Реферат по предмету "История"


Арабские источники о тюрках

СодержаниеВведениеГлава 1. Древние тюрки и первые сведения оних в китайских источникахГлава 2. Арабо-мусульманские источники отюркахГлава 3. Арабское завоевание Средней АзииЗаключениеСписок использованной литературы

Введение
 
История Древнего Востока и тюрков имеет большую протяженностьво времени. Мы начинаем ее изучение с появления первых государственныхобразований в долинах Нила и Евфрата во второй половине IV тысячелетия до н.э. и заканчиваем дляБлижнего Востока 30-20-ми гг. IV в.до н.э., когда греко-македонские войска под руководством АлександраМакедонского захватили весь Ближний Восток, Иранское нагорье, южную частьСредней азии и северо-западнуючасть Индии. Что касается Средней Азии, Индии и Дальнего Востока, то древняяистория этих стран изучается до III-V вв н.э. Эта граница являетсяусловной и определяется тем, что в Европе в конце V в. н.э. пала Западная Римская империя и народы европейскогоконтинента вступили в период средневековья. Географически территория,называемая Древним Востоком, простирается с запада на восток от современногоТуниса, где располагалось одно из древнейших государств — Карфаген, досовременных Китая, Японии и Индонезии, а с юга на север — от современнойЭфиопии до Кавказских гор и южных берегов Аральского моря. В этой обширнойгеографической зоне существовали многочисленные государства, оставившие яркийслед в истории: великое Древнеегипетское царство, Вавилонское государство,Хеттская держава, огромная Ассирийская империя, государство Урарту, мелкиегосударственные образования на территории Финикии, Сирии и Палестины, ТроянскоеФригийское и Лидийское царства, государства Иранского нагорья, в том числе,мировая Персидская монархия, в состав которой входили территории почти всегоБлижнего и частично Среднего Востока, государственные образования Средней Азии,государства на территории Индостана, Китая, Кореи и Юго-Восточной Азии.
В данной работе мы попытались более глубоко рассказать обарабских источниках о древних тюрках. Исходя из общей цели мы выделяемследующие задачи:
-  рассказать опервых сведениях о тюрках в китайских и других источниках;
-  осветить историюзавоевания арабами Средней Азии;
-  рассказать обарабо-мусульманских авторах и их сочинениях о древних тюрках.
Данная курсовая работа состоит из трех тематически заявленныхглав, введения, заключения и списка использованной литературы.

1. Древние тюрки и первые сведения о них в китайскихисточникахВтечение I—II вв. гунны боролись с Китаем и одновременно с другими соседями:саками, протомонголами и древнекиргизскими племенами бассейна Енисея. В конечномсчете, ослабленные в этой борьбе, гунны в середине II в. н. э. потерпелипоражение от протомонгольских племен сяньби и были оттеснены на запад, впределы современного Казахстана. В этом движении они увлекали за собойпобежденных ими саков, большая часть который подвергалась тюркизации, а такжеугров, являвшихся, по-видимому, союзниками гуннов. Во II в. западные источники(Дионисий и Птолемей) фиксируют гуннов в Прикаспии.Восновном по китайским источникам и данным археологии изучены история Гуннскойдержавы в Центральной Азии, взаимоотношения гуннов с Китаем и западнымисоседями, каковыми были восточноскифские (сакские) племена юэчжей и усуней.Войны гуннов с последними и являются, по сути дела, предысторией гуннскогонашествия на Европу. Именно в последние века до н. э. и первые два столетия н.э. происходили события, плохо освещенные в источниках, но имевшие серьезноезначение для истории Евразии. Речь идет о широкомасштабных этническихизменениях на огромной территории от Монголии до Волги. Раньше здесь в степнойполосе обитали преимущественно иранцы, а в лесостепной — угры. В указанное жевремя ситуация стала меняться. Ныне доказывается, что основная масса племенсобственно Гуннского союза состояла из прототюрок. Единственным остатком их поязыку в наше время являются чуваши, в раннее же средневековье наиболееизвестными прототюркскими этносами были булгары и хазары. Похожена то, что самые первые мусульмане среди Хунгаров появились не ранее второйполовины 3-9 века, в тот исторический период времени, когда племена, входившиев Хунгарскую федерацию, еще вели кочевой образ жизни и обитали между Доном иНижним Дунаем, являясь соседями большого государства Тюркских Хазар (TurkishKhazarr), столица которых Атиль или Идель располагалась чуть восточнее рекиВолги. Население государства составляли различные национальности: чистыехазары, затем иранцы — сарматское племя Аорсы (Aorsi), которые составлялигвардию Хазарского кагана, хорезмийцы (Khwarazmians) и, наконец, многочисленныемусульманские купцы разных национальностей, жившие в столице Хазар, в которойимелись мечети и школы, где изучался Коран. Согласно Risale Ибн Фадлана, вИтели имелась пятничная мечеть, а местные мусульмане являлись поданнымиХазарского кагана.[1] Согласно al-Istakhri вИтели проживало 10 000 мусульман, имелось 30 мечетей.Самоеранее упоминание встречается в " Kitab al — Alak al nafisa", у ИбнРуста (Ibn Rosteh) иранского хронографа, написанную между 290-300 (араб.летоисчисление) или 903-913 гг. на основании географических заметок иранскогоученого – al Diayhani (900?), который в свою очередь, использовал как источникидля своего исторического труда анонимные исторические свидетельства оЦентральной Азии и Восточной Европе. В этих источниках венгры называютсяMadjghariyya или Мадьяры. В тот исторический период Мадьяры проживали недалекоот Черного моря между Доном и Дунаем. Их соседями являлись сильное племяБаджняков (Босняки-Боснийцы, печенеги) Badjanak- Pechenegs. Именно, под ихдавлением Мадьяры около 889 –92 гг. были вынуждены, переселится к Карпатам, гдеосновали свое государство просуществовавшее до окончания I Мировой войны… Весьмавероятно, что тот же самый " Anonymous account" (9 в.) явилсяисточником для «Kitab al Masalik wa manalik» иранского ученого AlBakri, в которой описывается страна Al-Madjghariyya (460/1068). В этомисточнике говорится, что Мадьяры ведут кочевой образ жизни, а их землирасположены по берегу Черного моря Madjghariyya и граничат с Византией (biladal-RumСложностьизучения событий этого времени в запутанности и неопределенности этническойтерминологии византийских источников. Например, кочевников Восточной Европы онитрадиционно называют гуннами, иногда тюрками. Феофилакт Симокатта пишет, что северныесоседи персов — гунны, которых привыкли называть (в его время) тюрки. То же уФеофана и других авторов. [2]Да и армянские писателидаже в VII в. охотно применяют наименование «хоны» ко всем севернымкочевникам/ не обязательно тюркам.Уже говорилось о различении в источникахбулгар и утигуров, но Никифор называет Куврата государем уногундуров, хотя этои не означает тождества уногундуров с оногурами и утигурами, как полагает,например, А.В. Гадло. 2. Арабо-мусульманские источники одревних тюркахОписаниенарода al-Madjghariyya также встречается в Tabai al hауаwan (514/1120 гг.),написанную иранским ученым Sharaf al Zaman Tahir al Marwazi. Анализ текстапоказывает, что в период до 889-92 гг. Хунгары обитали в южных степях России,между Доном (Dune, в тексте иранца Ibn Rosteh) и Atil (Идель прим. Автора) Etul(Don?). Описание страны Al- Madjghariyya в труд al Marwazi, также взято изработы al- Diayhani. АнонимныйПерсидский источник называемый – «Hudud al alam», написанный в 982 г.упоминает Хунгар под именем Madjghari. Согласно «Hudud al alam»,страна — Madjghari располагалась к западу и граничила с Карпатами, а с севераграница проходила со страной Христианского народа названного – Wanandar. Этоплемя, возможно, идентифицировать с племенем Булгар – Onugundurs (Онугуры),которые в 6-7 веках заселили северо-западную часть Кавказа в регионе Кубани. ИзВизантийских источников известно, что под командованием хана Аспаруха частьэтого племени покинула район Кубани и двинулось к нижнему Дунаю, которыйпересекла в 679 г., и где обосновалось. С юга Онугуры граничили с государствомБулгар. Новоприбывшие Оногуры приняли христианское крещение в 864 г. Издругого " Anonymus account" написанного в 10 веке мы узнаем, чтоХунгары завоевали Карпаты в 889-92 гг. [3]ИмяMadjghari или точнее Madjghariyan, (множественное число от ПерсидскогоMadjghari) также встречается в труде «Zayn al-akhbar»(414-4/1048-52), принадлежащего перу иранского ученого Gardizi или Gurdezi(Гардизи). Гардизи относил их к тюркам. В «Zayn al-akhbar» впараграфе посвященного Булгарам (Bulgars) Дуная, они названы Nandar (Нандар). Al-Marvaziв своем труде «Tabai al-hayawan», также называет Хунгар (которых онзнал по их древней родине к северу от Черного моря между двух рек, которыеможно отождествить с Доном и Дунаем) – Al Madjghariyya. AlMarvazi считал Мадьяр по происхождению (origin) тюркским народом, как и IbnRosten (Ибн Руста), он использовал как источник – Anonymous accountсоставленный Al-Diayhani. Имяal-Madjghariyya также упоминается Abu Al-Fida (732-1331) в его географическойработе – Takwim al-buldan. Возможно, Abu Al-Fida использовал как источник трудисторика Al-Bakri под именем Kitab al Masalik wa L-mamalik.Возможно поэтому AbuAl-Fida называл столицу Хунгаров Madjghari. Вдругом отрывке своего труда Abu Al-Fida упоминает Magyar под именем – Madjar.Согласно этому отрывку Madjars проживали по соседству с Сербами (al- Sarb),Влахи (Vlachs- араб. Al-Awlak) и другими «неверными» (infidel) тоесть христианами в горах называемые Kashka – Tagh (Кашка-дар, Кашкадар), гдеDanube (Дунай) начинается и течет, а с другой стороны его Альпы, а с другой –Балканский полуостров. [4]AlDimashki в своей космографической работе " Nukhbat al-dahr fiadjaibal-barr wa l-bahr", упоминает Madjar или Хунгаров среди племен населявшихстрану – Nahral – Sakaliba wa L-Rus (где Al-Dimashki ошибочно посчитал Дунай иТиссу притоками Днепра). ПомимоМадьяр Al-Dimashki также упоминает племя Bashkirsd-Bashkord –Башкорд.