Реферат по предмету "География"


География новейшего времени

География новейшеговремени

Особенности современного периода в развитии отечественнойгеографии
Современный — советский и постсоветский — период развитияотечественной географической науки многогранен. Здесь мы отметим толькоглавнейшие черты этого периода (1917-1997 гг.).
После победы Октябрьской социалистической революции вусловиях советской государственной системы резко возросла потребность вгеографических знаниях. Советское народное хозяйство было плановым икомплексным, а комплексность была и остается основным свойством отечественнойгеографической науки. Это соответствие было очень верно подмечено еще в 1951 г. профессором Московского университета А.А. Борзовым: “Отношение к природной среде в СССР — принципиально другое, чем в капиталистическом мире; планомерное использованиеприродных сил, научно оправданное и сознательное, требует цельного и полного ихзнания, комплексного изучения и не позволяет ограничиться эксплуатациейотдельных богатств без учета того, как это отразится на всей географическойсреде” (Борзов А.А. Географические работы. М., 1951. С. 319).
Чрезвычайно усилились географическое образование населениястраны, подготовка кадров и создание ряда научных учреждений географическогопрофиля. В 1918 г. в Ленинграде был создан первый в мире Географическийинститут как учебное и научно-исследовательское учреждение (в 1925 г. вошел в качестве факультета в состав Ленинградского университета). В 1919 г. были организованы Государственный гидрологический институт и Отдел климатологии при Главнойгеофизической обсерватории, а также Высшее геодезическое управление; в 1925 г. — Почвенный институт имени В.В.Докучаева и Институт по изучению Севера (ныне Арктический иантарктический научно-исследовательский институт) и т.д. По решениюправительства Академия наук СССР в 1934 г. переезжает в Москву, ставшую с тех пор научной столицей страны. Реорганизация Академии наук вернула в неегеографию после более чем столетнего перерыва (Географический департаментРоссийской Академии наук был закрыт еще в 1799 г.). Образовавшийся в 1938 г. географический факультет Московского университета такжепревратился в один из крупнейших географических центров страны. В середине1970-х годов в системе высшего образования СССР география была представлена в36 из примерно 70 университетов; в них готовили научных работников ипреподавателей. Преподавателей географии выпускали также 74 из 185педагогических институтов (многие из них впоследствии стали университетами).Кроме того, экономическую географию изучают в ряде институтов экономическогопрофиля.
Новые обширные задачи, расширение сети географическихучреждений, многочисленные экспедиции чрезвычайно увеличили географическуюинформацию и выдвинули перед географией сложные теоретические проблемы. Всоветский период в отечественной географии сформировался ряд прогрессивныхтеоретических направлений, разрабатываемых представителями ведущих научныхшкол, которые получили широкое признание в отечественной и мировой науке. Вкачестве самых ярких примеров прогрессивных научных школ историки нашей наукиназывают физико-географическую (ландшафтную) школу Л.С. Берга (1876-1950)-А.А. Борзова(1874-1939), географо-генетическую школу Н.И. Вавилова (1887-1943),географо-геохимическую школу В.И. Вернадского (1863-1945)-Б.Б. Полынова(1877-1953), океанологическую школу Ю.М. Шокальского (1856-1940)-Н.Н. Зубова(1885-1960), биогеографическую школу В.Н. Сухачева (1880-1967)-В.Б. Сочавы(1905-1978), географо-гидрологическую школу В.Г. Глушкова (1883-1939) — С.Д. Муравейского(1894-1950), ландшафто-геофизическую школу А.А. Григорьева (1883-1968),экономико-географическую школу Н.Н. Баранского (1881-1963)-Н.Н. Колосовского(1891-1954). Особо следует отметить стремление к сближению физической географиис другими фундаментальными науками — астрономией, физикой, химией, геологией,биологией. Среди выдающихся достижений, посвященных синтезу физико-географическихявлений, следует отметить исследования академиков Л.Г. Берга, В.И.Вернадского, А.А. Григорьева, К.К. Маркова. Л.С. Берг развил учение огеографических законах В.В. Докучаева, распространив его на все пространствобывшего Советского Союза. В.И. Вернадский сформировал учение о биосфере (1926 г.) и указал пути ее перехода в ноосферу (“сферу разума”) — проблема, имеющая исключительнобольшое значение для современной географической науки и всего человечества.А.А. Григорьев создал учение о географической оболочке как предмете изученияфизической географии. Целям объединения всего географического знания служитконцепция “сквозных методов ”, предложенная К.К. Марковым (1905-1980). Сквозныеметоды К.К. Маркова (сравнительно-описательный, геофизический, геохимический,палеогеографический (исторический), математический, картографический),применимые ко всем компонентам географической оболочки и к связям между ними,закрепляют целостность ее изучения и призваны сыграть существенную роль вдальнейшем процессе теоретизации географии. Опираясь на концепцию К.К.Маркова,известный экономико-географ А.М. Колотиевский в 1973 году предложил аналогичнуюсистему сквозных направлений, таких, как естественно-экономическоетехнико-экономическое и другие, “которые необходимо использовать в системноманализе производительных сил”. В дальнейшем, по его мнению, необходимо отреального применения сквозных методов в физической и экономической географииперейти к их применению во всей системе географических наук. Кобщегеографическим направлениям А.М. Колотиевский относит следующие: а)целенаправленного характера — конструктивное, прогностическое; б)содержательного характера — геоэкономическое, естественно-техническое,демоэкономическое; в) методического характера — математическое,картографическое, космическое (См.: Колотиевский А.М. Состояние и тенденцииразвития основных теоретических концепций в советской географии //Теоретическая география. Материалы симпозиума по теоретической географии. Рига,1973. С. 12-13).
