Реферат по предмету "Экономическая теория"


Рынки факторов производства особенности и принципы функционирования в Украине

СОДЕРЖАНИЕ Введение 1 Сущность и особенности функционирования рынков факторов производства 1.1 Рынок земли 1.2 Рынок труда 1.3 Рынок капитала
2 Развитие рынков факторов производства в Украине 2.1 Земельный рынок 2.2 Роль и функции рынка труда 2.3 Особенности формирования рынка капитала 3 Направления по совершенствованию регулирования рынков факторов производства в Украине 3.1 Земельная реформа 3.2 Государственное регулирование рынка труда и его необходимость 3.3 Системное реформирование рынка капитала в Украине Выводы Список использованной литературы Введение Рассматриваемая тема, на мой взгляд, актуальна сегодня, т.к. производство возможно только при введении в процесс всех факторов. Производство определенной вещи или услуги требует определенного набора факторов, но главными из них являются земля, труд и капитал. Они действуют взаимосвязано и дополняют друг друга, отсутствие одного из них ведет к нарушению системы и делает невозможным производственный процесс. В наше время происходит постоянное изменение рыночной экономики. Она постоянно видоизменяется под воздействием тех или иных факторов. В результате меняются потребности, виды экономической деятельности, ценности, которые создаются. Это приводит к переосмыслению ранее существующих экономических категорий, способствует возникновению новых. Сейчас украинская экономическая наука постепенно входит на дорогу мировой экономической мысли. Теория трех факторов производства Ж.Б. Сэя положила начало факторному анализу в экономике. Он обосновал, что труд, капитал и земля являются равноправными участниками создания стоимости, они влияют на создание полезности, которая является основой стоимости. Целью этой курсовой работы является анализ особенностей функционирования факторов производства как таковых, анализ проблем взаимодействия этих факторов в процессе производства и решение вопросов их наиболее оптимального сочетания в условиях рыночной экономики. Для реализации цели работы необходимо решить следующие задачи: l Изучить сущности всех основных видов рынков факторов производства и их составных элементов; l Проанализировать особенности функционирования рынков факторов производства в Украине; l Выявить проблемы и пути решения формирования и функционирования рынков факторов производства в Украине на современном этапе. Объектом исследования являются особенности рынков земли, труда и капитала и развитие рынков факторов производства в целом. В свою очередь, предметом исследования является выявление направлений по совершенствованию регулирования рынков факторов производства в Украине. В своей работе я попыталась найти пути улучшения системы взаимодействия рынков факторов производства Украины, т.к., на мой взгляд, она нуждается в улучшении. 1 РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА 1.1 Рынок земли Земля рассматривается как естественный фактор. Она не является результатом человеческой деятельности. К этой группе элементов (факторов) производства относят и природные богатства, залежи ископаемых, которые применимы в производственном процессе. В эту категорию включаются пахотные земли, леса и т.д. [10, С.168] Земля наряду с трудом и капиталом является важнейшим фактором производства. Рынок земли является неотъемлемой частью экономики любого развитого государства. Однако рынок земли далек от совершенства и не является гарантом стабильности. Необходимо также отметить, что нигде в мире не существует абсолютно свободного рынка земли. Под рынком земли следует понимать не только куплю-продажу земли, но и предоставление ее в аренду, а так же весь рынок сельскохозяйственной продукции, на котором реализуются в той или иной форме отношения собственности на землю. Так как земля предоставлена человеку природой, то зависимость характеристик земли от природно-климатических условий является главным свойством земельных ресурсов. Эти условия влияют на плодородие почвы и её продуктивность, что лежит в основе разделения земельных участков на: лучшие, средние и худшие. Продуктивность земли может быть улучшена на любых участках в результате дополнительных вложений труда и капитала, но рано или поздно интенсивное освоение обеспечивает все меньшую и меньшую отдачу. Определение ренты неразрывно связано с понятием земли. Внешне рента представляет собой плату за пользование землей, которую ее собственник получает от арендатора, если собственник и хозяйственный субъект не являются одним и тем же лицом. Очевидно, что она – часть стоимости продукта, полученного предпринимателем. Среди причин появления рентных отношений можно выделить следующие особенности, присущие природному фактору производства: земля и многие другие природные ресурсы не являются свободно воспроизводимыми условиями труда; ограниченность земель сельскохозяйственного назначения вообще, а земель лучшего и среднего качества тем более, обусловливают мизерную эластичность предложения земель. Рента - регулярно получаемый доход с капитала, имущества или земли, не требующий предпринимательской деятельности. Экономисты используют термин "рента" в более узком значении: экономическая рента - это цена, уплачиваемая за использование земли и других природных ресурсов, количество (запасы) которых строго ограничено. Именно фиксированное количество предлагаемой земли - отличает рентные платежи от заработной платы, процента и прибыли. Где бы практически не использовалась земля, ее предложение остается неизменным, она не создается людьми, ее количество ограничено. В большинстве государств земля находится в частной собственности, и условием для образования ренты является аренда земельных угодий. Аренда земли возникла вместе с появлением рабовладельческого общества и до сих пор остается основной формой землепользования в слаборазвитых странах. Аренда земли - это вид землепользования, при котором собственник передает свой участок на определенный срок другому лицу (арендатору) для ведения хозяйства за определённую плату. Рентные отношения складываются между собственниками земли и арендатором по распределению дохода. Рента - это излишек (сверхприбыль) над обычной средней прибылью арендатора. Арендная плата за землю, как правило, бывает больше ренты, она учитывает процент на капитал, вложенный в имущество землевладельцами. Это могут быть жилые и хозяйственные постройки, ирригационные сооружения, средства связи и другие средства. Величина арендной платы - это продукт конкурентных торгов двух сторон: земельного собственника и арендатора. [4] В развитом рыночном хозяйстве земля является предметом купли и продажи. Однако невозделанная земля не имеет стоимости, но имеет цену. Земля продается благодаря её способности приносить ренту своему владельцу. «Субъект имеет право выбора: положить деньги в банк или купить земельный участок». [2,С.367] При продаже участка его собственник заботится о том, чтобы не потерять доход, приносимый рентой. Покупатель земли, прежде чем стать собственником, тоже сравнивает приносимую участком ренту с процентом, который он может получить, если деньги положит в банк.
«Для объективного определения ценности земли как объекта недвижимости необходима информация, которую дает рынок земли. …без земельного рынка невозможно определение ценности земли». [5,С.28] Рынок земли при всех его особенностях вполне успешно решает главную задачу любого рынка: обеспечение наиболее рационального распределения ограниченных ресурсов.
Предложение земли является строго фиксированным, что делает её предложение абсолютно неэластичным. Неэластичность предложения - это одна из проблем, которая исследуется при определении уровня ренты, и как следствие цены на землю. Спрос на землю является производным спросом, если цена на пшеницу снизилась, то и производный спрос на землю для выращивания пшеницы уменьшается. А если спрос уменьшится, то и ставки арендной платы будут снижаться. «…если признаётся абсолютная неэластичность предложения земли, то спрос на неё выступает определяющим фактором формирования ренты». [2,С.360]. 1.2 Рынок труда Труд представлен интеллектуальной и физической деятельностью, направленной на изготовление благ и оказание услуг. Совокупность способностей личности, обусловленная образованием, профессиональным обучением, навыками, здоровьем, представляет собой человеческий капитал. Чем квалифицированнее труд человека, тем выше его капитал, а соответственно и доход по этому капиталу (оплата труда). [10,С. 168] Труд как экономическая деятельность представляет собой баланс между полезностью (производительностью) и неполезностью (издержками). Труд это сознательная деятельность человека, посредством которой он борется против нехваток, редкости благ и стремится увеличить их количество. Труд, безусловно, является главным фактором функционирования производства, а заработная плата - важнейший вид рыночных цен. В узком смысле слова под заработной платой понимается ставка заработной платы, т.е. цена, выплачиваемая за использование единицы труда в течение определенного времени - часа, дня и т.д. Различают номинальную и реальную заработную плату. Под номинальной заработной платой понимается сумма денег, которую получает работник наемного труда за свой дневной, недельный, месячный труд. По величине номинальной заработной платы можно судить об уровне заработка, дохода, но не об уровне потребления и благосостояния человека. Для этого надо знать, какова реальная заработная плата. Реальная заработная плата - эта та масса жизненных благ и услуг, которые можно приобрести за полученные деньги. Она находится в прямой зависимости от номинальной зарплаты и в обратной - от уровня цен на предметы потребления и платные услуги. Сущность зарплаты: неравномерно сводить к внешней форме проявления продажи труда за определенную цену – заработной плате. На самом деле здесь проявляются более глубокие экономические отношения между собственником капитала и товара «рабочей силы». [12, С. 144] Уровень реальной зарплаты складывается под влиянием спроса и предложения. Субъектами спроса на рынке труда выступают бизнес и государство, а субъектами предложения - домашние хозяйства. Величина предельного продукта труда зависит от качества рабочей силы, от уровня общей и специальной профессиональной подготовки, от уровня кооперации труда, и т.д. Спрос на труд предъявляется до того момента, когда выручка от использования предельного (последнего) работника сравняется с издержками по его использованию или, другими слова, когда заработная плата предельного рабочего будет равна получаемой от его использования фирмой выручке. Кривая спроса на труд со стороны руководителя фирмы есть кривая предельной производительности труда MRPL по его цене W (см. Рис. 1.2.1).
Рис. 1.2.1 - Кривая спроса на труд [10, C.200] Кривая спроса имеет отрицательный наклон, так как отражает закон убывающей предельной производительности труда. Его смысл заключается в том, что фирма, нанимая больше рабочих, получает от них убывающую отдачу, поэтому оплачивает труд по более низким ставкам. Предложение труда на уровне народного хозяйства определяется, прежде всего, численностью населения, долей в нем трудоспособных, половозрастным составом, средним числом отработанных часов, приходящихся на одного работника и т.д. Индивидуальное предложение труда зависит от многих факторов: от престижности профессии, от удаленности места работы от дома, от уровня профессиональной организованности в той или иной отрасли, от социальных условий труда в фирме и т.д. Но все же главным стимулом является уровень заработной платы. Для рынка труда кривая предложения будет иметь положительный наклон: с ростом заработной платы предложение труда будет возрастать.
Рис. 1.2.2 - Кривая предложения на труд [10, C.199] В экономическом смысле кривая предложения труда SL - кривая предельных издержек труда MRCL (см. Рис. 1.2.2). Объединяя два графика - кривую спроса и кривую предложения труда получим точку равновесия между спросом и предложением на труд. (см. Рис. 1.2.3.)

Рис. 1.2.3 - Равновесное состояние рынка труда [10, C.200] Точке Е на графике равновесного состояния рынка труда (см. Рис. 1.2.3) соответствует определенный уровень реальной заработной платы и заданное этим уровнем предложение труда. В точке Е спрос на труд равен предложению труда, т.е. рынок труда находится в равновесном состоянии. В положении рыночного равновесия полностью трудоустроены все работники, готовые предложить свои услуги при заработной плате WE. Поэтому точка Е определяет положение полной занятости. При любых других условиях заработной платы, отличных от WE, равновесие на рынке труда нарушается. Заработная плата - это цена равновесия на рынке труда. В случае превышения реальной заработной платы уровня равновесной предложение на рынке труда превышает спрос. В этой ситуации происходит отклонение от положения полной занятости, рабочих мест не хватает для всех желающих продать свой труд при данной заработной плате. Возникает избыток предложения труда. В случае снижения реальной заработной платы по сравнению с равновесной спрос на рынке труда превышает предложение. В результате образуются незаполненные рабочие места вследствие нехватки работников, согласных на более низкую заработную плату. Рынок труда, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, по многим принципам своего креатива и функционирования представляет собой специфический рынок, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков. Здесь регуляторами являются факторы не только макро- и микроэкономические, но и социальные и социально-психологические, отнюдь не всегда имеющие отношение к цене рабочей силы – заработной плате.
