Реферат по предмету "Философия"


Основные подходы к проблеме сознания в философии

План: 1.Проблема сознания в различных философских учениях (идеализм, гилозоизм, панпсихизм и др.) 2.Диалектический материализм (материя и сознание) 3.Основные принципы современного материализма 4.Основные подходы к проблеме сознания
5.Происхождение сознания
1. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЯХ (ИДЕАЛИЗМ, ГИЛОЗОИЗМ, ПАНПСИХИЗМ) Попытка решения проблемы сознания в истории философии изначально сопровождалась противопоставлением: материализма - идеализму, диалектики - метафизике, естествознания - религии. Все, в конечном счете, зависит от того, как те или иные мыслители решают вопрос о природе, сущности мира. Объективный идеализм «отрывает» сознание от материи, от природы, наделяет его сверхприродной сущностью, по существу, обожествляет сознание. Можно сказать, что некоторые представители субъективного идеализма также «отрывали» сознание от материи. Материализм подходит к проблеме сознания с позиций материалистического монизма, полагая, что материя, бытие первичны, а сознание вторично, что сознание производно от материи и является свойством материи. Однако само это свойство и в учениях материалистов понималось по-разному. Например, некоторые из них считали, что сознание - это свойство всей материи, в том числе и неодушевленной. Такой взгляд получил название гилозоизм (от греч. gilo - вещество, soi - жизнь). Представителями гилозоизма были нидерландский философ Бенедикт Спиноза (1632-1677), французский материалист Дени Дидро. (1713-1784) и др. Аналогичную позицию занимает и панпсихизм (от греч. раn - все и psyche - душа). Панпсихизм - это учение о всеобщей одушевленности природы. Согласно этому учению все вещи одушевлены, обладают жизнью и психикой. Это же относится и к миру как целому, в котором якобы не существует ничего мертвого, не одаренного жизнью и сознанием.
2. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ (МАТЕРИЯ И СОЗНАНИЕ) Диалектический материализм также решает проблему сознания в его отношении с материей. Во-первых, опираясь на данные естественных наук, он утверждает, что непосредственным носителем сознания, психики является мозг, т.е. вполне определенное материальное образование. Во-вторых, как показывают данные конкретных наук, ощущения, представления, мысли, сознание имеют в своей основе такие материальные процессы в мозгу человека, как электрохимические, биофизические, биохимические, биоэлектрические, физиологические и др. В-третьих, диалектический материализм рассматривает сознание как отражение объективного мира, вещей, явлений, процессов, их связей, свойств, отношений. Иными словами, диалектический материализм отрицает «самостоятельное», не связанное с материей, существование сознания. С точки зрения диалектического материализма сознание есть функция мозга, заключающаяся в отражении мира. Следовательно, в этом предельно кратком определении подчеркнуты два самых важных аспекта: во-первых, то, что сознание - это свойство мозга, а не всей материи, а во-вторых, то, что сознание по своему содержанию есть отражение мира. Однако неотделимость материи и сознания не означает их тождественности. Материя и сознание существуют реально. Но это различные реальности. Материя - это объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания человека и человечества. Сознание - субъективная реальность, существующая в голове человека, в его восприятиях, представлениях, мыслях, как отражение объективной реальности. Материя, ее виды, уровни есть чувственно воспринимаемая, физическая реальность, материальный прообраз, сознание - это идеальный образ, идеальная копия материального, идеальная реальность. Предмет мысли и мысль о предмете - это не одно и то же. Идеальный образ не имеет никаких материальных признаков и свойств (физических, химических, биологических и т.п.). Например, образ иглы не колет, образ воды не утоляет жажду, образ огня не жжет, образ ножа не режет. Уже одно это показывает несостоятельность взглядов вульгарных материалистов, которые считали, что мозг выделяет мысль точно так же, как печень - желчь, желудок - желудочный сок и т.д. Характерно, что человек не ощущает того, какие физиологические процессы происходят в его мозгу при возникновении идеального образа, а сам образ осознается и человеком, и животным как существующий вне нас, вне головы или органа чувств, иначе, как замечал Фейербах, кошка бросалась бы не на мышку, а царапала собственные глаза. Материя и сознание, материальное и идеальное - противоположности, но их противоположность не абсолютна, а относительна, в том смысле, что она носит ограниченный характер. Их противопоставление допустимо лишь в рамках уяснения вопроса о сущности, природе мира. За пределами же этого вопроса противоположность материи и сознания относительна. Итак, сознание, с позиции диалектического материализма, - это суть отражение в человеческой голове природных и социальных явлений. Но отражение присуще и животным. Вся психика вообще носит отражательный характер. Тем не менее, даже высокоорганизованные животные имеют психику, элементарное мышление, но не имеют сознания. Человеческое отражение в отличие от отражения животных: · избирательно и целенаправленно; · не только чувственно-образно, но и понятийно-образно; · обобщает и обладает высокой степенью абстрактности; · является продуктом социально-исторической деятельности, труда; · регулирует саму деятельность человека и его поведение; · активно и целесообразно воздействует на мир; · отражает прошлое и устремлено в будущее в виде программирования и выбора средств достижения целей; · обязательно связано с языком, выражается членораздельной речью; · направлено также на отражение самого себя, собственного бытия, собственного духовного мира человека.
