Реферат по предмету "Педагогика"


Молодежная субъкультура

ВВЕДЕНИЕ Сегодня целый комплекс противоречивых проблем, неоднозначность процессов, происходящих в молодежной среде , вызывают бурные споры . В обществе наряду с традиционными формами социо - культурной жизни сложилась и развивается разветвленная молодежная субкультура , носителями которой являются многочисленные юношеские объединения , различающиеся по социальной направленности , характером групповых ценностей и особенностями поведения . Средства массовой информации с энтузиазмом описывают металлистов , панков

, хиппи - их экзотический внешний вид , жаргон , шумные « тусовки » . И многие забывают , что за этим внешним , демонстративным , иногда раздражающим и пугающим фасадом молодежной субкультуры скрывается пусть несколько вызывающий , но способ как - то выразить себя , свое мироощущение , что - то сказать о себе обществу . Молодежная субкультура доступна каждому подростку , юноше , так как не имеет ограничительных рамок и меньше подвержена контролю со стороны взрослых .

Участвуя в деятельности молодежной группы , через общение с ее членами молодой человек получает определенный социальный опыт , который заключается в усвоении норм , знаний , принятых в данном обществе , в возможности наряду с этим проявить свою индивидуальность , попробовать определить свое положение , статус в группе и , наконец , сопоставить свои притязания , интересы с запросами общности . Юношество - это период активного экспериментирования , опробования себя молодыми людьми в разных ролях

с целью формирования образа « Я » и жизненного самоопределения . Для части молодых людей этого возраста проблема личностного самоопределения решается сравнительно легко за счет принятия ценностей и жизненных рекомендаций представителей старшего поколения , прежде всего родителей , если их нормы и ценности не противоречат ценностным и нормативным рекомендациям референтных групп сверстников . В сознании юноши ценности родителей и сверстников причудливым образом переплетаются

, порой порождая множество противоречий . Чем быстрее удается примерить родительские нормы и ценности с теми , которые разделяются референтной группой , тем скорее складывается у юноши непротиворечивый образ « Я » ( 33 , С . 70 ) . Для молодых людей , которые находятся в конфликтных отношениях со взрослыми , это превращается в подлинную проблему . Специфика юношеского возраста приводит их в однородные по возрасту и социальной принадлежности группы сверстников , которые удовлетворяют типично юношеские потребности

в стиле поведения , моде , досуге , межличностном отношении ( 1 , С . 40) Естественно , в подобных группах складываются собственные культурные нормы и установки , собственная система приоритетов и ценностей , которые влияют на формирование личности , их членов . С одной стороны , молодежная культура является зеркалом культуры общества с присущими ему ценностями , мировосприятием , социо - культурными установками , с другой - она всегда есть большее или меньшее

отрицание общепринятых позиций , хотя бы в силу генерационных особенностей . И сегодня , когда все чаще в разговорах , публикациях , если речь заходит о молодежи , возникает слово « отчуждение » - нужно вспомнить о процессе разрушения многих человеческих и моральных ценностей , наблюдаемом в нашем обществе , о подмене идеалов , о неустойчивом положении поднимающегося на ноги поколения . Молодежная субкультура создает свою систему норм и ценностей , и юношество может легко поддаться как

положительному , так и отрицательному ее влиянию . Выше сказанное , на наш взгляд , определило актуальность темы дипломной работы . Ее объект - молодежная субкультура , предмет - влияние молодежной субкультуры на формирование норм и ценностей личности в переходный период от детства к взрослости . Явление молодежной субкультуры представляет собой поле неограниченных психологических , социологических

и педагогических исследований , поскольку является проблемой социального порядка , связанной с решением многих проблем развития человека , и , в частности , формированием его норм и ценностей . Поэтому цель работы - проследить , каким образом молодежная субкультура влияет на формирование норм и ценностей личности в юношеском возрасте . Исходя из цели , мы определили задачи : 1. Определить содержание понятий « нормы » , « ценности », « субкультура » , « молодежная субкультура

» . 2. В связи с особенностями юношеского возраста выявить специфический характер юношеских объединений . 3. Рассмотреть различные течения в молодежной культуре с точки зрения их социальной направленности , характера групповых норм и ценностей , отношения к культуре большинства . 4. Определить влияние молодежной субкультуры на формирование норм и ценностей и устойчивость их в последующем развитии личности . Исходя из цели и задач исследования , мы выстроили гипотезу : молодежная субкультура

являясь с одной стороны отражением интересов , склонностей , ценностных ориентаций определенной группы юношей и девушек , с дугой стороны непосредственным образом влияет на процесс формирования и развития личности ее членов , тем самым на формирование их норм и ценностей . Структура дипломной работы представляет собой следующее : В главе 1 дан анализ психолого - педагогической литературы и определены основные понятия .

Формирование личности предполагает становление определенной системы норм и жизненных ценностей человека . Во многом на становление этой системы оказывает влияние молодежная субкультура , под которой понимается культура определенного молодого поколения , обладающего общностью стиля жизни , поведения , групповых норм , ценностей и стереотипов ( 42 , С . 335 ) . Во 2 главе дана характеристика юношеского возраста , особенности развития и формирования личности в этом возрасте .

Особую роль в этом процессе играет общение со сверстниками . Такое общение является источником знаний , целей , способов поведения , ценностей . Юношеский возраст отличают черты порывистости , неустойчивости желаний , потребность примерить на себя разные социальные роли , потребность самоутверждения , самореализации . Именно эта специфика приводит молодых людей в различные молодежные субкультуры .

Общество сверстников позволяет им почувствовать свою принадлежность к группе людей , причастность к их нормам и ценностям и таким образом утвердить себя через эту похожесть во всем ( 29 , С . 49 ). 3 глава дает различные классификации молодежных групп и рассматривает нормы и ценности различных молодежных субкультур . Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности членов группы . Многие после выхода из субкультуры ( который осуществляется к 25 -

30 годам ) сохраняют идеалы юности , продолжают использовать те же критерии оценки , придерживаться стиля общения в своей компании и т .д . ( 38 , С . 139 ) . Таким образом ценности субкультуры становятся личностными . И в заключении речь идет о диалоге культур , о взаимозависимости и взаимодополняемости культуры всего общества и различных субкультур . Отметим , что вопросы развития юношеской субкультуры , ее места в

процессе формирования норм и ценностей личности привлекали внимание многих педагогов , психологов и социологов , но они не получили детальной разработки в научных исследованиях . Наиболее конкретно в этом плане рассматривали проблему И . С . Кон , А . В . Мудрик , В . Т . Лисовский . В своих работах юношескую субкультуру они представляют как фактор , способствующий личностному , творческому

развитию личности . Это развитие они видят в участии юношества в деятельности молодежных групп , где важным средством коммуникации является общение . Проблемами формирования норм и ценностей в юношеском возрасте занимались Р.С. Немов , Л.Рубенштейн , И.В.Дубровина, Н.И.Непомнящая . Они отмечают , что юношеский возраст - это период закрепления основных психических структур и личностных образований . Нормы и ценности - неотъемлемая часть формирующегося в этом возрасте

мировоззрения . Становление системы ценностей - показатель зрелости личности . В начале 90 - х годов в журнале « СоцИс » был опубликован ряд статей , посвященных молодежным проблемам . Авторы статей - А.П.Файн , Ю.Н. Давыдов , И.Н. Андреева , Н.Я.Голубкова , Л.Г.Новикова , рассматривают систему ценностей и нормы молодежной субкультуры . Они связывают субкультурную активность молодежи с отсутствием нормальных механизмов социализации в

общественной практике . Андреева , Голубкова , Новикова решили , что созданная субкультура , в основном , досуговая , и изучили те ценностные установки и образцы поведения молодежи в сфере свободного времени , которые являются ее основой . Исследования в сфере молодежного неформального движения в России проводили Д.В. Ольшанский , В.Ф. Левичева . Они отмечают , что молодежная субкультура является формой самоиндентификации поколения.

Молодежь наиболее чутко улавливает новые тенденции в развитии культуры , поэтому в ее среде зарождаются новые течения в музыке , литературе , искусстве ( 19 , 20 , 35 ) . Интересными на наш взгляд являются материалы круглого стола по проблемам юношеских объединений , который был проведен издательством « Юридическая литература » . В обсуждении вопросов , связанных с развитием неформального молодежного движения в

России , его тенденциями и перспективами , принимали участие такие ведущие специалисты , как Лисовский В.Т Левичева В.Ф Забрянский Г.И Савинкова Е.Н и др .( 16 ) . В 90 - х годах в свет вышло несколько сборников , посвященных молодежным проблемам . К сожалению , многие из них носят описательный характер , не затрагивают глубинных сторон юношеского и молодежного самоопределения . Однако , работа З.В.

Сикевич « Молодежная культура : « за » и « против »», сборники « Молодежь России на рубеже 90 - х годов » , « Молодежь России : тенденции и перспективы » являются интересными исследованиями течений в молодежной культуре . Знакомство с работами перечисленных и других авторов позволило нам увидеть , таким образом , что подробного , комплексного исследования по поставленной проблеме нет .

Поэтому в рамках дипломной работы мы делаем попытку проследить влияние молодежной субкультуры на формирование норм и ценностей личности в юношеском возрасте . ГЛАВА 1 . АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ . 1.1. Определение понятий « нормы » и « ценности » . Становление системы ценностей - показатель зрелости личности .

Понятие « ценности » широко используется в современных общественных науках ( психологии , философии , социологии ) , где оно обычно трактуется как субъективное отражение в сознании индивида некоторых специфических свойств , предметов и явлений окружающей действительности . ( О.Г. Дробницкий , В.П. Тугаринов ) . Отнесение того или иного объекта к ценностям выражается в его способности удовлетворять потребности , интересы , цели человека .

В отличии от глобального философского подхода к проблемам ценностей характерной чертой психологического аспекта их изучения является диффиринцирование объектов по их ценностному значению внутри группы , класса ценностей и связанные с этим конкретизация и иерархизация ( 37, С. 71 ) . Ценности - это общепринятые убеждения относительно целей , к которым человек должен стремиться . Они составляют основу нравственных принципов ( 41,

С . 50 ) . Формирование личности предполагает становление определенной системы жизненных ценностей человека . Наличие ценностей есть выражение небезразличие человека по отношению к миру , возникающего из значимости различных сторон , аспектов мира для человека , его жизни ( 39 , С . 366 ) . Юношеский возраст сензитивен для формирования ценностных ориентаций как устойчивого образования личности , способствующего становлению мировоззрения и отношения к окружающей действительности ( 46

, С . 147 - 148 ) . Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям . Правила и нормы регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры . Нормы т и оформляют положение и отношение в различных общностях в социальной структуре общества . Содержание и характер норм той или иной общности отражают реальные условия ее существования и природу , тенденции развития взаимоотношений и взаимодействий людей в этой общности .

В них отражается тип личности , поведения и отношений ( 37, С . 45 ) . Нормы становятся структурной характеристикой внутреннего мира человека . Включение нормы в сознание делает личности ответственной за вибираемые варианты и формы поведения . Различают социальные нормы и групповые . Н.И.Обозов так определил груповые нормы - « совокупность правил и требований , вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью и играющих роль важнейшего средства

регуляции поведения членов данной группы , характера их взаимоотношений , взаимодействия и общения . » . Социальные же нормы включаются в систему социального контроля общества , образуют его нормативно - ценностную систему культуры , обеспечивают существование и функционирование общественных институтов . Деятельность человека в системе общественных отношений диктуется социальными нормами . Не менее существенна их роль в качестве средств и форм накопления , сохранения и передачи социального

опыта . В этом случае социальные нормы выступают как образцы , идиалы , модели поведения , в процессе усвоения которых человек знакомиться с продуктами культурно - исторического развития общества . Усваиваются социальные нормы через индивидуальную систему ценностей личности , сформированную на основе жизненного опыта , условий воспитания , других воздейтвий среды . Это система личностных ценностей во многих случаях не адекватна общественной иерархии ценностей .

