Реферат по предмету "Экономика"


Промышленная политика Украины: концептуальные ориентиры на среднесрочную перспективу

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.ОСОБЕННОСТИСОВРЕМЕННОГО ЭТАПА ПРОМЫШЛЕННОГО РАЗВИТИЯ УКРАИНЫ
1.1.Тенденцииразвития и проблемы отечественной промышленности на современном этапе
1.2.Особенностипредыдущих этапов формирования и реализации ГПП
2.КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И ПРИОРИТЕТЫ ГПП
2.1.Конкурентныепреимущества промышленности Украины, ограничения и угрозы для ее развития
2.2.Экономическоепозиционирование отечественной промышленности
2.3.Стратегическая цель и задачи ГПП
2.4.Целевые приоритеты ГПП
2.5.Отраслевые приоритеты ГПП
2.6.Субъекты ГПП
2.7.Объекты ГПП
2.8.Направления, механизмы и инструменты реализации ГПП
2.9.Законодательно-нормативное обеспечение развития промышленности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАНЫИСТОЧНИКИ

ВВЕДЕНИЕ
Вэкономике Украины роль промышленности — ее наиболее масштабного сектора — остается ведущей. Достаточно напомнить, что в нем производится около 40%общеукраинского выпуска товаров и услуг, 80% их экспорта, создается свыше 30%ВДС. В этой отрасли сконцентрирована приблизительно треть основных средствпроизводства и занятых в экономике. При всей сложности сегодняшней ситуациипромышленное производство является одним из основных источников оплаты труданаемных работников, прибылей предпринимателей, налоговых и валютных поступленийгосударства.
Именно поэтому проблемакардинального улучшения параметров динамики, структуры и эффективностиотечественного промышленного производства в соответствии с вызовами итребованиями как текущего, так и перспективного социально-экономическогоразвития страны остается весьма актуальной. Сохранение нынешних показателейтехнического уровня и темпов обновления производственных мощностей, ресурсо- инаукоемкое™ производства, продуктивности капитала и производительности труда,динамики инвестиций и инноваций составляет угрозу не только для будущего промышленногопотенциала Украины, но и для ее национальной безопасности.
Особенно наглядно этопродемонстрировал натиск мирового финансово-экономического кризиса. Так,поданным Госкомстата Украины, в 2008 г., второе полугодие которого былоотмечено острейшими проявлениями кризисных процессов, индекс промышленнойпродукции снизился до 96,9% (к предыдущему году). В свою очередь, в январе —апреле 2009 г. (по сравнению с соответствующим периодом 2008 г.) производствосократилось на 31,9%. Ход кризисныхпроцессов в промышленности подтвердил пессимистические оценки и прогнозы вотношении ее высокой конъюнктурной уязвимости и недостаточнойконкурентоспособности в условиях обострения проблемы сбыта на мировых рынках.
Все этосвидетельствует, что субъекты хозяйствования в промышленности, руководимые лишь«невидимой рукой» рынка, оказались неспособными обеспечитьэффективное развитие производства. В то же время государственное регулированиепромышленного сектора экономики также не обрело достаточной системности,последовательности, реактивности на быстрые изменения в социально-экономическойситуации внутри страны и за ее пределами. Решающими причинами этого сталисущественные временные и финансовые ограничения для масштабных экономическихтрансформаций, а также политико-институциональная нестабильность.
Таким образом, мировойфинансово-экономический кризис дал серьезный повод для объективного анализаобоснованности и эффективности предыдущей политики государства в отношениипромышленного роста и дополнительный толчок к обновлению ее ориентиров иинструментов регулирования с учетом новых реалий и прогнозных перспективмировой экономической системы.
Системное преодолениепоследствий текущего кризиса, а также достижение новых стратегических целей изадач в промышленном секторе национальной экономики возможны лишь на базеактивной, последовательной, научно обоснованной государственной промышленнойполитики (ГПП), современной по концепции и механизмам формирования иреализации.
Главная цель системногообновления концептуальных положений ГПП — обеспечить адекватное реагированиегосударства на важнейшие вызовы, связанные с мировым финансово-экономическимкризисом и ведущими тенденциями мирохозяйственного развития — глобализацией,постиндустриальной и экологической модернизацией, новой социогуманитарнойориентацией. Это будет способствовать развитию конкурентоспособной в стратегическиопределяющих отраслях (секторах) отечественной промышленности в соответствии сдинамичными изменениями во внешней и внутренней средах и с учетом особенностейдлинных технологических волн.
Наличие действующейКонцепции промышленной политики (Указ Президента Украины от 12 февраля 2003 г.№ 102) и Государственной программы развития промышленности на 2003-2011 годы(постановление Кабинета Министров Украины от 28 июля 2003 г. № 1174) не снимаетс повестки дня вопрос актуализации ее основ, принципов и целевых ориентиров. Обэтом свидетельствуют не только научные дискуссии в отечественных специальныхизданиях и публичные выступления специалистов-практиков, но и появление новыхпрограммно-стратегических документов — например, Концепции проектаОбщегосударственной целевой экономической программы развития промышленности напериод до 2017 года (Распоряжение Кабинета Министров Украины от 9 июля 2008 г.№ 947-р).
Тем более открыта проблемаразработки эффективных механизмов формирования и реализации промышленнойполитики, которые бы учитывали новые реалии развития мировой экономики, новыетенденции в международной теории и практике государственного регулирования иуправления промышленным развитием, а также были адаптированы к национальнымособенностям.
В силу незавершенностинаучных дискуссий в отношении приоритетов и путей промышленного развития вУкраине, практической важности решения задач повышения действенности иэффективности его государственного регулирования, усиленияконкурентоспособности отечественной промышленности, актуальности ее системноймодернизации нами была поставлена цель раскрыть направления и содержаниепредлагаемых важнейших концептуальных новаций ГПП. Они разработаны на основекритического обзора существующих (прежде всего, в Украине) концепций ипрограмм, экономико-статистического анализа процессов функционирования иразвития промышленности нашего государства и зарубежных стран, оценки тенденцийи рисков, которые имеют и будут иметь ощутимое влияние на промышленный рост.
Однако необходимоотметить, что, пытаясь в условиях существующих ограничений в отношении объемапубликаций максимально полно представить непосредственные выводы и предложенияконцептуального характера, авторы в определенной степени пожертвовалианалитической составляющей соответствующих разработок и до минимума ограничилицифровые данные и расчетные оценки.
Теоретическимфундаментом для разработанных концептуальных ориентиров ГПП являются положения:
— неоклассическойэкономической теории, согласно которой рыночная экономика сама по себе,вследствие несовершенной конкуренции (наличия естественных и других монополий),экстерналий (положительных, например — в виде результатов научных исследований,и отрицательных — в виде загрязнения окружающей природной среды) и«провалов» рынка (в частности, недостаточных стимулов кпредоставлению общественных благ), не способна обеспечить эффективное развитиепромышленности;
— неоинституциональнойэкономической теории, которая акцентирует внимание на ограниченнойрациональности экономических субъектов, трансакционных издержках (на защитуправ собственности, принуждение к выполнению контрактов, поиск информации, и т.п.), «провалах» государства (его неспособности, при определенныхусловиях, принимать и реализовывать эффективные решения в общественныхинтересах), роли политических институтов и политических рынков;
— эволюционнойэкономической теории, которая исходит из представления о том, что теорияизменчивости, наследственности и естественного отбора представляет собой толькоодну из разновидностей более общей формы исторического объяснения, ирассматривает динамику объекта исследования как постепенное обновлениеопределенной части элементов хозяйственной системы (технологий, организационныхформ, правил поведения), при сохранении других элементов ее общей структурынеизменными.

1.ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА ПРОМЫШЛЕННОГО РАЗВИТИЯ УКРАИНЫ
 
1.1Тенденции развития и проблемы отечественной промышленности на современном этапе
Основные показатели, характеризующиемасштабы промышленности как сектора национальной экономики, приведены в таблице1.
Трансформационныепроцессы и новые реалии рыночного хозяйствования оказали ощутимое влияние надинамику развития промышленного производства в Украине и его эффективность.Сегодня важными признаками промышленной динамики остаются неустойчивостьтемпов, то есть ежегодные колебания в значительном диапазоне (см. рис. 1), и межотраслеваянеравномерность роста.
Высокий удельный веспромышленности в общих по экономике объемах производственных ресурсов,энергопотребления, выпуска и ВДС подчеркивает важность решения проблемыповышения эффективности производства в отрасли как предпосылки для дальнейшегосоциально-экономического развития и укрепления конкурентных позиций нашейстраны. В динамике показателей инновационной деятельности (см. рис. 2), прибыльностии рентабельности (см. рис. 3) в промышленности наблюдаются или медленныеположительные изменения, или даже тенденции к ухудшению (в частности, об этомсвидетельствует статистика основных средств производства и инноваций).Достаточно обратить внимание, что фактически каждое третье промышленноепредприятие остается убыточным, а кризис еще больше ухудшил этот показатель (до41%).

Таблица 1
Основные показателипромышленности Украины*Показатели   Го ды 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 Количество предприятий 47,3 50,3 52,3 53,5 54,6 54,4 54,9 Доля отрасли в общих по экономике объемах (%): выпуска (в основных ценах). 47,0 48,7 48,4 48,4 48,0 47,8 39,7 46,1 вдс. 11,4 30,6 30,8 30,3 28,5 30,9 31,7 32,2 Объем реализованной продукции (в фактиче- ских ценах) (млрд. грн.)... 182,7 210,8 229,6 289,1 400,8 468,6 551,7 717,1 Среднегодовое количест- во наемных работников (тыс. чел.). 4461,8 4267,2 4063,5 3943,6 3941,2 3913,3 3851,8 3690,0 Основные средства про- изводства (в фактических ценах на конец года) (млрд. грн.). 285,3 311,1 339,2 362,6 420,1 463,0 502,0 645,4 Степень износа основных средств производства (%) 48,8 51,9 54,5 56,4 58,3 57,9 58,6 Экспорт продукции (млрд. грн.). 81,5 87,0 93,5 125,9 173,2 178,9 195,4 254,5
* Источник: Поданнымофициальных изданий Госкомстата Украины.
Наряду с проблемаминеустойчивой динамики, одной из наиболее актуальных для отечественнойпромышленности остается структурная проблема. Необходимость структурногообновления (в продуктовом, технологическом, отраслевом аспектах) обусловленаориентацией выбранной модели развития на инновационный вариант и международнуюэкономическую интеграцию.

/>

В промышленности Украины сохраняласьустойчивая тенденция к усилению техногенной нагрузки на окружающую природнуюсреду. За исследуемый период среднегодовой темп прироста выбросов загрязняющихвеществ в атмосферный воздух достиг 2,3%, при этом 65% всех выбросов приходитсяна промышленный комплекс. Удельный вес загрязненных сточных вод в общем объемеводоотведения вырос до 43%, при ежегодном потреблении свежей воды впромышленных целях на уровне 58% общего водозабора. Значительно выросли объемыобразования промышленных отходов I—III классовопасности, что сопровождалось сокращением их утилизации (на 20% по сравнению с1998 г.).

/>
Хотя темпы роста выбросовзагрязняющих веществ от стационарных источников отстают от темпов ростапромышленности, все же техногенная нагрузка промышленного комплекса наатмосферный воздух в Украине остается значительной и ежегодно превышает 4 млн.т загрязняющих веществ. Следует заметить, что для качества окружающей природнойсреды и здоровья населения важное значение имеют показатели техногеннойнагрузки на атмосферный воздух в абсолютном выражении. Рост удельных выбросов загрязняющихвеществ от стационарных источников (2/3 всех загрязняющих веществ) на 1 чел. ина 1 га территории подтверждает обоснованность тезиса о существовании проблемыотрицательного влияния промышленного комплекса на окружающую природную среду издоровье населения Украины (см. рис. 4). Сокращение выбросов от стационарныхисточников в 2008 г. обусловлено уменьшением объемов промышленного производствавследствие финансово-экономического кризиса.
В целом отечественная промышленность остается технологическиотсталой, институционально неразвитой, недостаточно эффективной посоциально-экономическим критериям производственно-хозяйственной деятельности ислишком уязвимой к конъюнктурным колебаниям внутреннего и внешнегопроисхождения.

/>

Анализ формированияосновных тенденций в развитии отечественной промышленности дает основанияговорить об обусловленности основных проблем промышленного сектора национальнойэкономики системными недостатками хозяйственной среды в Украине. Это, в своюочередь, требует нового качества государственной экономической политики, вчастности — ее промышленной составляющей.
1.2Особенности предыдущих этапов формирования и реализации ГПП
Среди важнейших особенностейформирования и реализации ГПП Украине на предыдущих этапах трансформаций следуетвыделить:
— существенноеотставание от требований времени процесса определения стратегических ориентировдля развития промышленности, приоритетных сфер достижения и поддержанияконкурентоспособности как в контексте внутренней социально-экономической стратегии,так и в плоскости геоэкономических и геополитических интересов государства;
— неадекватностьинструментов формирования и реализации ГПП новым институциональным условиям,среди которых — динамичные изменения в структуре собственности, появление новыхцентров экономической власти, которые принимают решения, руководствуясьсобственными интересами, как правило, не совпадающими с общественными;
— незавершенностьсистемных институциональных и рыночных преобразований как необходимыхпредпосылок для эффективного функционирования и динамичного развитияпромышленного комплекса (они касаются структуры и защиты прав собственности,механизмов государственного регулирования, экономической инфраструктуры,социально-политических и социально-гражданских институтов, и т. п.);
— серьезныепротиворечия между отдельными промышленными отраслями, комплексами ипроизводствами, а также связанные с ними межотраслевую (внутрипромышленную)конкуренцию и острое соперничество в законодательном поле и властныхструктурах;
— сохранениепротиворечий между общенациональными, региональными и локально-групповымиинтересами в сфере промышленного развития, отсутствие эффективных и общественно«прозрачных» форм взаимодействия бизнеса, государства и общества, атакже — как следствие — решающее влияние политического контекста и лоббированияна принятие решений по разработке и реализации промышленной стратегии;
— отсутствие единойобщественно-политической платформы и политико-экономической воли в отношениидействий по реформированию промышленного сектора экономики, сохранение высокойстепени идейно-концептуального противостояния при решении принципиальныхвопросов — приватизации (например, крупных промышленных объектов или стратегическихпредприятий), привлечения иностранных инвестиций, определения вектора и глубиныэкономической интеграции, и т. п.;
— неконтролируемостьгосударством вследствие системного кризиса государственного управления рядафакторов, существенно влияющих на процессы и результаты промышленнойдеятельности в Украине, причем не только внешних (что в определенной степениобъективно), но и внутренних;
— отставание процессовформирования новой общественной и индивидуальной психологии, ориентированной наособенности рыночной модели экономических отношений и развитие экономической глобализации.
Последние три факторасущественно влияют не только на политику развития отечественной промышленности,но и на выработку и реализацию социально-экономической стратегии Украины вцелом.

2.КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И ПРИОРИТЕТЫ ГПП
Новая концепцияпромышленной политики в национальной экономике должна исходить из императивовглобального контекста, который формируется под влиянием нового качествагеоэкономических, геополитических и цивилизационных процессов.
Развитие национальныхэкономик в XXI в. в большой степени обусловливается рядом факторов итребований, получивших определение «глобальные вызовы» вследствиеобщемирового (глобального) характера их влияния и проявления.
Среди важнейших вызововдля современных государств (Украина не является исключением) следует выделить: экономические,обусловленные динамичным ростом дефицита основных производственных ресурсов(прежде всего, невозобновляемых энергоресурсов), а также критическими диспропорциямив их распределении между странами; экологические, связанные с критическимнарушением воспроизводственного баланса «экономика — природа»; социально-гуманитарные,обусловленные непропорциональностью и неравномерностью в распределении доходов,частных и общественных благ между народами, экономическими и социальнымигруппами населения; цивилизационные, связанные с обострением противостоянияэтносов, культур и религий.
Достижение оптимальныхдля данного этапа развития параметров, выступающих критериями национальнойбезопасности и прогресса по обозначенным направлениям (экономическому,экологическому, социально-гуманитарному, цивилизационному), приобретаетимперативный характер при разработке национальных социально-экономическихстратегий и программ. Решение этой задачи определяетэкономическую конкурентоспособность страны на средне- и долгосрочнуюперспективу, а также — как следствие — возможности в отношении паритетногоучастия Украинского государства в формировании новой геоэкономическойреальности.
В результатепринципиальных изменений в современной мирохозяйственной системе меняютсяхарактеристики промышленных рынков Украины и зарубежья в отношении основныхагентов (поставщиков и потребителей), их продуктовой и территориальнойструктур, уровня конкуренции, динамики и конъюнктуры, технико-эксплуатационныхи потребительских требований к продукции, и т. п. Одновременно меняютсяинтересы ближайших соседей и экономических партнеров Украины, что не может неиметь последствий для определения стратегических приоритетов и механизмовреализации ГПП.
ГПП как формареализации национальных интересов в промышленной сфере должна быть адекватнареалиям, целям и приоритетам социально-экономического развития страны на основегибких механизмов формирования и эффективного регулирования условийэкономической и институциональной сред.
Стратегические цели,приоритетные направления, задачи и объекты ГПП должныформироваться на основе идентификации национальных конкурентных преимуществ,научно обоснованного геоэкономического и производственно-рыночногопозиционирования (текущего и перспективного) промышленности Украины в мировойэкономике, которая интернационализируется и глобализируется.
2.1Конкурентные преимущества промышленности Украины, ограничения и угрозы для ееразвития
Среди основных конкурентныхпреимуществ промышленности Украины следует выделить:
природно-географические-
— наличие промышленныхзапасов широкого спектра природных ресурсов — энергетических (уголь, урановаяруда, газ) и неэнергетических (металлические руды, неметаллические природныеископаемые — калийная и поваренная соли, глины и др.);
— выгодноегеографическое положение в пространстве формирующихся европейских и мировыхрынков и транспортных коридоров;
— достаточно развитая идиверсифицированная транспортная инфраструктура;
факторные —
— сравнительноквалифицированные и дисциплинированные трудовые ресурсы;
— наличие налаженныхтехнологий в промышленных производствах, базирующихся преимущественно наотечественной сырьевой базе (добыча энергетических и неэнергетическихматериалов, черная металлургия, коксохимическое производство, производствохимических удобрений, пищевая промышленность);
инновационные —
— достаточно высокийинновационный и конкурентный потенциал отдельных высокотехнологичных видовпромышленной деятельности (самолето- и ракетостроение, судостроение, атомнаяэнергетика, энергомашиностроение, оборонная отрасль);
— упрощенный доступ ккачественным и сравнительно дешевым научно-технологическим разработкамотечественной науки в сфере информационно-коммуникационных, био- инанотехнологий.
На нынешнем этапе основныеограничения для динамичного инновационного развития отечественнойпромышленности создают такие явления и процессы:
со стороны основныхфакторов производства —
— растущий дефицитэнергетических и материально-сырьевых ресурсов (как на внутреннем, так и навнешних рынках), а также ухудшение экономических (в первую очередь, рост цен) иинституциональных (влияние политических приоритетов, искусственные ограниченияконкуренции со стороны интегрированных производственных структур, и т. п.)условий их промышленного использования;
— отрицательныедемографические тенденции и диспропорции на рынке труда по количественным, аособенно — по качественным параметрам спроса и предложения по рабочей силе;
— значительные объемыдефицита внутренних финансово-инвестиционных ресурсов (корпоративных,банковских, фондового рынка, бюджетных) по сравнению с реальными потребностямив обновлении и увеличении капитала;
— высокий уровеньтехнической, технологической, организационной и управленческой отсталостиосновной массы промышленных предприятий при сохранении низкой инновационнойактивности;
со сторонымакроэкономической среды -
— высокий уровеньинфляции и инфляционных ожиданий (ограничивает производство и инвестиции восновной капитал);
— высокий уровеньпроцентных ставок по долгосрочным инвестиционным кредитам (ограничиваетинвестиционно-инновационные процессы);
— заниженный курснациональной валюты (стимулирует рост «импортируемой» инфляции,снижает покупательную способность на внутреннем рынке);
— сужение бюджетнойподдержки вследствие сокращения или прекращения финансирования промышленныхпрограмм и проектов;
со стороныинституциональной среды —
— неразвитость базовыхинститутов промышленной инфраструктуры (фондового рынка, товарных бирж,структур информационно-консалтингового и венчурного бизнеса, и т. п.);
— низкий уровеньвнутренней конкурентной среды (значительный монопольный сектор, моральноустаревшие формы и методы конкуренции, граничащие с противоправнойдеятельностью, законодательная неурегулированность вопросов перехода насовременные нормы и правила);
— несоответствиебюджетно-налоговой и финансово-кредитной систем современным задачаминновационного развития промышленности;
— несовершенствозаконодательно-нормативной базы, регулирующей процессы экономического и промышленногоразвития, с точки зрения ее согласованности.
Основными угрозами длядостижения целей ГПП являются:
— макроэкономическая иполитическая нестабильность;
— неблагоприятныединамика и конъюнктура деловой активности в национальной и мировой экономиках;
— неблагоприятнаяинституциональная среда для процессов развития отечественной промышленности;
— отставание развитияотечественных научно-технической и инновационной систем от мировых параметров ивнутренних потребностей в промышленном росте;
— нарушение принциповэкономического паритета и взаимовыгодности в международных экономическихотношениях.
Наиболее опаснымирисками приреализации стратегических задач ГПП в среднесрочной перспективе следуетсчитать:
— ограничение(частичную утрату) реального государственного экономического суверенитета иуправляемости экономических процессов;
— углублениеэкономических диспропорций в развитии отраслей (видов деятельности), регионов,институциональных секторов, и т. п.;
— утрату иликритическое сужение сферы деятельности отдельных низко-конкурентных, но важныхдля национальной безопасности, промышленных производств;
— чрезмерно динамичноеи глубокое проникновение нерезидентских ТНК в стратегически важные секторыотечественной промышленности;
— рост отрицательныхсоциальных последствий и обострение социальных противоречий.
2.2Экономическое позиционирование отечественной промышленности
Выбор геоэкономическойпозиции отечественнойпромышленности обусловливает ведущие направления ее участия в углублениимеждународного разделения труда и переходе к реализации глобальных(региональных) стратегий производства и расширенного воспроизводства напринципах взаимовыгодного партнерства и интеграции.
В основу определениястратегических направлений, темпов и форм интеграции украинской промышленностив экономическое, технологическое и научное пространства мировой экономикидолжны быть положены системные аналитические оценки тенденций, возможностей,рисков и последствий (не только сугубо коммерческих).
В силу современногосостояния отечественной промышленности, тенденций мирохозяйственного развития иприоритетов внутренней социально-экономической стратегии Украины, объективнонеобходимо принципиальное изменение базовых ориентиров для позиционированияэтой отрасли в мировом промышленном пространстве в его двух основных измерениях- геоэкономическом и производственно-рыночном.
Формат измененийгеоэкономического позиционирования отечественнойпромышленности в мировом экономическом пространстве, которое динамичноразвивается и структурно трансформируется, характеризуется таким образом:
— текущее — преимущественноидеологически мотивированная ориентация на альтернативное присутствие или вевроатлантическом, или в постсоветском политико-экономическом пространстве (взависимости от текущей политической конъюнктуры);
— перспективное — преимущественноэкономически мотивированная ориентация на полицентричное политико-экономическоепространство, с перспективами паритетного участия в международном разделениитруда и интегрированных структурах как развитых традиционных промышленныхцентров (ЕС), так и новых, динамично развивающихся (в частности, БРИК, ОЧЭС идр.).
На современном этапеэффективное международное экономическое сотрудничество в производственной,торговой, финансовой и научно-технической сферах приобретает императивноезначение и предполагает адекватную политико-экономическую реакцию государства.Но следует учитывать, что реализация интеграционного императива в ГПП требуетвзвешенного подхода и общественного восприятия выбора, поскольку это затрагиваеттакие важнейшие для государства проблемы, как национальная безопасность, экономическийсуверенитет, структурные реформы, социально-гуманитарное развитие.
Обоснованность выбора производственно-рыночныхпозиций отечественной промышленности на внутреннем и внешних рынках существенносказывается на эффективности ГПП, перспективах и результатах участия Украины впродуктовой и технологической специализации, на приоритетах и реальныхвозможностях вхождения в бизнес-интегрированные структуры.
Анализ конъюнктуры итенденций развития важнейших промышленных рынков и оценки потенциалаотечественного промышленного производства с учетом существующих и новыхконкурентных преимуществ, которые должны быть сформированы, дает основания дляследующих выводов в отношении стратегической траектории изменений впроизводственно-рыночном позиционировании:
— текущее — специализацияпреимущественно на производстве сырьевой продукции и конструкционных материаловнизкой степени переработки (для внешних и внутреннего рынков);
— перспективное — специализацияна производстве для внутреннего и внешних рынков продукции отдельных наукоемкихсегментов машиностроительной и оборонной отраслей, серийной техники новогопоколения для АПК, высокотехнологичных конструкционных материалов для промышленностии строительства; сохранение производства материально-сырьевой продукциипреимущественно для внутренней промышленной переработки.
2.3Стратегическая цель и задачиГПП
В силу обозначенныхконкурентных преимуществ украинской промышленности, а также перспектив еегеоэкономического и производственно-рыночного позиционирования, стратегическаяцельГПП на среднесрочную перспективу (до 2020 г.) заключается в селективномформировании и повышении конкурентоспособности выбранных видов промыиыеннойдеятельности и продукции на внутреннем и внешних рынках на основе перехода на качественноновую — инновационную — модель развития, освоения новых рынкови эффективного участия страны в интеграционных процессах.
Для достижения этойцели необходимо решить следующие приоритетные задачи по государственномусодействию и поддержке:
— сохранениеоптимальных объемов производства и кардинальное повышение конкурентоспособностиотраслей промышленности, использующих преимущественно собственнуюматериально-сырьевую базу и имеющих освоенные рынки сбыта (черная металлургия,химическая, деревообрабатывающая и пищевая промышленность);
— развитие наукоемкихспециализированных производств, по которым Украина ужеимеет или может иметь высокие конкурентные позиции в региональном и глобальноммасштабах (авиакосмическая отрасль, судостроение, производство оружия,энергомашиностроение и др.), и формирование на этой основе современныхконкурентоспособных промышленных структур национального базирования в секторевысокотехнологичных производств (ТНК, кластеры и другие сетевые образования);
— комплекснаяреструктуризация отраслей промышленности с низкими конкурентнымихарактеристиками и потенциалами, необходимость функционированияи развития которых определяется требованиями национальной безопасности,социального развития и экологии (в частности, угольная и легкаяпромышленность).
2.4Целевые приоритеты ГПП
Целевыми приоритетамиразвития промышленности Украины являются инновационный, экологический исоциальный.
Инновационный приоритетГПП. Поскольку потенциал социально-экономических эффектов предыдущихтехнологических инноваций прошлого века, на которых пока базируетсяотечественная промышленность, практически использован, то на современном этапестержневой идеей ГПП должен стать инновационный технологический прорыв науровень V—VI технологических укладов.
В силу относительнонебольших бюджетных возможностей для обеспечения такого прорыва государственныересурсы должны быть сконцентрированы на поддержке ограниченного количествапрогрессивных (прорывных) технологий.
Основными критериямиотбора приоритетных технологий как объектов государственнойфинансово-экономической поддержки целесообразно считать:
— системообразующеезначение для развития прогрессивного технологического уклада в определеннойотрасли или комплексе производств (наличие системных результатов);
— соответствиеспецифике перспективного производственно-рыночного позиционированияпромышленности Украины в мире;
— высокий уровеньобеспеченности отечественными научно-исследовательскими,опытно-конструкторскими и экспериментальными разработками.
Существующиехарактеристики инновационных процессов в отечественной промышленностисвидетельствуют, что сегодня, в рамках осуществляемой ГПП, постулат наращиванияинновационности не получил для его реализации надлежащихорганизационно-экономических механизмов и институционального обеспечения.
Нечувствительность кинновациям поддерживается рядом факторов экономического и институциональногохарактера.
Среди экономическихфакторов наиболее весомыми являются неудовлетворительные параметрыинновационного спроса (по уровню, динамике, структуре), обусловленныеструктурными особенностями национальной экономики и ресурсными ограничениямидля финансово-кредитной системы (прежде всего, в части ресурсов «длинных»денег). Доминирование базовых отраслей первичных переделов, которые держатся наIII—IV технологических укладах;экспортно-сырьевая ориентация промышленности; структурные искажения в сторонусектора промежуточного потребления и импортных источников обеспеченияэнергетическими ресурсами; сравнительно ограниченные финансовые возможностиотечественных коммерческих банков и их недостаточная заинтересованность винвестировании реального сектора экономики; слабо развитый фондовый рынок — таковы основные факторы, сдерживающие процесс формирования совокупногоинновационного спроса в национальной экономике.
Инновационный кризиспорожден также незавершенностью институционализации инновационной политики, тоесть несформированностью соответствующих бизнесовых структур и эффективныхмеханизмов государственного регулирования инновационной деятельности, а главнымобразом — незрелостью институтов рыночной конкуренции.
Следовательно, нанынешнем этапе главными задачами ГПП по стимулированию инноваций должны стать:
— стимулированиесовокупного инновационного спроса отечественных потребителей и предоставлениевыгодных условий производителям соответствующей продукции для егоудовлетворения на внешних рынках;
— эффективнаягосударственная поддержка производителей и экспортеров высоких технологий ипроизведенных с их использованием продуктов;
— расширениеплатежеспособного спроса сектора конечного потребления как более динамичного ичувствительного к новейшим образцам продукции и услуг;
— содействиеэффективному взаимодействию промышленности со всеми структурами формирующейсянациональной инновационной системы.
Экологический приоритетГПП обусловлен требованием экологизации промышленного производства вкомплексном понимании — с точки зрения улучшения экологических характеристик, кактехнологических процессов, так и произведенной продукции.
Экологичностьпроизводства — чрезвычайно строгий императив для промышленной политикипромышленно развитых стран, благодаря чему стимулируются масштабныетехнологические и продуктовые инновации, меняются приоритеты бизнеса. Причемэкономические механизмы работают так, чтобы в первую очередь стимулироватьиспользование экологических технологий, а не компенсировать вредные последствияотсталых. Несоблюдение современных экологических характеристик технологий ипродукции является значительным препятствием на пути обеспечения стратегическойконкурентоспособности отечественной промышленности в целом и отдельныхпроизводств. Дальнейшее ухудшение экологических параметров технологий ипродукции обусловит сужение присутствия отечественных товаропроизводителей какна внутреннем, так и на внешних рынках.
Основными причинамиповышения техногенной нагрузки на территорию Украины остаются: неэффективная,чрезмерная ресурсо- и энергоемкость производства; устаревшая отраслеваяструктура; физический и моральный износ основных производственных фондов (в томчисле природоохранного назначения); несовершенство нормативно-правовогообеспечения и отсутствие эффективного механизма практической реализацииосновополагающих природоохранных принципов.
Основными направлениямиобеспечения экологической модернизации отечественного промышленного комплекса какзалога устойчивого развития национальной экономики должны стать:
— активизация иповышение эффективности внедрения ресурсосберегающих и природоохранныхтехнологий;
— освоение новейшихтехнологий альтернативной энергетики и распространение использованиявозобновляемых источников энергии;
— совершенствованиеэкономического механизма обеспечения экологического равновесия в регионах истране в целом.
Социальный приоритет ГППсвязан с такой глобальной закономерностью общественного развития, как социализацияэкономической сферы. Одним из ее требований является общественное восприятиеэкономических (в том числе промышленных) стратегий и проектов через активный политический,бизнесовый и общественный диалог.
В соответствии с этим,существенные изменения должны претерпеть все процессы и технологии, связанныекак с формированием ГПП (в отношении выбора концепций, механизмов иинструментов), так и с ее осуществлением (в сфере контроля за выполнением целейи задач, текущих корректировок, и т. п.). При этом роль и функции правительствазаключаются в том, чтобы обозначить приоритеты, дать соответствующий сигналбизнесу, обеспечив его открытую информированность о стратегических намеренияхгосударства.
2.5Отраслевые приоритеты ГПП
Отраслевые приоритеты ГППопределяются с учетом целевых стратегических приоритетов промышленногоразвития, реальных технологических, финансово-экономических и организационныхпараметров конкретных производств, а также имеющихся научно-технологическихзаделов по ведущим современным технологиям — информационно-коммуникационным,био- и нанотехнологиям.
Кроме того, в силусуществующих ограничений и угроз внутреннего и внешнего происхождения(ресурсных, структурных, динамических, конъюнктурных) при выбореструктурно-отраслевых приоритетов Украине нецелесообразно повторять путь,пройденный развитыми странами, которые вынесли и продолжают выноситьпроизводство промышленных товаров за свои пределы.
Оптимальный путьразвития промышленности Украины заключается в сохранении и эффективномнаращивании отечественного промышленного потенциала преимущественно насобственной территории и на собственной ресурсной базе с учетом современных экологическихтребований, с достаточным уровнем диверсификации (по продуктовой итехнологической структурам) и с ориентацией на определяющее влияние внутреннегорынка как фактора роста.
Это позволит уменьшитьриски от влияния неконтролируемых внешних факторов на динамические иструктурные параметры промышленного развития страны. Поэтому традиционныебазовые отрасли материально-сырьевого сектора отечественной промышленностидолжны развиваться и в дальнейшем, но только на принципиально новомтехнико-технологическом фундаменте, а также в экономически целесообразных иэкологически допустимых пределах.
Таким образом, отраслевымиприоритетами ГПП в среднесрочной перспективе должны стать:
— наукоемкиемашиностроительные производства (авиационная и ракетно-космическая отрасли,судостроение, сельскохозяйственное машиностроение, энергетическое итранспортное машиностроение, высокотехнологичное оборудование для добывающей иметаллургической промышленности);
— приборостроение(высокотехнологичные приборы, а также системы широкого функционального иотраслевого назначения, в частности — для развития жилищно-коммунальной исоциальной (здравоохранение, образование) сфер);
— оборонно-промышленныйкомплекс (производство современных видов вооружения и военной техники);
— производствоэкологически и биологически чистых пищевых продуктов;
— добычатопливно-энергетических полезных ископаемых, а также новейшие виды производствпо их комплексному использованию и переработке;
— производствоэлектроэнергии (в том числе на основе возобновляемых и нетрадиционных ресурсныхисточников);
— базовыеперерабатывающие производства (металлургия, химия и нефтехимия).
2.6Субъекты ГПП
Главным субъектом ГПП,по самому ее определению, выступает государство через полномочные органыгосударственной власти и управления.
Определение функций икомпетенций государства как субъекта ГПП, а также конкретных форм иинструментов реализации выбранной стратегии непосредственно связано сконцептуальным видением роли и функций государства в экономике. Выбор между разнымитипами государственного регулирования (государственный «минимализм»,государственный «дирижизм» или некоторый баланс рынка и государства)определяет общую архитектуру механизмов влияния на промышленное развитие,возможности и направления применения тех или иных методов и инструментов.
Концептуальная позицияв этом вопросе предполагает некоторую конкретизацию идеологических основпромышленной политики, которые, в свою очередь, связаны с ориентирами дляобщественно-политического устройства и государственного развития. При этомзаметим, что сегодня достаточно активно артикулируемым является политическийтезис об отделении бизнеса от власти. Его сущность и значение заключаются вреализации демократической идеи равенства всех участников бизнеса через их равноудаленностьот наиболее могущественного носителя институционального ресурса — государства.Это, безусловно, может стать серьезным шагом в направлении к европейскойдемократической модели отношений государства с корпорациями, в основе которойлежит обеспечение «правил игры», общих для всех.
Вероятно, подобный типвзаимоотношений мог бы быть эффективным для процессов формирования и реализациипромышленной политики в Украине. Однако он предполагает высокую степеньзрелости всех институций и социально-политическую однородность общества. Междутем украинские реалии этим не отличаются. Наше государство пока не может«подняться» на уровень политической незаангажированности и, какрезультат, обеспечить олицетворение интересов действительно всего общества в ихсбалансированном по определенным критериям виде. На ситуацию влияют такжеслабость, неразвитость гражданского общества, которое объективно заинтересованов «государстве-организаторе» демократического типа. В свою очередь,для бизнеса желательнее «государство-либерал», а для профсоюзов —государство авторитарного типа с широкими возможностями реализации социальныхгарантий и развитыми механизмами контроля.
На современном этапеобщественного развития Украины полный «развод» государства и бизнесане реален. Но хотя бы частичное выведение законодательного и исполнительного(административного) механизмов из-под бизнесового давления имело быположительное влияние на развитие именно демократической моделигосударственного регулирования в промышленности. Благодаря этому могут бытьобеспечены реальные сдвиги в направлении ориентации ГПП на долгосрочныеинтересы общества в целом — в противовес «рефлексии» на конъюнктурныеинтересы бизнесовых субъектов.
Впрочем, целесообразнымявляется систематическое привлечение бизнеса в процессы формированияобщепромышленной и отраслевых стратегий, а также механизмов их реализации наэтапах согласования интересов, анализа и прогнозов в отношении рыночнойситуации и реальных перспектив развития промышленного производства. Основнымивыразителями бизнесовых интересов должны стать ассоциации (союзы) по видампромышленной деятельности.
Социально-экономическиеинтересы наемных работников в отношении целей и стратегий развитияотечественной промышленности призваны представлять профессиональные организации.
Роль региональныхорганов власти как субъектов, участвующих в выработке иосуществлении ГПП, тоже должна быть приведена в соответствие с требованиямитрансформации системы государственного управления.
Таким образом структурасубъектов ГПП становится максимально приближенной ко всем участникампромышленной деятельности, что, в свою очередь, должно обеспечить более высокоекачество самой этой политики и ее результатов.
2.7Объекты ГПП
Выбор объектов ГПП исоответствующих инструментов ее реализации осуществляется с учетом структурно-институциональныхособенностей двух основных групп промышленных предприятий:
(А) — промышленныепредприятия государственной (государственной корпоративной) и коммунальной(коммунальной корпоративной) форм собственности, к которым государство и органыместного самоуправления могут применять методы административного (плановыезадания, кадровая политика) и прямого экономического (субсидии, инвестиции)действия;
(Б) — промышленныепредприятия частной формы собственности, к которым государство и органыместного самоуправления могут применять в большинстве случаев опосредованныеметоды управления (через финансово-экономические и институциональныемеханизмы).
Предприятия группы (А)составляют теперь меньшую долю в промышленности.
В свою очередь, группа(Б), которая является доминирующей в отечественной промышленности, может бытьусловно подразделена на два сектора:
(Б1) — олигополистический сектор крупного бизнеса (неформальные и формальные ФПГ);
(Б2) — конкурентный сектор малого и среднего бизнеса.
Особенностиорганизационно-экономических и институциональных условий, в которыхфункционируют обозначенные группы промышленных предприятий, определяютспецифику применяемых форм и методов осуществления промышленной политики.
Развитие интеграционныхпроцессов (и в частности — вступление в ВТО) влечет за собой необходимостьоптимизации выбора определенных функциональных сфер как объектов ГПП.
Для обеспеченияреального перехода на инновационную модель промышленного развития, ускоренногоформирования высокотехнологичного сектора и совершенствованияорганизационно-структурных характеристик отечественнойпромышленности как главных предпосылок для существенного повышения ееконкурентоспособности целесообразно считать приоритетами ГПП следующие сферы:
— научно-инновационнаядеятельность в промышленности, с дифференциацией форм и методовподдержки и регулирования НИОКР и инновационных процессов по приоритетнымцелевым направлениям (обеспечение национальной безопасности, ресурсосбережение,экологичность производства и продукции, комплексное развитие наукоемких ивысокотехнологичных производств);
— отдельныесистемообразующие инновационные проекты отраслевого,межотраслевого, регионального и общеэкономического значения (продуктово-технологическиеили инфраструктурные);
— комплексные проектыорганизационно-структурного развития промышленного сектора (дляформирования и эффективного функционирования отечественныхпроизводственно-хозяйственных структур современного уровня, способныхреализовывать промышленные стратегии еврорегионального и глобальногомасштабов);
— проекты, направленныена углубление интеграции отечественных промышленных производств вмировые экономические процессы и структуры.
2.8Направления, механизмы и инструменты реализации ГПП
В силуинституциональных, рыночных и функциональных особенностей объектов ГППэффективное государственное регулирование в промышленной сфере может бытьреально обеспечено по следующим направлениям.
Первое — формированиеблагоприятных условий для развития всей промышленности путем:
— реализации системныхмер по государственной поддержке сфер науки и образования (прежде всего,прикладных и фундаментальных научных исследований, НИОКР, инженерной и рабочейпрофессионально-технической подготовки);
— улучшения институциональнойструктуры экономики и ее инфраструктурного обеспечения (в том числе на основеобеспечения защиты прав собственности; совершенствования регулированиядеятельности естественных монополий и общей конкурентной среды; формированиясовременной национальной инновационной системы с полноценными составляющими отраслевого,регионального и корпоративного уровней; развития информационно-коммуникационныхсистем и транспортных сетей; и т. п.);
— системногосовершенствования законодательно-нормативной базы регулирования коммерческойдеятельности.
Второе — формированиеспециальных механизмов реализации ГПП на основе учетасовременных особенностей ее промышленных объектов (см. табл. 2).
Таблица 2
Основные инструментыгосударственного регулирования по группам промышленных объектовГруппы промышленных объектов Приоритетные инструменты ГПП (А): государственные и коммунальные промышленные предприятия Реструктуризация; государственные заказы; субсидии; инвестиции.
(Б1): частные промышленные предприятия олигополистического сектора (крупный бизнес) Курсовая политика; таможенная политика; нетарифное регулирование ВЭД.
(Б2): частные промышленные предприятия конкурентного сектора (малый и средний бизнес) Налоговые льготы; ускоренная амортизация; государственная поддержка кредитов; регулирование общей конкурентной среды.
Для государственныхпредприятий, регулируемых по принципу государственного«дирижизма», эффективной стратегией промышленного развития должностать формирование высокотехнологичных НПК корпоративного типа при прямоморганизационном участии и финансовой поддержке государства (в авиационноммашиностроении, производстве ракетно-космической техники и вооружения, угольнойпромышленности). Для этого может быть использован опыт бывшего СССР в отношенииучастия государства в создании, функционировании и развитии промышленных НПК, врамках которых обеспечивалось организационное и функциональное взаимодействиеНИОКР и производства передовой высокотехнологичной продукции. И сегодня вУкраине аналогичные комплексы могут стать генераторами разработки и дальнейшегоразвития производств сектора "high-tech".
Для крупного бизнеса, контролируемогоФПГ, целесообразны его регулирование по принципу баланса государства и рынка, атакже государственная поддержка в конкурентной борьбе с иностраннымипроизводителями на внешних и внутреннем рынках средствами курсовой и таможеннойполитики, нетарифного регулирования. ГПП в отношении этой группы промышленныхобъектов должна способствовать их выходу на мировые фондовые рынки черезреальное (а не номинальное, как теперь) «открытие» корпораций, обеспечениемотивации их собственников к эффективному использованию активов (а не к поискуренты) на основе инноваций, внедрение природоохранных и ресурсосберегающихтехнологий.
Для малого и среднего бизнеса,регулируемогопо принципу государственного «минимализма», приоритетное значениеимеет налаживание эффективного действия традиционных рыночных стимулов кразвитию в форме налоговых льгот, ускоренной амортизации, государственныхгарантий и субсидирования кредитов. Эта группа промышленных объектов ГПП должнаобеспечить распространение инноваций, удовлетворение спроса на потребительскиепромышленные товары и услуги на внутреннем рынке.
В контексте проблемыприменения эффективных механизмов и инструментов ГПП особый вес имеет вопросоптимизации общей конкурентной среды — определения рамок эффективногоконкурентного давления, которые допустимы и целесообразны для достижениястратегических целей промышленного развития в конкретные периоды, в конкретныхвидах деятельности, с учетом их состояния, внутренних проблем и перспектив.Решение этого вопроса, в свою очередь, является основой для решений онеобходимых масштабах, функциональных сферах и формах государственноговмешательства.
При формированиинациональной конкурентной среды в условиях интеграции наиболее актуальнойстановится проблема обеспечения конкурентной транспарентности экономик-партнеров.В случае нарушения принципа максимального сходства параметров общейконкурентной среды и синхронности их изменений на рынках стран — экономическихагентов возможны серьезные риски и отрицательные социально-экономическиепоследствия для отдельных производств и экономики Украины в целом.
Активизацияинтеграционных процессов (в частности — присоединение к ВТО) приведет кощутимым изменениям в сфере формирования общей конкурентной среды впромышленности — преимущественно в сторону усиления давления на отечественныхпроизводителей как на внутреннем, так и на внешних рынках. Поэтому последовательноесоблюдение принципа конкурентной симметрии должно стать обязательным условиемпри выборе механизмов и инструментов государственной защиты, а также поддержкипромышленных производств и производителей на основании признанных международно-правовыхнорм и принципов.
В то же время в рамкахГПП целесообразно обеспечить сбалансированность интересов разных отраслейпромышленности (видов промышленной деятельности) и стимулировать эффективнуювнутриотраслевую конкуренцию как рычаг повышения их ценовойконкурентоспособности.
Для достижениястратегических целей ГПП должны быть выбраны адекватные механизмы и инструменты,среди которых потенциально эффективны, по нашему мнению, следующие:
финансово-экономическийблок:
— расширение объемовгосударственного заказа на проведение НИОКР и промышленное освоение технологийи продукции, которые являются стратегическими приоритетами в контекстеобеспечения инновационного развития и конкурентоспособности;
— бюджетноефинансирование формирования и развития высокотехнологичных производств вгосударственном секторе, современной промышленной инфраструктуры и НИОКРобщепромышленного значения (в том числе на основе программно-целевогораспределения бюджетных средств всех уровней);
— системноесовершенствование налогового регулирования в направлении оптимизации еговлияния на параметры промышленной динамики, инвестиционно-инновационныепроцессы и характеристики эколого-экономического баланса экономическогоразвития;
— усиление тактическойгибкости тарифного регулирования экспорта-импорта промышленной продукции сучетом требований ВТО и соответствующей практики государственноговмешательства;
— эффективноеиспользование потенциала методов нетарифного регулирования экспорта-импорта длязащиты экономических интересов отечественных товаропроизводителей в признанныхмеждународной практикой правовых формах;
— всестороннеестимулирование процессов капитализации промышленных активов (предприятий) иреструктуризация существующего акционерного капитала как основы для активизацииинвестиций, деконцентрации экономической власти и эффективной интеграции вмирохозяйственное пространство;
денежно-кредитный блок:
— приведение валютногорегулирования (прежде всего, курсовой стратегии и тактики) в соответствие сцелями повышения конкурентоспособности стратегически значимых производств, атакже обеспечение «прозрачности» и предсказуемости валютной политикипри соблюдении баланса интересов всех основных сторон валютных отношений исохранении стратегической ориентации на стабильность национальной валюты;
— расширение объемов иповышение эффективности долгосрочного кредитования промышленности коммерческимибанками Украины на основе его экономического и налогового стимулирования,законодательного обеспечения решения проблем асимметрической информации,гарантирования защиты прав кредиторов, совершенствования механизмовобязательного резервирования по пассивным и активным операциям;
— увеличение объемовфинансирования через фондовый рынок путем повышения «прозрачности» и«раскрытия» украинских корпораций, создания экономических иорганизационных стимулов к их инвестиционно-инновационному развитию на основеэффективного использования имеющихся активов и привлеченных денежных средств,дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы функционированияфондового рынка;
— осуществление политикистимулирования и поддержки «инновационно связанных» инвестиций икредитов;
организационно-институциональныйблок:
— содействиеформированию и обеспечению конкурентоспособности современных промышленныхструктур интегрированно-сетевого типа с высоким научно-технологическим ифинансово-экономическим потенциалом инновационного развития, прежде всего, вотраслях, ориентированных на V—VI технологические уклады;
— усилениегосударственной целевой поддержки формирования эффективныхнаучно-технологических и промышленных кластеров внутрирегионального,национального и трансграничного форматов как благоприятнойорганизационно-экономической среды для развития высококонкурентных производств;
— повышение качествагосударственного управления процессами формирования и функционированиянациональной инновационной системы на всех уровнях (государственном,региональном, отраслевом, предпринимательском), прежде всего, путемсовершенствования правовой защиты интеллектуальной собственности, субъектовнаучно-технической и инновационной деятельности, современного информационногообеспечения и усиления экономической мотивации;
— расширение вэкономически целесообразных пределах регуляторныхфункций государства в отношении деятельности естественных монополий; развитиенормативно-правовой базы и инструментария поддержания эффективного уровняконкурентного давления на стратегически важных промышленных рынках;
— улучшениеэкономической и институциональной поддержки малого и среднего бизнеса впромышленности как стабилизирующего и инновационно гибкого элемента современныхпроизводственно-хозяйственных систем;
— обеспечениеэффективного взаимодействия инфраструктурных участников рынка финансовых услуг- финансовых посредников, бирж, торгово-информационных систем,депозитарно-клиринговых учреждений, оценочных, аудиторских и других структур, атакже формирование благоприятной институциональной среды для ихфункционирования и дальнейшего развития;
—организационно-координационная и финансовая поддержка формирования современнойинформационно-коммуникационной базы промышленности (в том числе на основесоздания систем автоматизированного управления предприятиями, проектирования,поддержки управленческих решений, вхождения в мировые сети электронных ресурсови электронного бизнеса);
— развитие «прозрачной»системы государственно-частного партнерства на национальном и региональномуровнях для повышения эффективности процессов разработки и реализации ГПП.
2.9Законодательно-нормативное обеспечение развития промышленности
Несовершенстводействующей системы законодательного обеспечения развития промышленностисвязано с отсутствием единой методологической, методической и организационнойосновы для разработки документов, низкой степенью согласованности отраслевыхстратегий и нормативных актов, «моральной устарелостью» большинстваиз них, разным правовым статусом концепций и программ. Это существенно влияетна качество разработки и реализации ГПП.
Для повышенияэффективности регуляторноговлияния государства на процессы развития отечественной промышленности целесообразнопринять Закон Украины «О государственной политике развитияпромышленности», который бы регулировал отношения между субъектамипромышленной деятельности, а также органами государственной власти и управленияобщенационального и регионального уровней.
В этом законенеобходимо предусмотреть:
— обязательстваправительства по формированию стратегий развития отдельных отраслей ипромышленности в целом, с обязательным утверждением качественных иколичественных показателей (в том числе объемов государственногофинансирования);
— периодическуюотчетность правительства о достигнутых количественных и качественныхрезультатах реализации ГПП;
— порядок текущейкорректировки заданий и контрольных показателей промышленного роста, а такжеобновления целей, критериев и механизмов реализации промышленной политики напоследующий стратегический период.
Реализация ГПП наоснове такого закона позволит комплексно подойти к решению проблемотечественного промышленного сектора, с учетом финансово-экономического,технологического, институционального и социального направлений его развития,повысить уровень межотраслевой координации целей и мер, усилить взаимнуюответственность всех субъектов промышленной деятельности.
Коллектив НЭП НАНУкраины рассматривает представленные концептуальные разработки как основу дляширокой аргументированной дискуссии при участии ученых ипроизводственников-практиков об эффективной стратегии промышленного развитияУкраины на современном этапе. Интеллектуальный ресурс совместных действийдолжен быть максимально использован для подготовки и осуществленияпринципиально обновленной национальной промышленной стратегии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе предложенаконцептуальная версия государственной политики в промышленной сфере насреднесрочную перспективу, а также пути формирования и применения механизмов еереализации.

 
ИСПОЛЬЗОВАНЫИСТОЧНИКИ
1.  Промисловийпотенціал України: проблеми та перспективи структурно-інноваційнихтрансформацій. — К., 2007, 408 с.
2.  ЯкубовскийН.,Новицкий В., Киндзерский Ю.Концептуальные основы стратегии развития промышленности Украины на период до2017 года. «Экономика Украины» № 11, 2007, с. 4-20
3.  ФедуловаЛ. Перспективы инновационно-технологического развития промышленности Украины.«Экономика Украины» № 7,2008, с. 24-36
4.  ФедуловаЛ.И. Тенденции и перспективы развития промышленности Украины.«Економіка промисловості» № 4,2008, с. 65-82
5.  КічурчакМ.В. Промисловість усистемі національної безпеки України. «Економіка промисловості» № 4,2008, с. 104-113
6.  ОдотюкІ. В. Структурні дисбаланси та середньострокові сценарії інноваційногоінвестування наукомістких трансформацій у промисловості. «Економікапромисловості» № 4, 2008, с. 147-155.
7.  Загальнодержавнакомплексна програма розвитку високих наукоємних технологій -Закон України від09.04.2004 p. № 1676-IV
8.  Державнапрограма розвитку і реформування гірничо-металургійного комплексу на період до2011 року (Постанова Кабінету Міністрів України від 28.07.2004 р. № 967)
9.  Загальнодержавнапрограма розвитку мінерально-сировинної бази України на період до 2010 року(Закон України від 22.02.2006 p.№ 3458-IV)
10.  Енергетичнастратегія України на період до 2030 року (Розпорядження Кабінету МіністрівУкраїни від 15.03.2006 р. № 145-р)
11.  Державнапрограма розвитку машинобудування на2006-2011 роки
12.  (ПостановаКабінету Міністрів України від 18.04.2006 p.№ 516)
13.  КонцепціяДержавної програми розвитку легкої промисловості на період до 2011 року(Розпорядження Кабінету Міністрів України від 27.12.2006 р. № 673-р)
14.  КонцепціяДержавної цільової економічної програми енергоефективності на 2010-2015 роки(Розпорядження Кабінету Міністрів України від 19.11.2008 р. № 1446-р)
15.  Стратегіярозвитку вітчизняної авіаційної промисловості на період до 2020 року(Розпорядження Кабінету Міністрів України від 27.12.2008 р. № 1656-р).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.