3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОГО МАТЕРИАЛИЗМА Проблема сознания и сегодня остается одной из трудных и загадочных, так как сознание не существует как отдельный предмет или вещь. Некоторые западные исследователи говорят, что сознание - это своего рода фикция, не обладающая никакими особенностями. Сознание - это феномен «ничто», о котором нельзя сказать ничего специфического. Сегодня возникла странная ситуация, когда в теоретическом отношении вопрос о специфике сознания ставится под сомнение, когда крепнет убежденность в иррациональности явлений сознания, а в практике исследования сознания, напротив, широко используются объективные методы, о сознании говорят как о языковом сознании, как о поведении, как о мозговых (нейрофизиологических) процессах. Все это свидетельствует о различных вариациях в трактовке сознания. Сознание предстает в качестве универсальной способности человека приобретать знания, преобразовывать их, хранить в памяти, воспроизводить вновь, обеспечивать ценностные и регулятивные ориентации людей, общаться, обмениваться опытом, передавать опыт от одного поколения к другому, стимулировать творческие способности человека. Сознание мгновенно связывает, соотносит все то, что человек увидел, услышал, почувствовал и пережил.
Исходя из всего этого, можно дать следующее определение сознания: сознание есть высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в целенаправленном, осмысленном и обобщенном отражении действительности в виде идеальных образов, в творческом ее преобразовании, в разумном регулировании поведения человека и его взаимоотношений с природой и социальной средой. В этом определении нашли отражение основные принципы современного материализма в понимании сознания:
· в сознании нет ничего над природного и сверхъестественного; · сознание присуще не всей материи, а только такой ее высокоорганизованной частице, как мозг человека; · сознание есть идеальный образ объективного мира, и это не позволяет отождествлять его с материей, как это делали вульгарные материалисты; · сознание производно, вторично по отношению к материи; · сознание активно-творческое, а не пассивно-созерцательное; · понятие «сознание» более узкое, чем понятие «психика», в том числе и психика человека, ведь способ отражения мира человеком потому и называется сознанием, что человек относится к миру с пониманием, со знанием. Интегральной характеристикой сознания выступает идеальность. Развитие форм отражения материи рассматривается как генетическая предпосылка возникновения сознания. Свойство отражения имеет всеобщий характер, т.е. оно присуще всей материи. Сознание есть результат развития предшествующих форм отражения. Отсюда ясно, что сознание есть нечто природное, естественное, а не сверхъестественное, необъяснимое. Сознание есть продукт общественно – исторического развития, функциональное свойство мозга, идеальное отображение действительности, регулятор деятельности человека. Фиксируются 4 аспекта отношения сознания к материи: исторический, онтологический, гносеологический и праксеологический, деятельностный. В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что: · Сознание существует; · Оно имеет особую, идеальную природу (сущность) – данное положение признают и материалисты, однако при этом считают, что идеальное сознание тем не менее производно от материи.
4. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СОЗНАНИЯ В целом в философии существует несколько подходов к проблеме сознания: физикализм, солипсизм, объективный идеализм, умеренный материализм. Физикализм - крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук. Данная точка зрения основана на множестве естественно-научных достижений, и, в частности, на следующих фактах: · Головной мозг человека действительно является сложнейшим «механизмом» природы, высшим уровнем организации материи; · Сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг – биологический орган; · Человечество получило возможность создавать искусственный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) – материальный объект; · Медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознании (например, применение психотропных веществ). Единственная проблема, на которую наталкиваются логические доводы физикалистов, - это идеальность сознания; · Образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик – массы, запаха, четких размеров, формы; · Сознание может «господствовать» над образами – увеличивать, уменьшать, вызывать их, «стирать»; · Никому со стороны не удавалось «увидеть» сознание другого человека. Тем не менее, физикализм широко распространен. Его ответвлениями являются: 1. «теория тождества» - отождествляет духовные процессы с другими телесными процессами (кровообращением, дыханием, мозговыми процессами); 2. теория «элиминации» - пытается доказать то, что само понятие «дух», «духовное» - устаревшее и не научное; 3. теория вульгарных материалистов. Солипсизм – другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение. Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся: · объективный идеализм – признает наличие, как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания»; · умеренный материализм – считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя – точка зрения, наиболее распространенная в российской философии.
5. ПРОИСХОЖДЕНИЕ СОЗНАНИЯ Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Можно выделить три основополагающие из их числа: 1. Сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение; 2. Сознание присуще всем живым организмам; 3. Сознание - свойство исключительно человеческое. Согласно космической (божественной) точке зрения сознание существует само по себе, независимо от его материальных носителей – живых организмов, человека. Сознание «исходит» непосредственно из космоса неделимо, едино, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека. Существуют теории происхождения сознания, близкие к космической (божественной) точке зрения: · теория монад (монадология) – первоначально выдвинута Лейбницем, согласно которой в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных монад – первичных духовных единиц, в которых заключена энергия Вселенной и которые явл-ся основой сознания и порождаемой им материи; · теория Шардена, согласно которой сознание – надчеловеческая сущность, «внутренняя сторона», «мозг» материи; · теория Толбета, согласно которой Вселенная – гигантский разум, сознание – результата взаимодействия полей, которые образуют материю; · теория психосферы Рейзера, согласно которой Галактика – громадный разум, который вступает в контакт с человеческим мозгом и «заряжает» его разумом; · теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая и все ее проявления) имеет душу, одушевленность – свойство материи. Основная идея другой, «биологической» точки зрения: сознание – порождение живой природы и присуще всем живым организма. Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что: · жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл; · инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные; · животное в течении жизни накапливает и умело использует опыт; · многие действия, совершаемые животным сложны (охота) и требуют большой работы сознания; · животным присущи своя «мораль», правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и др. Согласно «человеческой» точке зрения сознание - продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.
Новейшие научные исследования ставят данную точку зрения под сомнение: животные руководствуются не только инстинктами; высшим животным (обезьянам, собачьим, кошачьим и др.) свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта. Животные обучаемы, видят сны (вращение зрачков, эмоции во сне), имеют склонность к достаточно высокой «социальной» организации с распределением ролей.

Вопросы: 1. Объясните подход к проблеме сознания с позиций материализма? 2. Как решает проблему сознания диалектический материализм? 3. Основные принципы современного материализма в понимании сознания? 4. Перечислите основные подходы к проблеме сознания? 5. Назовите 3 точки зрения о происхождении сознания?
Список литературы: Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В.Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 496с. Современная философия: Словарь и хрестоматия. – Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 1995. – 511с. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 840с. Хапчаев И.А. Основы философии. – Пятигорск, 1997. – 294с.
Категориальный анализ понятий: Материализм – подходит к проблеме сознания с позиций материалистического монизма, полагая, что материя, бытие первичны, а сознание вторично, что сознание производно от материи и является свойством материи. Панпсихизм - это учение о всеобщей одушевленности природы. Согласно этому учению все вещи одушевлены, обладают жизнью и психикой. Это же относится и к миру как целому, в котором якобы не существует ничего мертвого, не одаренного жизнью и сознанием. Физикализм - крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук. Солипсизм – другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида – единственная достоверная реальность, а, материальный мир – его порождение. Объективный идеализм – признает наличие, как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания»; Умеренный материализм – считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя – точка зрения, наиболее распространенная в российской философии. Материя – это объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания человека и человечества Сознание - субъективная реальность, существующая в голове человека, в его восприятиях, представлениях, мыслях, как отражение объективной реальности. Монады – первичных духовных единиц, в которых заключена энергия Вселенной и которые являются основой сознания и порождаемой им материи; Галактика - громадный разум, который вступает в контакт с человеческим мозгом и «заряжает» его разумом;


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Динамика содержания кислорода в крови у спортсменов при максимальном произвольном апноэ
Реферат Долгоруков, Василий Владимирович
Реферат Ущелье Ала-Арча в Кыргызстане
Реферат Предпосылки развития и систематизация правовых отношений на территории Древнерусского государств
Реферат Два брата — два характера, две судьбы
Реферат Проектирование устройства логического управления (разработка электронного автомата)
Реферат Банан
Реферат Компьютерный анализ текста
Реферат Любовь и красота вечные спутники человека по творчеству И А Бунина
Реферат А. Пример заключения по результатам обзорной проверки
Реферат Международные отношения в годы холодной войны
Реферат Кинетическая модель механизма компенсированного распада углеводородов на платине
Реферат Пензиас Вильсон. Космическое микроволновое реликтовое радиоизлучение. Информация о Большом
Реферат Культура Возрождения и барокко
Реферат Проблемы осуществления процесса эффективного тактического планирования на предприятии