Реферат по предмету "История"


Внешняя политика СССР 1939-1941г.: борьба альтернатив

План. Введение 1. Международная обстановка к 1939 году 2. Развитие отношений с капиталистическими государствами 2.1. Мюнхенское соглашение и позиция СССР 2.2. Отношения СССР с Англией, США, Францией
2.3. Заключение с Германией пакта о ненападении и реализация Советским Союзом статей секретного протокола 3. Развитие отношений СССР с малыми государствами 4. Советско-германские отношения в 1940-1941 годах Заключение Литература
Введение. Размышляя о самой кровопролитной в истории человечества войне, мы невольно возвращаемся к предвоенному времени, вошедшему в историю как предвоенный политический кризис, с тем чтобы понять ту международную обстановку в которой война готовилась и была развязана. В результате подготовки и частичного осуществления Германией агрессивных планов по завоеванию мирового господства при попустительстве со стороны Англии и Франции, продемонстрированном в Мюнхене. Эта тема интересна сама по себе, как фактор становления Советского государства. Ведь известно, что от умело проведённой политики зависит многое: и курс ведения внутренней политики, а также внешней, от умело заключённых экономических договоров вообще экономическое развитие страны. Рассматривая внешнюю политику страны, мы делаем выводы, сопоставляем те или иные действия советской дипломатии, наблюдая возрастание авторитета Советского государства на мировой арене. Мы видим, что СССР является сильным государством, без которого невозможно решение многих важнейших вопросов международной жизни и международной политики. В данной работе я попытаюсь осветить основные аспекты отношений СССР с крупными мировыми державами и факторы, влияющие на эту политику, внутреннее положение СССР, определяющее взаимоотношение с другими странами перед вступлением нашей страны во вторую мировую войну.
1. Международная обстановка к 1939 году. В конце 1938 года неизбежность новой войны в Европе стала совершенно очевидной. Нападение Италии на Эфиопию в 1935, германо-итальянская интервенция против республиканской Испании и их помощь франкистам в 1936-1938 гг., аншлюс Австрии в 1938, агрессивная политика Японии – союзницы Германии и Италии – на Дальнем востоке, Мюнхенский сговор 1938 года, - все эти акты агрессии указывали на близость нового крупномасштабного вооруженного конфликта. В этой обстановке большинство европейских стран, стремясь обезопасить себя, ведут "двойную игру", пытаясь одновременно заключить договор о ненападении с Германией и создать "систему безопасности" вместе с СССР. Советский Союз в этой ситуации также не был исключением. Надо сказать, что у него существовали предпосылки к сближению как с Англией и Францией, так и с Германией. К числу первых можно отнести, во-первых, участие СССР в различных мирных пактах и конвенциях 20-х – 30-х годов наряду с Англией, Францией и США, Советско-Французский и Советско-Чехословацкий договоры о взаимопомощи (1935); во-вторых, агрессивная по отношению к Союзу политика стран Тройственного союза. Германия и Япония заключили Антикоминтерновский пакт в 1936г., к тому же Япония вела военные действия против СССР (начавшись еще летом 1938 г., они продолжались вплоть до осени 1939г; ожесточенные сражения произошли в августе 1938г. в Восточной Сибири в районе озера Хасан, а затем в Монголии, где длившиеся несколько месяцев наземные и воздушные бои в районе Халхин-Гола закончились победой советских войск. 15 сентября 1939 г. было заключено перемирие). С другой стороны, 6 декабря 1938г. в Париже Франция и Германия подписали Договор о ненападении; в 1938 г. Мюнхенский сговор и раздел Чехословакии состоялся без участия СССР; все это можно было расценить как попытку стран Запада направить агрессию Германии против Советского Союза. В конечном итоге это привело к тому, что СССР, как и другие государства, проводил двойную политику. 2. Развитие отношений с капиталистическими государствами. 2.1 Мюнхенское соглашение и позиция СССР. Советский Союз был преисполнен решимости внести существенный вклад в дело предотвращения германской агрессии против Чехословакии. Но британское и французское правительства оказывали давление на Чехословакию, чтобы заставить ее капитулировать перед Германией. Сначала сентября в Лондоне и Париже стал рассматриваться вопрос о том, как оформить передачу Германии Судетской области. 22 сентября Чемберлен прибыл в Бад-Годесберг для новой встречи с Гитлером. Британский премьер сообщил нацистскому фюреру, что ему удалось добиться согласия на передачу Германии Судетской области не только от собственного, но также от французского и чехословатского правительства. Видя готовность Англии и Франции идти на уступки, Гитлер ужесточил свой требования, с тем, чтобы сделать еще один шаг вперед в деле ликвидации чехословатского государства. Он в ультимативной форме потребовал, чтобы передача Германии Судетской области была начата немедленно, а именно 26 сентября. Вместе с тем теперь он решительно настаивал и на передаче Польше и Венгрии некоторых районов Чехословакии, где большинство населения составляли поляки и венгры. Наконец, он заявил, что больше нет условий для существования чехословацкого государства. В случае отклонения его требований Гитлер угрожал войной. Чемберлен, по его словам, оказался от этих новых требований в состоянии шока. Но он все же заверил фашистского канцлера, что сделает все возможное для обеспечения их выполнения. 29-30 сентября в Мюнхене состоялась конференция Великобритании, Франции, Германии и Италии, завершившаяся сделкой четырех держав об отторжении от Чехословакии и присоединения к рейху широкой полосы территории вдоль всей германо-чехословацкой границы. Чехословацкому правительству результаты мюнхенского договора четырех стран были переданы как приговор, не подлежащий обжалованию. В результате мюнхенской сделки Чехословакия потеряла значительную часть своей территории и населения, в том числе исключительно важные в экономическом отношении районы. При заключении мюнхенского соглашения правящие круги Великобритании и Франции придавали особое значение его антисоветской заостренности. Об этом свидетельствуют многие ставшие с тех пор достоянием гласности секретные дипломатические документы. 4 октября 1938 г. французский посол в Москве Р.Кулондр заметил, что мюнхенское соглашение сильно угрожает Советскому Союзу. Лорд Лотиан, назначенный вскоре британским послом в США, отмечал, что после Мюнхена политические круги Лондона, как и других европейских столиц, «полагали, что после захвата Чехословакии Гитлер … двинется на Украину»[1]. Мюнхенское соглашение, продиктованное Чехословакии под угрозой применения силы и с помощью самого грубого давления, представляло собой проявление неприкрытого произвола. Поэтому оно было незаконным и Советское правительство никогда не признавало его. Оно также коренным образом меняло все положение в Центральной Европе. Захватив Австрию, а затем часть Чехословакии, Германия серьезно укрепила свои позиции.
2.2 Отношения СССР с Англией, США и Францией В конце 30-х годов Англия и ее союзники занимали по отношению к СССР открыто враждебную позицию. Несмотря на провал мюнхенского соглашения и вынужденное вступление в войну с Германией, политика англо-французского блока и поддерживавших его соединенных штатов Америки носила резко антисоветский характер.
Это проявилось и во время польских событий в сентябре 1939 г., и в различных происках на Балканах, Ближнем и Дальнем Востоке, в активной помощи реакционным правительством Финляндии и прибалтийских стран, в исключении СССР из Лиги наций за финскую войну и во многих других антисоветских действиях. 1 сентября 1939 г. Германия приступила к войне против Польши, которая и дала начало Второй мировой войне. В международных отношениях образовался сложный узел противоречий: страны демократии (Англия, Франция, США) – СССР – страны фашистского блока (Германия, Италия, Япония). Немалая доля ответственности предвоенного политического кризиса ложится на правящие круги Англии и Франции. Та осторожность, а то и просто недоверие к внешнеполитическому курсу СССР, которые демонстрировали правительства Великобритании, Франции, США и других стран, вызывались многими причинами. Но одна из них, несомненно, была вызвана внутриполитическим положением СССР. В правящих кругах запада чувствовался страх перед непредсказуемыми решениями советского руководства во внешней политике и перед террористическим режимом, установленным Сталиным внутри страны. Трудно уйти от вывода, что именно в этот сложный момент советских руководителей покинуло также чувство реализма и выдержки. Видимо, к данной позиции Сталина и его окружения вполне применимы слова А.Н.Яковлева: «Оправдывать собственные падения грехами других – путем не к честному самопознанию и обновлению, а к историческому беспамятству».[2] Советское руководство не могло не знать, что мюнхенский договор – не последний внешнеполитический шаг западных держав. Оно было осведомлено о глобальных планах Гитлера. Поэтому наряду с политикой Англии и Франции сталинизм стал одной из основных причин, по которой Советский Союз не был готов к соглашению с этими странами о совместных действиях против фашизма. Делая в реализации своих агрессивных замыслов основную ставку на военную силу, Гитлер придавал большое значение и дипломатическим средствам. На внешнеполитический аппарат фашистского рейха была возложена задача предотвращения возможности объединения против германской агрессии СССР, Франции и Великобритании. Пользуясь реакционными настроениями британских правящих кругов, нацисты стремились убедить их в том, что Германия желает жить с Великобританией в мире и дружбе и думает лишь о борьбе против Советского Союза. У значительной части британских правящих кругов эти заверения нацистского руководства вызывали доверие и находили поддержку. Они были склонны рассматривать Германию как союзника. Чемберлен верил, что сможет договориться с Гитлером о разделе сфер влияния, и германская агрессия будет направлена против СССР. Однако Германия лишь скрывала их подлинные намерения. Задачи германской дипломатии заключались в том, чтобы в глубокой тайне, но со всей возможной решительностью «сколачивать союз против Англии». Столь же близорукой, как и британская, оказалась политика Франции. Правительство США, шедшее на уступки внутренней реакции и старавшееся создать видимость «невмешательства» в европейские дела, фактически придерживалось политики попустительства агрессивным намерениям Германии. Правящие круги в США рассчитывали на то, что США лишь выиграют от столкновения других стран, а агрессивный курс Германии и ее союзников поможет сдерживанию коммунизма в Европе и Азии. В условиях возрастающей военной угрозы Советский Союз 17 апреля 1939г. предложил Англии и Франции начать переговоры о взаимных обязательствах оказывать друг другу необходимую помощь, в том числе и военную, в случае агрессии в Европе против любого из договаривающихся государств. Под давлением общественного мнения Англия и Франция вынуждены были пойти на переговоры. Однако переговоры зашли в тупик. Летом 1939 г. СССР предложил Англии и Франции военную конвенцию, предусматривающую совместные действия вооруженных сил трех государств в случае агрессии. Правящие круги Англии и Франции не откликнулись на это предложение. Над СССР нависла угроза внешнеполитической изоляции. С приходом к власти в Англии кабинета Черчеля и особенно после разгрома Франции Германией положение стало мало-помалу улучшаться. Постепенно укрепилось убеждение, что антисоветский курс равносилен расколу потенциальных антигитлеровских сил и лишь помогает Гитлеру изолировать своих противников друг от друга. Уже в мае 1940 г. английское правительство решило послать в Москву своего «специального и чрезвычайного уполномоченного» Стаффорда Клиппса для переговоров о торговле, которые правительство Чемберлена завело в тупик. Несколько изменился и характер американо-советских отношений. Правительство США шло на это медленно и непоследовательно. Тем не менее отношения между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки постепенно улучшались. В январе 1941 г. государственный департамент США уведомил советского посла в Вашингтоне, что «политика, изложенная в заявлении, переданном президентом представителям печати 2 декабря 1939 г., которую обычно называют “моральным эмбарго”, больше не будет применяться к Советскому Союзу»[3]. Тем самым правительство Рузвельта отказалось от антисоветского мероприятия, введенного во время советско-финляндского конфликта. В марте 1941 г. американское правительство и в апреле английское сообщили советскому правительству, что Германия готовится напасть на СССР. Сталин не посчитался с этими предупреждениями, расценив их как провокацию, имеющею целью вызвать советско-германскую войну.
2.3 Заключение с Германией пакта о ненападении и реализация Советским Союзом статей секретного протокола. К этому времени советское руководство окончательно решило пойти на сближение с Германией. Еще в апреле советский посол в Берлине заявил о желании Союза установить самые хорошие отношения с Германией, несмотря на обоюдные идеологические расхождения. Спустя две недели был смещен М. Литвинов, приложивший немало усилий для обеспечения коллективной безопасности, а его пост был передан Молотову. В это же время Германия поручает своему послу в Москве Шуленбургу заняться подготовкой переговоров с СССР в связи с решением Германии оккупировать Польшу. 20 мая состоялась первая беседа Молотова с Шуленбургом, в ходе которой Молотов заявил, что для успеха экономических переговоров должна быть создана соответствующая политическая база, но при этом уклонился от каких-либо конкретных предложений. На встрече 17 июня между Астаховым (временный поверенный по делам СССР в Германии) и Шуленбургом уже германский дипломат убеждал в необходимости улучшения политических связей. Окончательный перелом во взаимоотношениях между странами произошел в конце июля; в этот момент активизируются советско-германские переговоры на разных уровнях.
К началу августа Сталин и Молотов уже располагали сведениями о том, что подготовка Германии к нападению на Польшу уже вступила в завершающую фазу, однако продолжали вести переговоры как с Англией и Францией, так и с Германией. Рейх же, готовясь к началу войны и стремясь избежать военных действий на два фронта, предпринимает шаги к ускорению переговоров. Узнав о направлении в Москву французской и британской миссий, немецкая сторона дала понять, что соглашение с Германией по ряду вопросов территориального и экономического характера отвечало бы интересам советского руководства. 14 августа Риббентроп сообщил о своей готовности прибыть в Москву для заключения политического соглашения, а 15 августа состоялась встреча Молотова с Шуленбургом. Советское правительство дало согласие на заключение договора с Германией, однако потребовало внести в предложение некоторые уточнения. 16 августа Риббентроп потребовал, чтобы Шуленбург снова встретился с Молотовым и сообщил, что Германия готова заключить пакт о ненападении сроком на 25 лет. На встрече 17 августа послу Германии был вручен ответ советского правительства, в котором выражалось согласие урегулировать отношения. Первым шагом к этому, как сообщалось в ответе, может стать заключение торгово-кредитного соглашения, вторым – заключение пакта о ненападении или подтверждение Договора о нейтралитете 1926 года. Также оговаривалась необходимость одновременного подписания специального секретного протокола, определяющего интересы сторон в том или ином вопросе внешней политики. Молотов дал понять, что Сталин находится в курсе переговоров, и что вопрос с ним согласован. 19 августа Германия ответила подписанием обсуждавшегося с конца 1938 года Торгового соглашения, предусматривавшего кредит в 200 млн. марок, а также пообещала потребовать от Японии прекращения военных действий и разграничить "сферы интересов" Германии и СССР в Восточной Европе. Вечером того же дня Молотов вручил Шуленбургу проект пакта, в котором, отсутствовала статья о его денонсации в случае нападения одной из договаривающихся сторон на третью державу. Приезд Риббентропа в Москву, намеченный на 26 августа, был ускорен по настоятельной просьбе Гитлера, направившего 20 августа личное письмо Сталину. Сталин и Молотов, получив это письмо, еще раз выслушали Ворошилова, доложившего о ходе переговоров с Англией и Францией; он подтвердил сообщения о контактах Берлина с Парижем и Лондоном, угрожавших широким антисоветским альянсом (в середине августа Англия и Германия вели секретные переговоры о поездке 23 августа Геринга на Британские острова для встречи с Чемберленом; предполагалось подписание "исторического соглашения", игнорировавшего интересы не только СССР и Польши, но, по-видимому, даже Франции), и в итоге дали согласие на приезд Риббентропа. Во второй половине дня 23 августа министр иностранных дел Германии прибыл в Москву. Ночью того же дня Пакт о ненападении сроком на 10 лет, вступавший в силу сразу же после подписания, был подписан. Он сопровождался Секретным протоколом, разграничивавшим сферы интересов сторон в Восточной Европе. Дополнительный протокол имел следующее содержание:
1. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Прибалтийских государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), северная граница Литвы одновременно является границей сфер интересов Германии и СССР. При этом интересы Литвы по отношению Виленской области признаются обеими сторонами. 2. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Польского государства, граница сфер интересов Германии и СССР будет приблизительно проходить по линии рек Нарева, Вислы и Сана. Вопрос, является ли в обоюдных интересах желательным сохранение независимого Польского государства и каковы будут границы этого государства, может быть окончательно выяснен только в течение дальнейшего политического развития… 3. Касательно юго-востока Европы с советской стороны подчеркивается интерес СССР к Бесарабии. С германской стороны заявляется о ее полной политической незаинтересованности в этих областях[4]… В секретном протоколе дважды подчеркивалась его строжайшая конфиденциальность. Важной особенностью пакта было также то, что в нем отсутствовала статья о его денонсации в случае агрессии одной из сторон по отношению к третьей державе. Итоги и последствия заключения данного пакта для СССР можно оценить следующим образом: - с одной стороны, СССР отодвинул свои границы на запад в среднем на 300-400 км, что давало новые ресурсы и простор для обороны; с другой стороны, "буферные государства" исчезли, и он получил границу большой протяженности с наиболее агрессивной державой мира. К тому же новая граница (в силу ее новизны) не была укреплена, и в результате к июню 1941 года старые погранукрепления оказались уже разрушенными, а новые – еще не построенными; - в случае начала "большой войны" СССР оказывался в стороне от нее, т.к. больше не был связан обязательствами с Англией и Францией относительно Польши, и таким образом выигрывал дополнительное время; но в то же время ухудшались отношения с западными демократиями, т. к. СССР теперь рассматривался как союзник агрессора; - пакт устранял опасность создания единого антисоветского блока и войны с Японией, но, с другой стороны, Германия тем самым развязывала себе руки для активных военных действий, избегая войны на два фронта; - пакт нанес удар по международному коммунистическому и антифашистскому движению, вызвал "идеологическую сумятицу" внутри страны; наконец, СССР лишался возможности укрепить свои границы должным образом. Стоило ему привести в боевую готовность погранзаставы, как Германия могла это расценить как акт агрессии и начать военные действия. 1 сентября 1939 года, через восемь дней после подписания Пакта, Германия напала на Польшу. Лишь 3 сентября Англия, Франция, Австралия, Новая Зеландия объявили войну Германии, однако вплоть до апреля 1940 г. военных действий на западном фронте не велось. Этот период получил название "странной войны" – 110 англо-французских дивизий, стоявших против 23 немецких, ничего не предпринимали; разгром Польши велся при фактическом попустительстве ее западных союзников. С середины сентября советское руководство приступило к непосредственной реализации статей секретного протокола. Уже 3 сентября Гитлер потребовал немедленной интервенции Советского Союза, однако правительство СССР отказалось. 9 сентября, перед тем, как сопротивление польской армии было окончательно сломлено, советское руководство известило Берлин о своем намерении безотлагательно оккупировать польские территории, отходившие к нему в соответствии с секретным протоколом Пакта о Ненападении. 17 сентября Красная Армия вступила в Польшу под предлогом "оказания помощи украинским и белорусским братьям по крови", которые оказались в опасности в результате "распада польского государства". Наступление советских войск почти не встретило сопротивления польской армии. В последующие месяцы сотни тысяч жителей присоединенных территорий были депортированы на восток как "враждебные и нелояльные элементы". 19 сентября было опубликовано совместное советско-германское коммюнике, в котором сообщалось, что цель оккупации Союзом Польши состоит в том, чтобы "восстановить мир и нарушенный вследствие распада Польши порядок". 1 и 2 ноября, после "народных собраний", бывшие польские территории были включены в состав Украинской и Белорусской ССР.
Оккупация Польши потребовала установления советско-германской границы. 22сентября была достигнута договоренность о проведении ее по Висле,а 28 сентября был заключен "Договор о дружбе и границе", который как и пакт о ненападении, содержал секретные протоколы и не был ратифицирован. Согласно этому договору, Литва переходила в сферу влияния СССР при условии, что действующие экономические соглашения Германии и Литвы не будут этим затронуты. Люблинское и Варшавское воеводства отходили Германии; т. о., граница была отодвинута на восток до Буга. Стороны также договаривались об экономическом сотрудничестве и о недопущении польской агитации, направленной против другой стороны. В ходе этих же переговоров Молотов и Риббентроп подписали ноту, в которой вся ответственность за развязывание войны перекладывалась на Англию и Францию, и говорилось, что в случае продолжения ими военных действий СССР и Германия будут вынуждены рассмотреть вопрос о принятии необходимых мер.
В то же время СССР реализует положения секретного протокола, касавшиеся прибалтийских стран. 28 сентября 1939 года Эстонии был навязан Договор о ненападении и взаимопомощи, по условиям которого она предоставляла Советскому Союзу свои военно-морские базы для размещения на них войск СССР. Через несколько недель подобные договоры были подписаны с Латвией и Литвой. Вторым этапом реализации секретного протокола стала война с Финляндией. СССР начинал эту войну, стремясь отнести советско-финскую границу как можно дальше от Ленинграда и, по возможности, укрепить этот район. Необходимо было учитывать, что территория Финляндии могла быть использована другими государствами в качестве плацдарма для нападения на СССР. Такая перспектива была вполне реальной, - несмотря на Пакт о ненападении (1932) отношения между СССР и Финляндией оставались напряженными; Финляндия, опасаясь вновь быть поглощенной более сильным соседом, настороженно относилась к любым действиям Союза, и поэтому вполне могла примкнуть к его противникам. 12 октября 1939 Сталин предложил заключить советско-финский пакт о взаимопомощи, по которому на территории Финляндии должен был быть размещен ограниченный контингент советских войск. Также предлагалось совершить обмен территориями, но финская сторона отказалась и уехала с переговоров. 31 октября советское правительство предъявило территориальные претензии Финляндии, которая возвела вдоль границы, проходящей по Карельскому перешейку, в 35 км от Ленинграда, систему мощных укреплений, известную как линию Маннергейма. СССР потребовал произвести демилитаризацию приграничной зоны и перенести границу на 70 км от Ленинграда, ликвидировать военно-морские базы на Ханко и на Аландских островах в обмен на очень значительные территории на севере, в Карелии. Финляндия отвергла эти предложения, но согласилась вести переговоры. Воспользовавшись пограничным инцидентом (как сообщила "Правда", 26 ноября "наши войска, расположенные в километре северо-западнее деревни Майнила были неожиданно расстреляны с финской территории"[5]; по проведенной позже финской стороной экспертизе, выстрелы были произведены не с финляндской стороны, а с советской, с расстояния 800 метров от границы), СССР расторгает Пакт о ненападении и 29 ноября объявляет Финляндии войну. Руководство Союза было уверенно, что война закончится через 10-12 дней. 1 декабря было объявлено о создании "Народного правительства Финляндии", руководимого Куусиненом и состоящего из нескольких финских коммунистов, сотрудников Коминтерна, проживающих в Москве. В этот же день СССР заключил с искусственно созданным правительством договор "О дружбе и взаимопомощи", и до конца января 1940 года не вел переговоры с официальным правительством Финляндии. Между тем положение на фронте было тяжелым. К 15 декабря продвижение советских войск остановилось в районе озер Колан-ярви, Мурсуда, Койта-йоки. Общественное мнение западных стран было целиком на стороне Финляндии; зимой 1940 г. финской армии было поставлено английское и французское оружие, было даже высказано предложение послать на помощь войска, однако этому препятствовал нейтралитет скандинавских стран. В итоге линия Маннергейма была прорвана лишь к концу войны, Выборг же был взят в день подписания мирного договора. По этому договору от 12 марта 1940 года Финляндия передавала СССР Карельский перешеек вместе с Выборгом, западное и северное побережье Ладожского озера, ряд островов в Финском заливе, часть полуостровов Рыбачий и Средний, а так же сдавало ему в аренду на 30 лет военно-морскую базу на полуострове Ханко. СССР предоставлялось право держать на этих территориях свои вооруженные силы, Финляндия же обязывалась не содержать в своих водах побережья Северного Ледовитого океана военных судов. В итоге государственная граница была отодвинута на более чем на 150 км от Ленинграда, и Советский Союз получил территорию площадью в 40 тысяч км2, на которой были расположены стратегически важные объекты – ГЭС Раухала, железная дорога вдоль Ладожского озера, ряд целлюлозно-бумажных предприятий. С другой стороны, эта война продемонстрировала Германии и другим странам Запада слабость и неподготовленность Красной Армии. СССР был исключен из Лиги Наций как агрессор и в будущей войне приобрел себе нового противника в лице Финляндии.
3. Развитие отношений СССР с малыми государствами. В апреле 1940 года в связи с фашистской агрессией против Дании и Норвегии над Швецией нависла угроза прямого нападения со стороны германских войск, вышедших к ее границам на важнейших стратегических направлениях. Советское правительство приняло меры к защите национальной независимости Швеции. 13 апреля 1940 г. оно заявило германскому послу Шуленбургу, что СССР "определенно заинтересовано в сохранении нейтралитета Швеции" и "выражает пожелание, чтобы шведский нейтралитет не был нарушен"[6], что в Берлине было воспринято как серьезное предупреждение. 16 апреля Шуленбург передал ответ своего правительства, в котором говорилось, что военные операции на севере Европы не будут распространены на Швецию, и Германия будет, безусловно, уважать ее нейтралитет, если Швеция не окажет помощи западным державам. Шведский министр иностранных дел Гюнтер в беседе с советским послом А. М. Коллонтай "взволнованно благодарил" Советский Союз, и заверил, что Швеция будет хранить нейтралитет. 9 мая 1940 г. премьер-министр Швеции также выразил "глубочайшую благодарность" советскому правительству, добавив, что дружба с Советским Союзом является основной опорой Швеции. Советское выступление в защиту Швеции спасло ее от оккупации германскими войсками в момент их вторжения в другие скандинавские страны. 27 октября 1940 г. правительство СССР поручило вновь заверить шведское правительство, что "безусловное признание и уважение полной независимости Швеции представляет неизменную позицию Советского правительства"[7]. Однако все эти меры в конечном итоге ни к чему не привели, и уже в августе – сентябре 1940 года произошло первое ухудшение советско-германских отношений, связанное с присоединением к СССР Бессарабии и Прибалтийских государств. Понимая, что после побед в Европе Германия может утратить стратегический интерес к дружбе с Советским Союзом и развернуть свои войска на восток, СССР стремится как можно скорее выполнить все условия секретного протокола и таким образом отодвинуть границу как можно дальше на запад.
Летом 1940 года Советский Союз осуществляет окончательный захват Прибалтики. Латвия, Литва и Эстония были обвинены в нарушении договоров о "взаимопомощи", подготовке нападения на размещенные на их территории части Красной Армии и в создании антисоветского военно-политического союза "Балтийская Антанта". СССР потребовал отставки их правительств и формирования новых, способных, как говорилось в заявлениях, "обеспечить честное проведение в жизнь" пактов о взаимопомощи, а также допуска на территорию трех стран дополнительных частей Красной Армии. На ответ Литовскому правительству было дано десять часов ночного, а эстонскому и латвийскому - десять часов дневного времени. Одновременно дипломатическим представителям трех стран было заявлено, что в формировании новых правительств примут участие советские представители. Молотов предупредил, что в случае отказа выполнить эти требования правительством СССР будут приняты соответствующие меры, и в этих условиях прибалтийским государствам ничего не оставалось, кроме как принять советский ультиматум. Старые правительства ушли в отставку, в Латвию, Литву и Эстонию были введены значительные силы Красной Армии, в несколько раз превышающие по численности национальные армии этих государств. Для формирования новых правительств и последующего руководства их деятельностью в Литву прибыл заместитель наркома иностранных дел В. Деканозов, в Латвию – заместитель председателя Совнаркома А. Вышинский, в Эстонию - секретарь ЦК ВКП (б) А. Жданов. После создания этих "народных правительств" были проведены "выборы" в сеймы Латвии и Литвы и в Государственный совет Эстонии, в которых участвовали лишь кандидаты, выдвинутые компартиями и проверенные НКВД. Избранные таким образом парламенты в июле обратились с просьбой о принятии этих стран в состав СССР, и в начале августа эта просьба была удовлетворена. Были сформированы три новые социалистические республики.
Через несколько дней после вступления Красной Армии в Прибалтику советское правительство направило ультиматум Румынии, потребовав немедленного "возвращения" СССР Бессарабии, прежде входившей в состав Российской империи и упомянутой в секретном протоколе Пакта о ненападении. Кроме того, оно потребовало передать СССР Северную Буковину, никогда не входившую в состав царской России и не упомянутую в протоколе. Румыния, не имевшая поддержки со стороны Германии, была вынуждена подчиниться. В начале июля 1940 г. Буковина и часть Бессарабии были включены в состав УССР; остальная часть Бессарабии была присоединена к Молдавской ССР, образованной 2 августа 1940г.Однако спустя некоторое время после аннексии Прибалтики и Румынии Союзом Германия, прежде хранившая молчание, предоставила внешнеполитические гарантии Румынии, подписала с ней серию экономических соглашений и направила туда очень значительную военную миссию для подготовки румынской армии к войне против СССР. В сентябре немецкие войска были также направлены в Финляндию. Германия также выступила арбитром в урегулировании спора между Румынией и Венгрией по поводу Трансильвании, и после удовлетворения своих претензий Венгрия присоединилась к фашистской коалиции. Пытаясь воздействовать на венгров, правительство СССР решило торжественно передать им знамена революции 1848-1849 гг., хранившиеся в советских музеях, напоминая таким образом о многолетней истории национально-освободительной борьбы Венгрии против немецкой экспансии.Стремясь противостоять распространению германского влияния на юге Европы, СССР направил свои усилия на возрождение панславизма и активизацию политических и экономических отношений с Югославией. Еще в мае 1940 г. был подписан советско-югославский договор о торговле и мореплавании, а 25 июня того же года установлены дипломатические отношения. 5 апреля 1941 года, за три часа до нападения Германии на Югославию, в Москве был подписан советско-югославский договор о дружбе и ненападении. Непосредственно перед нападением войск Рейха Советскому Союзу удалось, используя противоречия между Германией, Турцией и Японией, добиться нейтралитета двух последних стран в надвигающейся войне. В марте 1941 г. германо-турецкие противоречия едва не привели к вооруженному конфликту между этими двумя государствами. Германский посол в Мадриде Хассель записал в своем дневнике 2 марта 1941 г., что Риббентроп настаивал на прямом нападении на Турцию. Зная о намерении Германии, Советское правительство сделало заявление, в котором говорилось, что если Турция подвергнется нападению, она может рассчитывать на полное понимание и нейтралитет СССР. В ответ на это турецкое правительство заявило, что если бы СССР оказался в подобной ситуации, он мог бы рассчитывать на полное понимание и нейтралитет Турции. Этот обмен заявлениями имел серьезное политическое значение: им фактически подтверждался договор о нейтралитете, что Советское правительство предлагало сделать еще в сентябре 1939 г., и подчеркивалась его ценность в создавшейся международной обстановке. Эти заявления заставили Германию отказаться от задуманных шагов в отношении Турции. Хотя турецкое правительство систематически нарушало нейтралитет, все же этот обмен заявлениями и значительное потепление отношений между двумя странами имело большое значение, как для СССР, так и для Турции. Союз между Германией и Японией представлял для СССР угрозу войны на два фронта. Однако в последние месяцы перед вторжением Германии в Советский Союз правительство Японии стало склоняться к заключению договора о ненападении с СССР; германское же правительство пыталось препятствовать его этому. 27 марта 1941 г. во время пребывания японского министра иностранных дел Мацуока в Берлине Риббентроп заверял его, что война против СССР закончится легкой и быстрой победой. Мацуока, заявив, что "Япония всегда была лояльным союзником, который целиком отдаст себя общему делу"[8], ограничился, однако, лишь обещанием предпринять военные действия против владений США и Англии в Тихом океане. Заключению договора также препятствовали США; так, сенатор Вандерберг заявил, что "если Япония и Советский Союз заключат договор о ненападении, то Соединенные Штаты немедленно введут эмбарго на экспорт американских товаров в Японию."[9] На обратном пути из Берлина в Токио Мацуока задержался в Москве, дав от имени своего правительства согласие на заключение советско-японского договора о нейтралитете. Японское правительство рассматривало этот договор как средство, дающее возможность выбрать наиболее удобный момент для нападения на СССР, считая, что Советский Союз, полагаясь на договор, отведет свои войска с Дальнего Востока, что создаст благоприятные условия для нападения. СССР знал об этих ожиданиях Японии, однако в любом случае договор давал возможность избежать одновременного нападения Германии и Японии; дальнейшее развитие событий зависело бы от хода военных действий между Германией и СССР. Советско-японский договор о нейтралитете был подписан 13 апреля 1941 г.; его заключение было воспринято крайне недоброжелательно как в Германии, так и в США. Риббентроп дал указание германскому послу в Токио затребовать объяснений от японского правительства. Япония ответила, что она останется верной своим обязательствам по союзным договорам с Германией.

4. Советско-германские отношения в 1940-1941 годах. Несмотря на вызванное изменением ситуации на Балканах частичное охлаждение отношений между СССР и Германией, осенью Рейх предпринял еще несколько попыток, призванных улучшить советско-германские отношения. Вскоре после подписания 27 сентября 1940 года Тройственного пакта между Германией, Италией и Японией Риббентроп обратился к Сталину с предложением направить в Берлин Молотова, чтобы Гитлер мог лично изложить ему свои взгляды на отношения между двумя странами и на "долгосрочную политику четырех великих держав" по разграничению сфер их интересов в более широком масштабе.
Во время состоявшегося 12 –14 ноября визита Молотова в Берлин были проведены очень насыщенные переговоры, которые, однако, не привели к присоединению СССР к Тройственному пакту. В ходе этих переговоров советское правительство заявило, что экспансия Германии в Румынии, Болгарии и других балканских странах представляет серьезную угрозу интересам безопасности СССР. Германские руководители в ответ на это предложили СССР договориться о размежевании сфер влияния, требуя, чтобы Советский Союз признал Европу и Африку зоной владычества Германии и Италии, а Восточную Азию - зоной владычества Японии, ограничив свою международную политику только районом к югу от государственной территории Советского Союза в направлении Индийского океана. Со своей стороны германское правительство соглашалось признать территориальную неприкосновенность Советского Союза; однако правительство СССР отвергло предложение. Одновременно Советский Союз дважды предложил болгарскому правительству подписать договор о дружбе и взаимной помощи, однако они остались без ответа. Во время встречи Гитлера с болгарским царем, проходившей в дни переговоров, последний заявил: "Не забывайте, что там, на Балканах, вы имеете верного приятеля, не оставляйте его"[10]. Дипломатические представители США и Англии в Софии также рекомендовали правительству Болгарии отклонить Советские предложения. 25 ноября советское правительство вручило немецкому послу Шуленбургу меморандум, излагавший условия вхождения СССР в Тройственный союз: - территории, расположенные южнее Батуми и Баку и южнее по направлению к Персидскому заливу, должны рассматриваться как сфера советских интересов; - немецкие войска должны быть выведены из Финляндии; - Болгария, подписав с СССР договор о взаимопомощи, переходит под его протекторат; - на турецкой территории в зоне проливов размещается советская военная база; - Япония отказывается от своих притязаний на остров Сахалин. Этот меморандум был использован Германией для воздействия на те страны, чьи интересы были в нем затронуты, и прежде всего на Болгарию, которая в марте примкнула к пакту трех держав. 3 марта 1941 года правительство СССР заявило Болгарии, что не может разделить ее мнения о правильности занятой ею позиции в данном вопросе, так как эта позиция, независимо от желания болгарского правительства, ведет не к укреплению мира, а к расширению сферы войны и к втягиванию в нее Болгарии. Требования же Советского Союза относительно вступления в Тройственный союз остались без ответа. По поручению Гитлера генштаб вермахта еще с конца июля 1940 года разработку плана войны против СССР, а в конце августа началась переброска войсковых соединений на восток. 5 декабря Гитлером было принято окончательное решение начать войну с Советским Союзом, подтвержденное 18 декабря "Директивой 21", которая назначала начало осуществления "плана Барбаросса" на 15 мая 1941 года. 17 января 1941 г. правительство СССР вновь обратилось к Германии через ее посла в Москве, заявляя, что Советский Союз считает территории в восточной части Балкан зоной своей безопасности и не может остаться безучастным к событиям в этом районе. Сказанное распространялось и на Финляндию. Советско-германские отношения еще более ухудшились после вторжения Германии в Югославию 5 апреля 1941 года, через несколько часов после подписания советско-югославского договора о дружбе. СССР никак не отреагировал на эту агрессию, равно как и на нападение на Грецию. Эти военные действия заставили Гитлера 30 апреля перенести дату нападения на СССР на 22 июня 1941 года. СССР вплоть до самого нападения вел себя так, будто ничего не происходило, вероятно, надеясь, что если не "провоцировать" Германию, то нападения удастся избежать. Советские поставки Германии значительно возросли после возобновления 11 января 1941 года экономических соглашений 1940 г. Германия продолжала рассматриваться как "великая дружественная держава", и на западных границах никаких мер по укреплению обороны не принималось. 14 июня ТАСС опубликовало сообщение, в котором говорилось, что распространяемые иностранной, особенно английской, печатью, заявления о приближающейся войне между СССР и Германией не имеют никаких оснований, так как не только СССР, но и Германия неуклонно соблюдают условия советско-германского договора о ненападении, и что, "по мнению советских кругов, слухи о намерении Германии порвать пакт и предпринять нападение на СССР лишены всякой почвы ."[11]. Германское правительство не реагировало на сообщение ТАСС и не опубликовало его в своей стране. Основываясь на этом и на других фактах, Советское правительство поздно вечером 21 июня через германского посла в Москве обратило внимание правительства Германии на серьезность положения, предложив обсудить состояние советско-германских отношений. Это предложение было немедленно отправлено Шуленбургом в Берлин. Оно попало в столицу Германии в тот момент, когда до фашистского нападения оставались уже не часы, а минуты.
Заключение. Политика стран перед началом Второй Мировой и Великой Отечественной войны – один из самых спорных вопросов истории CC века. Историки спорят о том, кто был истинным инициатором войны. По версии Суворова, нападение готовилось не Германией, а Советским Союзом, и вопрос, кто нападет первым, был вопросом времени. По другой версии, истинным инициатором войны являлась не Германия, а страны Запада, которые всего лишь использовали военную мощь Рейха для уничтожения большевизма. Оценка внешней политики СССР в предвоенные годы также не может быть однозначной. С одной стороны, такие акты, как заключение секретного протокола пакта о ненападении, аннексия Прибалтики и агрессия против Финляндии противоречат общечеловеческим ценностям. С другой стороны, в обстановке всеобщей "двойной игры" и сходного поведения со стороны не только Германии, но и Англии и Франции эти поступки выглядят вполне оправданными и действительно жизненно важными для Советского Союза. Наконец, на вопрос о том, можно ли было предотвратить эту войну, также нельзя дать единственно возможный ответ. Существует точка зрения, которая утверждает, что если бы СССР, Англия и Франция объединили свои усилия и выступили единым фронтом против Германии еще осенью 1939, то война бы завершилась быстро и без тех огромных потерь, которые пришлось понести. Но подобное объединение в тот момент было просто невозможно. Недоверие стран Запада к СССР пересилило боязнь фашистской агрессии; к тому же существовала точка зрения, что, если Запад и Союз объединят свои усилия, то Германия будет быстро побеждена, что, в свою очередь, приведет к усилению СССР и к большевизации Европы; тогда агрессором в возможной войне мог бы стать уже Советский Союз. С другой стороны, столкновение СССР и Германии ослабило бы обоих агрессоров, что было выгодно Англии и Франции. Наконец, после чисток в советской армии тридцатых годов многие политические деятели Запада не рассматривали СССР как сильного в военном отношении союзника. СССР, возможно, и не стремился к заключению союза со странами Запада, во многом используя переговоры с ними как инструмент воздействия на Германию. В конечном итоге, всеобщая "двойная игра" и нежелание первым обратить на себя агрессию Рейха, на мой взгляд, и привели к оглушительным успехам Германии, "странной войне", разобщенности действий союзников уже во время Великой Отечественной войны, что значительно оттянуло победу.
Литература. 1. Н. Верт; "История Советского государства"; Прогресс – Академия; М. 1994. 2. "1939 год. Уроки истории"; монография; под ред. Ржешевского; "Мысль", М., 1990. 3. М. И. Семиряга ; “Незнаменитая война”;"Огонек"; 1989.
4. Семиряга М.И. Тайны сталинской дипломатии. – М.: Высш. шк., 1992 5. "История Великой Отечественной Войны Советского Союза 1941-1945"/ под ред. Поспелова П. Н. 6. "Великая Отечественная война. Вопросы и ответы". М., 1990 г. 7. Яковлев. "События 1939 г. - взгляд с полувековой дистанции". "Правда". 1989 8. Новая и Новейшая история/ Севостьянов Г.Н. (ред.) – М.: Наука, 1990 9. Сиполс В.Я. Внешняя политика Советского Союза 1936-1939гг. – М.: Наука, 1987 10. История международных отношений и внешней политики СССР/ Трухановский В.Г. (ред.) – М.: Междунар. отношения, 1967 11. Кирилин И.А. История международных отношений и внешней политики СССР. - М.: Междунар. отношения, 1986 12. Проэктор Д.М. Фашизм: путь агрессии и гибели. М., 1989. [1] "Великая Отечественная война. Вопросы и ответы". М., 1990 г.С.97 [2] Правда. 1989, 24 декабря С.24. [3] Кирилин И.А. История международных отношений и внешней политики СССР. - М.: Междунар. отношения, 1986 [4] "1939 год: уроки истории"; АН СССР, институт всеобщей истории. С.230-231. [5] Яковлев. "События 1939 г. - взгляд с полувековой дистанции". "Правда". 1989 [6] Кирилин И.А. История международных отношений и внешней политики СССР. - М.: Междунар. отношения, 1986 [7] Кирилин И.А. История международных отношений и внешней политики СССР. - М.: Междунар. отношения, 1986 [8] Кирилин И.А. История международных отношений и внешней политики СССР. - М.: Междунар. отношения, 1986 [9] Кирилин И.А. История международных отношений и внешней политики СССР. - М.: Междунар. отношения, 1986 [10] М. И. Семиряга ; “Незнаменитая война”;"Огонек"; 1989. С.183 [11] Проэктор Д.М. Фашизм: путь агрессии и гибели. М., 1989. С.179


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Психологическая и сексуальная парная дисгармония и демографическая проблема в России
Реферат Confessions Essay Research Paper Justin WTruth and
Реферат Идеологическое многообразие Российской Федерации
Реферат Islam In Indonesia Essay Research Paper ISLAM
Реферат Діалектна лексика у творчості письменників Сумщини
Реферат Egypt Essay Research Paper IntroductionMany people
Реферат Конфедерация как форма государственного устройства
Реферат Муниципальные финансы 2 Нормативно-правовые аспекты
Реферат Директ-маркетинг как составляющая комплекса маркетинговых коммуникаций
Реферат Пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений суда, вступивших в законную силу
Реферат Финансовый рынок. Государство и финансовый рынок
Реферат Hume Essay Research Paper In explaining Humes
Реферат Newspaper And Magazines Essay Research Paper Newspaper
Реферат The Surprising Aspect Of Sex In Catch22
Реферат Berger And Tompkins Essay Research Paper John