Персидскиеи арабские имена al-Madjghariyya, Madjghari, Madjghariyan и Madjar – Мадьярыпроисходят из финно-угорского этнонима – Magyar, который также был известен посредневековым европейским источникам. Например, Византийский автор КонстантинПорфирородный писал (в 949-52 гг.), что среди Хунгар поселившихся при СреднемДунае имеется клан meyepn (по венгерски Meger). В «Венгерскойхронике» — Симона Гезы (написанную в 1285-5) «Gesta Hungarorum»говорится, что предки Хунгаров носили имя – Mogor. ВGesta Hungarorum автора Belae regis Notarius (са.1200) говориться, чтотерритория, которую занимали хунгары до своего прихода в Карпаты, называлась-Dentumogor (по-венгерски -Donto magyar). Вторая часть этого имени – mogor,соответствует имени предков венгров из хроники Simona of keza, в то время какпервая часть- Dentu, по всей видимости, восходит к имени Dana, известной поKitab al-Buldan, написанной Ibn al-Fakih 290/902), как территория,расположенная в нижнем течении Дона, также известно под именем TanaT,упоминаемой в письме хазарского кагана Иосифа (10 в.). Итальянскиегеографические карты 13-14 веков также называют этот регион – Thanatia. Bashkirsявляются вторым этнонимом, которым арабские географы 4-8/10-14 веков называлиХунгаров. Другоеимя, каким арабские географы 4-8/10-14 вв. называли Хунгаров, было имя Bashkirs,которые на самом деле были не Мадьярами и проживали с 9 в., если не ранее, натерритории, соответствующей провинциям старой России, простиравшимся от Пензыдо Оренбурга, они (башкиры) не имеют ничего общего с Хунгарами, которыеговорили и говорят на языке финно-угорской группы. Употребление имени –Bashkirs для обозначения Хунгаров загадка, которую предстоит решить несмотря напредыдущие многочисленные попытки историков и лингвистов, как венгерских так идругих, которые не смогли ее разрешить. [5]Первыйарабский автор, у которого встречается имя Bashkirs для обозначения Хунгар, былal- Masudi (345/956), которой в своей книге " Murudi al-dhahab описалвойну Хунгар и их союзников Pechenegs (Печенегов) с Византией в 320-32/932-944годах. Al-Masudi в своей книге назвал Хунгар двумя различными, но близкимиименами — Badjghird и Bazkirda, которыми обозначил два многочисленных племени. ИсторикAL Istakhri в своей книге " Kitab Masalik al Mamalik" также именемBasdjirt назвал подлинных Bashkirs и Хунгаров (Hungarians). Basdjirt(подлинные) Башкиры проживали, согласно этому географу, между Огуз-Тюрками(al-Ghuziyya) и Булгарами Камы (Bulghar) и подчинялись последним, тогда какBasdjirt Hungarians проживали по соседству со страной Al-Rum или Византийскойимперией. Они были соседями Badjanak или Печенегов, которые проживали междуДоном и Дунаем. Исторический труд al-Istakhri явился главным источником принаписании ученым Ibn Hawkal своего географического исследования, озаглавленного«Kitab al- Masalik wa L- Mamalik» или " Kitab Suratal Ard"(первое издание до 356/967, второе издание 367/977, и окончательная версия378/988). В этой книге Ibn Hawkal, как и все, называл Хунгар именем Basdjirt. ИмяBashkirs (написано Bashghird) встречается в книге арабского путешественника иписателя Abu Hamid al Andalusi al Gharnati (565/1169 –70), называемой «alMurib an bad adja-ib al Maghrib», в которой именем Badjghird названыжители страны – Unkuriyya. Abu Hamid al-Gharnati посетил страну Unkuriyya в545-547/1150-1153 гг., где прожил три года, а покинув ее, оставил в этой странесвоего старшего сына, который женился на дочери местного мусульманина. Этот жеавтор в другой своей книге – Tuhfat al-albab также описывает Хунгар под именем Bashghurd.Другойавтор Yakut (626/1229) также описывает и называет Хунгар именем Bashkirs, а ихстрану Bashghirdiyya. Yakut сам встретил группу башкир в городе Алеппо (Халеб)в Сирии изучающих мусульманское право по канону, созданномуфилософом-правоведом Абу-Ханифа Денавери, кордом по национальности. Йакуталь-Хамави (Yakut) также упоминает европейское имя Хунгар как al-Hunkar(al-Hungar)[6]. Огромныйгеографико-описательный труд Ибн Саида Магреби, в котором содержится эта идея(о двух религиях Хунгар), был использован как источник историком Abu L-Fida принаписании им своей книги «Takwim al buldan». Арабскийкосмограф Abu Shams Abd Allah al-Dimashki (727/1327) в своей книге "Nukhbat al-dahr fi adjaib al-barr wa L-bahr" говорит, что народ Bashghirdпроживает на юго-востоке от Европы вдоль Madjar или Хунгаров (Hungarians). Онтакже не понял, что эти имена представляют один народ. Возможно, Al-Dimashkiназывая венгров двумя именами Хунгары-Мадьяры и Башкорды отделял мусульман –венгров от венгров – христиан, как это сделал Ibn Said al-Maghribi. Bissermini,Bezzermini, Bisirmani, Bezermeni, Buzurman – Бессермяне — Басурмане. Это естькалька с древнего хунгарского слова – Bosormeny «мусульманин» употребляемогов хунгарских хрониках, написанных на латыни. Однако это слово употреблялось нетолько в центральной и восточной Европе, но встречается (с тем же значением) впольском, старо-чешском и русском языках, в которых слова – bisurman(busurman), besermen и basurman (busurman) — басурман, бесермен означало –мусульманин. Важно, что Джон Пауль Карпини, известный посол Римского ПапыИннокентия IV к монгольскому хану (1245-7), в своих путевых записях упоминаетнарод называвшей себя – Bisermini, которые отождествлялись ученым I. Hrbek(1955 г.) с Khwazarmians – хорезмийцами, жившими возле Аму-Дарьи. Также, вполневозможно, что Bisermini — бисермяне Хунгарии могут быть частью этих –Khazarmians – хорезмийцев в Хунгарии. Во всяком случае, термины – Ysmaelita (исмаилиты)и beserman (биссермян), ismaeliticus означали только мусульман в целом.