В таком случае в сознании возникает расхождение ( разрыв между ценностным значением тех или иных социальных норм и собственными представлениями о них личности . ) Личность в своем социальном поведении постоянно руководствуется многими нормативными предписаниями - правовыми , нравственными , нормами морали своей группы и т.д. В нашем исследовании важно подробнее рассмотреть групповые нормы , нормы и ценности молодежной субкультуры

. 1 . 2 . Определение понятия « субкультура » . Внутренняя и внешняя сторона юношеской субкультуры . Молодежная культура как феномен общественного развития характерна для современного этапа развития цивилизации . Понятия « молодежная культура » , « молодежная субкультура » появились в научном обороте сравнительно недавно , в 60 - 70 г . ХХ века . В эти годы на Западе вышли серьезные теоретические работы , посвященные анализу существования , причин появления , формирования молодежной субкультуры ( 25 ,

С . 4 ) . Культура рассматривается такими учеными как Т.Парсонс , Д.Коулмен , К.Кенистон , Г.Сиболд и др. Как целостное образование , внутреннюю структуру которого образуют различные подсистемы , так называемые субкультуры . Американский социолог А.К.Коэн пишет , что субкультура - это культура в культуре , имеющая свои достаточно четкие контуры . Она включает знания , верования , цели и ценности , суждения и оценки

, нравы и вкусы , жаргон и манеру поведения , предрассудки и предубеждения , характерные для социальной группы и разделяемые ее членами ( 9 , С . 314 ) . Н.Смелзер пишет : « Мы не можем утверждать , что наша культура однородна . Во всех обществах существует множество , имеющих различные культурные ценности и традиции . Система норм и ценностей , отличающих группу от большинства общества , является субкультурой » ( 41

, С . 61 ) . Следует отметить , что « молодежная культура » сама внутренне дифференцирована на субкультуры . Молодежная культура включает общность оведения , развлечений , совпадение вкусов ,ценностей и позиций , групповую солидарность , осознание своей сопринадлежности . Т.Парсонс включает в понятие « молодежная культура » стремление молодежи заимствовать основные внешнекультурные формы и роли взрослости . Из всего диапозона ценностей , норм , качеств взрослого человека молодежь

выделяет те , которые в большей степени соответствуют ее представлениям о должном , помогают разрешать эмоционально - психологические напряжения и противоречечия ( 9 , С . 148 ) . Сущность такого общественного явления как молодежная субкультура , причина его появления неоднозначно трактуется в нашей научной литературе и публицистике . Сразу же следует отметить , что работы , серьезно рассматривающие эту проблему , появились сравнительно

недавно , и они количественно ограничены . Такая ситуация сложилась вследствие того , что советская педагогика , несмотря на наличие в стране разнообразных неформальных сообществ , отказывалась от систематического и глубокого изучения неформальных юношеских групп и молодежной субкультуры . Как отмечает И.С. Кон : « Некоторые советские социологи возражали даже против самого этого термина (« юношеская субкультура ») , считая его «буржуазным » » ( 12 ,

С . 140 ) . Наиболее близко к разработке этого вопроса подошел И.С.Кон . Рассматривая явление юношеской субкультуры , он писал : « Вопрос этот имеет две стороны . Во - первых , юношество так или иначе воспринимает и усваивает культуру , созданную прошлыми поколениями . Во - вторых , каждое поколение молодежи создает нечто новое , свое и имеет свою собственную возрастную субкультуру » (12 ,

С . 149 ) . Юношеская субкультура не является чем - то независимым , цельным и законченным . Ее содержание всегда производно от культуры взрослых . Она весьма неоднородна , включая в себя множество разных , подчас враждебных друг другу течений . Кроме того , как и все юношеские свойства она текуча и изменчива . Тем не менее она социально и психологически реальна и имеет целый ряд постоянных компонентов : специфический

набор ценностей и норм поведения ; определенные вкусы ; формы одежды и внешнего вида , чувства групповой общности и солидарности , характерная манера поведения , ритуалы общения ( 12 , С . 159 ) . Мнение Кона поддерживают А.М. Занесоцкий и А. Файн . Термин « молодежная субкультура » они используют для обозначения культур отдельных групп молодежи . « Приставка « суб » означает , что речь идет о частном явлении , которое , однако , может быть понято

только в связи с целым , что и имеет место в случае с « неформалами » » ( 7 , С . 87 - 88 ) . Свое определение юношеской субкультуры есть и у А.В. Мудрина , только здесь он это понятие заменяет выражением « возрастная субкультура » , под чем « понимается тот комплекс морально - психологических черт и поведенческих проявлений , которые являются типичными для ребят определенного возраста и пола » .

В понятие субкультуры он включает также определение культуры как таковой ( 31, С . 30 ) . Прослеживая процесс возникновения и развития неформального молодежного движения , А.Г. Быстрицкий пишет следующее : « Подростковые общности имели везде особый статус и автономию . Более того , одной из сторон был процесс воспроизведения культуры , но шел он отнюдь не прямо , а довольно своеобразно , через последовательное снижение и дальнейшее воспроизведение культуры , всех ее ценностей

. Культура испытывалась на прочность , все отжившее и старое отменялось , появились и новые фрагменты » . Еще один аспект молодежной субкультуры отмечает В.Ф.Левичева : « Молодежная субкультура является формой самоидентификации поколения » ( 20 , С . 33 ) . Молодым людям нужно пространство , где бы они могли попытаться идентифицировать себя независимо от ролей и ожиданий , которые исходят от семьи , работы , школы .

