Реферат по предмету "Экономическая теория"


Формы рыночных монополий на Украине

Формы рыночных монополий на Украине. Когда возникает. Введение: Чистая монополия (Pure monopoly) - ситуация на рынке, когда существует только один продавец данного товара, который не имеет близких заменителей. Монополистический рынок является полной противоположностью совершенно конкурентному рынку. Для покупателей существует только один источник предложения - монополист.
Понятно, что, как и совершенная конкуренция, чистая монополия является некой абстракцией. Во- первых, практически не существует продуктов не имеющих заменителей. Во - вторых, редко когда на национальном (или мировом) рынке есть только один продавец. Хотя на более замкнутых рынках, к примеру, в маленьком городке, мы можем наблюдать явление чистой монополии. Например, в таком городе может быть только один врач - стоматолог. Необходимо отметить, что, как правило, деятельность таких монополий регламентируется муниципальными властями и правительственными организациями. Фирма обладает монопольной властью (monopoly power) тогда, когда она имеет возможность воздействовать на цену своего товара, изменяя количество, которое она готова продать. Степень, до которой монополист может использовать свою монопольную власть зависит от наличия близких заменителей на его товар и его доли на данном рынке. Естественно, чтобы обладать монопольной властью фирме не требуется быть чистой монополией. Причем необходимо, чтобы кривая спроса на продукцию фирмы была наклонена вниз, а не была горизонтальной, как для конкурентной фирмы, так как иначе у монополиста не будет возможности изменять цену путем изменения количества предлагаемого товара. В крайнем, предельном случае кривая спроса на продукт, реализуемый чистой монополией, является направленной вниз кривой рыночного спроса на данный продукт. Существенное различие между монополистическим рынком и рынком конкурентным заключается в том, что монополист способен влиять на цену, выручаемую за товар, а конкурентный продавец такой возможности не имеет. Фирма с монопольной власть является фирмой, которая по своему усмотрению устанавливает цену на свой товар, а не принимает ее как данное, т. е. в отличие опять - таки от конкурентного продавца она не является ценополучателем. Рыночная структура (market structure) указывает на число покупателей и продавцов на рынке, на их доли в общем количестве покупаемого и продаваемого товара, степень стандартизации товара, а также легкость входа на рынок и выхода из рынка. Чистая монополия и совершенная конкуренция являются крайними формами организации рынка ( рыночной структуры ). Реальные рыночные структуры находятся между этими двумя крайними случаями. Ответ: Самым крайним случаем несовершенной конкуренции является монополия. Абсолютная, или чистая монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем данного продукта, у которого нет близких заменителей. Рассмотрим признаки чистой монополии: · Единственный продавец. Чистый, или абсолютный, монополист есть отрасль, состоящая из одной фирмы. Одна фирма является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги. · Нет близких заменителей. Из предыдущего признака следует, что продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя, это означает, что нет приемлемых альтернатив. Покупатель должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него. То, что не существует близких заменителей монополизированного продукта, имеет важное значение с точки зрения рекламы. В зависимости от типа предполагаемых продукта или услуги монополист может заниматься или не заниматься широкой рекламой и деятельностью по стимулированию сбыта. Например, чистый монополист, продающий предметы роскоши, такие, как бриллианты, мог бы осуществлять широкую рекламу, стремясь увеличить спрос на этот продукт. Возможно, что в результате больше людей охотнее купят бриллианты, а не будут отдыхать, например. Местные коммунальные службы, так называемые естественные монополисты, с другой стороны, обычно не видят смысла в больших расходах на рекламу: местные жители, которые нуждаются в воде, газе, электроэнергии и телефонной связи, уже знают, у кого они должны покупать эти предметы первой необходимости. Если чистые монополисты ряда предприятий общественного пользования занимаются рекламой, вероятно, такая деятельность носит скорее характер связи с общественностью ради престижа или проявления фирмой добрых намерений, а не высококонкурентной, какой является реклама, связанная, скажем, с сигаретами, моющими средствами или пивом. · «Диктующий цену». Фирма- монополист осуществляет значительный контроль над ценой. И причина очевидна: он выпускает и, следовательно, контролирует общий объем предложения. При нисходящей кривой спроса на свой продукт монополист может вызвать изменения цены продукта, манипулируя количеством предложенного продукта. · Заблокированное вступление. Если чистый монополист не имеет прямых конкурентов, то должна