Реферат по предмету "Литература : русская"


Анализ стихотворения Бунина

Анализ стихотворения Ивана Бунина
«Настанет день - исчезну я…» Настанет день – исчезну я А в этой комнате пустой Всё то же будет: стол, скамья Да образ древний и простой.
И так же будет залетать Цветная бабочка в шелку, Порхать, шуршать и трепетать По голубому потолку. И так же будет неба дно Смотреть в открытое окно, И море ровной синевой Манить в простор пустынный свой. ВОСПРИЯТИЕ: Это стихотворение можно рассматривать как минимум с двух точек зрения: Во-первых, можно сказать, что лирический герой грустит о том, что его скоро не станет, а мир будет всё также маняще – прекрасен. С другой стороны, возможно, здесь высказан некоторый оптимизм в том, что смерть это совсем не конец, не катастрофа, и, что пусть человек и исчезнет, но опять же - лишь он, а много прекрасных вещей и весь Мир будет существовать, такой же вечный и неизменный. Во-вторых, сам - собой напрашивается и третий вариант: - стихотворение представляет собой сложный синтез печали и радости, неотвратимости конца и надежды, фатализма и оптимизма, если хотите. Теперь попробуем разобраться во всём по-подробнее. ИДЕЙНО – ОБРАЗНЫЙ УРОВЕНЬ: 1. Идея: Всё движется к концу, но что-то остаётся. Эмоция: Печаль и надежда. 2. Образы и мотивы: Образы: Комната, стол, скамья, и образ (икона) Бабочка, море, небо, простор. Мотив: Мотив печали – круговорот жизни и смерти (Буддистский мотив) Не живая, пустая комната со стулом и т.п. и будет залетать бабочка – живое существо; такая же как залетает сейчас. Т.е всё, что сейчас перед глазами лирического героя всё повторится, всё ему до боли знакомое повторится, даже когда его уже не будет => надежда: Может быть и он, пройдя этот круговорот, повторится тоже? ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПРОИЗВЕДЕНИЯ: 1. Предметный состав: день комната я неба дно стол бабочка море скамья простор образ (икона) потолок окно Какие получились группы слов: Первый столбец – описание природы. Здесь особенно бросается в глаза словосочетание «неба дно» - этакая метафора ещё раз дающая понять, что всё конечно. ( по крайней мере она создаёт такой намёк ) И слово Море как противоположность, антитеза, противопоставление: НЕБО - МОРЕ - две стихии вроде похожие и в то же время абсолютно разные, стоит ли говорить, что море тоже имеет дно… далее после существительных море и небо идёт ещё такое существительное как ПРОСТОР – ещё одно объединяющее звено в абсолютно разных, повторюсь, стихиях. И опять же на этом противопоставлении, небо – море, невольно возникает уже знакомая ассоциация Жизнь – Смерть – лейтмотив всего стихотворения. Второй столбец – самый большой, - от экстерьера мы переходим к интерьеру ( в самом стихотворении наоборот) к окружающей бытовой, урбанистической обстановке. Это совершенно обычные вещи: Комната, стол, скамья, икона, потолок и… ОКНО - своеобразная связка, градация – начинающаяся с общего – комната – и переходящая постепенно через другие предметы интерьера к окну – через которое мы и переносимся в этот простор о коем говорилось выше, - простор моря и неба. И, наконец, третий столбец – самый маленький, состоящий всего из двух слов, но самый, на мой взгляд, интересный и ёмкий. Эти два слова – местоимение «Я» и существительное «БАБОЧКА». Всего два живых существа в окружении природы неживой. Эти слова, вычлененные из текста, кричат, говорят сами за себя составляя всю основу стиха – Я БАБОЧКА – и снова мы возвращаемся к Буддистским мотивам в творчестве Бунина, снова этот круговорот жизни и смерти: … Всё так же залетает бабочка и после смерти того кто её видит сейчас, может уже не та, но такая же и так же. И снова приходит на ум идея возрождения – реинкарнации. Это сравнение невидимое в тексте Я – БАБОЧКА так или иначе присутствует в стихотворении очень ярко определяя его основную мысль. (Кстати, такое сравнение очень часто встречается в трудах одного из основателей Даосизма). 2. Чувственная, эмоциональная окраска художественного мира произведения: Пустая (комната) Древний и простой (образ) Голубой (потолок) Пустынный (простор) Все прилагательные тематически представляют собой практически одно и то же. Пустая комната – говорит о том, что человек уже исчез => лёгкая грусть. Образ древний и простой – простые вещи – бабочка и икона существуют дольше, - Первая бесконечно возрождаясь, вторая просто в силу своей механической особенности и неприкосновенности (это я об иконе). Голубой потолок под которым порхает бабочка – прямая аналогия с цветом неба – этакий мир в мире, вселенная во вселенной, личное небо, собственный внутренний мир. Далее «ровная синева» – на сей раз Моря. Ровная – значит в тихую погоду. От этой картины так и веет покоем и умиротворённостью. И вновь, не побоюсь повториться, возникает эта тема – покоя т.е смерти, и умиротворённости т.е надежды и возрождения. И, наконец, «пустынный простор» - ещё одна тема данного стихотворения – тема одиночества. Недаром в стихотворении так много уделено места описанию интерьера и бытовой обстановки, а живых существ всего два, да и то соединённых с одной стороны во едино – Я БАБОЧКА – а с другой разделённых т.к исчезну я … а всё то же будет, когда лирический герой исчезнет. 3. Действия и состояния в художественном мире произведения: Настанет день – исчезну я (противопоставление) снова отсылка к лейтмотиву стихотворения. Всё то же будет: будет залетать (бабочка) порхать шуршать трепетать Бабочка описывается как любое другое живое существо и в то же время со всеми действиями присущими человеку: Порхать – жить, веселиться, гулять, радоваться жизни. Трепетать – переживать, любить, страдать. Шуршать – работать, заниматься чем – либо, писать, в конце – концов! Другими словами, в образе бабочки представлена нескончаемая череда жизненного цикла, рождения новых людей которые будут жить, и работать после. Это что касается внешнего мира лирического героя. После чего следует переход к внутреннему. Тому, что испытал и испытывает лирический герой в данный момент: Небо смотрит в окно, а простор моря манит его к себе. Таков вырисовывающийся перед нами Художественный мир стихотворения Бунина. Чтобы он приобрёл окончательный вид. Нужно посмотреть в заключении на три самые общие его характеристики: Как выражено в нём пространство, время и точка авторского (и читательского) зрения. Точка авторского зрения уже достаточна ясна из всего сказанного, - она субъективна, мир представлен не внешне, а внутренне пережитым – «интериоризированным». Это вообще характерно для творчества Бунина. Для примера можно взять любое его стихотворение. Да и вообще его творчество связано с импрессионизмом – описанием мимолётных чувств, идей в чистом виде, - без анализа этих чувств. Пространство и время: Пространство здесь выражено слабее, чем время, не смотря на явное преобладание описаний, а время включено в понятие будущего, того, что случится, всего этого движения и круговорота жизни – а это и есть главная тема стихотворения.
Тем не менее, пространство представлено весьма и весьма ярко: это и описание комнаты и всего что в ней, затем выход через окно на описание неба и воды (описание представлено сверху вниз) и пустынного простора. (описание пространства в ширину) Время представлено с нарастающей подробностью.
В первой строке противопоставлены друг другу прошлое (или настоящее) и будущее, а в последующих катренах будущее время всё развивается обрастая всё новыми подробностями, деталями и планами. Таким образом будущее представлено в каждой строфе, как сквозная тема печали и надежды лирического героя. СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ: Лексика: Неба дно – метафора создающая определенное впечатление конечности всего, даже неба и в то же время намёк на его бездонность. Синтаксис: Ровная синева Простор пустынный - эпитеты создающие общее впечатление монументальности и спокойствия. ФОНИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ: 1.Явления стиха: 4х стопный ямб 3 катрена с перекрёстной рифмовкой в первых двух и параллельной в третьем. A B A B C D C D E E F F 2. Собственно звукопись: Аллитераций нет Ассонансов нет Я попытался сделать Имманентный анализ – т.е не выходящий за рамки того о чём напрямую сказано в тексте. Это значит, что я не привлекал для понимания стихотворения ни биографических сведений об Авторе, ни исторических сведений об обстановке написания, ни сравнительных сопоставлений с другими текстами.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Совершенствование организации заработной платы
Реферат "А был он лишь солдат…"
Реферат Социальная политика в России и источники ее финансирования
Реферат Современное состояние рынка жилья проблемы и перспективы
Реферат Состояние и перспективы стабилизации рынка труда в национальной экономике Республики Беларусь
Реферат Социально экономическое развитие муниципального образования на примере Добровского района
Реферат Совершенствование управления персоналом на основе автоматизации рабочего места экономиста на при
Реферат Собственность содержание и формы
Реферат Совместные предприятия проблемы и перспективы
Реферат Современные концепции регулирования международных отношений 2
Реферат Собственность в экономической системе общества и проблемы её реформирования
Реферат Специфические факторы и качества продуктов питания влияющие на спрос
Реферат Спрос закон спроса индивидуальный и рыночный спрос
Реферат Специфіка процесу управління персоналом в багатонаціональних організаціях
Реферат 2. Считать утратившим силу приказ мвд россии от 3 сентября 2010 г