Реферат по предмету "Литература"


Группа Блумсбери. Творчество Вирджинии Вулф

ГруппаБлумсбери. Творчество Вирджинии Вулф Вирджиния Вулф 1941 Содержание Вступление Глава I. Модернизм вАнглии Глава II. ГруппаБлумсбери Глава III. Первый этаптворчества Вирджинии Вулф 1915 1922 гг. Глава IV. Второйэтап творчества Вирджинии Вульф cередина 20-х гг. Глава V. Третий этаптворчества


Вирджинии Вулф 1941 Заключение Список литературы Вступление Западная культура концаXIX и начала XX веков характеризуется доминированием такого направления какмодернизм. Это время бурных социальных процессов, ускорения темпов жизни,разрушения монолитных систем в науке и искусстве, возникновения различныхнаправлений, течений. Эти изменения можно датировать началом XIX века, которыйсовпадает с периодом становления буржуазии.


Экономический подъем буржуазиисопровождался духовным переворотом, который в культурном аспекте получилнаименование модернизма. Глава I. Модернизм в Англии В 1924 г. в лекции Мистер Беннетт и миссис Браун В. Вулф провозгласила Где-то в декабре 1910г. человеческая природа изменилась . Уже в 1919 г. она увидела новуюлитературу, которую назвала модернистской, употребив впервые слово модерн


вкачественном значении. Почва для развития модернизма была подготовлена. Послевойны появились произведения, объяснившие существо и характер нового феномена вдуховной жизни XX в. Влюбленные женщины Д.Г. Лоуренса 1920 , Бесплоднаяземля Т.С. Элиота 1922 , Улисс Д. Джойса 1922 , Миссис Дэллоуэй В. Вулф 1925 . Модернизм в Англииобъединил разные тенденции в искусстве, различных писателей и поэтов


и наранней стадии связан с экспериментаторством. Даже в пределах творчества одногописателя могут быть отражены самые великие достижения модернизма Улисс Джойса и его тупик Поминки по Финнегану , новое понимание традиции Элиот ,признание за русской литературой права быть органичной и необходимой частьюмирового литературного процесса В. Вулф . Вместе с тем различные группировки итечения отразили совершенно очевидно некоторые


общие черты. Прежде всегозависимость литературы от психологии 3. Фрейда, влияние психоанализа иконцепции искусства, творчества как формы сублимации. Другой фигурой, оказавшейсущественное влияние на формирование английского модернизма, был Джордж Фрейзер 1854 1941 , заведовавший первой кафедрой социальной антропологии в Ливерпуле ипроведший большую часть жизни в Кембридже, где преподавал начиная с 1879 г.


Двенадцатитомное исследование Золотая ветвь 1915 Фрейзера посвященоэволюции человеческого сознания от магического к религиозному и научному. Этотруд, знаменитый пристальным вниманием к особенностям примитивного сознания,тотемизма и сравнительным изучением верований людей в разные периоды развитиячеловеческой истории. Отвергая на первойэкспериментальной стадии традиционные типы повествования, провозглашая техникупотока


сознания единственно верным способом познания индивидуальности,модернисты открыли зависимость художественного образа как основного инструментаэстетической коммуникации от мифа, ставшего структурообразующим фактором Улисс Джойса, поэзия Т.С. Элиота . Модернизм порывает в историческом иэстетическом планах с преемственностью культур, идя по пути дегуманизации. История, говорит Стивен Дедалус Улисс , это кошмар, от которого я пытаюсьпробудиться .


Как всякое новое явление или совокупность явлений, модернизм вначале своего возникновения отличается крайней эстетической интенсивностью, чтовыражается в огромном числе экспериментов, формальных взрывов и революций,происходящих и в России, и в Германии, и во Франции, и в других странах. Отказ от существующихстереотипов и систем, реорганизация и перестановка отдельных атомов этого материала,приспособление к новому строю, еще тем не менее окончательно несформировавшемуся,


текучесть жизни и мысли, отказ от однолинейной зависимостипричины и следствия, разъединение вещей, ранее казавшихся неразъемными, войнавсякой определенности, культ относительности и дезинтеграции вот очевидныепризнаки модернизма. Изменилось и отношение писателя к материалу отравноправия, допускающего мысль о мире как концентрации определенных категорий,абстрактных концепций и известных законов, поэт переходит на позицию активную,стимулированную интенсивностью поэтического видения его сознание становитсяцентром


и координатором происходящего. Т.С. Элиот писал Поэтическое сознаниесобирает разрозненный опыт сознание обыкновенного человека хаотично, неправильно,фрагментарно. Последний влюбляется или читает Спинозу, и эти два вида опыта неимеют ничего общего друг с другом, или с шумом печатной машинки, или с запахомкухни в сознании поэта эти виды опыта всегда образуют новые целостности . Еслипредставить себе развитие литературы от подражания к воссозданию новойреальности,


то модернисты сосредоточиваются на самом процессе воссоздания, наязыке, повествовательные формы становятся интровертными, сконцентрированными навнутреннем, индивидуальном сознании. Предыдущие века через и посредствомдействительности создавали характер, рисовали индивидуальность или тип.Модернист через огромный анатомизированный, разорванный, интровертный мириндивида создает внешний мир. Эпическое создается лирическим, материя духом.


Внутренний мир ЛеопольдаБлума Улисс , рассеченный ассоциациями, аллюзиями, странными и причудливымисочетаниями высказанного и невысказанного, продуманного и спонтанновозникающего, рождает тем не менее видимый и довольно хорошо очерченный внешниймир города Дублина, континуума жизни обыкновенного человека. СтранствияОдиссея Улисса заняли много лет, блуждания Блума только один день, новымышленность самого романа, лирического эпоса обнажена, она является предметоми


инструментом романа, способом использования мифа, восстановления реальности всистеме других вещественных, материальных и духовных измерений. Панорамасознания миссис Дэллоуэй в одноименном романе В. Вулф изображена в течение дня,такова интенсивность художнического мышления и творчества. Не случайно рядом собыкновенным героем, героем каждого дня, усредненным, массовидным сознаниемприсутствует другой, олицетворяющий собой творческое сознание, с помощьюкоторого создается необычная модернистская


картина. Тривиальное и каждодневноемифологизируются Блум превращается в легендарного героя древнего эпоса, СтивенДедалус с его богатой духовностью и организованной системой мышления создаетбесконечный контекст, в котором искусство романа может демонстрировать все своибогатства. Пародия и пастиш, множественность языка повествования, наличиеразличных стилистических уровней серьезного


и ироничного, компенсируютотсутствие сюжета и относительность материала, представляемого внешним миром. В. Вулф выразила отличиемодернистов от их предшественников в следующем пассаже Современнойхудожественной прозы Исследуйте, например, обычное сознание в течениеобычного дня. Сознание воспринимает мириады впечатлений бесхитростных,фантастических, мимолетных, запечатленных с остротой стали. Они повсюдупроникают в сознание, непрекращающимся потоком бесчисленных атомов, оседая,


принимают форму жизни понедельника или вторника, акцент может переместиться важный момент окажется не здесь, а там Жизнь это не серия симметричнорасположенных светильников, а светящийся ореол, полупрозрачная оболочка,окружающая нас с момента зарождения я сознания до его угасания. Неявляется ли все же задачей романиста передать верно и точно этот неизвестный,меняющийся и неуловимый дух, каким бы сложным он ни был? В этом смыслеискусство и


В. Вулф, и Джойса направлено на то, чтобы осветить вспышкамивнутреннего огня сознание, вызвать главный интерес к тому, что расположено вподсознании, в труднодоступных глубинах психологии. Не диалектика жизни, апарадоксальность индивида, его внутреннего я рождала открытость концовок имногозначность символов, релятивизм и постоянное стремление взывать кактивности читателя, к его необъятному я . Все английскиеписатели-модернисты были изгнанниками в собственной стране, страдали отнепонимания, пренебрежительного


холодного любопытства, попадали в нелепыедвусмысленные ситуации, их жизни в большинстве своем трагически обрывались.Одной из черт, объединяющих английских модернистов, является отрицаниеустойчивой моральной определенности, исключающей движение. Мне никогда неузнать, писал Лоуренс в эссе Почему важен роман , в чем именно заложена мояцельность, моя индивидуальность, мое я . Мне не дано узнать это.Распространяться о моем я бессмысленно это всего лишь означало бы, что ясоставил


какое-то представление о самом себе и теперь пытаюсь построить ивыровнять себя согласно данной модели. Что заведомо обречено на неудачу .Мораль в этом смысле убивает искусство, предлагая ему в разные времена разныемодели поведения общественного и индивидуального. А это приведет к утратечеловеком способности ощутить вкус жизни! Страх перед дегуманизацией жизни ичеловека в век эпохальных научных и технических открытий заставил


английскихмодернистов взглянуть на природу человека, экспериментально поставленную вразную степень зависимости от этого универсума. Романтическая ностальгия поестественной природе как могучему источнику энергии для человека, если онощущает свою непрекращающуюся связь с ней, была естественной реакцией наушедший XIX век и на вс более разверзающуюся пропасть между современнымчеловеком и природой. Поток жизни, так легкоассоциировавшийся в модернистском сознании с огромным безбрежным морским илиречным


простором, символически передавал и текучую жизнь сознания, котороесоставляло главный предмет изображения интровертного романа. Однако эти потокибыли разные у разных авторов и в разной степени они зависели от контролирующейволевой силы индивида. Глава II. Группа Блумсбери. Вирджиния Вулф 1882 1941 стремительно иуверенно вошла в литературу модернизма как признанный ее глава и теоретик,совершивший два важных открытия использовала понятие модерн для обозначениянового


характера литературы, занималась шифровкой этого понятия в своейэссеистике и романном творчестве, а также провозгласила русскую точку зрения и русскую литературу органичной частью мирового духа и интеллектуальнойдеятельности человечества. Она принесла в английский модернизм особыйинтеллектуальный аромат, связанный с группой Блумсбери . В 1904г. после смерти отца дети Тоби, Адриан, Ванесса и Вирджиния переселились водин из центральных районов


Лондона Блумсбери. Здесь, в доме на Гордон-Сквер,невдалеке от Британскою музея, начинается новый период в их жизни, связанный свозникновением в 1906 г. группы Блумсбери , объединявшей молодых людей, чьиинтересы связаны с искусством. В элитарное высокообразованное сообществоединомышленников по искусству и литературе входили писатели Литтон Стрэчи иЭ.М. Форстер, искусствовед Роджер Фрай, художник


Клайв Белл, ставший вскоремужем сестры Вирджинии Ванессы, журналист Леонард Вулф будущий муж Вирджинии,а также некоторые другие выпускникн и студенты Кембриджа. Центром группы быласемья Стивенов, а ее душой Вирджиния. Еженедельные встречи блумсберийцеввыливались в продолжительные и горячие споры об искусстве, о путях его развитияв современную эпоху. Все были единодушны в своем взгляде на искусство как самуюважную


сторону жизни общества и высшее проявление возможностей человека,приветствовали новые художественные открытия и свято верили в то, что искусство необходимое условие существования цивилизации. Одним из своихнаставников блумсберийцы считали философа Дж. Э. Мура, склонявшегося кинтуитивизму и придававшего особое значение анализу ощущений. Этическая теорияДж. Мура, его книга Principia Ethica


Основы этики , 1903 , вкоторой проникновение в сущность прекрасного и установление гармоничныхвзаимоотношений между людьми провозглашается важнейшими жизненными принципами,были восприняты ими как откровение. Члены группы Блумсбери решительноотвергали столь характерные для викторианской эпохи лицемерие, притворнуюстыдливость, многословие и напыщенность. Титулы и официальные знаки отличиябыли преданы в их среде осмеянию. В человеке ценились искренность,непосредственность, способность тонко реагировать на окружающее, непредвзятостьсуждений,


умение понимать и ценить прекрасное, свободно и просто излагать своемнение в беседе, обосновывать его в дискуссии. Блумсберийцы бросали вызоввульгарности, меркантилизму и ограниченности. Решительно осуждая утилитарныйподход к жизни, они были склонны смотреть на себя как на избранных, служениеискусству рассматривалось ими как своего рода священный ритуал, а упреки вэлитарности не принимались ими но внимание, ибо в определении высоколобые ,как их нередко называли в критике и литературной среде, для них скрывалсяособый


смысл этим словом сами они обозначали человека, который, по словамВулф, отличается высоким уровнем интеллекта и способностей, живет в постоянныхтворческих исканиях для него идея важнее жизненного благополучия. К высоколобым Вулф относит Шекспира и Диккенса, Байрона и Шелли, Скотта нКитса, Флобера н Генри Джеймса. В 1910г. в среде блумсберийцев появился Р. Фрай, сыгравший важную роль в культурной жизниАнглии тех лет.


Он содействовал организации в Лондоне выставок картинфранцузских импрессионистов и постимпрессионистов 1910 и 1912 гг Появлениев выставочных залах британской столицы полотен Мане и Матисса, Ван Гога нСезанна было воспринято как дерзкий вызов общепринятым вкусам. Лишь небольшаячасть публики восприняла их искусство как явление значительное и принципиальноновое. Среди тех, кто приветствовал импрессионистов, была и


Вулф. Не случайноименно 1910 г. она назвала рубежом, обозначившим изменения ванглийском характере . Картины Мане и Сезанна она восприняла как откровения нетолько в живописи, но и в других видах искусства. Импрессионизм присущ прозе исамой Вирджинии. В 1912 г. ВирджинияСтивен стала женой Леонарда Вулфа, хорошо известного в те годы своими статьямипо вопросим колониальной политики Британской империи. Он был выпускникомКембриджа, провел семь лет на


Цейлоне. Впечатления этих лет отразились в егокниге Деревня в джунглях . В доме супругов Вулф установилась творческаяатмосфера, плодотворная для каждого из них. Круг друзей пополнился в гостинойВулф бывали поэты и писатели Т.С. Элиот, Д. Г. Лоуренс, Э. Бауэн, С. Спендер,знаток античности Г. Диккинсон. Остроумная, общительная, живо всем интересовавшаясяВирджиния всегда была в центре, притягивала


собеседников. В 1917 г. супруги В.основали издательство Хогарт-Пресс . Большая доля обязанностей, связанных сего деятельностью, выполнялась самой Вирджинией. При том, что все этихудожники были разные, всех их объединяло убеждение, что за поверхностьюпривычных вещей скрывается нечто сама неуловимая суть жизни, ВеликаяСложность , явить которую миру может лишь новое искусство.


