I.Введение. Поэзия Николая Алексеевича Некрасова уже давно хрестоматийна. Она много издается. Сущность поэзии Некрасова можно определить одним словом – демократизм. Множество определений давалось его творчеству на протяжении ста с лишним лет. Одни считали, что Некрасов – крестьянский поэт, другие – что он автор разночинцев, поэт Петербурга, певец революционной демократии и т.д. Эти определения верны, но только все вместе.
Некрасов и в самом деле народный поэт и в этом смысле поэт национальный. Дело не только в том, что он писал о революционерах и помещиках, крестьянах и петербургских чиновниках. Можно найти немало поэтов, тематика творчества которых разнообразна, но которые тем не менее не стали народными. Некрасов – народный поэт не только потому, что он говорил о народе, но и потому, что им говорил народ. Отсюда все особенности его творчества: герои, ритмы, образы.
Тема реферата – отображение народной жизни в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?». Цель работы – проследить, как автор раскрывает народную тему. В связи с целью возникает ряд задач: изучить произведение «Кому на Руси жить хорошо?», изучить критику по поэме, определить, как описана «Русь крестьянская в поэме, определить, как раскрываются образы крестьян в поэме, как отражаются народные взгляды в поэме, проанализировать
народный язык и особенности композиции произведения, сделать выводы. Актуальность нашей работы определяется тем, что вопросы народной жизни – вневременные. Поэма является источником знаний о России 1870-х годов, в ней – художественное решение сложных вопросов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо?» является одним из лучших произведений Н. А. Некрасова и русской классики. II. История создания произведения.
Лирику поэта отличает обилие героев. Умение Некрасова войти в мир других людей определяло и совершенно новое изображение характера простого человека, мужика – такого в лирике до Некрасова не было. В начале шестидесятых годов Некрасов приступает к работе над поэмой «Кому на Руси жить хорошо?», которую считал делом всей своей жизни, которую, по словам самого автора, 20 лет собирал по словечку. Зимой 1866 подписчики «Современника» стали первыми читателями нового произведения
Некрасова: в журнале был напечатан пролог. К тому времени в большинстве европейских литератур традиция поэм – больших эпических произведений, тесно связанных с жизнью народа и его поэтическим творчеством, уже оборвалась. И в русской поэзии со времен Пушкина не появлялось стихотворных произведений такого масштаба. Что же сделало Некрасовское произведение поэмой, да еще и стихотворной? Чем она была вызвана к жизни? Уже такое вступление к поэме, как пролог, было необычным.
Введя пролог, Некрасов стремился сразу же обнажить главную, коренную мысль – идею поэмы, указать на ее значительность, предупредить о долговременности событий, которые совершатся в поэме. Поэтому сама поэма росла год от года, появлялись новые и новые части и главы. Прошло более десяти лет, и все же к моменту смерти автора произведение осталось незаконченным. Именно в прологе сформулировался рефрен – «Кому живется весело, вольготно на
Руси», который постоянным напоминанием пройдет через всю поэму. II. Тема народа в поэме. 1. «Русь крестьянская» в поэме. С самого начала мы ощущаем особый, почти былинный тон повествования: неторопливого полурассказа-полупесни, по-народному растянутого. И первые же слова: «В каком году… В какой земле…» похожи на знаменитое сказочное вступление: «В некотором царстве…» и придают рассказу
необычайную широту. Нам не нужно угадывать, о какой именно земле идет речь – поэма обо всей русской земле в целом и о каждом ее уголке. Поэт называет эту землю не Россией, а Русью, стремясь охватить страну не только в ее настоящем, но и в прошлом. А названия губерний, областей, деревень, из которых сошлись мужики – слова-символы, которые могут быть отнесены к каждой деревне, к любому месту на Руси.
Жизнь крестьян характеризуется названиями деревень, в которых они живут – «Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка». Цифра семь здесь не случайна – она наряду с некоторыми другими почиталась народной поэзией магической и тоже вводит нас в мир сказки, мифа. Желание изобразить всю народную Русь повлекло Некрасова к такой картине, где можно было бы собрать массу людей.
