Реферат по предмету "Философия"


Эклектика и схоластика

ЭКЛЕКТИКА И СХОЛАСТИКА
Эклектика – соединениеразличных, иногда противоположных философских взглядов, теоретических посылок,ценностных суждений и т. п. Как методологический прием, заключающийся вбессистемном сборе и сочетании различных сведений и знаний, эклектика использоваласьв позднегреческой философии, схоластике и в некоторыхдискуссиях нового времени. Эклектика характеризуется неумением выделять главные,ведущие закономерности, объясняющие процессы развития в природном и социальноммире,
Длительный исторический период, начавшийся с укрепления христианст­ва (II в.) и продолжавшийсявплоть до конца восточной Римской империи (Византии), отмеченного взятиемКонстантинополя турками в 1453г., называ­ется средневековьем. Главные идеи этого времени – это идеи теологические,касавшиеся того как понимать Бога, Троицу, творение и пр. Философия была«служанкой богословия», в чем философы Нового времени, а зачастую исовременности, усматривали её приниженный статус. Самостоятельного философствованияв ту пору не существовало.
Философия этого периода была тесно сопряжена с теологией, проблематика же основывалась на бытийном отношении«Бог-человек». Как и теолог, философ строил свои системы, обращаясь изначальнок Божественному смыслу бытия. Однако при этом у философии были свои, отличныеот религии функции, обусловленные основным её свойством – сомнением и свойствамиразума, призванного эти сомнения побеждать и причащаться высшей истине.
Главная отличительная особенность схоластики состоит в том, что онасознательно рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии, как«служанку теологии».
В средние века природа перестает быть важнейшим предметом познания, какэто было в античности; основное внимание теперь сосредоточивается на познанииБога и человеческой души.
Центральное место в средневековой схоластике занимал спор об универсалиях. Этим термином обозначалинаиболее общие понятия в философии средневековья. Спор шел о том, являются лиэти понятия вторичными, т.е. продуктом деятельности мышления, или же онипервичны, реальны, существуют самостоятельно. В споре сложились два основныхнаправления – реализм и номинализм. Под реализмом подразумевалось учение,согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, илиуниверсалии, а не единичные предметы. Универсалии существуют до вещей,представляя собой мысли, идеи в Божественном разуме. Согласно же номиналистам,общие понятия – только имена; они не обладают никаким самостоятельнымсуществованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом путемабстрагирования признаков.
В средневековой философии проводится различение бытия, или существования(экзистенции), и сущности (эссенции). У всехсредневековых философов познание каждой вещи сводиться к ответу на четыревопроса: 1. Есть ли вещь? 2. Что она такое? 3. какова она? 4. Почему (или длячего) она есть? Первый вопрос требует установит существование, а второй ипоследующие – сущность вещи.
Средневековую философию условно можно разделить на следующие периоды: 1) патристика (II-VI вв.); 2) схоластика(XI-XIV вв.). В каждом из этих периодовобычно различают «рационалистическую» и «мистическую» линии. Однако стоитподчеркнуть, что разум был мистически ориентирован, а мистика рациональноорганизована. Обе эти линии вплоть до XIII в., когда произошел разрыв разума и веры, были нераздельны.
Период схоластики (на ранней стадии) совпадает с появлением средыгородских интеллектуалов, что вызвало необходимость не только религиозного, нои светского образования. Это в свою очередь обусловило:
1.     
2.     
3.     
Полагают, что схоластика формировалась в течение V-X вв. В IX-X вв. предшественникамисхоластики называют Иоанна Дамаскина и ИоаннаСкота Эриугену, поскольку они представилисистематизацию и философское обоснование теологии. В таком случае понятиесхоластики оказывается тождественным понятию философии.
Однако есть основания полагать, что схоластика началась с появлениятеологии как школьной (т.е.схоластической) дисциплины.
В схоластикепринято выделять 4-е фазы: VI-IX, X-XII, XIIIи XIV вв.
Первая фаза схоластикиоткрывается трудами Боэция и заканчивается произведениями Эриугены.Северина Боэция часто называют учителем средневековья,он перевел на латинский язык логические работы Аристотеля, написал учебник поарифметике, геометрии, астрономии, музыке. Согласно Боэцию, бытие(существование) и сущность – это вовсе не одно и то же; только в Боге, которыйесть простая субстанция, бытие и сущность совпадают. Что же касаетсясотворенных вещей, то они не просты, а сложны, и это прежде всего выражается втом, что их бытие и сущность не тождественны. Чтобы та или иная сущностьполучила существование, она должна стать причастной к бытию или, проще говоря,должна быть сотворена божественной волей.
Сущность вещи выражается в её определении, в понятии этой вещи, котороемы постигаем разумом. О существовании же вещи мы узнаем из опыта, т.е. изпрямого контакта с вещами, так как существование возникает не из разума, а изконтакта всемогущей воли творца, а потому и не входит в понятие вещи.
Скот Эриугенапредпринял неудачную попытку вывести из философии теологию. Он считал, чточеловек состоит из духа, души и тела. Дух не принадлежит самому человеку, онкак бы даруется ему Богом и всегда устремлен к добру и истине. Душа выбираетмежду добром и злом. По природе душа должна повиноваться духу, а тело – душе.Нов силу двойственности души низшая её часть нередко берет верх над высшей,побуждая человека следовать влечениям и страстям. Таким образом зло исходит неот Бога и не от самой природы, не от тела, оно исходит от человека, а точнее –от злоупотребления свободой, этим божественным даром.
Вторая фаза схоластики отмеченаталантами Ансельма Кентерберийского иПьера Абеляра. Ансельм защищалонтологическое существование Бога. У каждого человека есть представление онаисовершеннейшем существе. Следовательно, Бог существует. Ошибка Ансельма заключаласьв отождествлении наисовершеннейшего существа именно с Богом. Центральное местов учении Ансельма занимает вопрос о воле. Добрая воля дана человеку Богом, онаявляется предпосылкой свободной воли. Важно не допускать отклонение свободнойволи от  доброй.
Абеляра часто называют лучшим методологом XIIв. Оннастаивал на тщательном выяснения значения слов. Анализ достигает точности лишьтогда, когда выясняет отношение между словами и вещами. В этой связи Абеляр,возражая реалистам и номиналистам, развивает концептуализм. Анализ Абеляра –подступ к научному анализу.
Третья фаза схоластики считаетсяеё золотым веком, она развивалась под тенью аристотелизма. Символом третьейфазы схоластики считается Фома Аквинский.У Фомы высшее начало есть само бытие. Под бытием Фома понимает христианскогоБога, сотворившего мир. Различая бытие и сущность, Фрматем не менее не противопоставляет их, а подчеркивает их общий корень. Сущности,или субстанции, обладают, согласно Фоме, самостоятельным бытием. Фома делаетакцент на существовании. Он полагает, что в Боге существование совпадает ссущностью, т.е. он существует необходимо. Мирское же не необходимо, а случайно.В философском отношении ход мысли Фомы интересен выделением и вынесением напервый план проблемы существования. Пройдут века и появятся философские системы(экзистенциализм и фундаментализм), в которых размышления начинаются с проблемысуществования.
Следуя Аристотелю, Фома рассматривает разум как высшее среди человеческихспособностей, видя и в самой воле прежде всего её разумное определение, каковымон считает различать добро и зло. Как и Аристотель, Фома видит в волепрактический разум, т.е. разум, направленный на действие, а не на познание,руководящий нашими поступками, нашим жизненным поведением. Начиная с Бога,который есть чистый акт бытия, и кончая малейшей из сотворенных сущностей,каждое сущее обладает относительной самостоятельность, которая уменьшается помере движения вниз, т.е. по мере убывания бытия существ, располагающихся наиерархической лестнице.
Учение Фомы пользовалось большим влиянием в средние века, римская церковьофициально признала его. Это учение возрождается и в XX в. Под названием неотомизма – одногоиз наиболее значительных течений католической философии на Западе.
Четвертая фаза схоластикиотмечена трудами Уильяма Оккама. Онотстаивал мнение о том, что реально существуют только единичные вещи,существующие только в уме и обозначающие группы объективно сходных между собойвещей. Любая наука имеет дело со знаками и единичными вещами. Естественноепознание не идет дальше знаков. Симпатии Оккама явно находятся на сторонефилософии и науки. Теологию он не отрицает, но характеризует её не без явногоскепсиса.
Даже резкокритиковавшие схоластику мыслители нового времени вплоть до эпохи Просвещения инемецкого классического идеализма вынуждены были широко пользоватьсясхоластической лексикой. Гуманисты Возрождения и особенно философы Просвещенияв борьбе со средневековыми традициями выступили против схоластики, подчёркиваявсё мёртвое в ней и превратив само слово «Схоластика» в понятие бесплодного ибессодержательного умствования. Схоластика не способствовала развитиюестественных наук, однако её структура оказалась благоприятной для таких,например, областей знания, как логика; достижения схоластов в этой сферепредвосхищают современную постановку многих вопросов, в частности математическойлогики.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.