После Великой Отечественной войны ученые нашей страны, втом числе и географы, почти после столетнего перерыва снова получиливозможность охватить своими исследованиями всю Землю (океанологическиеэкспедиции, экспедиции в Антарктику и другие).
Огромное — первостепенное — значение для развитияотечественной географии имело участие в грандиозном международном научноммероприятии 50-х годов — Международном Геофизическом годе (1957-1959 гг.). Стех пор наша страна — непосредственный участник глобальных международныхнаучных программ и международных географических конгрессов. Кругозоротечественных географов чрезвычайно расширился; в рамках международногосотрудничества стали яснее точки соприкосновения и противоречия в теоретическихподходах к решению актуальных проблем современности у нас в стране и зарубежом.
Особенности современной зарубежной географии
К ним можно отнести следующее.
До первой мировой войны ведущие позиции в зарубежнойгеографии занимали немецкие географы. Но в период между двумя мировыми войнамиофициальная немецкая география дискредитировала себя в глазах объективныхисследователей (в стране у власти стояли нацисты; правительство непосредственновмешивалось в дела науки). Главное течение географической мысли, котороевозобладало в Германии в период между войнами, было связано с попыткойприложения географических понятий к политике. Оно получило название“геополитика” (Geopolitik). По Карлу Хаусхоферу (1924), геополитика — этоумение и искусство использовать географические знания для выработки иобоснования политики государства. Хаусхофер основал журнал “Zeitschrift furGeopolitik”, который стал главным проводником и распространителем сочинений,поддерживающих нацистскую политику. После краха фашистской Германии в 1945 г. К. Хаусхофера судил Нюрнбергский трибунал, а в 1946 г. он кончил жизнь самоубийством.
К 1960-м годам немецкая география во многом возвратиласебе утраченные позиции. В ФРГ несколько видных географов независимо друг отдруга углубленно работали и в области физической, и в области экономической(социальной) географии. Среди них особенно выделились Г. Бобек, Г. Мортенсон,Г. Шмитхеннер, К. Тролль и другие. При этом постепенно нарастала специализациявнутри географии. Так, физическая география подразделилась на геоморфологию,геофизику, метеорологию, климатологию, океанологию и другие дисциплины.Культурная (социальная) география также подверглась дроблению. Вместе с темзначительное внимание ландшафтному синтезу уделили географы как в ФРГ ( КарлТролль, Йозеф Шмитхюзен, Карл Паффен ), так и в ГДР ( Эрнст Нееф, Гюнтер Хаазе,Ганс Рихтер и другие ).
Американский стереотип географии сформировался под сильнымвлиянием немецкого географа А. Геттнера, идеи которого в 30-е годы перенес наамериканскую почву Р. Хартшорн (1939). Традиционная американская география — это пространственная (хорологическая, или региональная) наука. Географаинтересуют индивидуальные особенности отдельных мест (территорий, районов), ане общие закономерности. В Америке принято рассматривать географию как единуюнауку, без подразделения на отдельные отрасли (физическую, экономическую,биогеографию и т.д.). Почти всеобщим признанием среди географов США пользуетсявзгляд о том, что география — наука социальная.
Развитие американской географии прошло за последниедесятилетия сложный путь. В книге П. Джеймса и Дж. Мартина (1988 г.) отмечено несколько научных направлений, типичных для первой половины XX в. В их числе энвайронментализм- учение о “географическом контроле” над судьбами человечества. Этонаправление, однако, довольно скоро вышло из моды. Как путевая веха в историиамериканской географической мысли характеризуется труд Р. Хартшорна “The Natureof geography”, вышедший в 1939 г. Авторы констатируют все больший отходгеографии США от изучения природы в сторону культурных явлений, в сторонурегионализма и антропоцентризма.
В последний период географы традиционного направления вСША оказались неподготовленными для участия в разработке проектовтерриториального развития, и особенно для решения острейших социальных иэкологических проблем. Многие американские географы, преимущественно измолодого поколения ( Вильям Бунге, Дэвид Харвей, Эдвард Тейф, Ричард Морилл имногие другие), увидели альтернативу традиционному направлению в квантификации, т.е. в широком использовании количественных методов в географическихисследованиях. Представители этого направления надеялись создать теоретическую географиюс помощью математических, а также физических (социальная физика) моделей исистемного подхода. На практике, однако, речь шла только о явлениях социальнойсферы в их чисто размещенческом аспекте и, несмотря на видимость новизны,принципы хорологического взгляда на географию не затрагивались. Р. Джонстонзаметил, что в американской географии в результате “количественной революции”отхода от хартшорновского определения географии не произошло, и “конечная цельгеографических исследований, как ее сформулировал Хартшорн, осталась прежней”(Джонстон Р. География и географы. М.: Прогресс, 1987. С. 100, 133).
География новейшего времени и ее кризис, как отражениесоциально-экономического кризиса общества
Алгоритм эпохи. Эта эпоха великих и драматических событий:Октябрьской революции и мировых войн, распространения идей социализма и распадамировой колониальной системы, мирового экономического кризиса 1929-1933гг.Реваншистских настроений и милитаризма в ряде стран (Германия, Италия, Япония)после первой мировой войны. Роста отраслей машиностроения, электроники,органической химии.
В системе наук география укрепляет свои позиции не толькокак наука естественного цикла (физическая география), но и пытается внедритьстиль наук технического цикла (пространственная организация сельскогохозяйства, промышленности, систем расселения, районной планировки). Поэтомумоделирующими установками в географических исследованиях названной эпохи былиустановка «морфизма», связанная с преобладанием интереса к пространственнойморфологии (учение о зонах природы, районирование, поляризация), и установка«механицизма» (т.е. видение объекта как механизма) с внедрениемпроцессоведческих методов — балансового, энерго-производственных циклов. Сначалом изучения географических процессов в пространственные отношения начинаетвключаться и понятие времени, а в понятийном аппарате начинают использоватьтермины «ритмика», «динамика», «эволюция».
В географических исследованиях отмечается развертываниедвух теоретических парадигм — хорологической и ландшафтной, а в методахисследования — районирования, факторного и функционального анализа,математико-статистической обработки. При создании крупномасштабных карт широкоиспользуется аэрофотосъемка. Усиливаются дискуссии о новых тенденциях развитиягеографии, о приоритете природоведческой и политической географий, появляютсясимптомы идеологизации географии. Развиваются прикладные направления вгеографии: исследование ресурсного потенциала стран, территориальнойорганизации управления государством (рост работ по районированию, особенноэкономико-географическому). Растет интерес к политической географии(глобальность мировых войн и грядущий распад колониальной системы) ивоенно-географической тематике.
Усиливаются процессы разделения географии, ее поляризациина физическую и экономическую. С другой стороны, растет расхождениеметодологических позиций советской и зарубежной географий.
Для советской географии — это был сложный период,связанный с преемственностью дореволюционной географии и географии современной.Наметилось торможение ряда направлений науки (социальной и политическойгеографии) и чрезмерная идеологизация философии конкретных наук в виде резкойкритики географического детерминизма и неприятия хорологической концепции.Замена рыночных отношений централизованным планированием не лучшим образомсказалось на развитии экономической географии.
После первой мировой войны продолжалась ликвидация «белыхпятен» на карте мира, главным образом, в полярных областях, в центральныхрайонах Австралии и бассейне Амазонки. Применение авиации обусловило началонового исследования Арктики и Антарктики. Главное управление Северного морскогопути в СССР развернуло активную работу по исследованию Арктики созданием сетиполярных станций и проведением морских и авиационных экспедиций. Мировымсобытием стало создание в 1937г. дрейфующей станции «Северный полюс 1».Исследованию Арктики большое внимание уделяется в Великобритании и Германии.Однако, успехи географических исследований были связаны не столько с открытиемновых земель, сколько с исследованием уже обжитых человеком земель.
