Тема «МЕТОДЫ МОЗГОВОЙ АТАКИ» План лекции 1. Использование возможностей подсознания 2. Метод прямой мозговой атаки 3. Метод обратной мозговой атаки 4. Комбинированное использование методов мозговой атаки 1. Использование возможностей подсознания Методы мозгового штурма, или мозговой атаки (МА), основываются на следующем психологическом эффекте. Если взять группу в 5—8 человек и каждому предложить независимо
и индивидуально высказывать идеи и предложения по решению поставленной или рационализаторской задачи, то в сумме можно получить N идей. Если предложить этой группе коллективно высказывать идеи по этой же задаче, то получится Nk идей. При этом оказывается, что Nk намного больше N. Обычно за 15—30 мин коллективно высказывается (при соблюдении правил МА) от 50 до 150 разных идей, а при индивидуальной работе — только 10—20 идей.
Во время сеанса МА происходит как бы цепная реакция идей, приводящая к интеллектуальному взрыву, В одном из американских руководств по методу МА говорится: «99 процентов ваших конструктивных идей возникает подобно электрической искре при «контакте» с мыслями других людей». В связи с этим Г. Я. Буш, известный советский специалист по эвристическим методам технического творчества, пишет: «Мозговая атака, предложенная А. Осборном, представляет собой применение эвристического диалога
Сократа с широким использованием механизма свободных ассоциаций творческого коллектива и одновременно созданием путей той или иной психоэвристической настройки оптимального микроклимата для творчества». Современные методы МА имеют далекую предъисторию, уходящую в XVI—XVII века — время расцвета смелых морских путешествий. В это время в морской практике вырабатывается порядок действий на случай, когда судно терпит аварию
или бедствие. В таких экстремальных ситуациях капитан судна проводит со всей оставшейся командой непродолжительный корабельный совет, на котором каждый должен высказывать свои предложения по устранению возникших затруднений и опасностей. При этом соблюдался строгий порядок выступавших. Сначала высказывались юнги и младшие матросы, затем старшие матросы и т. д. до капитана. Такая процедура стимулировала мышление более старших и опытных людей, которые приходили к более толковым
и приемлемым идеям. Современные методы МА возникли и были развиты в США. Их основателем считается морской офицер Л. Осборн, который во время второй мировой войны был капитаном небольшого транспортного судна. Однажды судно под его командованием везло груз в Европу и оказалось без надежной охраны и прикрытия. В это время была получена радиограмма о скором нападении немецких подводных лодок.
А. Осборн собрал всех на палубе, сообщил о готовящемся нападении и попросил каждого подумать и высказать свои соображения по поводу того, что необходимо сделать, чтобы предотвратить гибель судна, которое не имело эффективных средств защиты. Один из матросов сказал, что нужно всей команде встать вдоль борта, к которому будет приближаться торпеда, дружно дуть на торпеду и «отдуть ее в сторону». На этот раз встреча с подводными лодками не была роковой.
Однако высказанная матросом смешная абсурдная идея оказалась плодотворной. Когда судно вернулось на свою базу, А. Осборн по разработанным в пути эскизам изготовил вентилятор, создающий мощный направленный поток воды, и этим вентилятором в одном из рейсов действительно «отдул» торпеду от борта. Так у А. Осборна родилась идея создания метода коллективного поиска идей для устранения затруднительных ситуаций. После войны он разработал метод мозговой атаки и создал свою школу подготовки
изобретателей и рационализаторов. Методы МА представляют собой эмпирически найденные эффективные способы решения творческих задач. Методы МА рекомендуются для изучения в числе первых и обязательных методов, активизирующих принятий решений во всех областях в том числе и в экономике, менеджменте. Мозговую атаку целесообразно использовать: при решении творческих задач в самых различных областях науки, техники, управлении; при самых различных постановках задачи (по форме, детальности и глубине
проработки); на различных этапах решения творческой задачи и на различных стадиях разработки и принятия решений; в сочетании с другими методами экспертных оценок. Удивительная универсальность методов МА позволяет с их помощью рассматривать почти любую проблему или любое затруднение в сфере человеческой деятельности. 2. Метод прямой мозговой атаки Постановка задачи перед творческой группой - участниками
МА может иметь самую различную форму и содержание. Однако в ней должны быть четко сформулированы два момента: что в итоге желательно получить или иметь; что мешает получению желаемого. Задачу может сформулировать внешний заказчик, руководитель творческой группы или ее член. Важно одно, чтобы перед сеансом МА имелась достаточно исчерпывающая четкая постановка задачи, желательно в документальном виде.
