меньше выявлять утратвзрывчатых материалов, ухудшилось качество расследования инцидентов, связанныхс использованием взрывчатых веществ, слабо осуществляется взаимодействие справоохранительными органами. В результате стало возможным хищение ВМ напредприятиях, подконтрольных Центральному промышленному, Уральскому,Кузнецкому, Читинскому, Мурманскому округам, с целью использования их в преступныхцелях.
Органы госгортехнадзора имеют достаточно прав, чтобыулучшить положение дел с сохранностью ВМ. Надо более требовательно ипринципиально подходить к проведению контроля, шире применять предоставленныеправа, вплоть до запрещения работ, изъятия разрешений и лицензий. Опираться напомощь работников правоохранительных органов, ограничить допуск случайныхлюдей к обращению с ВМ.
Управлению по надзору в горнорудной промышленностинадо повысить требовательность к округам, ускорить подготовку законопроекта«Об обороте промышленных взрывчатых материалов», активнее воздействовать наразработку и внедрение новых, безопасных и высококачественных взрывчатыхматериалов и технологий взрывных работ.
В условиях реформирования экономики особую рольдолжен играть надзор за охраной недр. Действующее законодательство формальнозапрещает выборочную отработку месторождений полезных ископаемых, естьформулировки общего плана по ответственности за возмещение ущерба из средствнедропользователя, однако действенного механизма, сдерживающего рвачество придобыче, нет.
Широко распространена, запрещенная законом, выборочнаяотработка месторождений, возросло число фактов самовольной застройки площадейзалегания полезных ископаемых, несвоевременного и неполного внесения платы заправо пользования недрами. Массовый характер приобрела ликвидация горныхпредприятий без принятия мер безопасности. Для решения вопросов добычи икомплексности использования минерального сырья Госгортехнадзор России не вполной мере применяет предоставленные ему права при ежегодном согласованиипланов развития горных работ, а также при выдаче лицензий на право пользованиянедрами; без должной настойчивости и принципиальности подходит к списанию запасовполезных ископаемых с учета предприятий. Не менее важная проблема —наметившаяся тенденция к сокращению и ликвидации геологических и маркшейдерскихслужб.
Острой остается проблема ликвидации и консервациипредприятий. Требования природоохранительного законодательства при этомвыполняются неудовлетворительно. Проекты по ликвидируемым и консервируемымпредприятиям зачастую разрабатываются и реализуются на низком техническомуровне, с нарушением действующих норм и правил (ряд шахт Кузнецкого, Подмосковногои других угольных бассейнов).
Вопрос «О состоянии и мерах по выполнению требованийприродоохранительного законодательства при прекращении эксплуатации иликвидации горнодобывающих и геологоразведочных предприятий и объектов»рассматривался Правительственной Комиссией по окружающей среде иприродопользованию, были даны поручения. Однако, несмотря на проведеннуюГосгортехнадзором России работу, единственное, что удалось выполнить — этосовместно с Госкомстатом установить государственную отчетность о ликвидации иконсервации горных предприятий, В то же время правительственное поручение вадрес Минэкономики России, Минтопэнерго России, Министерства природныхресурсов Российской Федерации по созданию горнодобывающими предприятиямистрахового фонда для финансирования работ по ликвидации и консервации ихобъектов осталось не выполненным. Управление по надзору за охраной недрГосгортехнадзора России не проявило настойчивости при решении этого вопроса. Врезультате рассмотрение его перенесено до окончания формирования структур иведомств, утверждения положений о них.
Контроль за готовностью энергетических предприятийк отопительному сезону стал постоянной функцией органов госгортехнадзора. Ониежегодно проводят проверки, информацию направляют в разные инстанции отадминистраций субъектов федерации до Правительства Российской Федерации, ноположение дел меняется крайне медленно. В результате системы энергоснабжениянередко дают сбои. Видимо и контроль со стороны Госгортехнадзора России нуждаетсяв ужесточении. Учитывая ошибки и просчеты прошлых лет, основное вниманиеинспекторский состав должен сосредоточить на организации и осуществленииконтроля за своевременностью проведения ремонта: техническом диагностированииоборудования, отработавшего нормативный срок службы; выполнении плановреконструкции, модернизации и замены оборудования тепловых электростанций,отопительных и промышленных котельных.