1.3 Рынок капитала В связи с неоднозначностью трактовки категории «капитал» существует также проблема определения понятия «рынок капитала». В экономической литературе выделяются два возможных варианта трактовки этого понятия: Если под капиталом понимать физический капитал (станки, здания, запасы и т.д. в стоимостном их измерении), то рынок капитала – это часть рынка факторов производства наряду с рынком труда и земли. Если под капиталом на рынке финансов понимать денежный капитал, то рынок капитала выступает составной частью рынка ссудных капиталов.
Капитал как фактор производства выступает в виде совокупности благ, используемых в производстве товаров и услуг. Это инструменты, машины, оборудование, складские помещения, транспортные коммуникации, средства связи и т.д. Их техническое состояние постоянно совершенствуется и оказывает решающее влияние на общую результативность производственного процесса и его эффективную целесообразность. [10, С. 168] Отдельные капитальные блага можно использовать на протяжении нескольких лет, тогда как раньше – на протяжении веков и даже больше. Существенная черта капитального блага состоит в том, что оно является и фактором производства, и продуктом одновременно. Рынок ссудного капитала подразделяется на денежный рынок и рынок капитала. Денежный рынок связан с краткосрочными банковскими операциями сроком до одного года. Рынок капитала обслуживает среднесрочные и долгосрочные операции банков. Он, в свою очередь, делится на ипотечный рынок (операции с закладными листами) и финансовый рынок (операции с ценными бумагами). Субъектами финансового рынка являются не только банки и их клиенты (как на ипотечном рынке), но и фондовая биржа, а объектом операций выступают не только ценные бумаги частных предпринимателей, но и государственных институтов. На рынке ссудных капиталов формируются спрос и предложение денежного капитала. Спрос на капитал на рынке факторов вытекает из стремления инвестировать, т.е. прирастить капитал. Инвестиционный проект будет принят, если предельные издержки по его осуществлению не превысят предельного дохода от полученного в результате продукта. Следовательно, спрос на инвестиционные товары будет определяться этим предельным доходом. [11] Предложение капитала возникает в основном со стороны домашних хозяйств, а также предприятий и государства. Домашние хозяйства, владеющие капиталом в форме вложенных денежных средств, предоставляют капитал в пользование бизнесу в форме материальных средств и получают доход в виде процента на вложенные средства. В связи с тем, что физический капитал может приобретаться в собственность фирм или предоставляться им во временное пользование, следует различать плату за поток услуг капитала (цена использования) и цену капитальных активов (цена купли – продажи). Стоимость использования услуг капитала представляет собой рентную (прокатную) оценку капитала. Она может выступать в качестве рыночной котировки или суммы, уплачиваемой фирмой владельцу капитала за аренду части этого капитала. Цена актива представляет собой цену, по которой единица капитала может быть продана или куплена в любой момент. Рынок капитала имеет довольно сложную структуру, и его деятельность обеспечивается с помощью самых различных денежных инструментов и организаций. Поэтому для всех сегментов рынка капитала можно обнаружить общие закономерности. Они проявляются прежде всего в том, как на этом рынке формируется цена денежного капитала. Цена денежного капитала - величина дохода, который фирма должна обеспечить владельцам сбережений, чтобы не согласились предоставить эти сбережения для осуществления инвестиций. Этот процесс подчиняется общим закономерностям рыночного ценообразования, и его основой является взаимодействие спроса на денежные средства и их предложения. Процент в современной экономической теории чаще всего рассматривается как цена капитала независимо от того, получает ли его промышленник в виде предпринимательского дохода или собственник ссудного капитала. Таким образом, процент представляет собой разновидность дохода наряду с прибылью. Процент — эта та часть дохода, которую получает владелец капитала в течение года. Если она выражается в процентах, то такой доход называется процентной ставкой. Например, вы кладете в банк 100 тыс. долл. под 15% годовых. Ваш доход (или процент) составит 15 тыс. долл., и ставка процента в этом случае будет равна 15%. [7, С. 174-177] Рыночный спрос на инвестиции представляет собой сумму индивидуальных спросов всех фирм, нуждающихся для своего развития во внешних финансовых ресурсах. Рыночное предложение инвестиционных ресурсов является суммой индивидуальных предложений всех владельцев сбережений, которые готовы предоставить их коммерческим фирмам на платной основе. Спрос на рынке капитала носит производный характер и определяется, во-первых, тем, насколько фирмам нужно расширить или модернизировать свои производственные мощности ради удовлетворения спроса на те или иные товары; во-вторых, тем, насколько прибыльно фирмы могут использовать средства, привлеченные ими с рынка капитала. Для оценки такой прибыльности фирмы проводят специальные расчеты, называемые обычно инвестиционным дисконтированием или разработкой бюджетов планируемых инвестиций. Процесс расчета будущей стоимости средств, инвестируемых сегодня, является одной из разновидностей особого типа финансовых расчетов, именуемых обычно дисконтированием.Впрочем, дисконтирование используется не только для расчета будущей стоимости инвестиций, сделанных сегодня, но и для определения сегодняшней ценности тех средств, которые мы получим в будущем. 2 РАЗВИТИЕ РЫНКОВ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА В УКРАИНЕ 2.1 Земельный рынок Провозглашение - а скорее восстановление – частной собственности на землю в Украине состоялось уже довольно давно, 1991 году. Однако рынок земли не работает и сегодня. Сначала необходимо было превратить 60 млн. га государственной земли на массив частных земельных участков, оборот которых и должен был происходить на рынке. Для этого государство начало процесс безоплатной приватизации земли. Время от времени появляются слухи, что безоплатная приватизация земли заканчивается, но на самом деле она только началась: приблизительно 20% граждан, которые приватизировали участки, имеют на руках государственные акты. Юридические лица владеют пока что незначительными площадями земель. По поводу сельскохозяйственных земель реформа выбрала немного другой путь. Сначала эти земли были переданы в коллективную собственность членов колхозов, которые получили название «коллективные сельскохозяйственные предприятия». По сути и набора функций они оставались теми же колхозами. Оказалось, что само только изменение названия не смогло преодолеть полуфеодальную организацию земельной собственности в селе. Тогда земли были разделены между всеми членами бывших колхозов, которые быстро превратились на частные товарищества разных видов и избавились всевозможных обязательств по поводу поддержки социального развития сельских местностей. Эти изменения были все более ощутимыми. Статистика сельского хозяйства свидетельствует, о том что с 1991 года количество производства постоянно и драматично сокращалось. Таким образом, аграрная та земельная реформы в селе оказались пагубными - и для производства, и для села.
«В 2002 году в лексиконе украинских политиков и юристов появилось слово «мораторий» - именно тогда впервые на уровне закона запрещался оборот частных земельных участков сельскохозяйственного назначения».[17] За 3 года эта специальная правовая база так и не была создана. Дальше простого запрета торговать землей государственный разум нашего Парламента не пошел. И мораторий продолжили еще на 2 года.
Правда говоря, мораторий остановил не всех. Те, кто хотя бы раз в жизни держали в руках Земельный кодекс, знали, что мораторий легко обойти, применив процедуру изменения целевого предназначения. И рынок начал работать одновременно с его запретом. В 2006 году, после парламентских выборов та всяческих коалиционных неожиданностей, украинский политикум наконец-то решил, что мораторий затянулся. У парламента было почти полтора года для того, чтобы наконец-то обработать давно ожидаемые законы про кадастр, рынок земель, особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения. 19 декабря 2006 року Парламент 354 голосами проголосовал за продолжение моратория до 1 января 2008 года, но купле-продажа участков разрешалась, за версией Парламента, только после получения силы законами про государственный кадастр и рынок земель. Однако накануне 2007 года было подписано коалиционное соглашение, согласно которому мораторий прекращал свое действие. До 9 января 2007 года, до первой сессии парламента, рынок земли работал; до этого времени заинтересованные личности смогли приобрести все, что украинские селяне желали продать. Таким образом на рынке земли Украины нужно навести порядок: принять ряд законопроектов о его усовершенствовании, провести земельную реформу, отличающуюся от предыдущей последовательностью и качеством. 2.2 Роль и функции рынка труда В новых, более эффективных организационных условиях происходит соединение рабочей силы и рабочих мест, включение в инновационно - производственный процесс творческого потенциала трудящихся, подготовка и переподготовка кадров, решение проблем социальной защиты трудящихся. Интенсивная экономика, живущая в режиме периодического технологического и организационного обновления, постепенно превращается в экономику непрерывного развития, для которой характерно практически постоянное совершенствование методов производства, принципов управления, эксплуатационных характеристик товаров и форм обслуживания населения. Рынок труда становится важнейшим звеном национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы творческого типа, осуществляющие повседневную эволюцию общества. Речь идет о той или иной форме инициативы, производственной самостоятельности, стремлении к совершенствованию технологии и методов обслуживания населения. Исследования показывают, что активный созидательный труд в настоящее время в той или иной мере входит в содержание деятельности большей части работающего населения, прежде всего специалистов с высшим и средним специальным образованием, административно - управленческого персонала, высококвалифицированных рабочих, работников услуг. Это ведущий отряд национальной рабочей силы, охватывающий в западных странах от 40 до 50 % занятых в народном хозяйстве. В настоящее время спрос на труд главным образом определяется: государственной политикой по отношению к низкорентабельным и убыточным предприятиям; размерами государственных, частных и иностранных инвестиций; активностью и позицией профсоюзов; масштабами теневой экономики. На предложение труда может действовать такие факторы, как падение уровня жизни в результате инфляции (при прочих равных условиях предложение труда растет); появление альтернативных источников дохода у определенной части населения (при прочих равных условиях предложение труда сокращается); естественные темпы прироста трудовых ресурсов; миграция населения; демографическая и социальная политика государства. Падение уровня жизни на Украине приводит к ограничению потребительского спроса, что сдерживает предложение товаров и услуг. Соотношение спроса и предложения товаров и услуг в странах с развитой рыночной экономикой характеризуется, по крайней мере, тремя обстоятельствами: l объемы предложения товаров и услуг на рынке, полностью удовлетворяющие платежеспособный спрос, весьма близки или даже выше рациональных норм потребления на душу населения . l уровень оплаты труда определяется стоимостью рабочей силы и обеспечивает покупательную способность на очень высоком уровне удовлетворения потребностей. l антимонопольные меры эффективно обеспечивают наличие жесткой конкуренции между продавцами (производителями) за покупателя (заказчика). Действие этих трех факторов предопределяет такое соотношение спроса и предложения, при котором цены на основные потребительские товары и услуги общедоступны. В Украине в настоящее время не действует ни один из названных факторов. Как показал анализ, формирующийся на Украине рынок труда имеет сложную структуру. Происходит углубление его сегментации по ряду критериев: формам собственности (альтернативные формы занятости), фондоемкости и трудоемкости производства (различные темпы высвобождения и качественный состав работников), особенностям технологии производства, квалификации занятых, уровню разделения и обобществления труда, исторически сложившимся формам организации и стимулирования труда, традициям в мотивационном поведении трудящихся. Лучше понять структуру рынка, выявить его устойчивую сегментацию и соответственно выработать дифференцированные способы его регулирования позволит комплексный анализ действия факторов, обуславливающих сегментацию. Формирование рынка труда в Украине, его прогнозирование, является неотъемлемой частью становления рыночного механизма. Основными направлениями его регулирования должны стать: борьба против дальнейшего спада производства; недопущение массовой безработицы; принятие мер по повышению уровня жизни населения и др. Что же касается уровня заработной платы, то по-видимому, следовало бы сосредоточится на следующих мерах, представляющихся первоочередными: l пересмотр минимального размера оплаты труда как в качественном аспекте (освобождение этого показателя от фискальных функций), так и в количественном; l изменение тарифной системы, принятие законов о государственной службе и регулировании трудовых отношений в частном секторе; l переориентация финансово-кредитной и налоговой систем с отходом от сегодняшних принципов, в частности “опоры на зарплату”, при определении прибыли предприятия. [13] 2.3 Особенности формирования рынка капитала Рынки капиталов – это группа взаимосвязанных рынков, на которых формируется спрос, предложение и цены на финансовые инструменты, в том числе те, базовым активом которых являются энергетические и товарно-сырьевые ресурсы, а также происходит перераспределение свободных денег инвесторов в пользу тех субъектов, которые имеют в них нужду. Рынки капитала включают в себя рынок ценных бумаг (фондовый рынок) и других финансовых инструментов (кроме инструментов денежного рынка).
Начиная с 1995 года и до нынешнего времени, рынки капиталов в Украине развиваются дискретно и фрагментарно, недостаточно выполняют основные свои функции – сосредоточивание спроса и предложение инвестиционного капитала, формирование справедливых рыночных цен, использование финансовых инструментов для обеспечения развития экономики.
На рынках капитала собрались проблемы, которые требуют неотложного разрешения. В первую очередь это касается развития инфраструктуры рынков капитала, сосредоточивание заключения договоров купле-продажи ценных бумаг на фондовых биржах и других организаторах торговли ценными бумагами, развития Национальной депозитарной системы, усовершенствования механизма защиты прав инвесторов и системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг, выпуска и обращения финансовых инструментов. Рынки капитала Украины существенно отстают за среднестатистическими показателями от соответствующих показателей Российской Федерации, Польши и Венгрии. Соотношение капитализации рынка акций к внутреннему валовому продукту в 2006 году в этих странах составляет 69%, тогда как в Украине – 41,6%. Украина имеет все объективные условия для динамического вступления к цивилизованным рынкам капитала, но те проблемы, которые постоянно возникают из-за несовершенствования и бессистемности реформ, значительных недостатков в правовом обеспечении развития рынка ценных бумаг и других финансовых инструментов создает негативное влияние на экономическое состояние страны, отражаются на формировании экономической политики и финансовой безопасности государства. Основными причинами отставания национальных капиталов являются: l отсутствие скоординированной государственной политики, направленной на изменение рынков капитала в один их главных механизмов реализации инвестиционного потенциала национальной экономики; l несовершенство законодательства, которое регулирует деятельность на рынках капитала; l недостаточно сформированная инфраструктура рынков капитала; l низкий уровень торговой активности на отечественном рынке акций вследствие того, что контрольные пакеты акций принадлежат большим владельцам, которые не заинтересованны в дополнительных их выпусках; l отсутствие должной концентрации торговли ценными бумагами и другими финансовыми инструментами в системе биржевой торговли. Таким образом на данном этапе рынок капиталов не достаточно развит. Однако государство создало программу модернизации рынков капитала, которая должна помочь в их развитии. Альтернативными вариантами формирования рынков капитала после воплощения в реальность могут быть: l вариант пассивной государственной политики, который предусматривает невмешательство государства в развитие рынков капитала и предоставления приоритета законам рынка; l вариант вовлечения иностранных денег, который предусматривает открытие рынка для притока иноземного финансового капитала без всяческих законодательных ограничений на развитие в Украине иностранными инвесторами современных технологий и институций; l вариант, который предусматривает активное участие государства в регулирование развития рынков капитала и даст возможность обеспечить конкурентоспособность национальной экономики и ее развитие. Наиболее приемлемым является третий вариант. [21] 3 НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКОВ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА 3.1 Земельная реформа Анализировать земельную реформу как правовую категорию лучше всего путем определения этого понятия. В специальной, в том числе юридической литературе, среди практиков и на наших уровнях правовой деятельности встречаются разные подходы к пониманию земельной реформы. Приведу некоторые из них: l земельная реформа как составляющая аграрной реформы; l земельная реформа как реформирование отношений собственности на землю; l земельная реформа как качественное правовое урегулирование земельных отношений; l земельная реформа и реформирование в отрасли охраны окружающей природной среды; l земельная реформа как комплекс мероприятий, направленных на изменение земельных отношений; l земельная реформа как составляющая экономической, экологической и правовой реформы. [15, с. 30] Задача современной земельной реформы отвечают четырем основным направлениям реформирования, т.е. четырем направлениям деятельности государства в лице уполномоченных им органов и других субъектов по изменению земельных правоотношений и правовых норм, которые их регулируют. (Реформа – это изменение состояния общества и условий его жизнедеятельности путем изменяемой деятельности государственного аппарата, что по сути является государственным управлением). Такими направлениями являются экономическое, экологическое, институционно-функциональное и правоорганизационное. [16, с.15] Земельная реформа в Украине проходит уже 14 лет. Проходит она сложно, но уверенно. Особенности нынешнего перераспределения земель в том, что ликвидируется государственная монополия на земельные ресурсы, восстанавливается частная собственность на землю. В компетенцию государственных органов земельных ресурсов входят разгосударствление и приватизация земли, инвентаризация, денежная оценка и продажа земель несельскохозяйственного назначения, подготовка и выдача правоустанавливающих документов, регистрация прав на землю, государственный контроль за использованием и охраной земель, ведение государственного земельного кадастра и многое другое. Проведение реформы связано с увеличением количества землепользователей и собственников земельных участков, выполнением большого количества обоснованности технических расчетов, изготовлением картографических материалов, юридическим освидетельствованием прав на земельные участки, государственной регистрацией, которые требуют соответствующей законодательной базы и финансирования. Согласно Указу Президента "Об Основных направлениях земельной реформы в Украине на 2001-2005 годы", предполагалось осуществить комплекс государственных мероприятий, направленных на подготовку к изменениям земельных отношений и принятие нового Земельного кодекса. Реализация основных направлений земельной реформы в Украине на 2001-2005 годы должна была осуществляться в два этапа: l первый этап (2001-2002 годы) - осуществление правовых, организационных, технологических и информационно-образовательных мероприятий, направленных на углубление качественных изменений в земельных отношениях без существенных финансовых затрат, и формирование законодательной и экономической базы для второго этапа; l второй этап (2003-2005 годы) - осуществление мероприятий по оптимизации землепользования и усиление охраны земельных ресурсов, выполнение которых будет требовать соответствующих капиталовложений и материальных затрат. В рамках реализации основных направлений земельной реформы в Украине предполагалось осуществить: l размежевание земель государственной и коммунальной собственности; l определить механизмы управления и порядок приобретения земельных участков для государственных потребностей и потребностей территориальных общин сел, поселков и городов;
l приватизацию гражданами и юридическими лицами Украины земельных участков различного функционального назначения, за исключением тех, которые согласно закону не могут передаваться в частную собственность; l установление на местности границ земельных участков всех форм собственности, удостоверение права частной собственности на землю соответствующими государственными актами, государственную регистрацию земельных участков и прав на них;
l создание равных возможностей для юридических и физических лиц в обретении права собственности на земельные участки и права пользования землей, в том числе для осуществления предпринимательской деятельности; l предоставление собственникам земельных частиц (паев) земельных участков в натуре и выдачу им в установленном порядке государственных актов на право частной собственности на землю. [14] Часть направлений Украине удалось достичь, но во многом ее ждал крах. Мне кажется, что самой центровой задачей земельной реформы было то, что государство не должно было допустить распродажи сельскохозяйственных земель, но это организаторам реформы не удалось. Мораторий на землю хоть и действовал, но все-таки даже простые селяне находили пути обойти его стороной. А накануне 2007 года его и вовсе отменили. Таким образом земельная реформа еще не нашла своего воплощения для удовлетворения абсолютно всех поставленных целей. 3.2 Государственное регулирование рынка труда и его необходимость в Украине. Применительно к сегодняшним украинским условиям политика государства на рынке труда не должна замыкаться на поиске оптимальной глубины вмешательства в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест, снижением потребности населения в рабочих местах и т.п. Достижение оптимально высокой, структурно-рациональной, экономически эффективной и социально-обоснованной занятости – неотъемлемая составная часть процесса восстановления украинской экономики. Стимулами этого процесса должны являться рыночные отношения и целенаправленные меры хозяйственной политики на всех уровнях. Если в развитых странах проблемы занятости могут зачастую решатся обособленно, без кардинальных изменений экономической стратегии, то в Украине для этого требуется коренное преобразование экономики. Это может быть реализовано лишь при финансовой стабилизации, возобновлении экономического роста, увеличении ресурсов для инвестиционной активности и решении социальных проблем. Необходимо эффективное взаимодействие работников, работодателей и государственных органов для согласования путей решения проблем занятости. Перспективы занятости определяются динамикой и уровнем экономической эффективности производства, поэтому более рациональное использование работников является приоритетным направлением по сравнению с сохранением существующих рабочих мест. Сокращение лишних работников и увеличение за счет этого числа безработных (при их достаточной материальной поддержке) во многих отношениях эффективней, чем сохранение на предприятиях скрытого резерва рабочей силы. Для решения всех этих задач государство должно прогнозировать ситуацию на рынке труда, находить и поддерживать, либо формировать «точки роста» в экономике, проводить соответствующую структурную, региональную и инвестиционную политику, регулировать внешнеэкономические связи, способствовать адаптации работников к требованиям рынка труда. Следует также учитывать, что возможности государства в области создания новых рабочих мест меньше возможностей частного капитала. В то же время государству необходимо ограничивать определенными рамками их поведение на рынке труда, обеспечивая защиту социально уязвимых групп населения и регулируя в сложных ситуациях высвобождение рабочей силы. Очень важно избежать такого положения, при котором возобновление экономического роста будет происходить при высокой и застойной безработице. Обострение проблемы занятости в этом случае просто неизбежно. Во-первых, может увеличиться высвобождение рабочей силы на предприятиях. Для решения этих проблем понадобится коренной перелом в динамике инвестиций, активизация работы по переподготовке кадров, стимулирование частного предпринимательства, расширение помощи безработным. Вместе с тем по мере усиления экономической отдачи от рыночных преобразований будет увеличиваться инвестиционный потенциал, стабилизироваться экономический рост, расширяться потребность народного хозяйства в рабочей силе. Для обеспечения экономического роста, сопровождаемого увеличением занятости требуется: l появление рыночно ориентированного, защищенного государством и социально ответственного собственника производственных и финансовых ресурсов, поощрение его предпринимательской активности; l привлечение внутренних и иностранных инвестиций; l обеспечение условий для материальной заинтересованности работников, развития их потребностей, расширения инфраструктуры для их удовлетворения, а также соответствия профессионального уровня трудящихся уровню материально- технической базы. Реализация этих требований возможна лишь на основе использования развитого рыночного хозяйственного механизма в сочетании с государственным регулированием. Прежде всего необходимо совершенствование территориальной структуры производства, а именно: преодоление неравномерности развития производительных сил по регионам, чрезмерной специализации регионов, более полное использование местных ресурсов и возможностей с учетом личного трудового потенциала, устранение отставания сфер социальной инфраструктуры регионов от потребностей. Для этого необходима территориальная мобильность рабочей силы, требующая определенного регулирования, т.к. велика опасность усиления различий в обеспеченности регионов рабочей силой, в частности возрастание дефицита кадров в регионах со сложным уровнем проживания. Для обеспечения занятости населения велико значение сферы услуг. Однако до сих пор развивается преимущественно одно посредничество, а не производственные услуги. Условием решения этих задач является не только увеличение ресурсного обеспечения на основе экономического роста, но и развитие законодательства и соответственное изменение общественного отношения к данным проблемам. Вышеперечисленные способы государственного урегулирования рынка труда имеют место на территории Украины. Таким образом на протяжении периода с 2002 г. до 2006 г. уровень безработицы сократился на 5% (см. таблицу 3.2.1). ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ В ТОМ ЧИСЛЕ В возрасте 15-70 лет Трудоспособного возраста занятое население безработное население В сред-нем, тыс. чел В % к соответ-ствую-щей возраст-ной группы В сред-нем, тыс. чел В % к соответ-ствую-щей возраст-ной группы в возрасте 15-70 лет трудоспособного возраста в возрасте 15-70 лет трудоспособного возраста В сред-нем, тыс. чел В % к соответ-ствую-щей возраст-ной группы В сред-нем, тыс. чел В % к соответ-ствую-щей возраст-ной группы В сред-нем, тыс. чел В % к соответ-ствую-щей возраст-ной группы В сред-нем, тыс. чел В % к соответ-ствующей возраст-ной группы 2002 22830,8 63,2 21150,7 73,7 20175 55,8 18520,7 64,5 2655,8 11,6 2630 12,4 2003 22171,3 61,8 20618,1 71,4 20163,3 56,2 18624,1 64,5 2008 3,1 1994 9,7 2004 22202,4 62 20582,5 71,1 20295,7 56,7 18694 64,6 1906,7 8,6 1888,2 8,2 2005 22280,8 62,2 20481,7 70,9 20680 57,7 18886,5 65,4 1600,8 7,2 1595,2 7,8 2006 22245,4 62,2 20545,9 71,2 20730,4 57,9 19032 65,9 1515 6,8 1513 7,4
Таблица 3.2.1 – Основные показатели занятости и безработицы в Украине [18] Это привело за собой меньшее количество зарегистрировавшихся в государственной службе занятости (см. таблицу 3.2.2).
Безработное население трудоспособного возраста, зарегистрированное в государственной службе занятости Численность незанятых граждан, воспользовавшихся услугами государственной службы занятости, в целом за год Потреб-ность в рабочей силе, на конец года, тыс. чел Средний размер пособия по безработице в декабре гривен в % к мини-мальной заработ-ной плате к преды-дуще-му году в сред-нем, тыс. человек в % к Всего, тыс. человек из них экономи-чески активному населению трудоспособного возрас-та населению трудоспо-собного возраста трудоустроено находились на учете, на конец года тыс. чело-век в % тыс. человек 2002 1028,1 5 3,7 2799,2 831,8 29,7 1055,2 123,9 105,98 54,2 124,3 2003 1024,2 5 3,6 2835,2 877,3 30,9 1003,7 138,8 118,32 57,7 111,6 2004 975,5 4,7 3,5 2900,6 984,2 33,9 998,9 166,5 146,37 61,8 123,7 2005 891,9 4,4 3,2 2887,7 1049,8 36,4 903,5 186,6 192,89 58,1 131,8 2006 784,5 3,8 2,8 2700,4 1070,8 39,7 780,9 170,5 251,48 62,9 130,4
Таблица 3.2.2 – Данные Государственной службы занятости по безработице [18] На данный момент рост занятости населения повышается, но, к сожалению, медленными темпами. Заработная плата занимает немаловажное место в росте занятости населения. В таблице 3.2.3 просматриваются темпы роста номинальной и реальной заработной платы (2002-2006). Год Номинальная заработная плата Реальная заработная плата к предыдущему году, % декабрь к декабрю предыдущего года, % к предыдущему году, % декабрь к декабрю предыдущего года, % 2002 121 117 118,2 115,6 2003 122,8 124,4 115,2 113,8 2004 127,5 127,7 123,8 120,8 2005 136,7 144,9 120,3 131,5 2006 129,2 125,2 118,3 111,7 Таблица 3.2.3 - Темпы роста номинальной и реальной заработной платы (2002-2006) [18] Можно сделать вывод, что рынок труда в Украине имеет интенсивное развитие. И для улучшения положения трудоспособного населения создаются благоприятные условия по их трудоустройству и реализации их интересов.
3.3 Системное реформирование рынка капитала в Украине Рынки капитала в Украине развиваются непропорционально и неспособны полностью удовлетворить потребности национальной экономики и бизнеса в доступных кредитах, инвестиционных ресурсах в тех объемах, в которых нуждается реальный сектор экономики и социальная инфраструктура страны. В этой ситуации чрезвычайно важно решить вопрос об объединении усилий всех центральных органов исполнительной власти, регуляторов, саморегулируемых организаций и участников рынка капитала. Реформирование рынков капитала независимой Украины началось с «Концепции функционирования и развития фондового рынка в Украине», которая была принята Постановлением Верховной Рады Украины от 2 сентября 1995 года №342/95-ВР. В ней было много полезного, но некоторые важные положения так и не были реализованы. В настоящее время рынкам капитала в Украины присущи низкая капитализация, архаичная инфраструктура рынка и теневое ценообразование на основные ресурсы. Другие страны рядом с нами за эти 10-12 лет трансформаций уже достигли заметных результатов. Причиной неудач реформы рынков капитала в Украине является ошибочная доктрина, что рынок может самостоятельно справиться с необходимыми преобразованиями. 8 ноября 2007 года Кабинетом министров Украины была подписана «Концепція Державної цільової економічної програми модернізації ринків капіталу в Україні». С ее подписанием начался новый этап в развитии рынка капиталов Украины. [21] Вопрос концентрации и централизации рынков капитала является ключевой проблемой, на решение которой направлен разработанный Государственным агентством Украины по инвестициям и инновациям (далее – Госинвестиций) проект Концепции Государственной целевой экономической программы модернизации рынков капитала в Украине (далее – Концепция). Хотя Госинвестиций занимается вопросами и инвестиционной, и инновационной деятельности, считается, что Концепцию следует рассматривать как инновационную программу развития конкретной отрасли национальной экономики. На ее основе должна быть разработана государственная целевая экономическая программа модернизации рынков капитала в Украине. В проекте Концепции основное внимание уделяется: l институциональной реформе рынков капитала вы Украине; l развитию финансовых инструментов; l консолидации биржевой системы Украины; l реализации мероприятий по развитию депозитарной системы, определенных в Государственной программе развития Национальной депозитарной системы в Украине; l развитию корпоративного законодательства; l усовершенствованию системы раскрытия информации на рынках капитала; l защиту прав акционеров; l налоговому стимулированию развития организованных рынков капитала; l оптимизации реформирования системы государственного регулирования рынков капитала в Украине; l усовершенствованию законодательства Украины о ценных бумагах и корпоративном управлении; l кадровому обеспечению рынков капитала и корпоративного сектора экономики. Модернизация рынков капитала в Украине предусматривает: l перевод всех предыдущих выпусков ценных бумаг с документарной формы в бездокументарную; l дематериализацию оборота ценных бумаг; l модернизацию торговой, учетной и расчетной инфраструктуры; l возникновение и надежное функционирование регулируемых рынков: · эмиссионных ценных бумаг ( в том числе государственных и муниципальных); · производных финансовых инструментов (деривативов). Вследствие реализации программы модернизации национальных рынков капитала в Украине до 2010 года должны появиться консолидированная биржевая система, мощный центральный депозитарий ценных бумаг, центральная расчетная палата, а также информационная сеть, которая объединит профессиональных участников депозитарной системы и потребителей ее услуг. Одним из заданий модернизации инвестиционной среды и развития инфраструктуры рынков капитала в Украине является приближение в практической деятельности к лучшим практикам европейских и мировых финансовых институций. Понятно, что при разработке и, особенно, реализации программы не обойтись без помощи международных экспертов. Но считается правильным, что государству лучше самостоятельно пригласить на четких договорных условиях иностранных консультантов вместо того, чтобы принимать все, что уже много лет предлагают многочисленные эксперты, выполняя заказы правительств не нашей страны. Проблема выбора всегда будет – нужно начинать делать правильный выбор. И тут задачей станет не только разработать правильную программу, как спланировать комплекс мероприятий, но и реализовать запланированные реформы. [20] Вывод В ходе выполнения данной курсовой работы был рассмотрен довольно старый, но весьма перспективный рынок - рынок земли, рынок, занимающий немаловажное значение в экономике государства – рынок капитала и самый главный рынок для населения – рынок труда. Рынок земли включает в себя не только куплю-продажу земли, но и все «продукты», на которых может быть реализовано в том или ином виде право собственности на землю: преимущественно продукция сельского хозяйства. Человек должен обладать правом собственности на землю, правом пользования, владения и распоряжения ей. Только в этом случае он может использовать землю так, как он хочет. Рынки капиталов – это группа взаимосвязанных рынков, на которых формируется спрос, предложение и цены на финансовые инструменты, в том числе те, базовым активом которых являются энергетические и товарно-сырьевые ресурсы, а также происходит перераспределение свободных денег инвесторов в пользу тех субъектов, которые имеют в них нужду. Рынки капитала включают в себя рынок ценных бумаг (фондовый рынок) и других финансовых инструментов (кроме инструментов денежного рынка). Рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. В практической части было охарактеризовано развитие рынков факторов производства в Украине, причины неудачных попыток создать реальные условия для развития рынков. В последней части работы характеристика развития рынков факторов производства стала основой для формирования основных направлений в регулировании рынка труда, рынка земли и рынка капитала. Для рынка земли характерно проведение земельной реформы. К сожалению, еще ни одна из них не была успешной. Рынку труда присуще большое количество видов его регулирования: l регулирование внешнеэкономических связей; l обеспечивание защиты социально уязвимых групп населения; l регулирование в сложных ситуациях высвобождение рабочей силы и др.
В Украине уже на протяжении 10 лет действует Государственная целевая экономическая программа модернизации рынков капитала. Она совершенствуется почти с каждым годом и находит новые концепции в регулировании рынка капитала Украины. Украина стоит на пути усовершенствования экономической ситуации. И если придерживаться правильному регулированию рынков факторов производства, то идеальная экономика будет ближе с каждым годом. Список использованной литературы
1 Основы экономической теории: курс лекций // П.Г. Ермишин, - С-Пб.,1994 2 Экономическая теория: учебник // В.Я. Иохин, - М.: Экономистъ, 2005 3 Принципы экономической науки // А. Маршалл, - М.: Универс, 1993 4 Глава 11. Земельная рента // Исследования о природе и причинах богатства народов. Книга 1 // А. Смит, - М., 1962 5 Экономика и математические методы // К. Г. Гофман, - M.: 1994, Т. 30, вып. 4. 6 Курс экономической теории // Под ред. проф. М.Н. Чепурина, - К.: "АСА", 1994 7 Экономика: микро- и макроанализ. Учебно-практическое пособие // С.Н. Ивашковский, - М.: Дело, 1999 8 Політична економія: Навч. Посібник // К.Т. Кривенко, В.С. Савчук, О.О. Бєляєв та ін.; За ред. Д-ра екон. Наук, проф. К.Т. Кривенка. - К.: КНЕУ, 2001 9 http://www.minjust.gov.ua/ 10 Экономическая теория (политэкономия): Учебник // Под общей ред. Акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой, - М.: ИНФРА-М, 1999 11 Экономическая теория: Учебник. - Изд. исп. и доп. // Под общ. Ред. Акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С Тарасевича, - М.: ИНФРА-М, 2007 12 Экономическая теория (тексты лекций) // Т.М. Миракилов, - Т.: Ташкентский Финансовый институт, 2005 13 Ринок праці та процеси його регіональної трансформації // Економіка України. - 1998. - № 5 14 http://elvisti.com/ 15 Земельная реформа: Приватизация. Экология. Право // Андрейцев В. П., – К.: УЭАН, 1997 16 Правовая реформа как способ преобразования (реорганизации) институтов государства: Дисс. . канд. юрид. наук: Ющик А. И., – К., 1996. – 210 с. 17 http://myland.org.ua/ 18 http://ukrstat.gov.ua/ 19 http://www.in.gov.ua/ 20 Розпорядження від 8 листопада 2007 р. № 976-р «Про схвалення Концепції Державної цільової економічної програми модернізації ринків капіталу в Україні» 21 Концепція Державної цільової економічної програми модернізації ринків капіталу в Україні (Схвалено розпорядженням Кабінету Міністрів України від 8 листопада 2007 р. № 976-р)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.