Реферат по предмету "Философия"


Философское учение о бытии и материи

Тема : Философское учение о бытии и материи.Вопросы : Проблема бытия в философской картине мира Философское учение о материи Движение как атрибут материи Пространство и время как формы существования материи.Литература :Введение в философию в 2-х ч. М. ч2.Гл.Философия ( под редакцией Кохановского В.П. Ростов,1996 )Основы философии ( под ред. Попова Е.В. Москва, 1997 )В.А.Канке Философия.М.1997Философия ( курс лекций) М.1997Алексеев П.В., Панин А.В. Философия М.1997Смирнов И.Н. Титов В.Ф. Философия. М. 1997Основы философии в вопросах и ответах. Ростов. 1997ВВЕДЕНИЕ.Настоящей лекцией мы открываем 2 раздел курса “ Человек во вселенной. Философская, религиозная и научная картина мира. ” , в которой мы рассмотрим проблемы бытия и материи в философской картине мира, выделив её из религиозной, мифологической картин, рассмотрим проблемы сознания и развития мира и мышления.
Тем самым мы приступаем к изучению философского знания, называемого онтологией ( онтос – сущее, логос – знание ) – учением о бытии. Раскрытию содержания лекции “ Философское учение о бытии и материи ” посвящены 4 вопроса 1. Проблема бытия в философской картине мира. 2. Философское учение о материи 3. Движение как атрибут материи 4. Пространство и время как формы существования материи 1 ВОПРОС Вопрос вопросов для человечества – это определение места человека в природе и его отношение к Космосу. Человек по мнению А.Энштейна, человек стремится создать простую и ясную картину мира. Этим занимается и художник, и поэт, и философ, и естествоиспытатель, но каждый по-своему. Другими словами, определение места человека во вселенной связано с построением картины мира как упорядоченной целостности, объединяющей разнообразные знания, на основе системообразующего начала ( принципа или идеи ), задающего мировоззренческую установку и ценностные поведенческие ориентиры. Тем самым картина мира всегда мировоззренчески окрашена. Картина мира отводит человеку определенное место во вселенной и помогает ориентироваться в бытии. Она формирует образ вселенной и человека как соизмеримых и взаимозависимых целостностей. Мы рассмотрим мифологическую, религиозную, научную, философские формы миропонимания, оставив обыденную и эзотерическую картины мира для дальнейшего изучения. Каждая из них дает свою версию “ каков мир на самом деле ”, отчасти они взаимодополняют, но и противоречат друг другу. Мифологическое постижение мира, как целостности имеет созерцательное основание и предстает в виде конкретно-чувственного образа, в котором воспринимаемое и воображаемое человеком слиты воедино, а сам образ мира включает человека во все стороны космического целого. Религиозная картина мира обобщает религиозный опыт людей и делает главным предметом своего внимания соотношение повседневной эмпирии и потустороннего. Земное и небесное, человеческое и божественное – предмет религиозных размышлений. Причем тот мир, мир божественного определяет людей и в их физическом бытии, и в бытии духовном. Центральный пункт религиозной картины мира – образ Бога (богов) как высшей истинной реальности. Она выражает иерархическую упорядоченность сотворенного Богом мира и место человека в нем, в зависимости от его отношения к Богу. Научное миропонимание упорядочивает определенную сферу явлений мира как целостность по правилам определенной науки с использованием её особого языка. Но такие локальные картины дают мозаичную панораму, и чаще всего физическую картину мира принимают за наглядный образ мира в целом. Философская картина мира осмысливает мироздание в плане взаимоотношений человека и мира во всех ракурсах онтологическом, познавательном, ценностном и деятельностном. Вот почему философские картины мира не похожи одна на другую. Их объединяет и отличает от религиозной и мифологической картин мира, то, что философия относится к теоретическому способу освоения мира. Этот способ характеризуется тем, что человек познает мир в понятиях, умозрительно ( в мысли, в слове ). Философское знание, это знание или взгляд живого человека. Поэтому наряду со знанием о мире философия формирует и ценностное отношение к нему. Философия отдает отчет в том, что мир бесконечно сложен, необъятен и бесконечен. Для философии остается один путь - понять мир не "вширь", а "вглубь", не в многообразии его явлений, а в единстве его сущности. Тогда философская картина мира осмысливается как системно-рационализированную совокупность представлений о мире в целом, включая в него и самого человека. Системообразующим принципом философской картины мира вступает понятие бытия. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием. Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты - их существования, что задает миру исходную целостность и гарантирует миру устойчивое существование. Признанием бытия, как сущего, неизменного и единого делает мир серьезным и ответственным, предсказуемым. Вощздерживаясь от темы бытия, или отрицая ее, философия порождает нигилистическое мировоззрение. Действительно, если нет бытийной опоры, то все теряет надежду, все "суета сует". Потеря веры в вечный и неизменный абсолют приводит к тому, что человек начинает действовать по собственному произволу. Таким образом категория бытия обозначает реально существующий мир, лежащий в основе всех вещей и явлений и гарантирующий их существование. И один из первых вопросов, возникающих на пути философского осмысления мира является вопрос о многообразии способов и форм бытия. Основные формы бытия: 1. Бытиё вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на природное бытие во всем его многообразии, и материальное бытие, созданное человеком; 2. Материальное бытиё человека, в котором можно выделить телесное существование человека как части природы и существование человека как мыслящего и одновременно социально- исторического существа; 3. Духовное бытиё. Включающее в себя индивидуализированную духовность и общечеловеческую духовность; 4. Бытиё общества или иначе, социальное бытиё. Природное бытие - есть бытие вещей, независимых от человека и его сознания. Характерной особенностью этой формы бытия является её объективность и ее первичность по отношению к другим формам бытия. Материальное бытие, произведенное человеком, или "вторая природа" - это, не что иное, как предметно- вещественный мир, созданный людьми и окружающий нас в повседневной жизни. Это бытие возникнув по воле человека однажды, затем живет независимой от него жизнью. К элементам "второй природы" относится и бытие техники, в том числе и военной. Особенность бытия техники в том, что она выступает как совокупность содеянным человеком вещей. Рассматриваемые в качестве химических, физических, биологических они не отличаются от природных явлений, но как искусственные объекты, они являются результатом опредмечивания человеческой деятельности. Следовательно, техника бытийствует в качестве природного и социального объекта. Человек и техника находятся в противоречивом единстве. Используя технику человек изменяется физически и духовно, сила его интеллекта реализуется через технологию, через целенаправленное использование техники. Однако, есть и отрицательные последствия, они ослабляют человека. Конечно, человек никогда не откажется от своих технических завоеваний, поэтому необходимость оптимального сочетания бытия человека остается необходимым условием его выживания.
Во взаимоотношении между 1 и 2 природой определяющая роль принадлежит первой, как основы создания второй. Вместе с тем вторая природа обладает способностью разрушения "первого" бытия, что делает ( при известных обстоятельствах ) физическое существование человека невозможным.
В рамках природного бытия необходимо выделить человеческое бытие. В нем пересекаются 1). бытие человека в мире вещей как мыслящей вещи, 2). бытие человека как индивида, особи, принадлежащей роду HOMO SAPIENS, 3). бытие человека как социального существа в рамках бытия общества. Человек, как целостность, есть единство физического, природного и духовного. Диалектическое сочетание этих характеристик определяют его существование. Духовный мири человека характеризуется двояким существованием. Его можно подразделить на субъективный и объективный дух, реализуемый через бытие индивидуального духовного и бытие общественного сознания. Индивидуальное духовное реализуется через бытие сознания индивида ( идеи, убеждения, ценности, установки, мотивы, мысли, впечатления, чувства, переживания ), его бессознательное ( желания, сны, побуждения, патологии) и неосознанное ( интуиции, наития, откровения). Бытие общества понимается как реальный процесс жизнедеятельности людей, центральным моментом которого выступает практика. В различных философских воззрениях различаются формы бытия и их взаимоотношения. Материализм считает основой природное бытие, субъективный идеализм - субъективное бытие, объективный идеализм за основу берет объективный дух. Разнообразие форм бытия предполагает постановку вопроса: что же объединяет эти формы, можно ли говорить о единстве всего бесконечно многообразного мира. Идея такого единства приводит к представлению об общей основе всего существующего, обозначаемой категорией субстанция. Эта категория фиксирует внутреннее единство всех вещей, явлений, процессов, первооснову, не от чего независящую, причину всего и вся, единство сущности и существования. Философские учения, объединяющие единство мира, исходя из одной субстанции относятся к монизму. Монизму противостоит дуалистическая трактовка мира, исходящая из идеи существования двух субстанций. В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность (природа или дух, материя или сознание), различают материалистический и идеалистический монизм, а философов относят к материалистам или идеалистам. Оба течения имеют в равной степени имеют фундаментальное философское обоснование. Поэтому современная мысль, осмысливая по-новому идею субстанции приходит к принципу целостности всего материально-духовного процесса. В нем потенции субстанции актуализируются в процессе развития мира. Однако общечеловеческий опыт, принцип научности при его усвоении позволяют выделить философское понятие "материи". 2 ВОПРОС Вопрос о сущности понятия "материя" затрагивает основы любого развитого мировоззрения. Понятие "материя" прошло несколько этапов в своем историческом развитии. Первый этап - этап наглядно-чувственного ее представления в древнегреческих философских учениях ( Фалеса, Анаксимена, Гераклита и др.). В основу мира полагались те или иные природные стихии: вода, воздух, огонь и т.п. Все существующее считалось модификацией этих стихий. Второй этап - этап вещественно-субстрактного представления. Материя отождествлялась с веществом, с атомами, с комплексами их свойств, в том числе со свойством неделимости ( Бекон, Локк ). Наибольшее развитие такое физикалистское понимание материи достигло в трудах французских материалистов 18 в. Ламетри, Гельвеция, Гольбаха. По сути, материалистическая философия 17 - 18 в. Трансформировала понятие "бытия" в понятие "материя". В условиях, когда наука поколебала веру в Бога, как Абсолюта и гаранта бытия озабоченность человека об основаниях существования мифа снималась в категории "материя". С помощью ее обосновывалось как истинно сущее бытие природного мира, который был объявлен самодостаточным, вечным, несотворимым, не нуждающимся в своем обосновании. Как вещество материя обладала свойством протяженность, непроницаемости, тяжести, массой, как субстанция - атрибутами движения, пространства времени, и наконец способностью вызывать ощущения ( Гольбах ). Третий этап - философско-гносеологическое представление о материи. Сформировалась оно в условиях кризиса естествознания в начале ХХ века. Рентгеновские опровергли идеи о непроницаемости материи; электроизлучение урана; радиоактивный распад атомов - разрушили идею о неделимости атома, как первооснову понятия "поля" описывало новое состояние материи отличное от вещества. Идея неделимого атома, первокирпичика - рухнула. Разрушение атомистическо-механической картины мира было названо "кризисом в физике". Рушиться наука, поскольку "материя исчезает" считали ученые того периода. Им возражал В.И.Ленин. Он говорил, рушиться не наука, а старый предел понимания мира. Картина мира усложнилась, следовательно наука испытывает кризис, а с него и материалистическая философия. Выход нашелся в образе квантово-механической картины мира в естествознании и диалектико-материалистического понимания материи философии. Материя стала трактоваться как всякая объективная реальность как данная человеку в его ощущениях, которые копируются, фотографируются, отображаются нашими ощущениями, существуя независимо от них. В этом определении признак существования отдается исключительно самим конкретно-чувственным веществам. А такая позиция, есть позиция науки. Наука и материализм имеет одно и то же понимание бытия: оно отождествляется с существованием чувственных вещей, а функция обоснования их бытия приписывается материи. В этом и методологическое значение определения. Названная нами формулировка определения материи называется гносеологическим, поскольку содержит элемент связи объективной реальности с сознанием, свидетельствует о производности сознания. При этом такое понимание материи не может устареть, поскольку не связано жестко с конкретным строением материи, но и неспособна охватить все многообразие понятия материи. Такое многообразие раскрывает рассмотрение материи в субстанциональном аспекте. В этом случае атрибутами ( неотъемлемыми свойствами материи являются: структурность, системность, воздействие, движение, самоорганизация, пространства, время и отражения ). Все объекты материального мира, как и духовного могут быть рассмотрены как системы. Материальные системы - это системы предметов, объекты вещей. Духовная система - это система ценностей идеалов. Структурность – внутренняя расчлененность реального мира. Материальный мир делится на три сферы : неживая природа, живая природа и социум ( или типы материальных систем : неорганическую, органическую и социальную). Неживая природа представлена уровнями : а) субмикроэлемнтарный; б) микроэлементарный; в) ядерный; г) атомарный; д) молекулярный; е) макротел ( соизмеримых человеку величин);
ж) планет; з) систем планет; и) галактик; к) систем галактик; л) метагалактик;
м) вселенной, мира в целом. Живая природа имеет свои уровни : а) доклеточный (ДНК,РНК,белки); б) клеточный – клетки; в) многоклеточный – многоклеточные организмы; г) надорганизменный – виды популяции, биоценозы, биосфера. В рамках биосферы начинает развиваться свободный тип материальной системы – человеческое общество. Социум представлен такими уровнями : а) индивид; б) семья; в) коллективы; г) социальные группы; е) этносы, нации, племена, расы; ж) государства; з) союзы государств; и) общества, человечество в целом. На разных уровнях материи мы сталкиваемся с особенностями проявления просранственно-временных отношений, различными видами движения. 3 ВОПРОС Философов всегда волновал вопрос о бесконечном многообразии материальных форм. Откуда и как оно произошло? Высказывалось предложение, что это многообразие есть результат активности материи. Большинство мыслителей идеалистического направления объясняли активность вмешательством Бога, одушевляли материю. Материалистическая философия не признает наличие души в материи и объясняет ее активность взаимодействием вещества и полей. Но, термин “движение” обыденное сознанием понимает как пространственное перемещение тел. В философии такое движение называется механическим. Существуют и более сложные формы движения: физическая, химическая, биологическая, социальная и другие. Так, например, процессами микромира характеризуются взаимодействиями элементарных частиц и субэлементарными взаимодействиями. Галактические взаимодействия и расширение Метагалактики – есть новые формы физического движения материи, неизвестные ранее. Все формы движения материи взаимосвязаны. Так, например, механическое движение ( самое простое), обусловлено процессами взаимопревращения элементарных частиц, взаимовлиянием гравитационных и электромагнитных полей, сильных и слабых взаимодействий в микромире. Что же такое движение вообще? Философское понятие движения обозначает любые взаимодействия, а так же изменение состояний объектов, вызываемых этим взаимодействием. Движение – это изменение вообще. Оно характеризуется тем, что - неотделимо от материи, поскольку является атрибутом ( неотъемлемым существенным свойством объекта, без которого объект не может существовать ) материи. Нельзя мыслить материю без движения, как и движение без материи; - движение объективно, изменения в материю может внести лишь практика; - движение – есть противоречивое единство устойчивости и изменчивости, прерывности и непрерывности, - движение никогда не сменяется абсолютным покоем. Покой – это тоже движение ,но такое при котором не нарушатся качественная специфика предмета ( особое состояние движения); Типы движения, наблюдаемые в объективном мире, условно можно разделить на количественные и качественные изменения . Количественные изменения связаны с переносом материи и энергии в пространстве. Качественные изменения всегда связаны с качественной перестройкой внутренней структурой объектов и превращением их в новые объекты, обладающие новыми свой свойствами. По сути речь идет о развитии. Развитие – это движение, связанное с преобразованием качества предметов, процессов или уровней и форм материи. Развитие разделяется на динамическое и популяционное. Динамическое – осуществляется как усложнение объектов, через раскрытие потенциальных возможностей скрытых в предшествующих качественных состояниях , причем превращения не выходят за рамки существующего вида материи ( развитие звезд ). При популяционном развитии осуществляется переход от качественных состояний, характерных для одного уровня материи, к качественному состоянию следующего (переход от неживой природы к живой ). Истоком популяционного движения служит самодвижение материи, по принципу ее самоорганизации. Проблема самоорганизации решается научной дисциплиной – синергетикой ( Г.Хакен , И. Пригожин, И. Стенгерс ). Перечисленные формы движения материи и их связь с видами материи и их развитием схватывается в следующих принципах : 1. Каждому уровню организации материи соответствует специфическая форма движения; 2. Между формами движения существует генетическая связь, т.е. высшие формы движения возникают на базе низших; 3. Высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим. Многообразие видов движения получает единство через такие всеобщие формы, как пространство и время. 4 ВОПРОС Обсуждение вопроса о сущности пространства и времени ведется с древности. Во всех спорах стоял вопрос в каком отношении относятся пространство и время к материи. По этому вопросу в истории философии сложилось две точки зрения. Первую, мы называем – субстанциональной концепцией; пространство и время трактовались как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее ( Демокрит, Эпикур, Ньютон ). То есть делался вывод о независимости свойств пространства и времени от характера протекающих материальных процессов. Пространство здесь – пустое вместилище вещей и событий, а время – чистая длительность, оно одинаково во всей вселенной и это течение ни от чего не зависит. Вторую концепцию называют реляционной ( relatuo – отношение ). Её сторонники ( Аристотель, Лейбниц, Гегель ) понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как систему отношений, образуемых движущейся материей. В наше время реляционная концепция имеет естественнонаучное обоснование в виде созданной А.Энштейном теории относительности. Теория относительности, специальная ее часть, гласит пространство и время зависит от движущейся материи, в природе существует единое пространство – время ( пространственно-временной континиум ). В свою очередь общая теория относительности утверждает : пространство и время не существует без материи их метрические свойства ( кривизна и скорость течения времени ) создаются распределением и взаимодействием тяготеющих масс. Таким образом, согласно реляционной концепцией: Пространство – это форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществования и взаимодействия элементов во всех материальных системах. Понятие пространства имеет смысл постольку, поскольку сама материя дифференцирована, структурована. Если бы мир не имел сложной структуры, если бы он не расчленялся на предметы, а те в свою очередь на элементы , связанные между собой, то понятие пространства не имело бы смысла. Но материальный мир не просто состоит из структурнорасчлененных объектов. Эти объекты находятся в движении, они представляют собой процессы, в них можно выделить определенные качественные состояния, сменяющие одно другое. Сравнение между собой качественно различных измерений дает нам представление о времени. Время – форма бытия материи, выражающая длительность существования материальных систем, последовательность смены состояний и изменений этих систем в процессе развития.
Понятие пространства и времени соотносительны не только с материей, но и друг с другом: в понятии пространства отражается структурная координация различных объектов в один и тот же момент времени, а в понятии времени – координация длительности сменяющих друг друга объектов и их состоянии в одном и том же месте пространства.
Из реляционной концепции пространства и времени вытекает идея качественного многообразия пространственно-временных структур: развитие материи и проявления новых форм ее движения должно сопровождаться становлением качественно специфических форм пространства и времени. В неорганической природе свойства материи варьируются в микро-макро и мега-мире. В живой природе проявляется резкое проявление левизны, что оценивается как особое биологическое пространство. Специфично и временная организация живого, речь идет о биологических часах. Они позволяют приспособиться к ритмичному чередованию факторов внешней среды. Социальное пространство обладает особым человеческим смыслом, социально значимыми характеристиками – техника, архитектура городов формируется людьми и несут на себе их ценности в определенные исторические эпохи. Социальное время является мерой изменчивости социальных процессов, и мы видим, что социальное время постоянно ускоряется. ВЫВОДЫ 1. На основании категории бытия возможно понимание места человека в мире. Бытие – все реально сущее. 2. Гносеологическое определение материи как объективной реальности дополняется субстанциональным аспектом и позволяет удовлетворительно объяснять окружающий мир. 3. Материя обладает атрибутом движения, пространства, времени, структурирована. 4. Знание категорий бытия, материи и ее атрибутов позволяет грамотно подходить к научному исследованию в качестве инженера и ученого.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Таблица по биологии амебы и прочие твари
Реферат Повышается ли с годами соответствие между планируемой и реальной структурой расходов Федерального бюджета? В какой части (если есть) остаются наибольшие отклонения?
Реферат Спрос на экономические ресурсы
Реферат Прямые иностранные инвестиции значение, виды, формы государственного регулирования
Реферат Влияние информационных технологий на управление предприятием
Реферат Московский Государственный Строительный Университет
Реферат Речевые акты в рекламе экспрессивный и пргматический потенциал рекламного слогана на материале
Реферат Ф. Хайек и основные положения его критики социализма
Реферат Так что же такое сейсморазведка?
Реферат Интернет-банкинг в России и за рубежом
Реферат Территориальная дифференциация народонаселения: анализ проблем и прогноз рaзвития
Реферат "Катюша"
Реферат Векторы в курсе математики 9 класса
Реферат ХАОС, ГЕРМЕНЕВТИКА, ЖУРНАЛІСТИКА, або Світоглядницькі засади творчості у мас-медіа
Реферат Интраскопия (Ультразвуковая доплерография магистральных артерий мозга)