СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Всемирная торговая организация
2. Отношения России и ВТО на современном этапе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Международная экономическая интеграция – это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная экономическая интеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией глобальной интеграции, т. е. слияния региональных интеграционных группировок.
Соответственно на современном этапе наибольший интерес вызывает отношения России с этими интеграционными группировками. А также проблемы, которые Россия испытывает, пытаясь внедриться в систему мирохозяйственных связей.
Всемирная торговая организация
Всемирная торговая организация (ВТО) является одной из старейших и наиболее значимых международных экономических организаций в мире. Связано это с тем, что ВТО является преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).
Основополагающими принципами изначально ГАТТ, а затем ВТО являются:
• торговля без дискриминации, т.е. взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) и национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;
• регулирование торговли преимущественно тарифными методами:
• отказ от использования количественных и иных ограничений;
• транспарентность торговой политики;
• разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т. д.
Договоренности и соглашения, подписанные в рамках ВТО, а именно Соглашения Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986 - 1994 гг.), фактически являются правовым базисом современной международной торговли.
ВТО выполняет следующие основные функции:
• контроль за исполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;
• проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами;
• разрешение торговых споров;
• мониторинг национальной торговой политики стран-членов;
• техническое содействие развивающимся государствам по вопросам компетенции В ГО;
• сотрудничество с международными специализированными организациями.
Важной особенностью ВТО является постоянный контроль ее членов за корректным исполнением достигнутых договоренностей. Все члены организации принимают обязательство по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином «Многосторонние торговые соглашения» (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 96% всей мировой торговли товарами и услугами.
Пакет документов Уругвайскою раунда не является догмой, и в рамках ВТО постоянно идет работа по совершенствованию соглашений с учетом практического опыта их имплементации и тенденций развития мировой торговли. ВТО постоянно эволюционирует, и в ее деятельность включаются новые актуальные вопросы.
Структура ВТО достаточно проста. Высшим органом является Министерская конференция, объединяющая представителей всех участников организации. Сессии конференции проходят не реже одного раза в два года, на которых обсуждаются и принимаются решения по принципиальным вопросам, связанным с пакетом соглашений Уругвайскою раунда.
Между сессиями Министерских конференций по мере необходимости (8-10 раз в год) для решения текущих и процедурных вопросов созывается Генеральный совет, состоящий из представителей всех участников организации. Кроме того, Генсовет администрирует деятельность Органа по разрешению споров и Органа по обзору торговой политики.
Министерская конференция ВТО учреждает Комитет по торговле и развитию. Комитет по ограничениям в целях обеспечения равновесия платежного баланса. Комитет по бюджету, финансам и администрации, а также Комитет ко торговле и окружающей среде, Комитет по региональным торговым соглашениям и ряд других органов.
Министерская конференция (или Генсовет) назначает Генерального директора ВТО. С сентября 2005 г. Генеральным директором ВТО является Паскаль Лами.
ВТО - одна из немногих международных организаций, в состав которой входят почти все страны мира. В настоящее время полноправными участниками ВТО являются 150 государств, а еще около тридцати государств, в том числе Россия, имеют статус наблюдателя.
Отношения России и ВТО на современном этапе
В середине ноября, на саммите АТЭС в Ханое, было, наконец, подписано двустороннее соглашение между Москвой и Вашингтоном о вступлении России в ВТО. Таким образом, преодолен, пожалуй, самый сложный барьер на пути России во Всемирную торговую организацию: наши переговоры с США длились восемь лет. А всего Россия потратила на этот процесс уже 13 лет, став своеобразным лидером: Китай управился за 12 лет, Саудовская Аравия — за 11. Заявка на присоединение России к Генеральному соглашению о тарифах и торговле (ГАТТ), предшественнику ВТО, была подана еще в 1993 году. К началу 1994 года все необходимые документы были подготовлены, однако на следующий год ГАТТ было преобразовано в ВТО, и России пришлось все переоформлять. По мнению экспертов Всемирного банка, для России наиболее упорными были переговоры с ЕС, Канадой, США и Японией.
Европейцы оказались самыми требовательными переговорщиками; настаивали на снижении пошлин на ввоз автомобилей до уровня европейских, применяемых к производителям не из Европы, аналогичные требования выдвигали к авиационному, алкогольному рынку, рынку мебели и минеральных удобрений. Предлагали даже разделить «Газпром» на несколько независимых компаний. Владимир Путин назвал это тогда «политикой выкручивания рук».
Россия пошла Европе навстречу лишь в вопросе внутренних цен на газ: пообещала без включения в протокол о вступлении в ВТО сделать внутренние цены на газ более рыночными. Цена для промышленных потребителей должна постепенно повышаться до $37-42 за тысячу кубометров к 2006 году и до $43-57 — к 2010 году.
Япония смогла себе выторговать значительное снижение ставок налогообложения почти на 9 тыс. наименований, в том числе автомобилей, автомобильных частей и продукции сельского хозяйства,
Последним серьезным препятствием России на пути в ВТО оставались США. Американцы настаивали на присутствии в России филиалов иностранных банков и страховых компаний, на усилении защиты интеллектуальной собственности, на сокращении госдотирования сельского хозяйства и прекращении господдержки авиапрома.
Накануне июльского саммита G8 казалось, что соглашение вот-вот будет подписано, Россия согласилась допустить на рынок филиалы иностранных страховых компаний, а американцы отказались от требования открыть Россию и для филиалов зарубежных банков. Но дорогу России к ВТО преградили американские куры. Россия настаивала на праве оценивать поставляемые из США продукты аграрно-промышленного комплекса по своим правилам, а не по международным. А США в ответ жестко критиковали недостаточную защиту в России интеллектуальной собственности. Глава Минэкономразвития Герман Греф пригрозил американцам сокращением квот на поставки куриного мяса, а американский торговый представитель Сюзен Шваб потребовала закрыть интернет-сайты, которые предоставляют возможность пользователям бесплатно скачивать различные музыкальные произведения, совершенно игнорируя при этом авторские права: «Мы не можем представить себе присутствие в ВТО страны, в которой так грубо нарушаются права на интеллектуальную собственность». Ни больше ни меньше.
В конце концов американцы гарантировали России качество импортируемых говядины и свинины, а Россия обязалась обеспечивать защиту интеллектуальной собственности и совершенствовать правовую сферу. Кроме того, еще до окончательного вступления России в ВТО будет подписано дополнительное соглашение о мерах по борьбе с пиратством. А двустороннее соглашение по мясу 2003 года останется в силе до 2009 года. После этого, если возникнет необходимость, квоты на поставку американской мясной продукции Россия имеет право сохранить.
Зато Конгрессу США предстоит отменить поправку Джексона-Вэника и предоставить России режим постоянных нормальных торговых отношений [PNTR]. Это может произойти уже весной следующего года. Не дожидаясь весны, Америка отменила санкции против компании «Сухой» [в июле этого года американцы обвинили ее в сотрудничестве с Ираном и запретили американским компаниям проводить с ней сделки].
По совокупности двусторонних переговоров, ради вступления в ВТО Россия также откроет рынки химических товаров, легковых автомобилей и гражданской авиации и снизит ввозные пошлины на лекарства, сельскохозяйственные и промышленные товары. Средневзвешенная ставка на сельскохозяйственные и промышленные товары понизится на 3 процентных пункта. Пошлины на рынке химических товаров и легковых автомобилей уменьшаются с 25 до 15%, а гражданской авиатехники с 30 до 7,5-12%. Придется существенно снизить и даже отменить пошлины на кожевенное и меховое сырье, шерсть и текстильное сырье, бумагу и изделия из нее, технологическое, строительное, научное и измерительное оборудование, компьютеры, средства их производства и элементную базу.
Зато почти без изменений решили оставить российскую заградительную пошлину на спирт, ставки пошлин на готовую одежду, стекло, керамику. Разрешение иностранным страховым компаниям открывать прямые филиалы в России, которого так долго добивались от нас США, также в большой степени смягчено. Филиалы будут допущены в Россию только спустя девять лет после ее присоединения к ВТО.
У отечественного авиапрома есть семь лет на развитие и модернизацию, Россия также отстояла право финансировать авиапром в части разработки и выдавать безвозвратные кредиты. Импорт новых автомобилей возрастет, особенно из Азии, считают эксперты. Невыгодным станет производство иномарок, которое только развернулось в России. При сегодняшней ввозной пошлине в 25% зарубежным компаниям лучше создавать предприятия в рамках режима «промышленной сборки», позволяющего беспошлинно либо по сниженным ставкам ввозить автокомпоненты. А когда пошлина опустится до 15%, станет выгоднее импортировать готовый автомобили.
От вступления России а ВТО в первую очередь выиграют экспортеры сырьевых небиржевых товаров, таких как металлы или минеральные удобрения. Аналитики журнала «Эксперт» подсчитали, что теоретически максимальная выгода, на которую они могут рассчитывать, — $23 млрд, в год. А более широкий доступ иностранцев к потребительскому рынку и слабость сельскохозяйственной и автомобильной отраслей обойдутся России дороже — $90 млрд,.ежегодно.
Вообще, все подробности о присоединении России в ВТО мы узнаем, когда присоединимся, то есть когда пройдут многосторонние переговоры, будет подписан и ратифицирован Государственной думой окончательный протокол. Поэтому в данный момент никто не может сказать, какое влияние на экономику России окажет ВТО.
Опыт других стран можно считать положительным. Как говорит Георгий Петров (вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ) «из 149 членов этой организации ни одна страна не попросилась из нее выйти — ВТО еще никого не задавило».
В литературе очень подробно описаны результаты присоединения Китая. В 2002 году, через год после вступления в ВТО. BBП Китая увеличился на 12.3% против ожидавшихся 9%. Сельское хозяйство в это стране поднималось уже давно, с 1978 года, но за год после присоединения к ВТО объем экспорта сельхозпродукции вырос на 11 %, а импорт упал до 0,4%. Китайские товары заполонили мировой рынок. В 2004 году товарный экспорт за год вырос на 34,6%. В результате американцам даже пришлось поднять тарифы на ввоз китайской металлопродукции. Резко выросли иностранные инвестиции. Китай в этом остается мировым лидером.
Однако, присоединяясь к ВТО, Китай взял на себя более 200 дополнительных обязательств в области доступа импорта на свой рынок. При этом он дал согласие на coxpaнение многих ограничений, которым подвергаются китайские товары в различных странах мира. И тем самым создал опасный прецедент для стран, которые только намереваются присоединиться к ВТО, в том числе и для России. К ним теперь тоже могут предъявлять (и предъявляют) претензии. Заметим, что наши переговорщики все-таки отстояли присоединение к ВТО «на стандартных условиях», то есть мы будем подписывать только те тринадцать обязательных соглашений и ни одним больше.
Данных по росту индийской экономики не так много. Эта страна присоединилась к ВТО в 1995 году. Успехи индийских программистов общеизвестны — они получили возможность зарабатывать миллиарды долларов на офшорном программировании. Стало бурно развиваться металлургическое производство. В то же время российские аналитики отмечали, что в Индии погибли десятки тысяч мелких и средних предприятий в разных отраслях. Усилились социальное расслоение, разрыв между богатыми и бедными. Наконец, индийское общество сдвинулось в сторону либерализации, по существу, почти все партии в этой стране — неолиберального толка, одна лишь компартия является сегодня мелкобуржуазной.
В Польше была уничтожена национальная банковская система. В Венгрии и Румынии присоединение к ВТО нанесло серьезный удар по сельхозпроизводителям. В странах Балтии государства утратили контроль над рядом отраслей промышленности. Конечно, каждая страна получала плюсы и минусы для своей экономики. Между странами ВТО постоянно вспыхивают конфликты.
Но главное не это. Члены ВТО имеют право защищаться против ввоза товаров по заниженным ценам (антидемпинг), против ввоза товаров, которые субсидируются другим государством (антисубсидии), и против импорта, который вредит местным производителям (временные меры). При этом страна-импортер должна доказать, что импорт действительно вредит местной индустрии. Экспортер должен доказать, что его цены не ниже цен на его «домашнем» рынке. Словом, вступая в ВТО, мы получим возможность цивилизованным путем защищать свой рынок и таким же образом торговать на чужих рынках.
Проблема российских производителей заключается в другом: сегодня их продукция оказывается дороже импорта. Не только из-за укрепления рубля — это не столько минус для отечественных производителей, сколько плюс для импортеров. Отечественное производство в целом неэффективно. Даже при нынешних низких внутренних тарифах на газ и электроэнергию. Стоимость рабочей силы растет. Транспортные издержки увеличиваются. Технологии дорожают. Плюс налоги (увеличение и «обеление» зарплат). Плюс расходы на ремонт и модернизацию устаревшего оборудования. Все это отражается в цене конечного продукта. Да если еще и тарифы на газ, тепло и электричество поднимутся .
Но ведь взамен наши предприятия получают выход на мировые рынки. И обратите внимание; по окончании переходного периода (от трех до семи лет по разным видам товаров) ввозные пошлины будут составлять 7%, в то время как для большинства членов ВТО они установлены на уровне 3%. Выгода для российских экспортеров очевидна.
Но опять же — есть проблема. Члены ВТО могут торговать с другими странами только сертифицированной продукцией. Предприятие должно иметь сертификат менеджмента качества ISO-9000. Не надо путать эту бумагу с советским или с российским знаками качества. Эти знаки присваивались отдельным экземплярам продукции. Отдельные выставочные образцы мы делать умеем. Запад же подходит к проблеме качества по-другому. Там смотрят на управление всей технологической цепочкой — от сырья до конечного продукта. Так вот, если на предприятии вся эта цепочка правильно выстроена, то и конечный продукт будет качественным. Причем не единичный экземпляр, а вся продукция. В этом случае вы получаете сертификат ISO-9OOO. Причем для каждой отрасли и подотрасли разработаны отдельные требования и специальные виды сертификатов.
Вывод из всего этого простой: выживут не все. Альтернативы присоединению к ВТО у нас не осталось. Ресурсы прежней экономики практически исчерпаны. ВТО дает России шанс обновления. Хотя процесс этот не будет скорым и легким. Как говорит Фарид Мухаметшин, председатель Госсовета Республики Татарстан, «в закрытом обществе, в закрытой экономике жить в нынешних условиях глобализации невозможно». Но в то же время нельзя не прислушаться к губернатору Хабаровского края Виктору Ишаеву: «Вступление России во Всемирную торговую организацию может разрушить заводы и крупные предприятия Хабаровского края. За два прошедших года они стали выпускать на 120 наименований продукции больше. Причем сделали это за счет переориентации производства. Но лишь единицы из них смогут удержаться на рынке после вступления России в ВТО». Николай Максюта, глава администрации Волгоградской области, рассказал, что регион выбран в качестве пилотного для анализа социальных последствий присоединения РОССИИ к ВТО. В Волгограде посчитали, что 13% предприятий не выдержат конкуренции. А если 5%? Или 1 %? Или даже одно предприятие? Работы лишатся не члены правительства, которые подписывают документы, и не депутаты, которые за них проголосуют. Живые люди. Так, может быть, подумать о них? Обеспечить их переподготовку, переобучение, создать какие-то другие производства. Мы же не Индия. У нас мало людей, и с каждым годом становится все меньше. И если от присоединения к ВТО могут пострадать предприятия, то надо сделать так, чтобы не пострадали люди. И время для этого пока еще не ушло.
Заключение
В мире возможны две экономические модели. Одна – закрытой экономики – автаркия. Другая – открытая глобальная экономика. Либо страна участвует в глобальном разделении труда, либо закрывается полностью, отгораживается от мира. В открытой международной торговой системе есть только одна организация – ВТО, другой просто не существует. Значит надо в этой организации участвовать. ВТО – это свод правил международной торговли. Специально для нас их создавать никто не будет. Советский Союз долгие годы пытался это сделать, но безуспешно. И если мы хотим торговать с миром, надо эти правила соблюдать.
Россия сегодня входит в двадцатку мировых торговых держав, занимая 17-е место в мировом экспорте и 18-е в импорте. То есть мы – значимая торговая нация. Но если страна – не член ВТО, с нею и обходятся неподобающим образом.
О том чего Россия уже добилась от ВТО, в своем интервью дает ответ Александр Трушин: «…Четыре года назад мы вместе с бизнес-сообществом и учеными разработали концепцию присоединения. Нас тогда упрекали, что она слишком консервативная. Но мы оказались правы. По условиям присоединения надо вести переговоры с другими странами. И параллельно вести российское общество к пониманию того, что такое ВТО и как там надо работать. Такой практический подход и возобладал. Говорить о том что переговорный процесс уже закончился, - неправильно. Закончился период двусторонних переговоров. Впереди – еще очень большая работа. У нас очень высоко оценивают подписание протокола с американцами. Да, это серьезный рубеж. Но, с моей точки зрения, куда более важным был первый протокол, подписанный два года назад с Евросоюзом. Потому что тогда был задан алгоритм торговых переговоров с партнерами.
В ВТО есть правило: переговоры ведутся с основными поставщиками товаров. На Евросоюз приходится 55% внешнеторгового оборота России. Это наш основной торговый партнер, а не США. С Америкой договор имел значение скорее политическое, чем экономическое…»
Список использованной литературы
1. А. Трушин Россия и ВТО // Журнал о реальной экономике Прямые инвестиции – 2007.- № 1. – с.28
2. ВТО: Новый поворот // Журнал о реальной экономике Прямые инвестиции – 2006.- № 12. – с.49
3. М. Медведков // журнал Деньги и кредит – 2006.- №12