Луксор Сокровища национальных культур еред восходом солнца Нил укутан белесоватым полотном тумана. Лодка бесшумно вспарывала это полотно, и капли воды, срываясь с весел, неслышно исчезли в нем. Берега не было видно казалось, огромные, цвета слоновьей кожи колонны растут прямо из этого плотного тумана. И стоит звезда, как и сорок веков назад, над городом Рамессидов вспомнилась вдруг фраза из одной старинной книги.
Гипсовые статуи фараона Аменхотепа III и бога-крокодила, найденные недавно вблизи храмов Луксора. Сорок веков назад, там, на правом берегу Нила, встали первые залы Карнака - храма, посвященного всемогущему богу Амону. Столетиями расширяли, перестраивали жрецы этот храм - пристраивались все новые и новые залы, высекались статуи, ставились колонны. Спустя пять веков рядом с
Карнаком поднялось другое святилище Амона - Луксор, и оба храма соединились великолепной аллеей сфинксов с бараньими головами. А вокруг этих святилищ вырос огромный город, сменивший за тысячелетия много названий и который Гомер назвал Стовратные Фивы . И в предутренние мгновения, когда невидимое еще солнце своими лучами трогало серые камни Луксора и Карнака, открывались ворота большого храма и выносили ладью из великого храма. Клики радости были слышны на небе и на земле.
Люди и боги толпились, радуясь тому, что свершилось. Толпа громогласно ликовала, воздавая хвалу славному богу Амону-Ра Луксорский и Карнакский храмы были не только местом молений Амону-Ра, царю всех богов , куда древнеегипетские правители свозили со всего Египта и покоренных земель серебро, золото, драгоценности, статуи, не просто величественные сооружения,
прославляющие мощь фараонов, чьими повелениями они строились в течение веков В глазах всех, кто торжественно и медленно, с песнопениями поднимался аллеей бесстрастных каменных сфинксов, застывших у Карнакского храма, через гигантские ворота, чья ширина была 130 метров, а высота - 44, охраняемые четырьмя изваяниями фараона-бога это был символ мироздания. Издали колонны храмов кажутся отстраненными от всего живого - величественные и строгие.
Но колонны Луксора вблизи - словно просека в густых и тихих зарослях папируса. Каменные стебли тянутся в небо и словно готовы с первыми лучами утреннего солнца распустить созревшие и сочные бутоны капителей. Сейчас над ними лишь светлеющее небо, а когда-то они касались синего, покрытого нежной глазурью свода, на котором неподвижно сверкали золотые звезды. И даже центральный зал Луксорского храма - темный и прохладный, построенный так, что ни один луч солнца
не мог проникнуть в него, пространство, отгороженное от жизни мира толстыми стенами был создан как гимн жизни. Только очень немногие имели право входить в этот зал, где хранилась священная ладья - подобие той, на которой бог солнца Ра ежедневно совершает свое путешествие по небу. И если Ра будет милостив к людям, он ниспошлет на землю прохладу и умерит силу своих лучей, чтобы не иссохла земля и не исчезла вода в Ниле. Египетские ученые проводят сейчас грандиозную работу, в результате
которой, как надеются исследователи, удастся реконструировать еще один храм этого города, храм, не существующий уже около трех с половиной тысяч лет. Об этом перед отъездом из Москвы я услышала от советского востоковеда Натальи Евгеньевны Сентер. Около 1400 года до нашей эры фараоном Египта стал Аменхотеп IV. Опираясь на мелких и средних землевладельцев, он повел борьбу с засильем родовой
и жреческой знати. Он отдал себя под покровительство бога солнца Атона, взяв имя Эхнатон, и рядом с храмами поверженного Амона - Луксором и Карнаком - повелел поставить храм Атона Но со смертью фараона-мятежника фиванские жрецы разрушили его. О том, какое это было грандиозное здание, могут сказать одни лишь цифры археологи находят детали этого
здания, пошедшие на строительство других храмов и за 60 лет было найдено 25 тысяч блоков со всевозможными рельефными украшениями, изображающими сцены из жизни фараона Эхнатона, его жены Нефертити, ритуальные процессии, обряды. Много лет египтологи всего мира мечтали о том, чтобы синтезировать эти разрозненные детали погибшего храма Но, как признавали все, обычными способами археологического исследования эту работу выполнить
было нельзя. И вот сотрудники Службы древности в Каире совместно с университетским музеем решили взяться за этот титанический труд, использовав электронно-вычислительную машину. Египетские ученые уже приступили к первому этапу этого исследования - кодированию всех двух с половиной десятков тысяч найденных блоков. Ученые учитывают все - и цвет на изображениях, выполненных более тридцати веков назад, и размеры человеческих фигур и предметов, и характеры иероглифов, и повторяемость ритуальных
сцен, и повреждения блоков, и даже углы падения и отражения солнечных лучей. После этого результаты уникального в археологической практике исследования будут сведены в перфокарты и ЭВМ даст ученым варианты предположительных сочетаний этих блоков. И из этих вариантов, которых, по-видимому, будет не одна сотня, предстоит выбрать один-единственный. На древнеегипетских рельефах эпохи Эхнатона у Солнца есть руки.
Оно тянется к своим избранникам и касается священных голов фараонов и их жен. Вот и сейчас Солнце словно отыскивает на остывших за ночь камнях их изображения. И когда лодка легко и бесшумно коснулась черным своим бортом зеленых камней древнего причала, вершины колонн уже сменили свой серый цвет на розовый, и последняя звезда погасла над городом Рамессидов. Гипсовые статуи фараона Аменхотепа III и бога-крокодила, найденные недавно вблизи храмов
Луксора. ЛитератураМатериал взят ссайта http www.kemet.ru articles articles.htm
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |