МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» ШКОЛА ПЕДАГОГИКИ Кафедра философии и социально-гуманитарного образования КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Культурология» Специальность «Восточные языки и востоковедение/корейский
язык » на тему «Архитектура Армении» Регистрационный № подпись И.О.Фамилия « » 20 г. Выполнил студент гр.Б2109/7 Л.А.Арутюнян Проверил доцент А.А. Леонова зачтено/незачтено г. Уссурийск Ввидение С VI века до н. э. в древней Армении развивалась языческая архитектура, с начала IV века — армянская христианская архитектура. Наиболее значимый памятник армянской античной архитектуры
— храм Гарни (70-е годы н. э.). Один из наиболее известных раннесредневековых армянских памятников — храм Звартноц, построенный между 641—661 гг. Армения удивительна древняя страна с богатой историей. Когда на этих землях причалил Ноев ковчег ее колыбелью было само государство Урарту Армения стала 1 страной официально принявшей христианство. Это во истину земля великих людей и событий. В прошлом могущественная империя а позднее сама стала
объектом завоеваний и вот сегодня Армения занимает лишь малую долю по своих прежних территорий. Интерес человека к познанию прошло очень велик. Памятники архитектуры всегда занимали почетное место среди исторических материалов, в которых каждый, любящий старину может не только найти ответы на интересующие его истерические вопросы, но и подчеркнуть много полезного для дня сегодняшнего. Утверждение в Армении христианство потребовало решении задачи размещения в христианских храмах большого
числа молящихся. Базилика лучше всего удовлетворяла эту потребность, поэтому 5-6 века армянской культовой архитектурой – это века базилики. Базилика – с греческого «царский дом», представляет собой здание вытянутой прямоугольной формы, разделенной, как правила, на три продольный нефа рядами колонн, средний неф при этом выше боковых. Та выглядит памятники архитектуры Армении раннего средневековья – базилики. По земле
Армении разбросано также немало феодальных замков – крепостей, дворцов, замков, караван-сараев, мостов. Недаром Армению величают «музеем под открытым небом» Гарни Машины, направляющиеся в Гарни, обычно делают короткую остановку у высокого холма, на котором воздвигнута каменная арка-шатер родника-памятника поэту Егише Чаренцу. Отсюда хорошо просматривается обширная
Араратская долина со сверкающими в голубой выси снежными вершинами Арарата. На стене родника-памятника высечены слова поэта: «Масис, как славы трудный путь В моем скитанье, я люблю!» К крепости Гарни есть пешеходный путь, начинающийся от парка имени Комсомола: Нор-Ареш-Шорбулаг-Ацаван (около 20 километров). Таким образом, в зависимости от степени подготовленности и натренированности туристских групп следует
остановить выбор на том или ином варианте маршрута. Первый (при наличии автотранспорта) потребует одного дня, а второй-двух. Крепость находится рядом с селом Гарни, расположенным на плато среди колхозных полей, садов и виноградников. Многоотраслевое хозяйство артели механизировано на базе электроэнергии, получаемой от сельской гидроэлектростанции. Извилистая тропинка ведет через сады к треугольному скалистому мысу, резко вдающемуся в ущелье
Азата. Уже издали под тенистыми кронами деревьев видны очертания каменных стен, сложенных из огромных базальтовых глыб. Это остатки древней крепости Гарни. Крепость имеет форму неправильного треугольника, острым концом обращенного к ущелью. В северной части мыса, примыкающего к плато, из-под, многовековой наносной земной толщи раскопками вскрыты массивные степы с 14-ю мощными прямоугольными башнями.
С юга и юго-востока крепость защищена отвесными 80 - 100-метровыми скалами, нависшими над рекой. Раскопки, которые ведутся здесь систематически с 1949 года археологической экспедицией Академии наук Армянской ССР, дали интересный материал. Установлено, что окрестности нынешнего села Гарни благодаря плодоносности местных земель, обилию воды и естественной защищенности были заселены
с древнейших времен. В фундаменте стены обнаружены остатки циклопической крепости эпохи бронзы. Затем следует более поздняя кладка (первой половины III века до нашей эры) из чисто отесанных базальтовых глыб весом до 6 тонн, без применения известкового раствора. Тяжелые плиты скреплены железными скобами, залитыми свинцом. Верхний ряд стены состоит из такой же кладки и относится к
I веку нашей эры. На холме, окруженном виноградниками, высятся остатки языческого храма (I век). Языческий храм Гарни является единственным памятником эпохи эллинизма в Армении. Храм, посвященный богу солнца Митре, был сооружен во второй половине 1 в при царе Трдате I. Храм обрушился в 1679 году вследствие землетрясения, но был востановлен в 1970 г , при этом использованы сохранившиеся на месте фрагменты, а недостающие изготовлены заново.
Храм сооружен из базальта. На подиум возведены стена главного помещения и 24 колонны портика. К главному входу ведет широкая лестница. Детали здания: базальтовые колонны, карнизы, капители, украшены хорошо сохранившейся резьбой, изображающей виноградные лозы, плоды граната и другие элементы древнеармянского орнамента. За храмом площадка суживается и резко обрывается к реке. Отсюда со 100-метровой высоты открывается замечательный вид на ущелье реки
Азат, к которой слева вплотную подступают розовые скалистые отроги Гегамского хребта. Рядом с храмом обнаружены остатки крупных сооружений. В одном из них при очистке небольшой комнаты в 1953 году открыт мозаичный пол размером 2,9x2,9 метра, являющийся уникальным памятником древнеармянской культуры. Руководитель археологической экспедиции Б. Аракелян сделал следующее сообщение об этой замечательной
находке: «Мозаика выложена на известковом растворе из мельчайших камней-самоцветов. На светло-зеленом фоне моря с большим мастерством, с изумительно тонкими переходами тонов (использованы камни 15 оттенков) изображены божества, мифологические существа » На мозаике сохранились надписи, сделанные па греческом языке.(рис.1) Монастырь Татев Татевиванк находится в центре марза
Сюник в Южной Армении,в 30км от города Гориса у одноименного села Татев, на правом, высоком берегу реки Воротан(Громовая). Прежде чем подняться на эту захватывающую дух высоту надо спуститься в пятисотметровый каньон Воротана, остановиться на «Чертовом мосту», у теплых ванн минеральных источников, где сходятся два берега реки и, затем, открывая с каждым витком дороги новый неповторимо-прекрасный пейзаж, выйти из него.
Мощной и непреступной твердыней высится Татевский монастырь на утесе, обрывающемся в ущелье реки Воротан. Стратегически выгодное местоположение на мысу, образованном глубокими, скалистыми склонами ущелья реки, благоприятствовало созданию здесь мощного оборонительного комплекса. Монастырь получил свое название в честь Св. Евстафия (арм. Евстатиос-Статевос-Татев) - ученика апостола Фадея, проповедывавшего, как и его учитель, христианство,
и мученически погибшего за новую веру, в области Сюник исторической Армении. Первая церковь монастыря была построена в X в. В это время в монастыре проживало небольшое количество монахов. В XIII в. Татев становится резиденцией Сюникских епископов. В 848г. Сюникский князь Пилипос построил церковь Сурб
Григор Лусаворич (Св. Григорий Просветитель), он же, до того, подарил монастырю село Татев. Дарили монастырю села и другие владетели Сюника. Приобретали недвижимость настоятели монастыря и на свои средства. В результате всего этого, уже в X в. Татевский монастырь становится крупным феодальным землевладельцем. В 906г. была построена самая крупная церковь монастырского комплекса собор
Сурб Погос, Петрос (Св. Павла и Петра), ктиторами которого были Сюникский князь Ашот и его жена княгиня Шушан. Архитектура собора несколько архаична. Она воспроизводит тип купольных базилик XII в однако в нем имеются и новые черты- приделы в западной части собора, углы стен которых использованы в качестве опор купола. Гармоническая соразмерность отдельных частей здания усиливает впечатление значительной высоты собора.
Особенно бросаются в глаза большие внешние объемы купола церкви, высокий круглый барабан, увенчанный зонтичным перекрытием. Обращают на себя внимание барельефы, украшающие окна, каждый из которых представляет человеческое лицо, к которому обращены головы змей с высунутым жалом. В 1995 году Татевский монастырь рассматривался на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. (рис. 2) Эчмиадзин В окрестностях столицы можно обнаружить огромное количество
памятников истории культуры, главенствующее место среди них занимает несомненно великолепный Эчмиадзин- центр армяно-григориянской церкви, сердце Армении и резиденция Католикоса известного со 2 века до н.э. Здесь в центре древнейшего города Ваваршапав известного со 2 века до н.э. и служившим столицей Армении на протяжении многих веков, расположен Эчмиадзинский кафедральный собор который был построен
в 4 веке после провозглашения христианской религии. Согласно легенде собор был построен на том самом месте который указал явивший во сне Григорию Просветителю Иисус Христос и именно отсюдого происходит происхождение названия Эчмиадзин. В близи собора находятся величественные храмы: Сурп Рипсиме, Сурп Гаяне. Рипсиме имя мученицы могила которой находиться в склепе под алтарем.
Вследствие распространения христианство в Армении, а также отказ выйти замуж за Трдата 3, она была подвергнута пыткам и убита. На месте ее гибели в 7 веке католикос Комитас воздвиг храм, об этом говорит надпись на западной стороне стены храма с наружной стороны. Храм Рисиме является классическим образцом крестообразных центрально купольных сооружений, а Гаяне согласно приданию была подругой и наставницей
Рипсиме и также как она погибла за распространения христианства. Храм был основа в 630 г католикосом Езром, построенный виде купольной базилики. В 1652 году был капитально обновлен позднее к ее западному фасаду была пристрелена галерея - место погребения иерархов армянкой церкви. Южные приделы храма рядом с алтарной абсидой покоиться мощи святой Гаяне. (рис. 3) Звартноц Звартноц - (арм. Զվա 408;թ&
#1398;ո&am p;#1409;, храм Бдящих Сил, храм Небесных Ангелов) — величайший храм раннесредневековой армянской архитектуры, расположен близ Еревана и Вагаршапата (Эчмиадзина). Руины Звартноца открыты раскопками в 1901 — 1907 гг. К настоящему времени почти целиком реконструирован первый ярус. Храм, по реконструкции Т. Тораманяна, представлял собой круглое трехъярусное купольное сооружение (диаметр
нижнего яруса 35,75 м). В круг основания вписан крест, три крыла которого образованы по полукругу 6 колоннами, а восточное крыло — апсида — было глухой стеной, которую покрывали мозаики и фрески. У алтарной апсиды — высокое возвышение, с одной стороны — амвон, впереди — крестильная купель. Сзади к апсиде примыкало квадратное помещение, видимо, ризница, из которой поднимались по лестнице в коридор, шедший по верху первого яруса. Фасады храма были украшены аркатурой, резьбой, рельефными
плитами с орнаментами и гроздьями граната и винограда. Колонны Звартноца увенчаны массивными капителями с изображениями крестов, орлов, донаторов храма. На юго-западе от храма — развалины патриаршего дворца, жилых помещений Нерсеса III, винодавильни. (рис.4) Хор Вирап Об этом уникальном архитектурном памятнике века знает каждый армянин. Этот крепостной монастырь является местом паломничества, одно из самых почитаемых мест
Армении, священное для Армянской Апостольской Церкви. Монастырь был воздвигнут в период с VI по XVII века, над подземельем, где томился креститель Армении – Святой Григорий Просветитель за распространение христианства, пока царь Традт не решил принять эту религию в качестве государственной. Подземелье, где страдал святой старец, было царской темницей («Хор
Вирап» - «глубокая яма»). Сюда в яму, кишащую ядовитыми змеями и скорпионами, опускали заключенных. Согласно легенде, Святой Григорий Просветитель находился в этой яме в течение 13-ти лет. Монастырь находится у самой границы Армении с Турцией, на холме, в окрестностях деревни Покр Веди. В древности именно на этой территории располагался город Арташат древняя столица Армении. В 642 году католикос
Нерсес построил над тюремным подземельем часовню из белого известняка. По форме она напоминала разрушенный землетрясением храм Звартноц. Но, впоследствии была разрушена. Вместо нее в 1662 г. построена существующая и по сей день Церковь Св. Аствацацин (XVII в.) к которой с западной стороны прилегает звонница. Яма-подземелье тоже сохранилась. Она имеет диаметр 4,4 м. и высоту 6 м.
Туристы спокойно спускаются сюда по узкой лестнице, чтобы ощутить всю атмосферу той обстановки. В монастыре Хор Вирапа располагалась духовная семинария и резиденция армянских каталикосов. С территории монастыря открывается самый красивый вид на Библейскую гору Арарат и всю Араратскую долину.(рис. 5) Аллея букв В 50 километрах от Еревана в близи горы
Арагац находиться так называемая аллея букв памятник армянским письменам. Каждая буква армянского алфавита а их всего 39 находятся на пьедестале. Общая высота памятника которые сделаны из туфа составляют 2,5 метра. Целью зажита от снега и от дождя каждое каменное изваяние обрамлено туго образной аркой. Армянский язык также как и христианская вера на протяжении многих веков играл центральную роль в деле
сохранения идентичности и армянского народа как такового. По сути, памятник являться символом стойкости и последовательности армянского народа в борьбе за самосохранения данью уважения древней письменности. Аллея букв установлена в 2005г. В чеСТ 1600 летия создания армянского алфавит. Кроме букв в аллее установлены памятники великим армянским мыслителям и ученым разных эпох: среди них памятник математику и астроному
Анайни Ширакаци, баснописцу Мхитару Гошу, великому армянскому писателю Ованесу Туманяну творившему в начале 20 века памятник Туманяну обрамлен выгравированными на камне сценами из известных произведений писателя поэми «Ануш» рассказ « О Гикор» и других. Относительно не давно аллея букв пользуется популярностью среди населения и кроме того является одним из наиболее посещаемых иностранными туристами достопримечательностями
Армении. (рис. 6) Матенадаран Матенадара́н или Институт древних рукописей Матенадаран имени св. Месропа Маштоца — расположенный в Ереване научно-исследовательский центр при правительстве Республики Армения, являющийся одним из крупнейших хранилищ рукописей в мире. Также Матенадаран является крупнейшим в мире хранилищем древнеармянских рукописей.
Институт Матенадаран был создан на базе национализированной в 1920 г. коллекции рукописейЭчмиадзинского монастыря. Начало создания этой коллекции датируется V веком и связано с Месропом Маштоцем (ок.361-440), изобретателем армянской письменности.В 1892 г. коллекция насчитывала 3158 рукописей, в 1897 г. — 3338, в1906 г. — 3788, в 1913 г. — 4060. Эчмиадзинский Матенадаран был объявлен государственной собственностью 17 декабря 1929 г.
В 1939 г. коллекция была перевезена из Эчмиадзина в Ереван. Матенадаран был спроектирован в 1944-1952 годах. Здание, где институт располагается в настоящее время, было построено в 1959 г. по проекту архитектора Марка Григоряна. В 1984 г. был издан первый том общего каталога коллекции Матенадарана. В настоящее время коллекция продолжает пополняться — значительный вклад в ее расширение
вносят представители армянской диаспоры в Европе, США и т. д. Фонды Матенадарана насчитывают более 17 тыс. древних рукописей и более 100 тыс. старинных архивных документов. Наряду с 13 тыс. армянских рукописей здесь хранится более 2000 рукописей на русском, иврите,латыни, арабском, сирийском, греческом, японском, персидском и других языках. Коллекция Матенадарана является ценной научно-исторической базой для изучения истории и культуры
Армении, а также соседних народов Кавказа, Ближнего и Среднего Востока. В Институте хранятся рукописи V—XVIII веков, а также уникальная коллекция первопечатных и старопечатных армянских книг XVI—XVIII веков, сочинения древних и средневековых армянских историков, писателей, философов, математиков, географов, врачей, переводы трудов древнегреческих, сирийских, арабских и латинских учёных, в том числе ряд сочинений, не сохранившихся на языке оригинала.
В музее Института экспонируются многочисленные образцы древнеармянской письменности и миниатюры. Многие рукописи представляют большую художественную ценность (например, «Лазаревское евангелие», 887; «Эчмиадзинское евангелие», 989; «Евангелие Мугни», XI век).Наряду с этими рукописями хранятся самая большая,самая маленькая,самая толстая и самая тонкая книги на планете! В Матенадаране ведется научно-исследовательская работа по изучению и публикации памятников
армянской письменности, исследованию проблем текстологии, источниковедения, палеографии, средневековой книжной живописи, историографии, научные переводы памятников на русский и другие языки. С 1940 г. издаётся сборник «Банбер Матенадарани» («Вестник Матенадарана») на армянском языке с резюме на русском и французском языках). (рис.7) Ошакан Под алтарем церкви находится могила Месропа
Маштоца(443),квадратная погребальная со входами с севера и юга. С севера вход закрыт, а с юга открывается вход в ризницу. Внутренняя часть церкви в 1960 году была покрыта фреской ( Минасян). В восточной части возвышается двухэтажная колокольня ( 1884 ) ,которая в армянской архитектуре единственная как по месту расположения, так и по своей цилиндрообразной форме. (рис.
8) Мать Армения Мать-Армения — монумент в честь победы Советского Союза в Великой Отечественной войне в Ереване. Высота 54 м. из них 22 м — высота статуи. Расположен в парке Ахтанак (Победа), возвышающемся над центром города. Пьедестал (1950, арх. Рафаел Исраелян) выполнен из гранита, использованы мотивы национального орнамента
— резьбы по камню. Первоначально на нём был установлен памятник Сталину (ск. Сергей Меркуров), демонтированный в 1962 году. Статуя «Мать Армения» (1967, ск. Ара Арутюнян) выполнена в чеканной меди, символизирует могущество и величие Родины. Представляет собой образ матери, вкладывающей меч в ножны. У ног матери лежит щит. Скульптура характерна стилизованной формой рук, строгими чертами одежды.
В основании памятника находится музей Министерства обороны, в котором выставлены экспонаты времен Великой Отечественной и Карабахской войн: личные вещи, оружие, документы и портреты героев. Вокруг пьедестала выставлены образцы вооружения того времени. (рис. 9) Цицернакаберд Строительство комплекса, подобного Цицернакаберду, в советское время — сам по себе факт из ряда вон выходящий.
Достаточно сказать, что закон о строительстве в Ереване памятника «в память жертвам геноцида 1915 года» оказался единственным документом на армянском языке, принятым ЦК КП Армении в течение 1960-х годов. Необычность подобного решения послужила поводом для рождения нескольких версий об обстоятельствах его принятия. Согласно наиболее распространённой из них, советские власти были вынуждены дать согласие на строительство памятника после открытых выступлений общественности в
Ереване в 1965 году. Существует и другая версия, приверженцем которой, в частности, является директор национального архива Армении Аматуни Вирабян.[1] Согласно этой версии, строительство комплекса было санкционировано центральными и местными советскими властями. Инициатором идеи стал первый ЦК КП Армении Якоб Зурабян, который в 1964 году составил докладную в центральные органы власти с предложением построить «монумент в память о погибших армянах в
Первой мировой войне». В качестве мотивации последних в данном вопросе Вирабян предполагает намерение укрепить влияние на армянскую диаспору в русле советской пропаганды. А протесты были, якобы, организованы для смягчения реакции со стороны Турции. Идея создания мемориала была публично озвучена в 1965 году, в 50-ю годовщину геноцида. В качестве места строительства был выбран возвышающийся над ущельем реки
Раздан холм Цицернакаберд. В марте 1965 года был объявлен конкурс, на который были представлены 78 работ, из которых 4 дошли до финала.[1] Из них был выбран проект архитекторов Артура Тарханяна и Сашура Калашяна. Согласно замыслу авторов, он должен был стать «мессой в память безвинно погибших и, в то же время, быть заветом для нас, выживших; он должен был быть понятен всем, вне зависимости от национальности и вероисповедания; и, наконец, должен был стать центром, где будут документироваться
и публиковаться факты из истории геноцида армян»[2] Постройка мемориального комплекса была в основном завершена через два года, хотя отдельные его элементы достраивались вплоть до середины 1990-х годов. 44-метровая стела символизирует волю к возрождению армянского народа. Вдоль всей стелы от основания до вершины тянется глубокий вырез или разлом, разделяющий её на две части. Стрела символизирует расколотый армянский народ, меньшая часть которого живет в
Армении, а большая — в диаспоре. Рядом со стелой находится постамент — конус, образованный двенадцатью большими каменных плитами. В центре конуса, на глубине 1,5 метров горит вечный огонь. Существует расхожее мнение, что плиты символизируют собой 12 провинций, в которых в основном происходила резня. Или же с количеством вилайетов, которые согласно Севрскому договору должны были быть переданы Армении, хотя этих вилайетов, на самом деле, было меньше.
Иногда число 12 связывают с количеством апостолов. Однако, Сашур Калашян, один из архитекторов комплекса, объясняет, выбор числа 12. Калашян, объясняя символизм постамента указывает, что он «как бы огромная надгробная плита в память безвинно погибших. И поскольку боль утраты жива и сегодня, то плита эта, словно не заживающая рана, дала трещину и раскрыла перед нами бездну полную горя».
Там же, рядом со стелой находится стометровая Стена траура с названиями местностей (городов и деревень), по которым проходил путь депортированных во время геноцида армян. (рис. 10) Армянский академический театр оперы и балета им. А. Спендиарова Армянский академический театр оперы и балета им. А. Спендиарова.13 мая 1932 Совнарком Армянской ССР принял решение об организации в
Ереване первого стационарного оперного театра, который был создан на базе оперного класса Ереванской консерватории. Открытие состоялось 20 января 1933 постановкой оперы «Алмаст» Спендиарова. Здание театра построено в 1940 (архитектор А. И. Таманян, 1120 мест). Особую роль в создании театра и осуществлении спектаклей первых лет сыграли видные деятели армянского искусства: дирижёры — Г.
Е. Будагян, К. С. Сараджев, Р. Г. Степанян, М. А. Тавризиан (в 1938-57 гл. дирижёр), С. Г. Чарекян; режиссёры — А. С. Бурджалян, А. К. Гулакян, Л. А. Калантар; балетмейстер И. И. Арбатов (Ягубян); хормейстер В. А. Никольский; художники — М. С. Сарьян, М. А. Арутчян, С. И. Аладжалов; певцы — А. Б. Даниэлян, Ш. М. Тальян,
Л. Н. Исецкий (Иоаннисян), А. Д. Каратов, П. К. Лисициан, Т. Т. Сазандарян; артисты балета — Л. П. Войнова-Шиканян, Р. Л. Тавризиан, С. Т. Саркисян, Г. Г. Георгиан, З. М. Мурадян и др. С первых лет существования театр уделял первостепенное внимание созданию национального репертуара. Были поставлены народная лирико-бытовая опера «Ануш»
Тиграняна (1935) и первая армянская опера на современную тему «На рассвете» («Лусабацин») Степаняна (1938, посвящена борьбе народа за установление Советской власти в Армении), его же сатирич. опера «Храбрый Назар» (1935) и комическая опера «Тапарникос» Айвазяна (1938). Одновременно на сцене театра шли оперы русской и западно-европейской классики: «Евгений
Онегин», «Фауст» (1933), «Риголетто», «Кармен», «Паяцы» (1934), «Тоска» (1937), «Царская невеста», «Пиковая дама» (1940). В 1937 театр осуществил постановку оперы «Тихий Дон». В эти же годы в театре сформировалась балетная труппа. Первым был поставлен балет «Лебединое озеро» (1935), затем «Арлекинада» Дриго и «Бахчисарайский фонтан» (1939). В 1939 театр поставил первый армянский балет на современную
тему — «Счастье» Хачатуряна. В 1935 театр получил современное название (с 1939 — им. А. А. Спендиарова, с 1957 — академический). В 1939, на Декаде армянского искусства в Москве, театр награждён орденом Ленина. В 40-е гг. были поставлены значительные спектакли: оперы — «Иван Сусанин», «Отелло» (1942), «Гугеноты» (1943); «Аршак
II» Чухаджяна (1945, Сталинская премия, 1946), «Намус» («Честь») Ходжа-Эйнатова (1945), «Мазепа» (1949); балеты — «Анаит» Тер-Гевондяна (1940), «Хандут» на музыку Спендиарова (1945), «Гаянэ» (1947). В 50-е гг. осуществлены постановки ряда национальных опер — «Давид-бек» Тиграняна (1950), «Героиня» Степаняна (1950, Сталинская премия,
1951), «Арцваберд» Бабаева (1957), «Сос и Вардитер» В. Тиграняна (1957), и балетов — «Севан» Егиазаряна (1956), «Мармар» Оганесяна (1957), «Сона» Хагагортяна (1957). (Рис. 11) Заключение Разнообразные и интереснейшие композиции армянской архитектуры ставят ее в ряд уникальных явлений средневековой цивилизации. Проанализировать строительную технику средневековья, изучить влияния
и взаимовлияния, оценить предпосылки развития культуры данной страны - значит в определенной мере осветить процесс формирования национальных архитектурных образов, в котором важнейшую роль играют связь человека с природой и его миросозерцание. Согласно утверждению итальянского исследователя, архитектора П. Кунео, своеобразная армянская архитектура " с VIII в. соприкасается с другими цивилизациями в результате нашествий - арабов с юга (VIII в.), турок-
сельджуков (XII в.) и монголов (XIV в.) с востока, а также постоянного общения с грузинским народом на севере, происходивших в рамках упорного византийско-персидского соперничества. И все эти народы испытывали, естественно, влияние армянской архитектурной культуры, во многих принципах более зрелой и развитой". Значительный вклад в изучение вопросов истории и теории мировой архитектуры вносит новое поколение итальянских ученых-архитекторов.
Приятно отметить, что многие представители его, проявляют чрезвычайный интерес к армянской архитектуре. Так, в многотомной работе профессора Л. Карбонара "Практическая архитектура", в исторических очерках Л. Бенволо "Религиозная архитектура" дается трактовка армянского стиля, основанная на многостороннем анализе архитектурных явлений. Такой же подход характерен и для
Т. Бречиа Фратадоки, П. Кунео, Э. Коста и де Мафеи (Институт средневековых искусств Римского университета), статьи которых помещены в недавно изданном объемистом каталоге "Армянская средневековая архитектура" (Рим, издатель Де Лука). Основная мысль в трактовке упомянутых авторов заключается в следующем: в армянских архитектурных памятниках с постоянным упрощением используются выразительные возможности различных сочетаний каменных
пилонов, арок, сводов и куполов. Органическое единство этих разных элементов для армянских мастеров заключается главным образом в идеально чистой геометрической структуре. В сооружении ярко выявляется та геометрическая "модель", которая лежит в основе формирования целого. С другой стороны, сооружение есть результат изучения объективного мира и применения определенной строительной системы, основанной на экспериментальной науке. "
Известен своеобразный талант армян в области точных наук, особенно математики и астрономии, и это обусловливает их склонность к опытному подходу" (Т. Бречиа Фратадоки). Следовательно, в архитектурной композиции функциональные требования определяются идеей создания идеальной объемной структуры. По этой причине отдельные части армянских архитектурных памятнико не расчленены, а едины. Таковы, например, храм Танаат в Сюнике (V-
VI вв.), базилики Гарни (IV-V вв.) и Дираклара (IV-V вв.), где наличие ризницы и вспомогательных помещений извне не акцентировано; трехнефные базилики Касаха (IV-V вв.), Егварда (VI в.) с двускатными цельными кровлями, трехнефные базилики Цицернаванк (Карабах) и Хогоцванк (Демирян, к югу от Ванского озера), где главный неф выше боковых и освещается окнами в продольных стенах (западное решение).
Взаимосвязанные столбы и арки в базиликах гармонично уравновешены, опоры через подпружные арки связывают свод. Переходы от одного элемента к другому плавные, едва акцентированные наличием капителей или орнаментов, внутреннее пространство и внешний объем образуют монолитное единство отдельных архитектурных элементов, в создании которого решающим моментом было эстетическое понимание формы. В армянских сооружениях "стены, образующие сердцевину кладки, с обеих сторон облицовывались тесаными
блоками. Достигнутая таким путем монолитность давала возможность нейтрализовать нагрузки, свести к минимуму статические задачи и сконцентрировать главную заботу на организации архитектурных пространств в простых и ясных геометрических формах" (Т. Бречиа Фратадоки). Как известно, в европейской средневековой архитектуре доминировали структурные вопросы и задачи уравновешивания сил, поэтому динамическое решение внутренних пространств сооружений диктовало форму, будь это в романской
или готической архитектуре. Для армянского архитектора обязательной была цельность формы, существенное значение которой он видел в ее чистоте. Сохранившиеся в музеях Еревана, Звартноца и Эрзрума каменные модели центрально-купольных церквей являются блестящим доказательством подобного восприятия формы. Обобщая эту мысль, Т. Бречиа Фратадоки утверждает, что окружность, шар и другие геометрические формы есть те обобщенные истины, посредством
которых армянский строитель выражал космическую ценность искусства и религии. Чтобы иметь обобщающее значение, форма должна быть простой и "читаемой". При таких обстоятельствах использование орнаментов должно быть ограниченным, едва подчеркнутым, как это присуще архитектурному стилю Ани. Связь архитектурной композиции с природой двояка, поэтому органическая целостность армянских сооружений двойственна - это "внешний объем" и "внутреннее пространство"
. Внутреннее пространство подчиняется законам отраженного света, внешний объем - прямым солнечным лучам. Форма, с этой точки зрения, есть светотеневая реальность. Т. Бречиа Фратадоки, подчеркивая это, приводит в пример купол армянских церквей, который только изнутри может "символизировать небо, ведь небесный свод непостижим, поэтому изобразить его невозможно". СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ  Токарский
Н. М. Архитектура Армении IV-XIV вв  Web страница Архетиктура древней Армении [http://armeniansite.ru/culture-arm/19-a rchitecture.html] ГОСТ 7.0.5-2008  Web страница Архетиктура Армении [http://ru.wikipedia.ru] ГОСТ 7.0.5-2008  Аракелянов А.Н. история армянского народа Приложение (рис.
1) Гарни (рис. 2) Монастырь Татев (Рис. 3) Эчмиадзин (рис. 4) Звартноц (рис. 5) Хор Вирап (рис. 6) Аллея Букв (рис. 7) Матенадаран (рис. 8) Ошакан (рис. 9) Мать Армения (рис. 10) Цицернакаберт (рис. 11) Армянский академический театр оперы и балета им. А. Спендиарова
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |