План:
Введение
Глава I Понятие монополии и определение монопольного положения субъекта хозяйствования по законодательству Украины
1.1 Понятие монополии и её виды
1.2 Определение монопольного положения субъекта хозяйствования по законодательству Украины
1.3 Злоупотребление монопольным положением на рынке
Глава II Государственное регулирование и контроль за деятельностью субъектов хозяйствования занимающих монопольное положение на рынке
2.1 Государственное регулирование и контроль за деятельностью субъектов хозяйствования занимающих монопольное положение на рынке
2.2 Государственное регулирование и контроль за деятельностью субъектов естественных монополий
Глава III Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
3.1 Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
3.2 Ответственность субъектов естественных монополий
Заключение
Библиография
Введение
Профессионализм юриста заключается в его знании и умении ориентироваться в различных отраслях права. Коммерческое право занимает важное место среди остальных отраслей права.
Украина на сегодняшнем этапе развития также подошла к признанию наличия коммерческого права. Об этом, прежде всего, свидетельствует огромный массив принятого и принимаемого законодательства в этой сфере и проведенная попытка его кодификации, вылившаяся в разработку и обсуждение проекта соответствующего кодекса. Для Украины актуальным остается вопрос о надлежащем правовом закреплении экономических преобразований и становлении коммерческого права с последующим его развитием, с учетом зарубежного и собственного исторического опыта.
Коммерческое право — совокупность правовых норм, регулирующих коммерческие отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию этого вида деятельности в обеспечении интересов государства и общества.
Поэтому всестороннее познание и системное изучение новшеств коммерческого права имеет важное практическое значение для подготовки юристов высшей квалификации, а также позволяет создать базу для дальнейшего эффективного реформирования коммерческого законодательства.
Не последнее место в земельном праве занимает вопрос о антимонопольном законодательстве. Как свидетельствует практика Антимонопольного комитета Украины, общее количество нарушений антимонопольного законодательства из года в год увеличивается. В частности, количество выявленных и прекращенных в последние годы злоупотреблений монопольным положением, антиконкурентных согласованных действий выросло в 1,9 раза. Структурно доминируют нарушения, прямо или непосредственно направленные на получение прибыли путем установления монопольных цен или получения других преимуществ, связанных с использованием уже наличной рыночной власти. Что несомненно наносит вред как потребительским так и государственным интересам. Для изучения такого рода правонарушений необходимо выяснить, прежде всего, что понимается под монополией и каким образом определяется монопольное положение субъекта хозяйствования на рынке. Поэтому актуальность изучения данной темы очевидна. В своей работе я попытаюсь достичь целей: - полно осветить данный раздел коммерческого права; - изучить связанное с ним законодательство и его применение.
Глава I Понятие монополии и
определение монопольного положения субъекта хозяйствования по законодательству Украины
1.1 Понятие монополии и её виды
Для определения понятия «монополия» следует исходить из того, что, с одной стороны, монополия выступает в качестве антипода конкуренции, а с другой — служит результатом, следствием наличия конкуренции в экономике государства.
Встречается несколько определений понятия «монополия», в зависимости от избранного критерия:
1) как исключительное право распоряжения производственными ресурсами в сфере производства и обращения;
2) как право оказания определяющего влияния на те или иные сферы общественной жизни, базирующиеся на различных предпосылках — экономических, юридических, политических;
3) как крупное объединение, возникшее на основе концентрации производства и сбыта определенной продукции с целью получения максимальной прибыли;
4) в структурном понимании, как один из четырех типов рынков: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и монополии.
Поведение монополистических объединений на рынке отличается от свободной конкуренции, прежде всего, принципиально другим подходом к ценообразованию:
1) монопольные объединения сами и по своему усмотрению устанавливают цену на свою продукцию. Речь идет о монопольной цене — особом виде рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже общественной стоимости или равновесной цены в целях получения монопольного дохода;
2) фирма, одновременно являющаяся монополией и монопсонией (один покупатель ресурсов, товаров), удваивает собираемую «дань» посредством так называемых «ножниц цен». Речь идет о монопольно высоких и монопольно низких ценах, уровни которых удаляются друг от друга подобно расходящимся лезвиям ножниц. Такое движение цен основывается на расширении зон избытка и дефицита товаров. Оно характерно для многих предприятий обрабатывающей промышленности, которые в условиях инфляции повышают цены на свои готовые изделия в несколько раз больше, чем увеличиваются цены в отраслях добывающей промышленности. В нашей стране «ножницы цен» использовались особенно широко в период индустриализации народного хозяйства. Государство, выполняя роль монополии и монопсонии, устанавливало относительно высокие цены на промышленные изделия и очень низкие закупочные цены на сельскохозяйственное сырье, чем нанесло большой ущерб экономике села. До сих пор такого рода «ножницы цен» не устранены (Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Курс лекций. — М.: Юрайт, 1998); 3) до обострения конкуренции фирмы-монополисты преднамеренно сдерживают совершенствование техники и технологии.
В экономической литературе приводятся следующие классификации монополий.
1. С учетом степени охвата экономики выделяются:
в масштабе определенной отрасли — чистая монополия. В этом случае действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товара, предназначенного для продажи, и его ценой;
в масштабе национального хозяйства — абсолютная монополия. Она находится в руках государства или его хозяйственных органов (например, государственная монополия внешней торговли и т.п.).
2. В зависимости от характера и причин возникновения различаются:
Естественная монополия. Субъектом естественной монополии является только юридическое лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (транспортировка нефти и нефтепродуктов трубопроводами; транспортировка природного и нефтяного газа трубопроводами и его распределение; железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.). Зачастую существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм. Конкуренция в ряде случаев может рассматриваться как нецелесообразное явление[1].
Выяснить, какие предприятия признаны субъектами естественных монополий, можно из перечней, которые составляются Антимонопольным Комитетом Украины в отношении общегосударственного рынка и его территориальными отделениями в отношении региональных рынков.
Понятие и деятельность субъектов естественных монополий регулируется различными нормативно-правовыми актами, среди которых необходимо выделить: Закон Украины «О естественных монополиях», Воздушный кодекс Украины, Кодекс торгового мореплавания Украины, Закон Украины «О защите экономической конкуренции», «Об Антимонопольном комитете Украины», «О транспорте», «О связи», «О трубопроводном транспорте», «О железнодорожном транспорте», «О защите от недобросовестной конкуренции», «Об электроэнергетике» и др.
Легальные монополии, образующие на законном основании (их называют «защищенными» от конкуренции), в сфере патентной системы, авторского права, торговых знаков и знаков обслуживания, а также возникающие в силу специального разрешения государства (в соответствии с Указами Президента Украины от 29.09.98 г. № 1069/98 и от 02.08.99 г. № 941/99 была образована Госспецмонополия Украины, которая в дальнейшем была ликвидирована, а функции данного государственного органа были переданы Министерству финансов Украины).
Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка. Образуют ряд конкретных форм — картель, синдикат, трест, концерн и т.п.
1.2 Определение монопольного положения субъекта хозяйствования по законодательству Украины
Согласно п.l ст. 12 Закона «О защите экономической конкуренции» субъект хозяйствования занимает монопольное (доминирующее) положение на рынке товара, если:
на этом рынке у него нет ни одного конкурента; не испытывает значительной конкуренции вследствие ограниченности возможностей доступа других субъектов хозяйствования относительно закупки сырья, материалов и сбыта товаров, наличия барьеров для доступа на рынок других субъектов хозяйствования, наличия льгот или иных обстоятельств.
Монопольным (доминирующим) считается положение субъекта хозяйствования, доля которого на рынке товара превышает 35 процентов, если он не докажет, что испытывает значительную конкуренцию (п.2 ст.12).
