Реферат по предмету "Историческая личность"


Валентин Александрович Серов

Валентин Александрович Серов 1911 Серов стремился вперед, сохраняя лучшее наследие прошлых эпох нашей школы. С. Маковский Существует поговорка Дети, будьте осторожны в выборе своих родителей. Серову в выборе повезло. Его отец Александр Николаевич Серов был известным композитором и выдающимся музыкальным критиком, мать, пережившая сына пианисткой и композитором. Отец умел к тому же рисовать, даже мечтал когда-то стать живописцем.


В их доме часто собирались петербургские знаменитости. После смерти отца в 1871 году мальчик стал чувствовать себя одиноким увлеченная музыкой, мать не очень баловала его своими заботами. Зато о будущем сына она позаботилась очень хорошо. Заметив его страсть к рисованию, она из Мюнхена, где они тогда жили, поехала в Париж, к знакомому ей Репину и всю зиму 187475 года


Валентин брал уроки у автора Бурлаков. Он с таким самозабвением впивался в свою работу вспоминал Репин что я заставлял его иногда оставить е и освежиться на балконе перед моим большим окном. Были две совершенно разные фигуры того же мальчика. Когда он выскакивал на воздух и начинал прыгать на ветерке там был ребенок в мастерской он казался старше лет на десять, глядел серьзно и взмахивал карандашом решительно и смело.


Особенно не по-детски он взялся за схватывание характера энергичными чертами, когда я указал ему их на гипсовой маске. Его беспощадность в ломке не совсем верных, законченных уже им деталей приводила меня в восхищение я любовался зарождающимся Геркулесом в искусстве. Занятия Репина с Серовым продолжались потом и в Москве, приобретая вс более систематический и серьзный характер. В конце концов, Валентин даже поселился у


Репина, став членом семьи. Они вместе рисовали и писали натурщиков, вместе ходили на этюды в Абрамцеве летом 1879 года, вместе совершили и поездку в Запорожье. Это была великолепная школа для юного Серова. Когда же Серов выполнил мастерский этюд с горбуна того самого, который позировал Репину для картины Крестный ход в Курской губернии -


Репин сказал ему Ну, Антон близкие звали Валентина Антоном, пора поступать в Академию. И с рекомендательным письмом Репина к Чистякову Серов едет осенью 1880 года в Петербург, блестяще выдерживает экзамен, становится учеником Академии художеств. С присущим ему неторопливым упорством он осваивает чистяковскую систему строго построенного, как бы математически выверенного рисунка, очаровывает своего учителя разносторонними


способностями. Чистяков повторял часто пишет Репин что он ещ не встречал в другом человеке такой меры всестороннего художественного постижения в искусстве, какая отпущена была природой Серову. И рисунок, и колорит, и светотень и характерность, и чувство цельности своей задачи, и композиция все было у Серова, и было в превосходной степени. В 1885 году Серов уходит из Академии. Ему уже нечему было в ней учиться, а к академическим наградам и диплому он


был равнодушен. Его влечет свободная творческая работа. Он уже почувствовал себя вполне самостоятельным художником. Написанная им осенью того же года этюдного характера картина Волы, находящаяся сейчас в Третьяковской галерее, подтверждает это. Простая по сюжетному мотиву и по композиции, она отличается свежестью живописи и благородством общего


тона. В гармонию золотистых и серебристо-серых тонов он привел и скотный двор с его постройками, и кусочек осеннего пейзажа, и первопланные фигуры белого и черного волов, неторопливо жующих сено. А брошенная на телегу розоватая тряпка, разработанная Серовым с тем же богатством цветовых и световых рефлексов, как и вс остальное, как и все остальное, как бы держит всю цветовую композицию картины. В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного.


Я хочу, хочу отрадного, и буду писать только отрадное говорит Серов два года спустя. И он создает такие два шедевра русской школы живописи, как девочка с персиками 1887, Третьяковская галерея и Девушка, освещенная солнцем 1888, Третьяковская галерея. В Девочке с персиками изображена дочь С.И. Мамонтова Веруша. Он подсмотрел в жизни естественно-непринужденную позу присевшей на мгновение


за стол с персиками девочки, о чем-то вдруг неожиданно задумавшейся. Картина вся овеяна безмятежной радостью весенней поры в жизни человека. В ореоле струящегося света мягко вырисовывается девочка в розовом с приколотой к черному банту красной гвоздикой. Еле уловимая полуулыбка делает особенно привлекательным е смуглое и нежное лицо с быстрым взглядом живых карих глаз. Поэзия юности, выраженная поэзией света и цвета вот, в сущности, тема картины.


И никто ещ из русских художников, даже самых прославленных, не передавал этой поэзии юности с такой пленительной свежестью, с таким изящным, тонким мастерством. Девочка с персиками - лирическая поэма о светлой юности, созданная талантом и молодостью двадцатидвухлетнего художника, безмерно влюбленного в жизнь и лучшее е порождение человека. В Девушке, освещенной солнцем нет уже такой непосредственной поэтичности, хотя она также проникнута


тихой радостью бытия. Вместо скрытно-порывистой позы Девочки с персиками, и живого блеска брошенного в сторону взгляда, перед нами спокойно сидящая, прислонившись к стволу дерева, девушка со спокойно положенными на колени руками. Доверчиво смотрит она на нас широко открытыми светло-серыми глазами невозмутим е душевный мир, ясный как этот солнечный день под липами старого парка. Все, чего я добивался говорит


Серов о своих работах этих лет это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Упорно добиваясь свежести живописи при полной законченности, Серов замучил многодневными сеансами и Верушу Мамонтову и свою двоюродную сестру М.Я. Симонович, позировавшую ему в Домотканове для Девушки, освещенной солнцем. Но цели своей он добился оба его шедевра кажутся написанными по первому


впечатлению, без труда и творческих мучений. Это как бы два прекрасных мгновения, остановленных и выхваченных из быстротекущего потока жизни. Красоту утонченно-нервного облика Левитана, его высокую интеллигентность, утомленно-печальный взгляд затененных на бледном лице глаз запечатлел Серов в портрете И.И. Левитана 1893 года. Изящно проста его поза, портретно выразительна рука, устало положенная на спинку соломенного кресла. Прост и красив колорит портрета, решенный в мягком созвучии


темно-серых тонов фона, темно-синего костюма, золотисто-охристого кресла и смугло-бледного лица и руки, оттененных белоснежной полоской воротника и пятном манжет. Самому Левитану портрет очень понравился, а Серову не очень. Больше Серов был удовлетворен портретом писателя Н.С. Лескова, написанного в 1894 году, предельно простым по композиции и сильным по колориту.


На редкость впечатляющ смятенно-тревожный взгляд Лескова, точно предчувствующего свою скорую смерть. Работает Серов в 90-е годы и над пейзажем, придя и в нем к новым стилевым особенностям и скупой гамме серебристо-серых тонов, появившихся после его поездки летом 1894 года на север с Константином Коровиным, оказавшим на него сильное воздействие своим выдающимся дарованием колориста. Однако Серов сохраняет своеобразие своей творческой индивидуальности и уже в 1895 году пишет чудесную


картину Октябрь. Тишиной и покоем веет от этого типично русского пейзажа с бедной деревенькой на заднем плане и мирно пасущимися лошадьми и овцами на скошенном поле. Крошечная фигурка мальчика-пастушка в отцовском картузе как бы держит композицию картины. И эта на первый взгляд точно вылинявшая картина вдруг захватывает нас красотой живописи, поэтичностью настроения, острой характерностью пейзажного жанрового изображения русской деревни.


Так же проста и поэтична пастель В деревне. Баба с лошадью 1898г в которой Серов объединил свои дарования портретиста, анималиста, и пейзажиста в живой сценке, выхваченной из деревенской жизни. Когда он, прямо на улице, на морозе, рисовал цветными мелками смеющуюся краснощекую бабу с кудлатой лошадью его обступили мужики, ахавшие от восхищения. Больше всего их восхищала простота выполнения взял бы вот эти цветные палочки и сам сейчас все так


и написал. И, рассказав Грабарю про этот запомнившийся ему эпизод, Серов стал горячо доказывать, что надо писать без фокусов так прост как это только возможно. Надо чтоб мужик понимал, а не барин, а мы все для бар пишем и ужасно падки на всякую затейливость и пышность. Вот они немцы, французы пускай будут пышны, им это к лицу, а уж какая там пышность на Руси. В двадцатый век Серов вступает в расцвете своего таланта, это своеобразный художник-артист, нетерпимый


к банальности общих мест, ищущий непроторенные пути в искусстве. Многообразны его искания. На рубеже нового века он создает в рисунке кистью необыкновенно правдивый и поэтический образ Пушкина, одиноко сидящего среди шороха осенних листьев. И в том же, 1899, году он пишет прелестный натурный этюд своих детей на побережье моря, а два года спустя портрет Мики Морозова, очаровательного в своей детской непосредственности и пылкости темперамента.


В 1900-1901 годах в тонко стилизованной манере Серов изображает Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту и тогда же броской кистью запечатлевает стирку белья деревенскими бабами. В 1907 году он завершает превосходную историческую картину Петр I и в том же году создает блистательный портрет красавицы Генриетты Гиршман в ее изысканно-модном будуаре. Велики не только сюжетно-тематические, но и стилевые


различия в произведениях Серова последних лет его жизни. В Похищении Европы 1910г. античный миф о похищении Европы - дочери финикийского царя богом Зевсом, превратившимся для этого в быка. Женственно изящен образ кокетливой изысканно хрупкой Европы. Царственно красив могучий бык с лирообразно изогнутыми рогами и человеческим взглядом.


Стремительны прыжки взлетающих над волной дельфинов, очерченных с виртуозной простотой, как бы одним взмахом кисти. И за этой картиной, покоряющей своим совершенным мастерством, встает образ умного, добродушно иронического Серова, воссоздающего древний миф с тонкой улыбкой человека двадцатого столетия. Он отдыхает душой от российских кошмаров в работе над поэтичными образами античной мифологии, выражая в них свою мечту о светлом будущем человечества. Заканчивая книгу о творчестве


Валентина Александровича Серова, изданную ещ в дореволюционное время, И.Э. Грабарь писал В лице Серова ушел последний великий портретист старого типа И это верно. Причем не только по отношению к русскому, но и к западноевропейскому искусству конца XIX начала XX века. Серов остается остро современным художником во всех видах и жанрах своего творчества, в приемах своего нестареющего мастерства. Я художник девятнадцатого века говорил о себе


Васнецов. В новом веке новые песни, и я едва ли сумею их спеть. Серов же сумел спеть новые песни, найдя для них новые изобразительные средства. Он стремился вперед, опираясь на прошлое, продолжая и развивая традиции великих художников. В этом один из уроков блистательного серовского мастерства. Автор RомаN ogps2atnet.ru



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.