Так появляется глава «Сельская ярмонка» (I ч гл.II). Названа эта глава совсем не литературно: «ярмонка» - слово просторечное. Поэт стремился максимально слить свое слово с народным. Эта глава, как и две следующих, даже в народной поэме одна из самых народных. Нигде более, чем в этих главах, не предстает так непосредственно, в такой широте и в таком многоцветии
крестьянская масса. Ярмарка свела вместе многих и разных людей. Ярмарка – это народное гульбище, массовый праздник. Характеры людей здесь раскрываются наиболее свободно и естественно. Мы попадаем в пеструю, непрерывно меняющуюся обстановку. Перед нами возникают десятки ситуаций: в торговом ряду, у ярмарочных кабаков, перед базарным балаганом.
Проходят десятки людей: и мужик, пробующий ободья, и другой, сломавший топор, и дед, торгующийся за башмачки, и крестьяне, «щедрее барского» угощающие актеров. В главе же «Пьяная ночь» (I ч гл.III) необычная, «пьяная» ночь развязывает языки: Дорога стоголосая Гудит! Что море синее, Смолкает, подымается Народная молва. Крестьянский мир предстает предельно обнаженным, во всей хмельной откровенности и непосредственности.
Кажется, что сменяющие друг друга реплики, быстрые диалоги и выкрики случайны и бессвязны. Мы почти не успеваем следить за рождающейся на наших глазах многоголосой стихией. Но в совокупности такие отрывки дают очень объемную картину крестьянской жизни. Отрывки таковы, что, не изменяя общей достоверности дорожной картины, открывают новые и новые стороны народной жизни. Почти каждая реплика подана так, что за ней возникает сюжет, характер, драматическая
ситуация. Таким образом, глава как будто вмещает много рассказов, вовлеченных в сферу поэму, хотя буквально и не написанных. Пьяный разгул становится все страшнее: Дорога многолюдная Что позже – безобразнее: Все чаще попадаются Избитые, ползущие, Лежащие пластом. Но не картина пьяного безобразия завершает главу «Пьяная ночь». Некрасов упомянул именно здесь о народном слове метком, «какого не придумаешь, хоть проглоти перо».
Слово – это то, что объединяет пеструю толпу в мир, то, что может свести разноголосый крик в многоголосный хор. Народ – пьяная, невежественная толпа, но в то же время народ – умница, народ-поэт предстает здесь. Народ – коллективный труженик. Глава IV первой части названа «Счастливые». Рассказ о народе продолжается. Герои и их рассказы о счастье таковы, что в совокупности рисуют самые разные стороны народной жизни, совершающейся на громадном пространстве.
И деревенская старуха, и питерский каменщик, и белорусский крестьянин – люди, собравшиеся со всей страны. Каждому новому рассказу, каждому новому опыту придается общерусский смысл. Разговор идет со всей страной и про всю страну. Представлены все возрасты, положения и состояния несчастной крестьянской жизни. Жизнь трудового крестьянства противопоставляется умиранию разлагающихся помещичьих усадеб – бесхозных, как в прологе к «Крестьянке» (III часть) или имеющих владельцев, как в «Последыше»
(II часть). Голодная и обреченная дворня не народ. Народ – крестьяне. Некрасовское крестьянство, «оседлое», «коренное», и едино в своей трудовой основе, и многосложно. Вторая глава «Крестьянки» названа «Песни». И песни, которые здесь поются – это песни общенародные. Матрена Тимофеевна Корчагина сопровождает свой рассказ этими песнями, и их тут же подхватывают все
присутствующие. Мы видим, что нет такого события в жизни крестьянина, которое не было бы отражено в песне. Зайдет речь о свадьбе – мужики затягивают обрядовую свадебную песню. Как известно, побои в крестьянской семье были делом довольно обычным. Заговорит Матрена Тимофеевна о нелегкой доле жены – народ поет про «шелковую плеточку», про «постылого мужа». Стоит крестьянам услышать о тяготах своего нелегкого существования, они поют «голодную песню».
Личная судьба Матрены Тимофеевны все время расширяется до пределов общерусских. «Пир на весь мир» (ч. IV, гл. I) - это уже не только поэма, но как будто целая народная опера, обильная массовыми сценами и хорами, своеобразными песнями и дуэтами. И сами некрасовские песни здесь иные, если сравнивать, например, с «Крестьянкой». Поскольку жизнь и быт русской деревни были основаны на древней языческой культуре, то мироощущению крестьянина присуще чисто языческое отношение к природе.
Все жизненные процессы так же последовательно и неизбежно сменяют друг друга, как циклы годового круга, а явления природы напрямую влияют на события повседневной жизни. Так, наступление трудного, голодного года связывается в представлении крестьянина с появлением «звезды» в небе – кометы: это прогневался Господь. Языческие суеверия соседствуют в жизни народа с соблюдением христианских обрядов. Для крестьянина все самое прекрасное в жизни запечатлено в природе.
Матрена, описывая красоту сына, сравнивает его с природой: Краса взята у солнышка, У снегу белизна, У маку губы алые, Бровь черная у соболя, У соболя сибирского, У сокола глаза. Несмотря на все тяготы и лишения, народ не унывает; песни, частушки, загадки утешают его, отвлекают от горьких мыслей, внушают беспечную, преходящую радость.
Крестьянину свойственно видеть мир приукрашенным, он охотно и истово верит в чудеса. 2. Образы крестьян в поэме. Несмотря на наличие в поэме большого количества самых различных по социальной принадлежности героев, главным в поэме является крестьянство. Некрасов, верный жизненной правде, с любовью изображает крестьян революционно настроенных, протестующих против помещиков и государственного строя (Савелий,
Ермил Гирин); он показывает также пробуждение общественно-классового сознания в среде беднейшего крестьянства (Яким Нагой). Поэт не закрывает глаза и на то, что крепостное право морально калечит наименее устойчивую часть крестьянства, в первую очередь – дворовых (Яков верный, Ипат, дворовый князя Переметьева). Наиболее полно раскрыты образы Якима Нагого, Ермилы Гирина, Савелия. Каждый из этих образов играет в поэме особую идейную и композиционную
роль. Наряду со своеобразием индивидуальных черт характера, в их поступках, в моральном облике, в понимании социальных отношений много общего: всех их объединяет жгучая ненависть к помещикам и прочим дольщикам, которые поглощают большую часть крестьянского труда. Яким Нагой, олицетворяющий собой многомиллионную массу беднейшего крестьянства, до смерти работает, а живет горьким бедняком, как и большинство крестьян деревни
Босово. Портрет Якима, с таким лаконизмом и мастерством написанный автором, свидетельствует о типичности этого образа, о близости его к земле, о неразрывной связи с тяжелым крестьянским трудом – основой его жизни. Яким понял, что крестьянство научилось ненавидеть барина, но не знает, куда вылить свой гнев. Считает, что русский мужик пьет не от безделья и тупости, а от непомерного горя и постоянного тяжелого труда. Странники удивляются таким речам Якима, начинают уважать его, гордятся тем, что слышат это от
мужика. Каждый эпитет, каждое сравнение, к которым прибегает поэт, рисуя портрет героя, напоминает об этом: Грудь впалая. Как вдавленный, Живот; у глаз, у рта, Излучины, как трещины На высохшей земле. Во внешности Савелия – русская богатырская сила, Некрасов сравнивает его с медведем. Его понимание счастья – «клейменный, да не раб». Видит счастье в свободе, независимости.
В речи много пословиц, поговорок, прибауток, присказок. Презирает современное поколение, неспособное подняться на борьбу за свою свободу. Ценит в русском человеке силу, стремление к независимости. Его называют «клейменным, каторжным», так как Савелий закопал живьем немца Фогеля, собиравшего оброк и заставившего крестьян проложить дорогу к своей деревне, и провел на каторге
двадцать лет, двадцать лет на поселении. Бежал с каторги, его поймали и били. В тюрьме Савелий научился грамоте. Накопил денег и вернулся в родное село. Рассуждения Савелия о богатырстве крестьянина – результат долгих раздумий над жизнью народа. Горька судьба, тяжела жизнь, безмерны страдания мужика: Цепями руки кручены, Железом ноги кованы, Спина… леса дремучие
Прошли по ней – сломалися. А грудь? Илья-пророк По ней гремит-катается На колеснице огненной… Все терпит богатырь! Мысль о страданиях крестьянина высказана так, что заставляет почувствовать не только тяжесть его каторжной жизни, но и его величие, могучую силу, таящуюся в нем: И гнется, да не ломится, Не ломится, не валится… Ужли не богатырь? Слово «терпит» в данном контексте ассоциируется с такими понятиями, как стойкость, выносливость, умение
противостоять злу, выстоять, не согнуться. В этом терпении и видит Савелий богатырство крестьянина: А потому терпели мы, Что мы – богатыри. В том богатырство русское. Велик народ в своем богатырстве – «тягу страшную» поднял, но и страдания его, кажется, дошли до последней черты: Да в земле сам ушел по грудь С натуги! По лицу его
Не слезы – кровь течет! Мысль Савелия напряженно и мучительно бьется над вопросом – как быть? Как положить конец народным страданиям? С особой напряженностью звучит она в раздумьях Савелия о своей судьбе: А про себя скажу: Как выли вьюги зимние, Как ныли кости старые, Лежал я на печи; Полеживал, подумывал: Куда ты, сила, делася? На что ты пригодилася? – Под розгами, под палками
По мелочам ушла! С глубокой горечью думает он о бесполезно растраченных силах, о невозможности изменить тяжелую долю пахаря избранными им средствами борьбы. А потом и не находит герой ответ на мучающий его вопрос: Не знаю, не придумаю, Что будет? Богу ведомо! К Савелию мужики-странники относятся с уважением. Поиск счастливого не считается оконченным, так как
Савелия уже нет в живых, о нем мужикам только рассказывают. Странники набрались бунтарского духа. Ермил Гирин как во время бунта, так и в тюрьме не усмиряет народ, а, наоборот, поднимает его на борьбу. Ермил семь лет служил бурмистром, ни разу не покривил душой, добился счастья умом и работой. Хотя в роли бурмистра Ермила и утверждает князь, выбирает на нее Гирина сам народ.
