Реферат по предмету "Политология"


Политика как явление общественной жизни

Министерство сельского хозяйства РФ Алтайский государственный аграрный университет Кафедра Политологии Контрольная работа по Политологии на тему: Политика как явление общественной жизни Выполнил: Кабанов В.В. Студент заочного отделения 3 курса факультет: «Экономика и управление на предприятиях АПК» Зачетная книжка № 04913 Проверил: Барнаул 2006

Содержание Введение 1. Понятие политики 2. Структура политики 3. Функции политики 16 Список литературы 18 Введение Во все времена, а в наши дни особенно, политика оказывает важное, порою судьбоносное влияние на жизнь отдельных людей и целых народов. Она неразрывно связана с самыми глубокими основа­ми человеческой цивилизации. Как отмечал еще в V в. до н.в. вели­чайший ум античности

Аристотель, политика коренится в природе человека как социального существа, способного полноценно жить лишь в коллективе, обществе и "обреченного" взаимодействовать с другими людьми. Политические знания и культура нужны сегодня любому челове­ку, независимо от его профессиональной принадлежности, посколь­ку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без обладания такими знаниями личность рискует стать разменной монетой в политической игре, превратиться

в объект манипулирования и порабощения со стороны более активных в политическом отношении сил "Массовая политическая грамотность граждан необходима и всему обществу, ибо предохраняет его от деспотизма и тирании, от антигу­манных и экономически неэффективных форм государственной и общественной организации. Поэтому сознательное формирование политической культуры как искусства совместного цивилизованного проживания людей в государстве — забота всего современного обще­ства, важное условие его благополучия.

Способность граждан к принятию рациональных решений, участию в политике не формируется стихийно, а обретается в ходе систематического приобретения ими соответствующих знаний и опыта. Сегодня во всех индустриально развитых демократических странах существуют специальные институты политического образова­ния, помогающие решать эти задачи. Деятельность таких учреждений не могут заменить средства массовой политической коммуникации — телевидение, радио, газеты, дающие обычно лишь поверхностную картину

событий и предполагающие умение граждан самостоятельно критически анализировать получаемую информацию. Практическое осуществление политико-просветительской деятельности в современном мире выходит за рамки национально-государственных границ. Так, страны Европейского Союза коорди­нируют усилия в области политического просвещения для формиро­вания у своих граждан чувства западноевропейской идентичности, принадлежности к общей родине —

Западной Европе, к новому межгосударственному объединению. Тем самым укрепляется субъ­ективная, личностно-мотивационная основа западноевропейской интеграции. Демократическое политическое образование базируется на признании основных гуманистических ценностей и, прежде всего, свободы и достоинства каждой личности, ее естественных, неотъем­лемых прав. Оно помогает гражданину правильно оценить соответ­ствующий общественный строй, осознать свои место

и роль в государстве, права и обязанности. Главная его цель - научить человека адекватно ориентироваться в сложном и противоречивом современном мире, представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других людей, коллективно решать общие проб­лемы. Оно направлено также на формирование у граждан уважения к демократическому порядку и обеспечивающим его государствен­ным и общественным институтам, ибо без твердого политического порядка свобода отдельной

личности не может быть реальной. Конечно, ни в одной стране мира политическое образование не свободно полностью от идеологического содержания, так как оно, выполняя функцию интеграции, объединения общества, в той или иной форме обосновывает и защищает общенациональные интересы и ценности, ограничивает эгоистические и партикуляристские тенденции и тем самым охраняет социальную систему от распада. Овладение гражданами основами политической науки и демо­кратической культуры — одно из важнейших условий

успеха политических и общественных реформ в России и других пост­социалистических государствах. Известно, что любые социальные перемены начинаются прежде всего с сознания людей. Особенно необходимы политические знания и навыки молодому поколению, отличающемуся большим радикализмом суждений и действий, повышенной восприимчивостью к различного рода утопи­ческим идеологиям и демагогическим призывам. 1. Понятие политики Многообразие определений "

