Реферат по предмету "Педагогика"


Организация и методика развития воображения у детей 6 ти лет в художественной деятельности

--PAGE_BREAK--      Сами условия необходимо детально изучить, чтобы знать, в какую обстановку мы поставим ребенка и чего можно ожидать в данном случае от детей различного типа. Следует позаботиться о том, чтобы помещение, в котором будет проводиться эксперимент, было хорошо знакомо ребенку и не содержало предметов, которые могут его отвлечь. Комната, в которой будет проводиться исследование, должна быть хорошо освещена. В ней не должно быть посторонних раздражителей -–резких звуков, запахов, новых предметов и т.п.
      Исследователи обращают внимание на то, что процедуре эксперимента целесообразно придать характер доброжелательного общения.
      Эсперимент не должен быть очень длительным. Он всегда предполагает стандартную процедуру, поэтому нельзя вносить в него какие-либо изменения по ходу его проведения.
      Эксперимент проводится индивидуально в отдельном помещении.
      На этапе констатирующего эксперимента мы будем фиксировать показатель детского развития в сфере восприятия и воображения.
      Формирующий эксперимент был предложен Л.С.Выготским. Он ввел в психологию понятие “экспериментально-генетического” метода. Согласно Выготскому, подлинное изучение закономерностей развития того или иного процесса возможно лишь в процессе его формирования.
      В рамках педагогических исследований этот метод в дальнейшем получил название “формирующий”.
        2.2. Содержание методики констатирующего
             и формирующего экспериментов; организация
              исследования
      В проведении исследования констатирующего и формирующего экспериментов была использована выборка детей младшего школьного возраста в количестве 18 человек  (11 мальчиков и 7 девочек) в возрасте от 7 до 10 лет.
      Отметим, что использована  методика естественного эксперимента путем индивидуальной беседы с каждым ребенком о его впечатлениях и состояниях, эмоциональных переживаниях в ходе рассматривания репродукции картины.      Результаты экспериментов фиксировались, что представлено ниже в виде таблиц.                                           
      Подготовка исследования: подобрать пять репродукций известных мастеров изобразительного творчества.
      Проведение исследования: исследование проводится индивидуально. Ребенку последовательно предлагается пять репродукций в целях изучения уровня его художественного восприятия, связей, существующих между его фантазией и эмоциями.
      Цель констатирующего эксперимента – выявление особенностей художественного восприятия младшими школьниками произведений искусства.
       Исследователь должен был помнить, что художественные эмоции – это всегда парциальные эмоции, т.е. такие эмоции, которые не стремятся к переходу в действие, не стремятся к реализации, к практическому претворению. Мы изучали эмоциональную реакцию ребенка.
      При осмыслении механизма художественного восприятия ребенком произведения изобразительного творчества мы выявляли его художественную установку, которую можно определить как систему ожиданий, складывающуюся в преддверии восприятия произведения искусства.
      До экспериментов ребенок должен быть настроен на образно-тематический строй. Неосознаваемые компоненты установки зависят от внутренних особенностей ребенка, от интенциональности его сознания.
      Имелось в виду, что восприятие произведения искусства не является механическим регистрированием сенсорных элементов, а выступает способностью изобретательного схватывания изображенного на картине.
      В ходе констатирующего эксперимента фиксировались следующие параметры:
1)   знание картины;
2)   понимание сюжета;
3)   понимание элементов формы, цвета, величины –константность;
4)   восприятие целостного изображения – целостность;
5)   преимущественное выделение одних элементов картины по сравнению с другими – избирательность;
6)   зависимость восприятия от прошлого опыта, словарного запаса, запаса знаний и общей направленности личности – апперцепция;
      Словарный запас детей оценивался исследователем также по пятибальной шкале.
      Благодаря константности восприятия мы воспринимаем окружающие предметы или образы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы (системы анализаторов). Многократное восприятие одних и тех же образов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную, инвариантную структуру воспринимаемого образа. Константность восприятия не врожденное свойство, а приобретенное.
      Целостность восприятия предполагает восприятия целостного образа, изображенного на картине. Однако способность целостного зрительного восприятия не является врожденной. Об этом свидетельствуют данные о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым возвратили зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они видят не мир предметов (образов), а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины. Постепенно, через несколько недель, у этих людей формировалось зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что они узнали ранее путем осяза-ния. Таким образом, восприятие формируется в процессе практики, т.е. восприятие – это система перцептивных действий, которыми надо овладеть.
