ВВЕДЕНИЕ
Исторический путь к вершинам русского скрипичного искусства XX века был связан с творчеством замечательных артистов, крупнейших педагогов, исследователей, композиторов и музыкальных критиков. Нитью Ариадны при этом служили передаваемые из поколения в поколение три рода традиций — устных, письменных и звучащих, простирающихся в областях исполнительства, педагогики и музыкальной науки.
Устные традиции нашли снос применение и развитие в педагогике, где передача опыта но многом опирается на слово как могучий источник знания, а также — в живом процессе обмена художественно-эстетическими взглядами и инструментальными установками, в беседах с мастерами скрипичной игры.
Письменные традиции воплотились в многочисленных нотных текстах сочинений различных стилей и эпох, содержащих почерки композиторов; в редакциях, отражающих подход к трактовке штрихов, аппликатуры, динамики, фразировки и других выразительных средств; в научных трудах — монографиях, статьях, методических разработках, диссертациях; в литературно-музыкальной критике, доносящей до нас культурно-исторический облик времен, зримые портреты исполнителей и характерные черты их художественного мастерства.
Звучащие традиции живут в исполнительских интерпретациях, в музыке, которую мы слышим в концертных залах, на конкурсах, фестивалях, в стенах учебных заведений, причем особая роль в их сохранении принадлежит звукозаписям, реализующим уникальную возможность передачи образно-художественных смыслов.
«Традиции являются нашим ценнейшим духовным наследием, тем фундаментом, той кладовой педагогического и исполнительского опыта, которые помогают продвигаться дальше, питают новые теоретические и практические поиски, предохраняют от ухода с магистрального пути развития искусства. Именно лучшие, наиболее прогрессивные традиции являются той живой нитью, которая соединяет поколения, не дает прерваться "связи времен", способствует дальнейшему обогащению и умножению идей, педагогических и исполнительских достижений в новых исторических условиях, помогает решать иные задачи, встающие при подготовке нового поколения музыкантов. Тем самым традиции, отношение к ним, их использование или отрицание становится мировоззренческой проблемой. Ведь живые традиции это не только опора для настоящего, но и важнейшая связь с будущим, так как каждое поколение, производя выбор тех или иных традиций, определяет перспективу развития искусства, педагогики»[1]. Инструментальное искусство начала XXI столетия требует от музыкантов решения глобальных проблем, связанных с глубоким и пристальным изучением достижений прошлого века. В отечественном музыкознании до сих пор не только не исследованы такие явления как русская и московская скрипичные школы, скрипичная школа Московской консерватории, но и не сформулированы сами эти понятия. Вместе с тем накоплен обширный материал, обобщающий творческий опыт крупнейших исполнителей и педагогов, ведущие положения скрипичной теории и методики, проблемы интерпретации произведений русской и зарубежной скрипичной классики, современного репертуара.
В данном труде ставится несколько взаимосвязанных задач, а именно: сформулировать понятие скрипичной школы и попытаться раскрыть его содержание; показать последовательный процесс формирования скрипичной школы Московской консерватории, выявив при этом роль и значение ее виднейших представителей; на основе анализа исполнительского, педагогического и научного стилей исследовать ее творческие традиции.
Все это может способствовать воссозданию целостной картины становления и развития отечественной скрипичной культуры, ее облика в период наивысшего расцвета в середине XX столетия, а «также определению дальнейших путей и перспектив. Само понятие традиции, столь часто используемое при характеристике, анализе различных явлений искусства, требует постоянного прояснения смысла, очищения от возможных наслоений. В словаре иностранных слов традиция трактуется как: 1) исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения, 2) предание. В соответствии с толковым словарем В. Даля традиция (лат. преданье) — все, что устно перешло от одного поколения на другое. В музыкальных энциклопедиях и словарях понятия традиция и музыкальная традиция отсутствуют.
Можно полагать, что музыкальная традиция - это передаваемый из поколения в поколение творческий опыт, включающий художественно-эстетические установки, оценочные критерии, основы артистического и инструментального мастерства, особенности прочтения различных стилей и воплощения образно-драматургических концепций произведений, укоренившихся в концертном и педагогическом репертуаре. Способы его передачи заключаются в исполнительской практике, обучении игре на инструменте, а также в теоретическом анализе и систематизации.
Из всего нового, что появляется в культуре, лишь то, что поднимает ее на более высокую ступень, постепенно становится традиционным, суммируясь с существующим творческим опытом. Таким образом, если традиция — коренная основа развития, то новое — его жизненный импульс.
Множество интересных и разнообразных творческих определений традиции родилось в высказываниях крупнейших исполнителей, педагогов, музыкальных критиков. Приведем два из них, весьма характерные.
«Традиция — обезличенное арифметическое среднее из разнообразных исполнений данной вещи разными талантливыми артистами. Ее правда в том, что в ее создании участвовали выдающиеся таланты. Ее ложь в том, что она среднее пропорциональное, обескрашенное, обескровленное, обезличенное. Не забывая о ее правде, отвергните ее ложь, вдохните в традицию новые жизненные силы. Не порывая с тем, что в ней есть от подлинной истины, представьте эту истину в новом свете, излучаемом огнем вашего дарования» (В. Каратыгин)[2].
«Традиции создаются не случайно и имеют глубокие корни. Они рождаются в процессе естественною художественного отбора, впитывая то лучшее, что накоплено исполнительским опытом. Традицию нельзя смешивать СО штампом, рутиной. Конечно, у традиции свой круг жизни, как и у всего существующего. Она живет, стареет, лишается внутренней энергии, яркости, выразительности. Ее формы застывают, грубеют, я бы сказал — автоматизируются. Вот тут-то и должна проявляться сила дарования исполнителя, его смелость художника, его критическое чутье, чувство эстетического отбора» (Д. Ойстрах)[3].
При всем различии стиля и эмоционального тонуса этих высказываний, в них ясно просматривается общность позиций: традиция — явление исторически закономерное, она олицетворяет лучшее из созданного, и главная роль в этом отборе принадлежит исполнителю, обладающему незаурядным талантом; она требует живого подхода и творческого развития.
Исследуя творческие традиции скрипичной школы Московской консерватории, необходимо опираться на характерные особенности русской скрипичной школы.
Скрипичная школа как одна из музыкально-исполнительских школ представляет собой художественную целостность, в которой обобщены эстетические взгляды на скрипичное искусство, а также черты исполнительского, педагогического и научного стилей. Одна из ее важнейших характеристик — многомерность, что подтверждается существованием различных школ: национальных, региональных, школ учебных заведений, школ выдающихся мастеров.
Формирование национальной музыкально-исполнительской школы можно рассматривать как длительный, непрерывный, многослойный творческий процесс. Главной же отличительной особенностью школы консерватории является система профессионального обучения, построенная на основе определенных качественных критериев игры на инструменте и претворяющая в жизнь идею передачи музыкальной культуры последующим поколениям.
Русская скрипичная школа уже в первой половине XX века заняла приоритетные позиции в ряду европейских. Скрипичная школа Московской консерватории сформировалась в 30-е годы, а эпоха расцвета наступила в середине столетия, когда в ее рамках сложились творческие традиции, позволившие поднять на высочайшую ступень отечественную скрипичную культуру.
В первой главе настоящего труда прослеживается исторический путь от народных истоков русского скрипичного искусства к эпохе расцвета скрипичной школы Московской консерватории, процесс становления русской скрипичной школы, впитавшей в себя лучшие достижения не только отечественной, но и зарубежной культуры. Выявляются характерные особенности самобытного русского скрипичного исполнительства, а также многочисленные нити, связывающие профессиональную деятельность русских и иностранных скрипачей.