Молодежная культура предоставляет такую коллективную форму идентификации - референтную группу ( 26 , С . 175 ) . Говоря о юношеской субкультуре , нельзя забывать о том , что это явление неоднозначное , противоречивое , эмоционально - импульсивное , как само юношество . Нужно уметь за внешней , иногда раздражающей и непонятной стороной увидеть внутренние , глубинные процессы становления личности . Нужно разделять внешнее выражение и внутренне содержание юношеской субкультуры

. Первое связано с огульным отрицанием молодым поколением всего социального опыта предыдущих , обособлением их от других общностей , противопоставлением « Мы » - « Они » . Оно заключается в атрибутах , символах , споре , жаргоне , стиле поведения , внешнем виде членов группы . Внутреннее содержание - это ее нормы , ценности , идеалы , образ жизни , которые непосредственным образом влияют на формирование личности , становление ее мировоззрения .

Каждый юный человек , вступающий во взрослую жизнь, должен не воспринять ценности общества механически , но подвергнуть все сомнению , проверить на прочность , на соответствие новым условиям действительности . В рамках общенациональной или многонациональной культуры всегда имеются какие - то частные специфические субкультуры , выражающие особенности интересов и стиля жизни тех или иных социальных групп или слоев населения . Имеет свою субкультуру ( и даже не одну ) и молодежь .

Являясь частью целостной культуры , субкультура содержит яркие отличительные признаки , играющие особую роль в объединении конкретной группы людей . Субкультура - результат постоянного взаимодействия людей , протекающего в особенных условиях ( 7 , С . 33 ) . Поскольку юношество , молодежь является неоднородной общественной группой , термин « молодежная субкультура » , на наш взгляд , стоит сохранить вслед за И.С.Коном для обозначением культуры отдельной группы молодежи

. Различные публикации показывают , что в отечественной науке в настоящее время устанавливается понимание процесса развития субкультур , как проявления естественного закономерного усложнения культуры , ее внутренней дифференциации ( 7 , С . 87 ) . Таким образом , знакомство с психолого - педагогической литературой позволяет нам увидеть , что данная проблема не имеет комплексного исследования , хотя есть работы по отдельным аспектам поставленного вопроса . Под ценностями мы понимаем систему жизненных приоритетов

личности . Через индивидуальную систему ценностей личности , сформированную на основе жизненного опыта , уловий воспитания , воздействия среды , усваиваются нормы . Формирование личности предполагает становление определенной системы норм и жизненных ценностей человека . Юношеская субкультура , внутреннее содержание которой составляет особые нормы , ценности , идеалы , непосредственным образом влияет на это становление .

ГЛАВА 2 . ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ . 2 . 1 . Основные потребности юношеского возраста . Понятие « юность » означает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости , что предполагает , с одной стороны , завершение физического , в частности , полового созревания , с другой - достижение социальной зрелости . Юность характеризуется появлением чувства своей неповторимости

, индивидуальности , непохожести на других , в отрицательном же варианте возникает диффузное , расплывчатое « Я » , ролевая и личностная неопределенность . Типичная черта - диапазон выполняемых ролей расширяется , но юноша не усваивает эти роли окончательно , а как бы пробует , примеряет их ( 42 , С . 89 ) . Юношеское мышление более гибко и одновременно более реалистично , чем детское . Юность - возраст горячих споров , предметом которых может быть все , что угодно , поисков формулы счасть

и формулы любви . Юность особенно чувствительна к собственному « Я » и вообще внутренним психологическим проблемам . Главное психологическое приобретение ранней юности - это открытие своего внутреннего мира . Ранняя юность ( 15 - 18 лет ) - в буквальном смысле слова «третий мир » , существующий между миром детства и взрослостью . Биологически это период завершения физического созревания .

Большинство девушек и значительная часть юношей вступают в него уже постпубертатными , на его долю выпадает задача многочисленных « доделок » и устранения диспропорций , обусловленных неравномерностью созревания . Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет некоторые особенности его психики . Юношей еще остро волнуют проблемы , унаследованные от подросткового этапа собственная возраст ная специфика , право на автономию от старших и т.п но социальное и личностное самоопределение

предполагает не столько автономию от взрослых , сколько четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире . Наряду с дифференциацией умственных способностей и интересов это требует развитие механизмов самосознания , выработки мировоззрения и жизненной позиции (12 , С . 67 ) . Важнейшими социальными и психологическими потребностями юношеского возраста являются потребности в общении и обособлении , в достижении и поиске , в самоутверждении , самореализации и самостоятельности

( 29 , С . 11 ) . Потребность в общении в юношеском возрасте объясняется постоянным умственным и физическим развитием , и в связи с этим расширение и его интересов , рост интересов к миру и себе самому . Потребность в деятельности находит свое удовлетворение в общении . В юности особенно возрастает необходимость в новом опыте , а с другой - в признании защищенности , в интимной реакции . Это определяет рост потребности в общении с людьми , потребность быть признанным

ими и чувствовать уверенность в их признании . Говоря о потребности в обособлении , надо иметь в виду , что развитие личсоности можно рассмотреть как двуединый процесс . С одной стороны - это уподобление себя в чем - то другим людяям в результате общения , а с другой - отличие себя от других в результате обособления . Потребность в обособлении - это потребность в нахождении своей позиции , своего «

Я » в общении с другими людьми . Представление юноши о себе всегда соотносится с групповым образом « Мы » , т.е. образом сверстника своего пола , но нкогда не совпадает с этим « Мы » полностью . Своейственное многим старшекласникам преувеличение собственной уникальности с возрастом обычно проходит , но отнюдь не ценой ослабления индивидуального начала . Чем человек более развит , тем более он находит различие между собой и сверстниками .

Осознание своей непохожести на других предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи с окружающими людьми и единства с ними . Ощущение необходимости в признании и утвнрждении своей личности , активный поиск путей и средств для самоутверждения являются важными характеристиками юношеского возраста . Самоутверждение личности может иметь разнообразные формы . Они могут быть социально ценными , социально полезными , асоциальными , антисоциальными .

Самоутверждение в юности мыслится в первую очередь как достижение самостоятельности ( 29 , С . 23 ) . И.В. Дубровина замечает , что внутренняя позиция юноши состоит из следующих характеристик : • возникновение особого комплекса потребностей , выражающегося в стремлении выйти за рамки школы и приобщиться к жизни и деятельности взрослых ; • появление потребности соответствовать не только уровню требований окружающих , но и собственным требованиям к самооценке ; • общение со сверстниками , сравнение

себя с другими , интерес к собственной личности создают благоприятные условия для развития самосознания; • потребность найти и занять свое место в коллективе сверстников ; • особое отношение к будущему ( 46 , С . 16 - 18 ). К тому же , юношеский возраст принято считать периодом закрепления основных психических структур и личностных образований . Итак , молодой человек , стоящий на пороге самостоятельного пути , делает свой жизненный выбор : профессиональный , личностный , общественный .

Для того , чтобы стать полноправным членом общества , ему необходимо , чтобы и он , и социальная среда воспринимали друг друга , причем без ущерба для обоих . Поэтому молодому человеку приходится решать сложнейцшие вопросы , связанные с соотнесением своих интересов , потребностей с требованиями окружающего его социума . Процессу социализации способствует система воспитания , которая помогает человеку успешно проходить

этот процесс . Поэтому , если система воспитания где - то не срабатывает , то процесс вхождения личности в социальную среду будет деформированным . Можно сказать , что такой системой является и юношеская субкультура , представляющая три важнейшие сферы , в которых происходит становление личности . Это деятельность , общение , самосознание . 2 . 2 . Роль сообщества сверстников в становлении личности молодого человека .

Одна из главных тенденций юношеского возраста - переориентация общения с родителей , учителей , вообще старших,на ровестников , более или менее равных по положению. Общение со сверстниками - это очень важный специфический канал информации ; специфический вид межличностных отношений . Взаимоотношения строятся на принципиально равных началах , где статус надо заслужить и надо уметь поддержвать ; вид эмоционального контакта . Осознание групповой принадлежности , солидарности

дает чувство эмоционального благополучия и устойчивости ( 12 , С . 126 ) . Напряженная потребность в общении и аффилиации превращается у многих молодых людей в стадное чувство . Мотивы , скрывающиеся за юношеской потребностью в аффиплиации ( потребность к принадлежности к какой - то группе людей) индивидуальны и многообразны . Один ищет в обществе сверстников подкрепление самоутверждения , признания своей человеческой ценности

. Другому важно чувство эмоциональной сопричастности , слитности с группой . Третий удовлетворяет потребность властвовать . Большей частью эти мотивы переплетаются ( 12 , С . 131 ) . В компании сверстников молодой человек ощущает себя равным , принятым , а стало быть ценным . Это крайне важное ощущение , без которого трудно расставаться с детством , рвать пуповину , связыающую с родителями ( 32 , С . 43 ) . Где собирается много сверстников молодые получают возможность с одной

стороны , почувствовать и наглядно ощутить ощутить свою принадлежность к нему и , таким образом утвердить себя через эту похожесть . С другой стороны , здесь же можно убедиться в своей отличности от людей более старших . Общество сверстников позволяет им ощутить принадлежность к группе людей , причастность к ее нормам и ценностям . Молодой человек приходит в ту или иную группу сообразно своим ценностным ориентациям , пристрастиям , интересам . Бывает , что он не раз меняет группу пока не найдет свою « среду обитания

» . Принеся с собой в новую группу все , что составляет его индивидуальность , субъект не может осуществить потребность проявить себя как личность раньше , чем освоить действующие в группе нормы и овладеет теми приемами и средствами деятельности , которыми владеют другие члены группы . У него возникает объективная потребность « быть таким как все » ( 36 , С . 80 ) . Адаптировавшись к нормам и ценностям общности , превратив их в личностные образования ,

юноша начинает искать способы и средства для обозначения своей индивидуальности ( 36 , С . 81 - 82 ) . Типичная черта юношеских групп - чрезвычайная конформность . Яростно отстаивая свою независимость от старших , юноши зачастую абсолютно некритически относятся к мнениям своей группы и ее лидеров . Неокрепшее , диффузное « Я » нуждается в сильном « Мы » , которое в свою очередь утверждается в противоположности каким - то

« Они » . Желание « быть как все » ( все - это исключительно свои ) распространяется на одежду , на эстетические вкусы , на стиль поведения . Группы бщения свертников возникают каждый раз заново в истории становления каждого нового поколения со времен выделения молодежи как отдельной группы в структуре общества . Согласно данным американских социологов , неучастие в группе равных на этапе вхождения во взрослую жизнь зачастую в дальнейшем приводит к жизненному неуспеху, отклоняющемуся поведению ( 20 ,

С . 30 ) . Функциями любого объединения свертников является следующее : 1. Условия для свмореализации , самоутверждения , субъективного воплощения . 2. Инструментальная . Группа есть инструмент для достижения сознательно или несознательно , но вполне конкретных результатов . 3. Компенсаторная . Участие в группе компенсирует отсутствие личной независимости и свободы в традиционных структурах . 4. Эвристическая , заключающаася в творческом самовыражении ( 40

, С . 93 ) . Таким образом общество сверстников становится для юноши референтной группой . Для него становятся значительными норы и ценности , стиль поведения и одежды , образ жизни и мышления , принятые в группе . В силу возрастных особенностей юноша принимает их до конца не осознавая и неосмысливая их значение . Нормы и ценности субкультуры становятся личностными образованиями . Уже приобщившись к взрослой жизни многие осталяют старые контакты , сохраняют субкультурные стиль общения

, язык . Они сохраняют идеал юности , продолжают использовать субкультурные критерии оценки . Молодежную субкультуру характеризуют : • набор ценностей и норм поведения ; • особый диалект ; • своеобразные увлечения и вкусы ; • чувство групповой общности и групповой солидарности ; • наличие специфического группового статуса ; • способы поведения , неподконтрольные взрослым ; • характерные особенности полового поведения . Таким образом , наиболее оптимальное развитие для личности в юношеском возрасте происходит

в молодежной субкультуре как явление незаформализованном , менее контролируемым , более свободном , чем другие институты социализации . Приобщаясь к нормам и ценностям субкультуры , молодой человек имеет возможность оценить и выразить свое отношение к ценностям культуры большинства людей . В переходный период от детства к взрослости у молодежи повышается потребность в эмансипации от контроля старших и , как следствие этого, потребность в расширении общения со сверстниками .