Необходимо к этому добавить, что имя Boszormeny отмечено как топоним в пятиадминистративных единицах Хунгарии (Венгрии) в пределах ее исторических границ,а также в ряде средневековых документов. Например, в документе датируемый 1248годом упоминается город – villa Nogbezerman (на венгерском Nagy Boszormeny«great Boszormeny» «Великие Бесермяны»), которыйрасполагался к востоку от среднего течения р. Тиссы в районе Ниир – Nyir (Nyr).[7]Caliz(1114 г.) Kalez (1156 г.), Qualis (1212 г.) на современномхунгарском (венгерском) Kalis и немецкиххрониках – Kotzel, Koltzens, Khwarazmians. Это имя впервые в Хунгарских источниках налатыни упоминается в 1111 г. как народ называемый «хунгарами» — Calis, византийский эквивалент этого имени Khalisioi. Согласно византийскомуисторику Sohn Kinnamos (писавшему между 1150-65 годами), эти — Khalisioi былиподчиненными короля Хунгар и воевали вместе с Dalmatoians (Далмация) противармии византийского императора Manuel Comnenus (Мануил Комнин). Мнение историкаотносительно религии этих Khalisioi очень различается; в одном месте он пишет,что они придерживаются религии персов (islam?), тогда как в другом отрывкесвоего сочинения говорит, что они придерживаются религии Моисея (mosaic).Хунгарское имя — Kaliz, как и византийское — Khalisi соответствуют Khvalisi — хвалисы, как на старо-русском языке называли Khwarazmians — хорезмийцев иKhwarazm – Хорезм, что встречается в летописи Нестора написанной в начале 12века. Хунгарское имя хорезмийцев – Kalis, соответствует этнониму al–Khazar, alKhalis или, — khazar–khalis, которым именовались этническая группа людейблизких по своему происхождению к хорезмийцам и проживавших, согласно историкамal-Istarhi и Ibn Hawkal, в западной части хазарской столицы города Итиля(Atil). Хорезмийцы (Chwarazmians) появились в хазарском царстве в 8 веке,поскольку имя «епископа» хорезмийцев-Khonales упоминается в спискеимен, записаннвх ранее 787 года. Это был список имен «епископов» всейхазарской империи, которые подчинялись своей метрополии в г.Doros (Дорос) вКрыму. Имя — Khonales стоит в списке сразу после имени – Astel (Итиль) столицыХазарии. Согласно Кулаковскому и Васильеву А. (The Goths in Grimea, Cambridje Mass.1936 г.) — Khonales был город расположенный в Хазарском царстве, к востоку отр. Волги, неподалеку от Каспийского моря, которое в летописи Нестора (12 в.)носит название – Хвалынское море. Возможно также, что имя Khvalinsk, носилавосточная часть Хазарской столицы, тогда как Западная часть называлась Итиль(Atel). Согласно«Al-Murib», в Хунгарии (страна Башкерд) существовало два типамусульман. Так там имелись «awlad al Maghariba», «потомкинародов Запада» и «awlad al-Khwarazmiyyin», т.е. «потомкиХорезмийцев». В первом случае имя «awlad al Maghariba» (Магриб — запад на курд. яз.) остается загадочным. МусульманеХунгарии в то время были еще многочисленны, так как в папском письме от 1221года говорится о многочисленности сарацинов Хунгарии «multitudo SaracenorumHungariae». В период правления Андрея II появилось предписание омусульманах Хунгарии, известное по книге Йакута аль Хамави «Mudjamal-buldan». Эти сведения были получены им от al-Bashghirdyya — башкордов,которых он встретил в г. Haleb (Алеппо). [8]Дата этой встречи точнонеизвестна, но, тем не менее, известно, что Йакут провел некоторое время здесь(Алеппо) в 613/1216, 614/1217, в 621/1224 и в 626/1229 гг. незадолго до своейсмерти. Согласно этому автору, Башкорды «al Bashghirdyya» были людьмис очень красными волосами (блондины), лицом и телом розового (здесь – белогоцвета, Йакут употребляет здесь арабский термин – в обоих значениях), ониисповедовали мусульманское юридическо-религиозное право, каноны, следуя школеАбу Ханифы. Йакут Аль Хамави спросил одного их этих Башкордов об их стране иобразе жизни, и ему объяснили, что страна – Башкерд-Bashghirdyya находится заКонстантинополем и принадлежит Франкам или стране франков (другими словами — западные христиане) которых эти башкорды называли al-Hunkar или Хунгария. ЭтиБашкерды подчинялись (араб. raiyya) королю Хунгар и проживали в тридцатиместах, удаленных друг от друга. Башкерды были вовлечены в Священную войну — джихад (djihad). Учитывая тот факт, что Хунгария была окружена врагамимусульманской религии, Йакут Аль Хамави также спросил у встреченных имБашкердов, как они попали в Хунгарию, те ему объяснили, что прибыли в странуal-Hunkar из Булгар (bilad Bulgar); в древние времена семь мусульманских ученых(проповедников), которые поселились среди них al-Bashghirdyya — Башкердовобратили их в Ислам. Эта традиция, услышанная Йакутом аль Хамави опроисхождении башкордов Хунгарии от Булгар, соответствует Хунгарской хронике«Anonymi gesta Hungarorum», написанной 1196-1203 годах, согласнокоторой, во время правления царя Таксони (Taksony) в Хунгарию переселиласьгруппа Ishmaelites (исмаилиты) из terra Bulgar. 