Переломным моментом явилось создание консерваторий в Петербурге и Москве, в связи с чем стали складываться петербургская и московская скрипичные школы. «Синтетичность» школы Московской консерватории (чешский «фундамент» плюс развитие традиций петербургской школы) обусловила ее прогрессивный характер. В книге представлены творческие портреты мастеров, благодаря которым эта школа достигла расцвета.
Во второй главе поставлена задача сконцентрировать и обобщить те творческие достижения, которые стали традиционными, показать, как все более полно и многогранно раскрывалось скрипичное мышление в трех взаимосвязанных сферах искусства — исполнительстве, педагогике и музыкальной пауке. 'Гак, прослеживается кристаллизация современного отечественного скрипичного исполнительского стиля в процессе взаимодействия исполнительского и композиторского творчества, выявляются его главные особенности. На основе анализа исторически значимых интерпретации обосновывается роль традиции интерпретации в эстрадной жизни скрипичных произведений.
Педагогический опыт рассматривается в неразрывном единстве с исполнительским, а складывание инструментальной школы — в тесной связи с профессиональными критериями качества игры, которые стали решающими в определении педагогических подходов, методов и путей развития ученика.
При этом направляющую роль играет теория скрипичного исполнительства — как музыкальная наука, формирующая основы обучения, обобщающая весь обширный и многогранный исполнительский и педагогический опыт, накопленный в течение нескольких веков мировой скрипичной культурой. Показан прогрессивный путь этой науки, в конечном счете служащей цели воплощения художественных смыслов сочинений на основе познания законов исполнительского мастерства и инструментальной техники.
В работе использованы обширные материалы: книги, статьи, документы, архивные материалы, периодическая печать, литературно-музыкальная критика, звукозаписи, методические пособия и школы, нотные издания, также материалы, полученные в результате бесед с известными музыкантами.
Из множества произведений старых мастеров неотъемлемой 'частью педагогического репертуара стали концерты и сонаты Вивальди, сонаты Генделя, Корелли, Верачини, Тартини, Локателли, Джеминиани, Леклера и др. Особое место занимают сочинения Баха — его концерты а-moll и E-Dur, концерт для двух скрипок, уникальный цикл «Сонаты и партиты» для скрипки соло и другие.
Изучение старинной музыки, замечательного пласта скрипичной литературы, творчества композиторов эпохи, в основе эстетики которой лежит идея гуманизма, способствует воспитанию основополагающих скрипичных навыков качественного звукоизвлечения, совершенных штрихов и приемов артикуляции, овладению полифоническими приемами игры
Основу западноевропейской классической музыки в педагогическом репертуаре составляет творчество композиторов Венской классической школы — одна ИЗ вершин мировою музыкального искусства (концерты, сонаты, пьесы Гайдна, Моцарта, Бетховена), Владение этим стилем требует от скрипача ЯСНОГО осмысления формы и структуры, мастерства и законченности фразировки, топ кой детализации, чувства меры, изысканных штрихов, упругого ритма, высокой культуры звука.
Музыка западноевропейского романтизма представлена как сочинениями крупной формы (концерты Шпора, Паганини, Вьетана, Венявского, Бруха, Мендельсона, Брамса, Сен-Санса, сонаты Брамса, Шуберта, Грига, Шумана, фантазии, вариации), так и миниатюрой (Паганини, Венявский, Сен-Сане, Сарасате), а также множеством транскрипций и обработок. Особое место занимают 24 каприса Паганини, которые наряду с «Сонатами и партитами» Баха стали краеугольным камнем репертуарной основы скрипача. Музыка виртуозно-романтической эпохи вносит новые краски звучания, множество колористических приемом, связанных с ее программностью, яркой образностью, драматизмом. Театральностью, психологическими оттенками.
Русская музыка представлена в основном концертами Чайковского, Глазунова, Конюса, Аренского, Ляпунова, Концертной сюитой Танеева, пьесам Чайковского, Глазунова, обработками. Широта ее дыхания, эпическое, жанровое начало, лиричность, эмоциональность, виртуозный характер, - все это сопособствует формирвоанию у скрипача ярких исполнительских черт, пониманию национального исполнительского стиля.
Значительный и чрезвычайно ценный пласт скрипичной литературы — отечественная и зарубежная музыка XX века. Это сочинения для скрипки соло (Прокофьев, Изаи, Оннегер, Хиндемит, Барток), сонаты для скрипки и фортепиано (Дебюсси, Оннегер, Равель, Мийо, Хиндемит, Шимановский, Энеску, Яначек), миниатюра (Крейслер, Сук, Шимановский), многочисленные транскрипции и обработки.
Один из фундаментальных жанров XX века — скрипичный концерт, где нашли отражение множество стилистических направлений: позднеромантическое (Бузони, Сибелиус, Регер, Элгар), импрессионистское (Шимановский), экспрессионистское (Берг, Шёнберг), неоклассицистское (Хиндемит), сочетание неоклассицистских и экспрессионистских тенденций (Барток). Особая область — концерты отечественных композиторов: Прокофьева, Стравинского, Шостаковича, Хачатуряна, Мясковского, Ракова, Хренникова, Кабалевского и другие.
В целом музыка XX века требует от исполнителя овладения современными средствами, которые постоянно обогащаются новыми элементами.
При соблюдении принципа последовательности в продвижении по репертуарной «лестнице» учитывается значение так называемого скачка, возможность которого обеспечивается фундаментальной подготовкой и выбором подходящего момента. Реализация такого скачка дает иногда прекрасные плоды и является мощным импульсом развития.
Формирование концертного и педагогического репертуара следует рассматривать как один из ведущих принципов нашей скрипичной школы, во многом обусловленный исторически сложившимися связями в системе: композитор — исполнитель — инструмент — произведение. Взаимодействие этих звеньев осуществляется на нескольких уровнях и в нескольких самостоятельных системах. Так, композитор может быть одновременно и исполнителем, а совершенствование и открытие новых выразительных возможностей инструмента зависит и от композитора, и от исполнителя. Произведение — итог творчества композитора, либо совместною творчества композитора и исполнителя и одновременно — двигатель В развитии инструментализма .
Ясно, что музыкальное произведение выступает как необходимым: незаменимый и неизбежный компонент исполнительского искусства. Складывающийся из отдельных произведений репертуар имеет историческую тенденцию к расширению, обогащению, совершенствованию, а также обновлению эстетических установок, I художественных идей и инструментальных средств. Эта тенденция должна осуществляться в соответствии с потребностями эпохи, ее эстетическими веяниями.
С репертуаром, который определяет содержательную сторону художественного процесса, а также выступает как мощный двигатель в области раскрытие и совершенствования выразительных возможностей инструмента, неразрывными узами связано творчество музыканта исполнителя. Вопросы репертуара поэтому всегда находились в центре внимания крупнейших представителей отечественной скрипичной школы, особенно в период ее расцвета.
При этом деятельность по формированию сольного репертуара протекала в русле нескольких направлений: «просветительского» (Л. Цейтлин), «сотворческого» (Б. Сибор), «мстодико-псдагогического» (К. Мострас). У Д. Ойстраха и Л. Когана подход к проблеме репертуара универсальный, что обусловлено, вероятно, требованиями нового этапа в становлении скрипичной культуры середины XX века, во многом связанного с новым пластом творчества отечественных и зарубежных композиторов-симфонистов.
Важнейшей особенностью скрипичной школы Московской консерватории, решающей вопросы репертуара и нотного текста, стал глубоко творческий, профессиональный, научный подход к редактированию произведений, Именно в ее рамках сложился взгляд на редакцию как на основу индивидуальной исполнительской интерпретации сочинении, понимание роли редактора и верном прочтении стилевых и жанровых особенностей авторской нотной записи, ее художественного смысла.