И потому в ихпроизведениях реальная, доступная привычному взгляду оболочка вещей взрывается,ко всему механическому, поддающемуся научному толкованию они относятся снедоверием, делая упор на постижении метафизического смысла явления. Блумсбери это особый знак времени, когдана смену традиционному представлению об искусстве приходило новое,авангардистское. Блумсберийцы были настоящими детьми рубежа веков сложившиеся на разломе эпох, лишенные социальных и нравственных ориентиров,современники, а иногда и участники социальных


потрясений эпохи две революции вРоссии, 1-я мировая война , они мучительно расставались с ценностями поколенияотцов, с тревогой вглядывались в новую, рождающуюся у них на глазахдействительность. Отринув старые религии, они жаждали новых. Хулители иниспровергатели традиций, глашатаи иногда слишком громкие всего нового, блумсберийцы ратовали за свободное, беспрепятственное самовыражение личности,были убеждены в том, что нет ничего более нравственного, чем эстетическиесоображения, и что деспотизм по


своей природе ни плох, ни хорош . К середине30-х годов кружок распался. Глава III. Первый этап творчества Вирджинии Вулф 1915 1922 гг История писательскойкарьеры В. Вулф от ее первых, традиционных по манере письма романов Большоепутешествие 1915 и Ночь и день до последнего, модернистского Междуактами 1941 , ее самоубийство тоже своеобразная летопись развитиямодернизма с его новациями и художественными


завоеваниями, стремлением ксинтезу искусств и противоречивой диалектикой. Любовь к созерцанию прекрасныхпредметов, особенно произведений искусства, живописи наложила отпечаток натехнику В. Вулф. Процесс мышления, поток мыслей эстетизирован, его собственнонельзя назвать потоком, потому что поток нерасчленим и непрерываем, в то времякак внутренний мир, индивидуальное сознание ее героев или героинь легкочленится на атомы впечатлений.


Романы Миссис Дэллоуэй 1925 , К маяку 1927 , Волны 0931 , Орландо 1928 , Годы 1937 и Между актами вразной степени отражают зрелость используемой ею техники. На эстетические взглядыписательницы огромное влияние оказал Марсель Пруст, которого она очень любила ине раз выражала желание быть похожей на него в своих попытках сломать барьермежду читателем и персонажем и представить внутренний мир героя наиболее полночерез ассоциативный


поток мыслей, познаваемый читателем без вмешательстваавтора-повествователя. Самым главным для Вулф было создание единого целого измельчайших частиц опыта, моментов бытия , отраженных в сознании как главных,так и второстепенных персонажей, связанных в романе по принципу ассоциации.Однако такое же важное место занимали в ее сознании взгляды группы Блумсбери на значение искусства в период, отмеченный закатом человеческой цивилизации.


Чувство отчаяния, духовного банкротства, беспокойства, дезориентации, смятенияи восторженное любование красотой, которой угрожает смерть, апелляция кпрошлому Англии и чистому искусству, которое спасет и очистит человеческуюдушу, вот тот духовный климат, в котором живут персонажи романов Вулф. Своисобственные суждения о современной литературе, о романе и его эволюции Вулфизложила в двухтомнике Обыкновенный читатель 1 925 , сборнике


Собственнаякомната и в многочисленных эссе и письмах. Шедевры мировой литературы, считалаВулф, создаются в результате коллективного мышления многих веков, и за голосомавтора чувствуется опыт масс. Не отвергая дидактической цели романа, В. Вулфпридавала огромное значение его форме и структуре. Главный герой, еговнутренний мир, ход его мысли показан в романах


Вулф не глазами автора, аглазами других героев. В то же время цепь ассоциаций в индивидуальном сознаниисодержит моменты, связывающие прошлое с настоящим и разрозненные фрагменты вединый поток. Через отдельные ориентиры в этом потоке может проступатьреальность, но она отгорожена довольно искусно созданной стеной идей,восприятий, впечатлений. Сюжет не имеет никакого значения. Каждый из романов Вулфпоказывает небольшую группу людей, жизненный опыт которых весьма ограничен, ноглавное


внимание уделено характеру главной героини миссис Дэллоуэй, миссисРэмзей натуры неординарной, но по-своему несчастной в жизни, хотя внешне всеобстоит благополучно. В каждом случае роман представляет собой своеобразноеблуждание по глубинам человеческого сознания, по потаенным уголкам души,которые открываются герою в ходе ассоциативного мышления и воспоминаний. В первый период 1915 1922 написаны романы Путешествие вовне ,


Ночь и день Night and Day ,1919 , рассказы, составившие сборник Понедельник и четверг Monday andThursday , 1921 , и роман Комната Джейкоба Jacob s Room ,1922 , во многом ставший итогом ранних исканий писательницы, синтезирующийособенности ее импрессионистического стиля и открывающий перспективы дальнейшегоразвития. Когда в печати появилсяроман Вулф Путешествие вовне ,


Литтон Стрэчи назвал его совершенно невикторианским . Блумсберийцы приветствовали его как смелый разрывс традициями, что проявилось, по их мнению, в явном преобладании духовногоначала над материальным , в нетрадиционном использовании возможностей воспитательного романа отсутствие развернутых описаний, отказ от панорамногоизображения, внимание к передаче чувств, явно превосходящее интерес к динамикесюжета . История молодой героини


Рэйчел Уинрейс, отправляющейся в свое первоепутешествие, во время которого она знакомится с жизнью, переживает свою первуюлюбовь, а затем внезапно умирает от тропической лихорадки, намечена в романепунктирно. Окно в мир лишь приоткрывается перед героиней. В КомнатеДжейкоба реализован замысел передать бесконечный поток техмельчайших частиц атомов , которые бомбардируют сознание человека,составляя круг его представлений о жизни. Жизнь Джейкоба Флендерса запечатленав цепи эпизодов сменяются кадры детство, отрочество, юность.


Морской берег,где играет маленький мальчик, тихая ласка матери, склонившейся вечером над егокроваткой студенческая пора в Кембридже самостоятельная жизнь в Лондоне любовь путешествие по Франции и Греции. В финале опустевшая комната,покрытые пылью вещи. Беглое упоминание о гибели Джейкоба на войне. А за окномпродолжается жизнь. Движение времени бесконечно. Первые рассказы Вирджинии


Вулф Дом спривидениями , Понедельник ли, вторник , Пятно на стене , Струнныйквартет , Ненаписанный роман , Фазанья охота . Некоторые из нихвошли, видоизменившись, в ее романы. И все же это самостоятельные, отдельные,художественно продуманные произведения. И если уж надо подобрать жанровоеопределение, то это, видимо, лирическое эссе или что еще вернее зарисовканастроения,


психологического состояния, попытка средствами языка, словапередать ощущение, не столько саму мысль, сколько процесс мышления, поискиистины. Недаром в рассказе Понедельник ли, вторник так часто повторяетсяслово истина . Истина, дает понять Вирджиния Вулф, в силу своей изменчивой,зыбкой, неуловимой природы противится рациональному анализу. Быть может, музыкавладеет этой тайной? И Вирджиния


Вулф в своем программном рассказе Струнныйквартет пытается сделать невозможное передать словом музыку. Мучаясь, как и ее героиняв рассказе Итог , Саша Лейзем, вопросом Какой же взгляд истинный? ипрекрасно понимая, что можно взглянуть на дом и так и эдак , Вирджиния Вулфпоказывает смысл своих расхождений с викторианцами и их преемниками в искусствеэдвардианцами. Прочитав заглавие Дом с привидениями , ждешь чего-нибудь в духеОскара


Уайльда Кентервильское привидение . И в рассказе-зарисовке ВирджинииВулф есть призраки, но они какие-то другие, неклассические . Бесшумно, боясьпотревожить покой хозяев, они ступают по лестнице, взявшись за руки, кто они,мужчина и женщина? и настойчиво ищут что-то радость, оставленную в доме иобретшую свое пристанище в душах хозяев. Душа вот главное, вотитог размышлений Вирджинии Вулф.


Недаром именно слово Итог вынесено взаглавие рассказа, где героиня рассуждает, что такое душа. А Лапин и Лапина это повествование об одиночестве души, задыхающейся в мещанской пошлойобстановке, где тесно не только от тяжеловесной мебели, громоздких буфетов, нои от вязких, никчемных, тупых мыслей и выхолощенных чувств. Пожалуй, это одиниз первых рассказов в западной литературе, где так остро поставлены проблемы отчужденияи расщепления личности, духовного здоровья, которое в вывихнутом


XX векеиногда принимает форму конька , странностей. Вирджиния Вулф,вспоминает Леонард Вулф, писала рассказы все время. Если какое-нибудь событиеили впечатление привлекали ее внимание, она обычно записывала их. Потом не развозвращалась к наброскам, и так рождался рассказ. Но из-за пристрастногоотношения к собственному труду она по большей части считала, что эти небольшиевещицы


еще не готовы, что им самое время полежать, дожидаясь своего часа, вящике письменного стола. О в высшей степенитребовательном отношении к своему творчеству говорят и рассказы, тематически исюжетно связанные с романом Миссис Дэллоуэй , Новое платье , Вместе ипорознь , Люби ближнего своего , Предки на их страницах не раз мелькаютглавные герои этого романа. Глава IV. Второй этап творчества Вирджинии


Вульф cередина20-х гг Второй период творчестваВирджинии Вульф относится к середине 20-х годов и включает романы МиссисДеллоуэй Mrs. Dalloway , 1925 и К маяку То theLighthouse , 1927 , являющиеся вершиной творчества Вулф. Роман МиссисДеллоуэй Вулф создавала с ориентацией на Джойса, увлеченнаязамыслим воспроизведения жизни в духе


Улисса . Скозь призму одного дняпередана жизнь героини н тех, чьи судьбы связаны с ней. В тексте романафиксируются монеты бытия , ограниченные временем июньский день 1923 г. ипространством район Уэст-Энда . В романе нет экспозиции, он начинаетсясловами Миссис Дел-лоуэй сказала, что сама купит цветы . С этого моментачитателя увлекает поток времени, движение которого фиксируют удары часов БигБена, магазинных часов на


Оксфорд-стрит, а затем вновь колокол на башне БигБена. Всплывают картины прошлого, возникая в воспоминаниях Клариссы. Они проносятсяв потоке ее сознания, их контуры обозначаются в разговорах, репликах. Временныепласты пересекаются, наплывают один на другой, в едином мгновении прошлоесмыкается с настоящим. А помнишь озеро? спрашивает Кларисса у друга своейюности


Питера Уолша, и голос у нее пресекся от чувства, из-за которого вдругневпопад стукнуло сердце, перехватило горло и свело губы, когда она сказала озеро . Ибо сразу она, девчонкой, бросала уткам хлебные крошки, стоя рядомс родителями, и взрослой женщиной шла к ним по берегу, шла и шла и несла наруках свою жизнь, и чем ближе к ним, эта жизнь разрасталась в руках, разбухала,пока не стала всей жизнью, и тогда она ее сложила к их ногам и сказала Вотчто я из нее сделала, вот!