Этот канал человеческих взаимоотношений дает широкий диапазон выбора межличностных , деятельных , творческих отношений , в рамках которых происходит знакомство молодого человека с новыми условиями среды обитания , и где происходит заявление о его индивидуальности , о его собственном « Я » . Этот процесс наиболее полно реализуется в молодежных группах , групировках , объединениях , сообществах . Именно здесь открывается простор для заявления юноши о себе , для его творческого и личностного развития

. Здесь он приобретает социальный опыт и соизмеряет свои интересы , запросы , потребности с нормами , требованиями окружающей его микроструктуры , через которую в то же время идет приобщение и к макроструктуре , ко всему социуму . ГЛАВА 3 . СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕННОСТЬ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ . 3 . 1 . Классификации и типологизации молодежных групп . Многомерноять явлений в молодежной среде не позволяет дать или уложить в единственную объясняющую схему

. В современной психолого - педагогической литературе термином « неформальная группа » обозначаются сразу несколько объектов , социальная природа которых различна . В .Ф . Левичева отмечает , что « наиболее эффективным способом выделения юношеских объединений является указание на характер общественных отношений , на тот социальный тип взаимодействия , который определяет некую социальную целостность » ( 16 , с 21 ) . А признаки образа жизни , способов общения , внешних

манер поведения , которые исследователи кладут в основу типологий вторичны , хотя во многом характеризующи . В . Т . Лисовский считает , что наиболее адекватным в изучении юношеской субкультуры является употребление термина « самодеятельное движение молодежи » , потому что оно складывается на принципе добровольности и организационно самостоятельно . ( 16 , С . 31 ) . Клиссифицируя молодежные группы по социально - правовому признаку он выделяет антисоциальные , асоциальные

, просоциальные . Многие исследователи принимают эту классификацию , анализируя деятельность той или иной субкультуры . Типологизация В.Т.Лисовского неформальных групп молодежи выглядит следующим образом : • общественно- политические ; • социально - культурные , творческие ; • прикладного характера ; • клубы социальной помощи ; • религиозные ; • экологические ; • спортивные ; • спортивные и музыкальные фанаты ; • асоциальные в сфере свободного времени; • антисоциальные ; • националистические ; • историко

- патриотические . В основе данной типологизации лежит характер направленности деятельности того или иного объединения . Причем , причастность и деятельность какой - либо группы может выражать : • способ времепровождения ( музыкальные , спортивные фанаты, металлисты , люберы и т.д. ) ; • социальную позицию (когда участие есть выражение определенной социальной позиции - группы содействия различным политическим движениям , экологии и д.р. ) ; • образ жизни ( когда совместное общение становится образом жизни ,

переходит в единственно возможную форму существования ) ; • альтернативное творчество ( 40 , С . 96 ) И.К. Соенцева разделяет молодежные объединения на основе отношений их с обществом . Выделяется три основные группы : 1. Объединения с преобразовательной или критической программой , ставящие своей целью повлиять на развитие общества . 2. Объединения , имеющие целью уход от проблем , не желающие иметь с обществом никаких формализованных отношений .

3. Объединения намеренно агрессивного характера , которые делятся на истинно агрессивные , в программу которых входит непосредственое применение силы вплоть до уголовного преступления и демонстративно агрессивные , проявляющие агрессию через внешние атрибуты и поведение . ( 16 , С . 57 ) В.Писарева выделяет три разновидности субкультур , руководствуясь типом взаимоотношений субкультуры и макрокультуры : конформистскую , культивирующую какие - либо элементы господствующей культуры , нонконформистскую

, демонстративно отрицаующую некоторые ее элементы , и индифферентную , отличающуюся безразличным отношением к образцам господствующей культуры . По степени интенсивности они подразделяются на агрессивные и пассивные субкультуры . Для большей ясности проиллюстрируем их примерами : агрессивно - конформистская ( « люберы » , « коммунары » и т.п.); агрессивно - нонконформистская ( « наци » и т.п.) ; пассивно - нонконформистская ( « хиппи » , « брейкеры » , и т.п.). ( 26 , С . 42 ) .

По целям и способам их достижения разделяет юношеские объединения доктор юридических наук Е.Н. Савинкова . К первой группе относятся объединения с социально -одобряемыми целями и правомерными способами их достижения - социально - инициативные и творческие ( движение « милосердие » , интердвижение и т.п. ) . Ко второй группе относятся объединения социально - одобряемыми и социально - нейтральными целями и противоправными способами их достижения .

К объединениям , сформировавшимся с досуговыми целями , но приобретающими в ряде случаев асоциальную направленность , относятся спортивные фанаты , качки , рекеры , металлисты . Третью группу составляют объединения социально и нравственно вредными целями и правомерными способами достижения . Это группы представителей элитарных молодежных слоев ( нопперы , хайлафисты и т.п. ) . К четвертой относятся объединения с асоциальными целями и противоправными способами их достижения .

