Реферат по предмету "Искусство и культура"


Промыслы. Гжель

План.

История возникновения промысла

Майолика

Полуфаянс
Фаянс

Фарфор

Возрождение Гжели

И снова Гжель

Литература ЗЕМЛИ РОДНОЙ МИНУВШАЯ СУДЬБА. История возникновения промысла. И светлая взору предстала деревня, Живая деревня в краю этом древнем. Из сказки забытой, казалось, возник Ее затуманенный временем лик. На удалении 50-60 км к юго-востоку от Москвы, в Раменском районе, вдоль Егорь­евского шоссе расположены два десятка слившихся между собой красивых сел и де­ревень. Гжель - название одного из сел - бывшего волостного центра, ставшего собиратель­ным для всей округи, символом непов­торимого искусства и народного мастерст­ва. Гжелью называют выпускаемые в этих местах высокохудожественные фарфоро­вые изделия, расписанные кобальтом по белому фону. "Гжель" - название одного из ведущих предприятий, где возрождено истинно на­родное керамическое искусство старинных русских мастеров. Гжель упоминается впервые в письмен­ных источниках в 1339 году в Духовной Грамоте (завещании) Ивана Даниловича Калиты. С тех пор на протяжении столе­тий, как одна из наиболее прибыльных во­лостей, переходила Гжель по наследству в роду великих московских князей и царей, принося им немалый доход. Еще в XVI веке гжельцы возили в Москву излишки бытовой посуды, а также в Яуз­скую слободу московским гончарам свою глину, некоторые оставались там и рабо­тать. Выезжали они и на московские яр­марки и торги. Знакомились на торгах с привозными изделиями гончаров из дру­гих мест России, из других стран. На базе крестьянских промыслов и тор­говли постепенно складывался новый тип крестьянского населения Гжели. Значительное число крестьян из Гжельской волости выходило в купечество: из 131 жителя за 1768-1782 годы москов­скими купцами стали 59, в петербургское купечество и мещанство записались по одному. Некоторые гжельские купцы тор­говали во многих городах России. ЗАБВЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ. а) Майолика Гжели. К 70-80-м годам XVIII века Гжель ста­новится центром производства в России художественной майолики. Дело в том, что со времени открытия мануфактуры Афанасия Гребенщикова в 1724 году многие гжельцы работали там гончарами. Смекалистые и расторопные, они быстро улавливали секреты нового производства майоликовых изделий, а возвращаясь на родину, заводили свои примитивные, но многочисленные новые горны, создавали свои изделия не только из обычных крас­ных глин, как раньше, а использовали по новой технологии белые массы с приме­сями других сортов глин и минеральных добавок. Самобытные гжельские изделия пользо­вались неизменным спросом. Крестьяне-кустари трудились от зари до зари, имея дело с глиной и творя из нее необходимые в быту вещи. Каждый из них имел свою манеру и, создавая изделия, вносил собст­венное видение окружающего мира. До­стоинство посуды, игрушек определялось вкусами покупателей и управлялось их спросом. Популярность гжельских из­делий означала соответствие их требова­ниям, отвечавшим утилитарным целям и художественным вкусам людей того вре­мени. В середине XVIII века в России до­вольно быстро начали развиваться гончар­ные производства, однако гжельские изде­лия пользовались неизменным спросом. Отсюда производство керамики распрост­раняется в Коломенский, Серпуховской и другие уезды Московской губернии. Конец XVIII века явился временем рас­цвета гжельской майолики; особенно большого искусства местные мастера достигли при изготовлении кувшинов, кумганов, квасников. Работа требовала большого терпения и искусства. Роспись не допуска­ла поправок и переделок, так как велась по мягкому, не обожженному черепку, пок­рытому белой эмалью. Необычайна была форма крупных сосудов для напитков -кваса, пива, браги, щей, сложившаяся на основе старинных походных фляг: круглое плоское тулово, часто делавшееся в целях охлаждения напитков с отверстием в цен­тре тулова для мешочка со льдом. Тело сосуда держалось на подставе в виде че­тырех львиных лап. Верхняя часть сосудов дополнялась красиво изогнутыми ручками и носиками, высокими крышками, укра­шенными мелкими скульптурками зверей, птиц, людей в разнообразных комических позах. В многоцветной росписи преобла­дали желтые, зеленые, коричневые и си­ние цвета. Гжельские мастера сумели по­лучить бесцековый полив своих изделий, тогда как даже у Гребенщиковых изделия оказывались покрытые цеком - сеткой тон­ких трещин по поверхности эмали. Гжельцы выпускали отдельно и мелкую майоликовую пластику, которая часто отражала типичные сценки их жизни, на­полненные юмором композиции, солдат, крестьянок, модниц и франтов, занятых теми или иными делами. Сюжеты были выразительны и доходчивы, покоряли ясностью замыслов, наивностью их созда­телей - простых народных умельцев. Здесь изготовлялись и изделия промыш­ленно-хозяйственного назначения, как, например, канализационные трубы для московских улиц. В течение многих десятилетий гжельцы создавали изумительные по разнообразию росписи изразцы для оформления печей и каминов. Свыше 500 их образцов хранит теперь в своей коллекции Эрмитаж. Многие гжельские мастера участвовали в создании гончарного промысла и в других местах России. б) Полуфаянс Гжели. Полуфаянс гжельцы пытались делать еще в последние годы XVIII века. Завози­мые из-за границы предметы из этого ма­териала были настолько дороги, что их могли купить только немногие, но они же невольно толкали гжельцев овладеть тех­нологией их производства. Полуфаянс уже имел белый, хоти и тол­стый черепок, и роспись велась не по сырой эмали, как на майоликовых изделиях, а после первого обжига, по твердому череп­ку, что значительно облегчало, ускоряло работу и сокращало брак. Полуфаянс стал таким же замечатель­ным художественным явлением в истории русской керамики, как и майолика. Гжельцам удалось получить "посуду белую, на­подобие фаянса" в начале XIX века. До­бавив в свои глины известь, гжельцы по­лучили материал, названный "простым фаянсом" или полуфаянсом, и в течение XIX века создали из него десятки тысяч необходимых предметов быта. Не сразу гжельцы выработали свой само­бытный стиль росписи кобальтом, но пос­тепенно он достиг совершенства именно в полуфаянсе. Синий цвет становится клас­сическим, неотделимым от гжельского по­луфаянса. Это был новый изобразитель­ный живописный язык, пришедший на смену контурному рисунку с полихромией раскраской, какая ранее использовалась в майолике. Кистями разной величины, мазками длинными и короткими гжельцы создавали гамму до 30 оттенков на белом фоне. Синяя краска лучше других со­единяется с глазурью, при обжиге дает меньше брака, излучает сияние, не под­властное времени. Растительные и другие орнаменты делались стилизованно, с вьющимися усиками, отходящими от стеб­ля. В росписи присутствуют и элементы очеловечивания, одухотворения вещей. Например, оформление носика-вылива, который был треугольным и на нем прорисовывали глаза, подчеркивали форму носа.
в) Фаянс Гжели. Фаянс Гжели составлял единое целое со всем русским и западно-европейским фаянсом своего времени. В нем сочетался западно-европейский характер с местны­ми сельскими приемами техники создания формы и росписи. Наибольший успех по выпуску фаянса относится к 30-м годам XIX века, когда свыше 30 фабрик выпускало фаянсовую посуду, чему способствовала правительст­венная политика по ограничению его ввоза в страну. Поэтому подавляющее количес­тво населения России познакомилось с фаянсом благодаря гжельским умельцам.
Гжель в XIX веке называли "русским Стаффордширом", сравнивали с важней­шим английским керамическим центром. В деле получения тонкого фаянса в Гже­ли, совершенствования технологии его производства в течение двух-трех десяти­летий выдающаяся роль принадлежала крестьянину села Речицы Афанасию Ле­онтьевичу Киселеву. Он работал на фабри­ке Тереховых, стал их компаньоном, а поз­же отделился и создал свое заведение. Он потратил целое десятилетие, чтобы ос­воить технологию и роспись тонкого фа­янса, который не уступал лучшим рос­сийским фабрикам, и единственный из Гжели представлял искусство ее на Все­российских промышленных выставках. Наибольший успех относится к 30-40 го­дам. Киселев и его рабочие освоили все виды художественной росписи: кистевую живопись, технику переводной печати, цветные поливы, рельеф, сочетание цвет­ных масс и цветных рельефов, люстр - пок­рытие солями металлов, придающее изде­лиям металлический блеск под "золото", "медь", "серебро", "перламутр". г) Фарфор Гжели. Первые попытки создания фарфора на­чались в Гжели еще в XVIII веке. Он уже выпускался за границей и в России на Им­ператорском и некоторых других заводах, о чем было известно гжельцам. А так как его цена чуть ли не приравнивалась к золо­ту, то гжельцы, имея многовековой опыт гончарства и достигнув высот в художест­венном воплощении майоликовых изде­лий, стремились овладеть и высшим до­стижением керамического искусства - из­готовлением фарфора. В поисках первым из них в начале XIX века достиг успеха молодой, сметливый и пытливый Павел Куличков. Он в 1802 году начал выпускать фарфоровые изделия и возить их на продажу в Москву. Секрет изготовления держал в тайне, однако уже в первом десятилетии в Гжели появилось еще несколько фарфоровых заводов в с.Иг­натьеве, д.Кузяево, с.Ново-Харитоново. В 1810 году на берегу речки Дорки не­ожиданно для соседей возник завод сель­ского кузнеца и лесопромышленника Яко­ва Васильевича. Яков Васильевич, приняв фамилию Куз­нецова, повел со своими сыновьями дело круто, что дало возможность вскоре ско­лотить значительные капиталы и постоян­но расширять и обновлять производство. Построил он вместо деревянных, камен­ные стены мастерской, а сын его Терентий в 1832 году уже обосновал новый завод в нескольких десятках верст от Гжели - в местечке Дулево, где в изобилии имелись дешевое топливо, местные глины, вода, а мастеров он сманил из гжельских деревень высокими заработками. К 30-40 годам большая часть фарфоровых изделий России выпускалась в Гжели. Гжельский фарфор, завоевывая популяр­ность, вывозился не только внутри России, а и в другие страны. Хотя на стиль выпускаемой в России ху­дожественной продукции значительно влияли в разные годы западные традиции барокко, классицизма, ампира - народные гжельские мастера создавали свой стиль, использовали традиции народного искус­ства. Фарфор Гжели был ориентирован на са­мые широкие круги населения. Яркая, соч­ная роспись Гжели радовала глаз, ее обра­зы были понятны народу. Характерно, что после Отечественной войны 1812 года по­явилась новая тематика - расписывалось много портретов героев войны. Именно заводы Гжели, где была сосредо­точена большая часть фарфоровых заводов России, познакомили более широко рус­ское население с фарфором-, приучая его к этому прекрасному материалу. При массо­вом выпуске цены на фарфор становились доступными широким слоям населения. Во второй четверти XIX века начали вы­пускать характерный тип тарелок, от­личительным признаком которых был рельеф "бус" по краю, со стилизованной цветной росписью и золотым орнаментом по центру тарелок. К середине XIX века Гжель являлась са­мым крупным поставщиком керамических изделий страны. Во второй половине XIX века в русском керамическом производстве происходят, как и в других отраслях промышленности, серьезные сдвиги. Лидируют теперь круп­ные механизированные заводы. Эконо­мичность производства, добротность изде­лий и умеренность цен давали им возмож­ность выиграть борьбу на рынках сбыта. В 1887 году была создана фирма "Това­рищество производства фарфоровых и фа­янсовых изделий М.С.Кузнецова" с прав­лением в Москве. Кузнецовы завоевывают российский рынок, а многие гжельские не только мелкие кустари, но и средние, и более крупные предприниматели закрыва­ют мастерские, заводы и разоряются. Несмотря на умаление значения Гжели на месте, она в конце XIX века все-таки после заводов М.С.Кузнецова, выпускав­шего на 5 крупнейших заводах изделия на 2,1 млн.рублей, и завода И.Е.Кузнецова в Волхове, выпускавшего на 360 тысяч руб­лей, занимала 3-е место в России. Три войны начала XX века, разруха в стране после революции, отсутствие топ­лива, сырья, хлеба привели к сокращению производства или закрытию ряда пред­приятий. Нужда в хлебе и самом необ­ходимом заставила людей искать средства к жизни. Поэтому, кроме тех кустарных мастерских, какие существовали до рево­люции, в годы НЭП возникли и новые, где гончарных дел мастера в примитивных ус­ловиях создавали посуду, игрушки, а по­том и сами развозили их продавать в обмен на хлеб в другие губернии. В 1921 году в Турыгино создается кера­мическая школа, куда вскоре приходит энтузиаст-керамист, изобретатель свыше 100 разновидностей глазурей, в том числе с металлическим блеском, бывший заведу­ющий мастерской Строгановского учи­лища, Георгий Васильевич Монахов. В 1932 году он пришел на вновь открытую фабрику "Всекохудожник", где совместно со скульпторами и художниками г.Москвы стоял у истоков экспериментального пред­приятия, начавшего малыми сериями вы­пускать майоликовые художественные из­делия. Работал вплоть до 1938 года, когда ушел на пенсию. Умер в 1939 году. В деревне Турыгино артель, созданная в 1925 году, являлась самой крупной в окру­ге. Носила название "Художественная ке­рамика". В 1926 году число работающих в фарфорово-фаянсовой промышленности по Гжельской волости составляло 506 человек или 3% всех рабочих Бронницкого уезда. 4 завода было государственных - 449 чело­век рабочих, 1 - местной промышленности - 14 человек рабочих (два в с.Речицы объе­динились в один). Кроме того, в годы НЭП по всем деревням действовали кустари- одиночки, выпускавшие главным образом простые гончарные изделия и кирпич. При селе Гжель находились каменолом­ни Бронницкого промторга. В годы Великой Отечественной войны предприятия Гжели на некоторое время закрылись. Артель "Художественная ке­рамика" возобновила работу в 1944-1945 годах, там стали выпускать кружки; требо-т вались героические усилия от женщин и подростков, так как все работы по заготов­ке сырья, топлива, переноске готовых из­делий приходилось выполнять вручную, а все мужчины были на фронте.
Возрождение Гжели. Но уже в 1945 г. ставится задача возрож­дения художественных изделий. Оно свя­зано с именем Александра Борисовича Салтыкова (1900 - 1959), который со сту­денческих лет и в годы работы в Государст­венном Историческом музее изучал тра­диции старой Гжели. В основных трудах А.Б.Салтыкова "Майолика Гжели XVIII века", "Русская керамика ХУШ-ХХ в.в." и в других работах собраны и систематизи­рованы сведения о зарождении и развитии отечественной керамики, обоснован само­бытный характер Гжельского керамичес­кого искусства. Он не просто изучал тра­диции и наследие старых мастеров, но и ' вместе с художницей Натальей Ивановной Бессарабовой (1895 -1981) разработал ме­тодику освоения гжельских приемов кистевой росписи. Им активно помогали и другие сотрудники НИИ художествен­ной промышленности, а также местные способные их ученики.
В работах Н.И.Бессарабовой сочетались традиция и новизна, красота и польза. Она помогала своим ученикам понять законы искусства народного, овладеть кистевой росписью и полюбить народное творческое начало. Среди учеников особым талантом от­личалась уроженка д.Турыгино, потомст­венная керамистка Татьяна Сергеевна Дунашова. Пришла на производство в 16 лет, работает до настоящего времени. Прошла путь от живописца до мастера высшей ка­тегории. Непревзойденный живописец, в последние годы много работает по созда­нию уникальных и выставочных форм. В 1991 году ей присуждена Государственная премия СССР. Людмила Павловна Азарова, скульптор и мастер росписи, также полностью посвя­тила свою жизнь возрождению гжельского народного промысла. Пришла в Гжель после окончания института. Обладает бо­гатой фантазией, трудолюбием, неиссяка­емой творческой энергией. Многие годы изучает традиции старой Гжели и в то же время постоянно обращается к вкусам се­годняшних поколений: для ее творчества характерны новаторство, острое ощуще­ние современности. За долгие годы работы она создала сотни новых образцов, широко известны ее сложные скульптурные ком­позиции. В числе ее изделий посуда и мел­кая пластика, уникальные подарочные предметы. В 1991 году Азаровой Л.П. присвоено звание "Народный художник СССР". Своеобразен стиль художницы Зинаиды Васильевны Окуловой. Она расписывает изделия на исторические, морские, олим­пийские темы. В 1976 году этим четырем художницам, первым из гжельских мастеров, присвоено звание Лауреата Государственной пре­мии им.И.Е.Репина. Изделия их размеще­ны во многих музеях страны, являются участниками международных и российс­ких выставок, пользуются неизменным спросом покупателей в течение десяти­летий. Весом вклад в развитие гжельского стиля мастеров-художников высшего класса В.И.Авдонина, И.А.Хазовой, В.И.Розано­ва, Г.В.Денисова, а также молодежи - Т. и В.Хазовых, М.Подгорной, А.Царегородцева, Н.Туркина, Ю.Петлиной и многих других. Автор многих призов международных со­ревнований и кинофестивалей, участник отечественных и зарубежных выставок, заслуженный художник РСФСР А.Н.Фе­дотов является главным художником пред­приятия, которое тиражирует большое ко­личество его работ. Многие годы возрождению традиций ху­дожественной майолики отдал руководи­тель творческой группы Заслуженный ху­дожник РСФСР В.А.Петров. Им созданы наборы для ухи, ягод, для завтрака, подс­вечники и чайницы, и многое другое. И все в традициях лучших образцов майолики старинной Гжели конца XVIII века. Товарищество "Гжель" созданно в ре­зультате объединения 6 мелких цехов раз­ных деревень в 1972 году. В д.Жирово выпускают керамические камины, в д.Трошково и д.Фенино - гон­чарную и майоликовую посуду. В д.Фе­нино совместно с итальянской фирмой со­здается производство по выпуску изразцов и плитки. В д.Коломино-Фрязино делают фарфоровые игрушки, а современные про­изводства д.Турыгино и д.Бахтеево - глав­ные центры художественного фарфора. В творческих группах по разработке и внедрению новых образцов участвуют свыше 60 скульпторов, технологов, ху­дожников и других специалистов, уси­лиями которых создаются десятки и сотни новых видов изделий; они завоевали внут­ренний рынок и поставляются во многие страны мира, участвуют в российских и мировых выставках. В фарфоре созданы принципиально но­вые изделия - сосуды сюжетно-изобрази-тельного характера и подарочные вазы. В росписи усиливаются живописные начала, прослеживаются черты фольклорности, более тесная связь с художественными за­дачами нашего времени. В товариществе "Гжель" трудятся пол­торы тысячи человек. Создана единая система подготовки кадров, начиная с детского сада, средней Ново-Харитоноской школы, художественной школы, кончая промышленно-художественным техни­кумом и учебой в институтах и аспиранту­ре Москвы. На предприятии большое внимание уде­ляется пропаганде народного искусства Гжели: за последние годы вышли книги и альбомы, кино и телефильмы, наборы открыток и проспекты выставок, в которых товарищество - постоянный участник. Особая заслуга в этом принадлежит гене­ральному директору предприятия Виктору Михайловичу Логинову. 15 августа 1989 года проведением пресс-конференции и обширной выставкой в Центральном Доме Художника СССР на Крымском валу Москвы открылись тор­жества, посвященные 650-летию первого письменного упоминания Гжели. На вы­ставке были представлены свыше тысячи экспонатов ведущих музеев страны и ряда предприятий Гжели, Гжельского технику­ма и работы учащихся школы. Проведены две научно-производственные конфе­ренции, где ученые и специалисты Моск­вы, Санкт-Петербурга, Риги, Новоси­бирска, Минска обсуждали вопросы пре­емственности традиций, перспективы раз­вития гжельского региона. Состоялся тор­жественный вечер в Государственном зале гостиницы "Россия", где выступал ан­самбль "Шоу-Гжель". Проведены народ­ные гулянья, выставка-аукцион в самой Гжели. Мировую славу русскому современному фарфору и майолике создают высококлас­сные мастера товарищества "Гжель". За успехи в развитии художественного про­мысла коллектив предприятия в 1986 году награжден Орденом Дружбы народов, а его директор В.М.Логинов в 1991 году получил звание Героя социалистического труда. Художники товарищества "Гжель" офор­мили керамическим орнаментом в своем регионе здание аптеки и кафе, а в городе Раменское - интерьер кинотеатра "Юби­лейный", в Бронницах - кинотеатр "Роди­на". Современная Гжель восстанавливает бы­лую славу и вписывает новые страницы в историю керамического промысла страны, а кроме того, выпускает электротехничес­кий и лабораторный фарфор, высококаче­ственный кирпич, разноцветную мозаич­ную половую плитку, мелкую пластику, детские игрушки и многое другое. На многие километры раскинул свои по­ля и угодья совхоз "Гжельский", коллектив которого занимается откормом крупного рогатого скота, выращивает картофель и зерно, производит корма и молоко. На тер­ритории четырех сельских Советов Гжель­ского региона созданы многочисленные са­доводческие коллективы московских и ме­стных предприятий.
Гжельцы искусно использовали не толь­ко глину, но и дерево. Их домики, словно терема, сошедшие со страниц сказки. Пос­мотришь - один будто окутан кружевом, так воздушен и тонок рисунок его на­личников и причудлива резьба подзора у крыши. Хозяин другого положил на окна, на балкончик, на углы дома сложные и легкие узоры и так умело подобрал краски для них, что это, кажется, уже и не дом, а жар-птица спустилась на улицу. А пог­лядишь на третий - и такие задумчивые очертания возникнут перед вами, такой мягкий да нежный колер на нем - не иначе русский чудо-пряник появился у дороги. Теперь при строительстве кирпичных до­мов-теремов, а именно так они выглядят: нарядные, высокие и большие - гжельцы создают оригинальные орнаменты из бело­го и красного кирпича, строят каждый дом по индивидуальному плану.
От самых деревень начинаются поля, пе­релески, густые темные леса. Окаймлен­ные плакучими ивами или соснами, лен­тами вьются малые речки с милыми име­нами: Дорка, Гжелка, Сеченка, Речица. Разливаясь веснами в половодье, образуют они небольшие поймы, которые летом превращаются в яркие цветочные поляны. И снова Гжель. В целостной картине искусства старой Гжели трудно выделить преобладающую черту. И все-таки, отдавая должное развитой живописной культуре, первооснову гжельской керамики мы видим в пластическом начале. Соединение в одном произведении гжельской майолики второй половины XVIII века пластики точеной формы с пластикой ручной лепки стало важным моментом, зафиксировавшим высокие достижения местных мастеров. Развитое пластическое чувство легло в основу их творческого мышления. Вся гжельская продукция, будь то посудная группа или лепные фигурные изделия, выделялась не столько богатством пластической и скульптурной разработки, сколько присущим им единством. Поэтому, говоря о пластике Гжели, мы имеем в виду весь комплекс пластических решений в произведениях гжельских художников. В преемственности ремесла - керамические фигурки, майолика XVIII века, полуфаянсовая и фарфоровая скульптура первой половины XIX века, фарфоровый лубок конца столетия - основным модулем оставался кустарный принцип пластической разработки вещи, целиком связанный с уровнем организации производства, ремесленным характером творческого процесса и характером передачи навыков мастерства. В ходе последнего закреплялась условная трактовка формы; нерасчлененность ее деталей целиком определялась пластическими возможностями материала - глины. Некогда естественно бытовавшие кустарно-ремесленные приемы, утратив свою оправданность, остались "жить" в искусстве современных художников Гжели. Они являются сегодня знаками и символами гжельской традиции, которые обретают художественную и культурную ценность лишь в сочетании с постижением духовного наследия традиции, проникновением в ее ритмику, гармонию, меру реального и вымышленного, условного и конкретного. Приемы ручной глиняной лепки получили статус "эстетических" и прочно утвердились в гжельском фарфоре - факт сам по себе исключительный. Длительная история развития фарфорового искусства Гжели наглядно демонстрирует, насколько сложным был процесс преодоления "глиняной" пластики, формирования "фарфорового" стиля в скульптуре и в решении посудных форм. Даже кустарная лубочная продукция конца XIX века, наиболее близко стоявшая по характеру производства и стилистическим приемам к глиняным изделиям, имела уже свое сложившееся пластическое своеобразие, понимаемое логически просто, как сочетание конкретных данностей: материала - фарфора, возможностей кустарного производства и ремесленных навыков исполнения. А.Федотов Компотница Л.Азарова Квадратный чайник "Чаепитие" В.Авдонин Большой чайник Л.Азарова Масленка "Кит" З.Окулова "На выборы" В.Авдонин Туалетный ларец Л.Азарова Два самовара Мы воспринимаем сейчас современную Гжель как некую "крестьянскую" страницу отечественного керамического искусства, правда, развиваемую в масштабах промышленного производства. В толстостенных литых фарфоровых изделиях стали органичными кустарные приемы пластического решения фигур и объемов. Установка на "игру", на некую "принятость" сделала естественным бытование такого фарфора, вместе с тем определив совершенно четкое к нему отношение - как к сувениру, изделию, несущему свойства раритета. Неизменность в посылках к одному источнику - гжельскому народному искусству дает современным изделиям художников силу и устойчивость, "внеконкурентность" в ряду массовой фарфоровой продукции. Однако в последнее десятилетие в гжельском искусстве произошли заметные изменения. Продукция стала разнообразнее по сюжетно-тематической и типажной трактовке, выразительнее и сложнее по декоративному решению. Расширился диапазон пластических предложений гжельских художников - от ставших привычными бочкообразных фигурок "мелочи" и реалистически трактованных скульптур до явных стилизаций в духе эстетского видения народного искусства. В посудных формах наблюдается отход от устойчивых, лаконичных по решениям объемов и сторону их декоративного осмысления. Заслуживает особого внимания тот факт, что восстанавливаемое с конца 1940-х годов гжельское искусство только сейчас, в 1970-е годы, приобрело широкую популярность, стало созвучным миру эстетических представлений широкой зрительской и потребительской массы. Изменения ориентиров во вкусах и эстетических взглядах современников, в известной степени, связаны с настроениями "ретро", развивающимися на идеализации искусства прошлого, рукотворного, с программным стремлением к ощущениям уюта, гармонии. Широкое распространение тенденций "ретростиля" послужило в свою очередь более эмоциональному отношению самих художников Гжели к художественному наследию, в связи с чем более разносторонними и многогранными стали обращения к нему современных художников. Они, как отмечалось выше, уходят от прямых аналогий, поиски концентрируются в эмоционально-образном прочтении традиционного искусства. В полной мере это отразилось на характере пластической трактовки гжельской продукции. Одной из первых работ, выполненных и подобном ключе, стала композиция Л. Азаровой "Чаепитие" (1966). В ней еще довольно скупыми средствами пластики, характерной для 1960-х годов, была достигнута занимательность сюжета. Острота прочтения традиции позволила автору на условности игрового действия воссоздать яркую картинку быта, добиться эмоциональной выразительности, "настроения" вещи. Присущая произведению живописность целиком создана пластическими средствами: ритмом движений, придающих композиции элемент раскованности, насыщением сюжета деталями, направляющими восприятие зрителя. Если попытаться найти аналогии "Чаепитию" в искусстве старой Гжели, то можно провести параллель с фарфоровым лубком, можно вспомнить скульптуру первой трети XIX века. Подчеркнутая нарочитость типов, условность живописной разработки фигур - традиционные приемы, позволяющие избежать натурализма, являются средствами художественного осмысления сюжета современной вещи. В данной работе Л. Азаровой многие усматривали тенденции дальнейшего развития гжельского искусства. Умение организовать детали в композиции, добиться за счет их применения особой атмосферы уюта, теплоты свидетельствовало о творческом использовании традиции в современном искусстве. Эта работа говорит о расширении тематического круга мелкой пластики, усилении ее эмоциональной окраски.
Л.Азарова Масленка "Доярка" Л.Азарова Фляга с архитектурными мотивами
З.Окулова Большая сахарница Т.Дунашева Сахарница семейная В связи с этими тенденциями ведущее место в гжельской пластике занял бытовой жанр. Многочисленные варианты кормилиц с детьми на руках и в колясках; людей, читающих газету парами и в одиночку; женщин, вяжущих чулки, и баб с коромыслом - галерея типов, заключающих в себе разнообразие ярких характеристик. Однако в условиях массового производства в рамках бытового жанра очень скоро сформировался стереотип, в основу которого была положена новая версия "псевдорусского" стиля, закрепленная во внешних "изобразительных" приемах. На пресловутом "псевдо" процветает мещанский сентиментализм в образных и пластических решениях всевозможных шкатулок, масленок в виде утки с утятами, курицы с цыплятами, кошки с человеческим выражением глаз, напоминающей копилку (3. Окулова, "Сказочный зверь", 1973). Состояние, "настроение" некоторых сказочных персонажей: всадников, девушек-красавиц и других подобных образов - раскрывается за счет манерности поз, движений, что нередко граничит с красивостью. Несомненно, создавая подобные веши, художники отталкивались от сюжетного и образного строя гжельского лубка. Однако в современной транскрипции наивность видения и прочтения типов мастерами старой Гжели нередко теряется, становится игрой в примитив. Утрата в современном профессиональном искусстве, пусть даже всецело базирующемся на конкретной традиции, непрерывности народного творчества способствует расцвету декоративизма, в русле которого могут быть рассмотрены шкатулочки с петухами, бокальчики, несущие больше декоративной нагрузки, чем функциональной. В погоне за декоративными эффектами утрачиваются чистота и непосредственность гжельского стиля. Зародившаяся в русле нового направления, эта тенденция постепенно нарушила свойственное искусству Гжели равновесие функционального и декоративного. Сегодня довольно трудно провести грань между "функциональной" и "декоративной" продукцией. Современная гжельская посуда предельно насыщена пластическим декором, безгранично многообразным: от украшенных рельефами, волнистыми бортами, держателями в виде бутонов изделии - до скульптурных решений посудных форм. Однако близкая по строю народным вещам современная продукция в известной мере теряет их художественные качества. Сработанность предмета - масленки, шкатулки, кружки подменяется дробной пластической разработкой декора, которая "забивает" функциональные свойства вещи, мешает целостному восприятию. Сами утилитарные предметы вес чаще получают усложненную пластическую характеристику. Основной объем членится ободками, теряется устойчивая пропорциональность соотношений, ручки предметов порой излишне изломаны, нефункциональны (Л. Азарова, бокал "Подарочный", 1977). Символом чистого декоративизма стал гжельский самовар. Он существует в нескольких вариантах. Самовар, имеющий смысл как самовар-сувенир, действительно наиболее удачен по пропорциям в меньшем размере. Стремление к правдоподобию, мнимой функциональности в самоваре большего размера прямо пропорционально утрате художественного качества, момента курьезности, превращает его в символ безвкусицы, неоправданности затрат материала и сил. Думается, что подобные примеры иллюстрируют забвение основной заповеди народного искусства - выявление художественными средствами эстетики функционального предмета (вспомним, что в русском фарфоре появление самовара относится ко второй половине XIX века и связано с распространением эклектики). Декоративистские тенденции в творчестве гжельских художников привели, как ни парадоксально, в отдельных случаях к изменению самого пластического стиля гжельского фарфора. От нарочитой грубоватости форм до рафинированности в отделке их деталей - такова амплитуда пластических решений гжельских художников. Эти изменения, целиком лежащие в русле современных эстетических вкусов, еще не получили в Гжели достаточного творческого осмысления. Пока что более тонко отлитые лоточки, шкатулочки приобрели не свойственную фарфору жесткость (Т. Дунашева, столовый набор). Отмеченные выше очевидные в продукции изменения - свидетельство серьезных перемен в художественных поисках гжельских художников, в их творческой ориентации. В осмыслении традиции наблюдается своя эволюция, всегда связанная с художественными и эстетическими идеалами своего времени. Вполне очевидно, что современная Гжель переросла рамки традиционного локального центра. При определяющем значении наследия народной культуры, традиций местного керамического ремесла ведущими выступают сегодня у гжельских художников принципы профессионального художественного творчества. В устойчивом процессе использования традиции народного искусства произошло перемещение акцентов. Если раньше, в момент восстановления гжельского производства, профессиональный художник, обращаясь к народному, искусству, пытался дать вторую жизнь традиции, стремился к достоверности оригинала, полностью подчинив при этом свои творческие интересы задачам промысла, то теперь преобладающая сила творческой индивидуальности художника-профессионала окрашивает все современное искусство Гжели. Происшедшие изменения естественны, они характеризуют иную, более высокую ступень в понимании традиции и отношении к ней - в сочетании двух методов творческого процесса (ремесленного и профессионального); двух характеров творческого мышления - современного индивидуального и основанного на коллективной художественной традиции. Таким образом, новое в ряду культурных и художественных явлений место гжельского искусства связано с эволюционными и эстетическими процессами, а также с проблемами наследования народной художественной традиции и особенностями развития современного профессионального творчества. Нет сомнения, что гжельское искусство находится сегодня в эпицентре сложных художественных исканий. Особенно ощутимы они в пластике. Современный гжельский пластический стиль развивается в русле все большего подчинения традиционных приемов народной керамики стилевым тенденциям профессионального и в известной степени промышленного искусства. Возможно, мы являемся свидетелями формирования нового образования - искусства, органично сочетающего в себе все эти составные. Д.Азарова "Ставит самовар" Е. Денисов Сувенир "Владимир" На редкость завидная популярность у гжельской продукции. В возросшем спросе на Гжель - ее всеобщее признание. Сегодня вера в художественную непогрешимость гжельской продукции стала ориентиром в художественных вкусах широкого потребителя. Это ко многому обязывает. Правомочность творческих исканий художниками производства - безусловна. Они, как никто другой знающие гжельскую традицию, должны осознавать меру возможного преломления совершенной народной культуры данного производства. Здесь, в Гжели, как нигде, должны ценить и беречь высокую пластическую культуру местной керамической традиции, при всех изменениях вкуса и стиля сохранять принципиальную верность ей, не размениваясь на внешние декоративные эффекты.
Литература. Дулькина Т.И., Григорьева Н.С. Гжель. Керамика 18-19 веков, керамика 20 века. М., Планета, 1982г. Попова О.С. Русская народная керамика. Гжель, Скопин, Дымково. М., КОИЗ, 1957г. Мусина Р.Р. Искусство Гжели. М,, Знание, 1985г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.