Все это привело к созданию в рамках школы стилистически выверенных, оптимальных с инструментальной точки зрения редакций, наиболее полно выявляющих комплекс выразительных средств произведении и признанных лучшими среди скрипачей всего мира. Таковыми являются редакции Д. Ойстраха, К. Мостраса, А. Ямпольского, Д.Цыганова, Ю. Янкелевича.
Принципы последовательности в освоении репертуара, а также соблюдения баланса всех его составных частей стали традиционно воплощаться в создании индивидуальных планов. При этом прежде всего учитывались возможности студента, уровень его подготовки, степень одаренности и стоящие перед ним конкретные задачи. Так, важнейшее место индивидуальные планы занимали в педагогической системе Ю.И. Янкелевича, составлявшего их не только на текущий год, но и в перспективе на два-три года. Чрезвычайно показателен план его ученика В. Третьякова, приведенный в статье М.Глезаровой «Особенности педагогических приемов Янкелевича»[4].
Итак, создавая необходимый «баланс» музыкального развития и технологической оснащенности ученика, профессора Московской консерватории опирались на формирование его образно-психологического и инструментального мышления, с тем, чтобы на основе прочтения нотного текста скрипач мог создать в своем представлении звуковой идеал произведения и найти необходимые для его воплощения средства.
Центральное место в едином, целостном комплексе скрипичных выразительных средств всегда занимал звук, а в педагогике, методике, музыкальной науке — проблемы звукоизвлечения, поскольку именно в звучании, в его качественных характеристиках, в конечном счете воплощаются идеи и образы исполняемого произведения, его художественная выразительность, содержание, краски, эмоции, пространственно-временные и психологические компоненты реализующейся музыкальной материи.
В индивидуально-качественной характеристике звучания инструмента проявляется внутренняя потребность исполнителя в самовыражении, раскрывается стремление к тому или иному звуковому идеалу, наиболее глубинные черты личности, эмоционального и психологического склада.
Вспомним, что начавшийся с XVII века в Италии активный процесс развития инструментальной музыки происходил под знаком «очеловечивания инструментализма» (Б. Асафьев). Асафьев утверждал также, что притягательная сила игры подлинных артистов — в искусстве пения на инструменте, так как при этом наиболее полно и ярко раскрывается национальная характерность исполнения как искусства интонирования музыки.
Колоссальные возможности скрипки как инструмента поющего раскрыла итальянская скрипичная школа XVII века. Не случайно современники Корелли называли его «Орфеем скрипки». Необычайной красотой тона славились Верачини и Сомис. Тартини провозгласил принцип «Чтобы хорошо играть, надо хорошо петь», что привело его к мысли об увеличении длины смычка.
Традиции итальянской школы оказали большое воздействие на французскую, чему способствовали такие выдающиеся скрипачи, как Леклер (ученик Сомиса) и, в особеннности, Виотти. Французские скрипачи Крейцер, Роде, Байо, Либон, Лафон, Абенек унаследовали лучшие черты итальянской школы, в том числе, взгляды на звукоизвлечение, достигнув при этом большего технического блеска и разнообразия штриховой и колористической палитры.
Выдающаяся роль в формировании эстетики скрипичного звучания принадлежит крупнейшему французскому педагогу второй половины XIX столетия Ж.Л. Массару, уделявшему первостепенное внимание красочности, полноте и содержательности тона, качеству vibrato. He случайно французская школа в этот период занимала главенствующее положение среди других.
Важно при этом отметить, что зарубежная скрипичная методика вплоть до начала XX века рассматривала основные факторы звукоизвлечения — нажим и скорость движения смычка — изолированно друг от друга, а остальные и вовсе не учитывала.
Так, Тартини, в частности, разобщенно трактовал факторы нажима и скорости ведения смычка, не ставя вопрос об их координации. Также не учел В своем «Основательном скрипичном училище» (1756) момент координации различных факторов звукоизвлечения Леопольд Моцарт, отдававший приоритет нажиму смычка, чтобы играть «весьма рачительно, крепко и звучно. Правда вначале грубый шум крепкого и еще не гладкого ведения смычка ушам весьма противен, однако со временем грубость звука станет исчезать и скрипач наконец достигнет крепкого и чистого тона»[5].
Напротив, решающая роль отводится фактору скорости в школах Шпора (1831) и Иоахима-Мозера (1905), которые практически I не внесли позитивные моменты в шкалу приемов звукоизвлечения. Рекомендуемые ими принципы постановки, такие, как низкий локоть, изолированные горизонтальные кистевые движения, не спо-j собствуют свободным и широким движениям правой руки.
В работе «Физиология ведения смычка» (1907) Ф. Штейнгаузен попытался теоретически обосновать главенствующую роль фактора скорости в движении смычка, провозгласив в качестве основного приема звукоизвлечения широкие «размаховые» движения, что не соответствовало традиционной методике немецкой школы. И, наоборот, в труде В. Тренделенбурга «Естественные основы игры на смычковых инструментах» (1925) решающее значение придается фактору нажима.
Впервые глубокий научный анализ механики звукоизвлечения был дан представителем немецкой школы К. Флешем в его капитальном труде «Искусство скрипичной игры», т. 1 (1923). Заслуга Флеша состоит не только в том, что он обосновал взаимодействие скорости движения и силы нажима смычка, но и в том, что он выявил третий фактор, по его мнению, первостепенный — выбор точки касания смычка и струны. « .Но еще большее значение для звукоизвлечения имеет постоянно меняющееся место контакта волоса и струны. В выборе этого места, в постоянном его нахождении, что при достаточно развитой технике смычка происходит интуитивно, кроется секрет свободного от побочных призвуков извлечения звука»[6].
Флеш изменил устоявшееся мнение о том, что сила звука прямо зависит от нажима. «Между прочим, значение нажима смычка для силы звука сильно преувеличено . Сильный звук при длинных штрихах происходит прежде всего от приближения к подставке»[7].
Все школы до Флеша провозглашали неизменность точки I контакта смычка со струной, в том числе, и школа Ауэра: «Смычок надо вести посередине между грифом и подставкой параллельно последней и на том же самом месте, с которого началось его движение»[8] (отметим, что при этом не следует умалять значение новаторства других ауэровских установок, касающихся звукоизвлечения).
Флеш подходит к этому вопросу с научной точки зрения:
« .необходимо требовать от учеников выполнения важнейшего закона: полной свободы передвижения смычка от подставки к грифу, что обеспечивает тембровую чистоту звука любой высоты и оттенка во всех штриховых сочетаниях»[9].
В целом заслуга К. Флеша и развитии теории скрипичного звукоизвлечения состоит в том, что он комплексно рассматривает проблему, учитывая действия обеих рук, их координацию. 'Гак, он выявляет два ясно различимых вида движений, необходимых для передачи того, что скрипач хочет выразить — нажим указательного пальца правой руки и вибрато левой. При этом правая рука выявляет различия динамики, левая передает внутренние переживания, а соединение обеих рук воспроизводит оттенки агогики. Для достижения выразительности игры Флеш рекомендует равномерное участие обеих рук в процессе игры. В то же время нельзя не признать и прямолинейность данных высказываний, наличие разобщающих и разграничивающих сферы действия моментов, отсутствие единой направленности художественной задачи.
Следует сказать, что именно представители русской школы сумели в своей педагогике и теоретических воззрениях но поводу звукоизвлечения соединить проблемы интерпретации и технологии, опираясь на тесную связь скрипичного звукоизнлечепия с рождением внутреннего слухового представления исполнителя.