Постановка задачи для МА должна также отличаться краткостью изложения. Постановка задачи может быть дана в виде описания проблемной ситуации. Иногда имеет смысл дать более детальное изложение постановки, когда описание проблемной ситуации дополняют предварительной формулировкой задачи. Главное содержание постановки задачи должно стимулировать и вдохновлять членов творческой группы на активную деятельность, чтобы предлагаемая задача стала для них главной задачей,
которую необходимо неотложно решить. Если формулировка задачи содержит очень специальные и малопонятные термины для специалистов из смежных или других областей, то необходимо сделать вторую редакцию предварительной формулировки без специальных терминов. Формирование творческой группы. Наиболее эффективное число участников в творческой группе для проведения сеанса МА составляет 5-7 человек, хотя допустимо и меньшее (до 3) и большее число участников.
Как правило, творческие группы состоят из двух подгрупп: постоянное ядро группы и временные члены. Ядро группы постепенно отбирается при решении различных задач методом МА. В ядро группы входят ее руководители сотрудники, легко и плодотворно генерирующие идеи, а также хорошо знающие и соблюдающие правила игры (правила для участников сеанса МА). Временные члены приглашаются в зависимости от характера и содержания предстоящей задачи.
В творческую группу никогда не включаются прирожденные скептики и критиканы. Временные члены служат необходимым и гармоничным дополнением к ядру группы, обеспечивающим выполнение следующих рекомендаций: число специалистов по решаемой задаче должно быть не более половины; в состав группы целесообразно включать специалистов-смежников (конструкторы, технологи, экономисты, снабженцы, программисты и. т. д.), которые обеспечат комплексное и всестороннее рассмотрение задачи; в состав
группы желательно включать женщин, которые весьма практично и оригинально мыслят, стимулируют и повышают дух соревнования среди мужчин; рекомендуется включать «людей со стороны», не имеющих никакого отношения к задаче (повар, врач, парикмахер, проводник поезда и т. д.). Творческая группа — это дружная сыгранная команда, члены которой взаимно дополняют друг друга. Правила для участников сеанса МА. Их можно сформулировать следующим образом.
1. Стремитесь высказывать максимальное число идей. Отдавайте предпочтение количеству, а не качеству идей. Свои идеи высказывайте короткими предложениями. 2. Во время сеанса МА абсолютно запрещена критика предложенных идей. Запрещаются также неодобрительные замечания, иронические реплики, консервативные мысли, ядовитые шутки.
Запрет критики создает благоприятный творческий микроклимат. 3. Внешне и внутренне одобряйте и принимайте все идеи, даже заведомо непрактичные и, казалось бы, глупые. Оказывайте предпочтение не систематическому логическому мышлению, а озарениям, необузданной и безграничной фантазии в самых разных направлениях. 4. Весьма способствуют продуктивному мышлению шутки, каламбуры, юмор и смех. Поддерживайте и создавайте такую обстановку.