В настоящее время такие группы среди молодежи достаточно распространены и всегда связаны с криминальными структурами . Таким образом , юношеские группы , молодежные объединения формируются на разных основах и бывают разного содержания . Приведем примеры . • Практически везде существует территориальное деление групп, дополняемое социально - экономическим делением , где идет противопоставление « Мы » и « Они » . К таким группам относятся « радикалы » , « люберы »

, « моталки » и т.п. • Конформисты - « коммунары » , « законики » и т.п. Такой субкультуре присущ некий внутренний консерватизм , как своего рода защита против новых элементов , разрушительных для культуры , и чем больше таких элементов , тем агрессивнее оно по отношению к ним ( 26 , С . 40 - 46 ) . • Фашистские команды . К таким группам относятся тем , которым нужен лидер железной руки . Их враги - националсты и либералы ( 35 , С 49 -

56 ) . К этому же типу можно отнести и нацистов . • Спортивных болельщиков объединяют любовь и приверженность к какой - либо команде , спортсмену ( см . подробнее 35 , с . 40 - 41 ) . • В клубы самодеятельной песни идут ребята , которые сочиняют и поют свои произведения , которым важна коммуникация на таком эмоциональном духовном уровне . • Поклонников « тяжелого » рока - «металлистов» , «панков» привлекает как сама музыка , так и ее внешние

отрибуты , образцы поведения . • Общественно - политические группы распространены в больших городах . Во многом они копируют поведение взрослых политиков . Среди них выделяются « экологи » , организованные в мелкие группы в составе международных организаций • Религиозные группы - « Общество сознания Кришны » , « Белые братья » , « Дзенбуддисты » , « Сатанисты » .

Цель : поиски мистического смысла во всех событиях , каждый считает свою доктрину тайной , попытка поменять мир . • Есть и такие группы , название которых отражает содержание их деятельности . Это « Спасение » , « Мир » , « Молодежь за милосердие » и др. В зависимости от того каких интересов , взгляддов придерживается молодой человек , каковы его духовные и культурные запросы , он пойдет в ту или иную группу .

Юноша может переходить из одной общности в другую , пока не найдет приемлемую для себя . 3 . 2 . Некоторые напраления в изучении неформальных групп молодежи . Бум « неформалитета » привел к тому , что многочисленные исследования молодежных объединений как бы отталкиваются от имиджа неформалов , в массовом сознании принявшего форму стереотипа . Главным образом изучаются либо криминогенные группировки , либо политизированные молодежные сообщества

, которые активно участвуют в политической жизни . Изучением неформальных подростково - молодежных групп по месту жительства занялась в 90 - х годах группа петербургских социологов и педагогов ( 15 , С . 82 - 86 ) . При чем под неформальной группой понимался определенный тип молодежного сообщества , возникшего и существующего ради удовлетворения потребностей и интересов его членов , чья деятельность не регламентирована

правовыми документами и не подотчетна государственным и общественным организациям . По оценкам некоторых исследователей около 50% молодежи в возрасте до 30 лет входит в неформальные объединения , а в группы асоциального характера - примерно 9% ( 18 , С . 25 - 25 ) . Если общественные организации и незарегистрированные общественные объединения приводят свою нормативно - ценностную структуру в соответствии с официально регламентированной , то неформальные

молодежные объединения подчеркнуто развивают собственную субкультуру . Было проведене конгкретное исследование молодежных групп по месту жительства в районах Санкт - Петербурга методами анкетного опроса , интервьюирования , включенного наблюдения , что позволило опровергнуть некоторые стериотипы . Всего анонимно было опрошено 345 юношей и девушек , которые отнесли себя к 47 различным группам . Опрос производился в местах « тусовог » - подъездах , подвалах , парках

, дворах . Авторы исследования сознательно не ориентировались на поиск определенного типа и выявили широкий спектр : дружеские компании одноклассников , группы по досуговому занятию , криминогенные группы . Количественный состав респондентов колебался от 4 - 5 до 25 - 30 человек в группе . 31 % составили школьники , 26 % - учащиеся ПТУ , 10 % - студенты техникумов ,

6 % - студенты ВУЗов , 23 % - работающие , 6 % - нигде не работающие и не учащиеся . Для получения более объективной социологической картины понадобилось определить социальные факторы , способствующие « уходу » молодежи в неформальные группы - невозможность самореализации в семье , школе , общественных организациях , конфликты с родителями и преподавателями . Мотивы вхождения и пребывания в группе следующие : совместные развлечения -

45 % опрошенных , просто желание провести свободное время - 42 % , отсутствие взрослых и контроля - 34 % , необычные приключения и переживания - 31%, общие интересы с членами группы - 29 % , возможность поговорить с теми , кто тебя понимает - 27 % , 23 % опрошенных ответили , сто члены группы « очень интересные ребята » . В то же время внешние причины вхождения в группы по месту жительства весьма показательны :

43 % - внутреннее одиночество и желание найти друзей , 31 % - « все надоело » , 16% - ссоры с родителями , 11 % - конфликты в школе , на работе, 10 % не верят взрослым и разочарованы в окружающих , 9 % - протистуют против лжи и неспроведливости , 12 % - « просто не знали , как жить дальше » ( 15 , С . 83 ) . Для сравнения можно привести результаты комплексного исследования , проведенного в

Волгограде в 1991 г . Исследование включало в себя анкетирование учащихся школ и ПТУ , техникумов , выборочное интервьюирование , анализ материалов ИДН , КДН и показало , что ведущими мотивами , определяющими учпстие юношей в молодежных группах , являются сплоченность , возможность защитить своих членов ( 52 % - учащиеся ПТУ , 20 % - школьники ) , независимость от взрослых - родителей , педагогов ( 48 % - учащиеся

ПТУ , 25,5%-школьники ) , возможность проявить себя ( 30 % - учащиеся ПТУ, 25 % - школьники ) ( 16 , С . 170 ) . На вопрос « отметьте , где вам удается добиться признания , проявить себя как личность ? » не более 10 % ответили : в учебе , на работе , в семье , зато на досуге - 21 % , среди одноклассников - 19 % , среди друзей по группе - 52 % ( 15 , С . 83 ) . Говоря о наиболее важных жизненных ценностях ,

65 % назвали верных друзей , 56 % - любовь между юношей и девушкой , 39 % - уважение окружающих . Наименее важным из 18 предложенных ценностей ( методика М.Рокича ) оказались : познание окружающего мира и людей - 5 % , ощущение красоты природы и искусства - 5 % , активная творческая деятельность - 4 % . При этом удовлетворены тем , как складывается их жизнь -

28 % , 25% - неудовлетворены , 36 % - затруднились ответить . Подавляющее большинство ( 64 % ) довольны своим времяпрепровождением в группе , причем наиболее распространенная форма досуга - тусовка , затем - посещение дискотек , 32 % ответили , что гуляют по городу , 15 % «сидят в подвале , подъезде » ( 15 , С . 84 ) . Ориентация молодых людей на те или иные ценности и образцы поведения зависит от множества

объективных и субъективных факторов : возраста ( наибольшая субкультурная активность наблюдается в 16 - 17 лет и снижается к 25 г . ) , интеллектуального потенциала личности , социального происхождения ( уровня образования и характера ценностных ориентаций родителей ) , особенностей общения со сверстниками ( наличие и направленность неформальной группы , качества ее лидера ) , места жительства . Вообще субкультурная активность молодежи характерна , главным образом , для больших городов .