Народный герой Ермил Гирин В семь лет мирской копеечки Под ноготь не зажал, В семь лет не тронул правого, Не попустил виновному, Душой не покривил… Но Ермил проходит через искушение. И он не удерживается, принося дело правды и мира в угоду личному делу, претерпев муки страдающей совести. Над Ермилой Гириным вершится особое, народное, правосудие.
Он отдает себя в руки суда людского, мирского приговора, каясь всенародно: Пришел и сам Ермил, Босой, худой, с колодками, С веревкой на руках… После таких испытаний Ермил решил посвятить себя служению народу. Крестьяне называли его счастливым, но странники таковым не считали, потому что не знали, что счастье может состоять в жизни для других. Вообще история Ермилы и вотчины, в которой он «царствовал», не случайно
предстает как чей-то рассказ, почти сказка, на ней лежит печать полуутопии, это мечта скорее о возможном, чем об осуществленном деле. В вотчине мог оказаться добрый барин, но доброго к крестьянам барства в целом оказаться не могло. Тема женского счастья в поэме раскрыта на примере Матрены Тимофеевны Корчагиной (глава «Крестьянка»). По силе характера и моральным качествам она близка к образам
Савелия и Ермила Гирина, что в произведении подчеркнуто ее дружбой со стариком Савелием. Она – величавая славянка: красива, сильна, трудолюбива. Ей «счастье в девках выпало» - веселая жизнь, «хорошая, непьющая семья». Жила она, «как у Христа за пазухой». С малых лет была приучена как к работе, так и к веселью. Повезло ей и с замужеством – она вышла за любимого человека.
Муж бил ее только один раз. Но, тем не менее, Матрена называет сноху рабой в семье, так как именно снохе достается самая грязная и черная работа, и сноха не имеет права жаловаться. В жизни Матрены прошла череда несчастий: дед Савелий недоследил за Демушкой; деревня обвинила Матрену, что из-за нее не уродился хлеб; волчица украла овцу из стада сына Матерны, за это Федота хотели высечь, но мать легла под розги вместо сына.
Матрена боролась с религиозными предрассудками – она надела на Рождество чистую рубаху, кормила Дему грудью в Великий пост. Матрену Тимофеевну прозвали «губернаторшей», так как она ходила к губернатору просить за мужа, которого несправедливо взяли в рекруты. Итак, Некрасов сознательно описывает жизнь самой благополучной русской женщины, чтобы подвести читателя к мысли, что если счастья нет у
Матрены, то что же спрашивать о других? Сама Матрена Тимофеевна говорит: Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны У бога самого! В поэме Некрасова существуют холопы «по положению» и «по убеждению». Дворовый князя Переметьева гордится тем, что был любимым рабом князя, болеет «дворянской болезнью» - подагрой. У этого холопа «по убеждению» нет чувства собственного достоинства.
Мужики над ним смеются и презирают его. Дворовый Утятина Ипат гордится тем, что над ним издеваются, он в восторге от жестокости по отношению к самому себе. Странники даже не презирают Ипата, так как он слишком унижен, недостоин даже презрения. Холопу Якову нравилось, когда его наказывали. Рассказчики относят его к холопам «по убеждению». Единственное счастье Якова – ублажать барина, но когда, несмотря на долгие годы бескорыстной службы,
барин не выполняет маленькой просьбы Якова – женить Гришу – в душе раба зреет протест, и он решается на месть, но рабскую – убивает не виновного, а самого себя на его глазах. 3. Отражение народных взглядов в произведении Пореформенная крестьянская Россия встает перед читателем взбудораженной, задумавшейся над своей судьбой. Пробуждение активности крестьян, их самосознания ощущается уже в самом начале поэмы.
Герои решают вечный для народной жизни вопрос о правде и счастье. Мужики из нищих деревень задумались о том, «кому живется весело, вольготно на Руси?». Уже к концу пролога семь мужиков становятся странниками-правдоискателями. Кажется, со времен «калик перехожих» никто не странствовал так, как герои поэмы Некрасова, не брался Русь-матушку «ногами перемерять».
Путешествуя, крестьяне сталкиваются с разными людьми, наблюдают происходящие на их глазах события и определяют свое отношение к попу, к помещикам, к крестьянам. Оценки эти немногословны, но заключают в себе глубокий смысл. Мужики спокойно выслушивают рассказ о поповском «счастье», но вот поп назвал помещиков, и крестьяне отрезали: Ты мимо их, помещиков! Известны нам они!
Поп видит свое счастье в покое, богатстве и чести. Он не имеет ничего из этого, поэтому считает себя несчастным. Помещик Оболт–Оболдуев дает крестьянам дворянское слово ответить на их вопрос, но они не удовлетворяются этим: Нет, ты нам не дворянское, Дай слово христианское! Дворянское с побранкою, С толчком да с зуботычиной,
То непригодно нам! Выслушав рассказ о предке Оболта-Оболдуева, крестьяне и здесь делают ироническое заключение о дворянском родословном дереве, выражая в иносказании все свое презрение к барину: - А ты, примерно, яблочко, С того, выходишь, дерева … Кость белая, кость черная, И поглядеть, так разные Им разный и почет! Гаврил
Афанасьич пытается показать, что примирился с реформами, поэтому жмет крестьянам руки, называет их «господа». Свое счастье он видит в безмерном владении всем. Помещик не привык трудиться, а реформа отняла у него все, поэтому он считает себя несчастным. А когда помещик умиляется своему «духовному родству» с крестьянами и рассказывает о том, что в его дом допускались в праздник молиться крепостные, крестьяне сразу подумали: Колом сбивал их, что ли, ты Молиться в барский дом?
В главе «Счастливые» странники ищут счастливого на ярмарке. Крестьяне провожают сердитым возгласом «проваливай!» - дьячка, дворового, расхваставшегося своим холопским положением. Зато с глубоким сочувствием они слушают страшный рассказ солдата, радующегося, что остался жив, и в заключение замечают: На, выпивай, служивенький! С тобой и спорить нечего: Ты счастлив – слова нет!
Подносят они чарочку и мужику-охотнику, о счастье которого так же, как и о счастье солдата, можно говорить с грустной иронией. Жизнь крестьянина настолько скудна, что даже мимолетное везение он выдает за счастье. Старуха счастлива из-за хорошего урожая репы. Каменотес считает себя счастливым, так как у него есть сила, он не надорвался, как его товарищ. По мнению белоруса, счастье – в хлебе. Мужик с медведем счастлив, потому что остался жив, хотя трех его друзей задрал медведь.
Выслушав всех «счастливых», мужики делают глубокий и верный вывод, что в среде крестьян счастливого не найти: Эх, счастие мужицкое! Дырявое, с заплатами, Горбатое, с мозолями, Проваливай домой! Счастливым, по замыслу поэта, является семинарист Гриша Добросклонов: Быть бы нашим странникам под родимой крышею, Если б знать могли они, что творилось с Гришею. Слышал он в груди своей силы необъятные,
Услаждали слух его звуки благодатные, Звуки лучезарные гимна благородного – Пел он воплощение счастия народного, - так заканчивается поэма. Гриша мечтает о народном счастье, как о своем собственном. Автор ограничивается кратким указанием, что Гриша говорил с крестьянами о многом. Приведены только обличения крепостничества, что после реформы перестало быть запретным.
