Реферат по предмету "Международные отношения"


Исламская политическая и правовая культура и проблемы региональной безопасности в странах Северной Африки и Ближнего Востока

Исламская политическая и правовая культура, предопределяющая многие особенности современной ситуации в странах Северной Африки и Ближнего Востока, имеет отношение и к их безопасности. Прежде всего она может активно влиять на решение такой конкретной задачи, как противодействие международному терроризму, прибегающему к исламскому прикрытию.
Нам уже приходилось неоднократно писать о том, имеет ли исламская политико-правовая мысль достаточный потенциал для противостояния идеологии экстремизма и терроризма, выдвигающих исламские лозунги, и насколько успешно он может использоваться в борьбе с этой опасностью. Представляется, что основания для положительного ответа на поставленные вопросы есть. Во всяком случае как в традиционной, так и, особенно, в современной мусульманско-правовой науке отчетливо прослеживается линия на осуждение агрессии и насилия, неприятие любых действий, угрожающих анархией и распрями между мусульманами, наносящих ущерб исламу в целом. Другое дело, что сегодня от мусульманского сообщества требуются значительно более энергичные усилия по включению такой исламской аргументации в арсенал средств борьбы с экстремизмом. Вместе с тем безопасность исламского мира зависит не только от результативности его непосредственного участия в противостоянии терроризму и радикализму, в том числе и на идейном исламском направлении, но не в последнюю очередь от решения некоторых стратегических проблем, напрямую связанных с его развитием в ближайшем будущем. Речь идет главным образом о перспективах глобализации в условиях исламского мира, а также об основных направлениях и формах его демократизации. Понятно, что исламское правоведение не может оставаться в стороне от этих принципиальных вопросов. Более того, от его позиции во многом зависит поиск ответов на них. Современные мусульманские мыслители – политологи и юристы – по-разному оценивают глобализацию. Это понятно, если учесть, что в исламском мире данное явление понимается как повсеместное распространение или даже навязывание всем одинаковых стандартов не только в технологической, информационной и экономической областях, но и в сфере культуры, политики и права, включая основы построения и функционирования государственной власти и права человека. Такое восприятие глобализации вполне объяснимо, поскольку участие исламских стран в общемировых процессах не ограничивается торговлей, связью, информацией и даже естественно-техническим образованием, но неизбежно предполагает активное вторжение в жизнь мусульман новых для них культурных, нравственных и политических ориентиров, часто весьма далеких, если не сказать чуждых, традиционному мусульманскому обществу. Конечно, отмеченные сферы жизни исламских стран реагируют на глобализацию по-разному. Некоторые из них могут воспринимать эти процессы и использовать их выгоды либо испытывать их негативное влияние независимо от других. Но полный разрыв между ними, естественно, невозможен. Когда экономика в целом, торговый обмен, связь, информация, имеющие первостепенное значение для самого существования современного мусульманского мира, развиваются по общемировым – а, значит, преимущественно западным – стандартам, политика, право и культура не могут оставаться наглухо закрытыми для них. Но уже достигнутые результаты и прогнозируемые перспективы глобализации в этих весьма различных ореалах оцениваются исламским сознанием – как научным, так и массовым – неодинаково. Причем ключевое значение здесь часто приобретают собственно исламские критерии. Конечно, абсолютно противопоставлять по уровню готовности воспринимать глобализацию такие области, как экономика и политика, информация и культура, связь и образование, транспорт и этикет нельзя. Ведь в мусульманском мире сейчас трудно найти сферу общественных отношений, полностью свободную от действия исламских традиционных догм и правил. В то же время здесь практически не осталось областей, в которых бы не ощущалось влияние общемировых стандартов и глобализационных процессов. Пожалуй, лишь собственно религиозный культ, деятельность мечетей и традиционные исламские обряды составляют исключение, хотя и в этой сфере используются современные технологии. Все другие стороны жизни мусульманских стран отражают взаимовлияние и взаимодействие как традиционных исламских, так и общемировых подходов. Например, в ряде государств экономика и торговые связи, ориентирующиеся в целом на западные стандарты, в то же время испытывают влияние исламских принципов, ограничивающих или даже запрещающих употребление алкоголя и свинины или отвергающих любые сделки ростовщического характера. Кроме того, здесь активно разрабатываются концепции исламской этики бизнеса, которые могут влиять на коммерческую практику. Но в целом, конечно, в данной области заметно преобладают общемировые стандарты, особенно, если