Реферат по предмету "Русская литература"


Южные поэмы Пушкина

Южные поэмы Пушкина. Содержание Введение. 1. Биографический период 1820-1824 г.г 2. Характеристика творчества в период южной ссылки. 5 Заключение. 15 Литература 16 Введение. Пушкин Александр Сергеевич (26 мая (6 июня) 1799, Москва— 29 января (10 февраля) 1837, Санкт-Петербург), русский поэт, драматург и прозаик, реформатор русского литературного языка.


Член Российской академии (1833). Родился в семье небогатого дворянина, потомка старинного боярского рода. Мать Пушкина — Надежда Осиповна (1775—1836), внучка Ганнибала, военного деятеля петровской эпохи; отец — Сергей Львович (1767—1848), светский острослов и поэт-любитель, дядя по отцу, Василий Львович Пушкин (1766—1830), был известным поэтом круга


Карамзина. Имел так же старшую сестру Ольгу (в замужестве Павлищеву) и младшего брата Льва Пушкина, который был его литературным секретарем. Значение творчества и масштабы гения Пушкина ставят его в ряд величайших, исключительных явлений мировой культуры. Язык Пушкина, сочетающий книжные нормы с живыми разговорными, остаётся до сих пор основой русского литературного языка. Произведения Пушкина переведены почти на все языки мира.


Южная ссылка - период расцвета романтизма Пушкина, сильнее всего проявившегося в созданных здесь поэмах, которые прочно утвердили за ним славу первого русского поэта благодаря яркости и новизне характеров и красок, виртуозному мастерству, созвучности умонастроениям передовых общественных и литературных кругов. 1. Биографический период 1820-1824 г.г Пушкину грозила "исправительная" ссылка в Сибирь или в Соловецкий монастырь. Это означало бы полную изоляцию от общества, от литературы, суровые


условия жизни, строгий надзор. Но поэт сам явился к столичному генерал-губернатору графу М. А. Милорадовичу и добровольно "выдал" тексты запрещенных стихотворений. Благодаря этому (а также заступничеству Карамзина) весной 1820 г. он отбыл в "мягкую", "воспитательную", ссылку на юг, под начало добросердечного генерала И. Н. Инзова. Поэта лишили права появляться в столицах, в крупных городах, обязали выполнять служебные


поручения, зато он сохранил личную свободу, возможность творить, наслаждаться приятным тёплым климатом. Но с каждым годом ссыльный Пушкин всё болезненней, всё острее переживал оторванность от друзей, от столичной жизни, от литературной среды. В апреле 1823 года он с тоской писал Петру Андреевичу Вяземскому: "Мои надежды не сбылись: мне нынешний год нельзя будет приехать ни в Москву, ни в Петербург". До 1822 года Пушкин хотя бы чувствовал себя "своим" среди


враждебной правительству молодёжи; по пути в ссылку он гостил в киевском имении Каменка у будущих декабристов, вёл смелые разговоры с кишинёвцами. Не будучи членом тайных обществ, Пушкин на юге поддерживал дружеские отношения с их вождями и активными сотрудниками, переписывался с членами Северного общества (прежде всего с К. Ф. Рылеевым). С 1823 года в его письмах с ними, начинается разлад.


Для поэтов-декабристов литература была средством достижения нравственных и политических целей - очень важным, но всё-таки средством. Для Пушкина она всегда оставалась таинственной областью "вдохновенья, звуков сладких и молитв". И чем дальше, тем дальше поэт опасался их культурного диктата, их чересчур практичному отношению к искусству, их желанию поставить лиру на службу "общему делу", превратить литературу, как он иронично выразился в одном из писем к


Рылееву, в "республике словесности". Отчуждение постепенно нарастало. Кроме того, в середине 1823 года Пушкина перевели в Одессу, в распоряжение к куда более сурового в отношении с подчинёнными начальника - генерала Воронцова. (Воронцов отправил Пушкина обследовать местности пострадавшие от саранчи; оскорбившись, поэт представил "отчёт": "Саранча летала, летала, села и всё съела").


С трудом перенося провинциальную скуку, Пушкин то обдумывал планы побега за границу, то перебраться в среднюю полосу Росси. В августе 1824 года его переведут на жительство в фамильное имение Михайловское недалеко от Пскова, под надзор полиции. (Содействовать властям поэта согласился отец поэта, что окончательно испортит их отношения.) Но душевное смятение, страдание, тоска преобразовались в лирическую гармонию - и в поэзии Пушкин словно переживал ещё одну, несравненно более свободную и гармоничную жизнь.


2. Характеристика творчества в период южной ссылки. На юге зазвучал в полную силу его лирический голос. Именно по пути в ссылку, летом 1820 года, были созданы романтические элегии "Погасло дневное светило " и "Редеет облаков летучая толпа ". Последнее стихотворение не поддается однозначному истолкованию.


Но поэт и не стремится к ясности, его стихи должны быть чуть-чуть туманными, как сам пейзаж в туманных сумерках. Торжественные образы ночного море и предзакатных гор, утраченная любовь, трепетная интонация, недоговоренность - всё это "приметы" романтизма, во власти которого пребывал тогда Пушкин. Стихи, созданные на юге, постепенно складывались в один поэтический сюжет. Они превращались в лирический роман, повествующий о поэте, изгнанном властью на окраину империи, не


раз обманутом "молодыми ветреницами", но не изменившем главной своей любви внутренней свободы. Власть не может отнять у него внутреннюю свободу. Чересчур серьёзные друзья-декабристы не могут поколебать его творческую веру в собственное предназначение. Единственное, что выше сил Пушкина это "даровать свободу" своим творениям - далеко не все они из-за цензуры появятся в печати, по крайней мере, в неискажённом виде.


Возможно в стихотворении "Птичка" (1823) поэт говорит и об этом. В лирике этих лет переплетаются разные мотивы. Пушкин говорит о "демоническом" разочаровании в жизни. Пушкин пишет о свободе и о неволе, царящей вокруг, об утраченной любви, что одновременно разрывает сердце поэта и сулит ему блаженство воспоминаний. И о верной дружбе, которая сквозь пространство и время соединяет разлученных друзей, сводит их в тайный круг ("


Друзьям": "Вчера был день разлуки шумной ", 1822 год). 3. Южные поэмы. В пушкинском творчестве поэмы занимают самое большое место наряду с лирикой. Пушкиным написано двенадцать поэм (одна из них — «Тазит» — осталась неоконченной), и еще более двенадцати сохранилось в набросках, планах, начальных строках. С 1820 г. Пушкин включается в этот ряд, создавая одну за другой свои романтические поэмы, серьезные


и глубокие по содержанию, современные по проблематике и высокопоэтические по форме. С этими поэмами («Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан») в русскую литературу входит новое направление: передовой, революционный романтизм — поэтическое выражение чувств и взглядов самого передового общественного слоя, революционно-настроенной дворянской молодежи, наиболее активной частью которой были декабристы. Резкое недовольство всем окружающим, всем общественным укладом, при


котором жизнь представляется тюрьмой, а человек-узником; пламенное стремление к свободе; свобода как предмет почти религиозного культа — это одна сторона мироощущения революционных романтиков 20-х гг. В то же время их социальное одиночество, отсутствие живой связи с народом, страданиям которого они глубоко сочувствовали, но чью жизнь плохо знали и мало понимали, — все это придавало трагический и крайне субъективный, индивидуалистический характер их мировоззрению.


Чувства и трагические переживания одинокой, гордой, высоко над толпой стоящей личности стали основным содержанием романтического творчества Пушкина. Протест против всякого гнета, тяготеющего над человеком в «цивилизованном» обществе, — гнета политического, социального, морального, религиозного, — заставлял его, как и всех революционных романтиков того времени, сочувственно изображать своего героя преступником, нарушителем всех принятых в обществе норм — религиозных, юридических, моральных.


Излюбленный романтиками образ — «преступник и герой», который «и ужаса людей и славы был достоин». Наконец, характерным для романтиков было стремление увести поэзию от воспроизведения ненавистной им обыденной действительности в мир необычного, экзотики, географической или исторической. Там они находили нужный им образы природы — могучей и мятежной («пустыни, волн края жемчужны, и моря шум, и груды скал»), и образы людей, гордых, смелых, свободных, не затронутых еще европейской цивилизацией.


Большую роль в поэтическом воплощении этих чувств и переживаний сыграло творчество Байрона, во многом близкое мироощущению русских передовых романтиков. Пушкин, а за ним и другие поэты использовали, прежде всего, удачно найденную английским поэтом форму «байронической поэмы», в которой чисто лирические переживания поэта облечены, в повествовательную форму с вымышленным героем и событиями, далекими от реальных событий жизни поэта, но прекрасно выражающими


его внутреннюю жизнь, его душу. « Он постиг, создал и описал единый характер (именно свой), — писал Пушкин в заметке о драмах Байрона. — Он создал себя вторично, то под чалмою ренегата, то в плаще корсара, то гяуром, издыхающим под схимиею » (см. т. 6). Так и Пушкин в своих романтических поэмах пытался «создавать себя вторично», то пленником на Кавказе, то бежавшим «неволи душных городов» Алеко.


Пушкин сам не раз указывал на лирический, почти автобиографический характер своих романтических героев. Внешние особенности южных поэм Пушкина также связаны с байроновской традицией: простой, неразвитый сюжет, малое количество действующих лиц (двое, трое), отрывочность и иногда нарочитая неясность изложения. Всегдашнее свойство пушкинского поэтического таланта-умение зорко наблюдать действительность и стремление точными словами говорить о ней. В поэмах это сказалось в том, что,создавая романтические образы природы


и людей, Пушкин не выдумывал их, не писал (как, например, Байрон о России или, позже, Рылеев о Сибири) о том, чего сам не видел, а всегда основывался на живых личных впечатлениях — Кавказа, Крыма, бессарабских степей. Поэмы Пушкина создали и надолго предопределили тип романтической поэмы в русской литературе. Они вызвали многочисленные подражания второстепенных поэтов, а также оказали сильное влияние на творчество


таких поэтов, как Рылеев, Козлов, Баратынский и, наконец, Лермонтов. Помимо «Кавказского пленника», «Братьев-разбойников» и «Бахчисарайского фонтана», написанных до 1824 г. и вскоре напечатанных, Пушкин задумывал и другие романтические поэмы. «У меня в голове бродят еще поэмы», — писал он Дельвигу в марте 1821 г. В рукописях его остались наброски нескольких поэм, где Пушкин по-разному, с различными сюжетами и в различной национальной среде, думал разработать тот же


«героический» или «преступный» романтический образ и показать его неминуемо трагическую судьбу (см. отрывки и планы поэм). Отрывок одной из таких поэм, где героем должен был стать атаман волжских разбойников, Пушкин напечатал под заглавием «Братья-разбойники». Сохранилось и начало большой романтической поэмы «Вадим». В эти же годы, может быть под влиянием громадного успеха «Руслана и


Людмилы», Пушкин обдумывал и поэмы совершенно иного типа — волшебно-сказочные, с авантюрным сюжетом и историческими или мифологическими персонажами: о Бове-королевиче, о сыне Владимира Святого Мстиславе и его борьбе с черкесами, об Актеоне и Диане. Но эти замыслы, отвлекавшие поэта от основной его задачи — развития и углубления романтической тематики, — так и не были осуществлены им. Впрочем, весной 1821 г.


Пушкин написал небольшую поэму «Гавриилиада», остроумную, блестящую антирелигиозную сатиру — отклик на усилившуюся политическую реакцию, окрашенную в эти годы мистикой и религиозным ханжеством. В 1823 г. Пушкин переживает сильнейший кризис своего романтического мировоззрения. Разочаровавшись в надежде на близкое осуществление победы революции сначала на Западе, а затем и в России, — а в этой победе Пушкин, полный «беспечной веры», был совершенно убежден,


— он скоро разочаровался и во всех своих романтических идеалах — свободы, возвышенного героя, высокого назначения поэзии, романтической вечной любви. Он пишет в это время ряд мрачных, горьких стихотворений, изливая в них свою «желчь» и «цинизм» (по его выражению) — «Сеятель», «Демон», «Разговор книгопродавца с поэтом» (а немного позже — «Сцену из Фауста») и другие, оставшиеся в рукописи не оконченными. В этих стихах он подвергает горькому осмеянию все основные положения своего романтического мировоззрения.


Мотивы свободы и неволи, обманутой любви и вечной надежды звучат в цикле романтических "южных" поэм. Герои этих поэм во многом похожи на героев "восточных повестей" (поэм) великого английского романтика Джорджа Гордона Байрона. Это разочарование европейцы, в поисках свободы, бегущие от цивилизации в естественный "дикий" мир. Там их ждёт роковая влюблённость, неразрешимые противоречия, новые разочарования. Именно - роковая, именно - неразрушимые.