Конечно, радость крестьян была вызвана не обличением крепостничества, а революционным смыслом речей Гриши. Особый интерес представляет реакция на слова Гриши одного из семи странников – Прова. Хотя в начале пути Пров думает, что счастлив может быть только царь, теперь он не только оказывается самым внимательным слушателем, но и обращается к своим спутникам с призывом: «Мотайте-ка на ус!».
Рассказы о грешниках (ч. 4,гл. I-III) рождают отклик во всех крестьянских сердцах. Вспыхивает спор о том, кто грешнее всех: «Грехи, грехи! – послышалось со всех сторон…», «И горячо заспорили…», «Так обозлились, не дали Игнатью слова вымолвить…». О том, как сильно захватил мужиков спор, говорит обилие восклицательных, вопросительных, предложений, эмоциональная приподнятость речи. Вспыхнувший спор приводит к резким столкновениям и даже драке.
Каждый из рассказов вызывает у крестьян разные мысли и чувства. Например, рассказ «Про холопа примерного – Якова верного» вызвал разное отношение. Одни крестьяне сочувствуют Якову: «Жаль Якова»; другие – барину: «Да жутко и за барина какую принял казнь; у третьих нет сочувствия ни к тому, ни к другому: «Жалей » в этом скептическом замечании слышится осуждение добродушия сочувствующих барину и Якову.
Единого мнения не найдено. После рассказа Ионушки «О двух великих грешниках» только прасола «сердитым криком прорвало», «народ молчит». И суть этого молчания открывается в словах Власа: «А спорить… не о чем… Велик дворянский грех!» Вся крестьянская масса единодушна в осуждении этого греха. Рассказом «Крестьянский грех» потрясены все: Толпа вскочила на ноги,
Пронесся вздох, послышалось: «Так вот он, грех крестьянина » Но мысли и чувства крестьян, рожденные этим рассказом, противоречивы. С одной стороны, каждый осознал всю глубину, пагубность воздействия «крепи» на народную жизнь. Все признают предательство народных интересов самым тяжким преступлением: «И впрямь страшенный грех!», «И впрямь: нам вечно маяться, ох-ох!» им уже кажется невозможным осуществить свою мечту о лучшей
жизни. Послышались вздохи и причитания. Влас – «опять убитый», Клим «тоскливо вторит: «Великий грех! Великий грех!», «опять упали бедные на дно бездонной пропасти», «пропали люди гордые», «притихли, приубожились». Реакция крестьян на рассказ «Крестьянский грех с особой силой заставляет задуматься, как противоречиво сознание крестьянина. Нет еще сознательного революционного протеста, а есть настроения отчаяния и мести.
Анализ спора не только рождает мысль о переломе в сознании народных масс, но и помогает увидеть, как живучи в крестьянстве привитые веками представления и понятия. Спор о грешниках продолжает спор о счастье, начатый в «Прологе», но он поднимается на новую ступень. Теперь на обсуждение выносится вопрос о путях выхода к свободе и счастью, заключающий в себе важный политический смысл. От правильного решения этого вопроса зависит дальнейшая судьба народа.
4.Народный язык поэмы. Народный язык поэмы удачно выбран Некрасовым в качестве выразительного средства для точного описания жизни крестьянского сословия, для передачи идей автора. Язык повествования помогает ответить на вопрос: “Хорошо ли жить на Руси крестьянину, крестьянке, холопу?” Нет, отвечает Некрасов, нельзя этих людей назвать счастливыми. Слишком много в их жизни труда и скорби, слишком мало
наград, справедливости и жалости. Использование фольклорных элементов создает также неповторимый и оригинальный стиль поэмы, делает ее похожей на народную былину, близкую по духу русскому крестьянству. Совершенное и новаторское творение Некрасова вобрало в себя огромные пласты устно-поэтического народного творчества; песни, поговорки и поверья, разговорный крестьянский язык и народное острословие слились здесь в едином художественном сплаве, недаром Некрасов признан истинно народным поэтом.
Поэма написана “свободным” языком, максимально приближенным к простонародной речи. Стих поэмы исследователи называют “гениальной находкой” Некрасова. Свободный и гибкий стихотворный размер, независимость от рифмы открыли возможность щедро передать своеобразие народного языка, сохранив всю его меткость, афористичность и особые поговорочные обороты; органически вплести в ткань поэмы деревенские песни, поговорки, причитания, элементы народной
сказки (волшебная скатерть-самобранка потчует странников); искусно воспроизвести и задорные речи подвыпивших на ярмарке мужиков, и выразительные монологи крестьянских ораторов, и вздорно-самодовольные рассуждения самодура-помещика. Красочные народные сцены, полные жизни и движения, множество характерных лиц и фигур — все это создает неповторимое многоголосие некрасовской поэмы, в которой как бы исчезает голос самого автора, а вместо него слышны голоса и речи бесчисленных его персонажей.