Объем перевозок опасных грузов железнодорожнымтранспортом составляет около 20 % общего количества перевозимых по сетижелезных дорог грузов. Поэтому обеспечение безопасности — неотъемлемая частьобщей проблемы предупреждения аварийности на железнодорожном транспорте. Проводимаяна железных дорогах и промышленных предприятиях работа по обеспечениюбезопасности перевозок опасных грузов позволила в 1997 г. сократить числопроисшествий с ними. хотя технические проблемы железнодорожного транспорта(неудовлетворительное состояние подвижного состава, вагонов, цистерн,путевого хозяйства и т.д.) остаются. Инспекторам госгортехнадзора необходимообращать внимание на организацию обучения персонала, проверку знаний правилбезопасности при перевозке опасных грузов специалистами и руководителями всехуровней.
Проверкипоказывают, что до настоящего времени на многих предприятиях не организованочеткой, целенаправленной системы обучения вопросам, связанным с перевозкойопасных грузов. Учитывая, что более половины аварийных происшествий иинцидентов при перевозке опасных грузов происходит из-за низких знанийруководящими работниками, специалистами и персоналом предприятий правилперевозки, этому вопросу следует уделить особое внимание. Необходимоорганизовать аттестацию руководящих работников на знание действующихнормативных документов, так как к руководству предприятиями с опаснымипроизводствами приходят лица, не имеющие соответствующего инженерногообразования (юристы, экономисты, финансисты, гуманитарии и др.). Именноаттестации руководителей следует уделить внимание, тем более, что затрат на этоне потребуется.
В настоящее время Госгортехнадзор России представляетсобой достаточно четко сформировавшуюся, широко разветвленную, дееспособнуюсистему. Но как и всякая другая, система госгортехнадзора должна постоянноразвиваться, совершенствоваться и утверждаться. Центральный аппаратГосгортехнадзора России не должен только фиксировать ту или иную ситуацию.Его задача состоит, кроме того, в разработке стратегии и тактики деятельностисистемы в целом. Округа и инспекции, как структурные подразделения, должныдействовать, реализуя тактические задачи. В этом случае центральной фигуройсистемы должен быть инспектор. От его профессионализма, принципиальности,требовательности зависит эффективность надзора. Необходимо думать о том, какорганизовать и стимулировать хорошую работу инспектора.
7.Повышение эффективностиработы Гостехнадзора России
Эффективность работы системы госгортехнадзора вусловиях рыночных отношений может быть обеспечена активной наступательной итворческой позицией округов и инспекций. Однако в настоящее время наблюдаетсятенденция ослабления требовательности округов к руководителям подконтрольныхпредприятий, снижения их ответственности за обеспечение техническойбезопасности производств. Так, руководители Сахалинского округа за полтора годани разу не посетили угольные предприятия, подконтрольные Углегор-ской иЮжно-Сахалинской РГТИ, не участвовали в комплексных проверках подконтрольныхобъектов. Приходится констатировать снижение исполнительской дисциплины.Систематически допускаются задержки сообщений о происшедших авариях и случаяхтравмиро-вания (таких случаев зафиксировано с начала года около 20), задержки впередаче оперативной информации о надзорной деятельности, представлении актовспециального расследования, материалов по проверкам и других документов.Информация об авариях, приведших к созданию чрезвычайных ситуаций, должна передаватьсянезамедлительно. Однако это не выполняется. Представляемые округами материалы,в том числе годовые отчеты, акты по расследованию аварий и несчастных случаев,другие документы, составляются небрежно, с отступлениями от установленных требований.Например, плохо подготовлены материалы, представленные на коллегию поВолгоградскому АООТ «Каустик».
Следует также отметить, что в центральном аппаратеГосгортехнадзора России исполнительская дисциплина находится не на должномуровне. Это отрицательно сказывается и на исполнительности округов, Многие изних несвоевременно или вообще не представляют необходимые материалы на запросыГосгортехнадзора России. Основа устойчивой работы системы госгортехнадзора —взаимодействие центрального аппарата и округов. Сейчас округа закреплены зазаместителями начальника Госгортехнадзора России и управлениями. Но организациякураторства сегодня не позволяет иметь полную и достоверную информацию опроблемах и работе округа. По-другому должна проверяться работа округов.Проверки нужно тщательно проводить в зависимости от положения дел с травматизмоми аварийностью в регионе, не распыляя силы и средства.
Взаимодействие, деловой контакт с администрациейсубъектов федерации — один из важнейших аспектов деятельности округов иинспекций, и такое взаимодействие должно быть на уровне первых руководителей.В условиях реформ субъекты федераци