Реферат по предмету "Менеджмент"


Стратегия предприятий зрелых отраслей на примере ОАО "Саратовстройстекло"

Министерство образования Российской Федерации Саратовский Государственный Технический Университет Институт Бизнеса и Делового Администрирования Кафедра ММЛ Статья на тему Стратегия предприятий зрелых отраслей на примере ОАО Саратовстройстекло Подготовила студентка группы МНЖ-41


Картушина Татьяна Николаевна Саратов-2003 Чрезвычайно быстрые изменения деловой среды российских предприятий, связанные с развитием конкуренции, информационных технологий, глобализацией бизнеса и многими другими факторами, обусловливают возрастание важности стратегического менеджмента. Стратегический менеджмент, как деятельность, обеспечивает реализацию целей организации в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды, позволяет оптимально использовать существующий потенциал и оставаться


восприимчивым к внешним требованиям. Поэтому любое предприятие в любой отрасли в настоящее время, если оно хочет успешно конкурировать на современном рынке и получать прибыль, должно применять систему управления, основанную на принципе стратегического менеджмента. Отрасль, как и товар, имеет свой жизненный цикл, в котором выделяются стадии зарождения отрасли, ее роста, зрелости и спада. Исходя из модели жизненного цикла, все отрасли можно разделить на три группы


инновационные, зрелые и отрасли, переживающие спад. Предприятия в этих отраслях имеют схожие стратегии, несмотря на то, что могут производить совершенно разные товары. В данной статье речь пойдет о стратегии предприятия зрелой отрасли. На стадии зрелости находятся очень разные отрасли транспорт, машиностроение, строительство, стекольная промышленность. Характеристики зрелых отраслей представлены на рис.1


Основные Отраслевая Конкуренция условия структура В данной статье стратегии предприятия зрелой отрасли рассмотрены на примере ОАО Саратовстройстеклo, которое является одним из крупнейших стекольных предприятий не только в России, но и в масштабах всей Европы с уставным капиталом 191418480 рублей и численностью работающих около 5000 человек. В 1958 году здесь выпущена первая продукция, и с тех пор началось динамичное развитие предприятия. На заводе были смонтированы и введены в эксплуатацию технологические комплексы


по производству различных видов стекла полированного, закаленного, теплопоглощающего, а также стеклопакетов, зеркал, освоено производство сортовой посуды из хрусталя, светильников с хрустальными элементами, огнеупорных изделий. В 70-е годы в результате коренной реконструкции был введен в действие комплекс по производству термически полированного стекла по флоат-технологии, известной во всем мире высоким качеством и производительностью. ОАО Саратовстройстекло было создано в 1993 году путем преобразования в акционерное общество открытого


типа Саратовского завода технического стекла свидетельство о регистрации 1471 серия АГ, выдано администрацией г. Саратова.Акционерным обществом выпущено в обращение 2900280 обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 66 рублей каждая. В настоящее время на предприятии выпускается 8 наименований основных видов продукции листовое стекло, закаленное стекло, многослойное пуленепробиваемое стекло, автомобильное стекло, шамотные огнеупорные


изделия, зеркала, светильники, посуда и декоративные изделия из хрусталя. На данный момент перед предприятием стоит проблема, связанная с тем, что отрасль стекольной промышленности находится сейчас в стадии зрелости, то есть темпы роста рынка уменьшаются, конкуренция возрастает, а прибыльность падает. М. Портер, Томпсон А.А. и Стрикленд А. Дж. практически сходно отмечают следующие особенности зрелых отраслей, каждая из которых актуальна


и для предприятия ОАО Саратовстройстекло 1. Замедление роста отрасли означает обострение конкуренции предприятий за долю рынка действительно, сейчас конкурентная борьба между основными российскими производителями стекла, в т.ч. и ОАО Саратовстройстекло, и предприятиями из стран ближнего и дальнего зарубежья ужесточилась из-за ежегодного снижения емкости рынка в среднем на 5,4. Конкуренция между российскими предприятиями в основном ценовая, и


ОАО Саратовстройстекло находиться не в самом лучшем положении из-за уровня транспортных и производственных издержек, а также налоговой политики области. 2. Саратовстройстекло имеет ряд постоянных клиентов, как в России региональные отделы продаж листового стекла, так и за рубежом PEAR GROUP LIMITED-Турция- 37,1 экпорта, Алжир-15,


Болгария-12,5 соответственно . 3. Большой акцент в конкуренции придается уровню издержек и сервиса обслуживания покупателя так как предприятия стекольной промышленности по крайней мере в России предлагают стекло приблизительно одинакового качества, которое устраивает потребителя, то на первый план выходит уровень издержек предприятия, от которых напрямую зависит конечная цена продукции. Как уже было сказано выше, ОАО Саратовстройстекло находиться не в самом лучшем положении по уровню


издержек на непосредственное производство по сравнению с основными конкурентами, что видно из следующих таблиц Таблица 1 Отпускная цена с НДС за 1 кв.м. по маркамМ1М2М4ОАО Саратовстройстекло3,0110,66108,64100,32О АО Борский стекольный завод3,0107,2810598,76ОАО Салаватстекло3,09082,878ОАО Гомельстекло3,091,4085,8077,70


Таблица 2 Тариф для ОАО Борский стекольный завод, руб. Тариф для ОАО Салаватстекло, руб.Электроэнергия, тыс.кВтч435,0236,0255,0Природный газ, тыс.куб.м.359,0359,0359,0Хозпитьев. вода, куб.м.2,61,01,4Промвода, куб.м.1,21,00,1 Также влияние на стоимость продукции оказывают транспортные издержки на доставку сырья, которые приведены в следующей таблице


Таблица 3 Влияние стоимости транспортной составляющей на доставку сырья данные приведены по объемам перевозок ОАО Саратовстройстекло ПоказательОАО СаратовстройстеклоОАО Борский стекольный заводОАО СалаватстеклоСодаПесокДоломитСодаПесокДо ломитСодаПесокДоломитРасстояние, км Жд тариф, руб Потребность, вагоны Ситуация осложняется еще и удаленностью ОАО Саратовстройстекло от основных привлекательных и денежных рынков стекла, представленных регионами


Москвы и Санкт-Петербурга, и как следствие, высокой долей транспортных расходов в продажной цене, что делает продукцию завода практически неконкурентоспособной на этих рынках по ценовому фактору. Так саратовское стекло на основных рынках обходится покупателю дороже продукции основных конкурентов рис.2 4. Предприятия сталкиваются с проблемой предела при наращивании производственных мощностей в настоящий момент низкие темпы роста стекольной отрасли объясняются насыщенностью российского рынка сходной по


качеству продукцией, продукцией, которая соответствует стандартам, используемым в России для определения качества листового стекла. Согласно российским стандартам качества ГОСТ 111-90 листовое стекло разделяется по следующим маркам Таблица 4 Марки стекла и область их применения. Марка стеклаТолщина стекла, ммУсловное наименованиеРекомендуемая область примененияМ12,0-6,0Зеркальное улучшенноеИзготовление высококачественных зеркал, ветровых стекол


легковых автомобилейМ22,0-6,0ЗеркальноеИзготовлен ие зеркал массового применения, безопасных стекол средств транспортаМ42,0-6,0Оконное полированноеВысококачественное остекление светопрозрачных конструкций, изготовление изделий для мебели, безопасных стекол средств транспортаМ76,5-12,0Витринное полированноеВысококачественное остекление витрин, витражей В тоже время за рубежом по отношению к листовому стеклу применяется единый стандарт float-glass, который соответствует российскому стеклу марки


М1. Исходя из всего вышесказанного, наращивать мощности следует по производству высококачественного листового стекла на ОАО Саратовстройстекло в данный момент идет холодный ремонт линии ЛТФ-1, что позволит увеличить в процентном отношении выпуск стекла качества М1, а объем выпуска возрастет на 40, также необходимо следить за наращиванием мощностей конкурентов. 5. Становится все труднее совершенствовать продукцию и находить ей новые применения у конечного потребителя


действительно, стекольная промышленность как таковая существует достаточно давно, и придумать новый способ применения стекла несколько затруднительно. 6. Нарастает международная конкуренция среди крупных зарубежных конкурентов можно выделить Концерн Сен-Гобен Франция годовой оборот 58,9 млрд. франц. Франков численность занятых 84,7 тыс. чел. занимает 1-ое место в


Европе по производству флоат стекла, имея 16 заводов, производящих этот продукт 3 завода в ФРГ, 4 завода в Бельгии, 1 в Голландии, 2 в Испании, 1 в Дании, 1 в Швеции среди них компания Велга - второй по величине производитель флоат-стекла в ФРГ. Концерн экспортирует свою продукцию в ФРГ, Швейцарию, Австрию, Италию и другие европейские страны. Концерн


Пинкингтон Великобритания второй по величине производитель флоат- и рефлекторного стекла оборот 2,9 млрд.ф.ст прибыль 2,9 млрд.ф.ст. имеет 16 заводов по производству флоат-стекла на рынке Великобритании, контролирует компанию Флахгласс - первого по величине продуцента флоат-стекла ФРГ. Концерн Главербель Бельгия оборот 25,8 млрд.бел.фр численность занятых 6,2 тыс. человек контролируется японской компанией Асахи Гласс, является третьим по величине продуцентом флоат- и рефлекторного стекла


на европейском рынке, экспортирует свою продукцию в ФРГ, Скандинавию, Восточную Европу. На восточном рынке потенциальными конкурентами ОАО Саратовстройстекло являются Компания Хангария Флоат Гласс Ко совместное предприятие крупнейшей стекольной компании Хангариан Гласс Уоркс контролирует все заводы в Венгрии, производящие флоат-стекло и американской компании


Гардиан. Ее мощность составит предположительно 64,7 млн.кв.м флоат-стекла, что позволит Венгрии полностью отказаться от импорта этого вида продукции и начать экспортировать 45 производства в западноевропейские страны через сбытовую сеть компании Гардиан. Компания Шкло Юнион Чехословакия крупнейший в Чехословакии продуцент и экспортер флоат-стекла на восточноевропейский рынок 9 предприятий,


9,5 тыс. занятых. 40 ее акций будет принадлежать концерну Главебель, который взял на себя финансирование модернизации производства компаний. Компания ХСО Сандомеж Польша ведущий в стране продуцент листового стекла. В скором будущем предполагается создание в Польше совместного предприятия с компанией Пилкинтон. Его мощность оценивается приблизительно в 4,7 млн. кв.м.


Это позволит полностью удовлетворить растущий спрос на стекольную продукцию на внутреннем рынке страны. Увеличение объемов продаж стекла зарубежными производителями вызвано низкой ввозной пошлиной на уровне 18, а также приближенностью этих производителей к приграничным рынкам России, этих производителей к приграничным рынкам России, в частности ОАО Гомельстекло Республика Беларусь кЦентральному, заводПролетарийУкраина,г.


Лисичанск к Южному, производители стекла Китая к Западно-Сибирскому и Дальневосточному регионам. 7. Прибыльность отрасли либо снижается время от времени, либо падает постоянно медленный рост, обостряющаяся конкуренция, более требовательные потребители и периоды недогрузки производственных мощностей оказывают давление на прибыльность стекольной отрасли. ОАО Саратовстройстекло является предприятием с диверсифицированными видами деятельности, и благодаря


этому, ему удается неплохо справляться с данным затруднением. 8. Обостряющаяся конкуренция, сопровождающаяся многочисленными слияниями и поглощениями среди бывших конкурентов, выдавливает слабейшие компании из отрасли и, вообще говоря, ведет к консолидации отрасли. Рисунок, приведенный ниже, наглядно демонстрирует передел рынка листового стекла между ОАО Саратовстройстекло, его основными российскими конкурентами


ОАО Борский стекольный завод и ОАО Салаватстекло и производителями стекла из стран ближнего и дальнего зарубежья за счет вытеснения с рынка мелких и средних российских производителей рис.3 Дилеммой предприятий зрелых отраслей является выбор среди базовых стратегий низких издержек, дифференциации продукции или фокусирования. Однако дифференциация в зрелых отраслях, где товары стандартизированы и их можно легко скопировать, может быть затруднена.


А выигрыш за счет внедрения продуктовых или производственных новшеств может быть краткосрочным. Оживить развитие зрелых отраслей можно с помощью внедрения новшеств или использования новых стратегий рис.4 Соответственно для ОАО Саратовстройстекло данный рисунок может быть модернизирован следующим образом рис.5 Подводя итоги статьи, можно сделать вывод, что ОАО Саратовстройстекло имеет основное конкурентное преимущество зрелой отрасли преимущество в издержках


стратегия низких издержек, в основе которого лежит экономия на масштабе производства и высокая эффективность производства. Как базовую стратегию предприятие избрало стратегию низких издержек, для чего пошло на сознательную перестройку линии ЛТФ-1 45 производство. Перестройка включает в себя полную остановку производственного процесса, разборку печи и демонтаж конвейера. Это первый подобный крупный ремонт на данной линии.


Все производственное оборудование будет заменено на новейшее современное оборудование итальянской компании Боттеро хотя существует определенная опасность того, что не удастся наладить производственный процесс выплавки стекла, как это собственно случилось на ОАО Салаватстекло . К сожалению, остановка 45 производства привела к определенным потерям прибыли, т.к. оно давало 40 всего объема продукции завода и порядка 90 экспортных заказов.


Однако при удачно проведенном ремонте качество продукции повысится до стандарта float-glass, а также мощность данной производственной линии вырастет на 40, что позволит увеличить экспортные поставки, расширить географию продаж и компенсировать издержки на ремонт.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.