Американский географ К.Зауэр писал: «мы как географыдолжны знать, что происходит с нашей землей». Под его руководством в штатеМичиган были проведены работы по классификации, оценке и картированиюнарушенных земель. По стилю организации (участие почвоведов, лесоводов,экономистов) эти работы напоминали докучаевские экспедиции конца XIX в.Американскими картографами была создана карта Латинской Америки, сыгравшаяважную роль в решении межгосударственных территориальных споров. Большоеколичество географов в 30-е годы привлекается к работам по созданию проектакомплексного освоения бассейна Теннеси.
В Британии отмечается интерес к проблемам картографическойинвентаризации земель и землепользования, региональному и городскомупланированию, что было связано с бурной урбанизацией и ростом крупных городов.
В Германии проводятся работы, направленные на объединениесферы расселения, промышленности, связи и водохозяйства в «высокоразвитыйхозяйственный ландшафт» (Troll, 1947). Их целью было создание «государственногоуправления пространственного порядка», «государственного сотрудничествапространственных исследований».
В СССР комиссия экспедиционных исследований, созданная в1928г., организует экспедиции в Якутию, Казахстан, на озеро Севан, в пустынюКаракум, Киргизию. Географы и экономисты участвуют в формированиимакрорегиональных проектов: «Географические центры и проблемы районныхкомбинатов» (И.Г.Александров), «Будущее Урало-Кузнецкого комбината»,(Н.Н.Колосовский), «К вопросу о выборе схемы реконструкции Волги» и др.Проводятся ресурсно-технологические работы типа «Большой Алтай», «БольшаяЭмба», «Большой Дагестан», готовившие материалы для решений по созданию«районных комбинатов».
Наиболее общие проблемы географии этой эпохи формировалисьв сферах ландшафтоведения, антропогеографии, геоморфологии, почвоведения,сравнительного страноведения. Преобладающей научной идеологией былихорологический подход и учение о ландшафте. При этом для зарубежной географиибыло характерно господство хорологической концепции в разных ее вариантах и всебольший отход от природы в сторону «культурно- и социально-географическихявлений».
Согласно хорологической концепции география — это «единаянаука», охватывающая как природу, так и человека. При большом разногласиивзглядов у зарубежных географов хорологическая парадигма все больше выдвигаетсяв плане региональных исследований и формирования региональной географии ссоциально-географическим уклоном и энвайронментальными мотивами.
Ярким представителем этого направления был РичардХартшорн. Рассмотрев историю представлений о сущности географии, начиная сИ.Канта, он пришел к заключению, что хорологическая концепция — единственнаяисторически оправданная. Задача географии формулируется им как «изучениетерриториальной дифференциации земной поверхности», описание отдельных «земныхпространств». География «не может быть разделена на две половины — естественнуюи социальную» (1939, с.130,368). Хартшорн относил к интересам географии нетолько природу, типы построек и поселений, но также идеи, взгляды и чувствачеловека, манеру и содержание речи, песни и танцы. В то же время он отрицалвозможности районирования, считая что регионы и их границы есть не что иное какусловные компромиссы с реальностью. Ценность географии он видел в изучениииндивидуальных фактов, ибо географу нет необходимости прибегать «куниверсальным категориям, если не считать общим законом географии то, что всетерритории (areas) уникальны» (там же, с.447; подчеркнуто нами — В.Ш.).
Р.Хартшорн заслуженно считается родоначальникомкультурно-географического ландшафтоведения. Он полагал, что ландшафтпредставляет собой внешний облик территории, а не саму территорию с ееграницами. Возводя английское понятие «landscape» к немецкому «Landschaftbild»,он критиковал К.Зауэра, который, по его мнению, недостаточно корректноиспользовал понятие ландшафт. Во избежании путаницы он заменил само понятие«ландшафт» на «регион» (region). Последний представляет собой определенную территориюс характерными границами и свойствами, в то время как культурный ландшафт — только ее внешний облик (Hartshorne, 1961). Такой подход доминирует и всовременной позитивистски окрашенной американской школе культурной географии.Так, по мнению Т.Джордона и Л.Раунтри, культурный ландшафт представляет собой«видимый результат человеческой деятельности на Земле» (1986, с. 440).