Так, герой "Кавказского пленника" (1820 - 1821 года) охладев сердцем и устремившись вслед за "весёлым призраком свободы", попадает в черкесский плен. Влюблённая в пленника "дева гор", черкешенка, освобождает его, а сама бросается в бурные воды Терека Так, крымский хан Гирей ("Бахчисарайский фонтан", 1821 - 1823 года), полюбив взятую в плен христианку


Марию, забыл о войне, и наслаждения гарема. Наложница Гирея наложница Зарема, не в силах простить "измену" хана, убивает смиренную Марию Но уже в "Кавказском пленнике" - первой из "южных" поэм - Пушкин столкнулся с серьёзным препятствием. По законам романтизма сквозь образ героя должен обязательно просвечивать лик поэта-романтика. Многочисленные полунамёки призваны были заронить у читателя подозревание:


нечто подобное пережил и сам автор. Но Пушкин в письме кишинёвскому другу В. П. Горчакову (1822 год) признавался, что не может быть героем романтического стихотворения - разочарованным, поглощенным собой без остатка и потому равнодушному к человечеству. Быть может, поэтому характер героя вышел бледным, не в пример характеру черкешенки - живому, подвижному. Первая южная поэма Пушкина, для него самого считавшаяся неудачной, т.к образ


Пленника он "списал с себя". Но этот образ и отличен от авторского, являя собой байроновского "демонического" героя. В заточении внешнем герой выбирает для себя и внутреннее заточение, предпочитая благому самоанализу жить прошлым, отвергая настоящее. И для него настолько приемлема эта жизнь воспоминаний, что он даже и не думает о побеге и не желает себе сочувствия: Оставь же мне мои железы, Уединенные мечты,


Воспоминанья, грусть и слезы: Их разделить не можешь ты. В следующей поэму, "Бахчисарайский фонтан", главный герой как будто бы хан (правда, этот характер поэт назвал позже неудачным). А на самом далее в центре поэмы находятся две женщины - Мария и Зарема. В "Бахчисарайском фонтане" сталкиваются добро и зло, вера и безверие, разное мировосприятие, во дворце хана Гирея, но только с тех пор, как в нем появилась


Мария. Без особых поступков, просто оставаясь верной себе и своим убеждениям, она настолько повлияла на Гирея, что: Подъемлет саблю и с размаха Недвижим остается вдруг, Глядит с безумием вокруг, Бледнеет, будто полный страха. И что-то шепчет, и порой Горючи слезы льет рекой. Но в душе он остается резким и диким воином. Понимая, что


Зарема ему больше не нужна, он приказывает убить ее. А Мария была для хана действительно как ангел: пожила, помолилась, наставила на путь истинный и "мгновенно сирота почила" Она давно желанный свет, Как новый ангел озарила. В благодарность ей, уже мертвой, был воздвигнут ханом мраморный фонтан. А это говорит о новом мировоззрении хана. В поэме "


Цыганы" (1824 год), замкнувшей "байронический" цикл, романтический герой изменяется сам. Предельно сблизившись с ним, связав его имя (Алеко) со своим (Александр), Пушкин в конце концов отверг его романтическое устремление, подытожив поэму жёсткими, почти холодными стихами: Но счастья нет и между вами, Природы бедные сыны! И под избранными шатрами Живут мучительны сны, И ваши сени кочевые


В пустынях не спаслись от бед, И всюду страсти роковые, И от судеб защиты нет. "Дикая" свобода не избавляет от мучений, которые принесла герою цивилизация. Финал поэмы трагичен и открыт. К числу подобных произведений относится и поэма «Цыганы», написанная в 1824 г. Ее содержание — критическое разоблачение романтического идеала свободы и романтического героя. Романтический герой Алеко, попавший в желанную для него обстановку полной свободы, возможности беспрепятственно


делать все, что ему хочется, — обнаруживает свою подлинную сущность: он оказывается эгоистом и насильником. Образы Цыган похожи на первых христиан. Им нет понимания в мире и нет пристанища, и они кочуют, проповедуя истину. А Алеко проигрывает на их фоне, он, типичный франт 19 века. В поэме получается, что цивилизованный человек диче дикаря! Мысль Пушкина ясная: цивилизация влечет за собой регресс духовный.


Цыганы, не успевшие вкусить всех благ цивилизации еще творят дела благие на уровне подсознания. А успевшие вкусить этих плодов, сознательно отказываются от Бога. И это отражается на их делах. Алеко: Я не таков. Нет, я не споря, От прав моих не откажусь; Или хоть мщеньем наслажусь. О нет! Когда над бездной моря Нашел я спящего врага,


Клянусь и тут моя нога Не пощадила бы злодея; Я б в волны моря, не бледнея, И беззащитного б толкнул; Внезапный ужас пробужденья Свирепым смехом упрекнул, И долго мне его паденья Смешон и сладок был бы гул". Понятно, сильная гипербола, но для того чтобы подчеркнуть эффект его непохожести на старика: Оставь нас гордый человек! < > Ты не рожден для дикой доли,


Ты для себя лишь хочешь воли; Ужасен нам твой будет глас: Мы робки и добры душою, Ты зол и смел; - оставь же нас, Прости! Да будет мир с тобой. Вот и разгадка различия этих людей. Алеко живет только ради себя, а Цыганы заботятся друг о друге, они все делают "дружною толпой". Поэтому и история разрыва Алеко и Земфиры - это история разрыва


Алеко и всех Цыган. Все за нее. Здесь просвечивает христианство, которое предполагает "возлюбить ближнего своего как самого себя". Но Алеко может любить только себя. Старик прощает Алеко все, хоть это не просто, доказывая тем самым, что лучше быть "диким", но с чистой совестью, чем "культурным" с грязной совестью, душой и руками. В «Цыганах» развенчивается и сам романтический идеал неограниченной свободы.


Пушкин убедительно показывает, что полная свобода действий, отсутствие ограничений и обязательств в общественной жизни было бы осуществимо только для людей примитивных, праздных, ленивых, «робких и добрых душою», а в личной жизни, в любви она оказывается чисто животной страстью, не связанною ни с какими моральными переживаниями. Неумение выйти за пределы чисто романтического, субъективного взгляда на жизнь неминуемо приводит поэта к глубоко мрачному заключению о том, что счастие на земле невозможно «и от


судеб защиты нет». «Цыганы» — поэма переломного, переходного периода — является в идейном и художественном отношении громадным шагом вперед по сравнению с предыдущими поэмами. Несмотря на вполне романтический характер и стиля ее, и экзотической обстановки, и героев, Пушкин здесь впервые применяет метод чисто реалистической проверки верности своих романтических идеалов. Он не подсказывает речей и действий своим персонажам, а просто помещает их в данную обстановку и прослеживает,


как они проявляют себя в обстоятельствах, с которыми сталкиваются. В самом дело, Алеко, типичный романтический герой, хорошо знакомый нам по поэмам и лирике Пушкина начала 20-х гг иначе и не мог поступить в том положении, в котором он оказался. Совершаемое им из ревности двойное убийство вполне соответствует его характеру и мировоззрению, раскрытым как в самой поэме, так и в других романтических произведениях той эпохи.


С другой стороны, и Земфира, такая, какой она показана Пушкиным, так же не могла поступить иначе, не могла остаться верной Алеко навсегда — ведь она цыганка, дочь Мариулы, и ее история только повторяет — за исключением трагического финала — историю ее матери. Эта «объективная» позиция автора «Цыган» по отношению к действиям и чувствам его героев сказалась и в самой форме: большинство эпизодов поэмы дано в форме диалогов, в драматической


форме, где отсутствует голос автора, а говорят и действуют сами персонажи. «Цыганы» — произведение, в котором глубже всего отразился кризис мировоззрения Пушкина-романтика; в то же время по методу разработки темы оно открывало новые пути в творчестве Пушкина — пути к реализму. Заключение. В творчестве Пушкина «южные поэмы» сыграли большую роль. В этих поэмах впервые у


Пушкина четко намечается философский подход к проблемам свободы, любви, личности. В эти годы в духовной жизни Пушкина назревает кризис, отражённый в стихах, исполненных мрачного скепсиса «Свободы сеятель пустынный», «Демон» (1823) и раздумий о тайнах человеческой судьбы и путей истории «Песнь о вещем Олеге» (1822), «Зачем ты послан был » (1824) и др. Стоит отметить, что все образы в южных поэмах собирательные.


Действия героев часто гиперболизируются, это и жестокость Алеко и скромность Марии, и задумчивость Гирея. Эти образы отождествляют собой добро и зло, их столкновение. И доказывают, что добро, основанное на христианском мировосприятии побеждает зло. Таким образом, Пушкин расширяет байроновский романтизм, показывая, как "демонический" герой, помещенный на христианскую почву, именно в христианстве и находит выход из ситуации, либо предполагается,


что там он его найдет. Пушкин призывает увидеть свет Марии, благодаря которому нам будет страшно убивать Старика и мы воздвигнем памятник в сердце Ведомому нам Богу. В этот переломный период начинается работа над романом в стихах «Евгений Онегин», в котором представлены противоположные типы сознания - скептический (Онегин) и мечтательно-


романтический (Ленский) и идеал гармонического мироощущения (Татьяна). Литература 1. Анненков П. В. Материалы для биографии А. С. Пушкина. СПб 1855; То же (репринт). М 1985. 2. Томашевский Б. Пушкин: В 2 т. 2-е изд. М 1990. 3. Летопись жизни и творчества А. С. Пушкина. 1799-1826 / Сост. М. А. Цявловский. 2-е изд испр. и доп.


Л 1991. 4. Лотман Ю. М. Пушкин. СПб 1995. А. С. Немзер



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.