5. Стремитесь развивать, комбинировать и улучшать высказанные ранее идеи, получать от них новые ассоциативные идеи. 3. Метод обратной мозговой атаки Теоретические предпосылки. В основе обратной мозговой атаки лежит закон прогрессивной конструктивной эволюции. По этому закону переход к новым решениям происходит через выявление и устранение недостатков в существующих условиях. Поэтому при создании любого нового значительно улучшенного проекта решаются две задачи:
1) выявление в существующих изделиях максимального числа недостатков; 2) максимальное устранение этих недостатков во вновь разрабатываемом. Первая задача относится к постановке новых задач, вторая — к синтезу нового решения. Первая задача оказывается не менее простой, поскольку необходимо выявить полный список недостатков. Таким образом, методы решения первой задачи должны обеспечивать не только выявление всех известных
недостатков, но и прогнозировать все будущие недостатки. Гипотетически существует некоторый идеальный полный список недостатков, каждый из которых может быть устранен или учтен в новом изделии, в результате чего новое решение будет реализовывать максимально возможный скачок для существующего уровня. Поэтому наилучшее решение первой творческой задачи соответствует наибольшему приближению к такому идеальному списку недостатков.
Говоря иначе, полный список недостатков (независимо от причины их возникновения) должен отражать все возможные отклонения действительно существующего положения от желаемого. Область применения метода. Метод обратной МА ориентирован на решение первой творческой задачи, т. е. цель обратной МА заключается в составлении наиболее полного списка недостатков рассматриваемого объекта, на который обрушивается ничем не ограниченная критика.
Объектом обратной МА может быть конкретное изделие или его узел, технологический процесс или его операция, сфера обслуживания и т. д. Обратная МА может быть использована при решении, например, следующих вопросов и задач: уточнение постановки задач; разработка технического задания или технического предложения; экспертиза проектной документации на любой стадии разработки (техническое задание, техническое предложение, эскизный, технический или рабочий проект, экспериментальный или опытный образец); оценка эффективности закупаемых
изделий. Формулировка задачи. Формулировка задачи для обратной МА должна содержать краткие и достаточно исчерпывающие ответы на следующие вопросы: а) Что представляет собой объект, который требуется улучшить? 6) Какие известны недостатки объекта, связанные с его изготовлением, эксплуатацией, ремонтом и т. д в) Что требуется получить в результате МА? г) На что нужно обратить особое внимание?
Изложение по п. а) желательно сопроводить наглядным эскизом, слайдами, кинофильмом, показом макета и натурного образца («лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»). Наиболее полно и объективно информация по п. б) может быть собрана у изготовителей, пользователей, наладчиков и ремонтников. По п. в) МА должна дать максимально полный список недостатков и дефектов у рассматриваемого объекта. Во время сеанса МА мы должны прозорливо угадать все будущие недостатки на 10—20
лет вперед, чтобы полученный полный список недостатков обеспечивал наиболее длительную конкурентоспособность созданного объекта. По п. г) нужно указать, в каком направлении особенно нетерпимы недостатки и дефекты (например, прочность определенных деталей, надежность работы системы, экономия жидкого топлива, охрана окружающей водной среды и т. п.). В творческую группу необходимо включить технологов, наладчиков, ремонтников, эксплуатационников, работников по сбыту и продаже.
Правила для участников сеанса МА. Эти правила совпадают с правилами проведения прямой МА. Для обеспечения непрерывности высказывания идей и полноты формируемого списка недостатков ведущему рекомендуется использовать следующий список вопросов; У каких параметров объекта или его элемента ожидаются отклонения от нормы? Какие ожидаются трудности изготовления, сборки, контроля изделия или его отдельных узлов?
Какие могут возникнуть затруднения с материалами и комплектующими деталями и узлами в настоящее время и через 10—20 лет? Какие ожидаются трудности энергоснабжения в данное время и через 10—20 лет? Какие неудобства в обслуживании или какие могут возникнуть ошибки оператора? Могут ли возникнуть опасные моменты для пользователей и обслуживающего персонала? Какие возможны трудности доставки и транспортирования в настоящее время и через 10—20 лет?