Своеобразным сочетанием взглядов А.Геттнера,антропогеографии и «человеческой географии» Видаль де ля Блаша явилась школакультурного ландшафта Отто Шлютера (1872-1959 гг.). Географию он назвал наукойо ландшафте, т.е. о пространстве, доступном обозрению. Главным объектомгеографических исследований он считал культурный ландшафт, который состоял издоступных непосредственному восприятию природных и «человеческих» (поселения,транспортные потоки и т.д.) компонентов. Созидающим фактором в таком ландшафтебыл человек, поэтому природа имела второстепенное значение. Как и французский«пей», культурный ландшафт изучался им в морфологическом плане, без глубокогоанализа.
Близких взглядов на культурный ландшафт придерживался КарлЗауэр. В центре внимания была морфология ландшафта, представляющая единствоэлементов (компонентов) и обладающая своими структурой, функциями и развитием.Основным принципом изучения культурных ландшафтов был антропоцентрический.Природа в этом случае существует лишь как окружение человека, как его среда(milieu). Цели географии состоят в том, чтобы «выбрать из всех признаков те,которые могут иметь значение для человека, добывающего себе средства к жизни наданной территории» (Sauer, 1924, с.26). Иначе говоря, эта позиция теориипоссибилизма. Природа территории рассматривалась здесь как пассивное начало,культура — как активные агент, а культурный ландшафт — как результат. Иначеговоря, «конструкция ландшафта включает (1) черты природной территории и (2)формы, наложенные на физический ландшафт деятельностью человека, культурныйландшафт» (1927, с.186).
Общее землеведение, как общая теория физической географииу зарубежных географов не существовало. Лишь З.Пассарге разрабатывал учение оприродном ландшафте. Он считал, что ландшафтоведение представляет «стволгеографического дерева», физическое землеведение — его «корни», а страноведение- крону (Passarge, 1929, с.2). Человек, по его мнению, не является частьюландшафта, хотя различные проявления его деятельности могут присутствовать(поля, луга, села и т.д.). В зависимости от степени человеческого воздействияландшафты подразделяются на естественные, «расхищенные» и «культурные».Ландшафты объединяются в ландшафтные области, блоки и зоны. Структуру ландшафтаопределяет набор морфологических составляющих. Именно эти составляющие могутбыть твердо установлены. Что же касается самого ландшафта и более крупных «ландшафтныхпространств», то их выделение решается субъективно.
Основной формой географических обобщений у зарубежныхгеографов оставались страноведческие работы, очень разнообразные по объему,содержанию и научным достоинствам. Это работы А.Пенка, Н.Кребса, фундаментальная15-томная сводка по региональной географии мира (Geographie universelle),изданная во Франции. Тенденция к разделению страноведения на «физическое»(преимущественно с геоморфологическим уклоном) и «экономическое» наметилось вработах, посвященных регионам Франции. В эти же годы публикуются результатыисследований В.Кристаллера. В работе «Центральные места южной Германии» (1935),он на несколько десятков лет опередил подходы будущей теоретической географии.
Географы СССР наиболее успешно разрабатывали вопросыфизической географии. В связи с переустройством политико-административногоделения страны и образованием экономических районов возрастает интерес крайонированию. Территориальные исследования, которые имели своей цельюдетальное изучение природных условий и естественных ресурсов, привели квыделению в качестве объекта исследования географического комплекса, созданиюметодик ландшафтных исследований и ландшафтных карт (С.С.Неуструев,Б.Б.Полынов, Р.И.Аболин, С.В.Калесник и др.). Л.С.Берг продолжал разрабатыватьучение о ландшафтных зонах. В.Л.Комаров предложил различать на каждом материкекроме широтных зон меридиональные сектора. Л.Г.Раменский положил началоизучению морфологии ландшафтов. А.А.Григорьев ставит вопрос о предмете изадачах физической географии.
Если А.А.Григорьев охватил объект географии как единуюцелостность, то Л.С.Берг в своей исследовательской тактике шел от изучениямелких природных целостностей (ландшафтов) ко все более крупным. Он выявилобъект одного из основных разделов естественной географии — ландшафтоведения. Вкачестве нового объекта изучения В.И.Вернадский вводит понятие биосферы, какобласти взаимодействия косных и живых составляющих под влиянием роли живоговещества, биохимической миграции вещества и динамики биоохимических процессов.Однако законченного учения о биосфере Вернадский не успел создать, поэтому внастоящее время сложилось несколько точек зрения на сущность биосферы. Однипонимают ее как совокупность всех живых организмов на Земле(субстратно-биологическая трактовка). Географы используют термин «биосфера» дляобозначения одной из геосфер, входящих в состав географической оболочки(пространственно-субстратная трактовка). Третьи подчеркивают особую роль жизни,поэтому возникновение биосферы считается важным этапом планетарной эволюцииЗемли, подготовившей формирование антропосферы и ноосферы. Этоэволюционно-субстратно-пространственная трактовка. Она предпочтительна и сталаобщенаучной (Охрана ландшафтов, 1982).