речь идет о торгово-экономических контактах мусульманских стран с остальным миром. Более того, когда мусульмане-бизнесмены ведут коммерческую деятельность за пределами исламского мира, они следуют принятым мировым правилам и не придерживаются многих исламских предписаний. Принципиально важно то, что ключевые сектора экономики мусульманских стран – экспорт углеводородного сырья, других природных ресурсов или сельскохозяйственной продукции, – от которых напрямую зависит само их существование, функционируют практически полностью по общемировым – а, значит, западным – правилам. Исламские же постулаты привлекаются главным образом для обоснования защиты общегосударственных экономических интересов – например, национализации добычи нефти и природного газа, – да и то лишь в той мере, в которой они не сталкиваются с указанными стандартами, олицетворяющими глобализацию. Показательно, что регулирующее коммерческую деятельность законодательство практически всех мусульманских стран, за исключением отдельных частных положений, построено по европейским моделям, что относится даже к Саудовской Аравии, правовая система которой в целом ориентируется на шариат. Другое дело, что такое законодательство интерпретируется как допустимое с позиций мусульманского права, поскольку прямо ему не противоречит, а в ряде случаев соответствует разработанным традиционным фикхом конструкциям. Кроме того, даже вынужденный отход от предписаний шариата (например, запрет ростовщичества) часто обосновывается мусульманско-правовыми аргументами – в частности, такими принципами фикха, как «Затруднение влечет облегчение», «Необходимость дозволяет запрещенное», «Из двух зол выбирается менее тяжкое». В иных, прямо с экономикой не связанных областях жизни мусульманского мира взаимодействие общемировых тенденций и исламских традиций носит другой характер. Хотя и там легко обнаружить различные варианты отмеченного сочетания. Это хорошо видно на примере социально-культурной сферы, где влияние глобализации и общемировых стандартов нередко ограничивается внешней стороной – в частности, использованием современных технологий и форм в области искусства или работы СМИ, – а ее содержание остается по-прежнему преимущественно традиционным и в любом случае продолжает жестко лимитироваться исламскими религиозно-этическими рамками.
Правда, в этой же области обнаруживается и внешне противоположная тенденция, когда новая по содержанию и привнесенная извне практика облекается в традиционную исламскую форму. Например, в Кувейте, где университетская подготовка (во всяком случае по естественно-научным и техническим специальностям) содержательно ориентируется на международные (а значит – западные) стандарты, в конце 90-х годов минувшего столетия был принят закон, который, подтверждая исламскую этику, резко ограничил рамки общения между обучающимися в университете девушками и юношами. Раздельное обучение в школах является нормой в мусульманских странах, а во многих из них данный принцип распространяется и на высшее образование, которое по своему содержанию адаптируется к принятым на Западе критериям.
Показательна и бурно развивающаяся в последнее время область спорта, которая быстро превратилась в весьма заметную сторону общественной жизни мусульманских стран, демонстрирующую неожиданное на первый взгляд сочетание современных ценностей с приверженностью исламским традициям. Например, в 2005 г. в Иране прошла «исламиада» с участием женщин, которые соревновались в отсутствие мужчин-зрителей и в соответствующей исламским нормам спортивной одежде. Ранее в Саудовской Аравии состоялись исламские олимпийские игры, при проведении которых также строго соблюдались требования исламской этики. Возможно, подобный опыт со временем затронет и содержание мусульманских традиций. Пока же в социально-культурной области, как и в сфере медицинских услуг, мировой опыт воспринимается в рамках установленных шариатом правил и только при условии их не нарушения. В качестве иллюстрации такого подхода сошлемся на символическое решение Академии исламского правоведения при ОИК, которое допускает искусственное оплодотворение только по аналогии с зачатием в браке – при соединении половых клеток супругов, поскольку иного легального способа наступления беременности шариат не допускает. Иными словами, если в экономике, как правило, следование исламским критериям поставлено в зависимость от применения общемировых стандартов, то в социально-культурной сфере, наоборот, восприятие последних допускается лишь при условии соблюдения шариатских границ. Такое различие объясняется не в последнюю очередь тем, что рецепция мусульманским миром западных критериев в сфере экономики и торгового обмена носит во многом вынужденный характер и отражает необходимость обеспечить экономическую безопасность. Ради этого общенациональные государственные интересы берут верх над чисто религиозными соображениями. А социальная сфера отличается тем, что культурно-нравственная безопасность, наоборот, связывается с необходимостью бережного отношения к исламским традициям, их строгой охраны от любого внешнего разрушительного влияния. На этом фоне политика, основы построения и функционирования механизма государственной власти – весьма специфическая область взаимодействия (сотрудничества и конкуренции) исламских начал и западных стандартов. С позиций мусульманско-правовой мысли, особенность этой сферы заключается в том, что традиционный фикх не предлагает детальных, точных и однозначных решений по большинству частных вопросов, а ограничивается формулированием самых общих ориентиров – например, совещательности, справедливости и равенства, – которые могут быть реализованы в разнообразных вариантах, в том числе и заимствованных. Причем претворение этих общих начал способно привести к весьма различным результатам. Так, со ссылкой на принцип совещательности нетрудно обосновать как назначение чисто консультативных советов, целиком подчиненных главе государства, так и формирование путем всеобщих выборов представительных органов, наделенных реальными законодательными полномочиями. В наши дни мусульманско-правовые постулаты активно привлекаются для доказательства допустимости широкого обращения к западному опыту по таким ключевым вопросам, как парламентаризм, выборы, политический плюрализм, разделение властей и даже права человека. Конечно, восприятие мусульманскими странами мировых демократических принципов по этим направлениям, как правило, носит ограниченный характер и часто сводится к внешнему заимствованию западных аналогов. Но отсутствие в исламской правовой мысли конкретных жестких предписаний относительно устройства власти в принципе, с позиций самого шариата, открывает путь использованию мирового опыта политической демократии. Характерно, что к шариату обращаются как сторонники такой рецепции, так и ее противники. Опыт последних лет подтверждает, что правящие круги мусульманских стран способны проводить политические реформы, находя им исламское обоснование. Вместе с тем вокруг этих изменений нередко разгораются жаркие споры по вопросу их соответствия шариатским требованиям. Показательным примером является полемика вокруг предоставления избирательных прав женщинам в Кувейте. Известно, как резко встречают исламские радикалы любые инициативы по либерализации правового статуса женщин – как в семейных отношениях, так и в политической области. В то же время они активно используют возможность пропагандировать свою шариатскую аргументацию с трибуны парламента, куда они избираются на основе законодательства, копирующего европейские образцы. В целом по сравнению с экономикой область политики, с одной стороны, более избирательна в своем отношении к глобализации и не готова системно адаптироваться к западным стандартам (тем более, если при этом затрагиваются интересы правящих элит), а с другой, – в состоянии очень гибко реагировать на перспективу переноса чужого опыта на исламскую почву, поскольку политические нововведения можно ограничить воспроизведением формы, оставив содержание без серьезных изменений. В экономике, как представляется, такой разрыв вряд ли возможен. На наш взгляд, в настоящее время в большинстве мусульманских стран любой проект модернизации и демократизации возможен и реалистичен при условии, что он будет осуществлен в рамках или по крайней мере с учетом исламской политико-правовой традиции. И наоборот – политические реформы здесь вряд ли будут успешными, если они проводятся как противовес исламу и воспринимаются мусульманским сообществом в качестве угрозы исламским ценностям. Этот момент имеет прямое отношение к перспективам обеспечения безопасности в Северной Африке и на Ближнем Востоке в свете набирающих обороты процессов глобализации и разрабатываемых планов демократизации в данном регионе. Власть и преобладающая часть общества здесь объективно заинтересованы в развитии демократических институтов, но только если при этом будут обеспечены политическая стабильность и безопасность. А это возможно лишь при условии увязки планов демократизации с мусульманскими политическими и правовыми традициями и исламского осмысления реформ. Думается, что такой стратегический подход в целом отвечает интересам международного сообщества, в числе приоритетов которого – сохранение политической стабильности и упрочение безопасности в указанном регионе. Конфронтация между Западом и мусульманским миром по поводу совместимости демократических ценностей и исламских политико-правовых традиций не нужна ни одной из сторон. В частности, путем противопоставления демократии исламу Запад вряд ли добьется уменьшения террористической опасности.
Наоборот, как подтверждает практика, курс на отбрасывание ислама усиливает позиции исламских радикалов и множит ряды их сторонников. Линия на искусственную демократизацию и экспорт либеральных ценностей в качестве альтернативы исламским представлениям ведет лишь к дестабилизации, а значит – к снижению уровня безопасности как для Запада, так и на глобальном уровне.
Стратегия обеспечения безопасности должна быть нацелена на подключение мусульманского мира к процессу глобализации со своими исламскими ценностями (в том числе политико-правовыми), совместимыми с общемировыми демократическими принципами и осмысленными в духе современных реалий. Конечно, достижение этой цели зависит не только от Запада. Сам мусульманский мир может и должен сделать немало, чтобы гарантировать себе безопасное будущее и политическую стабильность. В частности, ему предстоит более решительно и последовательно противодействовать экстремизму под исламскими лозунгами, а также настойчиво осуществлять демократические политические реформы. Решение обеих задач, понятно, предполагает активное использование позитивного потенциала исламской политико-правовой мысли и стимулирование разработки ею проблем, связанных с новыми реалиями и ролью ислама в глобализирующемся мире. Важно иметь в виду, что обращение к исламской аргументации – не конъюнктурный ход и не пустая пропаганда. С учетом состояния общественного сознания в мусульманском мире взгляд мусульманско-правовой доктрины на перспективы совместимости исламских и западных принципов имеет первостепенное значение. В частности, о теоретической возможности такого сочетания свидетельствуют новейшие серьезные разработки мусульманских правоведов и политологов, разделяющих умеренную и взвешенную трактовку шариата. Что же касается практических аргументов в пользу позитивного взаимодействия исламских и западных институтов в политике, то они заключаются прежде всего в функционировании современных государственных структур и правовых систем мусульманских стран, фактически базирующихся на таком сочетании. Конечно, взаимодействие исламских и европейских институтов в национальных правовых системах мусульманских стран носит неоднозначный характер и по-разному проявляется в различных отраслях. В частности, восприятие или, наоборот, отторжение западного опыта зависит от того, сталкиваются ли европейские правовые модели с теми положениями шариата, которые расцениваются исламским сознанием как прямо относящиеся к религиозному статусу мусульман и закрепляющие религиозно-этические постулаты ислама. Это хорошо видно на примере уголовного права, поскольку предусмотренные шариатом наказания за некоторые правонарушения (например, кражу и употребление алкоголя) прямо сталкиваются с современными правовыми принципами. Другая картина наблюдается в коммерческом или даже конституционном праве, где конфликты между исламским и европейским подходами не так остры. Наоборот, здесь имеет место достаточно конструктивное взаимодействие и взаимодополнение обеих правовых культур. Естественно, противоречия и конфликты между исламским и западным подходами к праву не только возможны, но в ряде случаев просто неизбежны. Поэтому в концептуальном отношении важно отчетливо видеть границы их сближения и совмещения. Но принципиальная возможность продолжения диалога между мусульманским миром и Западом по политическим вопросам сохраняется, а предел сближения позиций сторон далеко еще не достигнут. Этот вывод важен для оценки перспектив и форм глобализации в рассматриваемом регионе по политико-правовой составляющей, а значит – для прогнозирования его безопасности. Пока, как представляется, нет окончательного ответа на вопрос о том, каким конкретно образом увязать объективную необходимость проведения демократических реформ на мусульманском Востоке с сохранением в данном регионе политической стабильности, соединить включение его в процессы глобализации по различным направлениям с приверженностью исламским ценностям. Поиск формулы такого сочетания и взаимодействия тем более важен, что от его результатов зависит безопасность Северной Африки и Ближнего Востока. безопасность мусульманский политический глобализация Список литературы 1. Володкевич М. Терроризм: какой он? – М., 2010 2. Азия и Африка сегодня. №2 – М., 2008 3. Азия и Африка сегодня. №4 – М., 2009


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Князь Олег 2
Реферат Проблемы формирования и функционирования механизма государственного регулирования деятельности крупного бизнеса в условиях российской экономической системы
Реферат Учет труда и его оплата 2
Реферат Прекращение производства по делу
Реферат Эволюция валютной системы
Реферат Оптимальное распределение неоднородных ресурсов
Реферат AntiChoice RTLProchoice Essay Research Paper Human life
Реферат Родство - священная вещь
Реферат Образы белогвардейцев в советской литературе (по повести В.В. Иванова «Бронепоезд №14.69»)
Реферат Этические нормы речевой культуры
Реферат Karl Marx Essay Research Paper The worker
Реферат The Welfare Myth Essay Research Paper THE
Реферат Програмоване та проблемне навчання
Реферат Cloning Is Wrong Essay Research Paper The
Реферат А пригодности использования инструментальных наладок и инструмента, формирование структуры склада инструментального участка для поячеечного хранения инструмента