Управление инновационными преобразованиями
1. Учебные цели элемента
Инновационная деятельность организации связана с непрерывным потоком многообразных изменений. Адаптация к инновациям, их проведение требуют разнообразных преобразований, как правило, новых для организации и потому носящих инновационный характер. В соответствии е этим учебными целями данного элемента являются:
· дать представление о технологии выбора и реализации инновационной стратегии как технологии инновационных преобразований;
· раскрыть систему показателей инновационной деятельности организации;
· дать навыки формулирования инновационной цели, построения и расчета дерева главной инновационной цели;
· изложить основное понятие и дать навыки определения инновационного потенциала, инновационного климата, инновационной позиции, инновационной активности и инновационной силы организации;
· показать необходимость и изложить подходы к проектному управлению инновациями (объект, лидерство, командный подход, сокращение длительности процесса, структурные преобразования);
· показать способ проведения инновационного преобразования технологии деловых процессов предприятия на основе методики реинжиниринга.
2. Концепция проектирования инновационных преобразований
2.1. Последовательность выбора и реализации инновационной стратегии
I. Этап постановки цели:
1) Устанавливаются миссия-предназначение, миссия-ориентация и миссия-политика организации, в которых подчеркивается приверженность к инновационной деятельности и инновационным стратегиям.
2) Формулируется цель развития организации. Строится и рассчитывается «дерево цели».
II. Этап стратегического анализа:
1) Анализируется внутренняя среда организации и оценивается инновационный потенциал.
2) Анализируется состояние внешней среды и дается оценка инновационного климата.
3) Определяется инновационная позиция организации.
III.Этап выбора инновационной стратегии:
1) Устанавливаются базовые стратегии развития и их инновационные составляющие.
2) Осуществляется подбор и оценка альтернативных инновационных стратегий.
3) Осуществляется выбор и формулируется предпочтительная инновационная стратегия.
IV. Этап реализации инновационной стратегии:
1) Разрабатываются стратегический проект (состав стратегических изменений и мероприятия по их осуществлению) и план реализации проекта. Особо учитывается инновационный характер преобразований.
2) Организуется стратегический контроль процесса реализации проекта.
3) Оценивается эффективность процесса реализации и проводится необходимая корректировка проекта, стратегий, цели, миссии.
2.2. Инновационные преобразования
Избранная инновационная стратегия развития предприятия должна быть реализована. Процесс реализации любой инновационной стратегии вызывает лавину последующих нововведений.
Например, решение о переходе на новую технологию выдвигает требования по обновлению состава и использованию ресурсов (материально-технических, информационных, трудовых, финансовых), перепроектированию (инжинирингу) всех основных и вспомогательных деловых процессов по стадиям жизненного цикла изделия (НИОКР, производство, реализация продукции, обслуживание потребителей), приводит к нововведениям в системе и аппарате управления, организационной структуре.
Этот поток изменений коренным образом преобразует состояние организации, позволяет ей адаптироваться к внедряемой инновации.
2.3. От инновационной стратегии к инновационному проекту
Поток инновационных преобразований, вызываемых переходом на новую технологию, предусматривается в виде инновационного проекта и инновационной программы. В инновационном проекте содержится перечень мероприятий - локальных проектов, в совокупности обеспечивающих адаптацию к инновации. Комплекс преобразований имеет следующее содержание.
I. Блок изменений результатов деятельности:
1) конструктивно новая или обновленная продукция с новыми характеристиками, новый портфель продукции, новые отрасли/подотрасли и новые рынки;
2) новые услуги клиентам и потребителям новой продукции предприятия;
3) новые экономические и социальные результаты деятельности организации.
II. Блок изменений в ресурсах:
1. материально-техническая база: новое сырье, новые материалы и комплектующие, новое технологическое оборудование, новые рабочие места и производственные площади, новые поставщики и партнеры, новая логистика потоков материально-технических ресурсов;
2. информация: новая научно-техническая, производственная, экономическая и коммерческая информация, новые базы данных, новая логистика потоков информации, новые системы связи;
3. трудовые ресурсы: приобретение новых знаний сотрудниками, новые сотрудники, новые управляющие, новая социальная среда, новое движение кадров;
4. финансы: новые задачи финансирования инновационного проекта, новые финансовые потоки.
III. Блок изменений в деловых процессах:
1) процессы НИОКР: новые задачи, сжатие процессов во времени за счет запараллеливания;
2) процессы производства: перераспределение работ между производственными звеньями в самом предприятии и заказов между субподрядчиками, подготовка к освоению новых технологий;
3) процессы реализации: обновление сети реализации, новые маркетинговые функции, новые коммерческие задачи;
4) процессы обслуживания: подготовка к оказанию новых услуг, новые клиенты.
IV. Блок изменений в системе управления:
1) переход на проектное управление, новые процедуры принятия решений, обновление методов управления;
2) обеспечение сочетания проектного, функционального и общего управления в организации.
V. Блок изменений в организационной структуре:
1) новые функции: выявление новых производственных и управленческих функций;
2) новые структурные звенья и уровни управления: создание новых звеньев и наделение их функциями;
3) новые связи: оформление новых связей между звеньями по функциям;
4) новые отношения: формирование нового состава прав и ответственности, их распределение по звеньям и уровням управления в соответствии с функциями и связями.
2.4. Инновационная программа
Состав мероприятий и локальных проектов, заключенных в инновационном проекте, после решения вопросов инвестирования формируют в виде плана, а чаше инновационной программы. В программе данные мероприятия формулируются в виде работ со своими сроками, исполнителями и финансовыми затратами (табл.4.1).
Таблица 4.1
Фрагмент инновационной программы перехода организации на новую
технологию
№ п/п
Мероприятие (локальный проект)
Срок исполнения
Исполнители
Затраты по смете, тыс. руб.
1
2
3
4
5
7.
Приобретение лицензии на технологию
1 кв. 1999 г.
Отдел 17
195
13.
Переподготовка специалистов и рабочих
2 кв. 1999 г.
Отдел кадров
100
29.
Создание нового цеха
3 кв. 1999 г.
Отдел 34
360
3. Инновационные цели и инновационный потенциал организации
3.1. Показатели инновационной деятельности организации
В России с учетом рыночных преобразований статистика инноваций начинается с 1994 г. Система статистических показателей, характеризующих инновационную деятельность промышленных организаций, включает 10 разделов.
Показатели, наиболее широко применяемые в отечественной и зарубежной практике и характеризующие инновационную активность организации, ее инновационную конкурентоспособность, можно разбить на следующие группы: затратные; временные; обновляемости; структурные.
Затратные показатели:
1) удельные затраты на НИОКР в объеме продаж, которые характеризуют показатель наукоемкости продукции фирмы;
2) удельные затраты на приобретение лицензий, патентов, ноу-хау;
3) затраты на приобретение инновационных фирм;
4) наличие фондов на развитие инициативных разработок.
Показатели, характеризующие динамику инновационного процесса;
1) показатель инновационности ТАТ;
2) длительность процесса разработки нового продукта (новой технологии);
3) длительность подготовки производства нового продукта;
4) длительность производственного цикла нового продукта.
Показатели обновляемости:
1) количество разработок или внедрений нововведений продуктов и нововведений-процессов;
2) показатели динамики обновления портфеля продукции (удельный вес продукции, выпускаемой 2, 3, 5 и 10 лет);
3) количество приобретенных (переданных) новых технологий (технических достижений);
4) объем экспортируемой инновационной продукции;
5) объем предоставляемых новых услуг.
Структурные показатели:
1) состав и количество исследовательских, разрабатывающих и других научно-технических структурных подразделений (включая экспериментальные и испытательские комплексы);
2) состав и количество совместных предприятий, занятых использованием новой технологии и созданием новой продукции;
3) численность и структура сотрудников, занятых НИОКР;
4) состав и число творческих инициативных временных бригад, групп.
Наиболее часто используются показатели, отражающие удельные затраты фирмы на НИОКР в объеме ее продажи численность научно-технических подразделений.
Охотно используется показатель инновационности ТАТ. Термин «ТАТ» пущен в оборот японцами и происходит от американского словосочетания «turn— around time» («успевай поворачиваться»). Под этим понимают время с момента осознания потребности или спроса на новый продукт до момента его отправки на рынок или потребителю в больших количествах. Фирме «Мацусита» в цветном телевидении принадлежит своего рода рекордное значение показателя ТАТ, равного 4,7 месяцев.
Реже используются в широкой печати другие показатели, например, структурные, показывающие количество и характеринновационных подразделений. Такие показатели обычно присутствуют в специальных аналитических обзорах.
3.2. Инновационные цели
Понятие инновационной цели. Для достижения цели развития организации вырабатывается инновационная стратегия*, реализации которой в свою очередь требует целевого управления инновацией, то есть формулирования инновационной цели.
Инновационными целями могут быть требования: о создании нового продукта; о переходе на новую технологию; о подготовке новой услуги; о переходе на новый вид ресурса, новую систему управления, новую оргструктуру.
Формулирование инновационной цели. При формулировании инновационных целей и стратегий имеются принципиальные различия. Первые определяются как векторы развития, а вторые - как направления действий (то есть направления использования ресурсов) по данному вектору и способы подготовки и использования ресурсов. Однако цель и стратегия связаны одной логической цепочкой: стратегия есть средство достижения цели более высокого уровня управления. Реализация стратегии требует ее формулировки как цели.
В большинстве случаев хорошая формулировка цели отвечает следующим признакам:
1) начинается с глагола в неопределенной формы в повелительном наклонении, характеризующего выполняемые действия («разработать», «улучшить», «уменьшить», «довести», «повысить» и т.п.);
2) конкретизирует требуемый конечный результат в качественном и количественном выражениях и возможность измерения количественных показателей, что необходимо для подтверждения факта достижения цели («уменьшить затраты на содержание аппарата управления на 20 % от ранее представленного бюджета». Есть качественное выражение: «затраты на содержание аппарата управления». Есть количественное выражение: «уменьшить . на 20 %». Есть способ измерить показатель: «от . бюджета»);
3) конкретизирует заданный срок достижения дели («к концу текущего года», «к заданному в программе числу .», «до 28 февраля текущего года»);
4) конкретизирует максимальную величину допустимых затрат, ограничения на выделяемые ресурсы («на реализацию программы выделить не более . денежных единиц», «собственными силами», «в рамках существующего бюджета»);
5) оговаривает только «когда» и «что» должно быть сделано, не вдаваясь в детали - - «почему» и «как» это должно быть сделано.
6) утверждена в качестве управленческого решения и зафиксирована письменно в каком-либо документе, доведена до исполнителя.
Инновационные цели могут иметь следующую формулировку: «производству потребительских товаров перейти на новую технологию сварки в течение 4 месяцев по утвержденному проекту и принятой сметой затрат».
Цели отличаются большим разнообразием. Ниже приводятся несколько примеров их реальных формулировок.
Построение дерева инновационной цели.
Правила построения дерева цели (ДЦ):
1. На каждом уровне ДЦ комплекс подцелей должен быть необходим и достаточен для достижения вышестоящей цели.
2- Расчленение (декомпозиция) цели на подцели на каждом уровне ДЦ ведется только по одному признаку декомпозиции (правило классификации).
3. Каждая выделяемая подцель (как промежуточный результат) должна относиться к организационно-обособленному субъекту деятельности - организации, подразделению.
4. В зависимости от назначения ДЦ требуется установить, на каком структурном уровне закончить декомпозицию цели: организации, подразделения, исполнителя. ДЦ строится до уровня, на котором можно установить ответственного исполнителя и приступить к формированию состава мероприятий программы достижения цели.
Признаки (уровни) декомпозиции инновационной цели создания нового продукта:
1) формулируется главная (генеральная, основная) цель;
2) устанавливаются подцели по стадиям жизненного цикла изделия: НИОКР, производства, реализации, обслуживания потребителей;
3) по каждой стадии устанавливаются подцели адаптации предприятия к инновационному процессу в разрезе блоков подготовки: ресурсов, технологии, управления, организационной структуры;
4) по более сложно структурированным блокам устанавливаются частные подцели по элементам (например, по ресурсному блоку: подцели по трудовым ресурсам, материально-техническим, информационным, финансовым).
Признаки (уровни) декомпозиции инновационной цели перехода на новую технологию:
1) формулируется главная (генеральная, основная) цель;
2) устанавливаются подцели по стадиям жизненного цикла технологической инновации: приобретения, подготовки (адаптации), внедрения;
3) и 4) пункты повторяют предыдущую схему.
Расчет параметров дерева цели. Рассчитываются в первую очередь два показателя:
а) коэффициент относительной важности подцели (насколько данная подцель важна для вышестоящей цели) - В;
б) коэффициент взаимной полезности (коэффициент абсолютной важности - насколько подцель важна, полезнадля главной цели) - Р.
Схема построения и расчета представлена на слайдах 4.2 и 4.3.
Коэффициент относительной важности каждой подцели устанавливается составителями дерева цели исходя из ее вклада в достижение только вышестоящей цели. Условием ее достижения (100% или 1,0) будет достижение всех ее подцелей, то есть сумма Вi подцелей равняется 1,0.
В простом графе расчет Р производится перемножением В дуг на пути от данной подцели к главной цели.
В циклическом графе расчет Р производится перемножением В дуг на каждом пути от данной подцели к главной цели и сложением значений.
3.3. Инновационный потенциал
Понятие инновационного потенциала. Через развитие потенциала идет развитие организации и ее подразделений, а также всех элементов производственно-хозяйственной системы. Развитие организации рассматривается как реакция на изменения внешней среды и потому носит стратегический характер. От состояния инновационного потенциала зависит выбор и реализация инновационной стратегии, и поэтому его оценка представляет собой необходимую текущую операцию.
Развитие инновационного потенциала организации как целостной системы может осуществляться только через развитие компонентов ее внутренней среды. Необходим анализ внутренней среды организации.
Структура внутренней среды организации. Внутренняя среда организации построена из элементов, образующих ее производственно-хозяйственную систему*. Элементы сгруппированы в следующие блоки:
продуктовый (проектный) блок — направления деятельности организации и их результаты в виде продуктов и услуг (проекты и программы);
функциональный блок (блок производственных функций и деловых процессов) -- оператор преобразования ресурсов и управления в продукты и услуги в процессе трудовой деятельности сотрудников организации на всех стадиях жизненного цикла изделий, включающих НИОКР, производство, реализацию, потребление;
ресурсный блок - комплекс материально-технических, трудовых, информационных и финансовых ресурсов предприятия;
организационный блок - организационная структура, технология процессов по всем функциям и проектам, организационная культура;
5) блок управления — общее руководство организации, система управления и стиль управления.
Подходы к оценке инновационного потенциала. Оценка инновационного потенциала производится по схеме: ресурс (Р) - - функция (Ф) - - проект (П). Под проектом или программой имеется в виду выпуск и реализация нового продукта (услуги), направление деятельности. Задачи оценки инновационного потенциала организации могут быть поставлены в двух плоскостях:
· частная оценка готовности организации к реализации одного нового проекта;
· интегральная оценка текущего состояния организации относительно всех или группы уже реализуемых проектов.
Потребности практики выдвигают необходимость в двух схемах анализа внутренней среды и оценки инновационного потенциала: детального и диагностического.
Детальный подход. Детальный анализ внутренней среды и оценки инновационного потенциала организации проводится в основном на стадии обоснования инновации и подготовки проекта ее реализации и внедрения. При большой трудоемкости он дает системную и полезную информацию. Схема оценки инновационного потенциала организации при детальном анализе внутренней среды такова:
1) дается описание системной нормативной модели состояния инновационного потенциала организации (его внутренней среды), то есть четко устанавливаются те качественные и количественные требования к состоянию потенциала по всем блокам, компонентам блоков и параметрам, которые обеспечивают достижение уже данной инновационной цели и ее подцелей (по дереву цели);
2) устанавливается фактическое состояние инновационного потенциала по всем блокам, компонентам и параметрам;
3) анализируется рассогласование нормативных и фактических значений параметров потенциала организации; выделяются сильные (с запасом или точно соответствующие нормативной модели) и слабые (много или мало несоответствующие нормативной модели) стороны потенциала;
4) составляется примерный перечень работ по инновационному преобразованию организации (усилению слабых сторон).
Диагностический подход. Ограничение в сроках, отсутствие специалистов, способных проводить системный анализ, отсутствие или недоступность информации об организации (особенно при анализе инновационного потенциала конкурентов) заставляют использовать диагностические подходы к оценке инновационного потенциала организации.
Диагностический подход реализуется в анализе и диагностике состояния организации по ограниченному и доступному как для внутренних, так и для внешних аналитиков кругу параметров.
Обязательные условия качественного проведения диагностического анализа:
1) должны использоваться знания системной модели и в целом системного анализа исследуемого объекта;
2) необходимо знать взаимосвязь диагностических параметров с другими важными параметрами системы с тем, чтобы но состоянию какого-либо одного диагностического параметра оценить состояние либо всей системы, либо существенной ее части;
3) информация о значениях отобранных диагностических параметров должна быть достоверной, гак как при ограничении параметров возрастает риск потерь из-за неточно определенного диагноза состояния системы.
Если в качестве диагностируемого элемента (блока) системы выступает элемент «кадры» в инновационной организации, то по состоянию этого элемента можно диагностировать состояние системы инноватора в целом. Диагностическими параметрами, характеризующими внешние проявления, будут входные и выходные (относительно системы «инноватор») параметры. Это внешние параметры. Входные: численность; количество специалистов, имеющих ученую степень, расходы на заработную плату и т.п. Выходные: продолжительность выполненных работ (длительность фаз ЖЦИ и всего никла, длительность выполнения проекта или программы); уровень, качество продукции, услуг, проектов; затраты на выполнение работ; увольнения и перемещения сотрудников; объем выполненных работ и т.п. В качестве диагностических параметров используются также интегральные параметры эффективности использования ресурсов (интегральные не в смысле обобщения частных параметров, а в смысле эффективности: отношение входных параметре» к выходным, т.е. отношение используемых ресурсов к полученным результатам). Например, производительность труда, себестоимость продукции. Если входные и выходные параметры - это абсолютные показатели, то интегральные - относительные.
Диагностические параметры могут быть локальными (частными), указывающими на один дефект системы (характеристика внутреннего состояния системы, выражаемая структурным параметром), и комплексными (общими, обобщенными), указывающими на ряд дефектов, недостатков (структурных параметров), на ряд элементов, блоков фирмы.
Диагностические параметры могут быть также зависимыми, когда для выявления дефекта внутреннего состояния системы требуется несколько диагностических параметров, и независимыми, когда достаточно одного диагностического параметра.
Внутреннее состояние системы (информацию о котором так трудно получить) описывается структурными параметрами (не следует отождествлять с параметрами организационной структуры фирмы)- В свою очередь структурные параметры делятся на ресурсные и функциональные. Ресурсные структурные параметры характеризуют износ (физический и моральный), старение, остаточную мощность, запас ресурсов (трудовых, материально-технических, информационных, финансовых) и организационных средств (технологии, методов, организационной структуры). Функциональные структурные параметры характеризуют рациональность, эффективность функционирования системы по отношению к использованию ресурсов, использованию организационного потенциала, управляющему воздействию.
В части элемента «кадры» ресурсными параметрами будут: квалификация, сотрудничество, лояльность фирме, навыки и опыт, средний возраст коллектива и т.п. Функциональные параметры: уровень профессионально-квалификационного разделения труда, специализации и совмещения, кооперации; учет личностных характеристик сотрудников и руководителей и другие.
Проведение диагностического анализа требует определенных навыков и информационной базы. Схема диагностического анализа и оценки инновационного потенциала организации такова:
· ведение каталога управляющих воздействий;
· ведение каталога ситуаций с состоянием среды;
· ведение каталога диагностических параметров, характеризующих внешние проявления;
· ведение каталога структурных параметров, характеризующих внутреннее состояние;
· установление взаимосвязи структурных и диагностических параметров системы;
· наблюдение диагностических параметров и обработка статистических данных;
· оценка структурных параметров;
· оценка состояния частных параметров и определение интегральной оценки потенциала организации.
Измерение инновационного потенциала. Для решения аналитических задач с использованием оценки инновационного потенциала разрабатываются специальные вопросники и анкеты различной степени детализации параметров. Б первую очередь предлагается использовать более общие анкеты блоковых оценок (табл. 4.2), в которых эксперты проставляют свои оценки по 5-балльной шкале.
Содержание оценок:
5 - очень хорошее состояние, совершенно удовлетворяющее нормативной модели достижения инновационной цели - классифицируется как очень сильная сторона инновационного потенциала;
4 - хорошее состояние, удовлетворяющее нормативной модели, не требует изменения - сильная сторона;
3 - среднее состояние, требует некоторых ограниченных изменений, чтобы довести до требований нормативной модели;
2 - плохое состояние, требует серьезных изменений - классифицируется как слабая сторона инновационного потенциала;
1 - очень плохое состояние, требует радикальных преобразований - очень слабая сторона.
3.4. Инновационный климат
Инновационный климат — это состояние внешней среды организации, содействующее или противодействующее достижению инновационной цели. Проявляется он через влияние на инновационный потенциал.
Структура внешней среды организации. В структуре внешней среды организации выделяют макросреду и микросреду (слайд 4.4).
В макросреде выделяются четыре стратегические сферы: социальная (С), технологическая (Т), экономическая (Э) и политическая (П). Их влияние на макросреду организации и ее инновационный потенциал устанавливается по результатам СТЭП-анализа.
Микросреда организации рассматривается как совокупность стратегических зон ближайшего окружения, как состав субъектов, непосредственно с ней взаимодействующих и прямо влияющих на состояние инновационного потенциала.
Таблица 4.2
Оценка состояния инновационного потенциала
Уровень состояния
№
КОМПОНЕНТЫ БЛОКОВ
компонентов
Сильные стороны
Слабые стороны
1. ПРОДУКТОВЫЙ БЛОК
(оценка качества, рентабельности и объема продаж продукта, состояния ресурсного обеспечения и исполнения функций - НИОКР, производства, реализации, обслуживания потребителей)
1.1 1.2
Состояние продуктового проекта № 1
Состояние продуктового проекта № 2
1 2
1 2
3
3
4 5
4 5
1.3
Состояние продуктового проекта № 3
1 2
3
4 5
Итоговая оценка состояния продуктового блока (портфеля)
1 2
3
4 5
2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ БЛОК
(компоненты функционального блока - стадии жизненного цикла изделий)
2.1
НИОКР, опытно-экспериментальные и испытательные работы
1 2
3
4 5
2.2
Производство: основное и вспомогательное
1 2
3
4 5
2.3
Маркетинг и сбыт (продажи)
1 2
3
4 5
2.4
Сервисные работы для потребителей
1 2
3
4 5
Итоговая оценка состояния функционального блока
1 2
3
4 5
3. РЕСУРСНЫЙ БЛОК
3.1
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
I)
Сырье, материалы, топливо и энергия, комплектующие
1 2
3
4 5
2)
Площади и рабочие места, связь и транспорт
1 2
3
4 5
3)
Оборудование и инструменты
1 2
3
4 5
Итоговая оценка состояния
материально-технических ресурсов
1 2
3
4 5
3.2
ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ
1)
Состав и компетентность руководителей
1 2
3
4 5
2)
Состав и квалификация специалистов
1 2
3
4 5
3)
Состав и квалификация рабочих
1 2
3
4 5
Итоговая оценка состояния трудовых ресурсов
1 2
3
4 5
3.3
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
1)
2)
3)
Научно-технический задел; патенты и «ноу-хау»; научно-техническая информация
Экономическая информация
Коммерческая информация
1 2
1 2
2
3
3
3
4 5
4 5
4 5
Итоговая оценка состояния информационных ресурсов
1 2
3
4 5
3.4
ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ
1)
2)
3)
Возможности финансирования из собственных средств
Обеспеченность оборотными средствами
Обеспеченность средствами на зарплату
1 2
1 2
1 2
3
3
3
4 5
4 5
4 5
Итоговая оценка состояния финансовых ресурсов
1 2 | 3
4 5
ИТОГО ПО ВИДАМ РЕСУРСОВ
3.1
3.2 3.3 3.4
Состояние материально-технических ресурсов
Состояние трудовых ресурсов
Состояние информационных ресурсов
Состояние финансовых ресурсов
1 2
1 2
1 2
1 2
3
3
3
3
4 5
4 5
4 5
4 5
Итоговая оценка состояния ресурсного блока
1 2
з
4 5
4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ БЛОК
4.1
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
1)
2)
3)
4)
Конфигурация: звенья, диапазон и уровни управления
Функции; состав и качество разделения труда
Качество внутренних и внешних вертикальных и горизонтальных, прямых и обратных связей
Отношения: разделение прав и ответственности по звеньям
1 2
1 2
1 2
1 2
3
3
3
3
4 5
4 5
4 5
4 5
Итоговая оценка состояния организационной структуры
1 2
3
4 5
4.2
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЦЕССОВ ПО ВСЕМ ФУНКЦИЯМ И ПРОЕКТАМ
1)
2)
Прогрессивность используемых технологий и методов
Уровень автоматизации
1 2
1 2
3
3
4 5
4 5
Итоговая оценка состояния технологии
1 2
3
4 5
4.3
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
1)
Коммуникационная система и язык общения
1 2
3
4 5
2)
Традиции, опыт и вера в возможности организации
1 2
3
4 5
3)
Трудовая этика и мотивирование
1 2
3
4 5
Итоговая оценка состояния организационной культуры
1 2
3
4 5
ИТОГО ПО КОМПОНЕНТАМ ОРГАНИЗАЦИОННОГО БЛОКА
4.1
Организационная структура
1 2
3
4 5
4.2
Технология процессов
1 2
3
4 5
4.3
Организационная культура
1 2
3
4 5
Итоговая оценка состояния организационного блока
1 2
3
4 5
5. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ БЛОК
5.1
Общее, функциональное и проектное руководство
1 2
3
4 5
5.2
Система управления: планирование, организация,
контроль, стимулирование, координация
1 2
3
4 5
5.3
Стиль управления
(сочетание автономности и централизации)
1 2
3
4-" 5
Итоговая оценка состояния управленческого блока
1 2
3
4 5
ИТОГО ПО БЛОКАМ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА
1
Состояние продуктового блока
1 2
3
4 5
2
Состояние функционального блока
1 2
3
4 5
3
Состояние ресурсного блока
1 2
3
4 5
4
Состояние организационного блока
1 2
3
4 5
5
Состояние управленческого блока
1 2
3
4 5
Итоговая оценка состояния инновационного потенциала
1 2
3
4 5
Анализ и оценка инновационного макроклимата. Объектом анализа выступают сферы внешней макросреды, а предметом - их влияние на инновационные цеди и стратегии, то есть определение инновационного макроклимата.
При необходимости можно углубить объект анализа за счет других двух векторов -- территориального масштаба и отраслей. Однако в некоторой части эти два вектора уже учтены в структурах и характеристиках сфер.
В качестве дальнего (косвенного) окружения внешняя макросреда не всегда непосредственно влияет на потенциал организации. Чаще это влияние передается через внешнюю микросреду (ближайшее окружение), которая прямо, непосредственно влияет на потенциал организации. Поэтому, точнее будет указывать в качестве предмета анализа влияние климата на потенциал организации.
Анализ и оценка инновационного микроклимата. Объект анализа - зоны микросреды. Предмет — их влияние на инновационные цели и стратегии через влияние на инновационный потенциал, то есть определение инновационного микроклимата. Внешняя среда в части ближайшего окружения фирмы и прямого на нее влияния, то есть микросреда, представляется совокупностью стратегических зон (слайд 4.4).
Анализ и оценка инновационного климата в целом. Измерение и анализ инновационного климата на стратегическом уровне можно проводить экспертным путем, используя табл. 4.3. Оценки компонентов и параметров внешней среды даются экспертом по 5-балльной шкале.
Смысл баллов следующий:
5 - состояние данного компонента, параметра внешней среды настолько отлично и приемлемо, что позволяет полностью использовать имеющийся инновационный потенциал. Это состояние рассматривается как отличная возможность для предприятия;
4 - состояние данного компонента, параметра хорошее, что создает некоторую возможность для использования инновационного потенциала;
3 - состояние данного компонента, параметра ненадежно -угрозы пока нет, но требуется наблюдение за его динамикой;
2 - состояние данного компонента, параметра вызывает тревогу, оно отрицательно влияет на инновационный
потенциал. Это состояние классифицируется как некоторая угроза организации;
1 - состояние данного компонента, параметра без всяких сомнений угрожающее, оно должно рассматриваться как опасная угроза.
Таблица 4.3
Оценка состояния инновационного климата
№
ОЦЕНИВАЕМЫЕ КОМПОНЕНТЫ
Уровень состояния компонентов
Угрозы
Возможности
1. ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО МАКРОКЛИМАТА
(СТЭП-анализ стратегических сфер)
1.1
Социальная, природно-географическая и коммуникационная сфера (социальная напряженность, транспорт, связь)
1 2
3
4 5
1.2
Технологическая и научно-техническая сфера (рынок технологий и научно-технической информации)
1 2
3
4 5
1.3
Экономическая и финансовая сфера (налоги, льготы, инвестиционный климат на федеральном уровне)
1 2
3
4 5
1.4
Политическая и правовая сфера (федеральные и региональные планы и программы, законодательная база)
1 2
3
4 5
Итоговая оценка состояния инновационного макроклимата
1 2
3
4 5
2. ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО МИКРОКЛИМАТА
(анализ стратегических зон}
2.1
Зона хозяйствования, сегмент рынка: уровень конкуренции, отношения с потребителями и партнерами
1 2
3
• 4 5
2.2
Зона капиталовложений - инвестиций
1 2
3
4 5
2.3
Зона новых технологий и научно-технических информационных ресурсов
1 2
3
4 5
2.4
Зона сырьевых, топливных, энергетических и материально-технических ресурсов
1 2
3
4 5
2.5
Зона трудовых ресурсов - рыноктруда специалистов, менеджеров, рабочих
1 2
3
4 5
2.6
Группы стратегического влияния (на уровне отрасли, региона города, района)
1 2
3
4 5
Итоговая оценка состояния инновационного микроклимата
1 2
3
4 5
ИТОГО ПО ИННОВАЦИОННОМУ КЛИМАТУ
1
Оценка макроклимата
1 '! 2
3
4 5
2
Оценка микроклимата
1 2
3
4 5
Итоговая оценка состояния инновационного климата
1 2 '
3
4 5
3.5 Инновационная позиция организации
Стратегическая инновационная позиция организации определяется при совместном рассмотрении внутренней и внешней среды, то есть инновационного потенциала и инновационного климата. Оценка инновационной позиции происходит с помощью различных матриц. Широкое распространение получил метод «SWOT-анализа» - оперативный диагностический анализ среды организации.
Аббревиатура SWOT:
S — strength (сила),
W — weakness (слабость),
О — opportunity (возможность),
Т— threat (угроза).
Осмысление возможных ситуаций осуществляются по матрице SWOТ-анализа (слайд 4.5). Матрица SWOT -анализа строится на двух векторах: состоянии внешней среды (горизонтальная ось) и состоянии внутренней среды (вертикальная ось). Каждый вектор разбивается на два раздела (уровни состояния): возможности и угрозы, исходящие от состояния внешней среды; сила и слабость потенциала организации. На пересечении 2/2 получаем 4 поля (квадранта). Складываются следующие группы ситуаций.
Поле SO -- «сила-возможности». Для оценки инновационной позиции предприятия при достижении инновационной цели создания нового изделия или перехода на новую технологию это самый благоприятный квадрант нет необходимости что-либо изменять и к чему-либо готовиться.
Поле ST-- «сила-угрозы». Фиксируются те факторы инновационного климата, которые ограничивают использование сильных сторон инновационного потенциала. Предусматриваются специальные меры сохранения сильных сторон.
Поле WT' - - «слабость-угрозы». Это наихудшее сочетание для фирмы. Тем важнее обратить на него внимание. Снижение угроз возможно лишь радикальными преобразованиями состояния организации.
Поле WO -- «слабость-возможности». Руководству в данный момент внешняя среда не добавляет проблем, следует реализовать ранее намеченные меры по усилению инновационного потенциала организации.
На слайде 4.6 показан фрагмент матрицы SWOТ-анализа,
Инновационная позиция (Поз), как уже отмечалось, определяется совместно инновационным потенциалом (Пот)и инновационным климатом (К.л).
Количественное выражение инновационной позиции может вычисляться либо произведением, либо суммой:
3.6. Инновационная активность и инновационная сила
При оценке той или иной ситуации реально учитывается не только инновационная позиция, но и инновационная мощность или сила, конкретно проявляемая организацией в конкретной обстановке. Инновационную силу (Син) определяют умножая инновационную позицию (Поз) на коэффициент инновационной активности (Киа):
Параметры инновационной активности:
- качество инновационной стратегии и инновационной цели;
- уровень мобилизации инновационного потенциала;
А3 - уровень привлеченных капиталовложений - инвестиций;
А4 - методы, культура, ориентиры, используемые при проведении изменений;
А5 - соответствие реакции фирмы характеру конкурентной стратегической ситуации;
- скорость (темп) проведения стратегических инновационных изменений;
- обоснованность реализуемого уровня инновационной активности.
Инновационная активность определяется из выражения:
Каждый параметр инновационной активности определяется экспертом по 5-балльной шкале (табл. 4.4).
Таблица 4.4
Оценка инновационной активности организации
№
ОЦЕНИВАЕМЫЕ ПАРАМЕТРЫ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ
Уровень состояния параметров
Качество инновационной стратегии и инновационной цели
1 2
3
4 5
Уровень мобилизации инновационного потенциала
1 2
3
4 5
А3
Уровень привлекаемых капиталовложений - инвестиций
1 2
3
4 5
А4
Методы, культура, ориентиры, обычно используемые при проведении инновационных изменений
1 2
3
4 5
А5
Соответствие реакции фирмы характеру конкурентной стратегической ситуации
1 2
3
4 5
Скорость (темп) разработки и реализации инновационной стратегии
1 2
3
4 5
Обоснованность реализуем его уровня инновационной активности
1 2
3
4 5
Итоговая оценка состояния инновационной активности
1 2
3
4 5
Содержание элементов признака «инновационная активность».
1. Качество инновационной стратегии и цели: соответствие стратегии миссии-предназначению и миссии-ориентации, внешней среде, потенциалу, целям, другим стратегиям фирмы.
2. Уровень мобилизации инновационного потенциала: проявленная руководством способность привлечения требуемого потенциала, способность привлечь не только очевидную и известную часть, но также скрытую (латентную) часть потенциала, то есть способность проявить высшую компетенцию при мобилизации инновационного потенциала.
3. Уровень привлеченных капиталовложений - инвестиций: проявленная руководством способность привлечения инвестиций, требуемых по объему и приемлемых по источникам.
4. Методы, культура, ориентиры, используемые при проведении инновационных изменений: применение в инновационной деятельности концепций и методов, направленных на получение реальных конкурентных преимуществ. Например, в инновационных процессах распространен метод «параллельного проектирования». В маркетинге инноваций таким методом или такой концепцией на сегодняшний момент является концепция «фокусирования на клиентах».
5. Соответствие реакции организации характеру конкурентной стратегической ситуации: инновационная ситуация определяется состоянием объекта (предлагаемого новшества) и состоянием среды. Известны три типа поведения или реакций на стратегическую ситуацию: реактивное поведение, когда ситуация уже воспринимается даже недостаточно компетентными руководителями и только затем организация приступает к ее изменению; активное поведение, когда ситуация распознается профессионально компетентным руководством и после этого разрабатывается и реализуется стратегия; планово-прогнозное поведение, при котором реализуется метод управления по «слабым сигналам».
6. Скорость (темп) разработки и реализации инновационной стратегии: интенсивность действий по созданию и продвижению новшеств, проведению стратегических инновационных изменений. Такая интенсивность характеризуется комплексом показателей, включающих показатель инновационное «ТАТ», обновляемость продукции, обновляемость технологии и технологического оборудования, обновляемость знаний персонала, обновляемость организационных структур и другие показатели.
7. Обоснованность реализуемого уровня инновационной активности: соответствие того или иного уровня стратегической и тактической активности состоянию внешней среды и состоянию самой организации. Резкое необоснованное усиление активности может превратить организацию в так называемого «мертвого героя», а неадекватная пассивность обрекает ее стать неудачницей.
4. Проектное управление инновациями
4.1. Особенности стратегической инноватики как объекта проектного управления
Переход к проектному мышлению. Инновационная деятельность не может замыкаться на одной функции (пусть даже называемой проектированием), так как она органически представляет собой бизнес в целостном восприятии: от идеи продукта до его коммерческой реализации. Поскольку стратегическая инноватика требует значительных ресурсов, исполнители проекта конкурируют в их потреблении с исполнителями текущих стабильных процессов.
При организации стратегической инноватики необходимо провести большую работу по переходу от функционального мышления руководителей и исполнителей, ведущему к ограниченности восприятия задач и уходу от ответственности за конечные результаты всего дела, к проектному мышлению и проектному управлению, при которых все функции, включая и само проектирование, и производство, и маркетинг - всего лишь звенья одной цепи, которые должны служить одной цели, заключающейся в выпуске нового продукта, решающего проблемы потребителей.
Эти особенности более четко видны из результатов успешно завершенных инновационных проектов. Мировой опыт, в том числе и России, дает многие образцы такого рода. Например, опыт Ивановского станкостроительного объединения (в дальнейшем - ИСО) в создании обрабатывающих центров.
Осознание необходимости стратегической инноватики. Исходные условия старта инновационных проектов обычно крайне неблагоприятны. Стратегическое управление по слабым сигналам отсутствовало, и организации больше думают не о развитии, а о выживании. При этом отдельные улучшения в рамках операционной инноватики не только не спасают положения, а ухудшают ситуацию, поскольку создают ложные иллюзии, отнимают время, отвлекают ресурсы. Радикальные преобразования организации может обеспечить стратегическая инноватика. Именно это требуется осознать.
Ивановское станкостроительное объединение и организация из конкретной ситуации «Сатурн» стали выходить из кризисного положения путем формирования и реализации уникальных инновационных проектов.
4.2. Лидер, концепция и команда
Для операционной инноватики достаточно менеджера, назначенного администрацией с целью планирования, организации и контроля работ по проведению изменений. Стратегической инноватике требуется не менеджер, а лидер. Только лидер может объединить и вести участников инновационного сложного и непредсказуемого процесса, поскольку только лидер способен выдвигать далеко не очевидные (порой парадоксальные), но единственно возможные решения, казалось бы, тупиковых ситуаций и лишь лидеру могут в этом случае поверить участники. Требуется содействие в выдвижении и становлении лидера (хотя чаще всего будущие лидеры выдвигаются сами).
Лидер вскрывает всю глубину кризисного положения, разрабатывает и выдвигает концепцию радикального развития организации, опираясь на возможности и потенциал ее сотрудников, на глубокое знание и предвидение состояния внешней среды.
В концепции, помимо целей и подходов к их ресурсному обеспечению, определяется принцип построения структуры, ее ключевые позиции, на которые подбираются локальные лидеры, способные возглавить свой участок и работать в команде, то есть продвигать дело в координации с другими исполнителями, сообразуясь с интересами организации в целом.
Исходя из намеченной структурной схемы, подбираются соответствующие руководители исключительно по деловым признакам и умению работать в команде.
При функциональном управлении функции и ответственность средних руководителей и исполнителей часто жестко расписаны. Однако исполнитель не наделяется достаточным объемом прав, зато чрезмерно нагружается ответственностью. В проектном управлении такой путь просто невозможен. Команде предоставляются самые широкие полномочия по решению своего круга вопросов в части и применяемых методов, и использования ресурсов. Тем самым реально повышается мобильность и ответственность руководителей.
4.3. Организационно-структурные нововведения
Лидеры уделяют преобразованию структуры самое пристальное внимание как залогу успеха.
4.4. Инновационный маркетинг
Стратегический инновационный маркетинг определяется сегментированием рынка, позиционированием товара. Руководители проектов определяют: какую продукцию, какого качества и каким потребителям они будут предлагать. Так, В.П. Кабаидзе сразу решил выпускать самую современную и качественную технику и ориентировался на военно-промышленный комплекс.
В силу ограниченности ресурсов (прежде всего инвестиций) и времени проводится ранжирование стратегических задач по установленным приоритетам в области потребления ресурсов и очередности решений.
Выхода из кризиса и завоевания рынка в долгосрочной перспективе возможно добиться только через высокое качество работ. В системе разработки и реализации проектов главным считается недопущение ошибок с первого раза (переход на принципы бездефектной работы).
При этом проектное управление эффективно лишь при стратегическом партнерстве с поставщиками, соисполнителями и потребителями.
4.5. Сжатие процесса во времени
Сжатие процесса во времени представляет собой параллельно-итерационный (перекрестный) метод выполнения работ. При современном темпе обновления рынка последовательное осуществление всех стадий проекта исключается. Параллельное выполнение работ сокращает цикл, но и этого мало. Требуется координация и
совместная работа каждого исполнителя уже на под этапах и отдельных работах. Сам процесс выполнения проектных работ итеративен, так как требует многократной увязки решений исполнителей. Поэтому современные процессы осуществления проектов носят характер параллельно-итерационный (перекрестный).
На этапе реализации продуктов проекта необходимо осуществлять операционный маркетинг (подготовку продукта к рынку; сервис и поддержку), а также операционную инноватику по текущим разработкам и проведению усовершенствований.
4.6. Соотношение проектного и программно-целевого управления
Программно-целевое управление. В отечественной практике технология проектного управления давно получила широкое распространение на государственном, региональном и отраслевом уровнях, а также и на уровне предприятия. Однако следует учесть некоторые особенности ее применения, которые заключаются в следующем:
· на государственном (региональном и отраслевом) уровне проект выступает лишь как элемент программы определенного уровня, и речь идет о программно-целевом управлении с позиций этого уровня;
· на уровне организации каждый проект отражает определенную проблему, решаемую в системе программно-целевого управления.
Правительством РФ заявлено о приверженности программному методу управления. В его основе находится система программ и проектов. Программы будут основой проводимой государством бюджетной политики, которая станет ориентированной на реализацию важнейших задач развития. Выделяют федеральные, президентские, региональные, отраслевые и объектные целевые комплексные программы (ЦКП) и проекты. Региональным и отраслевым программам в зависимости от важности задач может присваиваться статус федеральных.
Процесс разработки ЦКП базируется на понятиях и принципах программно-целевого планирования, а именно:
· целенаправленность как целевая ориентация программ на достижение конечных результатов;
· системность как разработка всей совокупности мер, необходимых для реализации;
· комплексность как соответствие промежуточных подцелей генеральной цели;
· обеспеченность финансовыми, информационными, материальными и трудовыми ресурсами;
· приоритетность через ранжирование проектов и программ по срочности исполнения и обеспечения ресурсами;
· экономическая безопасность проектов программы;
· согласованность программ различных уровней;
· своевременность достижения требуемого конечного результата.
Современные представления о содержании проектного управления инновационной деятельностью. Проблемам управления проектами (УП) уделяется в мире все большее внимание,* регулярно проводятся конгрессы и симпозиумы, посвященные УП. С целью распространения знаний и опыта в сфере УП, развития контактов между специалистами в этой области в 1965 г. была создана Международная ассоциация управления проектами — INTERNET со штаб-квартирой в Цюрихе. Россию в INTERNET представляет Российская ассоциация УП - - SOVNET, учрежденная в октябре 1990 г.
В Москве в сентябре 1993 г. был проведен международный симпозиум «Управление проектами в России и Восточной Европе (INTERNET-93), организованное INTERNET и SOVNET. В докладе президента INTERNETM. Фангеля (Дания) были рассмотрены основные тенденции в развитии теории и практики УП. Сопоставляя УП в 70-е и 90-е годы, докладчик отметил, что раньше УП ориентировалось главным образом на решение специфических задач с применением особых методов. В настоящее время УП использует широкий спектр методов, относящихся к общей теории управления, стратегическому планированию, маркетингу и управлению кадрами.
В качестве главных тенденций развития УП в 90-е годы М. Фангель выделил следующие:
1) переход от реализации традиционных инвестиционных
проектов к управлению почти всеми типами задач (включая уникальные);
2) переход от рассмотрения в процессе УП только «проектного» периода (с момента заключения контракта до окончания проекта) к анализу всего жизненного цикла проекта, начиная с его концепции и заканчивая стадией утилизации конечного продукта;
3) переход от создания узкоспециализированных, национальных проектных «команд» к межнациональной кооперации в области УП;
4) переход от управления каждым индивидуальным проектом к работе над ним как элементом в сети проектов и других видов деятельности;
5) переход от концентрации внимания на отдельных параметрах (качестве управления, сроках, ресурсах и т.д.), представленных в жестко очерченных рамках, к комплексному рассмотрению всех проектных характеристик с учетом окружающей среды;
6) переход от взгляда на УП как на задачу только его руководителя к пониманию роли всех заинтересованных в реализации проекта лиц;
7) переход от применения одной концепции на всех фазах УП к выбору наиболее подходящей концепции для каждой главной фазы жизненного цикла проекта.
5. Реинжиниринг и инновационные деловые процессы
5.1 Соотношение инжиниринга и реинжиниринга
Выживание организаций в современных условиях динамично изменяющихся рынков возможно лишь при их адаптации и постоянном приспособлении к изменяющемуся окружению. Именно эти стратегические задачи решаются при проектировании и развитии какого-либо дела и организации. Обобщение практики и теоретическое представление о подобного рода задачах инновационного преобразования организаций в зарубежной литературе получило название инжиниринга. Инжиниринговая деятельность осуществляется как самими компаниями, так и многочисленными инжиниринговыми консультационными фирмами.
Методики инжиниринга включают:
· пошаговые процедуры для проектирования бизнеса;
· систему обозначений (язык), описывающую проектирование бизнеса;
· эвристику (методы творчества) и прагматические решения, позволяющие измерить степень соответствия спроектированного бизнеса заданным целям.
Инжиниринг бизнеса направлен на организацию коммерческого предпринимательства на конкурентоспособной основе. По сложности и значению решаемые методами инжиниринга задачи можно разделить на два класса:
1. Эволюционные, ведущие к постепенным улучшениям, усовершенствованиям, имеющие вид рационализации деловых процессов;
2. Радикальные, ведущие к глобальным изменениям, имеющие вид изобретений новых деловых процессов. Второй класс задач решается методом реинжиниринга.
Реинжиниринг представляет собой разновидность метода инжиниринга. Направлен реинжиниринг на решение особо сложных задач проектирования деловых процессов (так называемых «бизнес-процессов»), в результате которых проблемы решаются на качественно новом уровне, а показатели улучшаются не на 10—50%, а во много раз, то есть на 100-500% и более.
Таким образом, инжиниринг включает два принципиально разных подхода:
1. усовершенствование процесса (как раз улучшения показателей на 10-50%);
2. реинжиниринг или перепроектирование процесса (рост показателей на 100% и выше).
Следовательно, реинжиниринг возможен лишь при переосмыслении фундаментальных основ деятельности фирмы, а именно при ответе на вопросы:
1. почему она делает то, что делает?
2. почему она делает это таким способом?
3. какой хочет стать фирма?
При поиске ответа на эти вопросы специалисты выявляют и переосмысливают правила и предположения (явно не выраженные гипотезы), положенные в основу текущего способа ведения бизнеса. В методе реинжиниринга ничего не принимается на веру.
Радикальное перепроектирование деловых процессов затрагивает корни явлений, а не поверхностные изменения, когда отбрасываются все существующие структуры и процедуры и предлагается совершенно новый способ выполнения работы, то есть изобретение, а не модификация.
Резкие (скачкообразные) улучшения на порядок (по крайней мере в 10 раз) означают не менее чем 90%-ное сокращение стоимостных или временных затрат либо 90%-ное повышение качества.
Различие между усовершенствованием и реинжинирингом деловых процессов (бизнес-процессов) показано в табл. 4.5.
Таблица 4.5
Различия между усовершенствованием и реинжинирингом деловых процессов
ПАРАМЕТРЫ
МЕТОДЫ
Усовершенствование
Реинжиниринг
Уровень изменений
Наращиваемый
Радикальный
Начальная точка
Существующий процесс
«Чистая доска»
Частота изменений
Непрерывно/ единовременно
Единовременно
Требуемое время
Короткое
Длительное
Направление
Снизу-вверх
Сверху-вниз
Охват
Узкий, на уровне функций
Широкий, межфункциональный
Риск
Умеренный
Высокий
Основное средство
Статистическое управление
Информационные технологии
Тип изменения
Культурный
Культурный/структурный
5.2. Объекты реинжиринга
Выделяют три типа организаций, для которых применение реинжиниринга необходимо и целесообразно.
1. Организации, находящиеся в кризисном состоянии, то есть находящиеся на грани краха в связи с неблагоприятными ситуациями в области цен, требований к качеству, спроса. У этих фирм нет выбора: если они не предпримут решительных шагов, они неизбежно разорятся. В подобном положении время от времени находятся практически все фирмы.
2. Фирмы, разрабатывающие инновационные стратегии развития, которые в текущий момент не находятся в кризисном положении, но руководители предвидят неизбежность возникновения трудноразрешимых проблем, связанных с появлением новых конкурентов, изменением требований клиентов, изменением поведения отраслевых конкурентов, изменением поставок ресурсов, изменением состояния макросреды.
3. Организации-лидеры, проводящие агрессивную инновационную политику. Они не имеют проблем ни сейчас, ни в ближайшем обозримом будущем. Однако организации-лидеры не удовлетворяются текущим хорошим состоянием и с помощью реинжиниринга хотят добиться лучшего.
5.3. Условия успешного реинжиниринга
Факторы успеха. Пока неудачей заканчивалась реализация примерно половины проектов по реинжинирингу. Исследуются причины неудач и факторы, способствующие успеху. К факторам успеха относятся:
1. мотивация проекта, заинтересованное и компетентное руководство;
2. поддержка сотрудников, четко определенные роли и обязанности;
3. понятность (прозрачность) проекта, осязаемые результаты и приемлемый риск;
4. фокусирование на приоритетных целях и автономный бюджет проекта;
5. технологическая поддержка (методики и инструментальные средства) и консультационное сопровождение.
Типичные ошибки при проведении реинжиниринга. Припроведении реинжиниринга встречаются следующие наиболее характерные ошибки:
1. попытка лишь улучшать существующий процесс вместо того, чтобы перепроектировать его; попытка провести реинжиниринг, не ущемляя ничьих интересов; согласие довольствоваться малым, то есть всего лишь усовершенствованием; преждевременное завершение реинжиниринга; ограниченная постановка задачи;
2. компании не концентрируются на деловых процессах (бизнес-процессах) или компании концентрируются только на перепроектировании процессов, игнорируя все остальное (например, реструктуризацию компании для подготовки ее к внедрению проекта);
3. недооценка роли ценностей и убеждений исполнителей; компания отступает, когда встречает сопротивление сотрудников, недовольных последствиями реинжиниринга; существующая корпоративная культура и принятые в компании принципы управления могут препятствовать реинжинирингу;
4. попытки осуществлять реинжиниринг не «сверху-вниз», а «снизу-вверх»;
5. назначение ответственного за реинжиниринг старшего менеджера, который не понимает, что это такое; нецелесообразно проводить реинжиниринг за год или за два до отставки исполнительного директора компании;
6. недостаточное выделение ресурсов на проведение реинжиниринга; реинжиниринг проводится на фоне множества других мероприятий; количество проектов по реинжинирингу не должно быть большим;
7. компания концентрируется исключительно на замыслах; растянутое проведение реинжиниринга.
5.4. Бизнес-процесс как предмет реинжиниринга
Бизнес-процессы организации имеют сложную иерархическую стратегию, которую необходимо представить в моделях. В качестве решающих выделяются основной, обеспечивающий и обслуживающий процессы, а также процесс управления .
5.5. Место реинжиниринга в инновационной деятельности
Инновационный характер реинжиниринга заключается в том, что разрабатывается совершенно новый деловой процесс, а его реализация дает дерево последующих инноваций в состоянии других элементов производственно-хозяйственной системы организации. С другой стороны, реинжиниринг выступает как метод инновационной деятельности и как разновидность инновационной стратегии. На слайде 4.11 показано место реинжиниринга в производственно-хозяйственной системе. Видно, что объектом реинжиниринга является один из организационных элементов: технология деловых процессов.
5.6. Процесс реинжиниринга
Шаги реинжиниринга:
1. Делается вывод, что проблема заключена не в сути решаемой задачи и не в эффективности, с которой работали исполнители, а в структуре процесса обработки. Итак, для решения проблемы необходимо было выяснить процесс, а не его отдельные шаги.
2. Проведенный анализ позволил выявить предположение, лежащее в основе используемого способа обработки: каждый запрос является сложной задачей, требующей для ее решения участия экспертов разных специальностей. Анализ запросов показал, что это предположение ошибочно, так как большинство запросов являются простыми и их обработка сводится к работе с базой данных, что может сделать клерк, а не эксперт. Таким образом, существующий процесс обработки был ориентирован на наиболее трудный запрос. Вывод: в настоящее время прежняя гипотеза о сложности процесса не подтвердилась и от нее надо отказываться.
3. В новом процессе всю обработку выполняет один специалист, снабженный информационной экспертной системой, обеспечивающей принятие решения и доступ ко всем необходимым данным и инструментариям. Теперь в большинстве случаев (более 90% запросов) один специалист обеспечивает решение задачи, лишь в трудных случаях обращаясь к экспертам.
В результате реинжиниринга IBM Credit радикально перепроектировала процесс обработки и достигла скачкообразного улучшения основных показателей деятельности компании: время обработки сокращено с шести дней до четырех часов, количество обрабатываемых запросов возросло в 100 раз (при небольшом уменьшении количества сотрудников).
Шаги реинжиниринга:
1. Начав с автоматизации работы отделения, компания Ford пришла к выводу о необходимости проведения реинжиниринга бизнес-процессов. ООС не могло быть подвергнуто реинжинирингу, так как это подразделение, а не процесс. Процесс, в котором участвует это отделение, называется «поставки». Этот процесс начинается с того, что департамент заказов посылает продавцу товаров заказ на их приобретение. При этом копия заказа направляется в ООС. Когда продавец отправил товары и они прибыли в компанию Ford, клерк из отдела получения товаров составляет документ получения, описывающий товары, и отправляет его в департамент оплаты счетов. Тем временем продавец посылает в ООС накладную на товары.
2. К этому времени в ООС находится три документа на эти товары: заказ на приобретение (Д1), документ получения (Д2) и накладная (ДЗ). Если все три документа соответствуют друг другу, то клерк оплачивает счет. В большинстве случаев именно эта ситуация и имеет место.
3. При несоответствии документов необходимо найти источник ошибки. Основное время в своей работе клерк тратит на обработку ситуаций, и которых документы не соответствуют друг другу. Обработка одной такой ситуации часто занимает более недели. Здесь уместно вспомнить правило «80-20», сформулированное итальянским экономистом Парсто: «80% усилий затрачивается на 20% работы».
4. Новый процесс оплаты счетов, разработанный в компании Ford в ходе реинжиниринга, радикально отличается от старого. Клерки теперь не сопоставляют заказ на приобретение с документом получения (Д1 с Д2), так как в новом процессе устранена накладная. Это привело к существенному уменьшению количества сотрудников (125 человек вместо 500).
5. Новый процесс состоит в следующем. Отделение заказов посылает продавцу заказ на приобретение товаров и одновременно вводит этот заказ в базу данных. Затем продавец посылает заказанные товары в отдел получения. Когда товары прибывают в отдел получения, клерк через компьютерный терминал проверяет соответствие присланных товаров товарам, перечисленным в заказе. Если соответствие есть, то клерк принимает товары и вновь вводит информацию об этом в базу данных. Компьютер, получив информацию о прибытии товаров, автоматически отправляет продавцу чеки об оплате товаров. Если соответствия нет, то клерк отвергает груз и отправляет его обратно продавцу.
6. Суть изменений проста и состоит в авторизации оплаты, выполняемой в отделе получения. Фактически новый процесс подводит к устранению департамента оплаты счетов.
Шаги реинжиниринга:
1. Разработка продукта может выполняться последовательно или параллельно. При последовательной разработке весь проект разбивается на шаги и переход к очередному шагу осуществляется только тогда, когда полностью завершен предыдущий. Очевидно, что при последовательном подходе время разработки больше, чем при параллельном, но при этом подходе меньше объем работ, так как не приходится устранять несоответствия между компонентами, разработанными на параллельно выполняемых шагах. Как правило, несоответствия неизбежны, и их устранение может свести на нет преимущества параллельного подхода.
2. Компания Kodak решила использовать при разработке нового изделия последовательно-параллельный подход, то есть некоторые части камеры разрабатывались одновременно. Для того чтобы ускорить выпуск нового изделия, Компания Kodak приняла решение о реинжиниринге процесса разработки изделия, используя технологию CAD/CAM (Computer Aided Design / Computer Aided Manufacturing). Эта технология позволяет проектировать изделие непосредственно на экране компьютера, не прибегая к чертежам на бумаге, что значительно ускоряет разработку.
3. Новый процесс разработки, использованный компанией Kodak, называется одновременной инженерией. Этот подход использовался ранее в космической индустрии, но компания Kodak впервые применила его для разработки товаров широкого потребления. Новый процесс разработки позволил сократить срок выпуска нового продукта с 70 недель до 38 недель.
5.7. Методические средства реинжиниринга
Проект реинжиниринга может быть успешным лишь при использовании сложного и многообразного арсенала методов, подходов и инструментария, основная часть которых отражена на слайде 4.12.
5.8. Участники проекта реинжиниринга и их роли
Для среднего проекта выделяют следующих участников реинжиниринга компании:
· лидер проекта — член высшего руководства компании, который возглавляет организацию и проведение реинжиниринга;
· владельцы процессов — менеджеры, отвечающие за обновляемые процессы;
· главный методист - специалист компании, отвечающий за развитие методик и инструментариев поддержки реинжиниринга, а также координирующий выполнение различных проектов в рамках этой компании;
· команда реинжиниринга - группа специалистов (сотрудники компании, а также эксперты и разработчики, приглашенные со стороны) для проведения реинжиниринга выбранного процесса;
· комитет наблюдателей образуется из представителей высшего руководства компании. Основная цель комитета - определение общей стратегии по реинжинирингу и контроль выполнения работ по проекту.
Выводы
Управление инновационными преобразованиями неразрывно связано с реализацией инновационной стратегии и перепроектированием деловых процессов по планам в форме инновационной программы. Для достижения поставленных целей необходимо иметь объективную оценку инновационного потенциала организации, на который влияют факторы внутренней и внешней среды, инновационный климат, конкретная ситуация.
Концепцию развития организации определяет лидер, назначаемый для проектного управления инновациями. Подходы к реализации проектов должны иметь параллельно-итерационный характер для осуществления инноваций s сжатые по времени сроки. Наиболее радикальные преобразования осуществляются с применением метода реинжиниринга, который позволяет улучшить основные показатели деятельности организации в несколько раз. Для этого разрабатываются проекты совершенно нового делового процесса с использованием арсенала прогрессивных методов, подходов и инструментария.