Идет становление экономической географии. Ее основателем вРоссии был В.Э.Дена, заведующий первой кафедрой экономической географии. Школапрофессора Дена носила отраслевое и статистическое направление. Основныеметодологические положения базировались на признании экономической географииэкономической наукой, опирающейся на статистическую информацию. Однако уже в20-е годы «деновская» школа отраслевой географии подвергается критикеН.Н.Баранским и его сторонниками, которые считали, что основным предметомизучения является экономический район. В основе этих идей лежали планы ГОЭЛРО,предполагавшие равномерное размещение промышленности на основе использованияместных ресурсов, и положение о «районах Госплана», где было выработанопредставление о районе как территориальном комплексе со специализацией в масштабестраны.
Существенное влияние на развитие экономической географии впервые годы советской власти оказали экономисты-аграрники (А.В.Чаянов,Н.П.Макаров, А.А.Рыбников), а также учебник Н.Н.Баранского «Экономическаягеография СССР. Обзор по областям Госплана» (1926). Интересную работу поразмещению промышленности выпускает В.В.Покшишевский. В 1934г. в составеГеографического общества СССР был создан отдел экономической географии. Однакопобеда «районного направления» вызвала деэкономизацию экономгеографии и ростмакротехнологических направлений. Об этом свидетельствует понятийный аппаратэтих направлений: камбинаты, промузлы, производственно-технологические связи,территориально-производственные комплексы, энерго-производственные и ресурсныециклы и др. Идеологом такой экономической географии становится инженерН.Н.Колосовский. Однако в ней не отражались сферы потребления и проблемыстоимости. Она была технологичной, но «бесчеловечной».
На эти же годы, по мнению В.С.Преображенского иТ.Д.Александровой (1994), приходится расцвет идеологизированных дискуссий,началом которых в 20-е годы послужила так называемая борьба с деновщиной. В1932г. Ленинградский экономический НИИ ЛГУ выпускает сборник «Наметодологическом фронте географии и экономической географии». Основная критикаавторов сборника была направлена против «геттнеровской школы» и еепоследователей в СССР — Н.Н.Баранского, Л.С.Берга, Л.Д.Синицкого,В.П.Семенова-Тян-Шанского и др. Их обвиняли в том, что «протаскиваласьбуржуазная неокантианская методология». Научная полемика здесь подменяласьнавешиванием ярлыков: «механицизм», «идеализм», «вредители» с одной стороны, и«леваки» — с другой.
«Идеологическая борьба» привела к весьма печальнымпоследствиям в советской географии:
— длительному«разводу» физической и экономической географии, отказу от обсуждения их общихоснов. После длительных дискуссий к 1954г. физическая и экономическая географииокончательно были разделены на две самостоятельные науки. Даже преподаваниегеографии в школах и вузах страны дифференцируется на физическую иэкономическую;
— к потере«проблемы геопространства», замедлевшей развитие отечественной теоретическойгеографии;
— к исключениюиз географии «человека», полному разрыву с демографией и этнографией.
Продолжали формироваться национальные школы. В СШАизвестна школа Р.Хартшорна, который был последователем А.Геттнера и развивалидеи хорологической концепции. По его мнению география призвана описыватьмножество индивидуальных местностей, выявляя их особенности, уникальность.
В Германии З.Пассарге развивал общеземлеведческие идеиК.Риттера и основное внимание уделял природному ландшафту. Им были опубликованы«Основы ландшафтоведения» (1920), «Описание ландшафта» (1929), «Проблемыкультурно-географических пространств» (1933).
Российская школа географов продолжала традиции своихпредшественников. Ландшафтно-морфологическая школа Л.С.Берга (1876-1950 гг.)развивала идеи В.В.Докучаева. Заведуя кафедрой ЛГУ, Л.С.Берг заложилтеоретические основы современного ландшафтоведения, выделил и описалгеографические зоны СССР, формулируя метод выделения ландшафтов по экзогеннымформам рельефа. В последствии эти положения были дополнены учетом климатическихусловий и особенностей биоценозов. Ландшафт у него был объектом изучения, а еготерриториальное размещение — предметом. В последствии его идеи о ландшафтеполучили развитие в трудах Н.А.Солнцева и Н.А.Гвоздецкого (Московскийуниверситет), С.В.Калесника и А.Г.Исаченко (Ленинградский университет),К.И.Геренчука (Львовский университет).