      Избирательность восприятия проявляется в преимущественном выделении одних объектов (образов) по сравнению с другими.
      Восприятие произведений искусства во многом зависит от знаний ребенка, его прошлого опыта, психофизиологического развития.
      Обработка данных: адекватность восприятия произведения искусства оценивалась по пятибальной шкале, подсчитывалось общее количество баллов. Результаты обобщались и фиксировались.
      В ходе подготовки проведения формирующего эксперимента исследователь проводил с детьми групповое занятие, где речь шла об умении вырабатывать в себе способность быть в художественном восприятии и суждениях независимым, избирательным; об эпохе, в которой картины были написаны, о художниках, их жизни и творчестве; о сюжетах картин.
       Оценка результатов формирующего эксперимента также осуществлялась по пятибальной шкале, подсчитывалось количество баллов, результаты обобщались и фиксировались.           
       Использовались те же параметры, что и при оценке результатов констатирующего эксперимента.
       Цель формирующего эксперимента – выявить изменения особенностей восприятия младшими школьниками произведений искусства после проведения группового занятия, формирования первичных представлений о лучших произведениях мировой культуры.
      Организация исследования начиналась с обследования детей младшего школьного возраста.  Сбор информации осуществлялся по позициям: анкетные данные, анамнез, психомоторное развитие, перенесенные заболевания, данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения, исследование не речевых психических функций, фонетической стороны речи, лексики и грамматического строя импрессивной речи, лексики и грамматического строя экспрессивной речи.     
      Следующий этап предполагал выделение в экспериментальную группу детей, показатели которых соответствуют норме. Было выделено 18 детей, средний возраст которых составил 7 – 10 лет.
      Далее было проведено исследование пассивного и активного словаря детей с целью выявления объема знаний о произведениях художественного творчества.                                              
      Анализ обследования словаря показал, что многие понятия имеются в пассивном словаре ребенка, но отсутствуют в активном. 
      На этапе формирующего эксперимента происходило первичное ознакомление детей с творчеством художников эпохи Возрождения, формирование первичных общих представлений о ней.
      Естественно, что для детей 7 – 8-летнего возраста потребовалось время, т.к. само понимание сюжета и знание картины, целостность и избирательность восприятия — достаточно сложные процессы и требуют определенных знаний.
      Происходило формирование у детей умения выделять особенности сюжета, дифференцированности восприятия, а также адекватность владения словарем.
      Деятельность детей была направлена на вычленение особенностей цвета, формы, величины изображенного. При этом исследователь наблюдал за интенсивностью переживаемых детьми чувств и эмоций.     
      Подбор репродукций ( четыре репродукции с одинаковым сюжетом) позволял формировать дифференцированное восприятие изображенного разными мастерами, был активно задействован зрительный анализатор.
      В ходе проведения формирующего эксперимента происходила организация познавательной деятельности детей.
      Успех экспериментов во многом зависел от ряда условий:
-         репродукции со сходным сюжетом;
-         репродукции с картин известных мастеров эпохи Возрождения;
-         изображенное на репродукциях было понятно школьникам;
-         репродукции имели достаточное количество сравниваемых признаков;
-         рассматривание репродукций и их описывание школьниками осуществлялось индивидуально;
-         комната, где происходили эксперименты было хорошо освещено;
-         школьники не знали, что являются участниками эксперимента;
-         школьники имели примерно одинаковый уровень психофизиологического развития;
-         при проведении экспериментов со школьниками исследователь создал благоприятную психологическую атмосферу;
-         результаты исследования фиксировались после проведения бесед со школьниками;
-         исследователь помогал детям подобрать слова для описания их впечатлений от изображенного на репродукциях, наиболее точно их сформулировать.
-         исследователь не препятствовал фантазированию детей, выражению их эмоционального состояния.
            Полученные результаты исследования обобщались и интерпретировались.                                      
     