Политика" — одно из наиболее распространенных и многозначных слов в русском языке, да и во многих других языках мира. В повседневной жизни политикой часто называют всякую целенаправленную деятельность, будь это деятельность руководителя государства, партии или фирмы или даже отношение жены к своему мужу, подчиненное определенной цели. Под поли­тикой понимают также искусство возможного, а нередко характе­ризуют ее как "грязное дело". Такой разброс обыденных представлений о политике связан не только с

недостаточно четкими, ограниченными или же просто ошибочными знаниями о ней различных людей, но в первую очередь со сложностью, многогранностью, богатством проявлений этого феномена. Научные трактовки термина "политика" отличаются от повсе­дневных представлений строгой логической аргументацией, обобщенностью и систематизацией, хотя и не исключают некото­рой противоречивости мнений. Разнообразные научные определения политики могут быть систематизированы и подразделены на несколько

групп, каждая из которых внутренне дифференцирована. Критериями выделения таких групп служат используемые для характеристики политики общие исследовательские подходы: социологический, субстан­циальный (выясняющий материю, основу явления) и системный, а также акцентированные в определениях политики ее важнейшие конституирующие качества и функции в обществе. В соответствии с этими подходами можно выделить три группы определений по­литики: социологические,

субстанциальные и научно сконструи­рованные, связанные со специфической интерпретацией политики. Социологические определения политики, основываясь на социологическом подходе, характеризуют ее через другие общественные явления: экономику, соци­альные группы, право, мораль, культуру, религию. В соответствии с отражаемой сферой общества их можно подразделить на экономичес­кие, стратификационные (социальные), правовые, этические (норма­тивные) и т.д.

Экономические определения политики, наиболее ярко представ­ленные в марксизме и других концепциях экономического детерми­низма, характеризуют политику как надстройку над экономическим базисом, как концентрированное выражение экономики, ее потреб­ностей и интересов. Политика как специфическая область общест­венной жизни в этом случае утрачивает свою самостоятельность, сохраняя лишь относительную, ограниченную автономию.

В целом же она определяется объективными экономическими законами, не зависящими от воли политических авторов (субъектов). Определения политики в духе экономического детерминизма подчеркивают лишь один из важнейших источников политики. Обычно они гипертрофируют влияние экономических потребностей на политику, недооценивают ее самостоятельность. Опыт истории, и прежде всего более чем 70-летнее существование командно-административного социализма, свидетельствует, что не только экономика оказывает сильное влияние

на политику, но и последняя может выступать по отношению к экономике командной, главен­ствующей силой. Поэтому с точки зрения науки представляется более плодотворным рассматривать взаимоотношение экономики и политики как взаимодействие равнозначных и равноправных областей общественной жизни. Важной составной частью социологических определений политики являются ее стратификационные дефиниции. Он трактуют политику как соперничество определенных общественных групп: классов и наций (марксизм)

или же заинтересованных групп (А. Бентли, Д. Трумэн и другие). Если марксистские трактовки политики как борьбы между классами в современном мире во многом утратили свое влияние, то теория заинтересованных групп получила широкое распространение и раз­витие, и в частности она представлена в плюралистических концеп­циях демократии, трактующих политику в современном демокра­тическом государстве как соперничество разнообразных заинтересо­ванных групп, обеспечивающее баланс, равновесие

общественных интересов. В истории политической мысли, в том числе и среди современ­ных теоретиков, достаточно широко представлены правовые концеп­ции политики. Они считают политику, государство производными от права и прежде всего от естественных прав человека, которые лежат в основе публичного права, законов и деятельности государ­ства. Яркий пример правовой концепции политики — ее контр­активистские ("общественного договора") теории, представленные такими видными мыслителями, как

Спиноза, Гоббс, Локк, Руссо, Кант. Суть этих теорий состоит в трактовке политики и прежде всего государства как специализированной деятельности по охране присущих каждому человеку от рождения фундаментальных прав: на жизнь, свободу, безопасность, собственность и т.д. В современной научной литературе широко представлены и противоположные правовым концепциям политики теории. Они рассматривают право как порождение политики, важнейшее средство ее реализации, инструмент

создания стабильного политического порядка. Право непосредственно создается государством и основано на политической воле и государственной целесообразности. В политологии до сих пор остается спорным вопрос "связано ли право лишь исключительно с существованием государства или же ему органично присущи некоторые черты (и особенно принцип справедливости), которые вытекают из догосударственного права и предшествуют государственному праву".

Правовая трактовка политики непосредственно примыкает к ее этическим (нормативным, ценностным) дефинициям. Это ярко проявляется в концепциях, признающих догосударственное существование естественного права в форме моральных принципов человеческого сообщества. В целом же нормативные понятия политики - важное направление ее социологической трактовки. Используемый в них нормативный подход предполагает рассмотрение политики исходя из идеалов, ценностей,

целей и норм, которые она должна реа­лизовать. Анализируемая под этим углом зрения, политика представ­ляет собой деятельность, направленную на достижение общего блага. Ее высшей ценностью является общее благо, включающее такие более частные ценности, как справедливость, мир, свобода и др целью —служение этому общему благу, нормами — конкретные правила, законы, ведущие к его достижению. Нормативная трактовка политики возникла в глубокой древ­ности.

Так, еще Аристотель считал политику высшей формой жизнедеятельности человека, поскольку через нее во взаимоотно­шениях между людьми утверждается справедливость и достигается благо каждого. "Справедливость, — писал он, — имеет место толк политической жизни, потому что весь строй политического общежития держится на праве". Нормативные трактовки политики имеют как сильные, так и слабые стороны. Их достоинство состоит в том, что в них выражается гуманистический идеал, в соответствии с которым

должна строиться политика. Такой идеал ориентирует участников политики на общественно ценное поведение. В то же время нормативный под­ход оперирует достаточно многозначными, не всегда четко опре­деленными категориями, допускающими возможность различной трактовки общественного блага. Тем самым создаются предпосылки для маскировки, камуфлирования корыстных интересов различных политических сил. Слабость данного подхода проявляется также в большом рас­хождении понимания политики как деятельности

по достижению общего блага и реальности, которая свидетельствует о широком распространении в политике эгоистической мотивации. Кроме того, не все действия по обеспечению общего блага являются полити­ческими. Многие люди совершают общественно полезные, благород­ные поступки, движимые нравственными или же религиозными мотивами. Несмотря на отмеченные недостатки — нормативный подход, отражая важный аспект политики, имеет полное право на существо­вание. В нем выражается стремление людей, общества окультурить, гуманизировать

и рационализировать политику, внести в нее нравственное начало. В нормативных трактовках отражается влияние на политику нравственности, культуры, религиозных ценностей. Поэтому нормативные дефиниции политики, наряду с экономи­ческими, стратификационными и правовыми, входят в группу ее социологических трактовок. Вторая наиболее распространенная группа дефиниций политики - субстанциальные определения. Они ориентируется на раскрытие той первоосновы, ткани, из которой состоит

политика. В этой группе определений существуют несколько трактовок политики. Самая распространенная из них — это трактовка политики как дейст­вий, направленных на власть: ее обретение, удержание и использо­вание. Политика, писал М. Вебер, это "стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает".

Некоторые из сторонников "властного" подхода к политике акцентируют внимание на искусстве, технике, способах и средствах борьбы за власть и ее использования. Так, один из основателей политической науки, Н. Макиавелли, еще в 1515г. характеризовал политику как "совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти, удерживаться у власти и полезно исполь­зовать ее < > Итак, политика есть обращение с властью, заданное обстоятельствами

и зависящее от могущества властителя или народа, а также от текущих ситуаций". "Властные" определения политики отражают ее сущность, важнейшее конституирующее качество. Они конкретизируются и дополняются с помощью институциональных дефиниций. Последние характеризуют политику через организации, институты, в которых воплощается и материали­зуется власть, и прежде всего через важнейший институт — госу­дарство.