Научная школа Б.Б.Полынова (1877-1952 гг.) сформировалановое направление — геохимию ландшафтов. Полынов предложил метод сопряженногоанализа миграции химических элементов в основных местоположениях (элементарныхландшафтах). Им был опубликован классический труд «Коры выветривания» (1934).Его последователями были А.А.Перельман и М.А.Глазовская (МГУ). В настоящеевремя методы геохимических исследований ландшафта нашли применение в изучениизагрязнения окружающей среды.
Ландшафтно-геофизическую школу А.А.Григорьева (1883-1968гг.) иначе называют академической. Он был первым директором Института географииАН СССР. Его основная заслуга в разработке важнейших узловых вопросов теориифизической географии. Сначала он дает понятие географической оболочки иназывает ее в качестве предмета изучения. Затем обосновывает представление офизико-географическом процессе (развитии, динамике, интенсивности), которыйисследуется через баланс вещества и энергии методом ведущего фактора. Позже онраскрывает структуру географической оболочки. Совместно с М.И. Будыкоформулирует периодический закон зональности. Ландшафты он понимал как «внешнеевыражение» структуры физико-географического процесса, протекающего вгеографической оболочке. С его именем связано изучение механизма широтной игидротермической зональности, разработка системы таксономических единицфизико-географического районирования с использованием метода ведущего фактора.
Экономико-географическая школа Баранского-Колосовскогоизучала территориальные системы, экономические районы СССР, промышленные узлы исельскохозяйственные районы, системы расселения. Для их школы характерен былисторический и пространственный аспект исследования, изучение связей, которыеопирались на картографический и картометрический методы изучениятерриториальных систем. Наиболее колоритной фигурой был Н.Н.Баранский(1881-1963). Его работы собраны в двух книгах: «Экономическая география.Экономическая картография» (1960) и «Экономическая география в средней школе.Экономическая география в высшей школе» (1957). Результатом работы Баранского сучителями стала книга «Методика преподавания экономической географии» (1960). В1946г. он основал известную серию научных сборников «Вопросы географии», атакже журнал «География в школе». Последователями школы Баранского-Колосовскогобыли И.А.Витвер, А.А.Минц, И.М.Маергойз и др.
Не могла не сказаться на географических работах, ихсодержании и методологической направленности вторая мировая война, в ходекоторой «произошло утверждение географии как нужной в XX веке науки»(Преображенский и др., 1997). Перевод географии на военные рельсы охватил всевоюющие страны.
Германия, страна-агрессор, уже к началу войны имелаштатную военно-географическую службу. Была создана IV группа отделения военныхкарт и измерений командования сухопутных войск (Mil-Geo), а такжевоенно-воздушных (Luft-Geo) и военно-морских (Mar-Geo) сил. К сожалению,немецкие географы внесли немалую лепту в формирование и «научное обоснование»нацистской идеологии (Тролл, Джеймс, Мартин и др.).
У стран-союзников по антигитлеровской коалициисовершенствовались службы по военно-географическому обеспечению вооруженныхсил. Особенно большое внимание уделялось созданию специализированных карт, таккак действие авиации, танковых и механизированных соединений зависело не толькоот передаваемых топокартами инвариантных свойств ландшафта (форм рельефа,характера почв), но и сезонных изменений (распутица, снежный и ледяной покров, состояниерастительности и т.д.), влияющих на проходимость, взлетно-посадочные,маскировочные условия. Отмечался значительный рост запросов на комплекснуюгеографическую информацию. Для создания комплексных документов (карт, справок,страноведческих описаний) создавались специальные бригады, включавшие не толькотопографов и страноведов, но и географов-естествоиспытателей.
Не прекращались работы и общетеоретического характера.В.И.Вернадский пишет «Несколько слов о ноосфере» (1944), А.А.Григорьев работаетнад «Субарктикой» (1946), И.П.Герасимов создает программу почвенной карты,М.И.Львович «Элементы водного баланса рек Земного шара» (1945), Г.Д.Рихтер«Снежный покров, его формирование и свойства» (1945) и др. Печатается большоечисло учебников для вузов: С.П.Суслов «Физическая география СССР» (1947),С.В.Калесник «Основы общего землеведения» (1947), Л.С.Берг «Географические зоныСоветского Союза» (1947) и «Климат и жизнь» (1947) и др. «Географгиз»переиздает труды выдающихся русских путешественников и мореплавателей. Подруководством А.А.Григорьева и Г.И.Рихтера начинается выпуск научно-популярнойсерии «Природа СССР» (1946).