А что она сделала? В самом деле, что? Сидит и шьетсегодня рядом с Питером . Параллельно с линиейКлариссы развертывается трагическая судьба травмированного войной СептимусаСмита, которого миссис Дэллоуэй не знает, как и он ее, но жизни их протекают водних пространственно-временных пределах и в какое-то мгновение пути ихпересекаются. В то самое время, когда Кларисса совершает свою утреннюю прогулкупо


Лондону, она проходит мимо сидящего на скамье в парке Смита. Одно мгновение.Его роль и место в множестве других мгновений бытия постепенно выявляются.Септимус Смит воплощает в себе скрытую, никому неведомую сторону натурыКлариссы. Самоубийство Смита освобождает Клариссу от навязчивой мысли о смерти.Разрывается круг одиночества. В финале романа звучит надежда, рожденнаявстречей


Клариссы и Питера после долгих лет разлуки. Ни в одном изпредшествующих произведений Вулф сила эмоционального восприятия переливовреальности и мастерство их передачи ни достигали таких высот, как в МиссисДэллоуэй , и нигде осуждение существующего не звучало столь определенно. Всвязи с этим романом Вулф писала в дневнике Я хочу показать жизнь и смерть,разум и безумие, я хочу подвергнуть критике социальную систему н показать ее вдействии


Я думаю, что это наиболее удовлетворительный из моих романов . Подобнаясамооценка большая редкость для Вирджинии Вулф. К своим созданиям она всегдабыла настроена критически, мучилась от неуверенности в своих силах, страдала отпостоянно преследовавших ее мыслей о том, что желанные цели оказалисьнедостигнутыми. Это не раз приводило к нервным срывам, а подчас и к глубокойдепрессии.


Эстетизм блумсберийцевсказался на организации повествовательной структуры произведений ВирджинииВулф, которая в отличие от традиционного викторианского романа распадается наряд эпизодов, часто воспроизводящих отдельные периоды в жизни персонажа, как бывыплывающие в его памяти и абсолютно не ограниченные временным пространством.Иногда такая организация подчиняется музыкальной форме. Таков, например, роман Кмаяку , выдержанный в форме сонаты, состоящей из трех частейпрограммного характера


Окно , Время проходит и Маяк . Первая часть самаядлинная, в ней как бы в миниатюре заключены все технические новации. Событияпроисходят между восходом и закатом солнца на Гебридских островах в загородномдоме семьи Рэмзей. Несколько друзей собираются в этом доме для отдыха иобщения, среди них студент мистера Рэмзея, мистер Тэнсли, интеллектуальнопревосходящий всех остальных, художница с китайскими глазами


Лили Бриско,рисующая портрет хозяйки дома, старый холостяк и тайный обожатель миссисРэмзей, ботаник мистер Бэнкес. Хозяйка дома обаятельна, добра, тактична иделикатна, ее муж, напротив, сухой и холодный педант, страдающий отразочарований в жизни. Вторая часть происходит в том же доме десять лет спустя,когда миссис Рэмзей уже нет в живых. Третья часть завершает произведение вней рассказывается об осуществившейся наконец мечте Джеймса Рэмзея, сына миссисРэмзей, мечтавшего в детстве попасть на маяк вместе с матерью.


Таким образом, в романеописаны два дня, разделенные, десятилетним промежутком времени. Каждый деньимеет свою музыкальную тему. Первая вводит нас в мечты семилетнего Джеймса,готовящегося к поездке на маяк Если погода позволит, то он отправится тудавместе с матерью . Вторая представлена через восприятие Лили Бриско, желающейзакончить портрет своей приятельницы, но при ее жизни так и не сумевшейвоплотить свой творческий замысел.


Одним взмахом, кисти Лили заканчиваетпортрет. Миссис Рэмзей все еще доминирует в доме, все еще сохраниласьатмосфера, созданная ею, правда, уже в памяти ее друзей. Цепь ассоциативныхмыслей, возникающая у миссис Рэмзей в первой части романа, ограниченапространством комнаты и углом видения из окна, перед которым прохаживаютсягости. Хотя внешние события неиграют для


Вулф никакой роли, они тем не менее выполняют определенную функцию вромане освобождают внутренние процессы из-под власти бессознательного иинтерпретируют их. Например, когда Джеймс меряет носки, которые его мать вяжетдля сына смотрителя маяка, она все время повторяет фразу Мой дорогой, стойспокойно , в промежутках между которой ее мысли останавливаются на отдельныхпредметах в комнате дети постоянно приносят с моря ракушки, камешки, вносябеспорядок , на открытых


окнах. Именно последние рождают у миссис Рэмзей другуюцепь ассоциаций, расширяющую ее опыт, выводящий ее из замкнутого круга жизни. Вее доме служит девушка-швейцарка, постоянно думающая о своем больном отце, длякоторого всегда в доме открывают окна. Во второй части внешнее объективноевремя дает о себе знать в отдельных эпизодах, касающихся жизни родственников идрузей миссис Рэмзей, которые умерли во время войны. Так, через ее мысли,ассоциации, с помощью памяти в роман постепенно