3. Арабское завоевание Средней АзииНаюге Восточной Европы в VI в. утверждается верховная власть сначала единого Тюркского,а затем, с 588 г. (приблизительно), Западнотюркского каганатов. Центрпоследнего располагался в Семиречье, а главная арена деятельности находилась вСредней Азии, где тюрки постоянно конфликтовали с Ираном. Но и племенаПредкавказья, по крайней мере восточной его части, зависели от хакана тюрок ивовлекались в войны с Ираном. Ранниеарабские авторы для событий VI в. использовали вполне достоверные для этоговремени сасанидские «Хвадай-намак». Именно из них они почерпнулиизвестие о разгроме тюрками государства эфталитов (хейталитов), когда хакантюрок убил Варза, царя эфталитов, и овладел его страной. Расцвет Тюркскогокаганата они связывали с хаканом (маликом, царем) Сенджибу (Сенджиу). Длязащиты от орд этого владыки Хосров I Ануширван заново укрепил Дербент ипоставил там на условиях военного поселения 5 тыс. воинов-персов для защитырубежей Армении. В тоже время, говоря о хакане западных тюрок, арабские источники изображают его наКавказе как некоего верховного сюзерена многих местных племен. Среди последнихже для 60—80-х годов упоминаются бурджан (т. е. булгары), баланджар, банджар,аланы выглядит лишь как самое видное. Особенного внимания заслуживает упоминаниевойны Ануширвана с булгарами в районе Дербента, если это, конечно, не позднейшаяинтерполяция. [9]Такимобразом, во второй половине VI в. на Северном Кавказе функционировали несколькополитических объединений, одним из которых было Хазарское. Но все они, видимо,в той или иной мере признавали верховную власть Тюркского каганата. Последворцового переворота в Константинополе 602 г., когда император Маврикий былубит Фокой, персы под предлогом мести за убитого перешли в наступление наВизантию. Началась длительная война, продолжавшаяся более 25 лет. Предлог квойне был, конечно, надуманным, поскольку Хосров II не прекратил военныхдействий и после того, как Фока был свергнут и казнен Ираклием. Почти 20 летвоенный успех сопутствовал Ирану, чьи войска овладели Сирией, Палестиной,Египтом, дважды достигали Константинополя.Нозатем военное счастье перешло к Ираклию. Знаменитый рейд императора черезМесопотамию и Армению стал возможен не только благодаря его внезапности, но ипотому, что Ираклий сумел найти себе союзников в тылу врага. [10]Ал-Мас'удиупоминает в качестве союзников Ираклия алан, хазар, абхазов, сарир, грузин,армян и других (не названных). На стороне Хосрова в Закавказье остались албаны и,по-видимому, часть армянских князей. Есть основания полагать, что и правитель(эрисмтавари) Картли остался верен Ирану, за что позже жестоко поплатился.Персы были вынуждены покинуть Закавказье, исключая некоторые укрепленные пункты(Тбилиси, Дербент). Однако Хосров в следующем 625 г. заключил союз с аварами,булгарами и славянами, и те в 626 г. осадили Константинополь. В ответ Ираклийобратился к хазарам, и те стали опустошать ЗакавказьеИсторияЗападнотюркского каганата известна нам плохо, По армянским и отчасти арабскимисточникам мы знаем о событиях конца VI — начала VII в. на восточной границеИрана Себеос подробно рассказывает об армянском князе Смбате Багра туни,которого Хосров II назначил мирзпаном пограничной области Гиркании. Вопрекимнению некоторых историков это происходило не в правление хакана Тун-шеху(618—630 гг.), а в последние годы VI в. и в первые годы VII в. Затем сведения отюрках на востоке Ирана из источников исчезают, и, как уже сказано, в 20-хгодах VII в. союзниками Ираклия выступают хазары. а Хосрова — булгары, авары,славяне и др. Из китайских источников известно, что Тун-шеху «покорилПерсию». Очевидно, здесь какая-то путаница. Или Тун-шеху правил раньше, вконце VI — начале VII в., или к 20-м годам VII в. ошибочно отнесены событияболее раннего времени. Исследователиотносят к 30-м годам VII в. смуту в Западнотюркском каганате и именно с ней илиже с крушением этого государства под ударами китайцев в 50-х годах VII в.связывают возникновение Хазарского государства. Мне представляется этонеточным. Выше приведены данные источников о практически самостоятельнойхазарской политике в 20-х годах VII в., и это позволяет датировать образованиеХазарского государства приблизительно первой четвертью VII в. Правда, хазарскийправитель еще признавал верховную власть хакана тюрок, с которым он был вродстве. Но двойной титул хазарского правителя, джебу-хакан, кажется, говорит отом, что он считал себя не ниже своего официального сюзерена. На практике жехазары действовали полностью самостоятельно. Принимаяза дату основания Хазарского государства первую четверть VII в., в то же времяподчеркнем, что речь идет о начальной дате, за которой последовал довольнозначительный период становления Хазарского каганата как уже во всех отношенияхсамостоятельного государства, ставшего главной политической силой ВосточнойЕвропы. И в этом периоде вырисовываются два главных момента: принятие хазарскимвладыкой высшего в кочевом мире титула «хакан» и победоносная борьбас другим прикавказским политическим объединением — Булгарским союзом. ВозвышениеВеликой Булгарии источники связывают с правлением хана Куврата. Очевидно, егоимеет в виду эфиопский источник, упоминающий о крещении булгарского правителя вКонстантинополе в 619г. Полагают, что в начале 30-х годов VII в. (632 г.)