же быть причина такому отсутствию конкуренции. И эта причина есть: существование монополии зависит от существования барьеров для вступления. Будь они экономическими, техническими, юридическими или другими, определенные препятствия должны существовать, чтобы удерживать новых конкурентов от вступления в отрасль, если монополия собирается продолжать свое существование. Вступление в условиях чистой монополии заблокировано. В этих условиях барьеры для вступления в отрасль достаточно высоки, чтобы полностью блокировать всю потенциальную конкуренцию. Несколько менее внушительные барьеры допускают существование олигополии, то есть рынка, подвластного нескольким фирмам. Еще меньшие барьеры приводят к довольно большому числу фирм, характерному для монополистической конкуренции. В нескольких отраслях экономия, обусловленная ростом масштаба производства, особенно резко выражена и в то же время конкуренция неосуществима, затруднительна или просто неприменима. Такие отрасли называются естественными монополиями, и большинство из так называемых предприятий общественного пользования- электрические и газовые компании, автобусные фирмы, кабельное телевидение, предприятия водоснабжения и связи- могут быть классифицированны таким образом. В таких отраслях конкуренция могла бы оказаться чрезвычайно затруднительной. Естественные монополии имеют низкие предельные издержки и считают выгодным расширять производство. В результате ценовая конкуренция не на жизнь, а на смерть имеет тенденцию вспыхивать, когда существует ряд фирм в этих отраслях. Следствием могут быть убытки, банкротство более слабых соперников и возможное слияние уцелевших. Развивающаяся чистая монополия может стремиться компенсировать прошлые убытки и полностью извлечь пользу из своего нового положения господства на рынке, назначая непомерные цены на свои товары и услуги. Чтобы избавить общество от таких неблагоприятных результатов, правительство будет обычно предоставлять исключительную привилегию одной фирме поставлять воду, природный газ, электричество, телефонные услуги. В обмен правительство сохраняет за собой право определять географическую сферу деятельности монополиста, регулировать качество его услуг и контролировать цены, которые он может назначать. Результатом является регулируемая или государственно- организованная монополия, предназначенная для того, чтобы достичь низких издержек на производство единицы продукции, но регулируемая, чтобы гарантировать, что потребители будут извлекать выгоду от этой экономии в издержках.
Существует множество мнений о том, как влияет монополия на научно- технический прогресс. Монополия - это зло, но стандартная технология - и того хуже. Большинство людей скорее предпочли бы автомобили, производимые монополией, чем автомобили, производимые совершенно конкурентной отраслью. Осознавая это, правительства большинства стран в целях ускорения технического процесса предоставляют изобретателям права на временные монополии и создают легальные барьеры для вступления в отрасль, выдавая патенты и лицензии.
Патенты. Предоставляют изобретателю исключительное право контролировать продукт; патентные законы нацелены на защиту изобретателя от незаконного захвата продукта или технологического процесса конкурирующими предприятиями, которые не участвовали в расходах времени, усилий и денег, которые пошли на его разработку. Патентный контроль сыграл важную роль в росте многих современных индустриальных гигантов - «Дженерал Моторз», «Ксерокс», «Полароид» и др. Лицензии. Вступление в отрасль или род деятельности могут быть ограничены государством путем выдачи лицензий. Существует и другого рода взаимосвязь между монополией и техническим прогрессом. Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной монопольной властью - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения. Шумпетер утверждал, что фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования (похоже, они так и поступают), чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды как себе, так и обществу в целом. Совершенно конкурентные фирмы, напротив, не имеют сверхприбылей для инвестирования. В той же Молдове большинство отраслей экономики все еще остаются в значительной мере монополизированными. В зависимости от роли в народном хозяйстве и масштабов монополии различают государственную и межотраслевую, отраслевую, локальную, а также монополию отдельных производителей. В зависимости от сфер охвата различают технологический, организационный, управленческий, территориальный и социальный монополизм. Технологический тип монополии существует в форме гигантомании. Демонтаж такой монополии - процесс длительный и сложный, поскольку у нас в стране в каждой отрасли сложились множество гигантов- монополистов, которые являются единственными производителями данного продукции. Управленческий монополизм основан на сосредоточении управленческих функций на верхних этажах вертикальных организационных структур управления, их вмешательстве