     Глава 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕННЫХ
              ЭКСПЕРИМЕНТОВ
    
      Выясняя насколько отчетливо дети формулируют свои впечатления от изображенного на репродукциях в ходе проведения констатирующего эксперимента,  были получены следующие данные:
     
1.   Обследование пассивного словаря (таблица 1)
детей  выявило, что в основном дети имеют достаточно объемный пассивный словарь.      
                                            Таблица 1.
        Обследование пассивного словаря
                   детей.
_____________________________________________________
Имя           Возраст          Количество
Ребенка       ребенка          баллов
              (лет)                     
_____________________________________________________
   1             2                3

Гриша Б.         7                2
Саша М.          8                3
Леня Е.          10               5
Лена Г.          10               5
Люда Ю.          7                3
Галя Б.          9                4
Миша О.          8                3
Саша З.          9                3
Юра А.           7                2
Андрей У.        9                3
Кирилл К. 10     8                2
Гриша У.         10               4                                             
Таня Д.          8                4
Галя В.          10               5
Аня Н.           9                4
Юля З.           7                3
Алеша Н.         10               4
Тимур Н.         8               

      Обследование активного словаря (таблица 2) выя-
вило следующее:
                                       Таблица 2.                        
         Обследование активного словаря
                   детей
_____________________________________________________
Имя           Возраст             Количество
ребенка       ребенка               баллов
Гриша Б.         7                     1
Саша М.          8                     2
Леня Е.          10                    4
Лена Г.          10                    4
Люда Ю.          7                     2
Галя Б.          9                     3
Миша О.          8                     1
Саша З.          9                     2
Юра А.           7                     1
Андрей У.        9                     2
Кирилл К.        8                     1
Гриша У.         10                    3
Таня Д.          8                     2
Галя В.          10                    3
Аня Н.           9                     4
Юля З.           7                     1
Алеша Н.         10                    3
Тимур Н.         8                     1
                                             
_____________________________________________________
      Характерно, что у детей одного и того же возраста наблюдается  разрыв в уровне развития пассивного и активного словаря.
      Результаты констатирующего эксперимента позволили выделить затруднения, возникающие у детей при формулировании своих впечатлений от увиденного на репродукциях:
1.   Отсутствие слова в активном словаре. Ребенок не может сформулировать понятие, правильно назвать объект, он долго подбирает слово, хотя знает его.
2. Неправильное название некоторых элементов картины
             и образов(таблица 3).
                            
                                        Таблица 3.
_____________________________________________________
Название элементов картины, :       Слова-заменители
которое подменялось другим :
______________________________________________________________
Замок                               дом
Нимб                                круг над головой
Мадонна_____________________________мать______________   
--------------------------------------------------------------   
                                                    
      Далее в таблицах представлены результаты анализа восприятия детьми произведений искусства.
 Имя      Возраст     Параметр:    Количество
          ребенка     знание       баллов
                      картин(1)
 

Гриша Б.    7        не знает          0
Саша М.     8        не знает          0
Леня Е.     10       знает 1           1
Лена Г.     10       знает 2           2
Люда Ю.     7        не знает          0
Галя Б.     9        знает 1           1
Миша О.     8        не знает          0
Саша З.     9        не знает          0
Юра А.      7        не знает          0
Андрей У.   9        не знает          0
Кирилл К.   8        знает 1           1
Гриша У.    10       знает 1           1
Таня Д.     8        не знает          0
Галя В.     10       знает 2           2
Аня Н.      9        не знает          0
Юля З.      7        не знает          0
Алеша Н.    10       не знает          0
Тимур Н.    8        не знает          0
_______________________________________________________       
      Как видно из таблицы 4 мало кто из детей знает представленные картины, что свидетельствует о низком уровне эстетического развития.
                                             Таблица 5
 
   Имя   Возраст  Параметр:   Объяснение   Количество
         ребенка  понимание                  баллов
                  сюжета (2)   
  Гриша Б.   7    понимает   мать с ребен-
                             ком               1
  Саша М.    8    понимает   мать с младен-
                             цем               1
  Леня Е.    10   понимает   мадонна с мла-
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.