Реферат по предмету "Экология"


Современный экологический кризис

ПЛАН
 
1         Современныйэкологический кризис: причины, проявления и пути разрешения
1.1 Понятие экологической проблемы, сущность,философский смысл
1.2 Условия и причины возникновения глобальногоэкологического кризиса
1.3 Особенности современного экологического состоянияв Беларуси
1.4 Научные, социально-философские и этическиеаспекты изучения и разрешения экологических проблем

1   СОВРЕМЕННЫЙЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС: ПРИЧИНЫ, ПРОЯВЛЕНИЯ И ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ
 
1.1           Понятиеэкологической проблемы, сущность, философский смысл
 
 Природа – это интуитивноясное и в то же время трудно определяемое в силу его многозначительностипонятие. В широком смысле природа – это все сущее во всем многообразииего проявления. В таком понимании «природа» по содержанию совпадает с такимипонятиями как Вселенная, Космос, материя. Именно это значение природы являетсяпредметом философского анализа.
 Пониманиеприроды в узком смысле может быть рассмотрено в двух аспектах. Первый – природакак совокупность естественных условий существования человека и человечества.Второй – природа как совокупность объектов изучения естествознания.
 Значительнуюроль в утверждении современного подхода к природе сыграли: экология, концепциибиосферы, ноосферы, принцип коэволюции человека и природы. Экология – этонаука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых имисообществ между собой и с окружающей средой; о допустимых техническихвоздействиях на природную среду обитания человека. Экология изучаетразнообразные связи на уровне «организм-среда», но особое внимание уделяетположению человека в экосистеме; антропогенным воздействиям на биосферу;взаимоотношениям общества и природы; формированию системного экологическогомышления, экологической культуры, и другим глобальным проблемам современности.
 К глобальнымпроблемам современности относят экологические, демографические, проблемыкризиса культуры, проблемы войны и мира. Основными причинами глобальных проблемявляется усиленный рост потребностей человечества, возросли масштабытехнических средств воздействия обществ анна природу, истощение природныхресурсов.
 Глобальныеэкологические проблемы сосредоточены в системе отношений «человек-общество-биосфера».Они требуют от ученых и предпринимателей повышения ответственности запоследствия и результаты их деятельности, а также усиления контроля со стороныгосударства, правительственных структур за осуществление предполагаемыхпроектов и разработок. Реакцией науки на глобальную экологическую проблемустало создание новой отрасли – социальной экологии. Она направлена на изучениеэкстремальных ситуаций, выяснение факторов, обуславливающих экологическийкризис и поиск оптимальных путей выхода. Следовательно, отчетливо видно, чтоэкологическая проблема занимает значительное место в жизни и существованиичеловечества. Поскольку экологически беззаботный режим в настоящее времямыслится недопустимым. Именно несоблюдение принципов и режимов природопользования,стремительное развитие технологий и составляют саму экологическую проблематику.
 Необходимотакже определить и философский смысл экологической проблемы, почему такая наукакак философия изучает проблему экологии. А смысл в том, что философия сама посебе система, состоящая из идей, теоретически объясняющих отношение человека кмиру. А экология — это самое непосредственное человеческое отношение к природе,к миру в целом. Поэтому философия через свои идеи направляет мысль человекатак, чтобы у него усовершенствовалось своеобразное экологическое сознание, такнеобходимое для предотвращения глобальных экологических проблем. Философия формируетв подсознании людей экологическую культуру, которая является основой, базисомдля правильного восприятия и использования человеком того, что предоставленоприродой. А при правильном мышлении и правильных действиях в отношении экологиии природы в целом не будет возникать вопрос экологической проблемы.
 Такимобразом ученые во всеуслышание заявляют о глобальных проблемах современности, ккоторым относят проблемы, охватывающие систему «мир-человек» в целом и которыеотражают жизненно важные факторы человеческого существования. Глобальныепроблемы имеют не локальный, а всеохватывающий планетарный характер. От ихрешения зависят предотвращение глобального кризиса современной цивилизации,жизнедеятельность общества, судьба человечества, состояние природной среды,социальный прогресс.
1.2            Условияи причины возникновения глобального экологического кризиса
 
 Противоречие междубезграничными потребностями развития общества и ограниченными возможностямибиосферы удовлетворять их – основная причина экологического кризиса, принявшегоглобальный характер, что требует и всеобщих усилий по его устранению. Однакоэгоизм сравнительно небольшой части населения Земли сталкивается с интересамиостальных людей. В конце ХХ – ХХIв. каждый человек, родившийся в «развитой» западной стране,использует в десятки раз больше ресурсов планеты, чем житель государств«третьего» мира. Такая модель развития ведет «к рискам и дисбалансам».
 Многиезарубежные философы объясняют экологические трудности материальными причинами,недостаточно зрелым уровнем НТР, несовершенством технологий. Отсюда вытекаетвывод о необходимости дальнейшего прогресса науки и техники, но без изменений вобщественном строе свободного предпринимательства. Это концепциятехнократического оптимизма.
 Использованиеновейших технических средств превратило человеческую деятельность в мощнуюгеологическую силу, превосходящую по своим масштабам действие стихийных силприроды. Ныне в хозяйственный оборот вовлечены громадные территории.Подсчитано, что человек эксплуатирует около 55% суши, использует 50% приросталеса, добывает около 150 млрд. т полезных ископаемых. Именно все этосказывается на характере протекания природных процессов. Современноеиндустриальное производство, которое привело к возникновению кризисных явленийжизни, обусловленных отрицательными последствиями НТР. Следует отметить, чтотакже к числу отрицательных последствий НТР относится накопление ядерногооружия, терроризм и др. Ведь если возникнет ядерная война, то это приведет кгибели миллионов людей, к уничтожению всей жизни на нашей планете.
 Одна изглавных причин экологического кризиса усматривается в том, что окружающая средаиз вещно-предметной становится информационно-знаковой. Естественное при этомвытесняется искусственным, для которого природа является материалом, аотношения с ней приобретают преимущественно функциональную форму, формудеятельности. Но кроме ответа на вопрос «Как изменять мир, природу?»,необходимо думать о том, зачем и всегда ли это надо делать, а если делать, токак?
 Причинаэкологических трудностей усматривается и в духовной сфере, в областимировоззренческого отношения к природе (Печчеи, Уайт). Указывается, что дляпреодоления экологического кризиса необходимо совершенствование морали иэкологического сознания человека.
 Такимобразом глобальный экологический кризис свидетельствует о саморазрушении мира,созданного человеком, он деструктивно сказывается на жизни, здоровье и психике,составляющих общество индивидов. Выход из кризисного состояния предполагаетликвидацию социальных антагонизмов, активизацию международной деятельности,направленной на введение в жизнь юридических мер природопользования, мер подостижению глобального равновесия.

1.3     Особенностисовременного экологического состояния в Беларуси
 
 Экологическоесостояние в Беларуси имеет свои особенности. В результате ухудшенияэкологической обстановки в Республике Беларусь около 3 млн. человек постоянноощущают воздействие поступающих в атмосферу вредных веществ, в 5 и более разпревышающих их предельно допустимые концентрации. Кроме того, около 2 млн.человек проживают на территориях радиоактивного загрязнения и подвергаютсявоздействию радиации, а значительная часть страны подвергается этомувоздействию в связи с переносом радиоактивных веществ с атмосферным воздухом,водой, продуктами питания и др.Таким образом, большинство населения странынаходится в зонах повышенной экологической безопасности. Характернымипризнаками этих зон являются наличие аварийно опасных производств,подверженность стихийным бедствиям и высокие показатели заболеваемости исмертности.
 Огромноевлияние на экологическое состояние страны оказала катастрофа на ЧернобыльскойАЭС. Эта авария является самой тяжелой и трагической из всех 26 произошедших ктому времени (26 апреля 1986г.) подобных аварий в мире. На долю РеспубликиБеларусь пришлось около 70% загрязненной радионуклидами территории Европейскойчасти бывшего СССР. Под радиации оказалось 23% территории республики, где допереселения проживало свыше 2,2млн. человек, расположено 53 города и около 4тыс. населенных пунктов. Вследствие выпадения большого количества радиоактивныхдолгоживущих элементов из сельскохозяйственного оборота минимум на 30 летвыбыло 265 тыс. га сельхозугодий. Загрязнение леса выявлено на 25% лесногофонда страны, на котором в течение многих десятилетий невозможно обычноеведение лесного хозяйства и многоцелевое использование леса.
 Не радуетситуация и с атмосферным воздухом. За последние годы в воздушное пространствоРеспублики Беларусь в среднем за год выбрасывается около 2100 тыс. тзагрязняющих веществ. Основными источниками этих выбросов являютсяавтотранспорт, объекты энергетики и промышленные предприятия. Большая их частьпродуцирована передвижными источниками, преимущественно автотранспортом – 80%.На долю стационарных источников приходится около 20% суммарных выбросов.Распределение выбросов на территории Беларуси неравномерно. Наибольшееколичество загрязняющих веществ выбрасывается в атмосферу на территории Минскойи Витебской области. Ежегодно на территорию Беларуси в среднем выпадает около300 тыс. т серы, 114тыс. т окисленного азота 82тыс. т восстановленного азота.
 Не менеепессимистичная ситуация с водными ресурсами. В Республике Беларусь реальноотмечается практически общерегиональное ухудшение качество воды, особенноповерхностных источников. Очистке подвергается значительная часть бытовых ипроизводственных сточных вод. Однако далеко не все города, не говоря уже осельских населенных пунктах, имеют очистные сооружения и далеко не вездеобеспечивается должный эффект очистки. В реки и водоемы республики поступаетежегодно около 70млн. м³ загрязненных сточных вод. Вклад смывовзагрязняющих веществ талыми и дождевыми водами с урбанизированных исельскохозяйственных территорий по объему достигает 50-60% от общегопоступления этих веществ в водные источники.
 В природныхводах в недопустимых пределах отмечается присутствие тяжелых металлов (меди,никеля и др.). Таким образом, речь идет о чрезмерной нагрузке на источникипресной воды, затронувшей не только поверхностные воды (реки, озера), но иподземные воды. Качество воды в 40-50% колодцев не отвечает действующим стандартам.Из общего числа опробованных подземных источников более 30% не соответствуютСанПин по химическим показателям и около 6% — по микробиологическим. Внекоторых местах отмечаются случаи загрязнения глубоких подземных вод, накоторых в основном базируется коммунально-бытовое водоснабжение городов.
 В РеспубликеБеларусь сельскохозяйственные земли в силу ряда причин постепенно утрачиваютпризнаки земель, пригодных для ведения сельскохозяйственного производства, ипереходят в несельскохозяйственные. Уменьшение площади с\х земельсельскохозяйственных предприятий и граждан с 1975 до 2006г. составило более500тыс. га, т.е. ежегодно из с/х оборота выбывает в среднем по 20 – 25 тыс. газемель. Это является негативным процессом, складывающимся в нашей стране.
1.4     Научные,социально-философские и этические аспекты изучения и разрешения экологическихпроблем
 
 Очевидно,что проблемы экологии и перспектив человеческого существования как в актуальныхусловиях ХХIв.,так и в исторической перспективе выступают важной компонентой современногосоциокультурного знания и научного поиска.
 Прежде чемискать пути разрешения, необходимо определить основные аспекты изученияэкологических проблем. Основное место в исследовании проблемы занимает научныйаспект изучения. Наука отреагировала на глобальную экологическую проблемусозданием новой отрасли – социальной экологии. Ее задачами являются: изучениеэкстремальных ситуаций, возникающих вследствие нарушения равновесия вовзаимодействии общества и природы, выяснения антропогенных, технологических,социальных факторов, обуславливающих экологический кризис и поиск оптимальныхпутей выхода из него, выявление средств минимизации негативных разрушающихпоследствий экологических катастроф, создание программ решения экологических проблем.Рассмотрение способов экологической переориентации экономики, технологии,образования и общественного сознания в целом.
 Научныйанализ показывает размеры кризисной ситуации. С начала техногенного развития наЗемле уничтожено около трети площади лесов, загрязнение океана нефтепродуктами,ядохимикатами, нерастворимым пластиком достигло катастрофических размеров. Насовременном этапе технизация общества охватила все его сферы, которая негативноотражается на живой природе.
 Роль науки впреодолении глобального экологического кризиса связана не только с осознаниемпричин экологического коллапса, сущности и многообразия рисков и негативов дляразвития человечества, критикой технофобии и призывами к освобождению от«демонов техники». Наука в полной мере проявляет себя как деятельнаяпроизводительная сила и фактор регуляции общественного развития, она предлагаетреальные меры по технологии очистки отходов, возможности перехода производствана замкнутые циклы, природосберегающие технологии, перехода к безмашинному ибезотходному производству, эффективному использованию энергии Солнца.
 Важновыделить и социально-философские аспекты изучения экологической проблемы. Посколькуглобальные экологические проблемы достигли крайней остроты, то их решениетребует объединения усилий всех стран для преодоления опасности экологическойкатастрофы.
 Углублениесотрудничества государств, тщательный анализ жизни социума всех стран безисключения с учетом их географического положения, размеров территории, уровняэкономического и социального развитие – единственно реальный путь к созданиюпродуманной системы мероприятий по охране окружающей среды. Международноесотрудничество в решении глобальных экологических проблем является объективнойпотребностью современного этапа общественного развития, условием существованияи прогресса человечества.
 Особенностьсоциально-философского аспекта в том, что при помощи его изучают экологическиепроблемы со стороны сознания людей, со стороны их понимания серьезности иопасности дальнейшего разрастания экологических проблем, всей пагубности иглобализации экологического «травматизма» природы. И именно воздействием наподсознание и мышление людей философскими идеями усовершенствуется понятие опредотвращении экологической опасности, о сохранении окружающего мира ичеловечества в целостности.
 Подэтическими аспектами изучения экологических проблем понимают моральное иэтическое воспитание людей в отношении экологии. Таким образом этическивоспитанное общество, человечество не допустит нарушения правил охраныокружающей среды, ненадлежащее отношение к природе, нарушение установленныхнорм природопользования и т.д. Поэтому следует начинать с самовоспитанияобщества, людей, человека. Только в этом случае будет усовершенствованаэкологическая культура, экологически правильное поведение в отношении природы.
 Такимобразом выход их экологического кризиса, а также разрешение ряда другихглобальных проблем видится прогрессивному мировому сообществу в окончательномутверждении экологической парадигмы природопользования. Конечно, формированиеценностного отношения к природе и технике – задача трудная, она наталкиваетсяна мощное противодействие ВПК, субъективные, групповые интересы, стереотипымышления. Требуется изменение мировоззренческих установок (их постепеннаяэкологизация) и решение ряда задач в области природопользования:
·    Социальногоконтроля и регулирования;
·    Морально-этическойи правовой ответственности;
·    Поискаальтернативных путей развития культуры с учетом экологических параметров,энерго- и ресурсосберегающих технологий.

Используемаялитература
 
1.        Калмыков,В.Н. Философия / В.Н.Калмыков — Минск: «Вышэйшая школа», 2006 – 432с.
2.        В.П.Кохановский, Т.Г. Лешкевич, Т.П. Матяш, Т.Б. Фатхи. Основы философии науки:учебное пособие для аспирантов / В.П.Кохановский – Ростов-на-Дону: «Феникс»,2004 – 603с.
3.        Философия:учебное пособие / Ю.А.Харина [и др.] под общ. ред. Ю.А.Хариной. – 5-е изд. –Минск: «ТетраСистемс», 2002 – 415с.
4.        Демичев,Д.М. Экологическое право. Особенная часть / Д.М.Демичев – Минск: «Вышэйшаяшкола», 2007 – 494с.
5.        Человек.Общество. Государство. Пособие для абитуриентов ВУЗов / А.И. Авраменко,Т.И.Адуло, И.Н.Бобкова [и др.] под общ. ред. А.И. Авраменко, Ф.В. Пекарского. –3-е изд. – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2004 – 368с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.