в оперативно- хозяйственную деятельность нижестоящих звеньев, ограничении их самостоятельности, игнорировании горизонтальных связей, жестком распределении материальных фондов и ресурсов. Организационная монополия - это объединенный отраслевой и межотраслевой монолит в виде отраслевых министерств и ведомств, которая основана на отстаивании своих ведомственных интересов, решении своих проблем за счет потребителей, других ведомств и государств, создании межведомственных барьеров. Межведомственный монополизм выражается в монопольном сговоре ведомств между собой о ценах, разделе сфер влияния и так далее. Территориальный монополизм проявляется в стремлении территориальных органов подчинить себе расположенных на данной территории товаропроизводителей, сменить диктат центра на местный и таким образом ограничить свободу производителей и их конкуренцию, закрепить административно- хозяйственные связи, жестко распределить зоны влияния. Монополия представляет собой и самую крайнюю форму несовершенной конкуренции, и наиболее простую с точки зрения анализа, так как большинство существующих рынков в важнейших аспектах занимают промежуточное положение между конкуренцией и монополией. Олигополия и монополистическая конкуренция, являются более распространенными на практике, чем совершенная конкуренция или монополия. Эти промежуточные случаи являются также более сложными, чем каждый из крайних случаев. Если примерить к нашей стране с ее особенной экономикой тот формат монополий, который существует, мы получим нижеследующее: Управленческая монополия: г. Киев, который является официальным центром управления и осуществляет свою управленческую деятельность на все остальные областные центры и области. По сути можно квалифицировать как управленческую монополию или политику центризма, с псевдо-демократическим окрасом. Организационная монополия, вообще сродни коррупции, сейчас везде и всюду, достаточно почитать газеты. Территориальный монополизм – по сути тот же несколько видоизмененный управленческий, только местного масштаба, говорить об этом в нашей стране небезопасно. Теперь, что касается непосредственно рыночных монополий, или другими словами монополистов экономической деятельности на внутреннем рынке Украины. Типичным представителем единственного продавца, является тот же концерн «АвтоЗАЗ» некогда в конгломерате с «Дейву» - в принципе единственный, хотя и не настолько успешный, как хотелось бы. Далее – завод самолетостроения имени Антонова – вот действительно не только монополист сильный на внутреннем рынке, но и грозный конкурент на внешнем рынке, можно утверждать технологический монополист и лидер в области выпуска сверхтяжелых грузовых самолетов. Еще пример – Харьковский тракторный завод, который выбрался из кризиса не столько благодаря тракторам, сколько сверхновому и всеми уважаемому Т-84 (который был признан лучшим в мире, оставив далеко позади прекрасно разрекламированный «гордость Америки» М1А4 Абрамс), монополист очевидно больше в области выпуска бронетехники и один из самых конкурентоспособных заводов ВПК в мире (естественно, что многие представители ВПК на Западе не заинтересованы в становлении такого опасного конкурента, в общем-то и пытаются лоббировать этот вопрос и сейчас. В общем все вышеперечисленные являются представителями класса «не имеющего близких заменителей», то есть уникальности выпускаемого товара. И по умолчанию представители естественных монополий. Диктовка цен – в общем то удел нашего внутреннего рынка довольно распространенный, для нас показателен был пример взвинчивания цен в отрасли фармакологии, когда в результате очередного грубого фискального хода со стороны государства, по отношению к процветающей отрасли был вызван рост цен – с одной стороны, и в нем явно были заинтересованы – с другой (хотя этот рынок ближе к олигополии).Также взвинчивание цен на пшеницу, на сахар – масса примеров – доказано что не было очевидной необходимости взвинчивать цены, просто грубо собирают дополнительный доход монополисты, играя на своем монопольном положении, включая в ход действий самое распространенное и действенное средство в этой «культурной» борьбе – дезинформацию и искусственно созданную панику, через подопечные телеканалы. Блокировка вступления – чуть ли не главный барьер в развитии экономики, в нашем государстве эта проблема проникла и на самые нижние уровни, что уж там говорить о крупных компаниях – они просто так никого не купят, да и на нашем рынке и в наших условиях трудно вообще рассчитывать на успех на внутреннем рынке при наличии недостаточно больших финансовых габаритов. В принципе начала намечаться тенденция к стабилизации и рост доверия к правительству – гаранту гармоничности экономических взаимоотношений. Да вот только последние события не только пробудили спавшую инфляцию, но уже «помогли» понизить уровень доверия по платежеспособности от МВФ со страны с развитой стабильной экономикой, к развивающейся и подверженной частым колебаниям.