Монопольным (доминирующим) также может быть признано положение субъекта хозяйствования, если его доля на рынке товара составляет 35 или менее процентов, но он не испытывает значительной конкуренции, в частности вследствие сравнительно небольшого размера долей рынка, которые принадлежат конкурентам (п. 3 ст.12). Следовательно, Закон «О защите экономической конкуренции» содержит две презумпции относительно монопольного (доминирующего) положения:
а) положение субъекта хозяйствования, доля которого на рынке определенного товара составляет более 35 %, презюмируется в качестве монопольного (доминирующего), однако эта презумпция может быть опровергнута посредством доказывания субъектом хозяйствования обратного. Иными словами, если доля субъекта хозяйствования на рынке свыше 35 %, то Законом установлена презумпция доминирующего положения, при этом бремя ее опровержения (то есть доказывания обратного) возлагается на субъект хозяйствования; б) положение субъекта хозяйствования, доля которого составляет 35% и меньше, определяется в качестве монопольного (доминирующего), если это доказано антимонопольными органами. То есть, если доля субъекта хозяйствования 35% и ниже, установлена презумпция отсутствия доминирующего положения, при этом бремя ее опровержения возложено на органы Антимонопольного комитета.
Таким образом, в законодательстве Украины не установлена неопровержимая презумпция отсутствия у субъекта хозяйствования монопольного (доминирующего) положения[2].
Следовательно, монопольное (доминирующее) положение характеризуется несколькими чертами, позволяющими его отличать от иного, не доминирующего положения субъектов хозяйствования на рынке. Это, прежде всего то, что монопольное положение может устанавливаться только в отношении субъектов хозяйствования, которые занимаются производством определенного товара, поэтому оно устанавливается на определенном товарном рынке. Обязательной чертой монопольного положения является то, что оно дает субъекту хозяйствования возможность оказывать влияние на состояние конкурентной среды на рынке определенного товара. Формальным же критерием монопольного положения субъекта хозяйствования является обладание определенной долей на рынке этого товара.
Монопольное положение субъектов предпринимательства на рынке определяется Антимонопольным комитетом Украины в соответствии с Методикой определения монопольного положения предпринимателей на рынке, утвержденной распоряжением Антимонопольного комитета Украины от 05.03.2002 г. № 49-р.
Процедуру определения монопольного положения можно разделить на ряд стадий.
На первой стадии составляется перечень товаров, относительно которых определяется монопольное положение субъекта хозяйствования, а также определяется перечень их потребителей. При определении товаров органы Антимонопольного комитета, как правило, используют установленные органами статистики Украины различные товарные номенклатуры.
На второй стадии определяется продолжительность занятия субъектом хозяйствования монопольного положения на рынке. Хотя данная продолжительность равна, как правило, годичному промежутку времени, из этого правила есть исключения. Значимость этой стадии определяется тем, что определение продолжительности занятия субъектом хозяйствования определенного положения на рынке имеет существенное значение для решения вопроса о монопольном положении субъекта хозяйствования на рынке.
Третья стадия характеризуется определением товарных границ рынка отдельно для каждого товара из общего списка, относительно которых осуществляется определение монопольного положения субъекта на рынке. Товарные границы рынка определяются путем формирования группы взаимозаменяемых товаров. В ряде случаев как доказательство взаимозаменяемости товаров может рассматриваться коэффициент перекрестной эластичности спроса.
На четвертой стадии определяются территориальные границы рынка, позволяющие охарактеризовать его как общегосударственный или региональный. Правильное определение границ рынка является существенным вопросом при решении вопроса о монопольном положении субъекта хозяйствования на рынке, так как позволяет определить, какие предприятия должны рассматриваться как конкуренты существующего доминирующего предприятия. Территориальные границы рынка определенного товара определяются путем установления минимальной территории, за пределами которой, с точки зрения потребителей, приобретение товаров, которые принадлежат к группе взаимозаменяемых товаров, является невозможным или нецелесообразным.
На пятой стадии исчисляется доля субъекта хозяйствования на рынке, размер которой по действующему законодательству и является отправным для определения наличия или отсутствия монопольного положения этого субъекта на соответствующем рынке. Эта стадия может быть подразделена на три этапа: а) определение общего объема товарного рынка, на котором действует субъект хозяйствования; б) установление объема поступления товара данного субъекта хозяйствования на соответствующий рынок; в) исчисление рыночной доли субъекта хозяйствования на географически определенном товарном рынке. Доля субъекта хозяйствования на рынке определяется как процентное выражение соотношения объема поступления товара этого субъекта хозяйствования к общему объему рынка товара, который анализируется.
1.3 Злоупотребление монопольным
положением на рынке
Согласно законодательству Украины само по себе обладание субъектом хозяйствования монопольным (доминирующим) положением не является противоправным. Таковым является лишь злоупотребление доминированием на рынке.
Закон «О защите экономической конкуренции», в отличие от ранее действовавшего законодательства, дает легальное определение понятия «злоупотребление монопольным (доминирующим) положением на рынке».
Согласно п.1 ст.13 Закона, злоупотреблением монопольным (доминирующим) положением на рынке являются действия или бездействие субъекта хозяйствования, занимающего монопольное (доминирующее) положение на рынке, которые привели или могут привести к недопущению, устранению либо ограничению конкуренции, в частности ограничению конкурентоспособности других субъектов хозяйствования, или ущемлению интересов других субъектов хозяйствования либо потребителей, которые были бы невозможными при условии существования значительной конкуренции на рынке.
Помимо легальной дефиниции, в Законе содержится перечень составов правонарушений, признаваемых злоупотреблением монопольным (доминирующим) положением на рынке, который, в отличие от ранее действовавшего Закона «Об ограничении монополизма .» не является исчерпывающим.
В соответствии с п.2 ст.13 Закона злоупотреблением монопольным (доминирующим) положением на рынке, в частности, признается:
1) установление таких цен либо других условий приобретения или реализации товара, которые невозможно было бы установить при условии существования значительной конкуренции на рынке;
2) применение разных цен либо разных других условий к равнозначным соглашениям с субъектами хозяйствования, продавцами или покупателями без объективно оправданных на то причин;
3) обусловливание заключения соглашений принятием субъектом хозяйствования дополнительных обязательств, которые по своей природе или согласно торговым и иным честным обычаям в предпринимательской деятельности не касаются предмета договора;
4) ограничение производства, рынков или технического развития, которое причинило либо может причинить ущерб другим субъектам хозяйствования, покупателям, продавцам;
5) частичный или полный отказ от приобретения или реализации товара из-за отсутствия альтернативных источников реализации или приобретения;
6) существенное ограничение конкурентоспособности других субъектов хозяйствования на рынке без объективно оправданных на то причин;
7) создание препятствий доступу на рынок (выходу из рынка) либо устранение с рынка продавцов, покупателей, других субъектов хозяйствования.
Глава II Государственное регулирование и контроль за деятельностью субъектов хозяйствования занимающих монопольное положение на рынке
2.1 Государственное регулирование и контроль за деятельностью субъектов хозяйствования занимающих монопольное положение на рынке
Вопросы государственного регулирования и контроля являются одними из основных для функционирования субъектов хозяйствования, занимающих монопольное (доминирующее) положение на рынке, а также в целом —
для восстановления и/или поддержания конкуренции на рынке. Основа заложена в ст. 42 Конституции Украины и развита в соответствующих нормативно-правовых актах, в частности, в Законе Украины «О защите экономической конкуренции».
Всю систему государственного регулирования поведения субъектов хозяйствования, занимающих монопольное (доминирующее) положение на рынке, можно рассматривать в трех направлениях:
предупреждение монополизации рынков и ограничения конкуренции, а также создания монопольных образований;
установление правил поведения существующих или создающихся монопольных структур;
определение соответствующих мер государственного воздействия в ответ на совершенное правонарушение (злоупотребление монопольным (доминирующим) положением).
Их применение необходимо как стабилизирующий и восстановительный механизм, направленный на устранение возникающей диспропорции на рынке и утверждение конкурентных отношений.
Первое направление особенно значимо ввиду общей важности превентивных (профилактических, предупредительных) мер, которые направлены на предотвращение образования монопольных структур, в результате монополизации товарных рынков, а с учетом нынешней ситуации речь также должна идти и о ремонополизации товарных рынков, в первую очередь региональных, а также существенном ограничении конкуренции на всем рынке или в значительной его части. Данные положения в правовом выражении оформлены в законодательстве о контроле за экономической концентрацией.
Регулирование поведения монополистов с целью ограничения монополистической деятельности субъектов хозяйствования и обеспечения оптимального баланса интересов монополистических структур и общества следует рассматривать в ракурсе общей политики демонополизации экономики Украины. Если говорить о субъектах, то особенно подлежит регулированию и контролю деятельность субъектов естественных монополий, что подтверждается и выведением на законодательный уровень общих правил деятельности такого рода субъектов.
Деятельность субъектов хозяйствования, занимающих монопольное (доминирующее) положение на рынке, подлежит целенаправленному регулированию, что было отмечено в Государственной программе демонополизации экономики, утвержденной Постановлением Верховного Совета Украины. Среди этих сфер следует выделить регулирование: установления и изменения цен (тарифов) субъектами хозяйствования, занимающими монопольное положение на рынке; соблюдения стандартов и показателей качества для товаров и услуг, производимых (реализуемых) монополистами; поддержания необходимых объемов производства и др.
Ценовая политика в сфере монополистической деятельности должна подчиняться как общим предписаниям законодательства о ценах и ценообразовании, так и специальным нормативно-правовым актам. Регулирование цен на продукцию монопольных образований осуществляется путем установления фиксированных цен, граничных уровней цен, граничных уровней торговых надбавок и наценок, граничных нормативов рентабельности или путем введения обязательного декларирования изменения цен.
Контроль за соблюдением качества, стандартов при производстве и реализации продукции, работ и услуг может быть связан напрямую с политикой ценообразования, проводимой монополистом, поэтому данное направление также имеет существенное значение. В связи с отсутствием специальных правовых норм, устанавливающих и определяющих контроль государства за соблюдением стандартов и качества в рамках антимонопольного законодательства должны применяться общие предписания других отраслей права, в первую очередь, хозяйственного и гражданского.
Поддержание необходимых объемов производства осуществляется, прежде всего, с целью обеспечения необходимыми объемами товарного наполнения рынка и обязательной возможности доступа всех членов общества к определенным товарам, поставляемым на рынок монопольными образованиями. Регулирование и контроль в этой сфере со стороны органов Антимонопольного комитета Украины могут иметь место как в общем аспекте при анализе тех или иных рынков, так и, что более действенно, — адресно при анализе положения того или иного субъекта хозяйствования на рынке.
Применение охранительно-правовых средств защиты, в том числе мер юридической ответственности, к субъектам хозяйствования, нарушающим законодательство о защите экономической конкуренции, в частности, злоупотребляющим монопольным (доминирующим) положением, должно также рассматриваться как корректировка вышедшего за рамки дозволенного поведения. При этом монопольная структура может продолжать свою законную деятельность, если не была применена такая санкция, как принудительный раздел. Поэтому применяемые меры юридической ответственности к субъектам, занимающим монопольное положение на рынке, также являются мерами, осуществляемыми в рамках общего контроля за поведением монополистов.
2.2 Государственное регулирование и контроль за деятельностью субъектов естественных монополий
Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства в сферах естественных монополий осуществляется Антимонопольным комитетом Украины в соответствии с его компетенцией. Общественный контроль за деятельностью субъектов естественных монополий осуществляют объединения потребителей в порядке, установленном законодательством.
Кроме Антимонопольного комитета Украины к органам, которые имеют право осуществлять контроль за деятельностью субъектов естественных монополий, отнесены также национальные комиссии регулирования естественных монополий, которые образуются и функционируют в соответствии с Законом Украины «О естественных монополиях», а также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.
Регулирование деятельности субъектов естественных монополий должно осуществляться на основе следующих принципов: гласности и открытости процедур регулирования; адресности регулирования, его направленности на конкретный субъект естественной монополии; самоокупаемости субъектов естественных монополий; стимулирования повышения качества товаров (услуг) и удовлетворение спроса на них, а также обеспечение защиты прав потребителей.
Предмет регулирования деятельности субъектов естественных монополий — цены (тарифы) на товары, которые производятся (реализуются) субъектами естественных монополий; доступ потребителей к товарам, производимым (реализуемым) субъектами естественных монополий, а также другие условия осуществления предпринимательской детальности в случаях, предусмотренных законодательством.
Одним из первоначальных проявлений государственного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий является введение системы лицензирования их деятельности как в сферах естественных монополий, так и на смежных рынках. Под смежным рынком понимается товарный рынок, не находящийся в состоянии естественной монополии, для субъектов которого реализация произведенных товаров или использование товаров других субъектов хозяйствования невозможна без непосредственного использования товаров, которые производятся (реализуются) субъектами естественных монополий. Перечень смежных рынков приведен в ст. 6 Закона Украины «О естественных монополиях».
Следует отметить, что регулирование лицензирования деятельности субъектов естественных монополий осуществляется лишь двумя статьями Закона «О естественных монополиях». Поэтому необходимо руководствоваться общим нормативно-правовым актом, регламентирующим лицензирование — Законом Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. Однако обращение к данному законодательному акту не позволяет в полной мере учитывать специфику лицензирования деятельности субъектов естественных монополий, поскольку формулировки лицензируемых видов хозяйственной деятельности и сферы деятельности субъектов естественных монополий (перечень смежных рынков) не идентичны.
Деятельность субъектов хозяйствования, работающих в условиях естественной монополии, должна подвергаться ограничительному и регулирующему воздействию со стороны государства.
Глава III Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
3.1 Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
Раздел VIII Закона «О защите экономической конкуренции» устанавливает перечень нарушений законодательства о защите экономической конкуренции, а также и санкции за их совершение.
В частности, согласно ст. 50 Закона нарушениями законодательства о защите экономической конкуренции являются:
· антиконкурентные согласованные действия;
· злоупотребление монопольным (доминирующим) положением;
· антиконкурентные действия органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хо зяйственного управления и контроля;
· невыполнение решения, предварительного решения органов Антимонопольного комитета Украины или их выполнение не в полном объеме;
· концентрация без получения соответствующего разрешения органов Антимонопольного комитета Украины, в случае если наличие такого разрешения необходимо;
· непредставление информации Антимонопольному комитету Украины, его территориальному отделению в установленные органами Антимонопольного комитета Украины, председателем его территориального отделения либо нормативно-правовыми актами сроки и др.
Нарушение законодательства о защите экономической конкуренции влечет ответственность, установленную законом.
Исходя из смысла Закона Украины «О защите экономической конкуренции», за нарушение законодательства о защите экономической конкуренции возможно применение мер административной, гражданско-правовой ответственности, а также двух специфических санкций в виде налагаемых Антимонопольным комитетом штрафов и принудительного раздела монопольных образований.
Наиболее распространенной санкцией за нарушение антимонопольного законодательства в Украине является наложение штрафов на предпринимателей Антимонопольным комитетом Украины.
Согласно ст. 52 Закона органы Антимонопольного комитета Украины налагают штрафы на объединения, субъектов хозяйствования: юридических лиц; физических лиц; группу субъектов хозяйствования — юридических и/или физических лиц, которая в соответствии со ст. 1 Закона признается субъектом хозяйствования, в случаях, предусмотренных ч.4 ст.52.
Размеры штрафов дифференцированы в зависимости от вида правонарушения.
Ст. 53 Закона предусматривает такую специфическую санкцию, как принудительный раздел. Если субъект хозяйствования злоупотребляет монопольным (доминирующим) положением на рынке, органы Антимонопольного комитета Украины имеют право принять решение о
принудительном разделе субъекта хозяйствования, который занимает монопольное (доминирующее) положение.
Решение органов Антимонопольного комитета Украины о принудительном разделе субъекта хозяйствования подлежит исполнению в установленный срок, который не может быть менее шести месяцев.
Реорганизация субъекта хозяйствования, подлежащего принудительному разделу, осуществляется по его усмотрению при условии устранения монопольного (доминирующего) положения этого субъекта хозяйствования на рынке.
Согласно п.1 ст.54 Закона «О защите экономической конкуренции» за правонарушения, предусмотренные п. 13-16 ст. 50 Закона, должностные лица и другие работники субъектов хозяйствования, работники органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля несут административную ответственность согласно закону.
За правонарушения, предусмотренные п. 4, 13-16 ст. 50 Закона, должностные лица органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля несут административную ответственность согласно закону.
Административная ответственность предусмотрена ст.ст. 1661-1664 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КоАП).
Гражданско-правовая санкция в виде возмещения ущерба предусмотрена ст.55 Закона. Лица, которым причинен ущерб вследствие нарушения законодательства о защите экономической конкуренции, могут обратиться в суд, хозяйственный суд с заявлением о его возмещении.
Некоторые нарушения законодательства о защите экономической конкуренции могут влечь возмещение ущерба в двойном размере — ущерб, причиненный нарушениями законодательства о защите экономической конкуренции, предусмотренными п. 1, 2, 5, 10, 12, 18, 19 ст. 50 Закона, возмещается лицом, совершившим нарушение, в двойном размере причиненного ущерба.
Ст. 230 Уголовного кодекса Украины (УК) предусматривает уголовную ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
3.3 Ответственность субъектов
естественных монополий
Согласно Закону Украины «О естественных монополиях» от 20.04.2000 г. ответственность субъектов естественных монополий как юридических лиц состоит в уплате штрафа, а также в изъятии незаконно полученных прибыли и выручки за совершенные правонарушения. Кроме этого, убытки, причиненные деяниями субъектов естественных монополий в результате нарушения норм Закона, подлежат возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Украины.
Национальные комиссии регулирования деятельности субъектов естественных монополий налагают штрафы на субъектов естественных монополий за:
· несвоевременное предоставление информации органам, регулирующим деятельность субъектов естественных монополий, — в размере до двухсот необлагаемых налогом минимумов доходов граждан;
· непредставление информации органам, регулирующим деятельность субъектов естественных монополий, или представление заведомо недостоверных данных — в размере до одной тысячи необлагаемых налогом минимумов доходов граждан;
· неисполнение или несвоевременное исполнение решений органов, регулирующих деятельность субъектов естественных монополий, и нарушение условий и правил осуществления предпринимательской деятельности в сферах естественных монополий и на смежных рынках (лицензионных условий) — в размере до пяти тысяч необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.
Уплаченные в тридцатидневный срок со дня получения решения о наложении штрафа суммы поступают в Государственный бюджет Украины.
В противном случае штраф взыскивается по решению суда (хозяйственного суда), а за каждый день просрочки уплаты штрафа начисляется пеня в размере одного процента суммы штрафа.
Прибыль, полученная субъектами естественных монополий в результате нарушения норм Закона Украины «О естественных монополиях», изымается в судебном порядке в Государственный бюджет Украины, а также выручка, полученная в результате нарушения установленных органами, регулирующими деятельность субъектов естественных монополий, уровня цен (тарифов), изымается в соответствующий бюджет согласно законодательству о ценах и ценообразовании.
Ст. 18 Закона предусматривает административную ответственность должностных лиц субъектов естественных монополий за ряд совершенных ими правонарушений.
Характерным является содержание ст. 20 Закона «О естественных монополиях», в которой предусмотрен общий императив — ответственность согласно действующему законодательству должностных лиц органов, регулирующих деятельность субъектов естественных монополий, за невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей, в том числе за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну. В порядке, предусмотренном гражданским законодательством, установлена необходимость возмещения ущерба, причиненного в результате принятия неправомерных решений, действий или бездействия органов, регулирующих деятельность субъектов естественных монополий, и противоречащих Закону.
Заключение
В этой работе я дал определение монополии, показал, что монополия (абсолютная, чистая и искусственная) возникает из-за отсутствия действенной конкуренции и эффективных средств правовой защиты потребителей, при этом резко усиливается давление производителя (поставщика, продавца) на покупателя (потребителя) при навязывании условий договора, в том числе при установлении цен на продукцию. При монополии производства потребитель не может реально осуществить право выбора производителя (продавца) и попадает в экономическую зависимость от производителя-монополиста, который нечестными способами пытается воспользоваться своим монопольным положением.
Особенностью этого нарушения законодательства является осуществление субъектом хозяйствования, занимающим монопольное (доминирующее) положение на рынке, таких действий, которые были бы невозможны в условиях эффективной конкуренции на рынке. Это, в частности, получение прибыли, обусловленной не эффективностью деятельности или высокой производительностью, а неправомерным использованием им своего доминирующего положения на рынке, либо удержание или усиление такого положения посредством устранения с рынка конкурентов либо ограничения их доступа на рынок.
Показал, что нарушение законодательства в сфере монополий наносит вред не только интересам потребителей, но и государственным. Выяснил, что монополия может приносить положительный результат как в случаях с государственной и естественной монополией, когда создаются товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.
Поскольку, как свидетельствует практика Антимонопольного комитета Украины, общее количество нарушений антимонопольного законодательства из года в год увеличивается. В частности, количество выявленных и прекращенных в последние годы злоупотреблений монопольным положением, антиконкурентных согласованных действий выросло в 1,9 раза. Отсюда и реальная необходимость всестороннего познания коммерческого права в области монопольного законодательства, это также позволит создать базу для дальнейшего эффективного реформирования коммерческого законодательства. Для Украины актуальным остается вопрос о надлежащем правовом закреплении экономических преобразований и становлении коммерческого права с последующим его развитием, с учетом зарубежного и собственного исторического опыта, в том числе и в сфере антимонопольного законодательства.
Библиография:
1. Конституция Украины от 28.06.1996 – Симферополь: «Крымполиграфторг», 1998г.
2. Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности: Закон Украины от 18.02.92 г. // Відомості Верховної Ради України. — 1992. — № 21. — Ст. 296.
3. Об Антимонопольном комитете Украины: Закон Украины от 26.11.93 г. Законодательство Украины электронная информационно-справочная система июль 2003.
4. О естественных монополиях: Закон Украины от 20.04.2000 г. // Урядовий кур'єр. — 2000. — № 92.
5. Об основных направлениях конкурентной политики на 1999 — 2000 годы и меры по их реализации: Указ Президента Украины от 26.02.99г. // Урядовий кур'єр. — 1999. — № 40.
6. Методика определения монопольного положения субъектов хозяйствования на рынке. Утверждена распоряжением Антимонопольного комитета Украины от 10.03.94 г. // Государственный информационный бюллетень приватизации. — 1994. — № 6.
7. Положение о составлении и ведении перечня субъектов хозяйствования, которые занимают монопольное положение на рынке. Утверждено распоряжением Антимонопольного комитета Украины от 10.03.94 г. // Государственный информационный бюллетень о приватизации. — 1994. — № 7.
8. О внесении изменений и дополнений в некоторые распоряжения Антимонопольного комитета Украины: Распоряжение Антимонопольного комитета Украины от 29.01.99 г. // Офіційний вісник України. — 1999. — № 10.
9. Положение о порядке проведения проверок соблюдения антимонопольного законодательства. Утверждено распоряжением Антимонопольного комитета Украины от 29.11.99 г. № 249-р //Офіційний вісник України. — 1998. — № 30.
10. Дахно І.І. Антимонопольне право. Курс лекцій. — К.: Четверта хвиля, 1998. — 352 с.
11. Курс предпринимательства: Учебник для вузов / В.Я. Горфинкель, З.А. Швандар, Е.М. Куприянов и др.; Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. — 439 с.
12. Правові основи підприємницької діяльності /Під ред. В.І. Шакуна, П.В. Мельника, В.М. Поповича — К.: Правові джерела, 1997. — 780 с
13. Предпринимательское право в вопросах и ответах: Учебное пособие. Издание 2-е, переработанное и дополненное // Под общей ред. Н.А. Саниахметовой. — X.: ООО «Одиссей», 2002. — 576 с.
14. Предпринимательское право Украины: Учебно-практическое пособие // Под общей ред. Н.А. Саниахметовой. — X.: «Одиссей», 2001. — 544 с.
15. Саниахметова Н.А. Юридический справочник предпринимателя. — Харьков: «Одиссей», 2001. — 832 с.
[1] Предпринимательское право в вопросах и ответах: Учебное пособие. Издание 2-е, переработанное и дополненное // Под общей ред. Н.А. Саниахметовой. — X.: ООО «Одиссей», 2002.
[2] Предпринимательское право Украины: Учебно-практическое пособие // Под общей ред. Н.А. Саниахметовой. — X.: «Одиссей», 2001.