2. Дидактический материал как средство активизации познавательной деятельности 2.1 Принцип наглядности обучения Это один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, использующийся с древнейших вре¬мен. Обоснование наглядности обучения педагогами прошлого На ранних стадиях развития человечества, когда обучение было непосредственно связано с трудовой деятельностью взрослого, дети не испытывали значительных затруднений, чтобы представить и понять то, чему их учили.
С появлением письменности и книг обучение стало более сложным и трудным. Возникает противоречие между личным опытом ребенка и общественным опытом, отражаемым в книгах. Опыт ребенка ограничен. Дети не могут понять, о чем говорится в книгах. Возникают сложные отношения чувственного и рационального при изучении материала» . Впервые в педагогике теоретическое обоснование принципа наглядности обучения дал
Ян Амос Коменский (XVII в.) В своем известном “золотом правиле” дидактики Коменский дал четкую формулировку принципа наглядности: все, что, возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое – для восприятия зрением; слышимое - слухом; запахи – обонянием; подлежащее вкусом – вкусу; допустимое осязанию – путем осязания. Если же какие-либо предметы или явления можно сразу воспринимать несколькими чувствами, – предоставить нескольким чувствам .
В основе сенсуалистической философии Коменский обосновывает необходимость более глубокой опоры на чувственное познание в процессе обучения. Наглядность в понимании Коменского становится решающим фактором усвоения учебного материала. Песталоцци видит в наглядности единственную основу всякого развития. Чувственное познание сводится к наглядности обучения.
Наглядность превращается в самоцель. Ж.Ж. Руссо вынес обучение непосредственно в природу. Поэтому наглядность обучения не приобретает самостоятельного и существенного значения. Ребенок находится в природе и непосредственно видит то, что должен узнать и изучить. К.Д. Ушинский дал глубокое психологическое обоснование наглядности начального обучения. Наглядные пособия являются средством для активизации мыслительной деятельности и формирования чувственного
образа. Именно чувственный образ, сформированный на основе наглядного пособия, является главным в обучении, а не само наглядное пособие. Л.В. Занков исследовал различные формы сочетания слова и наглядности в обучении . Современное обоснование наглядности обучения Закономерное обоснование данного принципа получе¬но сравнительно недавно. «В основе его лежат следующие строго зафиксированные научные закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью
к внеш¬ним раздражителям, у подавляющего большинства людей наи¬большей чувствительностью обладают органы зрения; про¬пускная способность каналов связи от рецепторов к цен¬тральной нервной системе различная: оптического канала связи — 1,6 х юб бит/сек, акустического — 0,32 х Ю6 бит/ сек„ тактильного — 0,13 * ю6 бит/сек, это означает, что органы зрения «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы; информация,
поступающая в мозг из органов зрения (по оптическому каналу), не требует значи¬тельного перекодирования, она запечатлевается в памяти человека легко, быстро и прочно. Суть принципа наглядности заключается в том, что чувственные образы представления детей об окружающем мире являются необходимыми компонентами всякого обучения. Надо вести мышление детей от конкретного к абстрактному .
Наглядность в педагогике. «Наглядность в современной теории и практике обучения можно понимать двояко:  процесс чувственного отражения в обучении;  изучение учебного материала на основе наглядных пособий» . Психологи о наглядности. Наглядность - свойство, особенность психических образов этих объектов. Наглядность - показатель простоты и понятности для данного человека того психического образа, который
он создает в процессе восприятия, памяти, мышления и воображения. Одной из сторон организации чувственного познания являются наглядные пособия. Наглядный материал служит как бы внешней опорой внутренних действий, совершаемых ребенком под руководством учителя в процессе овладения знаниями. Наглядность в обучении - это совокупность материальных, материализованных, идеальных действий, совершаемых как обучающим, так и обучаемым в ходе реализации дидактической цели
наглядного обучения. Существенные признаки наглядных пособий 1. Любое наглядное пособие представляет собой модель реальных процессов. 2. Наглядное пособие – это учебная модель. 3. Наглядное пособие – это средство познания. 4. Наглядные пособия на основе ощущений и восприятий формируют чув- ственный образ, представления, из которых на основе соответствующих заключений делается вывод.
Исходя из существенных признаков можно дать следующее определение: Наглядные пособия – это учебные материальные модели изучаемых предметов, явлений или их свойств с целью создания в познавательной деятельности ученика тенденций к представлению реальных предметов, явлений или их сторон в естественных условиях существования . Организация познавательной деятельности учащихся при использовании наглядных пособий включает два этапа
работы.  Анализ содержания самого наглядного пособия.  Создание тенденции в сознании ученика к переходу мысли от наглядного пособия к оригиналу, управление с этой точки зрения мыслительной деятельностью учащихся. Классификация наглядных пособий  Реальные предметы в искусственных условиях своего существования.  реальные предметы в неспецифичных для жизнедеятельности условиях  предметы,
исключенные из среды своего бытия;  Реальный предмет заменен его учебной моделью, а реальные условия жизни сохраняются;  В виде учебных моделей представлены и реальный предмет, и условия его существования;  Разные виды учебных моделей реального предмета с исключенными условиями его существования. Условия оптимального применения наглядных пособий Место и роль наглядного материала в процессе обучения определяется отношением деятельности учащегося
с наглядным материалом к той деятельности, которая составляет суть процесса обучения. Это отношение может быть трояким: 1) та и другая деятельность могут совпадать между собой, что обеспечивает прямую действенность наглядности; 2) первая деятельность может подготавливать вторую, и тогда требуется лишь правильно и четко выделить соответствующие этапы педагогического процесса; 3) та и другая деятельность могут не связаны между собой, в таком случае наглядный материал бесполезен,
а иногда может играть даже роль отвлекающего фактора . Практика обучения выработала большое количество пра¬вил, раскрывающих применение принципа наглядности. На¬помню некоторые из них. 1. Используйте, в обучении тот факт, что запоминание ряда предметов, представленных в натуре (на картинках или моделях), происходит лучше, легче и быстрее, чем запомина¬ние того же ряда, представленного в словесной форме, уст¬ной или письменной.
2. Помните — дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще: отсюда необходимость наглядного обу¬чения, которое строится не на отвлеченных понятиях и сло¬вах, а на конкретных образах, непосредственно воспринима¬емых ребенком. 3. Золотое правило учащихся: все, что только можно, пред¬ставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осяза¬нию — путем осязания.
4. Никогда не ограничивайтесь наглядностью — нагляд¬ность не цель, а средство обучения, развития мышления учащихся. 5. Обучая и воспитывая, не забывайте, что понятия и аб¬страктные положения доходят до сознания учащихся легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примера¬ми и образами; для раскрытия их необходимо использовать различные виды наглядности. 6. Следует использовать наглядность не только для иллюс¬трации, но и в качестве самостоятельного источника
знаний для создания проблемных ситуаций. Современная наглядность позволяет организовать эффективную поисковую и иссле¬довательскую работу учащихся. 7. Обучая и воспитывая, помните, что наглядные пособия способствуют образованию наиболее отчетливых и правиль¬ных представлений об изучаемых предметах и явлениях. 8. Следите за тем, чтобы наблюдения учащихся были сис¬тематизированы и поставлены в отношение причины и
след¬ствия независимо от порядка, в котором они наблюдались. 9. Применяя наглядные средства, рассматривайте их с учащимися сначала в целом, потом — главное и второсте¬пенное, а затем — снова в целом. 10. Используйте различные виды наглядности, но не ув¬лекайтесь чрезмерным количеством наглядных пособий: это рассеивает внимание учащихся и мешает воспринимать главное. 11. Используйте наглядность, активизируйте чувственный опыт учащихся, опора на ранее сложившиеся представления
конкретизирует и иллюстрирует изучаемые понятия. 12. Старайтесь сами изготовлять вместе с учащимися на¬глядные пособия: лучше всего то пособие, которое изготов¬лено самими учащимися. 13. Никогда не показывайте того, чего сами хорошо не знаете; старательно готовьте наглядность к применению. 14. Научно обоснованно применяйте современные сред¬ства наглядности: учебное телевидение, видеозапись, кодослайды, полиэкранную проекцию и др.; в совершенстве вла¬дейте техническими
средствами обучения, методикой их ис¬пользования. 15. Применяя наглядные средства, воспитывайте у уча¬щихся внимание, наблюдательность, культуру мышления, конструктивное творчество, интерес к учению. 16. Используйте наглядность как одно из средств связи с жизнью. 17. Помните, что в условиях кабинетной системы обуче¬ния возможности использования наглядности расширяются: это требует вдумчивого отношения к ней, внимательного планирования и тщательной дозировки.
18. С возрастом учащихся предметная наглядность долж¬на все более уступать место символической; при этом пред¬метом особой заботы учителя должна быть адекватность по¬нимания сущности явления и его наглядного представле¬ния. 19. Помните, что наглядность — сильнодействующее сред¬ство, которое при невнимательном или неумелом использо¬вании может увести учащихся от решения главной задачи, подменить цель ярким средством. 20. При чрезмерном увлечении наглядностью она стано¬вится препятствием на пути глубокого овладения
знаниями, тормозом развития абстрактного мышления, понимания сущ¬ности общих и всеобщих закономерностей. Итак, наглядные пособия - это источник знания; средство создания новых и воспроизведения старых чувственных образов. Наглядность активизирует восприятие учебного материала и развивает психические процессы. В следующей главе попытаемся рассмотреть методическое обеспечение учебных занятий в учреждениях образования. 2.2.Методическое обеспечение учебных занятий в школе
Методическое обеспечение - сложный процесс, включающий прогнозирование потребностей, разработку методической продукции и ее применение . Говоря о методическом обеспечении учебного занятия в учреждении образования, мы имеем ввиду, прежде всего оснащение средствами обучения деятельности педагога и обучаемых. В общеобразовательной школе вопрос обеспечения учебного процесса, в основном, решен. Учителя имеют возможность выбора специальной и методической литературы, учебников, наглядных пособий,
соответствующих системе обучения. Педагогу дополнительного образования решать проблему создания средств обучения приходится самостоятельно. Задача методической службы оказать педагогическим кадрам квалифицированную помощь. В каждом учреждении образования свои дидактические пособия и наглядные материалы, учебные и учебно-методические пособия, учебно-методические комплексы и учебные кабинеты. Сначала рассмотрим наглядные пособия, которые используются на занятиях в школах.
Наглядные пособия представляют собой плоские и объемные изображения предметов и явлений, специально создаваемые с целью обучения. Они разнообразны по назначению, содержанию, способам изображения, материалам и технологии изготовления. Различны и методы использования этих средств обучения. Наглядные пособия подразделяются на две основные группы: натуральные и изобразительные. Натуральные состоят из природных материалов и промышленных объектов.
К ним относят готовые изделия, образцы различных материалов, коллекции тканей, гербарии, чучела животных и др. Наглядными пособиями могут служить также инструменты и приспособления при изучении их устройства и принципов действия. К изобразительным относят наглядные пособия, представляющие предметы и явления средствами искусства и техники. Они классифицируются по следующим признакам. 1. По способам изображения:  образные, показывающие предметы и явления в реальном виде.
К ним относятся модели, муляжи, макеты и др.;  схематичные или условные, передающие в логической обработке самое главное и использующие условные графические знаки. К этой группе относят схемы, чертежи, таблицы; 2. По способам восприятия:  визуальные:  объемные, выполненные в 3 измерениях;  плоские (чертежи, схемы, фотографии, диапозитивы, диафильмы и др.);  аудиотивные
(пластинки, кассеты и др.);  аудиовизуальные (озвученные диапозитивы, видеофильмы, кинофрагменты). 3. По назначению:  иллюстрации - красочное изображение предмета, часто в увеличенном или уменьшенном виде;  инструкции - плакаты с изображением в определенной последовательности приемов выполнения различных видов работ.  таблицы с различными предупредительными или запрещающими положениями . Цели применения наглядных пособий различны.
Они могут служить источником знаний, объектом изучения, используются при контроле пройденного материала. На занятии допускается использование оптимального количества пособий. Их демонстрация проводится по мере надобности, после этого они должны сразу убираться. Педагогам необходимо помнить о том, что средства обучения должны соответствовать образовательной программе, возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, уровню развития детей. «Учебно-познавательная
деятельность учащихся в школе - необходимый этап подготовки молодого поколения к жизни. Это деятельность особого склада, хотя структурно и выражает единство с любой другой деятельностью. Учебно-познавательная деятельность - это направленность учебной деятельности на познавательный интерес. Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития школьника и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания.
Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности. Познавательная деятельность способствует подготовке образованных людей, отвечающих потребностям общества, решению задач научно-технического процесса, развитию духовных ценностей народа. Процесс познавательной деятельности требует значительной затраты умственных сил и напряжения, это удается далеко не каждому, поскольку подготовка к осуществлению интеллектуальных операций
не всегда достаточна. Поэтому проблему усвоения составляет не только овладение знаниями, но и процесс длительного (усвоения) устойчивого внимания, напряжения умственных сил, волевых усилий. В процессе учения, в своей учебно-познавательной деятельности школьник не может выступать только объектом. Учение всецело зависит от его деятельности, активной позиции, а учебная деятельность в целом, если она строится на основе межсубъектных отношений учителя и учащихся, всегда дает более плодотворные результаты.
Поэтому формирование деятельной позиции школьника в познании - главная задача всего учебного процесса. Решение её в значительной мере обусловлено познавательным интересом. Познавательная деятельность, вооружает знаниями, умениями, навыками; содействует воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств учащихся; развивает их познавательные силы, личностные образования, активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляет и реализует потенциальные возможности
учащихся; приобщает к поисковой и творческой деятельности. Процесс обучения определяется стремлением учителей активизировать учебную деятельность учащихся. Суть активизации учения школьника посредствам дидактического материала заключается не в обычной умственной активности и мыслительных операциях по решению стереотипных школьных задач, она состоит в активизации его мышления, путем создания проблемных ситуаций, в формировании познавательного интереса и моделирования
умственных процессов, адекватных творчеству. Активность учащегося в процессе обучения - волевое действие, деятельное состояние, которому свойственны глубокий интерес к учению, усиление инициативы и познавательной самостоятельности, напряжение умственных и физических сил для достижения поставленной в ходе обучения познавательной цели. Сущность активной учебно-познавательной деятельности определяется компонентами: интерес к учению; инициативность; познавательная деятельность.
Отмеченные особенности активизации учебной деятельности младших классов позволяют указать её основные направления, учитывающие особую роль интереса. В организации активной учебной деятельности младших школьников целесообразно выделить соответствующее направление как самостоятельное. Другие направления определяются как условия реализации нескольких компонентов активной учебной деятельности учащихся. Эта связь представлена следующей методической схемой» .
Схема носит условный характер, потому что в ней не учитываются некоторые связи между элементами схемы. Однако её использование наглядно представляет своеобразие связи направлений активизации познавательной деятельности младших школьников и направлений совершенствования, как методов обучения, так и методической системы в целом. Эта схема оказывается полезной при разработке отдельных приемов работы учителя по реализации каждого из направлений активизации учебно-познавательного процесса.
При этом приведенные общие направления совершенствования методов обучения помогают свести эти приемы в систему методических рекомендации, основанных на комплексном улучшении содержания, методов форм и средств обучения. Учебно-познавательная деятельность является ведущей в процессе обучения. Разработка данной педагогической проблемы имеет длительную историю, начиная с учений античности и кончая современными психолого-педагогическими исследованиями.
Было установлено, что эффективность усвоения учебного материала во многом зависит от познавательного интереса учащихся. Поэтому учет познавательных интересов в учебно-познавательной деятельности позволяет оптимизировать весь учебно-познавательный процесс как целенаправленно организованную деятельность по присвоению учащимся социально значимых ценностей, выработанных человечеством. Решение той или иной проблемы на уроке способствует формированию мотива деятельности, учащихся, активизации
их познавательной деятельности. Можно давать весь материал в готовом виде: познакомить с правилами, привести примеры, но можно пойти другим путем: дать ученикам возможность увидеть закономерность. Чтобы достичь этого, необходимо научить детей понимать, с какой целью они выполняют то или иное задание и каких результатов сумели добиться. Принцип значимости учебной деятельности для ребенка имеет важное значение. Именно использование дидактических материалов, наглядности, проблемных ситуаций на уроке позволяет
ученику почувствовать эту значимость. Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, и это в свою очередь способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде. Ребенку трудно объяснить, для чего необходима самостоятельная деятельность на уроке, ведь не всегда результат этой деятельности положительный. И опять на помощь придет проблемная, ситуация и работа с дидактическим материалом, которая внесет интерес
в самостоятельную деятельность учащихся и будет постоянным активизирующим фактором. Но, занимаясь самостоятельной деятельностью на уроке, ученики не отправляются в «самостоятельное плавание». Учитель ненавязчиво корректирует их деятельность, чтобы не нарушался принцип научности при получении знаний. Очень часто при постановке задачи перед учениками, учитель спрашивает, знают ли они что-нибудь в этой области и смогут ли решить поставленную задачу самостоятельно.
Даже если ученики однозначно отказываются от принятия самостоятельных решений, учитель должен постараться путем логических вопросов подвести учащихся к выводу, не давая готовых знаний сразу. Проблемная учебная ситуация и использование дидактического материала позволяют решить задачи учебной деятельности, в которой органично включен ученик как субъект деятельности. Активность работы обусловлена противоречием между настоятельной необходимостью введения творческих,
продуктивных приемов обучения и недостаточной неразработанностью методики их использования в начальной школе. Методической службе для решения обозначенной проблемы необходим
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Экзистенциализм 2 |
Реферат | Экология и будущее жизни на Земле |
Реферат | Экзистенциализм М.Бубера |
Реферат | Эклектика и схоластика |
Реферат | Эрих Фромм и его философия любви |
Реферат | Эрос как страсть |
Реферат | Элементы методологии научного исследования |
Реферат | Предпосылки развала СССР |
Реферат | Экзистенциальный гуманизм Камю А Сартра ЖП Хайдеггера М |
Реферат | Экзистенциализм 7 |
Реферат | Экономическая философия |
Реферат | Экзистенциальная свобода |
Реферат | Место психологии в системе профессий |
Реферат | Этическое учение Сократа |
Реферат | Мария Аланская |