В результате было выявлено, что для реализации внутренних слуховых представлений о характере звучания необходимо владеть объективными закономерностями звукоизнлечепии, учитывая при этом несколько факторов, находящихся и сфере деятельности правой руки, а именно: точку расположения смычка между подставкой и грифом, угол ведения смычка по отношению к струне, наклон, скорость движения, силу нажима, количественное распределение смычка. Важную роль здесь играет и степень натяжения волоса, что позволяет в большей или меньшей степени использовать его пружину.
Что касается левой руки, то существенно влияет на качество звука постановка пальца, характер его нажима на струну, выбор аппликатуры, вибрация.
Известно, что игра учеников Ауэра, при всем различии их почерков, отличалась особой полнотой и округлостью звучания, на что первым обратил внимание Флеш. После наблюдений Флеш установил, что они применяют новую манеру держания смычка, так называемую, «русскую», которую он детально описал в первом томе своего капитального труда «Искусство скрипичной игры».
Между тем, сам Ауэр в своей книге «Моя школа игры на скрипке» подробно рассказывает об этом новом постановочном приеме, действительно сыгравшем большую роль в дальнейшем развитии культуры звукоизвлечения. «Для достижения наилучших звуковых результатов, как и для достижения наиболее совершенного владения техникой смычка, при любом возможном варьировании его ведения, я учу следующему способу держания .»[10]. Далее он описывает функции каждого пальца, отмечая, что с самого начала необходимо понять, каким образом их индивидуальное действие и взаимодействие способствуют извлечению характерного скрипичного тона, обладающего полнотой, объемом и певучестью.
Главной идеей новой русской манеры явилось более глубокое, чем в немецкой и франко-бельгийской школах, положение указательного и среднего пальцев, обеспечивающее глубину, объемность тона. Следует отметить, однако, что подобную манеру использовали и до Ауэра скрипачи К. Липиньский и Г. Венявский, обладающие незаурядным по красоте и мощи тоном. Ауэр, вероятно, воспринял это от Венявского, класс которого перешел к нему в Петербургской консерватории. Так или иначе именно он культивировал этот прием и описал его в своей «Школе».
В дальнейшем, в практике крупнейших педагогов отечественной скрипичной школы он получил свое развитие и был в значительной степени откорректирован. Прежде всего, поскольку школа Ауэра «проросла» во множество педагогических школ, то взгляды/ на прочное местоположение каждого пальца уже не могли быть идентичными. Были выработаны наиболее общие критерии, учитывающие основные моменты, такие как кольцо между большим и средним или безымянным пальцами, «средняя» глубина держания, переменность «хватки». Таким образом учитывались и индивидуальные особенности рук, приспособляемость к инструменту каждого скрипача. \
Ауэр требовал от учеников не просто красивого, благородного звучания, а владения его многообразными опенками. Качество звука было для него одним из главнейших, определяющих факторов уровня игры. Его школа сформировала понятие о культуре звука, что явилось одной из сильных сторон отечественной педагогики.
Развивая положение о культуре звука, Л.И. Ямпольский выдвинул понятие «звуковой фон», аналогично понятию «колорит картины» в живописи. «Нахождение качества, которое можно условно назвать "звуковым фоном" произведения, составляет одну из самых глубоких и интересных творческих задач исполнителя. "Звуковой фон" связан с выражением эмоционального состояния, преобладающего на протяжении всего произведения и наиболее характерного для его основных образов»[11]. Звуковой фон, по мнению Ямпольского, формируется на основе трех факторов: образно-психологического, тембрового и динамического.
Л. М. Цейтлин считал, что культура звука у скрипача является итогом систематической и целенаправленной работы, приобретения двигательной, инструментальной свободы. Проводя глубокие аналогии скрипичного звука с вокальным, он опирался на ассоциации дыхания смычка с дыханием певца, придавал особое значение искусству медленного ведения смычка, в связи чем предлагал приемы, позволяющие достичь как ровного по силе звука ведения целого смычка, так и выполнения постепенного crescendo и diminuendo между крайними динамическими точками в противоположных концах смычка.
Об искусстве так называемого длинного смычка говорили еще Корелли, Джеминиани. Тартини, Виотти, Берио. Ауэр дает следующие рекомендации по поводу работы над выдержанными звуками: «Для достижения равномерного по силе звука по всей длине смычка следует уравновешивать давление в слабой части смычка добавочным нажимом кисти[12]. Он советует играть гамму целыми нотами, используя всю длину смычка, делая попеременно crescendo и diminuendo на каждой последующей ноте, затем переходить к исполнению таким же образом двойных нот.
Повышенное внимание искусству длинного смычка уделял А. И. Ямпольский. Его ученик, профессор И. С. Безродный, развивая его теорию, выдвинул положение об особом ощущении в предплечье правой руки — «ленте мускула».
Чрезвычайно интересно проследить развитие такого фактора звукоизвлечения, как vibrato. Так, Тартини считал, что в основе тремоло (как он называл vibrato) лежит подражание естественным колебаниям приведенной в движение струны. Слишком частое применение vibrato в то время считалось безвкусным; оно воспринималось как украшение длинных нот.
Л. Моцарт был против неуместного использования vibrato, рассматривая его как подражание певческому голосу. Сторонниками его умеренного применения являлись также Шпор и Байо, и лишь у Джеминиани мы находим мнение, что им надо пользоваться как можно чаще.
Эпоха романтизма изменила взгляды на vibrato, превратив его из украшения в стабильное выразительное средство, благодаря которому значительно обогатилась палитра красок инструмента.
В XX веке тенденция развития vibrato выразилась в освобождении из рамок «узаконенного»: его характер стал соотноситься со стилем исполняемого произведения, а также с индивидуальным исполнительским стилем, манерой игры конкретного скрипача. Так, чрезвычайно индивидуально-характерен в этом отношении почерк Ф. Крейслера, который вибрировал даже в пассажах. К. Флеш считал, что «Введенная главным образом Крейслером вибрация в пассажах представляет собой одно из важнейших достижений современного скрипичного искусства . Исходя из точки зрения чисто звуковой, нужно признать, что она прежде всего устраняет в diitachu сухую этюдность»[13]. Он также писал: «С художественной точки зрения идеальным следует считать такое vibrato, которое чрезвычайно разнообразно и, основываясь на совершенной механике движений, способно отразить градацию чувств от малейшей, еле слышимой до "страстно-потрясающей" вибрации»[14].
Важнейшее внимание vibrato кик компоненту звучания уделял Л. Ауэр, считая, что это только эффект, украшение, и необходимо тонкое чувство меры в пользовании ею, в то время как привычка к постоянному дрожанию и колебанию при каждом звуке вырастает до размеров физического недостатка. Он предостерегал от использования vibrato в целях сокрытия плохого качества звука и призывал пользоваться им в случае необходимости и в соответствии с особенностями стиля произведения.
Достаточно подробно рассматривает проблему вибрации в своих методических записках Л. Цейтлин. Он пишет: «Вибрировать рано считаю вредным для освоения правильной вибрации и для интонации». Таким образом, он подчеркивает связь постановки левой руки, ее пальцев, с vibrato, считая, что предварительным условием для его освоения является свободное состояние руки, правильная работа пальцев, устойчивая интонация. Результатом работы над вибрацией должна быть полная управляемость ею. Так же, как и Ауэр, он был против постоянного и однообразного использования vibrato, добиваясь от учеников соответствия его характера стилю и колориту произведения.
Большое значение придавал vibrato как компоненту комплекса звучания Д. Ойстрах. Он предлагал начинать вибрировать от фаланги пальца, играя в более медленном темпе и соединять ноты в мелодии так, чтобы при движении ее вверх последнее движение пальца было в том же направлении (как и при движении мелодии вниз).
Одним из главнейших положений, принятых профессорами Московской консерватории, стало осмысление и понимание характера и качества звука в зависимости от условий его жизни – не только в контексте интерпретируемого сочинения, но и в условиях сцены. Так, Д. Ойстрах, занимаясь с учениками, направлял их слышание звука, ощущение всего процесса игры, на атмосферу и пространство зала, его акустику; он говорил, что смычок должен извлекать звук, свободно летящий в зал.
В процессе раскрытия новых необычных граней скрипичного звучания все более утверждалось мнение о том, что само звучание не имеет смысла вне организации во времени и пространстве. Конкретный звук приобретает значимость как особым образом артикулированный, а струнный инструмент практически не ограничен в воспроизведении любого, по характеру атаки, продолжительности и окончания, звука.
Особое внимание всегда уделялось атаке звука, первой фазе его артикуляции, определяющей дальнейшее развитие, задающей верный тон создаваемому музыкальному образу.
А. И. Ямпольский называл атаку звука «жизненным нервом, без которого игра скрипача вяла и безжизненна». Д. Ф. Ойстрах считал необходимым вырабатывать у учеников свободное импульсивное проведение смычка в кантилене, способствующее декламационности. Л. Б. Коган говорил о звуковой атаке как об основном «оружии» скрипача. Заметим однако, что под атакой подразумевается здесь не акцент, а манера взятия звука — от самой мягкой до резкой, ярко акцентированной, часто применяемой в сочинениях XX века.
Весьма показательным признаком исполнительской звуковой культуры является филировка — художественное завершение звука, обусловливающее не только характер его окончания, но и закругленность фразы, дыхание музыки, естественный переход к новому разделу формы. В педагогике скрипичной школы Московской консерватории сформировалась установка на множество способов филировки звука, вариантов, определяемых характером исполняемой музыки, направленностью художественной интерпретации, а также особенностями индивидуального стиля артиста.
Среди целого ряда требований, предъявляемых профессорами к качеству скрипичного звука и исполнению учеников, важно отметить присутствие эмоциональной окраски, темперамента, в противовес ложному артистизму, неоправданным эмоциям, оторванным от музыкального представления о реальном звучании произведения.
Поскольку любой звук исполняется определенным штрихом, т. е. манерой, способом, подразумевающим конкретную атаку, продолжение и филировку, в отечественной методике и педагогике проблемы штриховой техники всегда рассматривались в тесно связи с проблемами звукоизвлечения.
Широкие границы штриховых зон обусловлены различными стилевыми особенностями произведений, темпами, динамикой, характером образности, неповторимостью почерка каждого исполнителя, его внутренним слышанием звукового идеала.
Достаточно полную методическую основу для изучения техники штрихов дает Ауэр в своей «Школе» в главе «Штрихи смычка». Отметим, что повышенное внимание он уделяет штриху legato как выразителю кантиленных, природных особенностей скрипки. «Скрипка — гомофонный, мелодический, поющий инструмент. Ее главным экспрессивным качеством всегда остается кантиленная мелодическая линия Все триумфы виртуозности победа над двойными терциями, превосходные штрихи staccato, «фингерированные" октавы и децимы - изменяют основного факта. Вот почему смычковый штрих legato, создающий мелодию, останется одним из наиболее употребительных и единственным штрихом, который должен быть развит каждым скрипачом до совершенства .»[15].
Дальнейшее формирование взглядов на скрипичные штрихи идет по пути реализации их методической основы в контексте воплощения конкретного музыкального образа. Так, Цейтлин в своих записках подчеркивает, что представление о каждом штрихе невозможно определить однозначно: dutachu — раздельный, legato — связный и т. п., поскольку они являются средством для воплощения бесконечной палитры образных характеристик.
Наиболее полную, методически обоснованную картину штрихового комплекса дал А. Ширинский в своей брошюре «Штриховая техника скрипача» (М., 1983), которая во многом обобщает опыт отечественной и зарубежных скрипичных школ.
В связи с тем значением, которое всегда уделялось штрихам, традиционным стало их изучение на материале гамм либо этюдов (к примеру, этюда Крейцера №1) Таким образом, сложился основной комплекс штрихов, включающий sonfilu, dutachu, legato, portato bariolage, martelu, staccato, штрих Виотти, пунктирный, spiccato, sautillu, staccato-volant, ricochet, tremolo— в различных темпах, различными частями смычка. Работа над штрихами – неотъемлемая часть профессионального воспитания каждого ученика.
Первостепенным критерием оценки исполнительского уровня скрипача и художественной интерпретации служит качество интонирования. В 1948 году профессор Московской консерватории Н. Гарбузов в книге «Зонная природа звуковысотного слуха» обосновал теорию зонной природы слухового восприятия и показал, что зонная природа звуковысотного слуха обеспечивает индивидуальное интонирование и максимальное выявление ладовых характеристик музыкальных построений. Ключом к решению проблем, связанных с интонацией, стало координирование слухового представления и игровых движений, для чего необходимы обостренность интонационного слуха, элементарное знание системы тон-полутон, обусловливающее стратегию движения пальца. Кроме того, большое значение имеют здесь такие факторы как постановка пальцев левой руки, аппликатура, вибрация, темп исполняемого отрывка, динамика и другие. Все это привело к трактовке скрипичной интонации как важнейшего художественного выразительного средства, тесно связанного с содержанием музыки и воплощением образно-драматургических задач.
В комплексном представлении характера звука также важное значение уделяется его темброво-динамическому компоненту как средству выразительности, связанному со всеми элементами музыкального языка. При этом учитывается относительный характер динамических оттенков и «зонная» природа динамического слуха.
С появлением современной музыки, где стал использоваться ранее закрытый самый высокий регистр инструмента, оригинальные колористические приемы, чрезвычайно расширился темброво-динамический спектр скрипки, что способствовало воплощению новых художественных образов. Кроме того в музыке XX века каждый нюанс вновь, как и в произведениях классиков, получил глубокое художественное обоснование (к примеру, Изаи проставлял нюансировку не менее конкретно, чем Бетховен). Усилилась и роль аппликатуры как носителя темброво-динамическолй функции.
Учитывая особую сложность, которую представляет на скрипке исполнение фразы или отдельного звука в нюансе ррр или fff, А.И. Ямпольский, Д.Ф. Ойстрах, Ю.И. Янкелевич рекомендовали не связывать их напрямую с нажимом смычка, предлагая конкретные приемы, способствующие выработке мощного, однако не пережатого звучания. Были раскрыты секреты фразировки, связанные с владением определенными закономерностями техники смычка, основными факторами звукоизвлечения: скоростью, нажимом, распределением, сменами, а также атакой, протяженностью и филировкой звука, его динамическими и тембровыми оттенками. При этом выявлено, что зависимость количества смычка, его скорости и нажима от веса каждого звука как элемента целой фразы чаще не прямая, а обратная. Так, более длинный и тяжелый звук порой исполняется меньшим количеством смычка при медленной скорости, чем ленам! и короткий. Нюанс piano не всегда связан с небольшим отрезком смычка, а наоборот требует его свободного, как бы полетного проведения, особого скоростного характера атаки звука. К примеру, Л Ямпольский псиал, что исполнение кантилены в нюансе piano «требует легкого и свободного ведения при достаточном использовании длины смычке»[16]
Как- показывает исполнительская и педагогическая практика, выразительная фразировка связана с использованием кажущихся противоречий и сфере деятельности правой руки и постоянной изменчивостью маневров смычка. Чрезвычайно важен и выбор удачной аппликатуры, что способствует целостности высказываемой мысли, тембровому единству, выявлению кульминационной точки, созданию цветового и психологического фона.
Крупнейшими педагогами был найден фразировочный «ключ», заключавшийся в умении создать внутреннее представление о смысловом значении фразы в контексте произведения, разделе его формы, о стилевых особенностях фразы, ее синтаксисе, расположении в определенном пространстве и времени, динамической линии и тембровом колорите, эмоциональной и психологической окраске.
Профессора Московской консерватории решали проблему фразировки с точки зрения сознательного и продуманного подхода, связывая ее со стилевыми особенностями сочинения, опираясь на то, что стиль каждой эпохи (барокко, классический, романтический, современный) устанавливает свои принципы и закономерности, своеобразные границы в использовании всех средств музыкальной выразительности, в том числе, и фразировки.
Учитывая, что фразировка во многом обусловливает исполнительскую динамику и форму сочинения, профессора Л.Б.Цейтлин, Б. О.Сибор, Д.М. Цыганок, А.И. Ямпольский, Д.Ф. Ойстрах, Л. Б. Коган и другие придавали особое значение умению «брать дыхание», что относится как К началу извлечения каждого звука, так и ощущению времени и пространства между фразами и мотивами, а также крупными частями формы.
Дыхание-ауфтакт выражает намерение артиста, характер его устремленности в образный мир сочинения; дыхание между фразами и разделами способствует четкому выстраиванию формы, органичным переходам из одного пространственно-временного пласта в другой, из одной образной сферы в другую, часто контрастную.
Не менее важное значение придавалось выразительному окончанию фразы — предполагающему дальнейшее развитие, резюмирующему, истаивающему и т. п. Таким образом исполнительский план сочинения, его кульминация воплощались благодаря продуманной и стилистически оправданной фразировке.
В целом, умение управлять процессом игры воспитывалось на основе координирования связей, возникающих между выразительными средствами: звуком, динамикой, аппликатурой, штрихами, фразировкой, как способность владеть сложными пространственно-временными структурами.
В числе первостепенных традиционных основ педагогики скрипичной школы Московской консерватории — системность, последовательность и преемственность в обучении. Это выражается в определенной организации процесса овладения инструментом, использовании принципа продвижения от простого к сложному, проникновении в стилевые черты музыки как исторически удаленных эпох, так и современной, а также в постоянной передаче сложившихся ранее эстетических взглядов, навыков и умений в более высокие уровни профессионального мастерства, одновременно с их развитием и совершенствованием.
В целом следует выделить три педагогических подхода к ученику — это комплексный подход к процессу его воспитания как музыканта-художника и профессионала, индивидуальный — как к личности с конкретными характеристиками и возможностями, психологический — с точки зрения субъективных граней его мышления, восприятия, воображения и интуиции. Они тесно переплетаются и взаимосвязаны.
Живая, постоянная связь исполнительства и педагогики — тот источник, благодаря которому уже в 30-е годы XX столетия сформировались педагогические оценки и критерии, поставившие отечественную скрипичную школу на новую ступень. Высокий уровень требований к ученику, как к музыканту, интерпретатору, артисту, инструменталисту, определил основные методы работы в классе, принципы самостоятельной работы, содержание обучения (репертуар).
На первом плане в связи с этим оказалась проблема воспитания музыкального мышления ученика, что обусловливает создание верного музыкального представления о тексте исполняемого произведения, раскрытии его художественного образа, об особенностях различных стилевых направлений и их выразительных средств (звук, штрихи, фразировка, динамика, аппликатура, тембры).
Все это потребовало поиска и нахождения наиболее оптимальных постановочных приемов и навыков игры, методов работы над различными элементами скрипичного мастерства, Таким образом сформировались основные общие установки (при небольших различиях в индивидуальной практике педагогов), ставшие традицией.
В 1731 году в Лондоне был анонимно издан ранний вариант «Скрипичной школы» выдающегося итальянского скрипача XVIII века, одного из лучших учеников А. Корелли — Франческо Джеминиани. Джеминиани внес огромный вклад в развитие скрипичного искусства. Стремясь к теоретическим обобщениям своего опыта, скрипач создал целый ряд трудов, главный из которых — «Искусство игры на скрипке» ор. 9 («The art of Playing on the Violin»). Он был издан анонимно в Лондоне в 1740 году, затем переиздан с указанием имени автора (в 1751 году в Лондоне, в 1752 году в Париже на французском языке).
В «Искусстве игры на скрипке» Джеминиани нашла отражение так называемая теория аффектов, которой придерживались многие знаменитые музыканты того времени — Ф. Э. Бах, И. Мат-тезон, Л. Моцарт, Ф. Куперсп, Дж. Тартини, Л. Боккерини . На смену звукоподражаниям и внешним эффектам музыки XVII века приходит требование соответствия музыки и аффекта, то есть ее содержательности.
В целом учебное пособие Джеминиани является крупным шагом к современной методике, удачно сочетает теоретическую и практическую стороны: в него включены также различные варианты исполнения гамм, упражнения для развития умения читать с листа, а в конце изложены 24 этюда для скрипки в басом и 12 пьес с целью закрепления принципов данной школы. Помимо этого труда отметим также его «Правила игры с верным вкусом на скрипке, немецкой флейте, виолончели и клавесине» (1739).
В этот же период (между 1735 и 1750 годами) был создан знаменитый «Трактат об украшениях» Дж. Тартини, последователя и продолжателя школы Корелли, выдающегося скрипача и педагога своего времени, главы Падуанской школы.
В своем «Трактате» Тартини раскрыл множество секретов i скрипичной выразительности.
Другой документ, принадлежащий перу Тартини — «Письмо к ученице» (1760) — раскрывает его сущность как педагога, дающего рекомендации по поводу занятий на скрипке.
В 1779 году появляется «Рациональный метод изучения игры на скрипке» Л. Байо, а в 1783 вторая школа М. Коррета «Искусство совершенствования на скрипке», содержащая разнообразный материал и широкий спектр различных сведений и положений, В том числе, НОВЫХ (Первая Элементарная школа Коррета была издана в 1738 году).
В целом общая эстетическая направленность всех школ-руководств XVIII века заключается в стремлении к выразительности и естественности, красоте звучания инструмента и содержательности исполнения. Чрезвычайно важны и не утратили своей актуальности мысли о силе музыки как интеллектуального и образного начала, единстве разума и чувства. В то же время, поскольку функции исполнителя и композитора еще не разделены, то вопросы индивидуально-исполнительской интерпретации музыки остаются за рамками интересов исследователей. Пока в центре их внимания то, что связано с объективным началом — сама музыка и ее выразительные возможности.
Значительный шаг в направлении интерпретаторского подхода к исполнению был сделан в Методе Парижской консерватории, так как ее требования вкуса и чувства меры были направлены на совершенствование индивидуального исполнительского мастерства. Однако несмотря на безусловно прогрессивный характер в ней отсутствовал принцип единства музыкальной и технической сторон исполнения и обучения.
Существовал и ряд промежуточных направлений, к примеру, «Анатомо-физиологическая школа» (Брейтгаупт, Тетцель, Штейнгаузен).
Немецкий ученый Ф, Штейнгаузен, автор известного труда Немецкий ученый-физиолог В. Тренделенбург в своей работе «Естественные основы игры на смычковых инструментах» также выступает за сознательный подход к технике.
Правильные мысли высказывает И. Войку в труде «Построение естественной системы скрипичной игры. Техника левой руки» (1932). Скрипичная техника, по его мнению, есть «сознательное постижение движений, требуемых для игры на скрипке»[18], а контроль чистоты интонации состоит не только в последующей проверке слухом, но уже «в заранее правильно ощущенном размахе движений»[19]. Кстати, Войку принадлежит идея «рулевого» движения локтя левой руки.
XIX век, век утверждения искусства интерпретации, принес множество новых проблем в исполнительство, в том числе, обострил проблему соотношения эмоционального и интеллектуального, в связи с чем можно выделить две основные стилистические тенденции: виртуозный, эмоционально-приподнятый романтизм и синтез классически отточенной мысли с романтической свободой высказывания. Сложился новый тип художника-интерпретатора, личные качества которого оценивались в связи с исполняемым сочинением, с тем, как ему удалось раскрыть смысл исполняемого. Для такого типа музыканта характерна не только широта взглядов, но и широта репертуарного круга. Таковыми были Иоахим, Лауб, Вьетан, Липиньский.
Из них именно Иоахим провозгласил в своей «Школе» принципы, ставшие духом и буквой для его последователей и учеников: «Свобода — не произвол, а внутренняя переработанная закономерность», «Никакой самолюбующейся сентиментальности, никакой необузданной страстности» и другие, означающие превосходство интеллекта, мысли над стихийной эмоциональностью.
Другой капитальный труд начала XX века — «Искусство скрипичной игры» К. Флеша, первый том которого был опубликован в 1923 году в Германии, а второй — в 1928 году. Затем книга переиздавалась в Германии, Франции, Англии, Польше. В 1964 году первый том был переведен на русский язык и издан.
В своем труде Флеш анализирует общие основы скрипичной техники, устанавливает закономерности в работе над техникой «прикладной», освещает вопросы художественной передачи. Одно из достоинств его работы — мысль о том, что путь к совершенству заключается в осознанности всего исполнительского процесса. Автор не скрывает, что его методические взгляды сложились под воздействием прогрессивных установок русской скрипичной школы Ауэра.
Ученик Иоахима Л. Ауэр в своих знаменитых трудах опирался па точку зрения и основные художественные принципы своего учителя. В то же время с точки зрения ремесла он осознавал Скрипичную игру значительно глубже.
«Моя школа игры на скрипке» Ауэра — гигантский шаг вперед и от первой русской «Школы». А., так как между ними серьезных работ такого рода в России создано не было (если не считать переводы трудов Л. Моцарта и профессоров Парижской консерватории).
Книга Ауэра — практически первая прогрессивная отечественная школа-пособие; труды его учеников и последователей (Вальтера, Лесмана, Михаловского) развивают ее отдельные положения методического характера, порой и делают шаги в ином направлении («новый путь скрипача» П. Михаловского).
Московская скрипичная методическая мысль, опираясь в основном на труды Ауэра, развивалась в широко разветвленной сети, воплощаясь в доклады, статьи, книги, диссертационные исследования.
«Школы» игры на скрипке пали представлять собой пособия по обучению начинающих скрипачей хрестоматийного типа, содержащие последовательно выстроенный, подобранный в соответствии с методическими задачами репертуар, а также предварительное описание основ постановки и элементарных навыков (К. Родионов, А. Григорян). Эта линия была продолжена созданием хрестоматий, сборников упражнений, отрывков из скрипичной литературы и др.
С момента зарождения музыкальной науки о скрипичном исполнительстве в рамках Московской консерватории был создан целый ряд трудов выдающегося значения, сыгравших неоценимую роль в развитии мировой скрипичной культуры. Их можно разделить по нескольким направлениям.
Особую ветвь составили книги-монографии о выдающихся скрипачах XVIII, XIX и XX столетий. Начало ей положили книги Л. С. Гинзбурга «Ф. Лауб» (1951), «Йозеф Славик» (1957), «Эжен Изаи» (1959), И. М. Ямпольского «Генрик Венявский» (1958), «Никколо Паганини» (1961). В этих трудах освещены важнейшие вехи жизненного и творческого пути артистов, черты их исполнительских, педагогических и композиторских стилей, связи с русским искусством, отражены целые культурные пласты, дающие развернутое представление о музыкальной эпохе и ее тенденциях, среде, в которой жили и творили музыканты.
Книга И. М. Ямпольского «Давид Ойстрах» (1964) — первая значительная работа, посвященная одному из крупнейших представителей отечественного и мирового скрипичного искусства, школы Московской консерватории, где прослеживается его артистический путь, раскрывается значение его многогранной деятельности, основные черты исполнительского почерка и педагогические установки, дан перечень грамзаписей, списки редакций скрипичных произведений и литературных публикаций.
Еще один капитальный труд И. М. Ямпольского — монография «Фриц Крейслер» (1975) — глубоко и полно раскрывает творческий облик этого артиста, оказавшего огромное влияние на развитие музыкального искусства, уловившего новый эмоциональный настрой эпохи и создавшего своеобразное стилистическое направление в скрипичном исполнительстве. «Эпоха Крейслера» предстает перед читателем во всем блеске своих красок и тембров.
Данное направление было наиболее плодотворно развито и продолжено В. Ю. Григорьевым, написавшим целый ряд трудов, освещающих жизненный путь и раскрывающих тайны творчества таких великих скрипачей как А. Вивальди, Н. Паганини, К. Липиньский, Г. Венявский, Л. Коган.
В середине XX века активно создавались методические труды, продолжавшие линию «классической методики», посвященные вопросам инструментально-технологического характера. Огромный вклад в эту область внес профессор К. Г. Мострас, автор серии трудов, целью которых он поставил обобщение и систематизацию наблюдений собственнной педагогической работы и опыта своих коллег.
В очерке «Интонация на скрипке» (1948) Мострас показывает зависимость интонации не только от состояния музыкального слуха, но и от всего игрового аппарата: постановки, качества звука, характера воздействия смычка па струну, движения, нюансов, выявляет ее зависимость ОТ аппликатуры, а также связь с техникой правой руки. Предлагая конкретные методы работы, он ориентирует ученика на постановку и решение художественных задач, стоящих в произведении.
Методический очерк, учебное пособие «Ритмическая дисциплина скрипача» (1951) включает практически все аспекты данной проблемы с точки зрения обучения ритмическим навыкам.
В 1956 году вышел в свет следующий методический очерк Мостраса — «Динамика в скрипичном искусстве», также являющийся учебным пособием по курсу методики и завершивший разработку круга вопросов, касающихся основных средств выразительности. Автор выявляет здесь неразрывную связь динамики со всеми элементами музыкальной речи, что проявляется в мелодии, гармонии, ритмах, полифонии, тембрах, регистрах и т. д.
К этим трудам примыкают очерки Мостраса «Виды постановки», «Работа над гаммами», «Изучение позиций и переходов», «Трель, тремоло и пиццикато», «Флажолеты»[20].
В капитальном труде И. М. Ямпольского «Основы скрипичной аппликатуры» обобщен опыт, накопленный в этой области отечественной скрипичной школой. Книга выдержала несколько изданий (в 1977 — 4-е издание) и стала широко известна за рубежом.
Следует сказать также о еще одной серьезной работе, посвященной деятельности левой руки скрипача. Это статья А.И. Ямпольского «Подготовка пальцев и оставление их на струнах», где подробно рассматривается один из важнейших технологических моментов скрипичной игры.
Автором двух трудов методического характера является Ю.И. Янкелевич, В своей статье «О первоначальной постановке скрипача»[21] он рассматривает с исторической точки зрения понятие скрипичной постановки, которое менялось вместе с изменением стилей, художественных представлений различных эпох.
Сфере действия левой руки посвящен другой труд Ю. И. Янкелевича — его диссертация «Смены позиций в связи с задачами художественного исполнения на скрипке (опыт обобщения некоторых положений советской скрипичной школы)»[22].
Таким образом, в отечественных методических трудах середины XX века были освещены практически все проблемы, касающиеся скрипичной постановки и воспитания навыков работы рук, выработки игровых движений, а также работы над основными средствами выразительности — звуком, ритмом, динамикой, интонацией и др. В комплексе они составили определенную систему, которая на каком-то этапе оказалась достаточной для решения задачи воспитания музыкантов высокого профессионального уровня.
Кафедра истории и корпи исполнительского искусства Московской консерватории, другие кафедры консерватории и музыкальных учебных заведений начали публиковать специальные сборники, где статьи объединялись в определенных тематических ракурсах.
В числе первых работ нового типа – две статьи А.И.Ямпольского – «О методе работы с учениками» и «О воспитании культуры звука у скрипачей»[23], где сформулированы его педагогические взгляды, во многом новый подход к воспитанию учеников и ряд принципиальных положений, значительно повлиявших на совершенствование педагогического процесса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Истоки творческих традиций скрипичной школы Московской консерватории — в богатейшей истории русского смычкового искусства. XIX век соединил самобытную инструментальную культуру отечественных «скрипачей-профессионалов» и лучшие достижения западноевропейского исполнительства и педагогики. В этот период благодаря прочным связям с зарубежными музыкантами в России зародились основы профессиональной системы обучения.
В рамках консерваторий, открывшихся во второй половине XIX пека к Петербурге и Москве, начали создаваться петербургская и московская скрипичные ШКОЛЫ, которые затем вышли за пределы этих учебных заведений. Деятельность работавших в консерваториях выдающихся скрипачей была особенно плодотворной, так как осуществлялась во многих областях: сольное и камерное исполнительство, педагогика, оркестровая игра, дирижирование, редактирование скрипичных сочинений, создание учебных пособий и др., а кроме того она расцветала в процессе их творческого общения с великими русскими композиторами, пианистами, певцами, актерами, художниками, писателями и поэтами, зарубежными музыкантами.
У истоков московской школы стояли чешские скрипачи Ф. Лауб и И. Гржимали. Это способствовало формированию ее прочного фундамента, академических тенденций, системности и профессионализма. Плеяда их воспитанников развивала эти традиции в первой трети XX века. В 20-е годы профессорский состав пополнился представителями прогрессивной петербургской школы Л. Ауэра, что связано с новыми художественными веяниями, повышением внимания к проблемам интерпретации.
Вскоре скрипичные классы объединились в рамках созданных кафедр. Их тесное творческое общение и постоянный обмен опытом, а также атмосфера профессионального соперничества способствовали высокому росту мастерства учеников. Постоянно проводившиеся открытые концерты и классные вечера, семинары, прослушивания новой музыки рождали общность оценочных критериев, что органично сочеталось с индивидуальными педагогическими почерками и методами. Можно считать, что скрипичная школа Московской консерватории сложилась уже в 30-е годы, а эпоха ее расцвета наступила в 40-70 годы. Наиболее рельефные черты скрипичных школ профессоров Л. М. Цейтлина, А. И. Ямпольского, К. Г. Мостраса, Д. М. Цыганова, Д. Ф. Ойстраха, Ю. И. Янкелевича, Л. Б. Когана и других сформировали целостную структуру Школы консерватории и стали затем олицетворением отечественного искусства.
Ключи к творческим традициям скрипичной школы Московской консерватории следует искать в характерных особенностях русского скрипичного исполнительского стиля. Становление его, как и складывание современных традиций интерпретации классического репертуара, осуществлялось в процессе постоянного взаимодействия композиторского творчества, исполнительского искусства и музыкальной критики. В связи с этим чрезвычайно показателен ценнейший пласт репертуара, который представлен скрипичными концертами, созданными русскими композиторами-симфонистами с ориентацией на исполнительский стиль выдающихся скрипачей-современников и почти всегда при их непосредственном участии (концерты Чайковского, Глазунова, Прокофьева, Шостаковича и другие).
Сравнительный анализ интерпретаций крупнейших исполнителей показывает, каким образом индивидуальные особенности мировосприятия, видения художественного образа, слышания красок инструмента, владения временем и пространством, построения формы, драматургии воплощаются посредством различных исполнительских почерков. При этом правомерно говорить о современном русском исполнительском стиле как категории, отражающей общие взгляды на цели и задачи скрипичного искусства, его эстетику.
Современный отечественный скрипичный исполнительский стиль воплотил в себе певучесть, силу и выразительность! звучания, широту дыхания, инструментальную свободу. Отличи-" тельной чертой сложившихся традиций интерпретации стало органичное сочетание признаков артистической индивидуальности музыканта и стилевых границ произведения, благодаря чему отечественное исполнительство создало богатейший спектр интерпретаций.
Благодаря живой связи исполнительства и педагогики сформировались новые педагогические оценки и критерии. Высокий уровень требований определил основные методы работы в классе, принципы самостоятельной работы, содержание обучения (репертуар). Постановка проблемы воспитания музыкального мышления, обусловившая создание верного представления о тексте, раскрытие художественного образа, особенностей различных стилевых направлений и нахождение адекватных выразительных средств (звук, штрихи, фразировка, динамика, аппликатура), — все это потребовало наиболее оптимальных постановочных приемов и навыков игры, методов работы над элементами скрипичного мастерства.
В целом можно выявить три главных педагогических подхода к ученику — комплексный, к процессу его воспитания как музыканта-художника и профессионала, индивидуальный как к скрипачу с конкретными данными и возможностями и психологически — с точки зрения субъективных граней мышления, восприятия, воображения, интуиции. Вес они реализуются на основе системности, последовательности и преемственности в обучении.
В процессе становления и развития скрипичной школы особое значение приобрела музыкальная наука, теория исполнительства, формирующая базу творческого опыта и определяющая главные вопросы обучения, способствующая передачи лучших исполнительских и педагогических традиций.
Замечательные традиции скрипичной школы Московской консерватории середины XX века в областях исполнительства, педагогики и науки продолжают сохраняться и творчески развиваться в наши дни, так как они имеют прочные корни и бесконечное жизненное дыхание.
[1] Григорьев В. Ю. О взаимоотношении традиций и новаторства в скрипичной школе Московской консерватории // Современные проблемы музыкально-исполнительского искусства. М, 1988. С. 3.
[2] Кйратыгин В. Г. Музыкальная драма (о постановке «Бориса Годунова») // Ьшо-кш. 1913. № 8. С. 68.
[3] Ямпольский И. М. Давид Ойстрах. М., 1964. С. 68.
[4] Янелевич Ю. И. Педагогическое наследие / Сост. Е. И. Янкелевич. Изд, 2-е, перераб. и доп. М, 1993.
[5] Mozart L. Versuch einer griindlichen Violinschule. Dritte vermehrte Auflage. Augsburg, 1787. S. 60.
[6] Флеш К. Искусство скрипичной игры. Т. 1. М., 1964. С. 101.
[7] Гам же, С. 112.
[8] Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. Интерпретация произведений скрипичной классики. М., 1965, с.115
[9] Флеш К. Искусство скрипичной игры. С.102
[10] Ауар Л. Моя школа игры на скрипке. С. 113.
[11] Ямпольский А.И. К вопросу о воспитании культуры звука у скрипачей. С. 23.
[12] Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. С. 49.
[13] Флеш К. Искусство скрипичной игры. С. 50.
[14] Там же. С. 51
[15] Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. С.59.
[16] 130 Ямпольский А. К вопросу воспитании культуры звука у скрипачей. С. 29.
[17] Штейнгаузен Ф. Физиология ведения смычка. М., 1930. С.26
[18] Войку И. Построение естественной системы скрипичной игры. Техника левой руки. М., 1930. С.93.
[19] Там же. С, 43
[20] Очерки по методике обучения игре на скрипке / Ред.-сост. М. Блок. М.,-1960.
[21] Янкелевич Ю. И. Педагогическое наследие. С. 7-22
[22] Там же. С. 22-165
[23] Вопросы скрипичного исполнительства и педагогики / Сост. С.Р.Сапожников. М, 1968.