5.Особенности композиции. Говоря о композиции поэмы, сразу следует отметить, что произведение осталось незаконченным. Но вопрос о «незавершенности» поэмы весьма спорен. Ведь «Кому на Руси жить хорошо?» была задумана как эпопея, то есть художественное произведение, отображающее с максимальной степенью полноты целую эпоху в жизни народа. Поскольку народная жизнь безгранична и неисчерпаема в любых ее проявлениях, для эпопей в любых видах
характерна незавершенность. Эпопею можно продолжать до бесконечности, но можно и поставить точку на каком-то отрезке ее пути. Поэма-эпопея начинается со сказочного зачина, былинной присказки. Использование фольклорных элементов создает неповторимый стиль поэмы. Народный язык удачно выбран Некрасовым для описания жизни крестьянского сословия, для передачи идей автора. В поэме-эпопее все части объединяются только странствующими крестьянами (за исключением частей
«Последыш» и «Пир – на весь мир»). Опять наблюдается восхождение к фольклорным традициям – странники идут по Руси пешком, как это часто бывает в сказках и былинах. Некоторые исследователи придерживаются мнения, что наблюдается незакрепленный порядок частей. Существует немало споров о том, где должны стоять главы "Последыш", "Крестьянка". Если бы прядок был закреплен, то часть «Последыш» шла бы не
за первой частью, а за второй, и «Крестьянка» бы находилась после третьей части «Пир – на весь мир». Композиция произведения строится по законам классической эпопеи: оно состоит из отдельных, относительно независимых частей и глав. Внешне эти части связаны темой дороги. И перестановка частей не меняет смысла поэмы. Поэму открывает «Пролог» — самая насыщенная фольклорными элементами глава. Именно в ней постоянна основная проблема поэмы: «кому живется весело, вольготно на
Руси?». Семеро мужиков, заспоривших в «Прологе», наделены лучшими качествами народного характера: болью за свой народ, бескорыстием, жгучим интересом к главным вопросам жизни. Их интересует основной вопрос, что есть правда и что есть счастье. Первая глава «Поп» открывается образом «широкой дороженьки». Это образ не только жизненного, но и духовного пути человека.
Встреча с попом в первой главе первой части поэмы показывает, что своего, крестьянского понимания счастья у мужиков нет. В следующей главе, «Сельская ярмонка», главным действующим лицом является толпа, широкая и многоликая. Некрасов создает картины, в которых народ сам заговорил, рассказал о себе, раскрыв самые лучшие и самые неприглядные черты своего жития. В главе «Пьяная ночь» праздничный пир достигает кульминации. В главе «Счастливые» все мужицкое царство вовлекается в диалог, в спор о счастье.
В пятой главе первой части «Помещик» странники относится к господам уже с явной иронией. В главе «Крестьянка» перед странниками предстает Матрена Тимофеевна, воплощающая в себе лучшие качества русского женского характера. Тема духовного рабства — центральная в главе «Последыш». Глава «Пир на весь мир» является продолжением «Последыша».
В праздничный пир духовного пробуждения вовлекаются новые герои. Весь народ поет песни освобождения, вершит суд над прошлым, оценивает настоящее, начинает задумываться о будущем. Иногда эти песни контрастны по отношению друг к другу. В тексте поэмы много вставных элементов. Например, рассказ «Про холопа примерного — Якова верного» и легенда «О двух великих грешниках».
Эти вставные части, народные сцены служат в поэме для того, чтобы подчеркнуть широкий круг проблем, поднимаемых в поэме. Красочные народные сцены, полные жизни и движения, хороводы характерных выразительных фигур – все это создает неповторимое многоголосие в некрасовской поэме. V. Выводы. Подведя итоги проделанной работы, мы пришли к следующим выводам: 1)Поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» можно назвать народной эпопеей;
2)Основная тема поэмы – изображение жизни крестьянства в пореформенной России; 3)Тема народной жизни раскрывается через картины народной жизни, образы крестьян, народный язык поэмы, а также через художественные и композиционные особенности поэмы.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |