Реферат по предмету "Политология"


Механизмы взаимодействия адаптации личности с политической системой

Видовое многообразие механизмов политической адаптации определяется многосторонностью привлечения личности в системе политики. Для каждого поэтапного вхождения личности в политику свойственная определенная группа или блок механизмов, которые отвечают за надежность в установлении отношений между адаптатом и адаптирующей политической средой, а также за качество самого адаптирования.
Первыми и самыми необходимыми механизмами политической адаптации личности, на наш взгляд, являются механизмы самооценки и самопознания личностью собственного места и значимости в социополитической окружающей среде. Деятельность механизмов самооценки и самопознания в системе факторов, которые обусловливают политическую адаптацию, базируется на формировании определенной системы знаний личности о политике и политических процессах. Эта система, в свою очередь, определяется: - общим уровнем развития политического сознания личности; - соответствующей системой политических представлений, норм и ценностей; - конкретным теоретическим и практическим знанием о политической системе, политической идеологии, о деятельности политических организаций, институтов, и тому подобное; - социально значимым политическим опытом, а также навыками, приемами и способами политической реализации; - системой политических, правовых, моральных и других норм регуляции отношений личности с обществом, с политической системой и государством. Этот неполный перечень требований к определенному уровню политического сознания личности дает нам право вести речь об эффективном влиянии личности на политику, формировать достаточные механизмы по ее адаптации к системе политических явлений и процессов в обществе, которые находятся в состоянии развития. Уже на этом начальном этапе адаптирования личность должна пусть не уметь, но хотя пытаться сопоставлять собственную систему оценок в анализе тех или других политических событий с официально признанной системой оценок в политике. Сразу следует обмолвиться, что качество оценки личностью политических событий будет носить, в основном, персонифицированный характер, поскольку параллельно этому действию будет осуществляться и другая, не менее важная - действие самооценки и самопознание себя как субъекта политики. Благодаря действию этих механизмов личность будет вынуждена формировать направление собственной политической деятельности в соответствии со знаниями, которые она будет получать непосредственно в процессе адаптации, руководствуясь при этом другими внутренними мотивационными установками на адаптацию. Таким образом, мы видим, что рядом с вышеупомянутыми механизмами политической адаптации начинают действовать политико-мотивационные механизмы. Формирование этих механизмов происходит под непосредственным влиянием на личность всего комплекса политических явлений и процессов, которые происходят в обществе. В то же время, характер и функциональная направленность действия таких механизмов будет по большей части зависеть от усилий конкретной личности, от того, какими знаниями, нормами и принципами, она руководствуется в собственной политической деятельности. Политико-мотивационные механизмы также должны включать политический интерес и политические потребности, которые являются источником и движущей силой политической активности и деятельности личности, что важно при анализе последующей ее ориентации в политически многомерном мире. Фактически политико-мотивационные механизмы на личностном и на общественном уровне будут обеспечивать содержательную особенность адаптирующих процессов в условиях диалектического взаимодействия личности с обществом. Иначе говоря, это побудительные механизмы к осуществлению политических действий. Они лежат в подпочве появления другой группы механизмов - механизмов формирования достаточной целенаправленности и изменения политического поведения. Наши утверждения о достаточной целенаправленности личности не являются безосновательными, особенно, когда речь идет о начальном адаптивном привлечении ее к политике. Сложно не согласиться с тем, что любое социальное привлечение личности, в частности и начальное привлечение ее от решения политических заданий, всегда основывается на целенаправленности, пусть даже в его самых простых формах. Однако, нас интересует целенаправленная адаптивная деятельность личности как достаточно рационально осмысленная, такая, которая имеет в своем содержании главные, определяющие принципы и программно нормативные установки. Такая целенаправленность способна обеспечить эффективность политико-адаптивных отношений. Достаточность целенаправленности имеет существенное