Это не случайно , поскольку именно город предоставляет обилие социальных связей , а , следовательно , и реальную возможность выбора , лежащую в основе субкультурной активности . Однако действительный выбор поведения индивида зависит от специфики той социокультурной микросреды , в которую он включен . Интересные исследования в области изучения молодежных субкультур , ценностей и нормативного поведения их носителей были проведены научными сотрудниками

Беларусского гос . университета И.Н.Андреевой , Н.Я. Голубковой , Л.Г.Новиковой. По данным их исследования , к различным субкультурным группировкам принадлежит 28,4 % опрошенных ( в Минске почти треть респондентов ) . Наиболее популярными оказались группы любителей современной музыки и отдельных исполнителей ( 14,4 % ) . Наименьшей популярностью пользуются объединения , занятые какой - либо созидательной деятельностью

( 1 , С . 52 ) . Бытует устойчивый миф о повальном увлечении молодежи рок - музыкой . Однако , по данным исследования , только 53,7 % респондентов являются ее поклонниками . Из них 4,4 % - фанатичные приверженцы « хеви металл » , не признающие других форм культуры . Единственной группой , где рок - музыка занимает первое место среди увлечений учащиеся ПТУ. В качестве культурного « кода » здесь превалирует зук , а не слово .

Это косвенно подтверждается и такими данными : вербальная деятельность характеризует совместный досуг 82 % школьников , 65 % студентов , 44 % учащихся ПТУ ( 1 , С . 52 ) . Отвечая на вопрос « Есть ли связь между уровнем духовной культуры , ориентации на определенные виды досуговой деятельности и образцми социально негативного поведения ? » исследователи отвечают , что , несомненно есть . Культурная неразвитость сужает диапазон духовных интересов , что ведет к концентрации

внимания на каком - то одном ( случайно выбранном или наиболее доступном ) виде деятельности . Формируется прямолинейное , некритическое отношение к своему хобби , которое со временем становится заменителем духовной жизни , видом наркотика . Такое « монокультурное » развитие на определенном этапе может потребовать искусственного взвинчивания нервной системы для полного эмоционального переживания своего любимого занятия . Далее , культурная ( духовная ) ограниченность сопровождается , как правило

, нетерпимостью к любому инакомыслию , агрессивным отношением ко всему , что выходит за рамки собственных представлений . Так 7,8 % учащихся ПТУ ответили , что могут ударить человека за то , что он « болеет » за другую спортивную команду , среди школьников такой ответ дали 4,5 % , среди учащихся техникумов - 3,7 % , студентов - 0,8 % . К силе , как способу решения всех конфликтов , апеллируют 1,3 % студентов, 2,9 % учащихся техникумов , 9,2 % учащихся ПТУ . ( 1 , с .

53 ) . С помощью факторного анализа были изучены основные жизненные ценности респондентов . В результате для каждой категории учащихся было получено три фактора , значимо характеризующих ценностную структуру их сознания . Первый фактор , названный потребительским , представлен в старших возрастных группах (студентов вузов , техникумов ) такими переменными , как карьера , секс ; у школьников - деньги , секс , у учащихся ПТУ - рок - музыка , карьера , сила .

Второй фактор во всех группах , кроме студентов , составили ценности : учеба , творчество , уважение к старшим ; третий - лбюовь и стремление создать семью . У студентов вузов эти два фактора в силу возрастных особенностей поменялись местами по значимости . Особым направлением в изучении неформальных юношеских объединения является описание механизма образования стихийных или неформальных подростковых и юношеских групп .

Данный механизм включает в себя как бы два блока как подросток , юноша отчуждается от традиционных групп социализации и почему онм объединяются в группы с антисоциальной ориентацией . Механизм формирования таких групп представил Г . И . Забрянский . ( 16 , с . 47 ) . МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИСОЦИАЛЬНЫХ ПОДРОСТКОВЫХ И ЮНОШЕСКИХ ГРУПП Потребность в самоутверждении есть возможности возможности

ограничены расслоение подростков заниженная ощущение чувство самооценка ущербности ненужности Аутсайдерство Конфликты с педагогами с семьей с коллективом класса , группы Поиск неофициальных групп, представляющих возможности для самоутверждения Освоение способов самоутверждения, предлагаемых группой невыпол- нарушение аморальное право- нение соци- принятых в поведение нарушение альных обществе обязанностей стандартов поведения



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Решение математических уравнений и функций
Реферат Особенности коммуникации больных с непсихотическими расстройствами
Реферат Психолог в школе и работа с родителями
Реферат Апулей
Реферат Общие сведенья о Калининградской области
Реферат Особенности физической нагрузки при плоскостопии
Реферат Булацель, Георгий Викторович
Реферат Содружество наций в международных отношениях
Реферат Особенности речевого развития детей раннего возраста 3-4 года в условиях социальной депривации
Реферат Применение видеозаписи при производстве следственных действий
Реферат Современное состояние взаимоотношений России и Киргизии
Реферат Реформа отношений собственности
Реферат Современные тенденции развития внешней торговли Китая
Реферат Особенности методологии валеологии
Реферат Ахматова Раиса Солтамурадовна (1928-1992 гг.)