и незаметно входит большаяжизнь, вводящая тему времени. Тема маяка тоже своеобразна, она, получаетокончательное разрешение в финале романа-сонаты. Маяк символ, объединяющийразрозненные мысли и эпизоды в целое. Глава V. Третий этап творчества Вирджинии Вулф 1928 1941 . В третий этап творчества 1928 1941 были созданы Орландо


Оrlando , 1928 , Волны Тhe Waves , 1931 , Годы Тhe Yеars , 1937 и Междуактами Веtween the Acts , 1941 . Примеримпрессионистической техники письма, сопряженный с психологическимисследованием нескольких потоков мыслей, роман Волны .Каждой ступени эволюции сознания от детства к старости соответствуетопределенная форма выражения более образная и выраженная лексическиограниченными средствами характерна для детского


восприятия действительности,более усложненная для взрослого. Каждой ступени проникновения в глубьчеловеческого сознания и духовного видения соответствует картина моря. В самом начале книгисолнце только что встало, море слито с небом. Романтическое воспроизведениеморского пейзажа усиливается впечатлением присутствия кого-то невидимого,держащего волшебную лампу над горизонтом. Свет постепенно разливается по небунад морем, воображаемая


камера скользит по берегу, отмечая волны утреннегоприбоя, и наконец фиксирует детали сада и дома, бросающего тени, закрытого окнаспальни. Пейзаж озвучен пением птиц, ставящим последний штрих в картине.Тончайшие нюансы колорита волн, неба, сада, дома оттеняются новыми деталямипробуждающегося дня сверкающей росой, купающейся девушкой, резвящейсямакрелью, рыбаками, выходящими в море на промысел. Динамика усиливаетсяинтенсивностью наблюдений и сокращением объема описания ландшафта.


Деньразгорается быстро, и стремительно меняется его звуковое и цветовое оформление.Включается деятельность людей, во второй половине дня главное действующее лицо не свет, а тени, удлиняющие и усиливающие резкость перехода от света к тени.В последнем пейзаже превалирует слово темнота , которая обретает все болееинтенсивный черный цвет. Но эмоциональная окраска романа тоже усиливается.Дерево символ вечности и неизменности, хранитель памяти, противостоит героям,пережившим много радостей


и огорчений, в период старости обремененнымвоспоминаниями, ощущающим страшный холод одиночества. Приближение смерти, концасуществования передано в символическом образе Парсифаля. Последний монолог ободиночестве, глубоком разочаровании в жизни окрашен грустным ожиданиемнеминуемой смерти. Сознание отключается и видна только одна деталь некогдароскошно нарисованного морского пейзажа волны разбились о берег . Вирджиния Вулф высокоценила чувство дружбы и часто бывала искренне увлечена


своими подругами. Споследней из них, Викторией Секвилл-Уэстт, она продружила двадцать лет,написала ей множество прекрасных проникновенных писем, посвятила замечательныйроман-фантазию Орландо , действие которогопроисходит параллельно в трех веках, это тонкий и поэтичный роман о любви иперевоплощении душ, фантасмагорическая биография, где жизнь эфемерного главногогероя, становящегося то мужчиной, то женщиной, продолжается в течение трехвеков.


Роман Годы воспринимаетсяв литературном контексте как своего рода параллель Саге о Форсайтах Голсуорси, хотя сама Вулф подчеркивала, что она отнюдь не стремитсясоревноваться с создателем Саги . В романе Годы рассказывается о жизнинескольких поколений семьи Парджитер, начиная с 1880 г. и до окончания первоймировой войны. Куда движется поток жизни? Куда несет он люден? Так что жедальше?


Эти ключевые вопросы остаются без ответа. В романе Годы Вулфиспользует приемы, к которым она обращалась ранее объединяет воедино потоксознания и элементы детализации, передает мгновения бытия , представляет одиндень в жизни героя как микрокосм мира, воспроизводит прошлое в мгновениинастоящего, бросает взгляд на настоящее сквозь призму прошлого. Последний роман В. Вулф Междуактами 1941 ограничен ее любимым периодом времени это одиндень, преимущественно


летний, июньский. Заголовок романа имеет двойной смысл.Жизнь каждого из четырех главных персонажей Бартоломея Оливера, Люси Суизин,Айзы и Джайлза реконструируется на фоне огромных исторических событий,представляемых на сцене любительского театра. Время Чосера, Елизаветинскаяэпоха, Век Разума, Викторианская эпоха и современная драма, заключенная вистории


Англии и воспроизведенная на сцене таинственной мисс ля Троб,противопоставлены драме, разыгрываемой между актами в реальной жизни членовсемьи. Старинное семейное поместье, где каждая комната жила своей жизнью,впитала память поколений, воплощает историю Англии, ее прошлое и настоящее.Одна из тем романа реальная Англия и ее люди, старое и молодое поколения, ейпротивостоит тема истории, литературы, театра.


Внешнее время сосредоточено всобытиях одного дня, когда старые люди завтракают, разговаривают со своейневесткой Айзой, когда Айза произносит свой монолог перед зеркалом. Описываетсяприезд гостей на вечернее представление, окончание спектакля и отход ко сну.Внутреннее время выражено во второй теме и связано с историей каждого персонажаи с историей Англии. Чувство разочарования, смятения характерно для всех, хотяи по различным причинам.