Политика предстает в этом случае как "участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства". Некоторые из институциональных дефиниций политики отмечают возросшую роль в ней негосударственных институтов и прежде всего партий. Так, вождь Коммунистической партии Китая Мао Цзедун, отражая главенствующую роль компартии в социа­листическом государстве, определял политику

как "исходный пункт всех практических действий революционной партии. Она выражается в процессе этих действий и их результатах". Если "властные" и институциональные трактовки политики видят ее основу во власти и ее носителях-организациях, то антро­пологические определения пытаются отразить ее более глубокий источник, коренящийся в природе человека. С этой точки зрения, политика — форма общения людей, способ коллективного существо­вания

человека. Обоснование антропологического понимания поли­тики дал еще Аристотель. Он считал, что человек — существо полити­ческое, поскольку он — существо коллективное. Нормальная жизнь человека, удовлетворение его многообразных потребностей и обре­тение счастья возможны только при общении с другими людьми. Высшей, по сравнению с семьей или же селением, формой такого общения и выступает политика. Ее превосходство над предполитическим общением состоит в том, что она представляет

собой общение в государстве свободных и равных людей по нормам права, воплощающего справедливость, одинаковое отношение ко всем гражданам. С помощью политики, государства в общении людей достигается гармония. Современные антропологические концепции политики разделя­ют не все идеи Аристотеля, однако, как и он, считают политику органически присущей человеческому роду, укорененной в коллек­тивной природе человека, в общественном разделении труда и выте­кающем из этого сложном и противоречивом

взаимодействии инди­видов. Антропологические трактовки политики значительно обогащаются и дополняются ее конфликтно-консенсусными дефинициями. "Политическая теория, — пишет известный француз­ский политолог Морис Дюверже, — колеблется между двумя драма­тическими противостоящими интерпретациями политики. В соответ­ствии с одной политика является конфликтом, борьбой, в которой те, кто обладает властью, обеспечивают себе контроль над обществом и получение благ.

В соответствии с другой точкой зрения политика представляет из себя попытку осуществить правление порядка и справедливости < > означает обеспечение интеграции всех граждан в сообщество". Конфликтные дефиниции политики акцентируют внимание на противоречиях, которые лежат в основе политики, определяют ее динамику. С точки зрения таких противоречий политика рас­сматривается как деятельность по насильственному и мирному разре­шению конфликтов.

Хотя общую окраску политике придает конфликт, она обычно невозможна без определенного консенсуса, согласия ее участников, основанного на их общей заинтересованности в общест­венном порядке, на признании правомерности власти и необходи­мости подчинения закону и т.п. Особенно важна роль консенсуса, объединяющего политических субъектов фактора в демократическом государстве, где предотвра­щение и разрешение конфликтов осуществляется на базе признания подавляющим большинством граждан таких основополагающих ценностей, как свобода личности,

права человека, воля большинства, а также автономия и право на собственное мнение меньшинства. Как отмечает известный американский политолог С. Ф. Хантингтон, при полном отсутствии социальных конфликтов нет политики, а при полном отсутствии социального консенсуса, общественной гар­монии невозможны политические институты. Специфическую интерпретацию и развитие конфликтно-консенсусные трак­товки политики получили у видного

немецкого политолога Карла Шмитга. Нередко его концепцию поли­тики рассматривают как самостоятельное, оригинальное направление в понимании "политического". Согласно К. Шмитгу, политика не имеет собственной основы, субстрата. «"Политическое" способно черпать свою силу из различных областей общественной жизни, из религиозных, экономических, нравственных и других противоречий.

Оно характеризует не какую-то собственную, специфическую сферу жизнедеятельности, но только степень интенсивности объединения (ассоциации) или разъединения (диссоциации) людей, мотивы которых могут быть религиозными, национальными (в этническом или куль­турном смысле), экономическими или другими и в различные време­на вызывают различные соединения или разъединения». Политическое качество возникает в результате "уплотнения" общественных противоречий, их осознания

как отношений "друзей" — "врагов". Враг — это кто-то "чужой", представляющий угрозу данному субъекту или его интересам, друг же — это союзник, помощ­ник в достижении целей. К. Шмитг придает отношениям "друг — враг" конституирующее, создающее политику значение, оставляя в тени объективные основы политической дифференциации людей.

На наш взгляд, его концеп­ция хорошо объясняет субъективное переживание политики, ее эмо­циональную мотивацию. Однако отношения "друзья — враги" — это лишь один из важнейших аспектов политики, далеко не охваты­вающий всего ее содержания. Динамический, процессуальный характер политики раскрывают ее деятельностные определения. Они характеризуют политику как процесс подготовки, принятия и практической реализации обязательных для всего общества реше­ний.

Такая интерпретация политики позволяет проанализировать важнейшие стадии ее осуществления. К таким стадиям относятся: определение целей политики, принятие решений; организация масс и мобилизация ресурсов для реализации этих целей; регулирование политической деятельности; контроль за ней; анализ полученных результатов и определение новых целей политики. Деятельностная интерпретация политики широко используется, в частности, в теории политических решений.

Она применяется также в телеологических трактовках политики, рассматривающих ее как деятельность по эффективному достижению коллективных целей. Как писал патриарх американской социологии Т. Парсонс, политика представляет собой совокупность "способов организации определенных элементов тотальной системы в соответствии с одной из ее фундаментальных функций, а именно эффективного коллективного действия для достижения общих в телеологических дефинициях политики подчеркиваются два ее конституирующих

момента: коллективная природа деятельности (причем это деятельность крупных социальных групп: классов, на­ций, государств и т.п.) и сознательный, целенаправленный характер. В политике частные цели индивидов "вырастают" до общегосу­дарственных. Телеологические определения политики, как это видно из харак­теристики, данной Парсонсом, широко используются в рамках системного анализа общества.

С системной точки зрения политика является относительно самостоятельной системой, сложным соци­альным организмом, целостностью, отграниченной от окружающей среды — остальных областей общества — и находящейся с ней в не­прерывном взаимодействии. Политическая система заботится о само­сохранении и призвана удовлетворять целый ряд общественных пот­ребностей, важнейшая из которых интеграция общества. Системная интерпретация политики получила детальное обосно­вание и развитие в разнообразных теориях

политических систем, первыми и наиболее значительными из которых были концепции американских политологов Д. Истона и Г. Алмонда. Рассмотренные выше трактовки политики не исчерпывают всего многообразия ее определений, хотя и отражают важнейшие из них. Такое обилие научных характеристик объясняется прежде всего слож­ностью политики, богатством ее содержания, многообразием свойств и общественных функций. Обобщая различные дефиниции, можно определить политику как деятельность социальных групп и индивидов

по артикуляции (осознанию и представлению) своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для всего общест­ва решений, осуществляемых с помощью государственной власти. 2. Структура политики Политика существует в различных формах — в виде мышления, речи и поведения людей. Она имеет сложное строение. В научной литературе выделяются различные аспекты и составные части политики. Одно из наиболее широко распрост­раненных делений политики - разграничение в ней формы, содержания

и процесса (отношений). Форма политики — это ее организационная структура, институты (в том числе и система правовых и организационных норм), придаю­щие ей устойчивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей. Форма политики реально воплощается в государстве, партиях и группах интересов (ассоциациях и движениях), а также в законах, политических и правовых нормах. Содержание политики выражается в ее целях и ценностях, в проблемах, которые она решает, в мотивах и

механизмах принятия политических решений. В политическом процессе отражается сложный, многосубъ­ектный и конфликтный характер политической деятельности, ее проявление как отношений различных социальных групп, орга­низаций и индивидов. Форма, содержание и процесс не исчер­пывают строение политики. В качестве ее относительно самостоятельных элементов можно выделить 1) поли­тическое сознание, включающее внутренний мир, менталитет, цен­ностные ориентации и установки индивидов, а также политические взгляды

и теории; 2) нормативные идеи: программы и избирательные платформы политических партий, целевые установки групп инте­ресов, политико-правовые нормы; 3) институты власти и борьбы за нее; 4) отношения властвования — господства и подчинения, а также политической борьбы и сотрудничества. Если попытаться перечислить конкретные составные части политики, то в качестве таковых можно назвать политические взгляды, идеи, теории, программы, ценностные ориентации, уста­новки, стереотипы и т.п обычаи

и традиции, образцы поведения, общественное мнение, специфический политический язык, психо­логию людей, государство, партии, группы интересов и движения, законы, права человека и другие политические и политико-правовые нормы, отношения власти и по поводу власти, политических лидеров, элиты, группировки и т.д. Помимо составных частей и элементов в политике иногда выде­ляют три уровня ее существования. Первый, собственно полити­ческий, макроуровень, характеризует государство как целое, публич­ную принудительную

власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах. Второй, микроуровень, политики охватывает отдельные организации: партии, профсоюзы, корпорации, фирмы и т.п. Здесь, как и в государстве в целом, также обнаруживаются внутренние явления и процессы, свойственные большой политике: выдвижение и реализация коллективных целей, принятие решений, распределение должностей и благ, применение санкций, соперни­чество индивидов и групп за власть, конфликты интересов и т.д.

Третий, мегоуровень, политики относится к деятельности междуна­родных организаций: ООН, НАТО, ЕЭС и т.п. Первый из этих уровней занимает центральное место и характе­ризует суть политики. Второй же и третий уровни имеют подчинен­ное значение. 3. Функции политики С общегосударственным, макроуровнем, политики обычно связывают ее основ­ные функции в обществе. Они характеризуют важнейшие направ­ления воздействия политики на общество.

К ним относятся: поддержание и укрепление целостности общества как сложно дифференцированной социальной системы, обеспечение общест­венного порядка и организованности; разработка целей всего общества и составляющих его коллек­тивных субъектов, организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление; авторитарное, обязательное для всех распределение дефи­цитных ценностей и благ; предотвращение и регулирование групповых конфликтов; конституирование сложных социальных субъектов (комму­никационная функция).

Суть этой функции достаточно полно описывает английский политолог Р. Н. Берки: "Политика пред­полагает: выявление смысла существования общности; определение общих интересов всех субъектов политики, т.е. участников данной общности; выработку приемлемых для всех субъектов правил пове­дения; распределение функций и ролей между субъектами или выра­ботку правил, по которым субъекты самостоятельно распределяют роли и политические функции; наконец, создание общепонятных для

всех субъектов языка (вербального и символического), способного обеспечить эффективное взаимодействие и взаимопонимание между всеми участниками данного сообщества" ". Кроме этих, присущих в большей или меньшей степени любому обществу задач, политика выполняет и ряд специфических для определенных типов социальных систем функций. Это - поддержа­ние классового или социального господства; защита основопола­гающих прав человека; привлечение

граждан к управлению государственными и общественными делами; обеспечение соци­альной справедливости и общего блага и др. Достаточно детально вопрос о функциях политики разработан в системном анализе. Так, один из основоположников теории политических систем Г. Алмонд выделяет две основополагающие группы функций: функции "ввода" — воздействия общества на по­литику — и функции "вывода" — влияния политической системы на общество.

К функциям "ввода" относятся: политическая соци­ализация и привлечение граждан к участию в политике; артикуляция интересов; агрегирование интересов. К функциям "вывода" — разработка норм (законов); их применение; контроль за их соблю­дением. Многообразие функций политики свидетельствует о ее глубоком проникновении в общество, распространении на весьма различные социальные явления. Список литературы 1.

Пугачев В.П Соловьев А.И Введение в политологию: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. Заведений. – 2-е изд. – М.: Аспект Пресс, 1995. 2. Основы политической науки: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. Ч.2. М 1993.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.