Регулярно проходят международные географические конгрессы:XIII в Париже в 1931г., XIV в Варшаве в 1934г., XV в Амстердаме в 1938 г. Их приметами было небольшое число представленных стран (в основном европейских) и возросшееколичество докладов. Советские географы на этих конгрессах были представленынебольшим числом участников.
Расширяется система высшего географического образования. ВСША открывается высшая школа географии при университете Кларка. Во Франции с20-х годов подготовку географов осуществляет 16 университетов, в Великобритании- 10.
В СССР в 1936г. организуется Институт географии АкадемииНаук СССР, а в 1938г. географический факультет МГУ. Подготовка географовпродолжается и в других университетах.

Выводы
— В областипредметной направленности развития географии внимание сосредотачивается нетолько на пространственной морфологии (страны, зоны, районы) и внешнихфакторах, обуславливающих их пространственную неоднородность, но и нарассмотрении процессов в этой морфологической неоднородности и изменении их вовремени. Ведущей установкой этой эпохи становится пространственно-комплекснаяустановка, связанная с подходом к изучению объектов земной реальности каккомплексов, у которых важнейшими свойствами являются взаимосвязи и отношениямежду элементами. Эта установка определила формирование представлений обобщегеографических объектах: учение о географической оболочке, оприродно-территориальном и территориально-производственном комплексах, обэкономическом районе, пейе.
— В изменениивектора развития приоритетов зарубежной и советской географии. Зарубежныегеографы рассматривали проблемы общества и природы как общую частьпространственных отношений, центром которых был человек, его активнаядеятельность и среда жизни. Поэтому теоретической базой таких отношений былпоссибилизм, а ведущими законами — социально-экономические. В противовесприродоведческой географии начинает быстро развиваться социальная география. Всоветской же школе ведущим направлением остается природоведческая география, взначительной степени связанная с запросами производства на ресурсообеспечение.В общественной географии преобладала экономическая (хозяйственная) география,связанная с освоением малообжитых территорий.
— Изменяютсяприоритеты прикладных исследований. Пространственно-комплексная концепциясыграла роль в решении пространственно-морфологических задач — природной исельскохозяйственной зональности, экономическом районировании, а также в оценкеприродных условий освоения слабо обжитых территорий и территориальной организациипроизводства, размещении предприятий, территориально-производственныхкомплексов.
— Отмечалисьтенденции идеологизации географических работ. С одной стороны, они влияли наразвитие ошибочных методологических позиций и «националистических мотивов».Ярко это проявилось в предвоенной Германии и связано было с идеей«национального ландшафта» (культурные ландшафты Германии формируют особый«немецкий дух»), «жизненного пространства», праве господства арийской расы наддругими. Этот круг идей фактически взлелеял геополитику и предопределил вомногом развязывание второй мировой войны. С другой стороны, идеологизациягеографии способствовала разделению ее на два лагеря — социалистический икапиталистический (буржуазный), что сказалось на торможении идей теоретическойгеографии. Особенно в школе советских географов. Идеологизация общественнойжизни способствовала разделению географии на систему природоведческих(физическая география) и общественных (экономическая география) наук, которымбыли присущи свои законы развития.
— Идетпроцесс становления географии как сферы особой профессиональной деятельности,когда в экспедиционных работах активное участие уже принималипрофессионалы-географы, а не представители естественных наук. Организаторамиэкспедиционных работ часто выступали специализированныенаучно-исследовательские институты (Институт географии АН СССР, Институтбританских географов). Одновременно шло становление и массовой профессии, связаннойс ростом числа кафедр географии, факультетов и специализированных ВУЗов,отраслевых курсов, изданием специализированных учебных пособий для высшей исредней школы. В СССР была введена защита докторской диссертации.
— Продолжалсяпроцесс формирования национальных школ: Р.Хартшортна, Л.С.Берга, Б.Б.Полынова,А.А.Григорьева и др., а также интернационализации географии. Проводилисьмеждународные географические конгрессы, состоялся первый международный полярныйгод, был организован Международный географический союз, издавались переводныепубликации, происходил обмен профессурой разных стран.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.