Старики с ностальгией вспоминают викторианскую Англию,процветание своего поместья и живут в мире воспоминаний, прочно укоренившихся вих сознании. Айза вся во власти захватившего ее чувства к человеку в сером,романтическому фермеру, оказавшему ей мелкие услуги. Настроение ностальгии попрошлому, презрение к настоящему составляют и подогревают внутренний конфликт,делают его невидимым романтическим театром. Роман Между актами наполнен символами, метафорами, аллегориями.


Ваза, холодная, гладкая, стоящая в сердце дома , в комнате, где висят портреты предков, сохраняет ощущениевеличия, тишины, образовавшейся пустоты. Переживание этого холодного чужогоприсутствия прошлого Вулф передает многочисленными повторами слов пустота , холод . На протяжении всего романа над местом действия сгущаются сумерки,наступает темнота, в которой как бы усиливается интенсивность мысли ивнутреннего драматического конфликта.


В отличие от Пруста, который благодаряассоциациям возвращался к объективной реальности, Вулф пренебрегает объективнойдействительностью или эстетизирует ее. В конце романа четыре персонажа остаютсяв одиночестве в атмосфере сгущающейся тьмы. Но открытость конца у модернистовозначает выход сознания за собственные пределы. Затем поднялся занавес. Онизаговорили таковы последние слова автора, произнесенные в финале.


Поскольку Вулф интересуютмириады впечатлений, мельчайшие частицы опыта, композиции ее романов нуждаютсяв особом методе укрепления своей структуры. Музыкальная схема построения, как исимволические образы, способствует организации внутренней драматической формы.Структура романа Между актами , в отличие от сонатной формы романа К маяку ,например, представляет мелодию крупной симфонической формы, с многочисленнымимузыкальными партиями и паузами доминирует при этом тема утраты,невозвратимой


потери, ожидания смерти и всеобщего конца, которая временноподавляется другой значительной темой, заключенной в спектакле ожившей историии сохранившейся цивилизации. В августе 1940 г.написана статья Вулф Мысли о мире во время воздушного налета Тhoughtson Peace in an Air Raid . Это было выступление политического характера.Вулф звала покончить с войнами, с гитлеризмом, с агрессией, со стремлениемвластвовать и порабощать .


Во время одного изналетов немецкой авиации на Лондон был разрушен дом Вулф. Погибла еебиблиотека. Напряжение первых военных лет, незажившая рана, нанесенная ейгибелью на полях сражений в Испании ее любимого племянника Джулиана Белла,отправившегося в составе интербригады на борьбу с силами фашизма, подорвалисилы Вирджинии. Ее всегда слабое здоровье резко ухудшилось.


Во многом это былосвязано и с неудовлетворенностью писательницы ее последними произведениями. Всеэто содействовало углублению нервной депрессии. В один из мартовских дней 1941г. она ушла из своего загородного дома в Сассексе на прогулку и не вернулась.Ее тело было найдено в реке, куда она бросилась, наполнив карманы своего платьякамнями. Заключение Мы знакомимся спроизведениями


Вирджинии Вулф через шестьдесят с лишним лет после их создания.Отсрочка немалая, и она, в значительной степени, определяет особенности нашегосегодняшнего их восприятия. Вряд ли на исходе XX века они поразят читателяэстетической новизной, экспериментальным духом. После того как в нашлитературный обиход вошла проза Фолкнера, Томаса Вулфа, Набокова, внутренниймонолог


Вирджинии Вулф, переходящий в поток сознания , изощренная игра современем, неканоническое обращение с традиционной поэтикой все ее находки,поражавшие современников, кажутся теперь естественными. Экспериментальная прозаВирджинии Вулф часть классического наследия литературы XX века. Писательница,столь много думавшая о традиции, сама сделала немало для создания традициисовременного психологического письма. Творчески развив, преобразовав, осмыслив,видоизменив художественные заветы


Лоренса Стерна, Джейн Остен, Марселя Пруста,Джеймса Джойса, она дала писателям, шедшим за нею, целый арсенал приемов, аглавное угол видения, без которых невозможно представить изображениепсихологического и нравственного облика человека в зарубежной прозе XX столетия. Список литературы 1. Ганиева Е. Вступительная статья Вулф Вирджиния Избранное. М. Художественная литература,


1989 г. стр. 3-22 2. Михальская Н.П. Вулф Вирджиния Зарубежные писатели, библиографический словарь, ч. I. М. Просвещение, 1997г. стр. 147-151 3. Зарубежная литература 20 века под ред. Андреева Л.Г. М. Высшая школа, 1996 г. стр. 293-307 4. История зарубежной литературыпосле Октябрьской революции, ч.


I 1917-1945 гг. под ред. Кутуковой Л.В. М. Издательство Московского Университета, 1969 г. стр. 161-163 5. http www.peoples.ru art literature prose roman woolf u6. http www.library.by shpargalka belarus biography 001 bgr-003.htm7. http magazines.russ.ru inostran 2002 12 br31.html ftnref38. http polysphere.freenet.kg no1 PSF1A14.htm



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.