значение для состояния политической адаптации также в случае изменения личностных ориентиров в политике, при выборе личностью другой политической платформы. Механизм достаточной целенаправленности не только готовит изменение политического поведения, но и определяет ее характер. В свою очередь, новое сформированное поведение начинает вносить соответствующие коррективы в целенаправленную систему механизмов. Адаптирующие действия личности в политике приобретают высшее качественное содержание и смысловое выражение. Политическое сознание, которое формируется, и поведение, которое определяет адаптивные возможности личности, обязывают ее избирать и усваивать новые политические стереотипы, а также продуцировать собственные, которые можно отнести уже к новой политической среде. Механизмы выбора, формирования и усвоения политических стереотипов поведения, определяют относительную стойкость адаптивных процессов в политике, усиливают закрепочные функции личности в разных отраслях практической политической деятельности. Адаптивное действие личности с применением этих механизмов приобретает целеустремленный характер: личность адаптируется, овладевает политическим пространством, политической средой. При этом следует отметить одну особенность: политико-адаптирующие возможности личности по большей части и прежде всего, будут зависеть от ее индивидуальных способностей относительно выбора политических стереотипов с учетом часовых интервалов, которые предопределены непосредственно протеканием политических процессов. Качество выбора стереотипов направления будет определять качество адаптивных действий личности в политике. Некачественный выбор стереотипов поведения, несвоевременное их усвоение личностью обусловят обратный процесс - дезадаптацию. Также адаптивные возможности личности будут во многом зависеть от того, насколько политическая система предоставляет ей права и свободы в выборе необходимых стереотипов. Поэтому политическая адаптация личности не возможна без учета механизмов ее включения в систему политических отношений. Для того, чтобы начали работать механизмы включения, является необходимой двусторонняя заинтересованность личности и политической системы в осуществлении их взаимодействия. Лишь в таком случае мы можем вести речь о "добровольном" адаптировании личности к системе с определенной мерой ее прав и свобод в политике для того, чтобы включение было эффективным, необходимо разработать программу, учесть условия и средства реализации личности в политике. Механизмы включения могут быть разнообразными, это - непосредственное, практическое привлечение личности к решению конкретных политических заданий, ориентация ее деятельности на удовлетворение группового политического интереса, участие, в управлении политическими явлениями и процессами, разработка политических программ с последующей реализацией их на практике и тому подобное.
Рядом с механизмами включения личности до политической системы должны существовать защитные механизмы ее политико-адаптивного действия. Защитными механизмами должны владеть как общество, в частности, политическая система, государство, так и собственно личность. Защитные механизмы можно подать, на наш взгляд, двумя группами: механизмы, которые регулируют чувственно эмоциональную сферу политико-адаптивных действий, и тех, которые регулируют собственно рациональную сферу. Первая группа механизмов включает: готовность личности на психическом, эмоциональном уровне реагировать на те или другие политические раздражители с использованием комплекса разных эмоциональных стереотипов поведения в политике, мотивационного блока, изменчивости психических состояний. Собственно рациональный уровень механизмов защиты в политико-адаптивные действия личности включают: способность личности разумно воспринимать и оценивать политическую ситуацию, используя при этом накопленные знания, опыт, навыки, приемы, относительно ведения политического действия, а также способность адекватно к политической ситуации отображать разные события, опираясь на политические идеалы, идеи, теории, нормы и принципы, для достижения определенных результатов. Рациональная система защитных механизмов предусматривает одну существенную особенность - это способность личности адаптироваться к политической среде через достижение гармоничного, диалектического сочетания личностных и общественных потребностей и интересов. Именно на этом уровне политического адаптирования особенно активно начинает действовать вторая группа механизмов - это нормативный механизм, механизм регуляции и контроля за поведенческой деятельностью личности в условиях ее непосредственного столкновения с политическими явлениями и процессами в обществе.
Нормативный механизм включения личности в разнообразные политические отношения реализуется двумя факторами - внешней регуляцией человеческого поведения и ее саморегуляцией, которая предусматривает относительную автономность поведения личности. Эффективность такого механизма зависит от адекватности нормативного отображения действительности, социальных ожиданий и потребностей, что, в остальной остаток, определяет мотивацию политического привлечения и функционирование личности. Процесс осуществления нормативного отображения действительности, формирования отношения самого носителя (в нашем случае - личности), к нормам, их восприятие и реализация происходит на двух уровнях: 1) рациональном; 2) эмоциональном - отображение норм, которые возникают стихийно. Эмоциональная форма отображения действительности в индивидуальном сознании может исполнять позитивную роль в закреплении и функционировании политических норм, может быть в роли основного мотива поведения личности. К нормам эмоционально психологического отображения действительности обычно относят привычки, традиции, эмоции, настроения и тому подобное. Сложность и противоречивость взаимодействия вышеупомянутых факторов - рационального и эмоционального - и необходимость их оптимизации в единстве с социальной действительностью составляет суть проблемы мотивационного механизма действия политических норм на личностном уровне в процессе политической адаптации личности. Рядом с внешними нормативными механизмами регуляции и контроля за деятельностью личности, в рамках политической системы должны действовать и внутренние личностные механизмы саморегулирования и самоконтроля. От характера взаимодействия внешних и внутренних механизмов регуляции и контроля будет зависеть качественная сторона самого адаптивного процесса. К внешним (социальных) механизмам регуляции и контроля в адаптивной зависимости "личность - политическая система" следует отнести: правовая регуляция деятельности личности со стороны политических институтов (государства в первую очередь), заведений, партий, организаций, которые генерируют или выполняют разные политические функции, а также влияние других субъектов политической деятельности, на личность. К внешнеполитическим механизмам регуляции и контроля деятельности личности также можно отнести и деятельность разных не сугубо политических (скорее разнообразных социальных) институтов, организаций и заведений. Иначе говоря - это группа механизмов, которая контролирует и регулирует адаптивные возможности субъектов политики в разнообразных сферах их социального привлечения. Для достижения эффективности социально-политического влияния общества и политической системы на личность в момент ее адаптации, необходимо, чтобы вступили в силу внутренние личностные механизмы регуляции и контроля. При этом личность должна быть достаточно активной в рамках гарантированных ей свобод со стороны государства и выстраивать собственную деятельность как такая, которая самоосознает, саморегулирует и самоконтролирует социально-политические изменения и процессы в обществе. К механизмам саморегулирования и самоконтроля личности в условиях ее политической адаптации можно отнести: готовность реализовать на практике собственные знания о политике; умение ориентироваться в политических ситуациях; способность возводить политическую деятельность, опираясь на самостоятельно наработанные нормы и принципы поведения; возможность анализировать и оценивать политические явления и процессы и тому подобное. Однако, деятельность механизмов регуляции и контроля в процессе адаптирующей деятельности личности становится невозможной, на наш взгляд, без выработки механизмов ценностной ориентации. Действие данных механизмов позволяет личности, которая адаптируется в политике, избирательно подходить к анализу и оценке политических явлений. Выборочность даст возможность избежать избыточных шарахаются личность в быстро изменяемых политических ситуациях и даст возможность сосредоточиться в действиях на основных ключевых моментах политики, что, в свою очередь, повлияет на качество самой адаптации. Механизмами ценностной ориентации можно считать весь комплекс средств, которые есть в распоряжении личности, которые обеспечивают ее адаптивные способности. К ним можно отнести как духовные, так и материальные, средства: разнообразные идеи, теории, инструкции, распоряжения, уставные нормы и принципы, действия конкретных лиц и групповых образований, деятельность официальных органов власти относительно политической регуляции и контроля, разные формообразования власти и тому подобное. Механизмы ценностной ориентации на уровне адаптивного отношения "личность - политическая система - государство" начинают срабатывать лишь тогда, когда выше отмеченные средства соотносятся как друг с другом, так и с другими средствами, которые есть в распоряжении общества. Таким образом, от наличия механизмов политической адаптации будет зависеть как эффективность действия собственно механизмов, так и качество адаптивных возможностей личности, в политике.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Вирус иммунодефицита человека
Реферат Эволюция научной специальности "теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки" в педагогике
Реферат Воронежский Государственный биосферный заповедник
Реферат Поняття, предмет, метод, система, джерела, суб’єкти і зміст правовідносин по праву соціального забезпечення
Реферат Архимед Arhimedes
Реферат WEB технология реализации информационного взаимодействия на основе телекомуникаций
Реферат Античная философия в контексте "научных" и вненаучных форм знания
Реферат Значение реформ Эхнатона
Реферат Статистическое наблюдение в коммерческом праве
Реферат Миф как первая форма культуры
Реферат Литературная полемика вокруг образа Гамлета
Реферат Ружье оставшееся непризнанным
Реферат Figurative Walls Essay Research Paper WallsWalls are
Реферат Особенности внутреннего строения размножение и классификация моллюсков
Реферат Регенство Елены Глинской