А вообще самая прочная монополия на данный момент – это абсолютная монополия работодателя, нельзя не признать, что очень выгодно пользоваться работящими, образованными и талантливыми людьми постсоветской эпохи для построения собственного блага. И это в общем то нас сближает с развитием той же Англии в 19-м век. И наши олигархи и не только используют этот ресурс в полной мере.
По вопросу образования монополий, в частности в Украине, постараюсь ответить кратко. Всем известно, что монополия возникает, когда фирма: 1. Первая входит на рынок. 2. Обладает наибольшим капиталом, что определяет ее потенциал. 3. Не имеет достаточного количества сильных полярных конкурентов. 4. Имеет технологическое превосходство. Все предпосылки для монополии были созданы еще в СССР, ведь тогда вся экономика была сплошной монополией, с предприятиями гигантами, обладающими колоссальными мощностями. В результате приватизации т.с. готовые предприятия попали в руки к довольно опытным производителям – одни пошли по пути разворовывания доставшегося задаром, другие же использовав стартовое монопольное или олигопольное положение достигли довольно стабильного положения. Конечно, этот вопрос был замечен властью и Л.Д. Кучмой был поднят вопрос о борьбе с монополиями (если не ошибаюсь 1997 год), но в общем-то борьба так приобрела скорее декоративный характер,- у нас научились строить законодательство так, что можно найти и там лазейку, как в налоговом законодательстве, так и в монопольном. И вообще общим фоном стоит такая проблема как коррупция, и в общем-то, она имеет очевидно наибольший вес. Так что объективно судит о сегодняшних монополиях довольно сложно. Вывод: Монополия, очевидно вредное явление в экономике, она является антидевелопиррующим фактором, тормозит развитие науки, обкрадывает потребителей, тем не менее в некоторых отраслях (энергетическая, в частности атомная) монополия необходима, причем желательно государственная, так как она обеспечивает максимальный контроль. Что же касается непосредственно нашей экономики, то если провести, тщательны анализ, можно обнаружить множество монопольных проявлений, и довольно часто это происходит при помощи либо теневых, либо государственных либо и тех и других структур. Вообще, очевидно, что в нашей стране порядок может обеспечить только крепкая централизованная (но не в отбирании ресурсов) политика контроля за экономическими процессами в стране. Как пример, можно представить Россию, где президент В.В.Путин, являясь жестким и волевым руководителем, не только препятствует политике монополизации экономики, но и другим стихийным и негативным проявлениям в экономике страны. Ведь как сказал Дж. Сорос, немного спустя того момента, когда он в результате биржевой паники потерял порядка двух миллиардов долларов за один день: «Мы сознательно должны ограничить, и поставить под контроль рынок, его стихию, иначе, однажды поднявшаяся буря может сломать не только мировую экономическую систему, но и уничтожить саму себя».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проблема розвитку малого підприємництва в Україні
Реферат Архивная поисковая работа
Реферат Фразеологические единицы терминологического происхождения
Реферат Australian Rugby League Essay Research Paper This
Реферат Начало реконкисты в Испании. Мусульманские государства
Реферат Индустриализация эпохи Петра І
Реферат Структура естественно научных знаний
Реферат Российское самодержавие XVII в. в сочинении Ф.И. Грибоедова
Реферат Технические условия и сертификация продукции
Реферат Анализ и разработка моделей систем передачи данных с гибридной решающей обратной связью
Реферат Интеллектуальное воспитание детей дошкольного возраста посредством дидактических игр
Реферат Партизанское движение в Ленинградской области
Реферат Особенности взаимодействия общества и природы
Реферат Компьютерные системы бронирования
Реферат Итальянский мыслитель и поэт Франческо Петрарка