булгары освободились от (номинальной) зависимости от Западнотюркского каганата.Куврат умер во времена императора Константа II (641—668 гг.), оставив пятерыхсыновей, которым завещал жить вместе и не враждовать друг с другом. Но детиКуврата нарушили завет отца, и Булгарское объединение распалось. Из возникших«дочерних» орд лучше всего известны две: та, что вместе с ханомАспарухом ушла на Балканы, и орда старшего сына Куврата Батбаяна (Баяна),оставшаяся в Приазовье. Согласно византийским источникам, уже после распадаБулгарского объединения из глубин Берзилии (Верилии} вышел великий народ хазари сделал орду Батбаяна-Баяна своим данником. Иначепредставлены эти события в хазарских сказаниях. Отвечая на вопрос Хасдая ибнШафрута, царь Иосиф рассказал, очевидно, предание из тех, что, по его словам,«известны всем старикам нашей страны». Согласно этому преданию,хазары некогда были малочисленны и воевали с народами, которые былимногочисленнее и сильнее их. Здесь надо обратить внимание на два момента. Во-первых,на указание о малочисленности хазар. Во-вторых, на то, что они воевали сдругими народами, без указания на подчинение хазар последним. Имя этих враговхазар упомянуто лишь в пространной редакции письма Иосифа, где оно обозначенокак вннтр. Исследователи давно пришли к выводу, что под вннтр следует пониматьплемена Булгарского союза. События эти происходили где-то в 40—70-х годах VIIв. после смерти Куврата. [11]Но в отличие от византийскихисточников хазарские предания говорят о преследовании хазарами врагов до р.Дуна, т. е. Дуная, с дополнительной констатацией факта поселения беглых вннтр,т. е. булгар Аспаруха, вблизи Константинополя. И этому надо верить, так какстепные (и частично лесостепные) районы Восточной Европы попали под властьхазар.Нокак все-таки малочисленные хазары сумели победить многочисленных, «какпесок у моря», булгар? Несомненно, здесь большую роль сыграла вражда междусыновьями Куврата. Но ведь Аспарух ушел на запад, преследуемый хазарами, и,следовательно, до этого булгары — плохо ли, хорошо ли — действовали противврага вместе! Следовательно, надо искать и другие причины победы хазар.Думается, источники при их внимательном рассмотрении дают ответ и на этотвопрос. Земляалан занимала центральную часть Предкавказья и вклинивалась на запад, т. е. втерриторию, контролируемую булгарами. Следовательно, для алан было важноосвободиться от власти булгар, а потому они и могли пойти на союз с хазарами,жившими на восток от их территории. Именносоюз с аланами помог хазарам сокрушить булгар, изгнать часть их на запад иподчинить остальных. В укреплении этого союза наверняка сыграли роль иподвластные хазарам родственные аланам маскутские племена Каспийского побережья,даже абхазы и, наконец, хазары. Хазары упоминаются чаще других племен, и этодает основания думать, что именно их политическое объединение постепенно, к90-м годам VI в. (события, связанные с восстанием Бахрама Гура в 590-591 гг. ),выдвигается на первый план в Восточном Предкавказье. Правитель хазар уже вначале 90-х годов VI в. титулуется «малик» («царь»). В тоже время упоминание рядом с хазарами и других племен свидетельствует онеустойчивости политической ситуации в этом районе, наличии там и другихполитических объединений, среди которых Хазарское Печенеги,прибывшие в Хунгарию в несколько этапов в течение — 10, 11, 12 веков, былиязычниками, исповедовавшими примитивную религию древних тюрков. Однако имеласьв их составе и внушительная группа мусульман, о чем можно судить по работеal-Masudi, описавшей войну Badjana/Badjanak в союзе с Хунгарами против Византиив 320-32/932-943 годах. Позднее ислам исчез бесследно среди печенегов, живших вюжных степях Руси и, согласно al-Bakri (460/1068г.), как сообщалирабы-мусульмане, вернувшиеся из плена в Константинополе, до 400/1009 годапеченеги оставались язычниками (din al –Madjusiyya). Сразу после этой даты кним прибыл ученый, мусульманский фатих, который преуспел в обращении печенеговв мусульманство. Согласно al-Bakri, начало этой активной компании«мусульманизации» печенегов привела немедленно к войне междуновообращенными и печенегами, оставшимися язычниками. Согласно информаторамal-Bakri, принявших ислам было только 12 000 человек, но им удалось победитьязычников, большинство которых было вырезано, тогда как уцелевшие принялиислам. По al-Bakri это событие имело место около 460/1068 года. Уже в этовремя, если верить al-Bakri, среди печенегов имелись богословы-fakihs и школыпо чтению Корана. Если сведения, изложенные у al-Bakri верны, то надо признать,что большинство печенегов приняло ислам только внешне, сохраняя множествоязыческих обычаев и обрядов. Вполне возможно, что захваченные в плен печенеги,в войне Хунгар с Византией в 1072 г., которых затем поселили на границе страныдля ее охраны, могли исповедовать ислам. [12]Также вероятно, чтопоследнюю волну печенегов, переселившихся в Хунгарию в 1122-3 годах, составляличастично обращенные в ислам люди, факихи и чтецы Корана. Этот факт, чтопеченеги только частично приняли ислам, подтверждается описанием MagharibaBajana «Печенеги» у Аль-Гарнати в 1151-3 годах. Эти люди имели толькообщие представления об обрядах, ритуалах и требованиях в Исламе. Например, онипили вино, что запретил им делать Аль-Гарнати. До его прибытия они не зналипятничный намаз и Хутбу, о которых узнали только от Аль-Гарнати. Печенеги такжене практиковали многоженства и конкубинаж, разрешаемые исламом.
ЗаключениеУпоминаниео древних тюрках в арабских и других источниках весьма широко, и сложновместить его в рамки курсовой работы. Однако попытка сделать это все же намипредпринята была. Как мы уже говорили, основная сложность исследования даннойпроблемы в том, что разные источники повествуют о произошедшем по-разному, сосвоей точки зрения.Maghariba/Badjana,баджняки, как и большинство хорезмийцев-воинов, как говорит Аль-Гарнати,принимали участие в войнах Хунгарии с Византией. Они были очень многочисленны«тысячи людей», согласно Аль-Гарнати, который имел ввиду и скрытыхмусульман и тех, кто исповедовал Ислам открыто. Число местечек, в которых проживалиэти две группы мусульман, согласно Аль-Гарнати, составляло «более 10 тысяч», которое кажется сильно преувеличенным. Взаключении мы решили также в данной работе вкратце коснуться вопроса оКыргызстане в данном ключе. Северо-западная часть Киргизии как урбанизированныйрайон Семиречья раннесредневекового времени неоднократно упоминается вкитайских, арабских и персидских письменных источников VI — XVI вв. Описаниегородов носит трафаретный характер: это “большое селение” или “селение”.Сведения о названиях городов сопровождаются данными о расстояниях между ними,что и послужило определению этих источников как дорожников. Однако в настоящее времялокализация городов и идентификация их с археологическими памятниками наместности сопряжена с определенными трудностями. Выявление особыхстилистических особенностей дорожников как жанра письменного творчества своейэпохи позволило бы повысить информативную ценность их какисторическогоисточника.Количественныйрост городов в Чуйской долине в VI — X вв. предполагает подвижность социальныхструктур, в формировании которых участвовали различные этносы. Качественно этотпроцесс проявился в многообразии топографических характеристик поселений. Удельный вес последнихтерриториально и социально регламентировался и не имел избыточности.Отличительной чертой восприятия современниками этого многообразия городов иэтносов было осмысление и х средствами пространственных характеристик. Вупоминаниях о правителях городов не подчеркивается их родоплеменнаяпринадлежность, а определяется территориально, в связи с конкретным городом,т.е. социологизируется.[13] Структураорганизации торговых связей, определяясь социально-экономическими целями, подчиняет себе игеографические условия, взаимодействуя с ними. Свое внешнее оформление онаполучает в системе урбанизированных поселений с четко выраженнымикоммуникативными функциями. Примеромтому может служить Аксуйская линия – ответвление от широтной, основной длясеверо-западной Киргизии трассы Великого шелкового пути. Аксуйскоенаправление в отличии от основного характеризуется более разнообразнымитополандшафтными условиями, что отразилось в градообразующих структурах. Напервом жилые кварталы радиально расположены вокруг центрального здания цитадельили храма, предполагая круглую планировку города. В отличие от городищ спрямоугольной планировкой, здесь ширина улицы уменьшается и приобретает видпроулка, здания смыкаются, образуя сплошной массив. Однако эти и другие отличияне имеют самостоятельного значения, а лишь дополняют всю систему и дают ейвозможность функционировать как целости. Законченное оформление Аксуйской линиитрассы Великого шелкового пути приобрела в средневековье. Освоение же этогопути можно считать традиционным: раскопки на городище Беловодская крепость внижних слоях дали единичные находки эпохи камня, керамику эпохи бронзы; впредгорных районах, ориентированных на перевал Тюз-Ашуу, сосредоточеныкрупнейшие могильники, как ранних кочевников, так и древних тюрок. Здесьнайдены многочисленные тюркские святилища, состоящие из оградок и каменныхизваяний. Выявление локальной линии с памятниками, принадлежащим разным эпохами культурным типам, позволяет выделить и охарактеризовать в пределах одногоареала культурно-географические зоны в контексте международных торговых связей.
Списокиспользованной литературы1.        См.: Ал-Мас'уди. Китаб ат-танбих. Лейден,1894. С, 83. 2.        Чичуров И. С. Указ. соч. С. 37. 3.        Мовсес Каланкатваци. Патмутюн алваницашхарh. Ереван, 1983. С. 1.18, 133, 171, 186, 187. 249 и др.; Левонд. Патмутюн.СПб., 1887. С. 16, 17 и др. 4.        ПСРЛ. М., 1962. Т. 1. С. 17, 24, 65; СПб.,1908. Т. 2. С. 12, 17, 53. 5.        Картлис цховрэба. Тбилиси, 1955. Т. 1. С.11, 12, 19, 27, 59 и т. д. 6.        Коковцов П. К. Указ. соч. С. 17. 7.        Ат-Табари. Тарих ар-русул ва-л-мулук. Сер.1. С. 216—218. 8.        Там же. С. 227. 9.        Моджмал ат-таварих, Тегеран, 1939. С.98—105. 10.     См. перевод отрывков: Новосельцев А. П. идр. Древнерусское государство и его международное значение, М., 1965. С. 391,401. 11.     Моджмал ат-таварих. С. 99—100. 12.     Ибн ал-Факих. Китаб ал-булдан. Лейден,1885. С. 7, 13.     Ибн Русте. Ал-А'лак ан-нафиса. Лейден,1892. С. 120—121. 14.     Ал-Истахри. Китаб ал-масалик ва-л-мамалик.Лейден, 1870. С. 222. 15.     Ибн Хаукаль. Китаб сурат ал-ард. Лейден,1938. Т. 1. С. 15. 16.     Там же. Лейден, 1939. Т. 2. С. 396. 17.     Ал-Мукаддаси. Китаб ахсан ал-такасим.Лейден, 1877. С. 368. 18.     Ал-Мас'уди. Указ. соч. С. 83. 19.     Там же, С. 184. 20.     Там же. С. 83. 21.     См., напр.: Йакут ар-Руми. Муджамал-булдан. Бейрут, 1956. Ч. 2. С. 367—369. 22.     Ибн Халдун. Китаб ал-ибар ва диванал-мубада, ва-л-хабар фи айам ал-араб ва-л-аджам ва-л-барбар ва ман асарахуммин зави-с-султан ал-акбар. Булак, 1867, Т. 1. С. 63.23.     MarquartJ. Ostcuropaische und ostasiatische Streifzuge. Leipzig, 1903. S. 490; Артамонов М. И. Указ. соч. С. 130. i24.     Патканов К. Указ. соч. С. 16; Сукри А.Указ. соч. С. 26. 25.     Артамонов М. Я. Указ. соч. С. 130, 132; ФедоровA. Я., Федоров Г. С. Ранние тюрки на Северном Кавказе. М., 1978. С. 70, 26.     Ал-Бвлазури. Китаб футух ал-булдан.Лейден, 1866. С. 195. 27.     Мовсес Каланкатваци. Патмутюн… С. 239, 255, 260. 28.     ConstantinePorphyrogenitus. Op. cit. Vol. 1. P. 174—175. 29.     Между Днепром и Прутом. 30.     ConstantinePorphyrogenitus. Op. cit. Vol. 1. P. 170—173. 31.     Michelle Syrien. Op. cit. T. 2. P;363—364. 32.     Суири Л. Указ. соч. С. 26. Бушхи (бшихи)—очевидно, булгары. Ср.: Ludwig D. Struktur und Gesellschaft des Chazaren-Reichesim Licht der Schriftlichen Quellien. Munster, 1982. S. 86. 33.     Сукри А. Указ. соч. С. 27.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.