Для стимулирования мышления на экране показывают отдельные предложения из межотраслевого, проблемно и объектно ориентированных списков недостатков изделий и списков их параметров. Запись и оформление результатов МА. Проводится аналогично прямой мозговой атаке. В дополнение выполняется классификация недостатков по родственным группам. Могут быть выделены, например, следующие группы: основные функциональные требования, производство,
сбыт, эксплуатация, защита окружающей среды. Проводится ранжирование недостатков от самых больших (главных) до малых (второстепенных). Ранжирование можно выполнить также путем отнесения каждого недостатка к главным, средним или второстепенным недостаткам. Если список недостатков составляется с целью последующего его использования в постановке и решении изобретательских или рационализаторских задач, то желательно еще составить таблицу анализа недостатков (табл. 1). Таблица 1
Анализ недостатков Наименование недостатка Фактические или возможные следствия проявления недостатка Фактические или возможные причины возникновения недостатка При составлении табл. 7 время, отведенное на составление отредактированного списка идей может быть увеличено до 1—1,5 ч, а заполнение столбцов по следствиям проявления и причинам недостатков можно проводить с помощью дополнительной мозговой атаки 4. Комбинированное использование методов мозговой атаки
Изложенные методы прямой и обратной МА могут быть совместно использованы в различных комбинациях. Приведем некоторые схемы таких комбинаций оправдавшие себя на практике. Двойная прямая мозговая атака. Суть ее заключается в том что после проведения прямой МА делается перерыв от двух часов до двух—трех дней и еще раз повторяется прямая МА. Практика показала, что при проведении второй МА по одной и той же задаче часто выявляются наиболее
ценные практически полезные идеи или удачное развитие идеи первого совещания, т. е. во время перерыва включается в работу мощный аппарат решения творческих задач — подсознание человека, синтезирующее неожиданные фундаментальные идеи. Обратная и прямая мозговые атаки (прогнозирования и развития техники). Для этого сначала с помощью обратной МА выявляют все недостатки существующего изделия и выделяют среди них главные. Затем проводят прямую МА для устранения выявленных главных недостатков ч разрабатывают
эскиз нового технического решения, котором по возможности устранены или учтены эти недостатки. Для увеличения времени прогнозирования этот цикл имеет смысл повторить, чтобы посмотреть развитие объекта через два шага вперед. Прямая и обратная мозговые атаки (прогнозирование недостатков объекта). Для этого сначала проводят прямую МА и делают эскизы наиболее перспективных решений, затем обратную МА и выявляют возможные недостатки этих решений. В целях увеличения времени прогнозирования этот цикл
имеет смысл еще раз повторить, т. е. опять провести прямую МА для устранения выявленных будущих недостатков и разработки соответствующих эскизов решений, по отношению к которым еще раз выполняется обратная МА. Мозговая атака с оценкой идей. Предназначена для решения сложных управленческих задач и выполняется в три этапа. Первый этап (первое совещание). Проводят прямую МА.
Составленный общий список идей передается каждому участнику совещания. Каждый участник получает задание индивидуально (независимо от других) отобрать из общего списка от трех до пяти лучших идей с указанием их преимуществ. При этом разрешается добавлять свои новые идеи. Второй этап (второе совещание). Каждый участник сообщает об отобранных им (или предложенных дополнительно) трех-пяти идеях с указанием
их достоинств. По каждой идее проводится короткая (5—10 мин) МА в целях: выдвижения идей по улучшению предложенного варианта; выявления недостатков; выдвижения идей по устранению недостатков. При этом одинаковые идеи повторно не обсуждаются. В результате обсуждения составляют таблицу (табл. 2) положительно-отрицательной оценки идей. Каждому участнику дается задание выбрать из таблицы независимо от других один или два наилучших варианта
и представить по ним эскизы технического решения. Третий этап (третье совещание). Обсуждаются представленные эскизы в целях ранжирования их от лучших к худшим. Составляются предложения с описанием наилучших решений. Форма положительно-отрицательной оценки идей приведена ниже. Таблица 2. Форма отрицательно-положительной оценки идей
Описание идей Достоинства идей Недостатки идеи 1 1.1 1.1 1.2 1.2 2 2.1 2.1 2.2 2.2 При этом эскизы могут быть дополнительно проработаны и детализированы.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |